Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.
Культурногигиенические навыки в 1ой младшей группе
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример.
Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим
столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не
моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро
перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят,
развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша
иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как
мы это делаем. Ребенок это зеркальное отражение взрослых.
Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко
требует чегото, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и
они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол,
дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено.
Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее
пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что
положено", то они рискуют безнадежно опоздать.
Освоение культурногигиенических навыков
К нам в группу приходят очень разные малыши. Ктото из них самостоятельно
пользуется горшком, а ктото категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки
едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием
копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?
Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает
именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и
самостоятельности буквально с пеленок.
Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо
приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку,
находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту
бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже
самостоятельно. Когда с 56 месяцев начинают прикармливать ребенка, кормить его надо с
ложечки. С 78 месяцев следует приучать его пить из чашки. Примерно с 1 года 1 года 2
месяцев следует давать ложку для самостоятельной еды, причем сначала ребенку надо
давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо; и только тогда, когда он научится
самостоятельно есть кашу, можно дать ему жидкую пищу – суп, кисель, компот,
простоквашу.
Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим
(дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а
высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.
Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также
закладываются в семье) : следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не
выходили изза стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.При одевании и раздевании также даём возможность детям в какойто степени
действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку,
я на тебя надену кофточку».
Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье,
или стали мокрыми штанишки.
Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания
в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных
привычек.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в
охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В 1й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук,
соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение
правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и
причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и
сморкаться в носовой платочек.
На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука –
освоение и применение культурногигиенических навыков.
Во время еды строго следим, чтобы:
последовательность блюд была постоянной,
перед ребенком находилось только одно блюдо,
еда была не слишком горячей, не слишком холодной,
ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
дети не разговаривали во время еды;
стараемся не допускать:
громких разговоров,
понуканий, поторапливания детей,
насильного кормления,
Кормление очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть
самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и
такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.
Перед едой для каждого ребенка готовим салфетку.Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и изза стола
вставать с чистыми руками и лицом.
С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала
кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во
время кормления на всех малышей надеваем нагрудники.
Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда
приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в
процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом.
Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая изза стола, говорить спасибо.
Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.
С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков
одевания (раздевания) : учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.
После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.
Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.
У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения.
Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы».
Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем
раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не
отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с
нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению
самой последней.
То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его
пальчиков.
Я считаю, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с
себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное
достижение малыша.
Из моей практики я поняла, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться
правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки
под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава,
как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные
строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот
водички не получит». Дети сами повторяют эти слова.
Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала
надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как
смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим
полотенцем) и т. д.Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в
гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети
умываются». В игровом уголке сделали умывальник, повесили полотенце для кукол.
Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо
полотенцем.
Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком,
учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.
Вещи в детском саду могут пугать ребенка. Для некоторых детей обычный унитаз просто
чудовище. Он холодный, рычит, брызгается водой. Испугавшись однажды, малыш будет
всячески избегать находиться в комнате со «страшными» предметами.
Поэтому мы стараемся посещать туалетную комнату, чтобы, вопервых, малышам не
было страшно, а вовторых, чтобы помочь справиться с горшком.
Я считаю, что приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным
процессом. Не забываем хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о
необходимости этого мероприятия. Не позволяем малышу засиживаться на своем
маленьком «троне».
Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего
организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель,
свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце.
Д ля того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце, постельное белье и горшок, они
маркируются в детском саду. Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для
малышей – это цветные картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами
и объясняем их назначение.
Мы считаем, что правил должно быть немного, и они должны быть четко
сформулированы и понятны малышу.
Мною замечено, что наиболее понятная форма для малышей это добрые, хорошо
известные и поучительные стихи:
Водичка, водичка,
умой Насте личико…
Вот так потихоньку мы учим своих малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и все
наши детки не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и
никак иначе.