Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №383»
Приволжского района города Казани
Консультация к педагогическому совету
на тему: «КМО» - Культура
в межнациональном общении»
Воспитатель: Дуболазова
Елена Юрьевна
Казань, 2017
Консультация
«КМО» - Культура в межнациональном общении»
«О культуре межнационального общения»
Культурой межнационального общения – является совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляются как межличностных контактов, так и во взаимодействии целых групп, общностей.
Исторически сложилось так, что наша страна является многокультурной и многонациональной страной, еще со времен Союза территория проживают, а также периодически приезжают. Поэтому межнациональные отношения складывается из различных факторов. Правительство страны направляет все силы на укрепление и сохранение прав и разных национальностей.
На сегодняшний день более двухсот народов которые составляют нашу страну.. Усиливается межнациональное проблема в обществе в формирования культуры межнационального общения сложна и многогранна, на эту тему было написано немало статей, в которых рассматриваются все стороны проблемы (педагогические, социологический, социально-политический, лингвистический, социально-политический и др.). Тем временем, такие понятия, как межличностное общение, культура общения, культура межнациональное общение, культура межнационального общения, нуждаются во всесторонней обработки материала. Однако, о недостаточной изученности этой темы свидетельствует и то, что в разных литературных изданиях связанных с темой «Культура общения», «Культура межнационального общения» и семейного воспитания посвященные таким понятиям, как культура общения, межнационального общение нет полной и обстоятельной статьи об общении. К сожалению, сегодня из нашего политического и теоретического обихода исчезло понятие «интернационализм». В этом нет ничего удивительного. Трагические ситуации на фоне межнационального отношения, общения в стране, да и в других странах, сотрясает людей в последние некоторые десятилетия и до сих пор продолжает лихорадить многих. Масса нерешенных проблем в практике межнациональной жизни чуть ли не на всей территории СНГ, но и практическую не разработанность теории национального вопроса. В теоретической традиции укоренились два основных подхода к общению как особой форме взаимодействия и межличностных отношений людей.
Во – первых, в общеполитических, психологических и социологических теориях и исследования понятия «общение», «формы общения», «отношение общения» применяются при анализе особых условий и форм существования общественных отношений, производственных отношений, форм обмена при выявлении специфики общественно –экономических информаций и т.д.
Во-вторых, в конкретно- социологических и социально-психологических исследованиях понятие «общение» используется как близкое понятие к «взаимодействие».
Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой «индивиды как физически, так и духовно творят друг друга». Люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками не контактируя друг с другом и не влияя на других. Общение – это одновременно обмен действиями, мыслями, поступками, чувствами, переживаниями с другими людьми, а также обращение человека к собственной душе, воспоминаниям, совести, мечтам, т.е. обращение к самому себе.
По мнению З.Т.Гасанова «Общение – это важнейший фактор формирования личности, средства воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношение с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентации, оценок. Основанные на гуманизме формы общения стимулируют развитие положительных человеческих качеств.
Различается общение личностно- и непосредственное и дистанционное, общение устное и при посредстве документов, письменной речи. В процессе общения осуществляются контакты между различными субъектами политики: от отдельных людей до государств, внутри общества и его частей в различных ситуациях, а также во внешнеполитической деятельности (международное общение).
Общение – межличностное взаимодействие людей, членов общества, представителей отдельных групп, осуществляемое на основе отражения социальной деятельности, формирующее у людей историческую память, обогащающее их социальными ценностями, созданными человечеством, включающее граждан общества в совместную деятельность во имя созидания и согласия.
Следует подчеркнуть, что общение является важным фактором социальной детерминации поведения человека. В процессе общения индивид всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера и сам подвергается воздействию со стороны последнего. Таким образом, общение – это взаимодействие людей как субъектов. В этом состоит специфика общения как межличностного взаимодействия. Отсюда можно рассматривать общение как специфическую форму социальной активности.
На наш взгляд, общение не самоцель. Оно предполагает на всех уровнях (межличностном и международном) высокую культуру. В свою очередь, культура общения – это внимание к человеку, его мнение, толерантность, милосердие, уважение к личности независимо от национальности. То же самое относится и к международному общению. Как известно, один из недостатков национальной политики нашей страны в прошлом состоялся в том, что провозглашая тезис о дружбе народов, государство забывало конкретного человека. А ведь человечность, культура общения являются не абстракциями, а конкретными способностями человека уважать и любить ближнего и дальнего, сородича и иноземца, родственника и иноверца как самого себя. До тех пор, пока мы не научимся любить, уважать и ценить своих родителей и родственников, свой край, историю, язык, традиции и обычаи, друзей, соседей, просто человека как такового, независимо от национальности, достичь культуру гуманизма, «очеловечить» отношения людей как на межличностном, так и наиболее высоком уровне будет невозможно. Всякое пренебрежение к истории, культуре и достижениям того или иного народа порождает с его стороны чувство обиды, недоверия, ведет к обособленности, отчужденности.
Как известно, каждый человек имеет специфические национальные, общественные по своей природе, происхождению и функциям духовно- нравственные устои, так называемые ценностные ориентиры, призванные «задать» личности программу деятельности и поведения, в том числе и по отношению к другому человеку, другой национальности, нации, другой материальной и духовной культуре. Это и понятно. Ведь каждый человек сугубо индивидуален в психологическом, нравственном, эстетическом отношении. Что же касается ценностного сознания личности, то оно формируется и корректируется в деятельности человека на протяжении всей его жизни.
Только в общении и через общение человек постигает смысл своего бытия, свою нравственную ценность и незаменимую значимость. Без контактов и встреч, без взаимопонимания и признания жизнь человека мертва как пустой высохший колодец. Жизнь без дружбы, любви доброго участия «другого» не может быть подлинной, индивидуально полноценной.
Процесс общения осуществляется в многообразных формах и на различных уровнях: межличностное общение – на уровне семьи, быта, вне семьи, между сверстниками, на уровне учебного и трудового коллектива; межнационального общения – в процессе экономического, политического и культурного сотрудничества как между субъектами внутри страны, так и на международной арене. Важно добиться, чтобы общение на всех уровнях было содержательным, преследующим гуманистические цели.
КМО – атрибут любой сферы межнациональных отношений. По природе своей этот феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально- политическую, нравственную сущность национальных отношений. Культура межнационального общения, оставаясь элементом надстройки, обусловлена природой социально – экономических отношений и установившихся духовно-политических форм общения наций. Она требует и учета национальной психологии и соблюдения самых элементарных традиций гуманизма.
Понятие «КМО» охватывает весь спектр поведенческих норм: право, мораль, включающую также нравственные предписания религии. Современная культура межнационального общения исходит из приоритета общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к человеку независимо от национальности, религии, расовой принадлежности, к своему народу, к обществу, в котором он живет, его народам и гражданам, их истории, культуре, языкам, традициям, толерантности ко всем народам Земли, непримиримости к любым негативным проявлениям национализма. Понятие «интернационализм» есть осознанное, принципиальное, реализующееся на практике признание личностью и обществом приоритета общественных ценностей, а среди них жизни, личных прав и свобод каждого конкретного человека над ценностями национальными, включая и ценности своей нации.
Нам представляется, что «интернационализм» и «КМО» - равнозначные понятия. Они носят не координационный, а субординационный характер.
В понятии «КМО» несколько больше внимания уделяется национальному, нежели в понятии «интернационализм», хотя в принципе эти оба понятия предполагает приоритет личности. Следовательно, понятие «КМО» вырастает из понятия «интернационализм», является производным.
Литература:
1. Словарь семейного воспитания (М., 1990);
2. Политология. Энциклопедический словарь по (М.,1993);
3. Словарь-справочник по социологии (М.,1991. Т.3);
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3 с.36);
5. Гасанов З.Т. «Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе / Педагогика. 1994 №5.с.12)
6. Советская педагогика. 1991. №12. С 18-25; Педагогика. 1994 №5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.