Сивер А.И. Демьянова Н.А.
Наталенко А.А. Демиденко В.П.
учителя начальных классов
МБОУ ЗСОШ №1
С любовью к селу. Завьялововедение.
«Есть на земле место, которое тебе бесконечно дорого, - твои родные края, где ты появился на свет, вырос, откуда ушѐл в большую и интересную жизнь»
Г. С. Титов, лётчик-космонавт.
Перед человечеством особо остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без воспитания и образования нового поколения. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства» (И. Соколов-Микитов).
Непосредственно в соприкосновении с природой ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно, формируются основные качества личности: чувство любви к малой родине, положительное эмоциональное отношение к тем местам, где человек родился и живёт. Необходимо, чтобы работа носила непрерывный характер в системе человек-природа-общество. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
Курс «С любовью к селу» решает задачи становления духовно-нравственной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе и Обществе. В основе положены принципы практической направленности, предполагающие установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся:
v ― принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в социальной среде;
v ― принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
v ― принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
v ― принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной, коммуникативной деятельности;
v ― принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебных и жизненных ситуаций, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
v ― принцип сотрудничества с семьей, обеспечивающий совместное учебное взаимодействие.
Курс интегрирует различные образовательные линии в единое образовательное пространство по решению воспитательно-образовательных задач экологической направленности.
Образовательная область «Познание»: формирование мировоззрения на основе общения с природой, работы с разными источниками информации, включение в проектную и исследовательскую деятельность. Занятия проводятся в парке, на берегу водоёма, в лесу, на лугу, на болоте, на улицах села, в краеведческом музее. Они обеспечивают активизацию умственных операций анализа, синтеза, сопоставления, благодаря которым ребёнок овладевает взаимосвязями, создающими целостность и логическую завершённость в системе «природа - человек - общество - природа».
Образовательная область «Физическая культура»: двигательная деятельность общеразвивающей направленности способствует укреплению здоровья, развитию мышления, творчества и самостоятельности. В процессе познавательных и подвижных игр формируются у детей первоначальные знания и представления о природе, основы экологической культуры. Подбор упражнений обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями.
Образовательная область «Здоровье»: умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, использование двигательного опыта в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
Социокультурная образовательная область: формирование у детей моральных норм и правил поведения в природе и обществе. Умения правильно выражать своё мнение, понимать другие позиции своих одноклассников. Договариваться с ними, согласуя свои интересы и взгляды для совместного учебного взаимодействия.
Образовательная область «Безопасность»: приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Формирование опыта ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.). Знание и применение правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными растениями, животными, насекомыми.
Образовательная область «Художественное творчество»: воспитание интереса к природному миру- источнику творческой радости. Умение выражать свои впечатления, мысли и настроения, показывать красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.
Образовательная область «Краеведение»: формирование представлений о нормах, убеждениях, ценностях сохранности природы своей местности – части огромной страны. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к родному краю, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Курс состоит из четырёх модулей: «Природа», «История», «Культура», «Я среди людей» в рамках единой логики. Реализуется через разделы: «Юный фенолог», «В гармонии с природой», «Где мы живём», «Мы - будущее села». Предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем, приобретает поисково-исследовательский характер. Главное для учителя – увлечь детей, показать значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за объектами природы, погодными явлениями, помогают ученикам подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и их защиты. Работы получаются очень интересными, ведь это совместный труд ребенка и родителей. Исследовательская деятельность учит детей работать с книгой, газетой, журналом, информацией Интернета.
«Юный фенолог» - 1 класс, содержание направлено на формирования простейших экологических понятий. Имеет системно выстроенную и наглядно представленную информацию о фенологических периодах своей местности. Дети получают первоначальные навыки наблюдений, учатся фиксировать свои результаты в таблицах и рисунках.
v Целевая прогулка по селу «Наше село - наш дом».
v Первые уроки наблюдения. Выбор участка и маршрута наблюдений.
v Периоды осени. Ранняя осень. Прогулка «На пороге осени». Созревание рябины. Семена-путешественники. Паучки в полёте. Стаи птиц.
v Наблюдение за трудом жителей села осенью. Посильное участие в сезонных работах.
v Золотая осень. Лиственные и хвойные растения нашей местности. Изготовление книжки – малышки «Листопадный карнавал».
v Глубокая осень. Время холодных дождей и первых заморозков. Наблюдение за поведением ворон, галок, воробьёв.
v Предзимье. Конец листопада. Первый снег. «В гости к птичке-синичке». Операция «Подкормка».
v Первозимье. Ледостав. Игра «Следы на снегу».
v Коренная зима. Зимний покой у растений. Практическая работа «Измерение снежного покрова под деревьями в разных местах». Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок!».
v Птицы-гости, птицы – соседи. Игра: «Кто обедал у кормушки?». Наблюдение за видовым разнообразием птиц на улицах села и их поведением. Коллективный творческий проект «Пернатые друзья».
v Перелом зимы. Песня синицы. Созревание семян ели.
v Весна света. Первые проталины. Цветение лещины и ольхи. Прилёт птиц.
v Весна воды. Ледоход. Первая песня лягушки. Сочинялки:«О чём поёшь, лягушка?», «Встретились две лягушки после зимнего сна…».
v Весна зелени. Половодье. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Зеленение берёзы.
v Предлетье. Цветение черёмухи и сирени. Прилёт ласточек.
v В гости к насекомым. Викторина «На лесной полянке».
v Игра-путешествие «Посвящение в экологи».
«В гармонии с природой» - 2 класс, содержание направлено на знакомство с климатическими особенностями своей местности. Занятия являются комплексными: выполнение мини-исследований и проектов чередуются с посещением природных сообществ (лес, водоѐм, поле, болото, луг).
v Солнце, воздух, вода… и растения. Мини-проект «Солнце и свет – источник жизни на Земле».
v Основные группы растений. Работа с определителями растений. Игра «Узнай растение». Исчезающие, охраняемые растения нашей местности.
v В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды». Правила сбора. Проект «Грибы-лекари».
v Целевая прогулка в Кулундинский ленточный бор. Экологические проблемы соснового леса. Художественная галерея «Портрет сосны обыкновенной».
v Берёзово - осиновые колки нашей местности. Природный фильтр. Творческий проект «Берёза – символ России».
v Зелёная аптека нашей местности. Устный журнал.
v Птицы кочующие, оседлые, перелётные. Наблюдения в парке. Викторина «Кто на дереве живёт? Кто под деревом живёт?»
v Обитатели воздушного пространства. Игра «Птичий час». Охрана и подкормка птиц.
v Звери, обитающие на территории Завьяловского района. Игра «Зверьё, получите своё жильё». Определение и описание жилищ различных животных, проживающих в ленточном бору и колках. Фотоальбом.
v Промысловые рыбы наших озёр. Проект «Жизнь на дне озера».
v Есть ли жизнь в почве? Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Роль в поддержании почвенного плодородия.
v «Все друг другу мы нужны». Бережное отношение человека к домашним животным. Мини-исследование «Математический портрет кошки (собаки)».
v «Кто важнее?» - игра «Спор насекомых».
v Враги и друзья моего жилья.
v Праздник друзей природы.
« Где мы живѐм?» - 3 класс, содержание раскрывает роль и значение малой родины в историко-культурном наследии России, в еѐ современной жизни. Практическая направленность осуществляется через творческие проекты, исследовательские и игровые задания, практикумы и наблюдение.
v Наблюдение. Человек и природа.
v Географическое положение села на карте Алтайского края. Символы Алтайского края.
v Страницы истории родного села. Истоки родного села. Почему наше село мы называем Завьялово.
v Когда село празднует свой год рождения. Первые поселенцы. Заселение села.
v «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Сведения о своей семье, ближайших родственниках.
v «История моей семьи в истории села» - мини - проект.
v «Как жили, что ели и пили …?»
v Улицы села, как ручейки реки. Какие улицы говорят о природе нашего села? Чьи имена героев носят наши улицы? Какие улицы рассказывают о трудовых подвигах? Какие улицы рассказывают о политиках. Современные улицы села.
v «Главные праздники старины далёкой». Традиции села.
v «Где учили? Где лечили?» Старшее поколение.
v Экологическая лаборатория. «Откуда грязь в снеге?». Оценка загрязнение воздуха центра села выбросами из печных труб. Выпуск буклета «Чистый воздух - залог здоровья».
v Исследование шумового загрязнения на территории родного села.
v «Откуда берётся и куда девается мусор? Проблемы утилизации мусора в родном селе.
v Озеро Домашнее. Значимость озера в селе для человека, растений и животных. Визуальная оценка экологического состояния водоёма и берега озера Домашнего - мини-проект.
v Маленькие водоёмы села. Причины зарастания водоёмов.
v Экологический проект « Будь природе другом».
«Мы - будущее села»-4 класс. К четвёртому году обучения курса «С любовью к селу» дети проявляют любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их активность в изучении вопросов экологического характера становится значительно выше, большинство из воспитанников проявляют желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде более осознанное и адекватное. Содержание реализуется через создание на занятиях ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.
v Я и мир вокруг меня. «Будем знакомы». Автопортрет и рассказ о себе.
v Профессии моей семьи. Сочинение «Хочу ли я продолжить профессии моей семьи».
v «Бабушкин сундучок». Сохранение самобытности нашей русской культуры.
v Экскурсия к доске почёта «Знатные люди нашего села».
v Культурное наследие. Стихи Чарикова Г, Гердта В. о родной природе.
v «Пою тебя моё Завьялово». Работы местных художников Ю. Зырянова, В. Смердина, Н. Панченко.
v Целевая прогулка. Важные природные объекты села.
v Как влияет человек на природу? Нерациональное использование пастбищ, вырубка колков, бора. Загрязнения леса отходами вырубки.
v «Здоровье парка» - мини-проект. Оценка экологического состояния зеленых насаждений села»
v Зависимость жизни человека от природы. Крестьянско-фермерские хозяйства села. Акция «Я садовником родился».
v Весенний пал. Влияние пала на состояние экологии природы села.
v «Я – щедрая земля Завьяловская». Мини-проект « Экопродукты моего огорода».
v Уникальные озёра нашей местности: Солёное, Кривое, Щелочное.
v «Водоёмы просят о помощи». Оценка экологического состояния стоячих водоёмов села по донным организмам.
v «Чистый воздух-залог здоровья». Оценка экологического состояния воздуха по автотранспортной нагрузке на территории села.
v Оформление экологического паспорта родного села.
Для реализации целей и задач курса «С любовью к селу» разработаны рабочие тетради с диагностическим материалом, вопросами для познавательной и личностной рефлексии. Задания в тетради носят проблемно-поисковый характер, вполне доступны школьникам, расширяют знания детей об окружающем мире, помогают в отработке практических вопросов экологической грамотности. Каждая тема начинается с постановки проблемной ситуации, связанной с экологическими вопросами села Завьялова и постановки задачи для дальнейшего ее изучения и практического выполнения. Задания предлагает детям Завьялыч - старейший домовой села. Вместе с Завьялычем ребята совершают путешествия по селу, приобретают навыки научного анализа явлений природы, получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности.
Педагогический мониторинг курса содержит диагностические материалы и критерии оценки, которые понятны обучающимся, родителям, включает момент самооценки учащихся.
Критерии и показатели результатов обучения:
1. Теоретическая подготовка. Соответствие теоретических знаний ребенка (знания по основным разделам программы). Осмысленность и правильность использования специальной терминологии (владение специальной терминологией).
Методы отслеживания: наблюдение, тестирование, контрольный опрос и т.д
2. Практическая подготовка. Практические умения, навыки (соответствие практических умений и навыков программным требованиям). Владение специальным оборудованием и оснащением (отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения). Творческие навыки (креативность в выполнении творческих заданий).
Методы отслеживания: собеседование, творческие работы, проекты и исследовательские работы.
Результаты освоения курса прослеживаются по уровням:
1 уровень: представление. Ожидаемые результаты: узнавание, описание, различение объектов природы и правил поведения в природе
2 уровень: воспроизведение. Ожидаемые результаты: воспроизведение, повтор информации и операций. Решение типовых заданий. Позитивное отношение к базовым ценностям реальности, разумное отношение к природе.
3 уровень: умения и знания. Ожидаемые результаты: применение полученных знаний экологической направленности на экскурсиях, прогулках, в других ситуациях.
4 уровень: творческий. Ожидаемые результаты: реализации мотивационных знаний экологической направленности. Творческие задачи исследовательской, проектной деятельности.
Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики, является важным фактором повышения качества обучения. В активизации процесса обучения просматриваются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному обучению на этапе модернизации образования и многолетним опытом преподавания. Практическая направленность курса « С любовью к селу» ставит ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализации всех его творческих возможностей, полноценного общения с учителем и товарищами.
Внешний мониторинг результатов изучения курса просматривается через участие младших школьников в конкурсах. Учащиеся школы являются Лауреатами и победителями
v школьных творческих конкурсов «Дары осени», «Зелёная аптека», «Зимушка-зима!», «Покормите птиц зимой», «Животные Кулундинского бора», «Берёза-символ России».
v муниципальных творческих конкурсов «Осенний вернисаж», «Снежные страницы», «Рождественский сувенир».
v научно практических конференций «Будущее Алтая» разных уровней,
v регионального конкурса «Я – исследователь» (АКДЭЦ),
v всероссийского конкурса «Юный исследователь».
За 2015-2019 год динамика участия младших школьников в конкурсах составляет от 5% до 12%.
Курс «С любовью к селу» адаптирован для организации внеурочной деятельности, может быть использован для инклюзивного образования в условиях образовательной организации, а так же на уроках «Окружающего мира» в изучении природы родного края.
Библиографический список:
Аверина Н. Г «О духовно-нравственном воспитании младших школьников»// журнал «Начальная школа». -2005-№11.-с. 68-71
Владимиров В.Н. Завьяловский район. История. События. Люди, «Барнаул», 2000 год.
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / журнал «Начальная школа»-2005-№10-с. 13
http://www.zavyalovo-altai.ru/
http://scoolzvl.ucoz.ru/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.