« Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании педагогического руководитель кафедры директор МБОУ Гимназия № 4
совета ______________/И.П. Зонова _______________/ В.И.Маргун
Ф.И.О. Ф.И.О.
протокол № 5 протокол № 4 приказ № 124
от «19» апреля 2019 года от «02» апреля 2019 года от « 28 » апреля 2019 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному русскому языку
2 класс
Составили: Цыбульская С.В. , Шепоренко Л.Г.
учителя начальных классов ВКК
2019/2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.
Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Задачами курса являются:
Занятия выстроены следующим образом:
1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.
Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.
Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:
· Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п.1);
· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;
· Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
· «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
Цели и задачи
Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
В соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год, предмет «Родной язык» изучается во 2-ом классе 1 час в неделю. Всего 34 недель. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.
Задачи:
Ø развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
Ø пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
Ø развитие мотивации к изучению русского языка;
Ø развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Ø совершенствование общего языкового развития учащихся;
Ø углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Ø формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Ø приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Ø развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
Ø учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект
Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Ø умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Ø любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
Ø интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Ø интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
Ø интерес к изучению языка;
Ø осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Ø самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Ø составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
Ø работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Ø в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Ø перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
Ø пользоваться словарями, справочниками;
Ø осуществлять анализ и синтез;
Ø устанавливать причинно-следственные связи;
Ø строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
Ø адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
Ø высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Ø слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ø договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Ø задавать вопросы.
Предметные результаты
Ø умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
Ø умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
Ø умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
Ø умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
Содержание учебного предмета
2 класс.
Слово.
Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.
Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст.
Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.
Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.
План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.
Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.
Сочинение загадок.
Культура общения.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.
Тематический план 2 класс
№ п/п |
Тема содержание |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности
|
1 |
Слово и его значение. Лексическое значение слова.
|
1 |
Знать понятие «лексическое значение слова», уметь пользоваться толковым словарем |
2 |
Многозначные слова, их употребление в речи.
|
1 |
Знать понятие «многозначные слова» |
3 |
Прямое и переносное значения слов.
|
1 |
Знать понятия «прямое и «переносное значение слова» |
4 |
Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов.
|
2 |
Знать понятие «омонимы», их значение в речи |
5 |
Омофоны. Омоформы. |
2 |
Знать понятие омофоны, омоформы |
6 |
Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов.
|
1 |
Знать понятие «синонимы», их значение в речи |
7 |
Антонимы, их значение в речи.
|
1 |
Знать понятие «антонимы», их значение в речи |
8 |
Обучающее изложение «Ежик». Анализ изложения. |
1 |
Знать понятие изложение |
9 |
Фразеологизмы, их значение в речи.
|
1 |
Знать понятие «фразеологизмы» |
10 |
Загадки, их художественные особенности.
|
1 |
Уметь придумывать загадку, отгадывать загадки |
11 |
Пословицы. Употребление в речи образных выражений.
|
1 |
Уметь употреблять в речи образные выражения |
12 |
Сравнение. Олицетворение.
|
1 |
Уметь выделять и сравнивать существенные признаки предметов, составлять предложения |
13 |
Текст. Признаки текста. Тема текста. Заглавие.
|
1 |
Уметь определять тему текста и озаглавить его, составлять рассказ по опорным словам |
14 |
Проверочная работа. Работа над ошибками. |
1 |
Проверить полученные знания |
15 |
План. Деление текста на части. |
1 |
Уметь составлять план Делить текст на части |
16 |
Составление текста по данному плану. Виды плана. |
1 |
Составлять текст по плану Познакомиться с видами плана |
17 |
Картинный план.
|
1 |
Составлять план по картине |
18 |
Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа.
|
1 |
Обобщать пройденный материал |
19 |
Связь между предложениями в тексте Типы текста. |
1 |
Работа с текстом Уметь восстанавливать деформир текст |
20 |
Работа с деформированным текстом. Слова – антонимы. |
1 |
Знакомство слова - антонимы |
21 |
Связь между частями текста.
|
1 |
Наблюдение за связью между частями текста |
22 |
Составление текста по данному началу. Типы речи. |
1 |
Умение составлять текст на заданную тему по данному началу |
23 |
Редактирование текста. Стили текста. |
1 |
Навык построения связного текста Уметь употреблять образные выражения |
24 |
Как избежать повторов в тексте? Редактирование. |
1 |
Навык построения связного текста
|
25 |
Типы текста.Текст описание.
|
1 |
Знать типы текстаЗнать особенности текста-описания |
26 |
Обучающее сочинение-описание. Диалог. |
1 |
Уметь составлять самостоятельно текст-описание. |
27 |
Текст – сравнительное описание. Коллективное составление текста. |
1 |
Умение составлять текст-описание, сравнивая два предмета. |
28 |
Текст - повествование. Сравнение текстов |
1 |
Уметь отличать текст – описание от текста -повествование |
29 |
Типы текста. Рассуждение |
1 |
Уметь отличать текст-рассуждение от других видов текста |
30 |
Сочинение на тему «Мой выходной день». |
1 |
Умение устанавливать связь между предложением |
31 |
Повторение пройденного. |
1 |
|
32 |
Викторины и конкурсы. |
1 |
|
33 |
Искусство речи.
|
1 |
|
34 |
Повторение и обобщение пройденного. |
1 |
|
|
ИТОГО |
34 |
|
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочие тетради
Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: Рабочие тетради: в 2-х частях: 2 класс.-М.: Росткнига,
Методические пособия
Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам)
Литература для учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.