МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Тверской лицей»
Тема: курс «Общественная география современного мира»
(профильный уровень, 10-11 класс,
учебник Холиной В.Н.)
Автор: Дмитриев Сергей Вячеславович
учитель географии
МОУ «Тверской лицей» г.Тверь
Тверь, 2020
География - специфический школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, наиболее полно знакомит их с проблемами взаимодействия общества и природы.
На третьей ступени обучения, которая имеет основной целью подготовку учащихся к поступлению в вузы, происходит широкое профилирование классов.
В классах социально-экономического профиля география является профильным предметом, что предполагает ведение курса «Общественная география современного мира», в котором усилены проблемные, философские вопросы, волнующие человечество: природные ресурсы, энергетика, мирохозяйственные отношения, геополитика, проблемы бедности, народонаселения, городов, проблема устойчивого развития.
Курс непосредственно связан не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их, а дает мотивацию к изучению и углублению знаний.
Общественная география современного мира в курсе 10 класса подразумевает изучение следующих разделов:
• География в современном мире
• Политическая карта мира: государства и границы
• Богатство и бедность: типы стран
• Население и культура
Курс 11 класса включает в себя следующие разделы:
• Городские и сельские поселения
• Мировое хозяйство
• Устойчивое развитие
• Региональная география
Раздел 1. «География в современном мире» является вводным в курс «Общественная география современного мира», здесь введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте. Раздел предполагает следующее содержание:
· География от визуальных открытий и сбора фактов - к поискам законов размещения.
· Пространство как объект изучения географии.
· И. Кант и классификация наук.
· Законы размещения. Географические исследования.
· Факторы географического положения, абсолютные относительные пространственные ресурсы.
· Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
На изучение раздела отводится 6 часов: тема: «География как наука» (2 часа) и «Методы географических исследований» (4 часа).
Эти материалы размещены на сайте Ассоциации учителей географии Тверской области.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (25 ч.)
Тема 1. Объекты политической карты мира. Основные черты независимых государств.
Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, заморские территории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Тема 2. Территории и границы государств. Территория и границы государства. Территориальные споры. Геополитика. Международные политические организации. ООН.
Тема 3. Этапы формирования политической карты мира.
Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН.
Тема 4. Традиционные геополитические теории.
Современные геополитические модели. «Геополитическое положение страны».
Практические работы:
№ 2.Характеристика геополитического положения
1.вариант – Франция
2.вариант – Мексика
3.вариант - Афганистан
1. Политическая и экономическая оценка государственных границ:
а) уровень экономического развития соседних стран;
б) принадлежность страны и соседних стран к экономическим и политическим
блокам;
в) Стратегическая оценка государственной границы.
2. Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:
а) возможность использования морского речного транспорта;
б) торговые отношения с соседними странами;
в) обеспеченность страны сырьем.
3. Отношение к "горячим точкам" планеты:
а) прямое или косвенное отношение страны к международным конфликтам, наличие
"горячих точек" в пограничных регионах;
б) военно-стратегический потенциал, наличие военных баз за рубежом;
в) участие страны в международной разрядке, разоружении.
4. Общая оценка политического положения страны.
Работа в группах.
Важные геополитические проблемы в мире.
1. группа. Проблема “Расширение НАТО на Восток”…Повлияет ли этот процесс на политическую обстановку России?
Максаковский. В. П. “Новое в мире”. стр15-18. М. “Дрофа” 1999г.
2 группа. Проблема Региональные конфликты. Как они влияют на геополитическую обстановку страны? Больше всего территориально-пограничных конфликтов и споров происходит на политической карте Азии. Индия и Пакистан из-за штата Джамму и Кашмир, Индией и Китаем из-за границы в Гималаях, между Ираком и Ираном, Ираком и Кувейтом, Кипром и Турцией, Россией и Японией из-за Курильских островов. Много их и на политической карте Африки, и на карте Латинской Америки. Какое значение имеет ООН в урегулировании некоторых конфликтов.
Родионова. И. А. Учебно-справочное пособие по географии. Из-во “Московский лицей” 1999г. “Политическая карта мира” Стр. 88-90.
3 группа. Проблема борьбы за нераспространение ядерного оружия все еще остается актуальной! Почему?
Анализ текста.
Известно, что договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) был заключен еще 1970г. Согласно этому договору в “Ядерный клуб” получили право входить пять государств: США, СССР (теперь Россия), Великобритания, Франция и Китай. 1998г эти страны имели на вооружении около 6,5 тыс. ядерных боеголовок. (В том числе США – 3264 и Россия – 2272). ДНЯО подписали уже более 150 государств мира. но Индия, Пакистан, КНДР не входят в их число. . Известно. что они давно же разрабатывают системы ядерного оружия, а Индия провела его испытания в1974. К “пороговым” относятся Израиль, Иран, Ирак, Турция, Бразилия и др. Но если такие работы и велись, то втайне, открытых испытаний никто не производил. Тем большей неожиданностью явились новые взрывы, предпринятые Индией в 1998г. на полигоне в пустыне Тар. Эти взрывы были задуманы как своего рода предупреждения соседям Индии – Пакистану и Китаю. Ответный взрыв в Пакистане.
4 группа. Проблема. С распадом Советского Союза ухудшилось геополитическое положение России. Почему?
Гладкий Ю. Н, Лавров С. Б. . “Экономическая и социальная география мира” стр 96. “Просвещение” М. 2002г.
5 группа. Почему политическая карта мира находится в постоянном развитии? Приведите примеры, подтверждающие, что политическая карта изменяется, особенно сильно заметно это изменение в XX веке. Обсуждение проблем. Выводы.
Самое непосредственное отношение к политической географии и геополитике имеет политико-географическое и экономико-географическое положение страны.
Самостоятельная групповая работа учащихся
«Сравнительная характеристика политической карты мира
начала и конца ХХ века»
(2 часа)
Информационные ресурсы:
Атлас «Новейшая история ХХ века». — М.: АСТ-ПРЕСС, 2003: «Мир к 1914 году» (с.
2—3), «Мир в конце ХХ века» (с. 30—31), «Мир после Второй мировой войны.
1945—середина 80-х гг.» (с. 20—21).
Примерные вопросы по карте «Мир к 1914 году»
1. Посчитайте примерное количество государств (в том числе
суверенных) в разных регионах: в Европе, Азии, Африке, Северной Америке,
Латинской Америке и в Океании.
2. Назовите примерное количество государств мира (в том числе
суверенных).
3. Назовите крупнейшие колониальные империи начала ХХ века и
расскажите, какими территориями они владели.
4. Назовите самые большие по величине территории государства мира и
их примерную площадь.
Примерные вопросы по карте «Мир в конце ХХ века»
1. Посчитайте примерное количество государств, расположенных в
разных регионах Земли: в Европе, Азии, Африке, Северной Америке, Латинской
Америке и в Океании. Отдельно укажите страны, не имеющие независимости.
2. Назовите примерное количество государств мира.
3. Назовите самые большие по величине территории государства мира и
их примерную площадь.
По итогам групповой исследовательской работы учащихся проводится
обсуждение: выявление основных направлений изменений политической карты мира за
100 лет. (при выполнении этой работы учащимся не следует давать других (в
том числе текстовых) источников информации, так как они тут же заменят карту;
источник информации станет иным, а следовательно, и уровень познавательной
самостоятельности учащихся также изменится).
Примерные вопросы к итоговому обсуждению исследовательской работы по
группам:
Проанализируйте, какие изменения произошли на политической карте за последние
сто лет:
1) общее количество и примеры новых государств в мире и в отдельных регионах;
2) границы и величина территории отдельных государств;
3) столицы государств (учесть изменение названий и перенос столиц в другие
города).
Семинар. «Всемирное правительство: утопия или реальность?»
Основу содержания семинара составляет обсуждение статьи академика Н.Н. Моисеева «Информационное общество — что это такое?»1.
Вопросы для обсуждения
1. В чем проявляется различие во взглядах на информационное
общество? Какая точка зрения вам ближе?
2. В чем на взгляд автора статьи заключаются основные трудности
становления информационного общества?
3. Есть ли, на ваш взгляд, примеры навязывания людям новых
стандартов мышления в современном обществе? Как вы оцениваете это явление?
4. Согласны ли вы с мнением автора статьи о возможности «зомбирования человечества
в планетарном масштабе»? Каковы ваши взгляды на эту проблему?
5. Какова ваша точка зрения на возможность создания информационного
общества, как «планетарного общества»?
6. Какие мировые события и явления современного мира, на ваш
взгляд, могли бы (должны бы?) привлечь интерес «Коллективного Интеллекта»?
7. Что такое Совет Мудрецов?
8. Ваше отношение к предложению автора о создании Совета Мудрецов
при ООН? Ваши кандидаты в такой Совет?
Бывший помощник государственного секретаря США и бывший посол США в Китае Лорд Уинстон как-то сказал: «Трехсторонняя комиссия втайне миром не управляет. Этим занимается «Совет по международным отношениям» (World Magazine. August 1978). Предшественником СМО была группа советников «Inquiery», созданная во время Первой мировой войны при президенте Вудро Вильсоне его ближайшим помощником «полковником» Эдвардом Манделем Хаусом, автором известного плана раздела России после революции и героем многих конспирологических версий мирового заговора. Именно эта группа подготовила знаменитые «Четырнадцать пунктов» Вильсона .После окончания Первой мировой войны Вильсон, Хаус, евреи-банкиры Бернард Барух и Пол Вобер, а также другие влиятельные лица посетили Мирную конференцию в Париже. Именно там, в парижском отеле «Мажестик», 30 мая 1919 г. была создана новая межнациональная организация — Институт иностранных дел. Это был первый конкретный шаг к образованию «единого мирового правительства». Созданная организация была разделена на две ветви: первая — Королевский институт иностранных дел — прописалась в Лондоне, а вторая — Совет по международным отношениям — в Нью — Йорке. Обратим внимание на состав из шести учредителей СМО, а ими стали банки: Bank of America J. P. Morgan Chase & Co, Merrill Lynch, Goldman Sachs Group, а также нефтяные гиганты Chevron Corporation, Exxon Mobil Corporation, Hess Corporation, ведущая консалтинговая фирма McKinsey & Company, Inc. и одна из трех основных фондовых бирж США The Nasdaq OMX Group. Это — Рокфеллеры, Морганы, еврейские банкиры Голдманы и Саксы, а вместе с ними новые имена вроде сына рубщика кошерного мяса из Литвы Леона Хесса, ставшего нефтяным королем в США. В начале XX века членами СМО были Джон Пьерпонт Морган, его уполномоченный представитель, миллионер Джон Вильям Дэвис (первый президент Совета), наш знакомый по острову Джекилл Генри П. Дэвисон, Томас Такер, Гарольд Свифт, Аверелл Гарриман, будущий госсекретарь США Джон Фостер Даллес, будущий шеф ЦРУ Ален Даллес, Томас Ламонт, Пол Крават, еврейские банкиры Пол Уорбург, «архитектор ФРС», Мортимер Шифф, сын Якоба Шиффа и лидер скаутского движения США, Рассел Лефингвел и др.Спонсировали СМО семья Морганов, Джон Рокфеллер и наиболее известные еврейские олигархи — «одинокий волк Уолл-Стрита», одиозный биржевой спекулянт Бернард Барух, советник президентов Уоррена Гардинга, Герберта Гувера, Франклина Рузвельта и Гарри Трумэна, все те же вездесущие Яков Шифф, Отто Канн, Пол Уорбург. Сегодня Совет поддерживают промышленные гиганты Xerox, General Motors, Bristol-Meyers Squibb, Texaco, фонды German Marshall Fund, McKnight Foundation, Dillon Fnd, Ford Foundation, Andrew W. Mellon Foundation, Rockefeller Brothers Fund, Starr Foundation, Pew Charitable Trusts… Заседания Совета по международным отношениям проходят за закрытыми дверями, попасть туда можно лишь по специальному приглашению. СМО выпускает журнал «Foreign Affairs» — одно из самых авторитетных экономико-политических периодических изданий мира тиражом 126 тыс. экз. Штаб-квартира CFR находится по адресу «Harold Pratt House, 58 East 68th Street, Нью-Йорк». Прописка тоже не случайна. Гарольд Ирвинг Пратт (1877–1939) был крупным нефтепромышленником и директором рокфеллеровской нефтяной корпорации Standard Oil of New Jersey, теперь Exxon Mobil. Он был членом СМО с 1923 по 1939 г.
Семинар «Современный мир: однополярность или многополярность?»
Основу содержания семинара составляет обсуждение статьи Е.С. Примакова «Окончание эпохи сверхдержав»2.
Вопросы для обсуждения
1. Что означала двухполюсная структура мира периода «холодной
войны»?
2. Какими критериями определяет автор понятие «сверхдержава»
современного мира? Есть ли в мире страны, по мнению автора, отвечающие этим
критериям?
3. «Однополярный» или «многополярный мир»: за и против?
4. Какие тенденции свидетельствуют, на взгляд автора, о движении к
многополярному миру?
5. Какие современные события и явления, на ваш взгляд, подтверждают
движение к многополярному миру?
Семинар. «Современный мир: Китай в обозримом будущем»
Вопросы
для самоконтроля
1. В чем проявляется масштабность современного Китая?
2. Каковы экономические достижения современного Китая?
3. Что такое программа «четырех модернизаций» Китая и каковы
результаты ее проведения?
4. Какие крупные экономические зоны выделяют в Китае?
5. Какова хозяйственная специализация и уровень развития каждой из
них?
Для обсуждения непосредственно на семинаре можно предложить учащимся следующие
материалы:
Моисеев Н.Н. Китай в обозримом будущем3.
Лавров С.Б. Переходи через реку, нащупывая камни4.
Примаков Е.С. Окончание эпохи сверхдержав5.
Вопросы
для обсуждения
1. Что способствует дальнейшему возрастанию роли Китая в мире?
2. Каковы современные взаимоотношения России и Китая?
3. Какова роль Китая в современном мире?
4. Что позволяет считать Китай геополитическим стабилизатором
современного мира?
5. Какими критериями определяется понятие сверхдержава современного
мира?
6. Есть ли в мире страны, отвечающие этим критериям?
1Моисеев
Н.Н. Быть или не быть... человечеству? — М.: 1999.
2 Примаков Е.С. Мир после 11
сентября. — М.: Мысль, 2002.
3 Моисеев Н.Н. Быть или не быть...
человечеству? — М.: 1999.
4 С.Б. Лавров. В каком мире мы живем.
Размышления геополитика. — СПб., 2001.
5 Примаков Е.С. Мир после 11
сентября. — М.: Мысль, 2002.
Тест по географии по теме: «Современная политическая карта мира»
Из четырех предложенных вариантов выберите верный ответ.
А1. Выберите правильную пару названий страна - столица:
а) Канада -Оттава; в) США -Нью-Йорк;
б) Австралия -Сидней; г) Китай -Шанхай.
А2. Выберите крупнейшую страну по населению:
а) Нигерия;
в) Индонезия;
б) Пакистан;
г) Саудовская Аравия.
А3. Выберите правильную пару:
а) Испания -Средиземное море; в) Турция -Красное море;
б) Эфиопия -Аравийское море. г) Венесуэла-Бенгальский залив;
А4. Выберите ключевую развивающуюся страну:
а) Турция;
в) Нигерия;
б) Индонезия;
г) Мексика.
А5. Выберите страну, которая в прошлом была колонией Франции:
а) Пакистан;
в) Индонезия;
б) Вьетнам;
г) Сомали.
А6. Какая из стран являются государством с федеративным административно-территориальным устройством?
а) Италия;
в) Швеция;
б) Греция;
г) Швейцария.
А7. Выберите правильное утверждение:
а) Польша -государство в составе СНГ;
б) Франция -одна из самых развитых стран Европы;
в) Россия -государство в составе Содружества Великобритании;
г) Украина -государство-член НАТО.
А8. Для стран Южной Америки, расположенных в Андах, характерно:
а) хорошая обеспеченность рудными полезными ископаемыми;
б) значительные различия в обеспеченности топливными и нерудными полезными ископаемыми;
в) хорошая обеспеченность геотермальной энергией районов с повышенной сейсмической и вулканической активностью;
г) все перечисленное.
А9. Выберите правильное утверждение:
а) влияние Китая на события в мире будет усиливаться в связи с высокими темпами роста его экономики;
б) ООН играет активную роль в урегулировании глобальных конфликтов, но не вмешивается в решение региональных и локальных конфликтов;
в) в последнее десятилетие XX в. на политической карте Африки не появилось ни одного нового государства;
г) Россия не входит в Совет Безопасности ООН.
А10. Выберите ПРАВИЛЬНОЕ утверждение:
а) обрабатываемые земли сосредоточены в основном в зоне саванн и тропических лесов;
б) малоземельные и густонаселенные страны, такие как Япония и Нидерланды, стремятся увеличить площадь пахотных земель за счет распашки горных склонов;
в) высокая обеспеченность пашней на душу населения характерна для таких стран, как
Канада и Австралия.
А11. В какой из указанных стран государственный язык НЕ относится к
индоевропейской языковой семье:
а) Россия;
в) Бразилия;
б) США;
г) Саудовская Аравия.
А12. Выберите верный вариант, по принципу «страна -экономическая
группировка»:
а) Индия -АСЕАН;
в) Аргентина -НАФТА;
б) Австрия –ОПЕК;
г) Тунис –ЛАГ.
А13. Выберите три страны, входящие в Европейский Союз (ЕС).
а) Франция б) Турция в) Кипр
г) Норвегия д) Польша
е) Швейцария
А14.Выберите три количественных изменения, произошедших на политической карте мира.
а) увеличение территории Японии за счет создания искусственных островов;
б) распад Чехословакии на два государства –Чехию и Словакию;
в) провозглашение Намибии независимым государством;
г) создание международной экономической организации ОПЕК в 1960 году;
д) объединение ФРГ и ГДР в единое государство –Германию;
е) распад СССР на независимые государства.
Ответы
А1
|
А2
|
А3
|
А4
|
А5
|
А6
|
А7
|
А8
|
а
|
в
|
а
|
г
|
б
|
г |
б |
г |
А9 |
А10 |
А11 |
А12 |
А13 |
А14
|
|
|
а
|
в
|
г
|
г
|
АВД
|
БДЕ
|
|
|
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (14 ч.)
Тема 1. Как оценить уровень развития и тип стран?
Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира – абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран. Типология и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда географические типологии.
Практические работы: №3. « Составление многопризнаковой классификации стран региона».
Тема 2. Как различить более развитые и менее развитые страны?
Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира. Анаморфированное картографическое изображение. Наименее развитые страны. Географическая типология стран мира. Географическая типология стран мира. Формирование территориальной структуры колониальной экономики.
Раздел 4. Население и культура (21 ч.)
Тема 1. Размещение населения.
Численность населения мира (переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты.
Практические работы: №4. «Работа с демографическими пирамидами».
Тема 2. Культурные районы мира
География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н, Гумилева. Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Понятия и термины. Понятие о воспроизводстве населения. Сущность и географические особенности полового, возрастного состава населения. Классификация народов мира по языковым семьям и религиям. Виды миграций и их причины. Уровни и темпы урбанизации. Типы воспроизводства населения и их характеристику
Данный курс может быть использован как элективный курс в 10-11 классах, для того, чтобы обеспечивать углубленное изучение отдельных предметов; развивать содержание одного из базисных курсов; удовлетворять познавательные интересы отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного ими профиля.
Список литературы:
1. Крылова О. | Политическая карта мира. Элективный курс ...geo.1sept.ru › article
2. Методическое пособие для учителя. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2014.
3. Рабочая тетрадь. География. Профильный уровень. 10 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2013.
4. Справочное пособие. Социально-экономическая география мира. В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова. - Дрофа, 2008 . -...
5. Тест по географии 10 класс https://studylib.ru/doc/4445089/test-po-geografii---10--klass--i-polugodie-
6. Учебник География. Профильный уровень. 10-11 класс: В.Н.Холина. - Дрофа,2013.
7. Интернет-сервисы, программы, ЦОР, интерактивные карты:
o блог ГЕОграфиня http://www.geografinya.blogspot.com
o Сайты: http://multimedia.drofa.ru ,
o ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
o ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.