Данна п ог амма составлена в оо ве вии ебовани ми Феде ал ного го да венного об азова ел ного анда а на ал ного об его об азовани . П ог амма вкл ае в еб 34 зан и по 40 мин и а и ана дл де ей 6-12 ле .
П облема д овно-н ав венного во пи ани в лови ов еменного об е ва п иоб ела о обое зна ение. По е мо ал н о иен и ов, обе енивание аки пон ий, как ове , е , долг, п ивели к нега ивн м по лед ви м в об е ве: о иал ное и о во, иление к иминогенно и и на комании еди под о ков, по е пози ивной мо ива ии к ени . В Кон еп ии д овно- н ав венного азви и и во пи ани г ажданина Ро ии оп едел н ов еменн й на ионал н й во пи а ел н й идеал.
Э о в к ав ве й, в е кий, к м е е й г ажда и Р ии, и има ий д б О е е ва как в ли , з а ий ве ве за а ее и б д ее в ей а , к е е й в д в и к л ади и м г а и ал г а да Р ий к й Феде а ии.
Рабо а по д овно-н ав венном во пи ани должна на ина в а ем до кол ном воз а е о знаком ва де ей н ав венн ми но мами и п авилами поведени и о ми овани мо ал н п ив ек. В де ком коллек иве ебенок имее возможно п ове и на об венном оп е вои знани , п ед авлени и клонно и н ав венного по дка, о обе пе ивае пе е од вне ни мо ал н ебований во вн енние.
Назна ение программ .
Целенап авленна , и ема и е ка або а по во пи ани нав ков и п ив ек к л ного поведени на инае п и одом де ей в кол . Именно в на ал н кла а заклад ва о нов акк а но и и оп но и, вежливо и, о но и, п ивива о о ие мане , мение к л но ве и еб в коле, дома, на ли е, в об е венн ме а . Е ли лемен а н е но м к л ного поведени не п иви
де м анни ле , о позднее п и оди во полн о п обел и не едко п оводи более дн або : пе ево пи ва де ей, ко о ко енили о и а ел н е п ив ки.
Необ одимо п еодоле в е недо а ки ави пе ед педагогом зада : да де м знани и нав ки к л ного поведени в оп едел нной и еме.
Актуал ност программ .
П ог амма д овно-н ав венного азви и и во пи ани об а и на пени на ал ного об его об азовани езв айно ак ал на, по ом о вл е о иен и ом дл о ми овани ли но ной, о иал ной, емейной к л и базов на ионал н енно ей.
Соде жание п ог амм а к вае п авила н ав венного поведени и о вн енний ме анизм, ко о й оп едел е и но (по ебно в полн п авила на о нове понимани и необ одимо и; мо ива и поведени , по пка, .е. желание, емление дела л д м доб о и не п и ин зла, не доб ва, неп и но и.)
П ог амма к жка «Комм ника и » а и ана на де ей 6 – 12 ле . Э о позвол е ои зан и в оо ве вии познава ел н ми и п ак и е кими возможно ми де ей, огла но и воз а . П ог амма а и ана на 7 ле об ени : 4 года – 33 зан и (33 а а), 5-7 ле - 34 зан и в год (34 а а). Одно зан ие в недел . П одолжи ел но одного зан и – 40 мин .
Основна ел кружка «Коммуника и »: о ми ование нав ков об ени и к л поведени де ей, азви ие и ове ен вование и н ав венн ка е в, о иен а и на об е елове е кие енно и.
Цел курса «Коммуника и » перв 4 лет обу ени :
О воение а ими но м н ав венного о но ени к ми , л д м, амим ебе.
Зада и:
-У а в ва в аб е г , а едел ли, д г ва ива д г д г м.
- П ивива емление к по о нном познани , бежда , о кажд й може об ви войн воем невеже в .
Цел курса «Коммуника и » 5 года обу ени :
Фо ми ование ебенка н ав венн о иен и ов п и по оении де ел но и, об ени и взаимоо но ений, о нов ми овозз ени и амово пи ани .
Зада и, помо ко о еализ е ел данной п ог амм :
-Спо об вова о ми овани нав ков поведени в об е ве.
-Спо об вова во пи ани в ва коллек ивизма.
-Спо об вова о ми овани и е кой к л , д жел би и вежливо и, важени и ко и по о но ени к д гим л д м.
-Спо об вова о ми овани о ознанного емлени в полн п авила гигиен здо ов и ве и здо ов й об аз жизни.
Цел курса «Коммуника и » 6 года обу ени :
Во пи ание г амо ной, ак ивной ли но и, о иен и ованной на д овное и н ав венное азви ие, о озна ей о ве венно за на о ее и б д ее воей ан .
Зада и:
-Зак епи знани кол ного и вне кол ного ике а, п авил об ени и к л вне него вида.
- Фо ми ова енно ное о но ени к ем е, е ади и м.
-Во пи ва н ав венн е ка е ва: г аждан венно , па ио изм, важение к п авам, вободам и об занно м еловека.
-Фо ми ова и ем д овно-н ав венн енно ей, к л н ав венного поведени .
Цел курса «Коммуника и » 7 года обу ени :
Си ема и е ка , еленап авленна або а по еализа ии данного к а и пол зованием ак ивн видов де ел но и и о м зан ий поможе во пи а еловека, дл ко о ого но м , п авила и ебовани об е венной мо али в пали б как его об венн е взгл д , беждени , как гл боко о м ленн е и п ив н е о м поведени , п иоб е нн е в ил вн енней по ебно и.
Зада и:
-Зак епление о новн и е ки пон ий и но м е евого поведени .
-Фо ми ование об е венн но м поведени , знаком во ой вом об е ва, о иал но одоб ем ми и не одоб ем ми о мами поведени в об е ве ( о иал н ми знани ми).
- П о илак ика в едн п ив ек.
- П иоб е ение оп а амо о ел ного об е венного дей ви , ко о й позволи еник а г ажданином, о иал н м де елем, вободн м еловеком.
-П иоб е ение оп а пе еживани и пози ивного о но ени к базов м енно м об е ва.
Форм и метод зан тий
-Слове н е (набл дение и об ждение в педагоги е ки о ганизованной и а ии азли н по пков; бе еда и а ивна , бе еда- а ждение, бе еда-иг а, бе едаазм ление).
-Нагл дн е (п о мо кино ил мов, м л ил мов, п езен а ий, а дио айлов, агмен ов кино ил мов, ение доже венн п оизведений, казок, п и ;).
-П ак и е кие (иг ов е п ак ик м ).
Ли ностн е и метапредметн е резул тат .
Раздел I. Я среди л дей (7 ас.) Пон и « », «вне ний вид», «им », « амили »,
«о е во», «кли ка», «п озви е», «ве но лов », « е ». Ре – важней ее ед во об ени . П авила об ени .
УУД:
-Ребе к л и з а и а ак е е взаим е ий д гими л д ми, а е ед лк й в и а и д б жела ел г и заб лив г е и к л д м,
ми ал й з в ив и, е ежива и , в ви , ми ва и ав ве г з а и .
-У и га из в ва в е аб ее ме .
- У и л а и има е д ги .
-У и аб а в а е.
Раздел II. Ре евой тикет (7 ас.) Пон и « ика», « ике ». Спе и ика е евого об ени . Ре и о но ение еловека к л д м. П авила знаком ва, п ед авлени , об а ени , п иве ви и п о ани , извинени и п о б , благода но и и о каза.
Мимика и же .
УУД:
-Ребе к л и з а и а ак е е взаим е ий д гими л д ми, а е ед лк й в и а и д б жела ел г и заб лив г е и к л д м,
м и ал й з в ив и, е ежива и , в ви , ми ва и ав ве г з а и млад ег к л ика.
- У и га из в ва в е аб ее ме .
- У и бл да ей ие м е ев г ике а: зд ва , а , благ да и .
- У и вме д г ва ива авила б е и и веде и в к ле, лед ва им.
- У и аб а в а е.
Раздел III. Кул тура поведени (14 ас.) О но ение к ем е, оди ел м, а им по воз а л д м, педагогам, ве никам, млад им. П авила поведени в об е венн ме а , го , дома. УУД:
-Ребе к л и з а и а ак е е взаим е ий д гими л д ми, а е ед лк й в и а и д б жела ел г и заб лив г е и к л д м,
м и ал з а и. |
й з в ив и, |
е ежива и , в ви , ми ва и ав вег |
- У и |
га из в ва в е аб |
ее ме . |
- У и |
бл да ей ие |
м е ев г ике а: зд ва , а , |
благ да и |
. |
|
- У и им. |
вме д г ва ива |
авила б е и и веде и в к ле, лед ва |
- У и аб а в а е.
- У и вме и елем и д гими е иками дава м и ал е к де ел и кла а а ке;
Раздел IV. В мире сказок (3 ас.) Доб о и зло, п авда и лож .
УУД:
- У и ме и е ива жиз е е и а ии ки ге ев д же ве ек в ки з е и б е ел ве е ки м.
-Ребе к л и з а и а ак е е взаим е ий д гими л д ми, а е ед лк й в и а и д б жела ел г и заб лив г е и к л д м,
м и ал й з в ив и, е ежива и , в ви , ми ва и ав ве г
з а и.
- У и вме и елем и д гими е иками дава м и ал е к де ел и кла а а ке.
-У и аб а в а е.
- У и бл да ей ие м е ев г ике а: зд ва , а , благ да и .
- У и л а и има е д ги .
Раздел IV. Итоговое зан тие ( 1 ас.)
- А ализи ва едлагаем и ма и .
-С вме д г ва ива авила б е и и веде и в к ле, лед ва им.
-У и аб а в а е.
Ли ностн е УУД:
-Пол и знани о а ак е е взаимоо но ений д гими л д ми, о ане п едпо лкой во пи ани доб ожела ел ного и забо ливого о но ени к л д м, мо ионал ной о з в иво и, опе еживани , о в ви , о ми овани н ав венного
ознани ебенка воз а а млад его кол ника.
- Уме в вова важение к воей ем е, к воим од венникам.
-Уме о енива жизненн е и а ии по пки ге оев доже венн ек ов о ки з ени об е елове е ки но м.
Регул тивн е УУД:
- У и овме но и елем и д гими ениками дава мо ионал н о енк де ел но и г пп на зан ии.
- У и о ганизов ва вое або ее ме о.
Познавател н е УУД:
- Умение анализи ова п едлагаем ин о ма и .
-На оди о ве на воп о , и пол з ебник и ин о ма и , пол енн на зан ии.
-У и под обно пе е каз ва п о и анное или п о л анное; оп едел ем .
Коммуникативн е УУД:
-Сл а и понима е д ги .
-Совме но догова ива о п авила об ени и поведени , ледова им.
-У и або а в па е.
- У и обл да п о ей ие но м е евого ике а: здо ова , п о а , благода и .
пп.
|
Наименование ем аздела зан и |
Кол- во а ов |
Элемен оде жание
|
Да а по план
|
Да а ак .
|
1. |
Я среди л дей |
7 |
|
|
|
1.1. |
К о и как в гл ж ? |
1 |
Пон и « », «вне ний вид». О ли ие л дей д г о д га по вне нем вид . Акк а но , оп но , бе ежливо – важение еловека к ебе. Ли на гигиена. |
|
|
1.2. |
Ч о в на ем имени? |
1 |
Пон и «им », « амили », «о е во», «кли ка», «п озви е». О но ение по имени к однокла никам и д з м. Им и о но ение к еловек . Анализ п облемн и а ий. |
|
|
1.3. |
Пло о одном |
1 |
Необ одимо еловека в об ении. Ре – важней ее ед во об ени . |
|
|
1.4. |
Това и и и д з |
1 |
Пон и « ова и », «д г». Това и е во и д жба в ади и кого на ода. |
|
|
1.5. |
Как завоев ва д зей |
1 |
П авила об ени ова и ами и д з ми. |
|
|
1.6. |
Бе ко ие в д жбе |
1
|
Пон ие «на о ий д г». Ве но и бе ко ие в д жбе. Взаимов ка и взаимопомо . |
|
|
1.7. |
Ве но лов |
|
Пон и «ве но лов », « е ». П облемна и а и : можно ли в егда б ве н м данном обой лов .
|
|
|
2. |
Ре евой тикет
|
7 |
|
|
|
2.1. |
Ч о акое ика и ике |
1 |
Пон и « ика», « ике ». Спе и ика е евого об ени . Ре и о но ение еловека к л д м. |
|
|
2.2. |
Рол мимики, же ов и поз в об ении |
1 |
Пон и «мимика», «же », «поза». О ажение в мимике, же а , поза еловека его а ак е а и о но ени к л д м. Иг а «Угадай по мимике мое на оение». |
|
|
2.3. |
О вежлив лова и и п именении. |
1 |
Соде жание пон ий «вежливо » и « ике ». За ем л д м н жн п авила вежливо и и ике а. О новн е п авила вежливо и в об ении. |
|
|
2.4 |
П авила знаком ва, п ед авлени и об а ени |
1 |
Знаком во п авилами знаком ва, п ед авлени и об а ени . Раз г вание и а ий. |
|
|
2.5.
|
П авила п иве ви и п о ани |
1 |
Знаком во п авилами п иве ви и п о ани . Модели ование и а ий. |
|
|
2.6. |
П авила извинени и п о б |
1 |
Знаком во п авилами извинени и п о б . Раз г вание и а ий. |
|
|
2.7. |
П авила благода но и и о каза |
1. |
Знаком во п авилами благода но и и о каза . Модели ование и а ий.
|
|
|
3. |
Кул тура поведени |
14 |
|
|
|
3.1. |
О но ение к а им |
1 |
Сем , оди ели, одн е. О но ение поколений в ем е. П о влени л бви и важени , забо и о адани , помо и в ем е. Р кие ади ии о но ени к а им.
|
|
|
3.2. |
О но ение к педагог |
1
|
П облемна и а и : как надо о но и к и ел ? Э ике в об ении и елем. |
|
|
3.3. |
О но ение к мал ам |
1 |
П облемна и а и : как надо о но и к мал ам? Помо и забо а по о но ени к мален ким. |
|
|
3.4. |
Как ве и еб на зан и , на пе емена |
1 |
Знаком во п авилами поведени на пе емена . Ве ел е ин ени овки. |
21.02. |
|
|
3.5. |
П авила поведени за олом |
1 |
Знаком во п авилами поведени за олом. Ролева иг а «М в оловой». |
28.02.
|
|
|||||||
|
3.6. |
П авила поведени го ми, в го , п игла ение го ей |
1 |
Знаком во п авилами поведени в го . Раз г вание и а ий «М в го ». |
|
|
|||||||
|
3.7. |
И к во дела пода ки |
1 |
П облемна и а и : как п авил но в би а и да и пода ки. Раз г вание и а ий. |
|
|
|||||||
|
3.8. |
Как п авил но азгова ива по еле он |
1 |
Пон ие « ак и но ». Знаком во п авилами об ени по еле он . Ролева иг а «М гово им по еле он » |
|
|
|||||||
|
3.9. |
П авила поведени в об е венном ан по е |
1 |
Знаком во п авилами поведени в об е венном ан по е. Ролева иг а «В ав об е». |
|
|
|||||||
|
3.10.
|
Как ве и еб в об е венн ме а |
1 |
П облемн й воп о : о акое «об е венное ме о»? Знаком во п авилами поведени в об е венн ме а . |
|
|
|||||||
|
3.11 |
П авила поведени в еа е и кино |
1 |
Знаком во п авилами поведени в еа е и кино. Модели ование и а ий. |
|
|
|||||||
|
3.12 |
Поведение в библио еке и м зее |
1 |
Знаком во п авилами поведени в библио еке и м зее. Эк к и в библио ек . |
|
|
|||||||
|
3.13 |
Как ве и еб в ка е |
1 |
Знаком во п авилами поведени в ка е |
|
|
|||||||
|
3.14
|
Как ве и еб л д ми ог ани енн ми возможно ми |
1 |
Пон ие «л ди ог ани енн ми возможно ми». П о влени ко и и важени , забо и о адани , помо и в пов едневной жизни.
|
|
|
|||||||
|
4. |
В мире сказок
|
3 |
|
|
|
|||||||
|
4.1. |
Доб о и зло в казка |
1 |
Доб е и зл е по пки, и по лед ви . Доб о и зло в о но ени межд л д ми. Главное в казка – победа доб а над злом. Сл ание казок и и об ждение. |
|
|
|||||||
|
4.2. |
Сказки – вол еб во, до и п авда |
1 |
Вол еб во, до и п авда в казка . В казка – ме л дей. По ем в казка в егда е п авда и она побеждае . |
|
|
|||||||
4.3. |
Сказка – лож , да в ней намек |
1 |
Лга , в а , гово и неп авд – пло о. Победа п авд над к ивдой в казка .
|
|
|
|
|||||||
5
|
Итогов е зан ти |
2
|
|
|
|
|
|||||||
|
Ч о м знали и ем на или за год |
|
Зао ное п е е вие по «Школе вежлив на к». П аздник вежлив еб |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||
Раздел I. Что зна ит б т вежлив м? (1 ас) Э ике и вежливо . И о и ике а.
Раздел II. Правила жизни в об естве (11 ас.) Фо м п иве ви и п о ани , зна ение лова «зд ав в й». П авила знаком ва и п о ани . Спо об в ажени благода но и. Фо м извинений. Фо м л п ивле ени внимани , об а ени к незнакомом еловек . Яз к же ов, п авила п оизно ени « дн » лов ( лова ), лова-па ази .
Раздел III. Т сам (13 ас) И о и ко ма. Гигиени е кие ебовани к одежде. П авила ода за кожей, глазами, з бами. П ин ип здо ового пи ани , пон ие о полезной пи е. Пон ие «ли но ». Спо об амона о , о но ение к ок жа им. В ед к ени , алкогол , на ко иков. Взаимоо но ени дево ек и мал иков.
Раздел IV. Т – друг (9 ас) Взаимоо но ени межд ве никами. Пон и «д г», «д жба». К л а по а. П авила поведени в об е венн ме а .
Ли ностн ми резул татами вл е о ми ование лед и мений:
- О е ива жизненн е и а ии (по пки л дей) о ки з ени об еп ин но м и енно ей: в п едложенн и а и о ме а конк е н е по пки, ко о е
можно е и как о о ие или пло ие.
- Об пози ии об е елове е ки н ав венн енно ей, по ем конк е н е п о е по пки можно о ени как о о ие или пло ие.
- В п едложенн и а и , опи а на об ие дл в е п о е п авила поведени , дела в б , какой по пок ове и .
Метапредметн ми резул татами вл е о ми ование лед и ниве ал н ебн дей вий.
Регул тивн е УУД:
- Оп едел ел де ел но и на зан ии помо педагога и амо о ел но.
- Оп едел пе но в полнени воего задани в диалоге педагогом.
Познавател н е УУД:
- Дела п едва и ел н й о бо и о ников ин о ма ии дл е ени ебной зада и.
- Доб ва нов е знани : на оди необ одим ин о ма и в азли н и о ника .
- Пе е аба ва пол енн ин о ма и : набл да и дела амо о ел н е в вод .
- Под обно пе е каз ва п о и анное или п о л анное; о авл п о ой план.
Коммуникативн е УУД:
- Доне и во пози и до д ги : мл во м л в ной и пи менной е и
(на овне одного п едложени или небол ого ек а).
- Сл а и понима е д ги .
- В ази ел но и а и пе е каз ва ек . У а вова в диалоге на оке и в жизненн и а и .
- Совме но догова ива о п авила об ени и поведени и ледова им.
Календарно-темати еское планирование курса дл детей 9-10 лет
пп.
|
Наименование ем и аздела зан и |
Кол- во а ов |
Элемен оде жание |
Да а по план
|
Да а ак .
|
|
1. |
Что зна ит б т вежлив м? |
1 |
Введение в пон и « ике », и о и ике а, вид ике а
|
|
|
|
2. |
Правила жизни в об естве |
11 |
|
|
|
|
2.1 |
П иве вие. |
1 |
Фо м п иве ви и п о ани , зна ение лова «зд ав в й» |
|
|
|
2.2. |
Давай е познакомим … |
1 |
П авила знаком ва |
|
|
|
2.3. |
П о ание. |
|
1 |
Слова п о ани |
|
|
2.4. |
Благода но . |
|
1 |
Зна ение лова « па ибо», по об в ажени благода но и |
|
|
2.5. |
Извинени . |
|
1 |
Фо м извинений |
|
|
2.6. |
Разгово в об е |
ве |
1 |
На ало азгово а: Фо м л п ивле ени внимани , об а ени к незнакомом . Типов е воп о (Ко о й а ? Как п ой и, п ое а …? Где на оди …? И д .). Соп в ие игнал : не езкие же и движени , п иве лива л бка, вежлив й он. |
|
|
2.7. |
Об а ение к обе едник . На имена |
и |
1 |
Об а ение по имени и о е в . Возможн й в бо об а ени по имени
|
|
|
2.8. |
Т и В |
|
1 |
|
|
|
2.9. |
Слова и же |
|
1 |
Яз к же ов, п авила п оизно ени « дн » лов ( лова ), лова-па ази |
|
|
2.10. |
Внимание к обе едник . |
|
1
|
К л а поведени во в ем бе ед |
|
|
2.11 |
Вежлив е лова. Ре ение ике н зада |
|
|
Знаком во вежлив ми ловами. Создание и е ение ике н и а ий.
|
|
|
3 |
Т сам |
|
13 |
|
|
|
3.1 |
Твой вне ний вид. |
1 |
И о и ко ма. Гигиени е кие ебовани к одежде |
|
|
|
3.2.3.3. |
У оки гигиен . |
1 |
П авила ода за кожей, глазами, з бами и .д.; |
|
|
|
3.4.
|
Кое-о о п авил ном пи ании. |
1 |
П ин ип здо ового пи ани , пон ие о полезной пи е |
|
|
|
3.5. |
Твое на оение. |
1 |
Как подн ебе на оение, по об амона о , о но ение к ок жа им |
|
|
|
3.6. |
Тайна моего «Я». Умение владе обой |
1 |
Да пон воим вн |
ие «ли но » о енним ми ом. |
|
|
3.7. |
Как м видим д г д га |
1 |
Во п и |
ие д гого еловека. |
|
|
3.8. |
В едн е и полезн е п ив ки. |
1 |
Иг а «Ве – не ве », в едное воздей вие на о ганизм к ени , алкогол , на ко иков. |
|
|
|
3.9 |
Не ол ко пла е к а и еловека. |
1 |
О о о и мане а . |
|
|
|
3.10 |
Одежда, ко м, мода |
1 |
Умение одева о вк ом, акк а но, по иг е, по погоде, в оо ве вии и а ией. |
|
|
|
3.11 |
Мода на Р и |
1 |
И о и ко ма . |
|
|
|
3.12 |
Не ол ко пла е к а и еловека. |
1 |
И пол зование ко ме ики и па ме ии. |
|
|
|
3.13 |
Тол ко о мал ика . Тол ко о дево ка . |
1 |
О взаимоо но ени дево ек и мал иков. |
|
|
|
3.14 |
Ре ение ике н зада |
1 |
Создание и е ение ике н и а ий.
|
|
|
|
4. |
Т – у еник |
8 |
|
|
|
|
4.1. |
Твое о но ение к ебе и педагогам |
1 |
За ем вз о л е п ид мали кол . О обенно и кол ной одежд , о но ение к и ел , о ме ке, мение доказа вое мнение. |
|
|
|
4.2. |
Об ение о ве никами |
1 |
Взаимоо но ени о ве никами, о но ение мал иков и дево ек. |
|
|
|
4.3 |
О д жбе |
1 |
Пон и «д г», «д жба». Ценно и необ одимо д жб , вежливое о но ение д г к д г . |
|
|
|
4.4. |
Как е а кон лик . |
1 |
«П авила по о ив и о он» |
|
|
4.5. |
К л а по а |
1 |
Ре ение и а ий, важение к ок жа им, ( лова ) О нов н ав венного амово пи ани . |
|
|
|
4.6. |
В библио еке, в оловой, в га де обе. |
1 |
П авила поведени в библио еке, оловой, га де обе |
|
|
|
4.7 |
Заго одна п ог лка кла ом |
1 |
П авила поведени в об е венн ме а , на п и оде, бе ежное о но ение к п и оде |
|
|
|
4.8. |
Смеем вме е |
1 |
Умение по ме над воими недо а ками. О г омком ме е, ме е без п и ин . |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Раздел I. Правила жизни в об естве (14 ас.) К л а поведени на ли е, о но ение к ок жа им, п авила до ожного движени . По е ение бол ного. П авила поведени в об е венн ме а . О обенно и ике а в азн ана ми а. К л а азгово а по еле он . П авила або лек онной по ой.
Раздел II. Дом и сем (7 ас.) Ин е е к воей одо ловной, к п едкам, важени к воей ем е. О но ение к близким, п ава и об занно и ленов ем и, л д м а его
поколени , о ед м. Семейного о же ва, емейн е ади ии. П авила поведени за олом, ади ии за ол на одов ми а. Доб е лова. Забо а и о ве венно за
жизн и здо ов е дома ни живо н .
Раздел III. Гост – хоз ину радост (12 ас.) П авила п иема го ей. Т ади ии го еп иим ва азн на одов. П авила по е ени и поведени в го , вне ний вид го , олов й ике , пол зование олов ми п ибо ами. П авила в бо а, пол ени и да ени , о о мление пода ков и о к ки. Подби аем и да им ве , пода ки. Комплимен . Бел й ане .
Раздел IV. Итоговое зан тие
Ли ностн е и метапредметн е резул тат .
Ли ностн ми резул татами:
- О енива жизненн е и а ии (по пки л дей) о ки з ени об еп ин но м и енно ей: и о дел по пки о амого еловека.
- Об н пози ии об е елове е ки н ав венн енно ей, по ем конк е н е п о е по пки можно о ени как о о ие или пло ие. - Само о ел но оп едел и в каз ва ам е п о е об ие дл в е л дей п авила поведени (о нов об е елове е ки н ав венн енно ей).
Регул тивн е УУД:
- Само о ел но оп едел ел де ел но и на зан ии по ле п едва и ел ного об ждени .
- В диалоге педагогом в аба ва к и е ии о енок и оп едел епен пе но и в полнени воей або и або в е , и од из име и к и е иев.
Познавател н е УУД:
- О иен и ова в воей и еме знаний: амо о ел но п едполага , кака ин о ма и н жна дл е ени зада и.
- Дела п едва и ел н й о бо и о ников ин о ма ии дл е ени ебной зада и.
- Пе е аба ва пол енн ин о ма и : набл да и дела амо о ел н е в вод .
Коммуникативн е УУД:
- Доно и во пози и до д ги : о о мл во м л в ной и пи менной е и, е ом вои ебн и жизненн е ев и а ий.
- Сл а и понима д ги , п а п инима д г о к з ени , б го овм измени во о к з ени .
- Догова ива л д ми: в полн азли н е оли в г ппе, о дни а в овме ном е ении п облем .
- У и важи ел но о но и к пози ии д гого, п а догова ива .
пп.
|
Наименование ем и аздела зан и |
Кол- во а ов |
Элемен оде жание
|
Да а по план
|
Да а ак .
|
1. |
Правила жизни в об естве
|
14 |
|
|
|
1.1. |
На п ог лке |
1 |
К л а поведени на ли е, о но ение к ок жа им, п авила до ожного движени , ( лова ) |
|
|
1.2. |
В магазине. |
1 |
П авила поведени в об е венн ме а . |
|
|
1.3. |
В бол ни е. В а и па иен
|
1 |
По е ение бол ного |
|
|
1.4. |
В об е венном ан по е |
1 |
П авила поведени в ав об е, амвае, ме о. Из ение «П ав и об занно ей па ажи ов» ( лова ).
|
|
|
1.5. |
В еа е, в кино. |
1 |
Ре ение и а ий. П авила еа ал ного ике а (поведение до на ала пек акл , во в ем и по ле окон ани п ед авлени ( лова ).
|
|
|
1.6. |
В м зее |
1 |
К л а поведени во в ем к к ии в м зей, о но ение к к пона ам.
|
|
|
1.7. |
На кон е е, на адионе
|
1 |
П авила поведени в об е венн ме а , ( лова ). |
|
|
1.8. |
П е е ви |
1 |
Как об а в п е е вие, поведение в поезде, амоле е. Жизн в пала о ном го одке.
|
|
|
1.9. |
В го ини е |
1 |
П авила п оживани в го ини а .
|
|
|
1.10 |
На ионал н й ике
|
1 |
О обенно и ике а в азн ана ми а. |
|
|
1.11 |
У мен зазвонил еле он… |
1 |
Ре ение и а ий еле онного ике а, к л а азгово а по еле он , п авила пол зовани о ов м еле оном в об е венн ме а и в коле ( лова ).
|
|
|
1.12 |
Пи ем пи ма. |
1. |
Уп ажнени по напи ани пи ем. П авила о о млени пи ма.
|
|
|
1.13 |
Ин е не и Э ике |
1 |
П авила або лек онной по ой.
|
|
|
1.14 |
Ре ение ике н зада
|
1 |
Создание и е ение ике н и а ий. |
|
|
2. |
Дом и сем
|
7 |
|
|
|
2.1. |
По е ем и |
1 |
Разви ие ин е е а к воей одо ловной, к п едкам, важени к воей ем е.
|
|
|
2.2. |
У еб дома, о о , о и во о ? |
1 |
О но ение к близким, п ава и об занно и ленов ем и, л д м а его поколени , о ед м.
|
|
|
2.3. |
За олом. |
1 |
П о е п авила поведени за олом, ади ии за ол на одов ми а.
|
|
|
2.4. |
Семейн е п аздники. |
1 |
К л а о ганиза ии емейного о же ва, емейн е ади ии. Пов ение к л б а. |
|
|
2.5. |
Доб ое им ем и
|
1 |
Умение го ди доб м именем воей ем и. Пов ение ин е е а к воей одо ловной.
|
|
|
2.6. |
Доб е лова. Слова е ени |
1 |
Св з ва вои по пки но мами и е кого поведени . На оди доб е лова дл ок жа и .
|
|
|
2.7. |
Дома ние пи ом .
|
1 |
Забо а и о ве венно за жизн и здо ов е дома ни живо н .
|
|
|
3. |
Гост – хоз ину радост
|
12 |
|
|
|
3.1. |
Го еп иим во |
1 |
П авила п иема го ей. Т ади ии го еп иим ва азн на одов.
|
|
|
3.2.- 3.3. |
М идем в го и. |
2 |
П авила по е ени и поведени в го , вне ний вид го , олов й ике , пол зование олов ми п ибо ами. Ре ение ике н и а ий.
|
|
|
3.4.- 3.5 |
П игла аем го ей |
2 |
Закон го еп иим ва, п игла ение го ей, п авила е ви овки ола, айна е емони , ем азвле го ей. Ре ение ике н и а ий.
|
|
|
|
3.6. |
Да и о же ва. |
1 |
П авила поведени на о же венном ме оп и ии.
|
|
|
|
3.7. |
Позд авлени . П игла ени |
1 |
П авила о о млени позд ави ел ной о к ки, ( лова ).
|
|
|
|
3.8. |
О пода ка . |
1 |
П авила в бо а, пол ени и да ени , о о мление пода ков.
|
|
|
|
3.9. |
Цве о н й ике |
1 |
П авил но подби аем и да им ве .
|
|
|
|
3.10 |
О комплимен а
|
1 |
Умение гово и и п инима комплимен .
|
|
|
|
3.11 |
Дама и кавале . По ан ем? |
1 |
О но ени межд мал иками и дево ками, п игла ение на ане , о каз о ан а, «бел й ане ».
|
|
|
|
3.12 |
Обоб а ее зан ие
|
1 |
Подведение и огов. Ре ение ике н зада . |
|
|
|
|
|
|
||||
Раздел I. Введение (3)
Раздел II. Школ н й и вне кол н й тикет (6)
Н ав венн е но м , п авила, ебовани . Положи ел н е п ив ки, о нов к л поведени , по оени межли но н о но ений;
Раздел III. Правила об ени . Кул тура вне него вида (16) О новн е и е кие пон и и но м е евого поведени . К л н ав венного поведени . Ценно ное о но ение к здо овом об аз жизни и п иви ие нав ков о ве венного о но ени к нем . П о илак ика в едн п ив ек.
Раздел IY. Сем на их «Я» (8) О нов н ав венного амово пи ани . Виде , понима и ени амого еб . Умение оо но и вое поведение мнением ок жа и , анализи ова вое поведение. Т дол бие, о ве венное о но ени к
ени и д . По ебно в в полнении по ений, об занно ей, по ил ной
помо и;
Раздел Y. Обоб а ее зан тие (1)
Ли ностн е и метапредметн е резул тат .
Ли ностн ми резул татами:
-Цени и п инима лед ие базов е енно и: доб о, е пение, одина, ми , п и ода, ем , на о ий д г, п аведливо , желание понима д г д га, понима пози и д гого.
-О енка жизненн и а ий и по пков ге оев доже венн ек ов о ки з ени об е елове е ки но м, н ав венн и и е ки енно ей, енно ей гажданина Ро ии.
Регул тивн е УУД:
-Дава амоо енк .
- И пол зова п и в полнении задани азли н е ед ва: п аво н ли е а … Познавател н е УУД:
-Само о ел но дела в вод , пе е аба ва ин о ма и , п еоб азов ва ее, п ед авл ин о ма и на о нове ем, моделей, ооб ений.
Коммуникативн е УУД:
-В полн азли н е оли в г ппе, о дни а в овме ном е ении зада и.
-У а вова в або е г пп , а п едел оли, догова ива д г д гом.
пп.
|
Наименование ем и аздела зан и |
Кол- во а ов |
Элемен оде жание
|
Да а по план
|
Да а ак .
|
1. |
Введение |
3 |
|
|
|
1.1 |
Пов о ение го евого ике а |
1 |
|
|
|
1.2. |
Из и о ии ике а. |
2 |
И о и ике а азн ан. |
|
|
2. |
Этикет |
6 |
|
|
|
2.1- 2.2. |
Как еб ве и |
2 |
П ак ик м по к л е поведени . Умение ве и в азли н и а и в оо ве вии но мами, п авилами поведени , п авилами ике а. |
|
|
2.3. |
П аздники в жизни еловека |
1 |
Пон ие лова «п аздник». Рол п аздника в жизни еловека. П авила поведени на п азднике. |
|
|
2.4. |
Поездка в го и и п ием п иезжи го ей.
|
1 |
П авила п иема и поведени в го . |
|
|
2.5. |
Поведение за олом во в ем банке а. Се ви овка ола к п аздни ном |
1 |
П авила е ви овки ола, по док пода и бл д ем азвле го ей. Ре ение и а ий |
|
|
|
обед . По док пода и бл д. |
|
|
|
|
2.6. |
Об ике е на о и иал н ме оп и и . П ием . |
1 |
Но м и п авила поведени в об е ве. К л а об ени .
|
|
|
3 |
Правила об ени . Кул тура вне него вида.
|
16 |
|
|
|
3.1. |
Ч о зна и б вежлив м.
|
1 |
Умение вежливо об а д г д гом и ок жа ими вз о л ми. Св з вежливо и о но и акк а но
|
|
|
3.2. |
К и ика в об ении и ике .
|
1 |
Как к и икова , не обидев обе едника. К л а об ени . |
|
|
3.3. |
П авила ике а п и об а ении.
|
1 |
Об еп ин е но м и о м е и п и об а ении, п иве вии. |
|
|
3.4. |
П авила ике а п и п ед авлении.
|
1 |
Об еп ин е но м и о м е и п и п ед авлении одного еловека д гом .
|
|
|
3.5. |
Це емонии.
|
1 |
Во пи ание о о и мане п и е емони . |
|
|
3.6. |
И к во ведени бе ед .
|
1 |
Разви ие нав ков об ени . Ко ек но в бе еде. |
|
|
3.7. |
П авила бе ед . Разгово по еле он . К л а по а.
|
1 |
К л а об ени . П авила вежливого об ени по еле он . |
|
|
3.8. |
Э ике н е в ажени , мимика и же п и извинении и п о ении
|
1 |
Пон и «мимика», «же ». Рол мимики и же ов в е евом ике е. |
|
|
3.9. |
Д ли и ов еменн е по об еак ий на о ко бление.
|
1 |
П авила адеква ного еаги овани на о ко блени . |
|
|
3.10- 3.11 |
До ижение пе а п и п бли ном в плении.
|
2 |
К л а е и, ил в одежде, о о ие мане . |
|
|
3.12 |
Как не п о л неп и н м еловеком.
|
1 |
Умение взгл н на еб о о он , избавление о пло и мане . |
|
|
3.13 |
Делова и ве ка бе еда. |
1 |
Умени вободно об а в ипов и а и пов едневно и. |
|
|
3.14 |
К л а здо ового об аза жизни
|
1 |
Ценно ное о но ени к здо овом об аз жизни и п иви ие нав ков о ве венного о но ени к нем . |
|
|
3.15- 3.16 |
Хо о ие и пло ие п ив ки.
|
2 |
Как избави о пло и п ив ек и в едн п и а ий.
|
|
|
4. |
Сем на их «Я». |
8 |
|
|
|
4.1. |
Я- ли но |
1 |
Пон ие «ли но ». Умение виде , понима и ени амого еб . Умение оо но и вое поведение мнением ок жа и , анализи ова вое поведение.
|
|
|
4.2. |
Об о но ении к а им и млад им
|
1 |
О но ение к а им и млад им по воз а . |
|
|
4.3. |
О д жбе и ова и е ве.
|
1 |
П авила на о ей д жб , е ной иг и о заний. |
|
|
4.4. |
Че ен о , к о або ае на ове
|
1 |
Че но , ве но лов и обе ани м. |
|
|
4.5. |
Вежда или невежда. |
1 |
Нав ки амонабл дени , амоанализа, мение и а мнением д ги . |
|
|
4.6. |
О ве венное поведение
|
1 |
Умение мо е на еб о о он . Анализи ова вое поведение, оо но и его мнением ок жа и . |
|
|
4.7. |
Загл ни в мамин глаза
|
1 |
Ч кое о но ение к маме, важение к дево кам, дев кам, жен инам. |
|
|
4.8. |
О д жбе мал иков и дево ек.
|
1 |
Но м и е кого о но ени мал иков и дево ек. Рабо а абли ей ебований к мал икам и дево кам.
|
|
|
5. |
И оговое зан ие |
1
|
|
|
|
К к е в е е ле б е и ебе к полу ит знани :
о мо ал н но ма и п авила н ав венного поведени , в ом и ле об и е ки но ма взаимоо но ений в ем е, межд поколени ми, но и ел ми азн беждений, п ед ави ел ми азли н о иал н г пп.
К кон 4-го года об ени ебенок должен в й и на 1-й овен во пи а ел н ез л а ов, а именно: п иоб е и о иал н е знани , понимание о иал ной еал но и и пов едневной жизни (знани о п авила г пповой або , по оба амо о ел ного пои ка дополни ел ной ин о ма ии).
К к 5-г г да б е и б а ий полу ит знани :
Взаимоо но ени на овне г пп , о е д же венной п о о иал ной ед , в ко о ой кажд й ебенок пол ае п ак и е кое под ве ждение п иоб е енн знаний и на инае и ени .
Ребенок пол и оп взаимодей ви о ве никами, а ими и млад ими деми, вз о л ми в оо ве вии об еп ин ми н ав венн ми но мами.
Нау итс :
- о ганизова або ее ме о и подде жива на нем по док во в ем або ;
- л и вои комм ника ивн е по обно и и п иоб е е нав ки або в коллек иве;
По ез л а ам 5-го и 6-го года об ени а ий в йде на 2-й овен во пи а ел н ез л а ов, а именно: п иоб е е оп пози ивного о но ени к и ине, знани м,
ени .
К к 6-г г да б е и б а ий а и :
Взаимодей вова п ед ави ел ми азли н о иал н б ек ов, в ом и ле за п еделами об азова ел ного еждени , в о к ой об е венной еде.
К к 7-г г да б е и б а ий а и :
-б де зна кол н й и вне кол н й ике , п авила об ени и к л вне него вида;
-познакоми об е венн ми но мами, ой вом об е ва, о иал но одоб ем ми и не одоб ем ми о мами поведени в об е ве ( .е. о иал н е знани );
-п иоб е е оп амо о ел ного об е венного дей ви , ко о й позволи еник а г ажданином, о иал н м де елем, вободн м еловеком;
-п иоб е е оп пе еживани и пози ивного о но ени к базов м енно м об е ва;
-пол и пе ви ное понимание о иал ной еал но и и пов едневной жизни, енно ное о но ени к о иал ной еал но и в елом.
К кон 7-го года об ени а ий в йде на 3-й овен во пи а ел н ез л а ов, а именно: п иоб е е оп амо о ел ного о иал ного дей ви , . е. оп а амоо ганиза ии, о ганиза ии овме ной де ел но и д гими де ми и або в команде.
Во пи а ел н е ез л а
|
еализа ии п ог амм о енива по 3-м овн м. |
Пе в й ве ез л а |
в - п иоб е ение ебенком о иалн знаний (об |
об е венн но ма , |
ой ве об е ва, о о иал но одоб ем и неодоб ем |
о ма поведени в об е пов едневной жизни. |
ве и . п.), пе ви ного понимани о иал ной еал но и и |
Дл до ижени данного овн ез л а ов о обое зна ение имее взаимодей вие еника и елем как зна им м дл него но и елем положи ел ного о иал ного знани и пов едневного оп а.
В й ве ез л а в) - пол ение ебенком оп а пе еживани и пози ивного о но ени к базов м енно м об е ва ( еловек, ем , О е е во, п и ода, ми , знани , д, к л а), енно ного о но ени к о иал ной еал но и в елом.
Дл до ижени данного овн ез л а ов о обое зна ение имее взаимодей вие де ей межд обой на овне г пп в за и енной, д же венной о иал ной еде. Именно в ой еде ебенок пол ае (или не пол ае ) пе вое п ак ие кое под ве ждение п иоб е енн о иал н знаний, на инае и ени (или о ве гае ).
Т е ий ве ез л а в - пол ение ебенком оп а амо о ел ного об е венного дей ви за п еделами д же венной ед .
В ез л а е еализа ии на о ей п ог амм мог б до игн лед ие воспитател н е резул тат :
-на ал н е п ед авлени о мо ал н но ма и п авила н ав венного поведени ;
-н ав венно- и е кий оп взаимодей ви о ве никами, а ими и млад ими де ми, вз о л ми в оо ве вии об еп ин ми н ав венн ми но мами;
-не авнод ие к жизненн м п облемам д ги л дей, о в вие к еловек , на од ем в дной и а ии;
- по обно мо ионал но еаги ова на нега ивн е п о влени в де ком об е ве и об е ве в елом, анализи ова н ав венн о он вои по пков и по пков д ги л дей;
- важи ел ное о но ение к оди ел м, к а им, забо ливое о но ение к млад им; -знание ади ий воей ем и и об азова ел ного еждени , бе ежное о но ение к ним.
1.Оп о
2.Набл дение
3.Диагно ика:
- н ав венной амоо енки;
- ики поведени ;
- о но ени к жизненн м енно м; - н ав венной мо ива ии.
4.Анке и ование а и и оди елей
Ва ил ева-Ганг Л. «Азб ка вежливо и», М., 1984;
Кам ек Я. «Вежливо на кажд й ден », М., 1975;
Смолка К., «П авила о о его она», М., 1980;
Мак имов кий М., «Э ике делового еловека», М., 1994;
До о ов А. «О к л е поведени », М., 1986;
Ка неги Д. «Как завоев ва д зей»;
Лав ен ева Л.И. «Школа и н ав венное во пи ание ли но и»,
Шо гина Т.А. Вежлив е казки: Э ике дл мал ей. – М.: Книгол б, 2004. – 64 . (Развива ие казки дл де ей.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.