Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Тема: «Гласные в корнях с чередованием».
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.
Цель урока: сформировать устойчивый навык правописания чередующихся гласных в корнях слов, закрепить умение безошибочно писать слова с изученными орфограммами
Задачи:
1) вспомнить и обобщить правила правописания гласных в корнях с чередованием;
2) отработать навыки «опознавания» корней с чередованием
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- овладение знанием условия выбора букв А-О в корнях с чередованием гласных – раст-/ -рос-, -ращ-; лаг-/ -лож-, -кас-/-кос-, -гар/- гор-, - зар-/-зор-, Е и И в корнях -бер-/-бир- и др. ;
- овладение умением объяснять написание букв О-А в корнях с чередованием;
- овладение умением группировать изученные орфограммы – гласные с чередованием в корне по видам; применять в разных условиях;
2. Метапредметные:
- умение аргументированно отвечать на вопросы учителя;
- овладение приемами отбора и систематизации материала;
- способность к конструированию предложений;
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- умение создавать тексты;
3. Личностные:
- умение оценивать собственную речь с точки зрения норм общения;
- овладение умением работать в группах
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия (УУД) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент
|
Приветственное слово учителя: - Я торопилась, волновалась, готовилась,
думала, фантазировала, создала, верю, надеюсь, жду.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
Учитель предлагает ученикам выбрать букву определённого цвета, тем самым деля обучающихся на 3 группы: синюю, зелёную, желтую - Сегодня на уроке вы должны показать своё умение взаимодействовать в команде. Я надеюсь на вашу продуктивную работу. |
Приветствие обучающихся.
Выбирают букву. Определяют координатора группы. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. |
Работа с текстом (слайд ) У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу. (Расул Гамзатов) Просит ученика прочитать текст вслух. - Определите основную мысль текста и объясните, что хотел сказать нам автор. - Что важного, поучительного должны взять для себя из этого текста? - Вот и нам с вами сегодня на уроке предстоит приложить усилия, чтобы обобщить знания по одной важной теме |
-Как надо прожить жизнь.
Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания |
Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия |
Дает задание: подумайте и обоснованно ответьте на вопрос: «На какие правила пропущены гласные в словах?» -Назовите устно пропущенные буквы.
-Сформулируйте тему урока. Запишите в тетрадях число и тему урока |
Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению.
«Гласные в корнях с чередованием» |
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
4.Постановка учебной проблемы
|
- Ребята, чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? Какие цели поставим на сегодняшний урок? 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели 2. Составление предложений: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу..
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Составляют предложения: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу..
|
Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Подготовка к обобщению понятий, правил
«Мозговой штурм»
Обобщение понятий и правил темы
|
- Что нужно сделать, чтобы безошибочно писать буквы в корнях с чередованием? Предложите план нашей работы на уроке.
Фронтальный опрос – Какие корни с чередованием гласных вам известны? – В чем особенность правописания таких корней? – От чего зависит правописание чередующейся гласной в корне слова? - Ребята, мы с вами изучили много корней с чередующимися гласными в корнях слов. С каким чередованием гласных мы познакомились на предыдущих уроках? - Корней с чередованием гласных так много, что можно легко запутаться при их правописании. Как вы думаете, что нам нужно сделать, чтобы мы быстро и безошибочно писали слова с этой орфограммой, не путали их? (Заучить, сгруппировать.) - Как мы их будем группировать? (Правописание корней с чередующимися гласными а - о, е - и зависит от ударения, от суффикса а, от последующей согласной и от значения.) - Сейчас мы с вами заполним таблицу с чередующимися гласными в корне слова, примеры вы приводите , объясняете их правописание.
«Восстанови таблицу» Предлагает детям восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями и корнями (по группам: синяя группа - от ударения, зеленая – от последующей буквы, желтая – от суффикса А)
Проверка с доски Теперь ваша задача состоит в том, чтобы рассказать про корни. - А сейчас, ребята, перейдём от теории к практике.
А) Упр. 156 Б) Карточка
- Замените глаголы в скобках синонимами, обозначьте орфограмму. - Какими синонимами мы будем заменять? -Какую орфограмму мы сегодня повторяем? (Чередующиеся гласные в корне.) -Следовательно, синонимы должны быть с этой орфограммой.
Ребята (устроились) на отдых у реки. Быстро (появились) на берегу палатки. Заря (угасала). Один за другим (вспыхивали) костры. Девочки вскипятили чай, а мальчики (протоптали) тропинку к ручью. (Коллективная работа. Ответы – расположились, выросли, догорала, разгорались или разжигались, проложили.)
Самостоятельная работа с текстом. - Ребята, что вы видите на карточке? Просмотрите. (Текст.) - Что такое текст? Любое ли сочетание предложений можно назвать текстом? - Предложите работу с этим текстом. (Назвать тему, основную мысль, озаглавить.) - Выразительное чтение текста вслух. Определение темы текста, основной мысли. Заглавие – У озера. Отдых на озере и др. - Что ещё можно сделать с этим текстом? (Выписать слова с чередующимися гласными, разделить их по группам в зависимости от условия выбора гласной.)
- Только ли чередующиеся гласные вызывают у нас сомнения. Какие есть ещё орфограммы гласные? ( Проверяемые и непроверяемые безударные гласные.) - Сколько колонок у нас получится? (Три) - Как вы назовёте первую колонку? (Проверяемые гласные.) - Вторую? (Непроверяемые гласные.) - Третью? (Чередующиеся гласные.) - Что вы будете делать? (Выписывать слова с пропущенными буквами и распределять их по колонкам.) - А теперь проверьте себя, может быть вы что-то не выписали.
Текст. (Текст на слайде и распечатан по одному на парту.) Мы предпол..гали выехать рано, но зад..ржались. Вдоль дороги, кроме кустарниковой поросли, не было видно никакой другой р..стительности. В полдень мы распол..жились на отдых у оз..ра, зар..сшего к..мышом. Заг..релые р..бята плавали на пл..ту. Солнце п..кло так, что к песку нельзя было прик..снуться. В лучах солнца озеро св..ркало, как зеркало. Догорала вечерняя з..рька, когда мы в..рнулись домой.
Ключ.
|
Составляют план действий, озвучивают примерный план. 1.Повторение теоретических сведений по теме 2.Выполнение практических упражнений, закрепляющих навык правописания гласных в корнях с чередованием. 3. Проверить устойчивость навыка
Ученики перечисляют группы корней. Их нельзя проверить ударением Дети называют условия зависимости написания гласной в корнях с чередованием: от последующей буквы, от наличия суффикса А после корня, от ударения
Выбирают свою группу корней, затем восстанавливают общую таблицу
Рассказывают, приводя примеры, анализируют выступления других групп
Выполняют задание, данное учителем
Работа у доски, графически объяснить.
Ученики самостоятельно выполняют задание, при необходимости обращаясь за помощью к координатору или консультанту.
-Правописание гласных в корне слова
-Чередующиеся гласные в корне слова
Дети работают в группах. Самопроверка с доски
|
Познавательные: составление алгоритма собственных действий для реализации задач урока.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают в группе.
Познавательные: объясняют языковые явления, связи, отношения Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества)
Познавательные: анализ с целью выделения общих признаков, понимание информации, представленной в изобразительной, схематичной, модельной форме; выбор критериев для классификации объектов. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, планирование учебного сотрудничества со сверстником |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог урока. Рефлексия (прием «Комплимент»)
Лист самооценки работы в группе. |
Задает вопросы: -Что мы делали сегодня на уроке? -Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке? -Достигли ли тех целей, которые поставили перед собой в начале урока? -Оцените работу своих одноклассников, сделайте комплимент другу за осознанную и продуктивную деятельность на уроке. (Приём «Подари улыбку») -Как вы оцениваете собственную работу на уроке? Работу группы? |
Ответы на вопросы учителя.
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: уметь связно, логично излагать собственное мнение, слушать и понимать речь других участников |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Дает дифференцированное домашнее задание.
|
|
|
Приложение
Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
1. Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
2. Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
3. Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.