УМК «Перспектива»
Русский язык
4 класс
136 часов (4 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по русскому языку для 1-4 классов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной (Сборник рабочих программ «Перспектива». Система учебников «Перспектива» М., Просвещение, 2020), учебного плана образовательного учреждения.*
Цель рабочей программы — развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Осуществление этой цели и представляет собой, прежде всего реализацию развивающей функции учебного предмета «русский язык».
Цель курса:
· ознакомление с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково – символического восприятия и логического мышления учащихся;
· формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи курса:
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
· развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
· развитие коммуникативных умений;
· усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
· формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
· обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
· развитие нравственных и эстетических чувств;
· развитие способности к творческой деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она соответствует миссии, целям и особенностям МБОУ ОЛГ
Педагогическая целесообразность использования авторской программы по русскому языку для 1-4 классов Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной заключается в том, что в рамках изучения русского языка есть возможность создать условия для формирования ключевых компетентностей. Программа обеспечивает современное качество образования по русскому языку на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы начального общего образования.
*В рабочую программу по русскому языку внесены изменения на распределение количества часов на изучение тем (из расчета 4 часа в неделю – 136 часов в год), в связи с изменением количества часов на изучение русского языка в базисном учебном плане.
Основное содержание
Русский язык
4 класс
136 часов (4 часа в неделю)
График контрольных работ (диктантов) по русскому языку
Русский язык
4 класс
136 часов (4 часа в неделю)
1. Входная контрольная работа (диктант).
2. Контрольный диктант по теме «Текст».
3. Контрольный диктант по теме «Язык как средство общения».
4. Контрольный диктант за 1 четверть.
5. Контрольный диктант по теме «Предложение».
6. Контрольный диктант за 2 четверть.
7. Контрольный диктант по теме «Имя существительное».
8. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
9. Контрольный диктант за 3 четверть.
10. Комплексная срезовая работа.
11. Контрольный диктант по теме «Глагол».
12. Итоговый контрольный диктант за 4 класс.
Всего: 12
Требования к результатам
Русский язык
4 класс
УМК «Перспектива»
Учащиеся должны знать:
• алгоритм определения склонения существительного;
• окончания имен существительных при склонении;
• склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего
рода;
• склонение имен прилагательных во множественном числе;
• правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числах;
• понятие о неопределенной форме глагола;
• изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам
(спряжение);
• глаголы 1–2-го спряжений;
• правописание безударных личных окончаний глаголов;
• мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
• изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
• правописание частицы не с глаголами;
• правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (-ться, -тся );
• служебные части речи.
Учащиеся должны уметь:
• ставить знаки препинания в предложениях простых, простых с однородными
членами;
• устанавливать связь слов в предложениях по вопросам, выделять главные члены
предложения (основу предложения) и словосочетания;
• распознавать местоимения, определять их число и лицо;
• писать раздельно местоимение с предлогом;
• правильно писать падежные окончания прилагательных;
• определять время, число и спряжение глаголов;
• спрягать глаголы, правильно писать личные окончания;
• распознавать неопределенную форму глаголов;
• писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в
единственном числе;
• писать не с глаголами раздельно;
• писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
• писать диктанты различных видов.
• проводить фонетический разбор слов;
• объяснять написание слова с точки зрения орфографии;
• разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;
• производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж
и число имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение,
время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени)
глагола;
• производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;
• определять тему и основную мысль текста;
• озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план
текста;
• распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;
• писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в
них элементов рассуждения и описания.
Учащиеся должны иметь представление:
• о русском языке как культурной ценности русского народа, проявлять интерес к
• изучению родного языка;
• о языке как главном средстве речевого общения; его вспомогательных средствах
• (мимика, жесты, выразительные движения, интонация, пауза); диалоговой модели
• общения, о значении цели, темы, условий, результатах общения; правилах речевого
• этикета.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального
российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание
значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении,
сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера,
усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной
деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения
учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной
форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
• сравнение;
• анализ;
• синтез;
• классификация и обобщение по родовидовым признакам;
• установление аналогий и причинно-следственных связей;
• построение рассуждений;
• отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно
использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный
контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и
сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации,
языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических,
лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих
существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и
звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного
литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого
этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать
приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных
задач.
Тематическое планирование по русскому языку
4 класс
136 часов (4 часа в неделю)
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
1. |
Повторяем – узнаем новое. |
14 ч. |
1.1 |
Речевое общение. Речь устная и письменная. |
2 ч. |
1.2 |
Цель речевого общения. |
1 ч. |
1.3 |
Речевая культура. Обращение. |
3 ч. |
1.4 |
Текст как речевое произведение. |
6 ч. |
1.5 |
Контроль знаний. |
2 ч. |
2. |
Язык как средство общения. |
34 ч. |
2.1 |
Средства общения. |
5 ч. |
2.2 |
Предложение. |
4 ч. |
2.3 |
Главные и второстепенные члены предложения. |
6 ч. |
2.4 |
Предложение с однородными членами. |
4 ч. |
2.5 |
Простые и сложные предложения. |
3 ч. |
2.6 |
Словосочетания. |
4 ч. |
2.7 |
Контроль знаний. |
2 ч. |
2.8 |
Слово и его значение. |
4 ч. |
3. |
Состав слова. |
10 ч. |
3.1 |
Состав слова. Однокоренные слова. |
8 ч. |
3.2 |
Контроль знаний. |
2 ч. |
4. |
Слово как часть речи. |
77 ч. |
4.1 |
Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении. |
2 ч. |
4.2 |
Имя существительное. |
23 ч. |
4.3 |
Имя прилагательное. |
10 ч. |
4.4 |
Местоимение. |
6 ч. |
4.5 |
Глагол. |
26 ч. |
4.6 |
Имя числительное. |
4 ч. |
4.7 |
Наречие. |
3 ч. |
4.8 |
Служебные части речи. |
2 ч. |
5. |
Повторение. |
1 ч. |
Итого: 136 ч. |
Практическая часть программы
Русский язык
4 класс
136 часов (4 часа в неделю)
Вид работы |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Год |
Диктант |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
Словарный диктант |
1 |
2 |
1 |
1 |
5 |
Контрольное списывание |
|
|
1 |
1 |
|
Контрольная работа |
1 |
|
|
1 |
2 |
Изложение (р/р) |
1 |
2 |
1 |
4 |
|
Сочинение (р/р) |
1 |
|
|
1 |
|
Проверочная работа |
|
1 |
|
|
1 |
Календарно - тематическое планирование по русскому языку. 4 класс
программа Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной
136 часов (4 часа в неделю)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
|
1. |
Вводный урок. Техника безопасности в кабинете. Знакомство с учебником. |
1 неделя |
|
|
|
2. |
Речевое общение. Речь устная и письменная. |
|
|
||
3. |
Цель и правила речевого общения. |
|
|
||
4. |
Речевая культура. Обращение. Формы обращения. Речевой этикет. |
|
|
||
5. |
Использование формул речевого этикета. Знаки препинания при обращении. |
2 неделя |
|
|
|
6. |
Деловая речь. Составление планов. Научная речь и художественная речь. Метафора и сравнение. |
|
|
||
7. |
Входная контрольная работа (диктант). |
|
|
||
8. |
Анализ работы. Работа над ошибками. |
|
|
||
9. |
Текст. Признаки текста. Типы текстов. |
3 неделя |
|
|
|
10. |
План текста простой и развернутый. Составление плана к тексту и по рисунку. Определение типа текста. |
|
|
||
11. |
Текст - рассуждение, текст- описание, текст - повествование. |
|
|
||
12. |
Р/р. Обучающее изложение. |
|
|
||
13. |
Контрольный диктант по теме "Текст". |
4 неделя |
|
|
|
14. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
|
|
||
15. |
Средства общения. Роль языка и письменности в истории и общении человечества. Способы передачи сообщения. |
|
|
||
16. |
Основные правила орфографии. Словарный диктант. |
|
|||
17. |
Звуки и буквы русского алфавита. Повторение. Словесное творчество. |
5 неделя |
|
|
|
18. |
Контрольный диктант по теме "Язык как средство общения". |
|
|
||
19. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
|
|||
20. |
Предложение. Различение предложений и словосочетаний. |
|
|
||
21. |
Виды предложений. Знаки препинания. |
6 неделя |
|
|
|
22. |
Состав предложения. |
|
|
||
23. |
Р/р. Составление текста - рассуждения на заданную тему. |
|
|
||
24. |
Повторение. Проверь себя. |
|
|
||
25. |
Главные и второстепенные члены предложения. |
7 неделя |
|
|
|
26. |
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. |
|
|
||
27. |
Способы выражения подлежащего и сказуемого. |
|
|
||
28. |
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных членов предложения. |
|
|
||
29. |
Связь слов в предложении. |
8 неделя |
|
|
|
30. |
Однородные члены предложения. Словарный диктант. |
|
|
||
31. |
Контрольный диктант за 1 четверть. |
|
|
||
32. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
|
|
||
33. |
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. |
9 неделя |
|
|
|
34. |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
|
|
||
35. |
Простые и сложные предложения. |
|
|
||
36. |
Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. |
|
|
||
37. |
Словосочетание. |
10 неделя |
|
|
|
38. |
Различие между словосочетанием, словом и предложением. Проверь себя. |
|
|
||
39. |
Р/р. Обучающее изложение. |
|
|
||
40. |
Анализ изложения. Работа над ошибками. |
|
|
||
41. |
Контрольный диктант по теме "Предложение". |
11 неделя |
|
|
|
42. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
|
|
||
43. |
Слово и его значение. Тематическая классификация слов. |
|
|
||
44. |
Различные вилы лингвистических словарей. |
|
|
||
45. |
Синонимы, антонимы, омонимы. |
12 неделя |
|
|
|
46. |
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. |
|
|
||
47. |
Проверочная работа по лексикологии. |
|
|
||
48. |
Работа над ошибками. |
|
|
||
49. |
Состав слова. Разбор слова по составу. Образование новых слов с помощью приставок. |
13 неделя |
|
|
|
50. |
Правописание разделительного твердого и мягкого знака. Словарный диктант. |
|
|
||
51. |
Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов -ик-, -ек-. |
|
|
||
52. |
Однокоренные слова. Правописание гласных и согласных в корне слова. |
|
|
||
53. |
Правописание соединительных гласных в сложных словах. |
14 неделя |
|
|
|
54. |
Р/р. Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. |
|
|
||
55. |
Анализ изложения. Правописание слов с орфограммами корня. |
|
|
||
56. |
Повторение изученных ранее орфограмм. Словарный диктант. |
|
|
||
57. |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
15 неделя |
|
|
|
58. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
|
|
||
59. |
Часть речи. Критерии выделения частей речи. Различие и общность частей речи. |
|
|
||
60. |
Грамматическое значение частей речи. Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении. |
|
|||
61. |
Имя существительное. Повторяем, что знаем. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
16 неделя |
|
||
62. |
Число и род имен существительных. Словарный диктант. |
|
|||
63. |
Алгоритм определения падежа имен существительных. |
|
|||
64. |
Упражнение в распознавании падежа имен существительных. |
|
|||
65. |
Определение падежа имен существительных. Несклоняемые имена существительных. |
17 неделя |
|
|
|
66. |
Три склонения имен существительных (общее представление). |
|
|||
67. |
Р/р. Обучающее изложение. |
|
|
||
68. |
Анализ работы. Работа над ошибками. |
|
|
||
69. |
Падежные окончания имен существительных 1-го склонения. |
18 неделя |
|
|
|
70. |
|
|
|||
71. |
|
|
|||
72. |
Падежные окончания имен существительных 2-го склонения. |
|
|
||
73. |
19 неделя |
|
|
||
74. |
|
|
|||
75. |
Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. |
|
|
||
76. |
|
|
|||
77. |
Падежные окончания имен существительных в единственном и множественном числах. |
20 неделя |
|
|
|
78. |
|
|
|||
79. |
|
|
|||
80. |
Склонение имен существительных во множественном числе. |
|
|
||
81. |
21 неделя |
|
|
||
82. |
Контрольный диктант по теме "Имя существительное". |
|
|
||
83. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
|
|
||
84. |
Имя прилагательное. Повторяем, что знаем. |
|
|
||
85. |
Безударные окончания имен прилагательных. |
22 неделя |
|
|
|
86. |
|
|
|||
87. |
Склонение имен прилагательных (во множественном числе). Словарный диктант. |
|
|
||
88. |
|
|
|||
89. |
23 неделя |
|
|
||
90. |
Разбор имени прилагательного как часть речи. Проверь себя. |
|
|
||
91. |
|
|
|||
92. |
Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное". |
|
|||
93. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
24 неделя |
|
||
94. |
Местоимение. Как часть речи. |
|
|
||
95. |
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. |
|
|
||
96. |
Склонение личных местоимений 3-го лица. |
|
|
||
97. |
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений с предлогами. Проверь себя. |
25 неделя |
|
|
|
98. |
Контрольный диктант за 3 четверть. |
|
|||
99. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
|
|
||
100. |
Глагол. Повторяем, что знаем. Изменение глагола по временам. |
|
|
||
101. |
Неопределенная форма глагола как его начальная форма. |
26 неделя |
|
|
|
102. |
Спряжение глаголов в настоящем времени. |
|
|
||
103. |
|
|
|||
104. |
|
|
|||
105. |
Спряжение глаголов в будущем времени. |
27 неделя |
|
|
|
106. |
|
|
|||
107. |
2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. |
|
|
||
108. |
|
|
|||
109. |
28 неделя |
|
|
||
110. |
I и II спряжение глаголов. Способы определения спряжения глаголов. Словарный диктант. |
|
|
||
111. |
|
|
|||
112. |
|
|
|||
113. |
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. |
29 неделя |
|
|
|
114. |
|
|
|||
115. |
Списывание текста. Правописание глаголов на -ться и -тся. |
|
|
||
116. |
|
|
|||
117. |
Комплексная срезовая работа. |
30 неделя |
|
|
|
118. |
Глаголы-исключения. |
|
|
||
119. |
|
|
|||
120. |
Написание безударных окончаний глаголов. |
|
|
||
121. |
31 неделя |
|
|
||
122. |
Разбор глагола как часть речи. Проверь себя. |
|
|
||
123. |
|
|
|||
124. |
Контрольный диктант по теме "Глагол". |
|
|
||
125. |
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
32 неделя |
|
|
|
126. |
Имя числительное. |
|
|
||
127. |
|
|
|||
128. |
|
|
|||
129. |
33 неделя |
|
|
||
130. |
Наречие. |
|
|
||
131. |
|
|
|||
132. |
|
|
|||
133. |
Итоговый контрольный диктант. |
34 неделя |
|
|
|
134. |
Служебные части речи. |
|
|
||
135. |
Повторение изученного ранее. |
|
|
||
136. |
Повторение изученного ранее. |
|
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.