Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с «Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс» М.: Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров).В соответствии с ФГОС.
Учебник: Н.И. Сонин Биология. Живой организм 6 класс М.: Дрофа, 2016 /ФГОС
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся научатся:
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.для учителя биологии
рп биол 6.docx
Ростовская область Кашарский район х.Талловеров
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Талловеровская средняя общеобразовательная школа.
« Утверждаю »
Директор МБОУ Талловеровская СОШ
Приказ от _______________№_______
Подпись руководителя _____________
Печать /Переверзева Н.Н/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
основного общего образования
6 класс
Количество часов: 35ч (1ч в неделю)
Учитель: Никулина Е.В.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения, в соответствии с
«Программа основного общего образования. Биология. 59 классы. Линейный курс» М.:
Дрофа, 2015; (ФГОС). (Н.И.Сонин, В.Б.Захаров).В соответствии с ФГОС.
Учебник: Н.И. Сонин Биология. Живой организм 6 класс М.: Дрофа, 2016 /ФГОС I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате освоения курса биологии 6 класса учащиеся научатся:
Личностным результатом изучения предмета является формирование
следующих умений и качеств:
Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его
познания и объяснения на основе достижений науки;
Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
формирование ответственного отношения к обучению;
формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение
программ;
развитие навыков обучения;
формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и
др.;
формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной,
общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
осознание значения семьи в жизни человека;
уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае
необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из
предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для
указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно
следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик
объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
2 Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения),
доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность
следующих умений:
Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых
организмов;
Понимать смысл биологических терминов;
Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов.
Учащиеся научатся:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ инфекции, вредных
привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний;
Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при
укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
при спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в
окружающей среде;
Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за
ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учащиеся получат возможность научиться определять:
— понятия и термины: «почвенное питание», «воздушное питание», «хлоропласт»,
«фотосинтез», «питание», «дыхание», «транспорт веществ», «выделение», «листопад»,
«обмен веществ», «холоднокровные животные», «теплокровные животные», «опорная
система», «скелет», «движение», «раздражимость», «нервная система», «эндокринная
система», «рефлекс», «размножение», «половое размножение», «бесполое размножение»,
«почкование», «гермафродит», «оплодотворение», «опыление», «рост», «развитие»,
«прямое развитие», «непрямое развитие».
Учащиеся научатся:
3 — описывать органы и системы, составляющие организмы растений и животных,
определять их, показывать на таблицах;
— называть основные процессы жизнедеятельности организмов и объяснять их сущность;
— обосновывать связь процессов жизнедеятельности между собой;
— сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;
— наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы.
II.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1: СТРОЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов)
Тема 1.1: Чем живое отличается от неживого
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов:
клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии,
питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение,
размножение.
Тема 1.2: Химический состав клеток
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические
вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки,
жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные работы: Определение состава семян пшеницы.
Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток
Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки.
Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их
значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные работы: Строение клеток живых организмов.
Тема 1 4: Деление клетки
Деление – важнейшее свойство клеток. Два основных типа деления – митоз и
мейоз. Роль хромосом при делении клеток. Одинарный и двойной набор
хромосом.
Тема 1.5: Ткани растений и животных
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей
растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей
животных организмов, их строение и функции.
Тема 1.6: Органы и системы органов
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение
корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега.
Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение
4 веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья.
Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.
Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных
растений. Система органов. Основные системы органов животного организма:
пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно
двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные работы: Корневые системы. Строение почки. Простые и сложные
листья. Строение семян. Строение цветка.
Тема 1.7. Организм как единое целое
Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и
окружающая среда.
Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (25 часов)
Тема 2.1: Питание и пищеварение
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма.
Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания
животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты.
Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем
животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Демонстрации: Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.
Тема 2.2: Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических
веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в
процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных
организмов.
Демонстрации: Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян.
Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3: Передвижение веществ в организме
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении.
Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса
веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная
система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма,
клетки крови).
Лабораторные работы: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю
растений.
Тема 2.4: Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения
у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных.
Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Тема 2.5: Опорные системы
5 Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений.
Опорные системы животных.
Лабораторные работы: Строение костей животных.
Тема 2.6: Движение
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение
двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых
организмов.
Лабораторные работы: Движение инфузории туфельки.
Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция
процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система,
особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в
регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.
Ростовые вещества растений.
Тема 2.8: Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое
размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение
организмов. Особенности полового размножения животных. Органы
размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение
растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Лабораторные работы: Вегетативное размножение растений.
Тема 2.9: Рост и развитие
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и
семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания
семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов.
Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое
развитие.
Лабораторные работы: Прорастание семян.
Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа)
Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые
организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном
сообществе. Цепи питания.
4. Повторение (3 часа).
Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.
6 III.
КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
№
п/п Наименование раздела и тем
Дата проведения
Планир
уемая
Факти
ческая
в
о
с
а
ч
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
Контроль
ные,
лаборатор
ные,
практичес
кие,
самостоят
ельные
работы
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов
1
2
3
Вводный инструктаж по т.б.
Входной контроль
Строение растительной и
животной клетки.
10ч
1
1
Деление клетки. Митоз.
Мейоз и их биологическое
значение.
Ткани растений и животных
2ч
4
Ткани растений.
5
Ткани животных
Органы и системы органов.
4ч
6 Органы цветкового растения.
7
Корень. Побег.
Стебель. Передвижение
веществ по стеблю.
8 Лист. Цветок. Плоды.
9 Органы и системы органов
животных. Контрольная
работа по разделу «строение и
свойства живых организмов»
1
1
1
1
1
1
Л\р.№1
«Строение
клеток
живых
организмо
в».
03.09
03.09
10.09
10.09
17.09
17.09
Л\р. №2
«Ткани
живых
организмо
в»
24.09
24.09
01.10
01.10
08.10
15.10
22.10
29.10
08.10
15.10
22.10
29.10
Работа по
карточкам
Л/ р №3
«Распознав
ание
органов
у растений
7 №
п/п Наименование раздела и тем
в Контроль
Дата проведения
Планир
уемая
Факти
ческая
о
с
а
ч
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
ные,
лаборатор
ные,
практичес
кие,
и
животных»
Письменн
ый
индивидуа
льный
контроль.
Тестирова
ние
Раздел 2. Жизнедеятельность организма
25ч
Питание и пищеварение
10 Питание. Особенности
питания растительного
организма. Урок – презентация
«Фотосинтез».
11 Особенности питания
животных.
12 Пищеварение и его значение.
1
1
1
13 Дыхание растений.
14 Дыхание животных.
Дыхание
2
1
1
3ч
12.11
12.11
19.11
19.11
26.11
26.11
Тестирова
ние
03.12
03.12
10.12
10.12
17.12
17.12
Передвижение веществ и энергии
2
15 Передвижение веществ в
растительном организме.
1
Л\р. №4
«Передвиж
ение воды
и
минеральн
ых
веществ по
стеблю».
16 Передвижение органически
1
24.12
24.12
веществ в животном
организме.
Выделение
17 Выделение у растений, грибов
и животных.
2
1
8
31.12
31.12 №
п/п Наименование раздела и тем
18 Обмен веществ у растений и
животных
Опорные системы
19 Опорные системы животных.
20 Опорные системы растений.
Движение
21 Движение.
22 Движение многоклеточных
животных.
Дата проведения
Планир
уемая
Факти
ческая
21.01
21.01
28.01
28.01
04.02
04.02
11.02
11.02
18.02
18.02
о
с
а
ч
о
в
т
с
е
ч
и
л
1
о
К
в Контроль
ные,
лаборатор
ные,
практичес
кие,
Работа по
карточкам
2
1
1
2
1
1
Л\р. №5
«Разнообр
азие
опорных
систем».
Л\р. №6
«Движение
инфузории
туфельки»
.
Л\р. №7
«Особенно
сти
передвиже
ния
дождевого
червя
Регуляция процессов жизнедеятельности
23
Регуляция процессов
жизнедеятельности
организмов. Раздражимость
24 Нервная система. Рефлекс,
инстинкт
26 Эндокринная система. Железы
внутренней секреции.
Ростовые вещества растений
3
1
1
1
25
Размножение и его виды.
Бесполое размножение.
26 Половое размножение
Размножение
3
Л/р № 8.
«Определе
ние
всхожести
семян»
1
1
9
25.02
25.02
04.03
04.03
11.03
11.03
18.03
18.03
08.04
08.04 №
п/п Наименование раздела и тем
животных
27 Половое размножение
растений.
в Контроль
ные,
лаборатор
ные,
практичес
кие,
о
с
а
ч
о
в
т
с
е
ч
и
л
о
К
1
Рост и развитие
3
28
Рост и развитие растений
29
Рост и развитие животных
организмов.
30 Организм как единое целое.
31 Обобщающий урок по
«Жизнедеятельность
организмов»
32 Контрольная работа по
разделу «Жизнедеятельность
организмов»
33 Повторение изученного
1
1
1
1
1
3
Работа с
тестами
Письменн
ый
индивидуа
льный
контроль.
Тестирова
ние
Дата проведения
Планир
уемая
Факти
ческая
15.04
15.04
22.04
22.04
29.04
29.04
06.05
06.05
13.05
13.05
20.05
20.05
27.05
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление
Правительства РФ от 04.08.2016 г. №756 «О переносе выходных дней в 2017 году»)
произошло уплотнение учебного материала, поэтому данная программа будет
пройдена не за 35 учебных часов, а за 33 учебных часа. Недостаток учебного
времени будет компенсирован путем интеграции тем курса.
10 СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ Талловеровская СОШ _____________/Сыроваткина Н.В./
от________201_г №______ подпись
________________________ _____ ________________201__г
подпись руководителя МС дата
11
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
КТП уроков 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.