К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«НЕПОНИМАНИЕ ДРУГОГО
ЧАСТО СТАНОВИТСЯ
ПРИЧИНОЙ СТРАХА, ОТЧУЖДЕННОСТИ,
ВРАЖДЕБНОСТИ» (Азбука общения)
Наверное, все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуальнопсихологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.
Способность к общению включает в себя:
1) Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
2) Умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения.
Всему этому ребенок учится в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами, воспитателями, родителями.
Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития.
Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Полезно побеседовать с ребенком, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Желательно обсудить с ребенком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.
Мы в своей группе проводим с детьми игры на развитие коммуникативных способностей. В частности, важность речевого общения подтверждается играми из раздела «Я и мой язык» (популярное пособие для родителей и педагогов «Учим детей общению»): «Иностранец», «Через стекло», «Изобрази сказку», «Испорченный телефон» - эта игра направлена на понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.
(Проводится игра «Испорченный телефон» сначала только с детьми, затем с детьми и родителями). Обсуждается с родителями значение игры и ее роль в развитии культуры речевого общения. Предлагается проводить эту и другие речевые игры в кругу семьи.
В 4-5 лет ребенок уже сознательно вежлив, сдержан в поведении. Общаясь, он не перебивает собеседника. Правда, это еще плохо получается. Нужно учить его терпеливо ждать своей очереди – высказать собственные мысли. Без терпения и выдержки сложно адаптироваться в детском учреждении. Возникнут трудности в общении. Поэтому, чтобы ребенок не стал эгоистом, нужно учить его считаться с интересами других. Ко взрослым ребенок должен обращаться по имени и отчеству. Посторонним взрослым говорить: «Вы» и употреблять слова
«пожалуйста», «спасибо», «будьте добры», «здравствуйте».
Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример. Часто мы не замечаем, как держимся дома, но еще хуже, когда мы совершенно невоспитанно ведем себя с нашими детьми, забывая говорить им «спасибо» и «пожалуйста», перебивая его в разговоре. Не только на специальных занятиях в детском саду или индивидуально дома, а в повседневной жизни, детям нужно подавать хороший пример, стараясь привить хорошие манеры как бы случайно, незаметно, не спеша, терпеливо.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова «Азбука общения» - 2000 г.
2. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению» (популярное пособие для родителей и педагогов) – 1996 г.
3. А.А. Дорохов «Как себя вести: беседы о вежливости и правилах поведения» - 1979 г.
4. «Общение детей в детском саду и в семье» /под ред. Т.А. Репиной/ - 1990 г.
5. И.Л. Они «Спасибо, пожалуйста, здравствуйте» - 1991 г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.