«Культурное наследие» исследовательская работа по истории родного края
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

«Культурное наследие» исследовательская работа по истории родного края

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы
docx
МХК +1
8 кл—11 кл
09.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

работа.docx
МБОУ «СОШ №1» г. Бологое Тверской области. «Культурное наследие» Гурина Елена Михайловна  8 «А» класс Фёдорова Ирина Дмитриевна учитель истории 2016 г. 1 Цели и задачи:  рассказать     о   выдающихся   людях   России,   связанных   с историей нашего города  показать их особые заслуги в развитии нашего города в том числе   воспитывать любовь и интерес к истории родного края. 2 История   Бологое   мало   отличалась   от   истории   любой   русской деревни до тех пор, пока в 1851 г. здесь не была открыта ж/д станция. С тех пор Бологое постепенно превращалось в крупнейший транспортный узел, «город железнодорожников»  Если говорить о культурном развитии города, то Бологое второй половины 19 ­ начала 20 веков можно выделить отдельной страницей. Именно  этот период мы можем связать с именами известнейших людей России, многие из которых жили и работали в нашем городе. В конце 19 – начале 20 веков  культурным центром Бологого была усадьба   Путятиных.   Её   хозяин   был   известным   исследователем, археологом, антропологом и палеонтологом. Павел   Арсеньевич   Путятин   стал   крайне   популярен   в   научных кругах Европы благодаря своим удивительным находкам. В Бологом на Озёрном   мысе   он   обнаружил   древнейшую   стоянку   первобытного человека. Это была настоящая сенсация.  В   этот   период   одна   за   другой   выходят   в   свет   публикации, подготовленные   П.   А.   Путятиным   в   значительной   мере   на   основе археологической   коллекции   Бологовского   усадебного   музея.   К   концу этого   этапа   практически   исчезают   статьи   на   русском   языке,   что свидетельствует   о   европейском   признании   учёного,   сделавшим Бологовский усадебный музей научным центром уже не регионального, а европейского   масштаба.   Путятинский   археологический   кабинет   и биохимическая   лаборатория   раскопок,   ставшие   центральным 3 предметным комплексом усадебного музея, вкупе с самой Бологовской стоянкой   каменного   века   были   настоящим   магнитом   для   учёных, краеведов,   учителей,   любителей   старины   и   просто   неравнодушных   к прошлому России посетителей. Именно они в августе 1899 г. привлекли в Бологое   известного   художника археолога   Н.   К.   Рериха.   Его   приезд ‐ изменил не только его собственную судьбу, но и существенно повлиял на развитие музея в Бологом. Сегодня   находки   из   Бологое     украшают   коллекции   крупнейших музеев   мира,   а   имя   Путятина   золотыми   буквами   вписано   в   историю археологии, а рядом имя его помощника – молодого художника Николая Рериха. Имя Рериха известно во всём мире. У нас у каждого свой Рерих. Для нас Н.К. Рерих – художник, любивший свою Родину больше всего. Не   случайно   весь  цикл  его  исторических  картин  назван  «Очарование России». Но это и философ, и человек, который принёс славу нашей Бологовской   земле,   потому   что   именно   с   его   именем   связано   это легендарное место, где располагалось имение Путятина,  где произошла судьбоносная   встреча   Николая   Константиновича   с   Еленой   Ивановной Шапошниковой.  Летом 1900 года он несколько раз приезжал в Бологое к своей  невесте Елене Шапошниковой, по обыкновению гостившей в летние  месяцы у своей тетушки княгини Е.В. Путятиной . Они вместе много  ходили, ездили по окрестностям и, конечно, знали о языческом  святилище, находящемся недалеко от станции Валдайка (ныне  Лыкошино). Располагалось оно на крутом берегу речки Валдайки, на  высоте 7м. над ней. С юга и востока его окружали два полурва и  земляной вал. С севера и запада городище защищали крутые берега реки. 4 Внутри городища шел ров шириной 3­4метра, в который можно было зайти со стороны реки. Надо рвом на высоте около пяти метров находилась  ровная площадка, имевшая небольшой уклон к востоку. Еще выше, на  вершине святилища стояли деревянные идолы — языческие боги. На  вершину и площадку вход был разрешен только жрецам. Во время  совершения ритуальной службы люди стояли за земляным валом вокруг  святилища. Жители г. Бологое не сомневаются, что на картине «Идолы» Николай  Константинович изобразил Лыкошинское языческое святилище. Картина  была написана в Париже во время учебы Н.К. Рериха в мастерской  Кормона. Они прошли по жизни в любви, полном взаимопонимании и творческом  сотрудничестве. Николай Константинович всю жизнь звал свою жену  древним русским именем Лада. В 2001 году на берег озера был доставлен огромный камень из района Глубочиха, где в год встречи со своей будущей женой Николай Рерих   проводил   раскопки.   На   камне   в   присутствии   общественности города Бологое и представителей Тверской Рериховской  организации была   торжественно   установлена   гранитная   плита   со   словами   Н.К. Рериха из очерка «Университет»: «...В   Бологом,   в   имении   князя   П.А.   Путятина,   я   встретил   Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!» Александр   Васильевич   Александров.   Еще   одна   легендарная личность, творческая деятельность которого связана с Бологое. В Бологое Александр Васильевич жил с марта 1902 года до лета 1906 года. Здесь широко раскрылись творческие дарования молодого 5 музыканта.   Он   быстро   приобрел   известность   и   заслужил   всеобщее уважение   бологовцев.   Он  работал   регентом   соборного   хора,   а  также педагогом   по   хоровому   искусству   в   железнодорожном   и   техническом училищах. Скоро его уже хорошо знали в округе и за ее пределами. В 1904 году он женился на участнице  бологовского любительского хора, певице   Ксении   Павловне   Морозовой.   Жили   Александровы   на Александровской улице, сегодня улица Кирова. 22   мая   1857   года   в   10   часов   утра   в   церкви   имения   Дмитрия Эристова в Бологом совершился обряд венчания. Пред аналоем стояли вернувшийся  из ссылки Иван Иванович  Пущин и Наталья  Дмитриевна Фонвизина. А прибыли они в Бологое по приглашению адмирала Фёдора Фёдоровича Матюшкина. Когда­то в лицее они жили по соседству – в 12­ м номере Матюшкин, в 13­м – Пущин, а 14­й занимал Александр Пушкин. Он посвятил Матюшкину знаменитые строчки: Счастливый путь!.. С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя… И с той поры в морях твоя дорога, О, волн и бурь любимое дитя! 19   октября,   день   лицея,   почитался   в   “Заимке”   как   самый главный праздник. В 50­х годах XIX века дом в Бологое стал приютом для многих­многих лицеистов. Своё небольшое имение Фёдор Матюшкин назвал “Заимка”. Этому поместью суждено было стать домом сразу для нескольких   выдающихся   людей   России,   видимо,   что­то   магнетическое всё­таки было в этих местах. Фёдор   Фёдорович   Матюшкин   на   этом   месте   выстроил   дачу.   По воспоминаниям   современников,   дача   эта   своими   очертаниями   была похожа на корабль, и мебель в этой даче была настоящая корабельная. 6 Замечательная стеклянная  терраса спускалась прямо к озеру. В этой самой   “Заимке”   Владислав   Ходасевич   написал   большую   часть стихотворений своей первой книги “Молодость”. Он прожил здесь как хозяин около двух лет и состоялся как поэт тоже здесь. Где­то   здесь,   в   этих   полях   и   холмах   начинался   классический венециановский   русский   пейзаж.   Собственно,   это   всё,   что   мы   на сегодняшний день имеем в оригинале, а картины вы можете увидеть в Третьяковской галерее и в Русском музее. Имение Сафонково Венецианов приобрёл в 1815 году. С ним были связаны многие яркие страницы жизни художника, с этим же местом связана   и   его   трагическая   гибель.   В   1847   году   Алексей   Венецианов получил хороший заказ, он дожен был создать иконостас для церкви Рождества Богородицы. Четвёртого декабря он повёз в Тверь эскизы 20 образов святых. В дороге его ждала беда. Вот что писала об этом дне дочь   его,   Александра.   “Была   гололедица.   Подъезжая   к   соседней усадьбе,   надо   было   спуститься   с   горы.   Лошади   стали   беситься   и удержать   их   не   было   сил.   Оборвались   вожжи,   лошади   понесли,   и въезжая в ворота, ударили повозку о столб”.  В эту минуту Венецианова выбросило из повозки в сторону, и он на том же месте, в ту же минуту кончил свои дни. Похоронили Алексея Гавриловича Венецианова там же, на Дубровском кладбище.   “Земля   еси   и   в   землю   пойдёшь”   –   часто   приговаривал художник. Венецианов   запечатлел,   вообразил   эту   землю,   он   сохранил   лица   её обитателей, он создал галерею портретов местных жителей. Здесь, в Сафонково,   были   написаны   практически   все   его   лучшие   пейзажи, 7 которые   принесли   ему   настоящую   известность.   Сохранилась   могила Венецианова, а вот об усадьбе вспоминают только знатоки. В 80­е годы XIX века Бологое становится известно далеко за пределами   Новгородской   губернии   как   место,   где   производили всевозможные   музыкальные   инструменты.   Первые   двухрядные гармоники   были   сконструированы   русскими   мастерами   независимо   от иностранных образцов. Бологовская двухрядная гармоника появилась в то время ,когда иностранные двухрядки были в России еще не известны. Особого внимания заслуживает фабрика Д.А. Митропольского. В 1887 г. Д.А.   Митропольский,   состоящий   в   Бологое   учителем   открывает   на средства Святейшего Синода фабрику музыкальных инструментов. Это была первая фабрика подобного типа в России. Здесь производились физгармонии,   рояли,   пианино,   хромофоны,   плаллодикты. Инструменты фабрики   Митропольского,   представленные   на   многих   выставках   и ярмарках,   были   награждены   семью   медалями.   Среди   них   ­   большая золотая медаль на выставке «Музыкальный мир» в 1907 году в Москве.  В   1912   г.   в   Париже   на   учебно­промышленной   выставке   бологовские гармошки были названы «бологовками». Многие газеты и журналы того времени   печатали   сообщения   о   работе   бологовских   музыкальных мастерских. Если брать период 20 века, то можно нужно назвать имя В льяма ии Фёдоровича Козл ва.ои ии В льям Фёдорович Козл в — русский советский писатель. Родился 3 ноября 1929 года в г. Бологое Калининской области. ои  В 1935 году был усыновлен вместе с сестрой Тамарой путевым мастером Козловым Феодосием Константиновичем, который заменил им родного отца. 8 Стал   сначала   корреспондентом   областной   газеты   «Великолукская правда», затем литературным сотрудником. С газетной работы началась его литературная деятельность.   Первый   рассказ   «Сын»   был   опубликован   в   газете   «Великолукская правда»   и   получил   на   конкурсе   премию.   С   1963   года   ­   член   Союза писателей   СССР.   Членом   Союза   журналистов   СССР   он   становится будучи студентом факультета журналистики, в год образования этого Союза.   В   1992   году   Санкт­Петербургская   Петровская   академия   наук   и искусств за талантливые произведения  единогласно  избрала Вильяма Федоровича Козлова академиком с вручением пожизненного диплома. А в   1994   году   он   удостоился   звания   академика   в   Международной Славянской академии. Кембриджским биографическим центром Вильям Козлов был выдвинут за 1997­1998 г. на Международный конкурс «200 выдающихся писателей Мира». И стал лауреатом с присвоением диплома и   медали.   Сведения   о   В.   Ф.   Козлове   включены   в   Международный энциклопедический справочник «Кто есть кто?». Когда­то   Бологое   находилось   в   кольце,   а   точнее,   в   созвездии усадеб,   чьи   обитатели   составили   настоящую   славу   этого   небольшого городка. Все эти усадьбы находились рядом, по соседству, поэтому и судьбы   их   обитателей   неизбежно   переплетались.   Матюшкин   свою Заимку часто сдавал и жил у Эристовых, Николай Рерих приезжал сюда к   Путятиным,   покупал   в   имении   Венецианова   картины   художника   и породнился с Путятиными, женившись на племяннице хозяйки. Только случилось всё это больше ста лет назад, когда Бологое ещё не было городом, когда это было старое Бологое. 9 У   современных   жителей   Бологого,   несомненно,   есть   все   основания гордиться   историей   родного   края.   Каждая   из   его   усадеб   могла   бы составить славу любому русскому городку. Источники: Николай Ласточкин «Родники припиросья»     издательство    «Русская провинция» 1999г. М.А.Иванов  «Е.И.Рерих» 2005 г. книга издана на средства  общественной организации БОК и патриотов Бологое. М.А.Иванов «Земля бологовская на карте истории» издательство  «История» г. В.Волочек 2006 г. 10 11
скачать по прямой ссылке