Общественные (социальные) отношения
– это разнообразные формы взаимозависимостей, которые возникают при взаимодействии людей друг с другом
это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.
Общественные отношения возникают:
как отношения человека с обществом, общества с человеком;
между индивидами как представителями общества;
между различными обществами;
Предмет социологии культуры, понятие и функции культуры
Социология культуры –раздел социологии изучающий социальные аспекты функционирования культуры в обществе, процессы производства, распространения и сохранения культурных ценностей
Культура – система социально-приобретенных и транслируемых из поколения в поколение идей, ценностей символов, норм и т.д. посредством которых люди организуют свою деятельность
Функции культуры:
Адаптивная
Познавательная
Социальная регуляция и контроль
Коммуникативная
Оценочная
Интеграция и разграничение социальных групп
Креативная
Основные элементы культуры
П.Сорокин выделил в структуре социокультурных феноменов три компонента:
«Ядро» - смыслы, ценности, нормы
Материальные носители: язык, традиции
Люди и социальные группы
Элементы культуры взаимодействуют друг с другом и образуют сложные культурные комплексы:
игра в футбол, праздники, свадьба,
ярмарка и т д
Культурные универсалии - элементы культуры, обнаруженные исследователями практически у всех народов мира. Они включают:
Совместный труд, орудия труда
Язык
Религию
Брачные и похоронные обряды
Обычаи гостеприимства
Обучение детей
Сексуальные ограничения, запрет кровосмешения
Спорт, состязания
Украшения тела
Дарение подарков
Юмор и шутки
Формы и разновидности культуры
По субъекту-носителю:
Мировая
Культура отдельных стран
Субкультура (носитель - группы внутри конкретного общества)
Культура личности
Другие классификации:
Элитарная (создается привилегированными группами или по их заказу)
Народная (создается анонимными творцами)
Массовая
По отношению к официальным разделяемым большинством ценностям:
Доминирующая
Контркультура
Виды и характеристики процессов межкультурного взаимодействия
Аккультурация – проникновение в культурную жизнь народа или большой группы ценностей, норм, продуктов другой культуры
Классификация процессов межкультурного взаимодействия, предложенная М.Мид
Ассимиляция – поглощение, «растворение» одной культуры в другой
Аккомодация – вынужденное приспособление к другой культуре, освоение языка и т.д.
Культурный отбор – избирательное добровольное освоение другой культуры
Характеристики культур с точки зрения взаимодействия между поколениями (М.Мид)
Постфигуративные – старшее поколение безусловный авторитет для молодежи, источник знаний и опыта.
Конфигуративные – молодежь ориентируется на опыт успешных сверстников в большей степени, чем на опыт старшего поколения
Префигуративные – молодежь быстрее других групп осваивает новые знания и технологии и обучает им старшее поколение
Теории межкультурного взаимодействия
Этноцентризм –
система взглядов с точки зрения которых культура других народов рассматривается через призму ценностей и установок своей культуры, считающейся эталоном. Этноцентризм характеризуется предубежденностью относительно других культур и народов, признанием превосходства собственной культуры
Культурный релятивизм – установка на понимание другой культуры изнутри, с позиций ее собственных
норм и ценностей.
С точки зрения культурного релятивизма все культуры равноценны, нет эталонов
«культурности».
Теория «культурного шока»
Термин «культурный шок» был введен в оборот Ф.Боком в 1970 году, после выхода в свет сборника с одноименным названием.
«Культурный шок» означает трудности, ощущение беспомощности и дезориентации, которые испытывает человек в «чужом» обществе, «инокультурной среде», связанные с конфликтом двух культур на уровне индивидуального сознания
Стадии культурного шока: очарование и любопытство, беспокойство и стресс, адаптация
Способы преодоления «культурного шока»
- Геттоизация (замыкание в своей культурной среде, стремление избежать контактов с «чужой культурой»)
- Ассимиляция (стремление отказаться от своей культуры и усвоить багаж чужой культуры)
- Культурный обмен и взаимодействие
звуко-, кино- и видеозаписи;
Виды средств массовой информации
газеты, журналы и другие периодические печатные издания;
книжные издательства;
радио- и телевещательные
компании;
интернет
Влияние средств массовой информации на общество
манипуляция массовым сознанием, представляющая собой способ управлять большими группами людей через специально созданные для этого иллюзии и условия. Подобное воздействие нередко называют «промыванием мозгов». При этом при помощи языковых приемов, эмоций, дробления информации и ее искажения происходит воздействие на психику людей. В результате этого у общественных масс формируется определенный образ мышления и восприятия мира, выгодный правящим политическим силам. Подобный феномен характерен для тоталитаризма;
«agenda setting» или теория повестки дня. Суть этого явления состоит в том, что общественное мнение формируется за счет подачи специально отобранной информации. Иными словами, владельцы средств массовой информации при участии определенных политических сил влияют на то, о чем в настоящий момент должно думать общество.
1.«Раздувание детали».
2. Фальсификация (прямая ложь).
3.Метод «страшилок».
4.Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
5. Опускание, или исключение, информации.
6. Полуправда.
7. Использование слухов, домыслов.
8. Отбор событий, фактов для сообщений.
9. Эмоциональное влияние (цвет, звук).
Методы манипуляции
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum — установление, устройство.
Со временем он приобрел два значения —
узкофункииональное (название специализированных научных и учебных заведений)
Широкое социальное (совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования).
Пять основных социальных институтов:
■ потребности в воспроизводстве рода
(институт семьи и брака);
■ потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
■ потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);
■ потребности в передаче знаний, социализация подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
■ потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.