Тема: "Культура общения".
Занятие № 1
"Привет, индивидуальность, или чем я отличаюсь от других".
(1 час. 20 мин.)
Нет исключения из правила,
что каждому хочется быть
исключением из правил.
Малькольм Форб
Цель: дать детям возможность осознать ценность и уникальность личности каждого человека, развивать навыки самопознания и принятия самого себя.
Средства: мяч, листы бумаги по количеству участников, набор цветных карандашей, ручек.
1. Приветствие "Имя – движение".
Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа хором повторяет имя, сопровождая его таким же движением. После того как представились все участники, возможно повторение процедуры, но имена и движения воспроизводятся в кругу уже по памяти, без повторной демонстрации.
2. Работа по теме занятия.
Психогеометрический тест.
Для выполнения упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги формата А-4, ручка, цветные карандаши. Участники располагаются так, чтобы им было удобно работать, и они чувствовали себя комфортно.
Ребята свободно перемещаются в пространстве под спокойную размеренную музыку. Ведущий, сам передвигаясь вместе с ними, рассказывает, что разным людям удобно ходить по различным траекториям: кому-то по кругу, кому-то с резкими поворотами (описывая квадрат, треугольник или прямоугольник), а кому-то по незамкнутой траектории – зигзагом. По ходу рассказа ведущий показывает эти способы передвижения. Потом участникам дается несколько минут для того, чтобы опробывать все эти траектории и выбрать наиболее удобную для себя. Далее переходят к обсуждению психологических характеристик людей, предпочитающих разные геометрические фигуры. Участникам демонстрируется 5 геометрических фигур и дается инструкция.
Выберите фигуру, в отношении к которой вы можете сказать: "Это – Я". Только не занимайтесь никаким логическим анализом и ненужными умопостроениями. Просто постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберете из фигур ту, которая первой привлекла вас, когда вы посмотрели на страницу с их изображением. Запишите ее название под №1. Из оставшихся четырех фигур опять выберите самую близкую вам и запишите ее название под №2. И так пронумеруйте все 5 фигур. Пожалуйста, постарайтесь обойтись без долгих раздумий! Далее ведущий, руководствуясь таблицей, рассказывает о психологических характеристиках людей, предпочитающих различные геометрические фигуры. Участникам объясняется, что к ним в наибольшей степени применимы характеристики фигур, выбранных ими под номерами 1 и 2. Что касается фигуры, оказавшейся на последнем месте, - это отвергаемые психологические свойства. Скорее всего, будет довольно сложно общаться с людьми, обладающими ими.
Характеристика фигур.
Квадрат.
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы. Неутолимая потребность в информации. Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Они чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям, любят порядок. Они постоянно «упорядочивают», организуют людей и вещи вокруг себя.
Фигура |
Психологические свойства |
|
Положительные |
Отрицательные |
|
Квадрат |
Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный Благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый |
Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Сопротивляющийся Выжидающий, Затягивающий решения Скупой |
Треугольник
Символизирует
лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение. Они –
энергичны и сильны.
треугольник – очень уверенный человек. Потребность быть правым и управлять
положением дел, решать не только за себя, но и за других, делает Треугольника
личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с
трудом признают свои ошибки. Они видят то, что хотят видеть, не любят менять
свои решения, часто бывают категоричны.
Фигура |
Психологические свойства |
|
Положительные |
Отрицательные |
|
Треугольник |
Лидер ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый Энергичный |
Эгоцентричный, эгоистичный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, Прерывает других Коварный, хитрый Самонадеянный Ориентированный на статус, карьеру Неудержимый |
Прямоугольник
Фигура, символизирующая состояние перехода и изменения. Это временная форма личности. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и занятые поисками лучшего положения. Основное психическое состояние Прямоугольников – замешательство, запутанность в проблемах. Наиболее характерные черты – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они часто имеют низкую самооценку.
Фигура |
Психологические свойства |
|
Положительные |
Отрицательные |
|
Прямоугольник |
Возбужденный, активный Ищущий Любознательный Легко усваивающий новое Чувствительный Без лишних амбиций Смелый |
Напряженный, В состоянии замешательства Непоследовательный Непостоянный Легковерный, внушаемый Наивный Эмоционально неустойчивый С низкой самооценкой Безрассудный |
Круг
Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди. Самая доброжелательная из пяти форм. Он стабилизирует группу. Круги – лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать.
Фигура |
Психологические свойства |
|
Положительные |
Отрицательные |
|
Круг |
Дружелюбный Доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (способный к самосознанию) Бесконфликтный |
Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый, любит посплетничать Склонный к самообвинениям Расточительный Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремиться к достижениям Нерешительный Слабый "политик" |
Зигзаг
Эта фигура символизирует креативность, творчество. Используя природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза» другим. Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг «оживает» и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методы работы.
Фигура |
Психологические свойства |
|
Положительные |
Отрицательные |
|
Зигзаг |
Творческий подход к жизни Мечтательность Направленность в будущее Интуитивность Остроумие Экспрессивность Прямота Стремление к новизне Восторженность, воодушевленность |
Неорганизованность Непрактичность Нереалистичность Непоследовательность Эксцентричность Несдержанность Непосредственность Непостоянство настроения, поведения и отношений Наивность |
При обсуждении обращается внимание на то, что каждое свойство характера может выступать и как положительное, и как отрицательное, зависит это от того, как сам человек им распорядится.
№3 Задание "Характеристика цветописи".
Психолог. Ребята разделите свою жизнь на периоды. У всех периоды индивидуальны. Например:
- до детсада (я помню себя с 2-ух лет и до 3-ех лет),
- до школы, (с 3-ех лет и 6),
- первый класс (6-7 лет),
- последующие классы в начальной школе (8-10 лет),
- и следующий период среднее звено.
Раскрасьте каждый период цветом: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный.
С каким цветом вы себя ассоциируете? Раскрасьте свою фигуру в выбранный вами цвет.
Ведущий дает участникам характеристику цветописи.
Красный – восторженное,
Оранжевый – радостное, теплое,
Желтый – светлое, приятное,
Зеленый – спокойное,
Синий – неудовлетворенное, грустное,
Фиолетовый – тревожное, напряженное,
Черный – уныние.
А теперь, согласно цветописи, раскрасьте прошлую неделю.
4. Упражнение "Пишущая машинка".
Цель: активизировать внимание, мышление,сплотить членов группы. Каждому участнику присваивается одна из букв алфавита (можно 2-3 буквы).
Группа превращается в пишущую машинку. Ведущий задает фразу, которой хочет напечатать, затем и все стихотворение. Например,
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Первым встает и называет "Б" подросток, которому присвоена эта буква и т.д. Промежутки между словами отхлопывает в ладоши вся группа. Хорошая пишущая машинка работает быстро.
Психолог. Каждый человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то зерно, которое даст разумные всходы. В подростковом возрасте нужно учиться принимать решения, совершать самостоятельные поступки и нести за них ответственность. Поступок делает человека. Каждый человек — индивидуальность, личность. Подумайте еще над тем, какие особенности характерны только для вас. Любой ребенок интересен и талантлив. Как стать человеком, способным в полной мере реализовать свой потенциал? Послушайте, что говорят об этом известные люди.
Советы Чарли Чаплина.
· Не бойтесь принимать решение и доводить дело до конца.
· Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
· Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
· Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
· Ищите в себе интерес к различным делам и пробуйте себя в них.
· Не упускайте мгновения удачи.
· Не предъявляете к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
· Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.
· Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
· Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать из него уроки.
· Любите людей и они ответят вам тем же.
Моя душа.
Моя душа — большой тайник.
Там столько разных закоулков.
И если б кто-нибудь проник
В нее, то в той Вселенной гулкой.
Мог заблудиться бы легко.
Но если б он туда попал,
То тайны сердца моего
Он все равно б не разгадал.
Моя душа, как книга-том:
За неприглядным переплетом
Хранится труд большой о том,
Что подарить хочу я вам
Нелегким мысленным полетом.
(Татьяна Гамазина)
5. Задание "Нарисуй себя".
Цель: самораскрытие, работа с образом «Я».
Нарисовать себя в виде растения, животного.
6. Анализ задания.
Все работы вывешиваются на стенд. Участники пытаются угадать принадлежность рисунков, делятся впечатлениями. По желанию дети отвечают на вопросы:
—Что ты чувствовал, когда рисовал?
—Почему таким образом изобразил себя?
—Ты доволен своим портретом?
—Почему все рисунки разные?
7. Рефлексия.
Участники описывают свое настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (понравилось — не понравилось, что показалось самым важным и полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову и т.д.).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.