Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
среднего общего образования
11 класс
Количество часов: 68ч (2ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе программы среднего (полного) общего образования. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. - 2013 г.
Учебник: Биология. Общая биология. Базовый уровень.11 класс. 3–е стереотипное. Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова М.: Вертикаль, Дрофа.- 2015 г.
I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
В результате изучения биологии учащиеся 11 класса должны
знать/понимать:
· строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
· сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
· использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии;
уметь:
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биологии.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Раздел 1. Вид (36 ч)
История эволюционных идей. Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж. Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественно-научной картины мира.
Основные понятия. Эволюция. Креационизм, трансформизм, эволюционизм. Групповая и индивидуальная изменчивость. Искусственный отбор. Борьба за существование. Естественный отбор.
Вид. Критерии вида. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор; их влияние на генофонд популяции. Движущий и стабилизирующий естественный отбор. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора. Видообразование как результат эволюции. Способы и пути видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов.
Доказательства эволюции органического мира.
Лабораторные и практические работы:
Описание особей вида по морфологическому критерию.
Выявление приспособленности организмов к среде обитания.
Основные понятия. Вид, популяция; их критерии. Генофонд. Движущие силы эволюции: мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Движущий и стабилизирующий отбор. Способы и пути видообразования.
Развитие представлений о возникновении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Пастера. Гипотезы происхождения жизни.
Современные взгляды на возникновение жизни. Теория Опарина-Холдейна.
Усложнение живых организмом на Земле в процессе эволюции
Основные понятия. Теория Опарина — Холдейна. Химическая эволюция. Биологическая эволюция. Постепенное усложнение организации и приспособления к условиям внешней среды организмов в процессе эволюции.
Гипотезы происхождения человека. Положение человека в системе животного мира (класс Млекопитающие, отряд Приматы, род Люди). Эволюция человека, основные этапы.
Расы человека. Происхождение человеческих рас. Видовое единство человечества.
Лабораторные и практические работы:
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства.
Раздел 2. Экосистемы (25 ч)
Организм и среда. Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные), их значение в жизни организмов. Закономерности влияния экологических факторов на организмы. Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
Основные понятия. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Экологическая ниша.
Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Влияние человека на экосистемы. Искусственные сообщества – агроценозы.
Лабораторные и практические работы:
Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме.
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
Экскурсия:
Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер школы, ферма и др.) экосистемы.
Основные понятия. Экосистема, биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Пищевые цепи и сети.
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот веществ (на примере круговорота воды и углерода).
Основные понятия. Биосфера. Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество, биокосное вещество. Биомасса Земли.
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.
Основные понятия. Глобальные экологические проблемы. Охрана природы. Рациональное природопользование. Национальные парки, заповедники, заказники. Красная книга.
Заключение (1 ч)
Резервное время — 5 ч.
I. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ урока |
Название темы/раздела |
кол-во часов |
дата |
||
по плану |
факт |
||||
Введение |
1 |
|
|
||
1 |
Введение. ТБ в кабинете биологии. |
1 |
05.09 |
05.09 |
|
Раздел 1. Вид |
36 |
|
|
||
2 |
История эволюционных идей. |
1 |
06.09 |
06.09 |
|
3 |
Развитие биологии в додарвиновский период. Значение работ К.Линнея. |
1 |
12.09 |
12.09 |
|
4 |
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. |
1 |
13.09 |
13.09 |
|
5 |
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. |
1 |
19.09 |
19.09 |
|
6 |
Эволюционная теория Ч. Дарвина. Искусственный отбор. |
1 |
20.09 |
20.09 |
|
7 |
Эволюционная теория: борьба за существование и естественный отбор |
1 |
26.09 |
26.09 |
|
8 |
Роль эволюционной теории в. формировании естественнонаучной картины мира |
1 |
27.09 |
27.09 |
|
9 |
Вид, его критерии . Л/р №1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» |
1
|
03.10 |
03.10 |
|
10 |
Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. |
1 |
04.10 |
04.10 |
|
11 |
Синтетическая теория эволюции. |
1 |
10.10 |
10.10 |
|
12 |
Движущие силы эволюции. |
1 |
11.10 |
11.10 |
|
13 |
Движущий и стабилизирующий естественный отбор. |
1 |
17.10 |
17.10 |
|
14 |
Адаптации организмов к условиям обитания. |
1 |
18.10 |
18.10 |
|
15 |
Видообразование как результат эволюции. |
1 |
24.10 |
24.10 |
|
16 |
Практическая работа №1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» |
1 |
25.10 |
25.10 |
|
17 |
Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. |
1
|
31.10 |
31.10 |
|
18 |
Обобщение по теме «Микроэволюция» |
1 |
01.11 |
01.11 |
|
19 |
Главные направления эволюционного процесса |
1 |
14.11 |
14.11 |
|
20 |
Урок-семинар по теме «Главные направления эволюционного процесса» |
1 |
15.11 |
15.11 |
|
21 |
Биологический прогресс и биологический регресс. Причины вымирания видов |
1 |
21.11 |
21.11 |
|
22 |
Доказательства эволюции органического мира. |
1 |
22.11 |
22.11 |
|
23 |
Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» |
1 |
28.11 |
28.11 |
|
24 |
Проверочная работа по теме «Эволюционное учение» |
1 |
29.11 |
29.11 |
|
25 |
Развитие представлений о возникновении жизни. |
1 |
05.12 |
05.12 |
|
26 |
Гипотезы о происхождении жизни |
1 |
06.12 |
06.12 |
|
27 |
Современные представления о возникновении жизни. Теория Опарина-Холдейна. |
1 |
12.12 |
12.12 |
|
28 |
Эволюция растительного мира |
1 |
13.12 |
13.12 |
|
29 |
Эволюция животного мира |
1 |
19.12 |
19.12 |
|
30 |
Обобщающий урок по теме «Развитие жизни на Земле» |
1 |
20.12 |
20.12 |
|
31 |
Гипотезы происхождения человека. |
1 |
26.12 |
26.12 |
|
32 |
Положение человека в системе животного мира. |
1 |
27.12 |
27.12 |
|
33 |
Эволюция человека. Основные этапы. |
1 |
16.01 |
16.01 |
|
34 |
Эволюция человека. Л/р №2 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство родства» |
1 |
17.01 |
17.01 |
|
35 |
Расы человека. Происхождение человеческих рас. |
1 |
23.01 |
23.01 |
|
36 |
Видовое единство человечества. |
1 |
24.01 |
24.01 |
|
37 |
Проверочная работа «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека» |
1
|
30.01 |
30.01 |
|
Раздел 2. Экосистемы |
25 |
|
|
||
38 |
Организм и среда. предмет и задачи экологии. |
1 |
31.01 |
31.01 |
|
39 |
Экологические факторы среды, их значение в жизни организмов. |
1 |
06.02 |
06.02 |
|
40 |
Закономерности влияния экологических факторов на организмы. |
1 |
07.02 |
07.02 |
|
41 |
Взаимоотношения между организмами. Межвидовые отношения. |
1 |
13.02 |
13.02 |
|
42 |
Урок-семинар «Экологические факторы» |
1 |
14.02 |
14.02 |
|
43 |
Видовая и пространственная структура экосистем. |
1 |
20.02 |
20.02 |
|
44 |
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. |
1 |
21.02 |
21.02 |
|
45 |
Пищевые связи. Л/р №3 «Составление схем передачи вещества и энергии в экосистеме» |
1 |
27.02 |
27.02 |
|
46 |
Причины устойчивости и смены экосистем. |
1 |
28.02 |
28.02 |
|
47 |
Игра «Биотоп» |
1 |
06.03 |
06.03 |
|
48 |
Влияние человека на экосистемы. |
1 |
07.03 |
07.03 |
|
49 |
Практическая работа №2 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности |
1
|
13.03 |
13.03 |
|
50 |
Искусственные сообщества - агроценозы. |
1 |
14.03 |
14.03 |
|
51 |
Практическая работа №3 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». Экскурсия |
1
|
20.03 |
20.03 |
|
52 |
Обобщающий урок «структура экосистем» |
1 |
21.03 |
21.03 |
|
53 |
Биосфера – глобальная экосистема. Состав и структура биосферы. |
1
|
03.04 |
03.04 |
|
54 |
Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. |
1 |
04.04 |
04.04 |
|
55 |
Биологический круговорот веществ |
1 |
10.04 |
10.04 |
|
56 |
Обобщающий урок «Биосфера» |
1 |
11.04 |
11.04 |
|
57 |
Биосфера и человек. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. |
1 |
17.04 |
17.04 |
|
58 |
Последствия деятельности человека для окружающей среды. |
1 |
18.04 |
18.04 |
|
59 |
Правила поведения в природной среде |
1 |
24.04 |
24.04 |
|
60 |
Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов |
1 |
25.04 |
25.04 |
|
61 |
Обобщающий урок «Экосистемы» |
1 |
02.05 |
02.05 |
|
62 |
Проверочная работа: «Экосистемы» |
1 |
08.05 |
08.05 |
|
Заключение |
1 |
|
|
||
63 |
Обобщение знаний. Решение генетических задач. |
1 |
15.05 |
15.05 |
|
Резервное время |
5 |
|
|
||
64 |
Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира» |
1 |
16.05 |
16.05 |
|
65 |
Выполнение заданий ЕГЭ по теме «Экосистемы и присущие им закономерности» Решение экологических задач |
1 |
22.05 |
22.05 |
|
66 |
Экскурсия «Многообразие видов» (окрестности школы) |
3 |
23.05 |
23.05 |
|
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году») произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет пройдена не за 68 учебных часов, а за 66 учебных часа. Недостаток учебного времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
По программе запланировано:
Лабораторные работы:
1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»;
2. «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»;
3. «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме»;
Практические работы:
1. «Выявление приспособленности организмов к среде обитания»;
2. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности (в виде реферата, презентации, стендового доклада и пр.)»;
3. «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»
Экскурсия:
1. «Естественные (лес, поле и др.) и искусственные (парк, сад, сквер, ферма и др.) экосистемы»
Обобщающие уроки:
1. «Микроэволюция»
2. «Эволюционное учение»
3.«Развитие жизни на Земле»
4. «структура экосистем»
5. «Биосфера»
6. «экосистемы»
7. Обобщение знаний.
Проверочные работы:
1. «Эволюционное учение»;
2. «Развитие жизни на Земле. Происхождение человека»;
3. «Экосистемы».
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.