Культура поведения
Оценка 4.9

Культура поведения

Оценка 4.9
docx
22.05.2020
Культура поведения
культура поведения.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Сеяхинская школа-интернат».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическая беседа «Культура поведения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответственный:

Алексюк М.А.

 

Тематическая беседа «Культура поведения».

Цель: Прививание учащимся правил поведения в обществе

Задачи:

·                     Развить у учащихся чувства ответственности за свое поведение.

·                     Воспитать уважительного отношения к окружающим.

Место проведения: 1 корпус интерната, комната самоподготовки.

Целевая аудитория: воспитанники 7 группы (5 класс)

 Здравствуйте, ребята, мы начинаем наш разговор на очень, на мой взгляд, важную тему. Сегодня мы будем говорить о вежливости, об этикете, о добром отношении к людям. Мне бы хотелось, чтобы вы были активны и высказывали свое мнение.

Начнем с истории. Первые упоминания об этикете как установленном порядке поведения уходят вглубь тысячелетней истории человечества. Один из самых известных литературных текстов Древнего Шумера - "Первые моральные идеалы". Высокие моральные качества, по мнению шумеров, были дарованы человеку богами, и человек должен был следовать этим божественным предначертаниям. Со временем правила поведения разных народов видоизменились, отражая различные условия их жизни. Наряду с повседневным появился деловой этикет.

Первые пособия по правилам поведения, трактаты, появились в Средние века. Первый трактат о поведении был издан в 1204 году испанским священником Педро Альфонсо и назывался "Дисциплина клерикалис". На основе этого сочинения были составлены книги по этикету. Они содержали правила поведения за столом, ведения беседы, приема гостей и т.п.

Слово "этикет" произошло от названия карточек, "этикеток", которые раздавали всем гостям во время изысканных приемов у короля Людовика XIV. На карточках были написаны правила поведения. В XIV-XVII веках соблюдение правил этикета стало отличительным признаком светского человека.

На Руси первые письменные правила поведения были составлены князем Владимиром Мономахом. В своих "Поучениях" мудрый князь писал: "Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях,: где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего : чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, - простой ли человек, или знатный - угостите пищей и питьем: Больного посещайте, мертвого приходите проводить:Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово:"

А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым? Где и каким образом человек получает первые навыки этикета? Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным? Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым? Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться? Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным? На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

Представляю на ваш суд следующие ситуации.

Ситуация 1. Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. "Простите его, - говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги". Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Ситуация 2. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает : Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

(ответы учеников)

Ситуация 3.

1) У вас день рождения. Гости приглашены в пять часов, но кое-кто из гостей приходит раньше. Стол еще не накрыт, вы не одеты в праздничную одежду. Вы в растерянности:

2) Вы звоните другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит бабушка. Каким будет ваш разговор с ней?

3) Мальчик просит у одноклассника компьютерный диск с игрой, в которую давно мечтал поиграть. "А что ты мне за это дашь?" - спрашивает тот. После долгих уговоров и обещаний подарить новый журнал о машинах тот соглашается дать диск.

Вопросы для обсуждения: В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым? Какое поведение вы одобряете? Как бы вы поступили в каждой из приведенных ситуаций?

(ответы учеников, дискуссия)

Практическая часть

1.                 За столом ведут громкие разговоры? (нет)

2.                 Сливочное масло сначала кладут себе на тарелку, потом намазывают на хлеб? (да)

3.                 Печенье, сухари, фрукты за столом берут руками? (да)

4.                 Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

5.                 Мальчик первым входит в темную комнату? (да)

6.                 Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги? (да)

7.                 На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

8.                 Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме. Один и тот же поступок в одном случае может быть уместным и красивым, а в другом - грубым и бестактным. Все зависит от того, насколько мы учитываем обстоятельства, настроение, особенности характера людей, с которыми мы общаемся.

В понятие культура входит не только внешнее проявление отношения к людям, к природе, к животным, к миру вещей, но и внутренняя культура и красота человека. Эта красота выражается в характере личных потребностей и интересов, в образе жизни, в культуре речи, в красоте мимики и жестов, в постоянном совершенствовании таких качеств, как принципиальность, благородство, отзывчивость, тактичность, честность и бескорыстие. Вы живете среди людей, и каждый ваш поступок и желание отражаются в людях. Знайте, что существует граница между тем, что хочется, и тем, что можно: Проверяйте свои поступки сознанием: не причините ли вы зла, обиды, неприятности людям. Поступайте так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Будьте добрыми и чуткими к людям. Помогайте людям словом, делом и поступком. Ведь каждому приятно иметь дело с добрым, культурным, воспитанным, вежливым человеком.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «

Тематическая беседа «Культура поведения»

Тематическая беседа «Культура поведения»

На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

На чем основаны требования культуры поведения в семье, школе, обществе?

Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги?…

Если молодой человек и девушка идут по дороге, с одной стороны которой дома, а с другой едут машины, то молодой человек идет со стороны дороги?…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020