Курс "Одарённые дети"
Оценка 4.7

Курс "Одарённые дети"

Оценка 4.7
docx
15.01.2024
Курс "Одарённые дети"
Программа по курсу _ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ_.docx

 

Программа «Одаренные дети»

   Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития муниципального образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

Пояснительная записка

  Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация,  а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Одаренные дети» были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная  личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).

Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно могут  угасать, так как не востребованы.

Учителя начальных классов способны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    « Рассмотрено»                                                      «Согласовано»                                                                       «Утверждаю»

на заседании педагогического                           руководитель кафедры                                                          директор МБОУ Гимназия № 4

совета                                                                   ______________/И.П. Зонова                                                 _______________/ В.И.Маргун

                                                                                                                Ф.И.О.                                                                                            Ф.И.О.

протокол № 5                                                      протокол № 4                                                                          приказ № 124

от «19»  апреля  2019 года                                от «02» апреля  2019 года                                                       от « 28 » апреля 2019 года

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

по 

курсу «Одаренные дети»

 для 2 класса

 

 

 

                                                                                                                                                                                               Составитель: Цыбульская С.В.,

                                                                                                                                                                                                учитель начальных классов ВКК

                                                                                                                                                                             

 

 

 

2019/2020 учебный год

 

 

 

 

 

Программа   разработана

 

Данная программа соответствует ФГОС НОО, составлена на основании:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», основывается на концепции образовательной области «Математика и информатика », и решает задачи по развитию математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности, основывается на концепции образовательной области «Филология» и решает задачи по формированию способностей к творческой деятельности.

Основные цели и задачи программы.

Основная цель программы «Одаренные дети» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей. Создание среды, способствующей формированию и  реализации творческих способностей в различных областях науки.

Цель курса «Одаренные дети» во 2 классе – дальнейшее развитие таких познавательных способностей обучающихся, как внимание, памяти, логического мышления, воображения и восприятия. Перечисленные способности необходимы современному школьнику, чтобы успешно выполнять тестовые задания, участвовать в интеллектуальных конкурсах и исследовательской деятельности.

 

    Задачами данной программы являются:

1.создание условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов, создание организации индивидуальной деятельности с одаренными детьми ,  предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

2. формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность  обучающихся, стимулирование познавательного интереса;

3.создание условий, учитывая  индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие творческого потенциала.

 

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

 

Формы работы с одаренными детьми

v  индивидуальный подход к каждому обучающемуся на занятиях;

v  использование на занятиях элементов дифференцированного обучения, проведение занятий с использованием нестандартных форм;

v  подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

v  участие в олимпиадах по предметам (математика - Кенгуру, ЭМУ, русский язык -Русский Медвежонок,  ЭМУ ,литературное чтение – ЭМУ, Лукоморье);

 

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

v  принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя;

v  принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

v  принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

v  принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе во 2 классе

Обучающиеся научатся:

·         ценить такие базовые ценности общества, как знания, культура и труд

·         использовать полученные знания для решения нестандартных заданий на разных уроках.

Обучающиеся получат возможность:

  • искать разные способы решения нестандартных  задач;
  • использовать полученные знания для решения заданий: математического конкурса «Кенгуру», предметных конкурсов «ЭМУ», конкурса по русскому языку «Русский медвежонок», литературного конкурса «Лукоморье»;
  • участвовать в НПК ( Научно-практической конференции) по математике, русскому языку,  литературному чтению.

Система оценки и контрольно-измерительные материалы

На занятиях осуществляется текущая диагностика за развитием познавательных способностей второклассников. На итоговом занятии предполагается проведение диагностической работы по выявлению уровня развития памяти, внимания, мышления и логики обучающихся.

 

 

 

Тематическое планирование программы курса  «Одаренные дети»

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

 

Характеристика деятельности

 

1.

Диагностика

1

 

1.1

Входная диагностика.

 

 

 

Выявление уровня развития познавательных процессов у второклассников в начале учебного года.

 

Анализировать ситуацию, работать с информацией, контролировать (обнаруживать) ошибки в ходе выполнения задания

2.

Развитие внимания

2

 

2.1

Развитие концентрации внимания. Звуки и буквы. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, работать с информацией, контролировать (обнаруживать) ошибки в ходе выполнения задания

2.2

Тренировка внимания. Антонимы.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3

Развитие памяти

2

 

3.1

Тренировка слуховой памяти. Образование слов. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3.2

Тренировка зрительной памяти. Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

4.

Развитие логического мышления

1

 

4.1

Поиск закономерностей. Образование чисел. Логические задания.

 

Выбирать способ сравнения объектов, группировать объекты, наблюдать закономерность

5.

Совершенствование воображения

1

 

5.1

Совершенствование воображения. Правила составления ребусов.

 

Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости

6.

Развитие быстроты реакции, мышления

1

 

6.1

Развитие быстроты реакции, мышления

 

Анализировать ситуацию, выбирать способ решения

2

Развитие внимания

2

 

2.3

Развитие концентрации внимания. Предложение. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, работать с информацией, контролировать (обнаруживать) ошибки в ходе выполнения задания

2.4

Тренировка внимания. Геометрический материал. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, работать с информацией, контролировать (обнаруживать) ошибки в ходе выполнения задания

3

Развитие памяти

2

 

3.3

Тренировка слуховой памяти. Фразеологизмы

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3.4

Тренировка зрительной памяти. Составные задачи. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

4

Развитие логического мышления

1

 

4.2

Поиск закономерностей. Части речи. Логические задания.

 

Выбирать способ сравнения объектов, группировать объекты, наблюдать закономерность, дополнять последовательность по заданному правилу

5

Совершенствование воображения

1

 

5.2

Совершенствование воображения. Имя существительное. Логические задания.

 

Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости

6.

Развитие быстроты реакции

1

 

6.2

Развитие быстроты реакции,  мышления. Имя прилагательное. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, выбирать способ решения

2

Развитие внимания

2

 

2.5

Развитие концентрации внимания. Имя существительное. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

2.6

Тренировка внимания Имя прилагательное. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3.

Развитие памяти

2

 

3.5

Тренировка слуховой памяти. Части речи. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3.6

Тренировка зрительной памяти. Глагол. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

4

Развитие логического мышления

1

 

4.3

Поиск закономерностей. Геометрический материал. Логические задания.

 

Выбирать способ сравнения объектов, группировать объекты, наблюдать закономерность, дополнять последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу

5

Совершенствование воображения

1

 

5.3

Совершенствование воображения. Ребусы

 

Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости

6

Развитие быстроты реакции, мышления

1

 

6.3

Развитие быстроты реакции, мышления. Глагол. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, выбирать способ решения

2

Развитие внимания

2

 

2.7

Тренировка концентрации внимания. Лексическое значение слова. Сочетаемость слов

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

2.8

Тренировка внимания. Геометрический материал. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3

Развитие памяти

2

 

3.7

Тренировка слуховой памяти. Разделительный ь и ъ знаки. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3.8

Тренировка зрительной памяти. Единица измерения. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

4

Развитие логического мышления

1

 

4.4

Поиск закономерностей. Разделительный ь и ъ знаки. Логические задания.

 

Выбирать способ сравнения объектов, группировать объекты, наблюдать закономерность, дополнять последовательность по заданному или самостоятельно составленному правилу

5

Совершенствование воображения

1

 

5.4

Совершенствование воображения. Фразеологизмы. Ребусы

 

Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости

6

Развитие быстроты реакции

1

 

6.4

Развитие быстроты реакции, мышления Единица измерения. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, самостоятельно выбирать способ решения

2

Развитие внимания

2

 

2. 9

Развитие концентрации внимания. Приставки и предлоги. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

2.10

Тренировка внимания. Крылатые выражения

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3

Развитие памяти

2

 

3.9

Тренировка слуховой памяти. Приставки и предлоги. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

3.10

Тренировка зрительной памяти. Геометрический материал. Логические задания.

 

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи

1

Диагностика

1

 

1.2

Диагностика уровня развития познавательных способностей

 

Исследовать предметы окружающего мира, анализировать различные ситуации работы с информацией, моделировать разнообразно ситуации расположения объектов на плоскости, группировать объекты, наблюдать закономерность, дополнять последовательность по самостоятельно составленному правилу

 

Итого:

34

 

 

Описание материально-технического обеспечения курса:

  1. Книгопечатные пособия:

·         Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

·         Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.

·         Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

·         Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

·         Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

·         Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

·         Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

·         Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

·         Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

·         Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет) / Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». – М.: Росткнига, 2011. – 244 с.

·         Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях. 2 класс.– М.: РОСТ, Росткнига, 2011.

  1. Цифровые ресурсы:

·         Ресурсы Интернет.

  1. Техническое оборудование:

·         компьютер;

·         принтер;

·         мультмедиапроектор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Программа «Одаренные дети»

Программа «Одаренные дети»

Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании педагогического руководитель кафедры директор

Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании педагогического руководитель кафедры директор

Программа разработана Данная программа соответствует

Программа разработана Данная программа соответствует

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей

Тематическое планирование программы курса «Одаренные дети» № п/п

Тематическое планирование программы курса «Одаренные дети» № п/п

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи 3

Анализировать ситуацию, действовать по заданному или самостоятельно составленному плану решения задачи 3

Тренировка концентрации внимания

Тренировка концентрации внимания

Описание материально-технического обеспечения курса:

Описание материально-технического обеспечения курса:

Курс "Одарённые дети"

Курс "Одарённые дети"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024