ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Публицистический стиль (от лат. publicus 'общественный') — это стиль, которым пользуются журналисты, общественные деятели. Это речь, рассчитанная на множество слушателей. В публицистическом стиле выделяются следующие подстили: газетно-публицистический (язык газеты); официальный политико-идеологический (политические постановления и т.п.); массово-политический (выступления на политических собраниях, митингах и т.д.), агитационный (призывы, листовки, воззвания и т.п.).
Основные функции публицистического стиля — информационная и воздействующая. Кроме того, публицистический стиль призван формировать мировоззрение читателя, решать просветительские, воспитательные и другие проблемы. В публицистическом тексте не только содержится сообщение о чем-либо, но и выражается отношение автора к высказыванию.
Выделяются следующие жанры публицистического стиля; заметка. репортаж, передовая статья, очерк, памфлет, фельетон, рецензия и др.
В заметке кратко сообщается о каком-либо интересном факте или явлении, а также событии общественной жизни. Основная черта заметки — информативность, изложение факта (констатация), но не анализ, не рассуждение по этому поводу, например; Сегодня в Центральном выставочном зале Москвы открылась выставка современных художников. Здесь представлены работы розных поколении: и мастеров советской эпохи, и молодых живописцев и скульпторов Российской Федерации, и художников зарубежья, причисляющих себя к русской школе изобразительного искусства, выставка организована Фондом помощи художественно-графической секции Юнеско и продлится до конца октября с. г. (Из газет).
В репортаже повествование соединяется с описанием. В этом жанре главное — отобрать наиболее характерные детали, использовать изобразительно-выразительные средства языка. В репортаже дастся оценка, обобщение автора, его размышления, например: Сегодня в Центральном выставочном зале Москвы открылась выставка современных художников. Манеж заполнили люди самых разнообразных вкусов, и это неудивительно: на стенах старейшей выставочной площадки висят картины совершенно непохожих друг на друга мастеров кисти. Это и соцреализм от Пластова, и символический реализм от Глазунова, и авангардизм от Рабина, и стилизация от Графовой, и поп-арт от Курепова, и примитивизм от Митьков.
Цель статьи - воздействовать на мысли и чувства читателей. Автор обычно отбирает самые яркие факты. Основные черты — строгая логичность, образность, эмоциональность.
Рецензия (отзыв) формирует вдумчивого читателя, зрителя, помогает обозначить собственную точку зрения по тому или иному вопросу. В задачи рецензента входит раскрыть положительные и отрицательные стороны текста или действа (литературного произведения, диссертации, статьи, спектакля, кинофильма и т.п.).
Публицистический стиль характеризуется строгой логичностью изложения, точностью фактов (в этом публицистический стиль сходен с научным), а также эмоциональностью, что сближает публицистический стиль со стилем художественной литературы. Внутристилевые черты определяют лексические и грамматические особенности публицистики.
В публицистических текстах используется лексика разных пластов: общественно-политическая, книжная (свершение, сплоченность, единодушно, индустрии, гласность, оппозиция, пропаганда, общество и др.), где особо можно выделить термины (атмосфера, климат, азимут и др.); разговорная (молодчик, шумиха и др.). Широко используются:
· оценочная лексика: военщина, кляузничать, деликатничать и т.п.;
· иноязычные слова: тайм-аут ('перерыв в спортивной игре'), консенсус ('соглашение'), брифинг ('короткая пресс-конференция для журналистов');
· фразеологизм: загребать жар чужими руками, работать не покладая рук, холодная воина, уровень жизни, народные избранники и др.
· клише (речевые штампы): важный шаг, достойный вклад, неуклонный рост ит.п.;
· изобразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения): бегущая по волнам памяти, луноликие представительницы среднеазиатских народов и т.п.
В публицистическом стиле используются синтаксические конструкции как книжной, так и разговорной речи, простые (полные и неполные) и сложные предложения, конструкции, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Часто встречаются вопросительные и отрицательные предложения, риторические вопросы, обращения, например: Что может быть ближе и дороже нам, чем край, где мы родились! Вводные слова и предложения в публицистике выполняют пояснительную и эмоционально-оценочную функцию, например: Вовремя, казалось, до предела загруженного рабочего дня этот человек ухитрялся выполнять (удивительно, как его хватает на все) массу общественных дел.
В публицистическом стиле широко используются сложносочиненные предложения, которые применяются для живописного изображения различных событий, предметов, лиц, для сопоставления и противопоставления явлений действительности.
Для ученого и публициста важно предельно ясно и доступно изложить свои мысли. Для этого часто используется вопросно - ответная форма: Что такое Гоголь в нашей литературе? Где его место в ней? По крайней мере, в настоящее время он является главою литературы, главою поэтов: он становится на место, оставленное Пушкиным (В. Белинский).
В публицистическом, как и в художественном, стиле широко используются выражения, в которых описательно передается смысл другого выражения. Такие выражения называются перифразом, например: В начале марта расплескался неугомонный грачиный крик. Весь день черноперый авангард весны трудится на пашне (А. Марин). Автор использует перифраз, называя грачей черноперым авангардом весны.
Мне принесли букет черемухи. Лесная волшебница вызвала из прошлого самые дорогие воспоминания, чистые и нежные, как она сама (Л.Татьяничева).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.