В данном материале представлена рабочая программа по русскому языку для 4 класса по УМК " Планета Знаний". В рабочей программе имеется пояснительная записка, планируемые результаты обучения, содержание курса. Рабочая программа составлена на основе авторской программы УМК " Планета Знаний" с добавлением материала по справочнику упражнений Узоровой .4 класс.Рабочая программа по русскому яз.4 класс. Планета Знаний
русский яз.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 9»
Управления образования Администрации г.о. Электросталь
Утверждаю:
Директор МОУ «Гимназия № 9»
__________О.А. Белякова
«30» августа 2017 г.
8
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по русскому языку
(базовый уровень)
ФГОС
4 класс
Составитель:
Ивашкина Елена Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
1 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования;
основной образовательной программы начального общего образования МОУ «Гимназия
№ 9»;
авторской программы по русскому языку под редакцией О.Б. Калининой, Л.Я
Желтовской.
При реализации данной рабочей программы используется учебник « Русский язык: 4 класс»
О.Б. Калининой., Л.Я Желтовской. (Москва, « Астрель», 2014).
Цель:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого
является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными
положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного
мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование:
коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи);
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства
языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и
письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических,
грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых
единиц языка;
овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоциональноценностного отношения к языку своего народа;
пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать
свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения
русскому языку в начальной школе, в программах курсов четвертого класса выделяются
два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения», что продолжает
образовательную линию второго и третьего класса.
Для реализации программы в процессе обучения используются современные
педагогические технологии: личностноориентированного обучения, развивающего
обучения, игровые, технологии развития критического мышления, организации группового
взаимодействия, здоровьесберегающие. Предполагается применение методов обучения, где
ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся
(проблемный, исследовательский).
Программа рассчитана на изучение курса русского языка в течение 1 года (4 класс).
Общее число учебных часов – 140часов (4 час в неделю).
Планируемые образовательные результаты
2 Изучение курса русский язык в 4 классе обеспечивает достижение обучающимися
результатов,
соответствующих требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования
Личностные результаты.
У учащихся будут сформированы:
осознание русского языка, как явления культуры русского народа, связь развития языка с
развитием культуры и общества;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как
интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;
понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и
здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным свойствам русского языка;
осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории
своего народа, интерес к русскому языку, как к родному;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа,
своей страны;
адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками,
учителем, умение признавать собственные ошибки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической
красоты и точности русского слова;
осознания русского языка как основного средства общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание
разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа
понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям
народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная
мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию,
просить, доказывать и т.д.).
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
осознавать слово, предложение как главные средства языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные;
согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочения слов и поиска
нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в
учебнике материала);
различать родственные (однокоренные) слова;
3 осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи
(существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение
мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 3 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений,
объединённых одной темой и связанных друг с другом);
оценивать уместность использования слов в тексте, подбирать точные слова при выражении
своих мыслей и чувств;
осознавать критерии (общее значение ) объединения слов в группы по частям речи
(Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлоги, союзы);
осознанно использовать для отрицания частицу НЕ;
осознавать роль изучения словосочетаний в курсе русского языка, их общность со словом в
назначении – называть предмет, явление;
осознавать признаки и назначение предложения, как коммуникативного средства языка
(выражение мысли, связь слов, интонационная законченность, речевая задача);
дифференцировать предложения по цели высказывания. По силе выраженного чувства, по
строению (простое, сложное);
находить главные и второстепенные члены предложения при анализе предложений и
употреблять разные члены предложения при создании собственного высказывания;
анализировать (производить разбор) словосочетаний, предложений;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков,
вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 6570 слов,
писать под диктовку тексты в 6065 слов, излагать содержание исходных текстов в 6075
слов, создавать тексты (сочинения) в 812 предложений, правильно оформляя начало и
конец придложений;
осознавать тему и цель высказывания, отбирать нужный для этого материал, продумывать
способы донесения его до слушателей, читателей;
выражать основную мысль и свое отношение к высказываемому (посредством заголовка,
употребления специальных слов и выражений. их форм);
произносить слова четко, в соответствии с орфоэпическими нормами, добиваться точной
интонации, чтобы речь была доступной для понимания и восприятия на слух;
писать слова разборчиво, в соответствии с требованиями каллиграфии, и
достаточнобыстро (примерная скорость письма при списывании до 35 букв, при свободном
письме до 50 букв в минуту);
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и
переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми
морфемами;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по
улучшению речи;
4 Метапредметные результаты.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы;
осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи
(орфограммы в корне слов);
выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с
выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;
осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным
эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с
эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические ошибки, допущенные при
списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании
творческой работы, создании проектов;
объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать выполнение задания;
оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без
ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника;
ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);
владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и
др.;
свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления,
справочного бюро;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам
плана);
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
5 владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим
корнем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения
(обращение, вежливые слова);
озаглавливать текст;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
(обратиться с просьбой, поздравить).
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности (под руководством учителя)
Содержание программы
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (32 ч)
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений (8 ч)
Речь. Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Формы
речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая, внутренняя речь
(обдумывание). Основные виды речевой деятельности: слушание — говорение, чтение —
письмо, внутренняя речь, воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс
обмена смыслами: восприятие смысла — слушание, чтение, передача смысла — говорение,
письмо. Речевая ситуация (с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? — как?... я
буду говорить/слушать). Выбор формы, объёма, типа и жанра высказывания в зависимости
от речевой ситуации. Наблюдение над качествами речи: информационность, логичность,
правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная
выразительность и др. Упражнения по культуре речи: в соблюдении произносительных,
акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном
использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики,
жестов). Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера
русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.
Высказывание. Текст. Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности
текстадиалога. Текстинструкция. Текстписьмо. Углубление представлений о теме и
основной мысли текста. Тексты с двумятремя микротемами. Наблюдения над способами
выражения основной мысли в текстах: выражена словами текста, выражена в заголовке,
идея прямо не выражена, а домысливается.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места,
пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы:
что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге).
Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами
описания, описание с элементами рассуждения. Особенности развития, распространения
мысли в тексте, отражение её в структурных особенностях (композиции) текста.
6 Наблюдение над способами связи частей текста, предложений в тексте. Речевые жанры:
зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции,
отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы фантазии, ответыобобщения
по материалам таблиц и вопросов учебников. Представления о разновидностях
высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный
текст, учебноделовая речь, разговорная речь). Речевой этикет. Извинение, совет, оценка,
поздравление, переписка.
Развитие речи. Виды речевой деятельности (коммуникативноречевые умения) (24
ч)
Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к
ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие дветри микротемы (типы и
жанры указаны выше):
слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по
смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона
голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств
общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);
- читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно
бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до
130–140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё
отношение к читаемому; контролировать своё чтение;
- выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значение с помощью
вопросов, словаря, контекста и других доступных детям справочных источников;
- ориентироваться (предугадывать) содержание текста, его частей по заголовку, пунктам
плана, оглавлению;
понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа
расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в
письменной речи), интонационных средств в устной речи;
- определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям
текста, умение «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не
выраженной в тексте;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
Говорение и письмо (передача смысла).
Создавать (говорить и писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2–3
микротемами):
— продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью
высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение, или смешанный
вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями
(начало, основная часть, концовка) данного типа текста;
— понятно, логично доносить до читателей, слушателей основное содержание
высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;
— выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством
заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых
суффиксов и пр.);
— произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими
нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при
восприятии на слух;
7 — писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и
правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;
— писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в
минуту при списывании, до 65–70 букв — при свободном письме) в целях относительно
синхронной фиксации мыслей на бумаге;
— составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о
пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года,
письма родным и друзьям, тексты телеграмм, текстырецепты, инструкции, отзывы о
прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о
придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;
— вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою
точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства
общения.
Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера:
извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.
Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывания, редактировать, давать
советы по улучшению речи.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (143 ч)
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений (64ч)
Общие сведения о языке (2 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека.
Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев,
исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная
лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.). Русский язык как
государственный язык России, язык межнационального общения. Нормы русского
литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических
конструкций,
их стилистическая неоднородность,
изобразительновыразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка.
Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование).
Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного
народа. Лингвистика и разделы науки о языке.
синонимия средств языка,
Фонетика и орфоэпия. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация,
логическое ударение, пауза, тон, темп и др.). Синонимия средств языка разных уровней, их
стилистическая неоднородность. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в
предложениях.
Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и
орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к
тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.
Графика (3 ч). Алфавит, его использование при работе со словарями,
справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава
слова для решения орфографических задач.
Чистописание. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой
письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение
рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и
буквосочетаний типа: шм, кх, ля, ын, уц, иее, мле, щиз, ною и т.п.; 3) использование
в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и
небольших текстов подсчёт и на время.
Лексика (слово и его значение) (3 ч).
Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и
8 многозначные слова; слова, употребленные в переносном значении; слова, близкие по
значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы).
Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов, как родных, так и
иноязычных.
Толкование смысла фразеологизмов. Обогащение речи наиболее
употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми
словарями.
Состав слова (морфемика) (22ч). Углубление представлений о морфемном составе
слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом
корне слова. Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи
(падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов). Работа с
морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по
составу.
Морфология (слово как часть речи) (64ч).
Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени
прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении).
Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и
употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия,
причастия, деепричастия (без терминов).
Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён
существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов,
картин. Общее представление о роде и изменении имён существительных типа пальто,
такси, метро, особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени
единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался
сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1го, 2го, 3го склонения.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и
падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях
(подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Углубление представлений о значениях имён прилагательных:
принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение
(добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее
представление о кратких прилагательных (по вопросам каков? какова? каково? каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и
множественном числе. Согласование имён прилагательных с именами существительными в
роде, числе, падеже. Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в
предложениях (второстепенный членопределение, сказуемое). Морфологический разбор
имени прилагательного.
Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных
местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление
местоимений с предлогами. Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая
роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол. Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия
(находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные
формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие
в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы
совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам
(спряжение). Глаголы 1го и 2го спряжения. Личные окончания глаголов. Наблюдение над
9 нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение
глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении
(сказуемое, реже — второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи. Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи.
Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён
существительных и местоимений, выражение пространственных отношений. «Служба»
предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении. Назначение и
употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений,
выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц
ли, разве, бы.
Синтаксис (13 ч)
Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в
назначении, в строении).
Словосочетание. Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний:
предмет и его признак, действие и предмет, на который оно переходит, действие и
предмет, с помощью которого оно совершается, действие и место (время, причина, цель)
его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по
лесу, не пришёл изза болезни). Наблюдение над лексической и грамматической
сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).
Словосочетание как строительный материал предложения.
Зависимые слова
словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.
Предложение. Систематизация признаков предложения с точки зрения цели
высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого
предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и
пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к
содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных
формул. Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при
однородных членах. Знаки препинания, используемые при однородных членах,
соединённых перечислительной интонацией, союзами. Углубление сведений о частотных
средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена
существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных
членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных
падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами
предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место,
время действия (обстоятельство). Наблюдения над интонацией и знаками препинания в
предложениях с обращениями. Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация (74 ч)
Правописание падежных окончаний имён существительных в формах
единственного и множественного числа. Употребление большой буквы и кавычек при
написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и
множественного числа.
Написание предлогов с местоимениями. Использование в формах косвенных падежей
личных местоимений 3го лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в
формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть,
испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2го лица после
10 шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед ся (мыться,
учишься). Гласные перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Правописание гласных в личных окончаниях глаголов 1го и 2го спряжения. Работа
с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости. Знаки препинания,
используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией,
союзами. Наблюдение над интонацией и знаками препинания в предложениях с
обращениями.
Календарнотематическое планирование.
№ уроков
Наименование разделов и тем.
Количество
часов
Сроки прохождения
темы
дата
корректир
овка
1
2
3
4
5
6
Вспоминаем качества русской
речи.
Знаки препинания в конце
предложения.
Вводный инструктаж по технике
безопасности.
Произносим внятно, читаем
выразительно
Главные члены предложения.
Наблюдение над свойствами
русского ударения.
Второстепенные члены
предложения.
Актуализация сведений о нормах
произношения и правописания
гласных в словах. Однородные
члены предложения.
Актуализация сведений о нормах
произношения и правописания
гласных в словах.Повторение.
Актуализация сведений о нормах
произношения и правописания
согласных в словах .Зачет по теме
«Предложение»
1
1
1
1
1
1
11
3.09
4.09
5.09
6.09
10.09
11.09 7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Актуализация сведений о нормах
произношения и правописания
согласных в словах.
Повторение.
Упражнения в написании слов с
разными типами согласных и
гласных орфограмм
Повторение
Изложение.
Различаем и оформляем
предложения по цели
высказывания, выражаем чувства и
отношение. Корень.
Различаем и оформляем
предложения по цели
высказывания, выражаем чувства и
отношение. Состав слова. Корень.
Уточняем смысл
высказывания.Корневые
орфограммы. Безударные гласные.
Уточняем смысл высказывания.
Безударные гласные.
Проверочная работа по правильной
записи «сплошного» текста.
Творческая работас текстом.
Парные согласные.
Выделяем этикетные слова и
фразы. Непроизносимые
согласные.
Употребляем знаки препинания.
Сочетания снзн
Контрольный диктант №1 по
теме «В устной речи интонация,
а в письменной… пунктуация»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
12.09
13.09
17.09
18.09
19.09
20.09
24.09
25.09
26.09
27.09
1.10
2.10 19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Работа над ошибками. Закрепление
по теме «В устной речи интонация,
а в письменной…
пунктуация»Удвоенная согласная.
Свободный диктант.
Закрепление по теме «В устной
речи интонация, а в письменной…
пунктуация».Сложные слова..
Упражнения в лингвистических
разборах слов,
предложений.Контрольное
списывание.
Приставки.
Упражнения в лингвистических
разборах слов, предложений..
Буквы з и с на конце приставок.
Упражнения в лингвистических
разборах слов, предложений.Буквы
з и с на конце приставок
Главные и второстепенные члены
предложения. Ъ знак
Части речи и члены предложения.
Ь и Ъ знаки
Глагол как двигатель всей фразы
(вводный урок)
Работа по заданию учителя..
Суффикс.
Неопределённая форма глаголов.
Словарный диктант.Суффиксы –
ек.ик.ец.иц.
Времена глаголов. Изменение
глаголов
в форме прошедшего
времени.окончание. основа слова..
Зачет по теме « состав слова»
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.10
4.10
8.10
9.10
10.10
11.10
15.10
16.10
17.10
18.10
22.10
23.10 31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
Закрепление. Состав слова.
Диктант с предварительной
подготовкой.
Состав слова.
Состав слова..
Общее понятие об имени сущ.
Склонение им. сущ.
Изложение.
Склонение им.сущ.
Правописание безударных личных
окончаний им. сущ ед.ч.
Правописание безударных личных
окончаний им. сущ
Окончания сущ .Т.п ед.ч
Урокитренинги.Работа с текстом..
Урокитренинги. Правописание
гласных в падежных окончаниях
им сущ мн.числавсех падежах.
Морфологический разбор им. сущ
Зачет по теме « ИМЯ СУЩ»
Закрепление знаний о сущ.
Контрольный диктант по теме «
Имя сущ».
Общее понятие об имени
прилагательном.
Морфологически разбор имени
прил.
Сочинение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
24.10
25.10
5.11
6.11
7.11
8.11
12.11
13.11
14.11
15.11
19.11
20.11
21.11
22.11
26.11
27.11
28.11
29.11
3.12 50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Обобщение. Склонение имен прил.
. Контрольный словарный
диктант№1
Обобщение сведений о прил м.р и
ср.р. Им.п и В.п
Р.п.
Д.п. имен прил.
Синтаксический анализ
предложений (обобщение).
Т.п и П.п.
Изложение.
Склонение им.прил. м.р. и ср.р. во
всех падежах
Закрепление. Работа с текстом.
Однородные подлежащие
и сказуемые. Закрепление.
Однородные подлежащие и
сказуемые.Склонение им.прил
ж.р.Им.п В.п,Т.п.
Однородные подлежащие.
Различие безударных окончаний
им.прил. м.р. и ж.р. отвечающих на
вопрос КАКОЙ?
Однородные второстепенные
члены предложения.Повторение.
Однородные второстепенные
члены предложения. Повтрение.
Знаки препинания при однородных
членах предложения. Повторение.
Решение общих пунктуационных
задач . Работа с текстом.
15
4.12
5.12
6.12
10.12
11.12
12.12
13.12
17.12
18.12
19.12
20.12
8.01
9.01
10.01
14.01 65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
Знаки препинания при однородных
членах предложения. Различие
безуд. Окончаний имен прил ж.р. и
ср.р
Решение общих пунктуационных
задач . Склонение прил.во
мн.числе. Им. п и В.п.Р.п, Д.п,Т.п.
П.п
Обозначение однородных членов
предложения на письме.
Словарный диктант.. Повторение.
Склонение им. прил.
Обозначение однородных членов
предложения на
письме.Сочинение.
Урок – тренинг. Осложнённое
списывание «За букетами в
зимний лес». Прилагательные с
окончаниями юю,ую,яя,ая, ие
Повторение окончаний прил.
Контрольное списывание.
Сопоставление признаков разных
типов текста.Зачет по теме «Имя
прил»
Сопоставление признаков разных
типов текста. Тест.
Сопоставление признаков разных
типов текста. Работа с текстом.
Обучающее изложение
«Переправа».
Работа над речевыми и
орфографическими ошибками
Местоимение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
15.01
16.01
17.01
21.01
22.01
23.01
24.01
28.01
29.01
30.01
31.01
4.02 77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
Правописание местоимений с
предлогами.
Вспоминаем части речи.
Словарный диктант. Правописание
местоимений с предлогами.
Ролью частей речи в
художественной
речи.Морфологический разбор
местоимения..
Связь слов в предложениях.
Употребление частей речи в
разных формах Сочинение.
Контрольный диктант.
Изменение частей речи по числам
и родам. (Повторение)
Глагол.Н.ф.
Изменение частей речи по числам
и родам. (Повторение)
Правописание –тся . ться
Имеют ли личные местоимения
значение рода и числа? Мягкий
знак после ч в неопределенной
форме.
Не с глаголами
Сов и несов вид глаолов
Глагол и его личные формы.
Изменение по временам
Изменение глагола по лицам и
числам
Изменение глаголов по лицам и
числам.
2е лицо глаголов ед.ч.
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5.02
6.02
7.02
11.02
12.02
13.02
14.02
18.02
19.02
20.02
21.02
25.02
26.02
27.02 91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
1 и 2 спряжения глаголов
1 и 2 спряжения глаголов
Контрольный диктант № 5 по
теме «Склоняемые части речи».
Безударные личные окончания
глаголов
Безударные личные окончания
глаголов
Глаголыисключения
Глаголы 1 лица мн.числа
Повторение Глаголы 1 л мн.ч
Повторение. Тест.
Глаголы 2 лица ед.ч и мн.ч
Глаголы 2 л ед.ч.
Глаголы 2 лица мн.ч
Контрольный диктант № 6 по
теме «Правописание безударных
личных окончаний глаголов ».
Работа над ошибками. Глаголы 2
лица ед ч с суффиксом ся
Глаголы 2л ед.ч с суффиксом ся
Глаголы 3 лица ед.ч и мн.ч
Работа с текстом.
Глаголы 3 лица ед.ч.
Глаголы 3 лица мн.ч.
Сочинение.
18
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28.02
4.03
5.03
6.03
7.03
11.03
12.03
13.03
14.03
18.03
19.03
20.03
21.03
1.04
2.04
3.04
4.04
8.04
9.04
10.04 111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
Прошедшее время глаголов. Число
и род.
Суффиксы глаголов прошедшего
ремени.
Морфологический разбор глагола
Контрольное списывание.
Зачет по теме «Глагол»
Зачет по теме «Глагол»
Осложненное списывание (вариант
— пересказ) текста с его
предварительным анализом.
С. 65 упр.177
Наречие.
Образование наречий.
Уроктренинг по теме
«Правописание падежных форм
склоняемых частей речи»
Изложение «Первые шаги весны»
(краткое).
Анализ речевых и
орфографических ошибок.
Закрепление по теме
«Правописание падежных форм
склоняемых частей речи»
С. 72 – 73 , упр.196 202
Проверочная работа по теме
«Правописание падежных форм»
Контрольный диктант № 7 по
теме «Правописание падежных
форм склоняемых частей речи»
125
Состав сложного предложения
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11.04
15.04
16.04
17.04
18.04
22.04
23.04
25.04
26.04
6.05
7.05
8.05
13.05
14.05
15.05 126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
Сочинение о подснежнике или
других первоцветах.
С. 95, № 2 – 3
Анализ речевых и
орфографических ошибок.
Сложные и простые предложения.
Части речи как словесные средства
выражения
в предложениях мыслей и чувств.
Словарный диктант. Сложные и
простые предложения.
Части речи как члены
предложения. Сложные и простые
предложения.
Главные члены предложения
Наблюдение над назначением и
синтаксической ролью частей речи.
Наблюдение над назначением и
синтаксической ролью частей речи.
Систематизация сведений о частях
речи
Частицы (закрепление)
Комплексная контрольная работа .
Работа над ошибками. Закрепление
«Части речи».
Формы частей речи,
или как изменяются части речи.
Словарный диктант.
Правописание слов разных частей
речи
Правописание слов разных частей
речи
Правописание слов
с безударными гласными,
20
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16.05
20.05
21.05
22.05
23.05
23.05
24.05
27.05
28.05
29.05
29.05
30.05
30.05
31.05 140
проверяемыми
и не проверяемыми ударением
Правописание слов с
проверяемыми
и непроверяемыми орфограммами
согласными
Итого: 140 часов.
1
31.05
21
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
КТП по русскому яз.4 класс. Планета Знаний.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.