Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Лицей г. Малмыжа»
Учитель начальных классов Пентегова Г.В.
Тема «Культура общения».
Аннотация методической разработки тематического классного часа «Культура общения».
Классный час «Культура общения» может быть использован учителями начальных классов, воспитателями подготовительных групп детского сада. Мы поговорим об общении и его значении. Что такое общение? Общение – это взаимодействие людей друг с другом, обмен информацией, эмоциями, чувствами. Культура общения – очень важная часть общей культуры человека. Умение общаться – это, в первую очередь, умение вести беседу. Во 2 классе я провела тематический классный час. Тема очень актуальна для детей второго класса. Ведь именно с детства ребят нужно приучать к вежливости. Во время классного часа отмечена дружеская, тёплая атмосфера. Чтобы организовать взаимодействие учащихся друг с другом предлагалось помогать при ответах, дополнять отвечающего, исправлять его.
В ходе классного часа были достигнуты поставленные цели. Дети познакомились с правилами и нормами общения между людьми. Узнали, вспомнили добрые вежливые слова, которые позволяют доброжелательно взаимодействовать друг с другом в любой ситуации. Было дано определение «вежливости», «общения», выявлены характерные признаки этого понятия. В ходе разбора конкретных ситуаций, событий художественных произведений, поступков и поведения героев дети учились отличать культурное и неприемлемое поведение.
Благодаря классному часу на данную тему второклассники обогатили словарный запас. Упражнения на развитие речи, непосредственно связанные с темой занятия, позволили ребятам проявить себя в умении строить предложения, общаться вежливо. На собственных примерах доказали, как хорошо знать правила общения и поведения во время разговора.
К разработке прилагается презентация.
Цель: познакомить учащихся с правилами речевого этикета.
Задачи:
1. способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека;
2. развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли;
3. развивать речь, внимание, память;
4. воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи;
5. воспитание этических норм поведения, культуры взаимоотношений, развитие потребности хорошего тона, культуры взаимоотношений, уважения к ровесникам, старшим и младшим.
Планируемый результат:
Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательность, уважительное отношение к
одноклассникам; соблюдают этические нормы общения;
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД
владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем
и сверстниками; регулятивные УУД целеполагание как постановка
учебной задачи; познавательные УУД осознанно строят речевые
высказывание в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки
рассуждений.
Оборудование:
- на доске запись пословицы:
· «Красную речь красиво слушать»,
· «В умной беседе ума копит».
Ход занятия
1. Объявление темы урока.
- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. Как вы их понимаете? Слайд 2
- Определите тему урока.
-Общение – деловая или дружеская взаимная связь людей, проявляемая словесно или через поведенческие проявления. Слайд 3.
2. Работа по теме урока.
1. Беседа по теме.
- Знаете ли вы, что значит быть вежливым?
-Назовите человека в окружении себя, кого вы считаете вежливым?
-Всегда ли человека, который знает все-все слова, можно назвать воспитанным?
Вежливость – нравственное качество человека, помогающее ему проявлять уважение к людям. Вежливость включает в себя внимательность, доброжелательность. Слайд 4.
- Послушайте стихотворение С.Михалкова «Сашина каша».
2. Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Сашина каша».
Живёт на свете Саша,
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
чисто,
ясно,
Как люди говорят,
Наш Саша так корёжит,
Что сам понять не может:
Произнести словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свиданья!»
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где калоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва – едва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть,
Спросить,
Сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Он может, но не хочет
За речью проследить.
Нам нужен переводчик
Его переводить.
- Понятно ли вам, о чём говорил Саша?
- Что нужно сделать Саше, чтобы его все поняли?
-А сейчас мы проверим, насколько вы знаете правила речевого этикета.
3. Мини-опрос.
- А сейчас мы проверим, насколько вы знаете правила речевого этикета.
* Как поступить, если вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим?
А) Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику.
Б) Ни в коем случае не прекращать рассказ, а сделать его более живым, интересным.
В) Остановиться и сделать замечание слушателям, чтобы не отвлекались.
* Можно ли, находясь в обществе, обсуждать внешность других людей?
А) Это недопустимо.
Б) Конечно, можно, особенно если она безупречна.
* Куда деть руки во время беседы?
А) Если в руках нет ничего, то можно взяться за плечо, локоть собеседника.
Б) Если в руках нет ничего, то они останутся свободно опущенными.
В) Если руки некуда деть, то лучше их скрестить на груди.
* Допустимо ли в обществе беседовать шёпотом?
А) Недопустимо, лучше уединиться и поговорить.
Б) Допустимо, если тема разговора – глубоко личная.
В) Допустимо сказать собеседнику шёпотом не более двух-трёх слов.
4. Составление памятки «Правила общения» Слайд 5
-Теперь предлагаю вам рассмотреть конкретные примеры и ситуации, совместно составить памятку «Правила общения», чтобы ею пользоваться.
Пример №1
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака –
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
«Чего он так смотрит – букой?»
А Бяка думал: «Однако
Какой он ужасный бяка…»
Вопросы:
Можно сказать, что они были приветливы?
Чем они могли расположить к себе друг друга?(Улыбнуться, поздороваться).
Говоря о доброжелательности – необходимо отметить, что при завоевании Америки – коренные жители выходили на встречу с иноземцами, с повёрнутыми к небу ладонями рук и при этом улыбаясь.
Правило №1. Будьте доброжелательны и вежливы. Слайд 6
Пример №2
Рассказ школьного портфеля.
Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже 12 лет.
Но говорит он до сих пор
не «коридор», а «колидор»,
«Дилектор» входит в кабинет ...
«Закрыт магазин на обед ...»
«Хозяйка мой стаканы...»
«Секет, свеклу,
пекеш блины».
И до меня дошел черед:
«Портфель» он «портфелем» зовет. (Ю.Тимянский)
Учитель. Вы заулыбались: чем вас рассмешило стихотворение? Почему речь мальчика звучит смешно?
- Неправильно ставит ударение
- Не выговаривает звук [р]
Где же найти вариант правильного произношения? Конечно, в словаре. Каком? (Орфоэпическом)
Правило №2. Старайся говорить правильно. Слайд 7.
Учитель. Как издавна приучали детей говорить, четко произнося все звуки? Хорошее произношение, дикцию отрабатывали скороговорками. Вспомните какие скороговорки вы знаете или вспомните какие мы проговаривали на уроке Литературного чтения?
Например.
Волки рыщут, пищу ищут.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
В живом уголке жили ежи и ужи.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
Хвала халве.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Пример №3
Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,
Срочно сообщает:
-Я не знаю, как начать...
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться ...
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело...
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!
Вопрос: почему же «все уже сгорело»? (Говорил долго, путано)
Учитель. Как нужно сообщить о пожаре? (Ясно, четко, быстро, потому что в экстремальной ситуации счет идет на секунды).
Правило №3. Говори ясно, четко, без лишних слов. Слайд 8.
Учитель. В народе сложились свои неписаные правила поведения. Сейчас мы попробуем себя в роли знатоков фольклора. Поскольку пословиц много, то мы разделим их пополам. Нужно совместить «половинки», получить целое высказывание, понять его смысл и подумать, какое правило можно сформулировать.
1.Доброе слово / и кошке приятно.
2.Доброе слово / железные ворота откроет.
3.Ветры горы разрушают, / слово народы подымает.
4.От доброго слова / язык не усохнет.
Вывод. Слова, особенно добрые, хорошие, обладают большой силой.
Нужно почаще говорить их друг другу.
Правило №4. На доброе слово не надо скупиться. Слайд 9.
Анализируем пословицы, делаем вывод: необдуманные, обидные слова могут навредить, обидеть другого человека.
Пример №4.
Эпизод из мультфильма (Пух пришел в гости к Сове)
Обсуждение.
1.Что было хорошо? Поздоровались.
2.Что было неверно? Пух стучал ногой в дверь. Сова перебивала, не давала ему договорить. Слайд 10
Правило №5. Не перебивай, умей слушать Слайд 11
Пример №5
Эпизод из мультфильма (Пух и Пятачок в гостях у Кролика)
Обсуждение.
1.Он звал их в гости?
2.Кролику было интересно общаться с Пухом и Пяточком?
3.Не слишком ли они засиделись?
4.Можно сказать, что гости были навязчивы?
Правило №6. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы. Слайд 12
Учитель. Российский писатель Григорий Остер, открыл, как нужно воспитывать непослушных детей. Дело в том, что если давать им полезные советы, то они их не выполняют. Например, им говорят: «Мойте руки перед едой» - не моют; «Учите уроки» - не учат. Находчивый писатель понял, что нужно делать все по-другому: давать не полезные, а вредные советы. Непослушные дети сделают все наоборот, и получится как раз правильно.
Книга Глостера «Вредные советы».
Если вы собрались другу
Рассказать свою беду,
Брать за пуговицу друга
Бесполезно – убежит,
И на память вам оставит
Эту пуговицу друг.
Лучше дать ему подножку,
На пол бросить, сверху сесть
И тогда уже подробно
Рассказать свою беду.
Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говорил.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!».
И когда со стула тетя перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
Будь вежлив с мамами друзей,
Здоровайся входя.
Сердитых слов не говори.
По пустякам не спорь.
Ногами топать и кричать
На мам чужих нельзя,
Ведь есть у каждого из нас
Для этого своя.
Приближаясь к незнакомым мальчикам,
Девочка должна уже заранее
Им навстречу корчить рожи злобные,
Камни, палки, кулаки показывать
И угрозы разные выкрикивать.
Пусть издалека еще почувствуют,
Что не даст себя в обиду девочка.
Если все тебя хотят
Отучить кривляться,
Громко глупости кричать
Хныкать и плеваться,
Дергать кошек за хвосты,
Девочек за косы,
Незнакомым задавать
Дикие вопросы,
Бить ногами всех подряд,
Кашу есть руками
И показывать язык
Бабушке и маме,
Это трудно, но у них
Может получиться.
(все вместе)
Будь готов тогда всему
Заново учиться.
Учитель. Эти вредные советы рассчитаны на людей с хорошим чувством юмора. На самом деле, полезнее следовать нашей памятке и тогда общение с вами будет всем приятно.
Правило №7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы. Слайд 14
Вопросы к учащимся.
Что такое этикет?
Что узнали нового?
Пригодится ли вам памятка?
Понравились ли «вредные» советы?
В чем их смысл?
[так не надо делать!]
Оценивание.
Учитель. Нарисуйте, пожалуйста, рисунки – представляющие ХОРОШИЕ и ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ. Какой поступок – вы выбираете сами.
Учитель. Ребята давайте вместе посмотрим, что же у нас получилось. Вы знаете я обратила внимание на то, что в почти все решили нарисовать ХОРОШИЕ ПОСТУПКИ.
5. Закрепление. Основные правила речевого этикета. Слайд 15
- Для чего нужно осваивать науку общения?
- Что значит умение общаться?
Умение общаться – это, в первую очередь, умение вести беседу. Старайтесь внимательно слушать человека, с которым разговариваете. При этом старайтесь смотреть ему в глаза. Не выслушав до конца то, что ваш собеседник хочет вам сказать, не спорьте и не возражайте. Даже если вы с кем-то не согласны, никогда не повышайте голос, ведь криком никого не убедишь. Не прерывайте говорящего на полуслове, не отворачивайтесь, не зевайте. Если разговор слишком затянулся, а вы спешите по своим делам, можно вежливо извиниться и сказать, что вам, к сожалению, пора уходить, но вы с удовольствием продолжите этот разговор в следующий раз.
Запомни, что люди хотят общаться и дружить с теми, кто:
- часто улыбается, знает много интересных игр, историй;
- доброжелателен, не ссорится, не злится;
- умеет поделиться не только игрушками или конфетами, но и своим хорошим настроением;
- смело вступает за правду и сам старается не лгать;
- внимательно относится к другим, замечает их настроение;
- не обижается по пустякам, но и имеет чувство собственного достоинства, то есть уважает себя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.