«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды »
Оценка 4.6

«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды »

Оценка 4.6
doc
04.12.2022
«Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды »
доклад на педсовете
культура здоровьяdoc.doc

Краевое  государственное казенное учреждение для детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр  содействия семейному устройству №1 г. Владивостока»

 

 

 

 

 

 

 «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды »

 

 

Воспитатель Поселяющева Н.З.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владивосток

2022 год

Прежде чем говорить о культуре здоровья, я попрошу вас представить такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие плавать. Впереди – огромный, кипящий водопад. Течение потихоньку уносит детей, они этого не замечают и неожиданно оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны находиться наверху, рядом с детьми и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, дети - это наши ученики, взрослые – это мы – учителя и наша общая задача – научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

В законе РФ “Об образовании” сказано: “ Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся”

Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед нами, является сохранение и укрепление здоровья детей.

Здоровье по определению Всемирной организации здравоохранения это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Так высказывался о здоровье, немецкий философ, Артур Шопенгауэр

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия»

Здоровый ребёнок – практически достижимая норма детского развития (здоровье ребёнка считается в норме, если он):

1.     В физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме.

2.     В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость.

3.     В нравственном плане – честен, самокритичен.

4.     В социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить.

5.     В эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов на планете, сегодня стал одним из самых больных. Данные многих авторов свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в несколько раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 81% учащихся первого класса и у 93% старшеклассников. По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи. Наряду с этим отмечено снижение темпов созревания организма и общего интеллектуального развития. Также отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы школьников, нарастание невротических проявлений, увеличение хронических заболеваний.

Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно отметить следующие:

  • ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
  • низкий уровень организации питания обучающихся;
  • отсутствие продуктивной системы служб врачебного контроля за состоянием здоровья обучающихся;
  • нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
  • отсутствие планомерной и целенаправленной работы по профилактике вредных для здоровья привычек (табакокурение, потребление алкоголя, наркотиков, игровой, Интернет-зависимости и других девиаций);
  • несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в  учреждении;
  • увеличение объёма учебных нагрузок на обучающегося, ведущая к переутомлению, стрессам;
  • распространённость новых видов зависимостей (компьютерная, интернет, игровая и др.), отрицательно сказывающихся на здоровье обучающихся;
  • недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах здоровьесберегающего, здоровьефомирующего образования;

Основным фактором называют ухудшение социально-экономического положения населения, что приводит к ослаблению здоровья нации и находит отражение в уровне детской смертности: показатель ее в России выше, чем в других европейских странах.

Другие факторы – наличие «опасных» рабочих мест, тех, что характеризуются высоким уровнем травматизма, высокое потребление алкоголя и наркотических веществ. По данным Госнаркоконтроля РФ, угрозой генофонду страны является наличие в ней 7% наркоманов. Социологические опросы показывают, что половина школьников хотя бы один раз пробовала наркотики. За пять лет 70 тыс. молодых людей умерло от передозировки.

Вышесказанное, актуализируя проблему, выводит на одно из первых мест направление её решения средствами образования.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Поступление в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребёнка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – всё это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности. В условиях повышенного эмоционального напряжения формируются неадекватные формы поведения.

Результаты проведённых в школах России исследований позволяют выявить у многих учащихся завышенную самооценку собственного здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение, низкий уровень валеологической грамотности. Учащиеся не задумываются, какой образ жизни они ведут, не имеют мотивации на его улучшение. Это отражает и низкий уровень валеологической активности в семье.

Яркой иллюстрацией низкой валеологической культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 31% учащиеся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 41% - иногда, а 23% вовсе не обращают на это внимание. Тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих.

Культура здоровья (в образовательном процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и коммуникативного.

Под познавательным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области.

Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом.

Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления.

Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому ещё раз необходимо подчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.

К элементам, определяющим культуру здоровья можно отнести:

• организация и проведение урока с учетом здоровьесберегающих элементов и технологий;

• социальное здоровье учащихся;

• здоровье учителя;

• благоприятный эмоциональный микроклимат в коллективе.

Профилактика и оздоровление:

1.     Регулярное прохождение диспансеризации.

2.     Использование материально-технической базы.

3.     Физкультурная разминка, во время учебного процесса, для активизации работы головного мозга и релаксации органов зрения.

4.     Обучение навыкам самоконтроля и самодиагностики.

5.     Сбалансированное питание.

6.     Физкультурно-оздоровительная работа

 

Здоровье – основное и истинное достояние человека

Независимо от педагогических целей любой образовательный процесс не должен вредить здоровью и учитывать ресурсы здоровья каждого ребёнка. Именно поэтому  должны использоваться личностно-ориентированные технологии, которые обеспечивают гармоническое физическое, умственное и психологическое развитие учащихся. Практическая реализация здоровьесберегающей технологии обучения осуществляется основываясь на следующих принципах:

1.     учёт особенностей данной возрастной группы детей;

2.     учёт состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизиологических особенностей ( информационная база включающая состояние здоровья, особенности психики и функциональное состояние детей);

3.     структурирование урока с учетом изменений работоспособности;

4.     использование на занятиях здоровьесберегающих действий (уважительный стиль общения, эмоциональная разрядка, физкультурная пауза, правильная рабочая поза, положительные Правила лечебной педагогики:

1.     Не навреди здоровью ребёнка.

2.     Учащийся личность, относись к ней с глубоким уважением.

3.     Научись и умей видеть душу в глазах ребёнка.

4.     Будь терпелив, требователен, вежлив и снисходителен в обращении с учащимися.

5.     Будь всегда в хорошем настроении, владей чувством юмора.

6.     Постоянно повышай самооценку детей, будь всегда правдив.

7.     Добивайся доверия детей и береги его.

8.     Умей беречь здоровье воспитанников и своё.

9.     Твоё личное здоровье -пример для детей.

10. Будь умерен на похвалы и откажись от наказаний.

Охват питанием

1.     1-4 кл. - завтрак – 91%, обед – 31%

2.     5-9 кл. - завтрак – 79%, обед – 21%

3.     10-11 кл. – завтрак – 46%

4.     общий охват питанием – 82%

Важно ещё раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни.

Задача центра – научить детей самим заботиться о своём здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни.

 

Заключительная часть.

Упражнение “Воздушный шар”- звучит тихо мелодия (о ценности здоровья для человека).

Посмотрите на ваших столах нарисованные воздушные шары, который летят над землей. Дорисуйте человечков в корзине воздушного шара. Это Вы и ваша группа детей. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Выберите из списка, 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в любое путешествие вместе (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то старший воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т. д.

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.

Заключение:

Выдающийся польский педагог, Януш Корчак, писал: “Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься”.

Уважаемые коллеги, берегите здоровье своих воспитанников и будьте сами здоровы и счастливы!

Спасибо!


Скачано с www.znanio.ru

Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр содействия семейному устройству №1 г

Краевое государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр содействия семейному устройству №1 г

Прежде чем говорить о культуре здоровья, я попрошу вас представить такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие плавать

Прежде чем говорить о культуре здоровья, я попрошу вас представить такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие плавать

По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи

По статистическим данным у детей, поступающих в школу, встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата, невротические расстройства, нарушения зрения и речи

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности

В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области

В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области

Здоровье – основное и истинное достояние человека

Здоровье – основное и истинное достояние человека

Заключительная часть. Упражнение “Воздушный шар”- звучит тихо мелодия (о ценности здоровья для человека)

Заключительная часть. Упражнение “Воздушный шар”- звучит тихо мелодия (о ценности здоровья для человека)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2022