Культура и быт

  • docx
  • 09.12.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Культура и быт.docx

Уроки……

КУЛЬТУРА И БЫТ РОССИИ В Х1У-ХУ1 ВВ.

Цели:

1.  Показать роль Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания.

2.    Ознакомить учащихся с развитием просвещения, книгопе­чатания.

3.    Охарактеризовать основные жанры и идеи русской литера­туры Х1У-ХУ вв.

4.    Показать характерные изменения в литературе XVI века.

5.     Ознакомить учащихся с развитием русской архитектуры и живописи. Научить различать характерные черты новгородской, псковской, московской архитектуры и живописи.

6.     Способствовать формированию понимания учащимися це­лостности русской культуры.

7.    Дать общее представление о русском быте ХУ-ХУ1 вв.

 

♦ Основные понятия и термины: житие, «Четьи-Минеи», челобитная, национальное самосознание, иконостас, печатник, юродивый, шатровый стиль, энциклопедия, публицистика, эпос, регалии, административный, харчевня.

Ход урока 29

I. Проверка домашнего задания.

Целесообразно провести фронтальный опрос по вопросам:

=> С какой целью Иван Грозный ввел опричнину?

=> Что означает понятие «опричнина»?

=> Каковы были ее результаты?

=> Какие последствия имела опричнина для России?

 Задания:

=> Показать на карте территорию опричнины и территорию земщины.

= >Определить органы управления территорией опричнины и территорией земщины.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.     Особенности развития русской культуры в Х1У-ХУ1 вв.

2.   Возникновение книгопечатания и развитие просвещения в России.

3.   Русская литература Х1У-ХУ1 вв.

1. Особенности развития русской культуры в Х1У-ХУ1 вв.

Учитель раскрывает основные особенности историческо­го развития, которые повлияли на русскую культуру периода Х1У-ХУ1вв.:

1)     Объединение северо-восточных земель вокруг Москвы.

2)  Создание единого Российского государства.

3)    Развитие ремесла, сельского хозяйства и торговли в конце XIV - начале XV вв.

4)  Местные культурные традиции сменяются общерусскими.

5)    Превращение Москвы в центр складывающейся единой русской культуры.

6)    Проявляется интерес образованных людей России к дру­гим странам, в частности устанавливаются культурные контакты.

7)    Решительно освобождается русская культура от византий­ского влияния.

2. Возникновение книгопечатания и развитие просвеще­ния в России.

Учащиеся получают задание.

Слушая рассказ учителя, работая с иллюстрациями «Иван Федоров», «Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве» (с. 225), «Библия в серебряном переплете из Москвы. Конец XV в.» (с. 228), ответить на вопрос №2 (с. 231):

=> Как развивалось в этот период книжное дело? Каково зна­чение начала книгопечатания?

Целесообразно показать учащимся старую большую книгу. Рас­смотреть ее оформление, переплет, текст, иллюстрации.

Учащиеся вспоминают из курса средних веков, кто, когда и в какой стране впервые создал печатную книгу.

Рассказ учителя.

До середины XVI века все книги на Руси писались от руки. Изготовлялась книга очень долго. В книгах, особенно священных, богослужебных текстах, появлялись ошибки. Это было недопусти­мо! Иван IV и митрополит Макарий стали заботиться о введении в России книгопечатания.

Это событие произошло в середине XVI века - возникло российское книгопечатание.

В 1553 году начала работу первая типография в России. Но имен первых мастеров никто не знает, книги этой типографии не имеют дат выхода в свет. Эти первые печатные книги были несо­вершенны по технике печати - строки были разной длины. Типо­графия сгорела во время одного из московских пожаров.

В 1564 году в Москве на Печатном дворе дьякон одной из кремлевских церквей Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую книгу с точным указанием места и времени издания. Первая книга называлась «Апостол». В 1565 году издан «Часословец» - для обучения грамоте. Книги, изданные в типогра­фии, отличались высоким качеством полиграфии. «Апостол» долго был образцом для издателей.

Иван Федоров был прекрасным редактором. Он правил пе­реводы книг Священного Писания, заменял устаревшие слова, писал послесловие к книгам, в них он вел разговор о значении просвещения.

Первые русские печатные книги были православными по своему содержанию. «Апостол» (или Деяния святых Апостолов) -часть Нового завета. В этой книге рассказывается о жизни и творениях учеников Иисуса Христа.

Во второй половине XVI века было издано около 20 книг. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и станови­лась более доступной. Но печатная книга не вытеснила рукопис­ную, так как печатались в основном книги богослужебные, а сказа­ния, повести, жития святых еще долго переписывались от руки.

Учитель проводит связь между появлением российского книго­печатания и развитием просвещения.

Книгопечатание способствовало распространению грамотно­сти. Например, в 1574 году во Львове Иваном Федоровым был на­печатан «Букварь». Он стал первым светским учебником, до этого времени учебными пособиями являлись только богослужебные книги.

Грамоте обучали буквослагательным методом, то есть нарас­пев повторяли прочитанное. «Мастерами грамоты» были дьяконы, монахи. Среди мирян встречались грамотные люди, но их было очень мало. С образованием единого государства возросла потреб­ность в образованных и грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято очень важное решение - открыть в Москве, а затем и в других городах при монастырях и церквах училища для обучения грамоте.

[Г] Работа с иллюстрацией «Обучение грамоте»(с.224).

Учащиеся получают задание:

=> Найти общие черты и отличия современной школы и шко­лы того далекого времени.

Русская литература Х1У-ХУ1 вв.

Подробно охарактеризовать основные темы и жанры русской лите­ратуры Х1У-ХУ1 вв.

Следует отметить, что борьба русского народа с инозем­ными захватчиками стала центральной темой в русской литера­туре Х1У-ХУ вв. Литература того времени - это описания герои­ческой гибели храбрых воинов, которые защищали свою землю.

Самым распространенным жанром становится воинская по­весть. Памятником литературы Х1У-ХУ вв. является «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Целесообразно зачитать маленький абзац из этой повести, после чего у учащихся должно сложиться собственное впечатление о данном литературном памятнике.

Следует обратить внимание учащихся на следующее:

- взятие Рязани и ее разорение,
- трагическая судьба князя,

судьба защитника - героя-богатыря Евпатия Коловрата и его отряда.

Куликовская битва в 1380 году, завершившаяся победой вой­ска под руководством Дмитрия Донского, повлияла на тематику произведений - возник куликовский цикл русской литературы. Са­мым первым воспел, восславил Куликовскую битву Сафоний Рязанец в поэме «Задонщина».

 Работа с текстом поэмы (с. 231).

Учитель отмечает, что все произведение проникнуто чув­ством патриотизма, преданности России. Ярко показано презрение к изменникам.

Рекомендуется дать учащимся тексты произведения «Слово о пол­ку Игореве».

Автор «Задонщины» заимствовал из произведения «Слово о полку Игореве» целые фразы, обороты и даже отрывки. Но зачем? Вероятно, автор старался не только подражать шедевру, но и само­стоятельно сопоставить описываемые события. Например, торже­ство врагов Русской земли в «Слове о полку Игореве» и в «Задонщине» сменяется торжеством русских войск. В «Сказании о Мамаевом побоище» автор описывает под­робно Куликовскую битву, воспевает князя Дмитрия Донского, восхищается ратным подвигом русских воинов.

Учитель отмечает, что данное произведение написано под влия­нием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины».

В литературе данного периода появляется еще один интерес­ный жанр - «хождение», то есть путевые заметки или описания путешествий.

В 1466 году купец из Твери Афанасий Никитин отправился на Северный Кавказ торговать. По дороге он был ограблен. После чего у купца оставалось два пути: домой - и стать холопом, и в Ин­дию - за богатством. Через семь лет долгих путешествий купец вернулся на родину, но больным и бедным и вскоре умер. Афана­сий Никитин оставил свой путевой дневник, его назвали «Хожде­ние за три моря». Вот этот дневник и стал произведением мировой культуры. В Индии Никитин прожил три года, изучил местный язык, быт, культуру, религию этой страны. Но все произведение пронизано патриотическими мотивами.

Далее учитель останавливается на духовной литературе.

В первой половине XIV века были изданы «Четьи-Минеи»:

-    «четьи» - книги, предназначенные для чтения, они исполь­зовались при богослужении;

-    «минеи» - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.

«Четьи-Минеи» стали практически церковно-литературной энциклопедией русских людей Х1У-ХУ вв.

В XV веке вновь возрождается общерусское летописание. Первая общерусская летопись была составлена в Москве в начале XV веке - Троицкая летопись.

В 1418 году началось составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с го­родским населением в целях политического объединения Руси.

В 1479 году появилась Московская летопись - одно из самых ярких произведений русского летописания. Оно проникнуто идеей о том, что Москва - наследница и преемница политических тради­ций Киева и Владимира.

В русской литературе XVI века определяющей темой становит­ся проблема великокняжеской, а затем и царской власти. В XVI веке появилось «Сказание о князьях Владимирских». В произведении подчеркивалась идея преемственности власти московских госуда­рей от византийских императоров.

На вторую половину XVI века приходится расцвет светской публицистики. Интерес к новому литературному жанру - публици­стике - возрос в период правления Ивана Грозного.

Самый интересный публицист XVI века - Иван Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану IV, он:

-    выдвинул концепцию «дворянского государства», считал, что только дворяне являются надежной опорой царской власти;

-    выступал за ограничение привилегий бояр;

-    полагал, что у царя есть не только права, но и обязанности, значит, царь должен заботиться о нуждах простого народа.

Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были самыми главными в переписке между князем Андреем Курбским и Иваном Грозным. Эта переписка вошла в ис­торию как памфлет «История о великом князе московском».

Иван Грозный, исходя из божественного происхождения царской власти, настаивал на неограниченном ее характере и от­ветственности царя только перед Богом.

Андрей Курбский утверждал, что царь отвечает не только перед Богом, но и перед людьми, следовательно, он не должен на­рушать права своих подданных. Царская власть должна быть огра­ничена сословно-представительным органом.

Можно рассказать о сборнике занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории «Хронограф». А также о «Домострое», его основная идея - подчинение в государстве царской власти, а в семье ее главе.

Подводя итог сказанному, учитель просит учащихся на­звать основные темы и жанры русской литературы Х1У-ХУ1 вв.

Учитель  рекомендует учащимся ответить на   вопрос №5 (с. 231):

=> Какие изменения происходят в литературе XVI века?

III. Закрепление изученного материала.

Комментарии вывода на с. 230.

Далее рекомендуется провести беседу по вопросам:

 =>  Перечислите  основные  особенности  развития  русской культуры в Х1У-ХУ1 вв.

  => Определите значение книгопечатания на Руси.

 Задание:

=> Выполнить рисунки, макеты храмов средневековой Руси.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 26, работать по вопросам и заданиям; знать новые понятия и термины.

Творческие задания по темам:

1)      Иконопись XVI века.

Ход урока 30

I. Проверка домашнего задания.

Выполните  тестовое задание.

II. Изучение нового материала (продолжение).

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.      Русское зодчество Х1У-ХУ1 вв.

2.    Иконопись Х1У-ХУ1 вв.

3.    Быт русского народа ХУ-ХУ1 вв.

Лекция опираясь на метод.пособие (стр177-188)

III. Закрепление изученного материала.

?Т| Вопросы и задания:

=> Определите историческое значение строительства Мос­ковского Кремля.

=> Назовите характерные особенности храмового шатрового стиля.

=> Покажите иллюстрации икон, принадлежащих кисти:

-   Дионисия,

-   Феофана Грека,

    - Андрея Рублева.

IV. Итог урока.

Домашнее задание: подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.


 

Скачано с www.znanio.ru