Культурно-гигиенические навыки в 1-ой младшей группе

  • Документация
  • doc
  • 16.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.
Иконка файла материала документ.doc
Культурно­гигиенические навыки в 1­ой младшей группе      Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример.  Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим  столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не  моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро  перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят,  развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша  иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок ­ это зеркальное отражение взрослых.     Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко  требует чего­то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено.  Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее  пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что  положено", то они рискуют безнадежно опоздать.                                   Освоение культурно­гигиенических навыков     К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто­то из них самостоятельно  пользуется горшком, а кто­то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием  копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?     Самые первые представления о культурно–гигиенических навыках ребенок получает  именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и  самостоятельности буквально с пеленок.    Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо  приучать к активному участию в процессе еды. Например, если трехмесячному ребенку,  находящемуся на искусственном вскармливании, дается бутылочка с молоком, то на эту  бутылочку следует накладывать руки ребенка – впоследствии он будет держать ее уже  самостоятельно. Когда с 5­6 месяцев начинают прикармливать ребенка, кормить его надо с  ложечки. С 7­8 месяцев следует приучать его пить из чашки. Примерно с 1 года ­ 1 года 2  месяцев следует давать ложку для самостоятельной еды, причем сначала ребенку надо  давать кашу или пюре, а не жидкое блюдо; и только тогда, когда он научится  самостоятельно есть кашу, можно дать ему жидкую пищу – суп, кисель, компот,  простоквашу.     Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим  (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а  высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.     Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также  закладываются в семье) : следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не  выходили из­за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой­то степени  действовать самостоятельно. Например, надевая кофточку ребенку, говорим: «Дай ручку,  я на тебя надену кофточку».    Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье,  или стали мокрыми штанишки.    Я считаю, что одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания  в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных  привычек.     Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в  охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.      В 1­й младшей группе нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук,  соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение  правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и  причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и  сморкаться в носовой платочек.     На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука –  освоение и применение культурно­гигиенических навыков.                      Во время еды строго следим, чтобы:  последовательность блюд была постоянной,  перед ребенком находилось только одно блюдо, еда была не слишком горячей, не слишком холодной, ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал, дети не разговаривали во время еды; стараемся не допускать: громких разговоров, понуканий, поторапливания детей, насильного кормления, Кормление ­ очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть  самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.          Перед едой для каждого ребенка готовим салфетку.Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из­за стола  вставать с чистыми руками и лицом.    С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала  кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во  время кормления на всех малышей надеваем нагрудники.    Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда  приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в  процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом.    Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из­за стола, говорить спасибо.  Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.    С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков  одевания (раздевания) : учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.    После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.    Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.     У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения.  Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы».     Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем  раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не  отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с  нижней – самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению  самой последней.     То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его  пальчиков. Я считаю, главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с  себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь – очень серьезное  достижение малыша.     Из моей практики я поняла, что очень сложно научить детей умываться, пользоваться  правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки  под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава,  как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные  строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот  водички не получит». Дети сами повторяют эти слова.    Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала  надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как  смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим  полотенцем) и т. д.Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в  гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети  умываются». В игровом уголке сделали умывальник, повесили полотенце для кукол.  Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо  полотенцем.     Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком,  учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.    Вещи в детском саду могут пугать ребенка. Для некоторых детей обычный унитаз просто  чудовище. Он холодный, рычит, брызгается водой. Испугавшись однажды, малыш будет  всячески избегать находиться в комнате со «страшными» предметами.    Поэтому мы стараемся посещать туалетную комнату, чтобы, во­первых, малышам не  было страшно, а во­вторых, чтобы помочь справиться с горшком.     Я считаю, что приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным  процессом. Не забываем хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о  необходимости этого мероприятия. Не позволяем малышу засиживаться на своем  маленьком «троне».    Ежедневно повторяем малышам, что все, что требуется для обслуживания своего  организма, ухода за ним, содержания, должно быть личным: своя расческа, своя постель,  свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце.   Д ля того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце, постельное белье и горшок, они  маркируются в детском саду. Маркировка должна быть удобной и детям, и взрослым. Для  малышей – это цветные картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.    Мы считаем, что правил должно быть немного, и они должны быть четко  сформулированы и понятны малышу.     Мною замечено, что наиболее понятная форма для малышей это добрые, хорошо  известные и поучительные стихи: Водичка, водичка, умой Насте личико…     Вот так потихоньку мы учим своих малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и все  наши детки не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и  никак иначе.