Программа «Одаренные дети»
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Пояснительная записка
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Одаренные дети» были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно могут угасать, так как не востребованы.
Учителя начальных классов способны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
« Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании педагогического руководитель кафедры директор МБОУ Гимназия № 4
совета ______________/И.П. Зонова _______________/ В.И.Маргун
Ф.И.О. Ф.И.О.
протокол № 5 протокол № 4 приказ № 124
от «19» апреля 2019 года от «02» апреля 2019 года от « 28 » апреля 2019 года
Рабочая программа
по
курсу «Одаренные дети»
для 2 класса
Составитель: Цыбульская С.В.,
учитель начальных классов ВКК
2019/2020 учебный год
Программа разработана
Данная программа соответствует ФГОС НОО, составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», основывается на концепции образовательной области «Математика и информатика », и решает задачи по развитию математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности, основывается на концепции образовательной области «Филология» и решает задачи по формированию способностей к творческой деятельности.
Основные цели и задачи программы.
Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей. Создание среды, способствующей формированию и реализации творческих способностей в различных областях науки.
Цель курса «Одаренные дети» во 2 классе – дальнейшее развитие таких познавательных способностей обучающихся, как внимание, памяти, логического мышления, воображения и восприятия. Перечисленные способности необходимы современному школьнику, чтобы успешно выполнять тестовые задания, участвовать в интеллектуальных конкурсах и исследовательской деятельности.
Задачами данной программы являются:
1.создание условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов, создание организации индивидуальной деятельности с одаренными детьми , предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
2. формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность обучающихся, стимулирование познавательного интереса;
3.создание условий, учитывая индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие творческого потенциала.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
Формы работы с одаренными детьми
v индивидуальный подход к каждому обучающемуся на занятиях;
v использование на занятиях элементов дифференцированного обучения, проведение занятий с использованием нестандартных форм;
v подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
v участие в олимпиадах по предметам (математика - Кенгуру, ЭМУ, русский язык -Русский Медвежонок, ЭМУ ,литературное чтение – ЭМУ, Лукоморье);
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
v принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя;
v принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
v принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
v принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе во 2 классе
Обучающиеся научатся:
· ценить такие базовые ценности общества, как знания, культура и труд
· использовать полученные знания для решения нестандартных заданий на разных уроках.
Обучающиеся получат возможность:
Система оценки и контрольно-измерительные материалы
На занятиях осуществляется текущая диагностика за развитием познавательных способностей второклассников. На итоговом занятии предполагается проведение диагностической работы по выявлению уровня развития памяти, внимания, мышления и логики обучающихся.
Тематическое планирование программы курса «Одаренные дети»
№ п/п |
Наименование тем |
Всего часов |
Характеристика деятельности
|
1. |
Диагностика |
1 |
|
1.1 |
Входная диагностика. |
|
|
|
Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года. |
|
Анализировать ситуацию, работать с информацией, контролировать (обнаруживать) ошибки в ходе выполнения задания |
2. |
Развитие внимания |
2 |
|
2.1 |
Развитие концентрации внимания. Звуки и буквы. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, работать с информацией, контролировать (обнаруживать) ошибки в ходе выполнения задания |
2.2 |
Тренировка внимания. Антонимы. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3 |
Развитие памяти |
2 |
|
3.1 |
Тренировка слуховой памяти. Образование слов. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3.2 |
Тренировка зрительной памяти. Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
4. |
Развитие логического мышления |
1 |
|
4.1 |
Поиск закономерностей. Образование чисел. Логические задания. |
|
Выбирать способ сравнения объектов, группировать объекты, наблюдать закономерность |
5. |
Совершенствование воображения |
1 |
|
5.1 |
Совершенствование воображения. Правила составления ребусов. |
|
Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости |
6. |
Развитие быстроты реакции, мышления |
1 |
|
6.1 |
Развитие быстроты реакции, мышления |
|
Анализировать ситуацию, выбирать способ решения |
2 |
Развитие внимания |
2 |
|
2.3 |
Развитие концентрации внимания. Предложение. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, работать с информацией, контролировать (обнаруживать) ошибки в ходе выполнения задания |
2.4 |
Тренировка внимания. Геометрический материал. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, работать с информацией, контролировать (обнаруживать) ошибки в ходе выполнения задания |
3 |
Развитие памяти |
2 |
|
3.3 |
Тренировка слуховой памяти. Фразеологизмы |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3.4 |
Тренировка зрительной памяти. Составные задачи. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
4 |
Развитие логического мышления |
1 |
|
4.2 |
Поиск закономерностей. Части речи. Логические задания. |
|
Выбирать способ сравнения объектов, группировать объекты, наблюдать закономерность, дополнять последовательность по заданному правилу |
5 |
Совершенствование воображения |
1 |
|
5.2 |
Совершенствование воображения. Имя существительное. Логические задания. |
|
Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости |
6. |
Развитие быстроты реакции |
1 |
|
6.2 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Имя прилагательное. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, выбирать способ решения |
2 |
Развитие внимания |
2 |
|
2.5 |
Развитие концентрации внимания. Имя существительное. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
2.6 |
Тренировка внимания Имя прилагательное. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3. |
Развитие памяти |
2 |
|
3.5 |
Тренировка слуховой памяти. Части речи. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3.6 |
Тренировка зрительной памяти. Глагол. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
4 |
Развитие логического мышления |
1 |
|
4.3 |
Поиск закономерностей. Геометрический материал. Логические задания. |
|
Выбирать способ сравнения объектов, группировать объекты, наблюдать закономерность, дополнять последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу |
5 |
Совершенствование воображения |
1 |
|
5.3 |
Совершенствование воображения. Ребусы |
|
Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости |
6 |
Развитие быстроты реакции, мышления |
1 |
|
6.3 |
Развитие быстроты реакции, мышления. Глагол. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, выбирать способ решения |
2 |
Развитие внимания |
2 |
|
2.7 |
Тренировка концентрации внимания. Лексическое значение слова. Сочетаемость слов |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
2.8 |
Тренировка внимания. Геометрический материал. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3 |
Развитие памяти |
2 |
|
3.7 |
Тренировка слуховой памяти. Разделительный ь и ъ знаки. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3.8 |
Тренировка зрительной памяти. Единица измерения. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
4 |
Развитие логического мышления |
1 |
|
4.4 |
Поиск закономерностей. Разделительный ь и ъ знаки. Логические задания. |
|
Выбирать способ сравнения объектов, группировать объекты, наблюдать закономерность, дополнять последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу |
5 |
Совершенствование воображения |
1 |
|
5.4 |
Совершенствование воображения. Фразеологизмы. Ребусы |
|
Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости |
6 |
Развитие быстроты реакции |
1 |
|
6.4 |
Развитие быстроты реакции, мышления Единица измерения. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, самостоятельно выбирать способ решения |
2 |
Развитие внимания |
2 |
|
2. 9 |
Развитие концентрации внимания. Приставки и предлоги. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
2.10 |
Тренировка внимания. Крылатые выражения |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3 |
Развитие памяти |
2 |
|
3.9 |
Тренировка слуховой памяти. Приставки и предлоги. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
3.10 |
Тренировка зрительной памяти. Геометрический материал. Логические задания. |
|
Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи |
1 |
Диагностика |
1 |
|
1.2 |
Диагностика уровня развития познавательных способностей |
|
Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации работы с информацией, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости, группировать объекты, наблюдать закономерность, дополнять последовательность по самостоятельно составленному правилу |
|
Итого: |
34 |
|
Описание материально-технического обеспечения курса:
· Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
· Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
· Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
· Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
· Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
· Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
· Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
· Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
· Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
· Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет) / Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». – М.: Росткнига, 2011. – 244 с.
· Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. 2 класс.– М.: РОСТ, Росткнига, 2011.
· Ресурсы Интернет.
· компьютер;
· принтер;
· мультмедиапроектор.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.