Культура Древнего Мира
Оценка 4.6

Культура Древнего Мира

Оценка 4.6
docx
07.04.2021
Культура  Древнего   Мира
культура древнего мира.docx

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: 
конспект урока "Культура Древнего мира"

Опубликовано 29.07.2012 - 18:24 - Бровкина Анна Николаевна

 

Культура Древнего мира.

Урок-путешествие в 5 классе

 

Цели: повторить и систематизировать знания по истории культуры Древнего Востока и Древней Греции, познакомить с достижениями мировой культуры в период Древности разных народов, способствовать формированию представления о необходимости изучения её истории, т. к. именно культурные и научные достижения этого периода являются основополагающими элементами современной культуры.

Способствовать воспитанию чувства прекрасного, чувства уважения к тем народам, которые создавали предметы мировой культуры.

Продолжить формирование умений решать логические задания, тесты, правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия.

Тип урока: урок-путешествие

Формы организации работы: работа в парах, индивидуальная, коллективная.

Методы: интерактивные,

Приёмы: решение тестов, задач и отгадывание чайнворда.

Понятия: культура, религия, живопись, искусство.

Оборудование: сигнальные карточки, кроссворд, рисунки, тест, ПК, проектор, презентация.

 

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Постановка цели, знакомство с темой и планом занятия.

Сегодня на уроке мы будем повторять то, что уже знаем о культуре Древнего мира, а также знакомиться с другими достижениями культуры Древности.

Наша задача на урок: выяснить, зачем надо изучать культуру Древнего мира.

III. Основная часть.

На занятии мы заполним чайнворд. Но чтобы это сделать, нам необходимо совершить путешествие по странам Древнего мира и решить задачи.

 

Этап первый (работа в парах)

Станция 1. Религия.

Учитель: во время своего путешествия мы будем останавливаться на разных станциях. Первой остановкой будет станция «Религия».

- Давайте вспомним, что такое религия?

- Почему появились религиозные верования?

- Умели ли древние люди объяснять, почему происходят те или иные природные явления?

- Как они объясняли смерть?

- Почему древнейшие тщательно готовились к жизни после смерти? (Древние люди верили, что после смерти тела человека его душа продолжает жить, поэтому они тщательно готовились к смерти, чтобы устроить своей душе лучшую жизнь.)

Уч-ся вписывают первое слово в кроссворд.

 

Теперь мы вспомним, какова была религия Древнего Египта. Для этого ответим на вопросы:

- Почему власть фараона в Египте была такой сильной?

- Почему фараоны строили пирамиды?

- Вспомните, что представляло собой царство мёртвых у древних египтян?

- Кто судил души умерших? (Осирис.)

- Как звали бога царства мёртвых? (выбрать из предложенных вариантов ответа)

   Аид     Анубис    Амон-Ра

Уч-ся вписывают ответ в кроссворд.

 

Древнееврейское царство

- Чем религия древних евреев отличалась от других древних религий?

- Как звали Бога израильского народа?

- Как называется самая известная книга в мире?

- Кто дал Моисею Десять Заповедей?

- На какой горе это произошло?

 - Арарат   Синай  Гималаи

Уч-ся вписывают ответ в кроссворд.

 

- Чем религия древних индийцев отличалась от религиозных верований Древнего Египта?

- Жители Древней Индии верили, что человек может после смерти родиться в другом облике. От чего зависело, кем станет человек после смерти?

- Как называется священная река в Индии?

Инд   Нил   Евфрат

Уч-ся записывают ответ в кроссворде.

 

Греция

- Чем боги древних греков отличались от богов древних египтян?

- Греческие боги жили одной семьёй, но где находился их дом?

- Назовите трёх главных богов Древнейшей Греции.

- Какого бога греки называли кузнецом?

- Давайте вспомним миф, которым греки объясняли, почему 1/3 года на земле не цветут цветы, не растёт трава, а в остальное время годы наоборот, всё расцветает и благоухает. Из этого мифа вспомним, как звали мать Персефоны, которую древние греки считали богиней земледелия.

Гера   Деметра   Афродита

- Молодцы. Теперь, когда мы ответили на все вопросы станции «Религия», можно следовать дальше.

Станция 2. «Искусство».

Учитель: об искусстве первобытных людей нам рассказывают находки, сделанные археологами в результате раскопок или найденных в пещерах – первых жилищах первобытных людей. Посмотрим, что же наиболее часто изображали в своих рисунках первые люди.

«Рука» – один из самых ранних знаков, оставленных людьми палеолита на стенах пещер и на каменных глыбах.

Женщины с детьми.
Фрагмент наскальной росписи в Тассили. Неолит.

- Посмотрите, как выглядел набор первобытного художника:

- «Палитра» из половинки губчатой кости.

-Кисточка из конского волоса.
- Чернильница, выдолбленная в камне.
- Трубочки из птичьих перьев для напыления красок.

- На этом рисунке изображён раненый бизон.
В какой пещере была найдена эта живопись? (Альтамира).

Уч-ся записывают ответ в кроссворд.

 

Учитель: Жители Древнего Египта почитали полноводный Нил, так как все периоды своей жизни они связывали именно с ним. Немаловажную роль играла в жизни египтян и религия и сцены из жизни египтян, изображающих общение с богами тоже нашли отражение в изобразительном искусстве этого народа. У египтян была довольно развита и работа, связанная со строительством домов, пирамид, храмов и гробниц. Посмотрите на рисунки, что на них изображено?

- Сельскохозяйственные работы

- Суд Осириса

- Изготовление кирпичей

- Фараон Эхнатон поклоняется солнечному богу. Какому?

Зевсу  Нут  Атону

Уч-ся записывают правильный ответ в кроссворд.

 

Учитель: Обратимся к искусству Древней Греции.

- Греки любили посещать театр и слушать музыку.

- А ещё они были искусными ремесленниками. Посмотрите, перед вами Древнегреческая амфора.  Амфоры расписывали красными и чёрными красками, отсюда и их названия – чернофигурные и краснофигурные.

- Гектор примеряет доспехи. На этом рисунке изображена сцена, описанная древнегреческим поэтом Гомером в поэме «Илиада».

- Рисунок девочки. Какая греческая богиня изображена на рисунке?

Гера   Афина   Ника

Уч-ся записывают ответ в кроссворд.

Молодцы. Вы отгадали все слова на этой станции! Поехали дальше.

Станция 3. Письменность и литература.

Первобытность

Самая ранняя форма письменности – пиктография (рисуночное письмо).

История Древнего Египта подарила нам многочисленные литературные памятники различных жанров: поучения и сказки, народные песни и религиозные гимны.

Древние египтяне писали иероглифами на папирусе, затем сворачивали его в свиток.

Гласные звуки иероглифами не передавались.

Прочитайте слово «ДМ»

Финикия

Жители Финикии славились тем, что они были искусными мореходами, торговцами и ремесленниками, красили ткани в пурпурный цвет, изготовляли прозрачное стекло.

- А что они ещё изобрели, чем мы пользуемся до наших дней?

   Часы   Алфавит   Календарь

Греческое письмо

Около VIIIвека до н. э. древнегреческим поэтом Геродотом были написаны две поэмы – «Илиада» и «Одиссея».

В поэме «Одиссея описано возращение Одиссея домой после войны.

Название же другой поэмы «Илиада» произошло от названия города Илион. Какое было другое название этого города?

 Микены     Фивы     Троя

Станция 4. Научные знания.

Первобытность

Костяная пластина с углублениями – древний лунный календарь

Египет.

Математика

Практическая необходимость измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики.

Египтяне создали свою систему исчисления, ввели знаки для обозначения цифр. Знали четыре действия арифметики.

Египетские обозначения цифр

imageimage

Медицина

По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации тел умерших, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человека. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной 20,5 метров) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 метров).

- Что давала кобра египтянам для изготовления лекарства?

Кожу   Яд    Язык

Уч-ся записывают ответы в тетрадь.

Астрономия

Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.)

Задача:египтяне создали календарь, в котором было 12 месяцев, в каждом месяце по 30 дней. Но египтяне точно знали, что в году 360 дней. Куда подевались 5 дней?

Индия

Индия

Народ древней Индии оставил большое культурное наследие.

Ими были придуманы шахматы, шёлк, учение Будды, цифры.

Сколько цифр использовали индийцы для записи чисел?

Пять   Десять   Двенадцать

Уч-ся записывают ответы в кроссворд.

Китай

Изобретения китайцев:

Шёлк

Компас

Порох – VIIв. до н. э.

Бумага – Iвек до н. э.

Лак – XIIIдо н. э.

Иглоукалывание

Молодцы ребята, Мы совершили наше путешествие по странам Древнего мира. Но на этом наше путешествие не закончилось. В течение 4-х станций мы решали кроссворд. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием.

Проверяют правильность заполнения кроссворда.

Сигнальная карточка – зелёный – все задания выполнены верно; красный – есть ошибки.

 

Этап второй. Семь чудес света.

- Ребята, что такое чудеса?

В истории культуры тоже есть чудеса.

- Какие чудеса света вы знаете?

- Давайте познакомимся с ними. Всего чудес света семь. Они были определены ещё в древности. Так их называли греки и римляне за то, что считали их самыми замечательными творениями человека.

- Почему семь? Потому что древние верили в магию числа семь и почитали, считая священным.

Итак, познакомимся с ними, а затем выполним задания, только теперь мы будем выполнять их не в парах, а индивидуально, т. е. каждый сам.

Начнем знакомство с чудесами света.

Рассказ учителя.

- Почему чудес света семь?

- Может ли чудес света быть больше?

- Что бы вы сегодня назвали чудесами света?

Задание:выбери правильный ответ из трёх предложенных вариантов.

1.     Выбрать из списка то, что не относилось в древности к семи чудесам света (уч-ся поднимают сигнальные карточки). (Храм Соломона)

2.     Где находились висячие сады Семирамиды? (В Вавилоне)

3.     Какое основание у Александрийского маяка? (Квадратное)

 

Обобщение.

- Как вы думаете, надо ли сегодня изучать культуру древнего мира, ведь культурные достижения жителей древнего мира были сделаны так давно и сегодня люди научились делать другие более интересные и красивые вещи?

- А для чего мы изучаем историю культуры древних народов?

Итог.

Действительно, культуру древнего мира современному человеку необходимо изучать. Во-первых, это очень интересно, во-вторых, культурное наследие, оставленное нам древними – это ни что иное, как начало всей культуры человечества, в. т. ч. и современной. Ведь именно перенимая знания древних людей о таинстве природы, жизни и смерти, красоте и вечном, современный человек совершает новые достижения: на свет рождаются новые шедевры искусства – картины, постройки, художественные произведения, новые научные открытия. Современный мир кажется гораздо цивилизованнее, гораздо познаваем, чем это было в древности. Через столетия наши потомки будут изучать и нашу культуру.

Рефлексия.

 

 

Вопросы для чайнворда.

 

Религия.

 

1. Почему древнейшие тщательно готовились к жизни после смерти? В существование чего такого в человеке они верили?

2.Как звали бога царства мёртвых? (выбрать из предложенных вариантов ответа)

  а) Аид           б) Анубис          в) Амон-Ра

3. На какой горе Бог Яхве вручил Моисею скрижали с Десятью Заповедями?

  а) Арарат          б) Синай          в) Гималаи

4. Как называется священная река в Индии?

а) Инд            б) Нил            в)Евфрат

5. Мать Персефоны, богиня земледелия.

а) Гера         б) Деметра         в) Афродита

 

Искусство

 

6. В какой пещере впервые была найдена первобытная живопись?

7. Фараон Эхнатон поклонялся солнечному богу. Какому?

а) Зевсу     б) Нут     в) Атону.

8.  Как звали греческую крылатую богиню?

 а) Гера      б) Афина      в) Ника

 

Письменность и литература

 

9. Что изобрели финикийцы, чем мы пользуемся до наших дней?

 а)Часы         б) Алфавит         в) Календарь

10. Название поэмы  Гомера «Илиада» произошло от названия города Илион. Какое было другое название этого города?

 а) Микены       б) Фивы      в)  Троя

 

Научные знания

 

11. Что давала кобра египтянам для изготовления лекарства?

а) Кожу      б) Яд       в) Язык

12. Сколько цифр использовали индийцы для записи чисел?

а) Пять       б) Десять      в) Двенадцать

 

 

Вопросы для чайнворда.

 

Религия.

 

1. Почему древнейшие тщательно готовились к жизни после смерти? В существование чего такого в человеке они верили?

2.Как звали бога царства мёртвых? (выбрать из предложенных вариантов ответа)

  а) Аид           б) Анубис          в) Амон-Ра

3.На какой горе Бог Яхве вручил Моисею скрижали с Десятью Заповедями?

  а) Арарат         б) Синай         в) Гималаи

4. Как называется священная река в Индии?

а) Инд            б) Нил            в)Евфрат

5. Мать Персефоны, богиня земледелия.

а) Гера         б) Деметра         в) Афродита

 

Искусство

 

6. В какой пещере впервые была найдена первобытная живопись?

7. Фараон Эхнатон поклонялся солнечному богу. Какому?

а) Зевсу     б) Нут     в) Атону.

8.  Как звали греческую крылатую богиню?

 а) Гера      б) Афина      в) Ника

 

Письменность и литература

 

9. Что изобрели финикийцы, чем мы пользуемся до наших дней?

 а)Часы         б) Алфавит         в) Календарь

10. Название поэмы  Гомера «Илиада» произошло от названия города Илион. Какое было другое название этого города?

 а) Микены       б) Фивы      в)  Троя

 

Научные знания

 

11. Что давала кобра египтянам для изготовления лекарства?

а) Кожу      б) Яд       в) Язык

12. Сколько цифр использовали индийцы для записи чисел?

а) Пять       б) Десять      в) Двенадцать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: конспект урока "Культура

План-конспект урока по истории (5 класс) по теме: конспект урока "Культура

Почему древнейшие тщательно готовились к жизни после смерти? (Древние люди верили, что после смерти тела человека его душа продолжает жить, поэтому они тщательно готовились к…

Почему древнейшие тщательно готовились к жизни после смерти? (Древние люди верили, что после смерти тела человека его душа продолжает жить, поэтому они тщательно готовились к…

Учитель: об искусстве первобытных людей нам рассказывают находки, сделанные археологами в результате раскопок или найденных в пещерах – первых жилищах первобытных людей

Учитель: об искусстве первобытных людей нам рассказывают находки, сделанные археологами в результате раскопок или найденных в пещерах – первых жилищах первобытных людей

Гласные звуки иероглифами не передавались

Гласные звуки иероглифами не передавались

Медицина По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи

Медицина По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи

Почему семь? Потому что древние верили в магию числа семь и почитали, считая священным

Почему семь? Потому что древние верили в магию числа семь и почитали, считая священным

Вопросы для чайнворда.

Вопросы для чайнворда.

Культура Древнего Мира

Культура  Древнего   Мира
Скачать файл