Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"
Оценка 4.7

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Оценка 4.7
docx
16.01.2020
Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"
Завьялововедение. С любовью к селу..docx

Сивер А.И.  Демьянова Н.А.                                   

Наталенко А.А.  Демиденко В.П.

учителя начальных классов

МБОУ ЗСОШ №1

 

 С  любовью к селу. Завьялововедение.

«Есть на земле место, которое тебе бесконечно дорого, - твои родные края, где ты появился на свет, вырос, откуда ушѐл в большую и интересную жизнь»

Г. С. Титов, лётчик-космонавт.

Перед человечеством особо остро стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе, перестройки всей деятельности, организации ее сообразно экологическим законам. Эти цели нельзя достигнуть без воспитания и образования нового поколения. «Любовь к природе, впрочем,  как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства» (И. Соколов-Микитов).

Непосредственно в соприкосновении с природой ребёнок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно,  формируются основные качества личности: чувство любви к малой родине, положительное эмоциональное отношение к тем местам, где  человек родился  и живёт. Необходимо, чтобы работа носила непрерывный характер в системе человек-природа-общество. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 

            Курс «С любовью к селу» решает задачи становления духовно-нравственной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе и Обществе. В основе  положены принципы  практической направленности, предполагающие установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся:

v  принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у обучающихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в социальной среде;

v  принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

v  принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий содержание предметных областей и результаты личностных достижений;

v  принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной, коммуникативной деятельности;

v  принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебных и жизненных ситуаций, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

v  ― принцип сотрудничества с семьей, обеспечивающий совместное учебное взаимодействие.

        Курс интегрирует различные образовательные линии в единое образовательное пространство по решению воспитательно-образовательных задач экологической направленности.

Образовательная область «Познание»: формирование  мировоззрения на основе  общения с природой, работы с разными источниками информации, включение в проектную и исследовательскую деятельность. Занятия проводятся в парке, на берегу водоёма, в лесу, на лугу, на болоте, на улицах села, в  краеведческом музее. Они обеспечивают активизацию умственных операций анализа, синтеза, сопоставления, благодаря которым ребёнок овладевает взаимосвязями, создающими  целостность и логическую завершённость в системе «природа - человек - общество - природа».

Образовательная область  «Физическая культура»:  двигательная деятельность общеразвивающей направленности способствует  укреплению здоровья, развитию  мышления, творчества и самостоятельности. В процессе познавательных и подвижных игр формируются  у детей первоначальные знания и представления о природе, основы экологической культуры. Подбор упражнений  обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями.

Образовательная область  «Здоровье»:  умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, использование двигательного опыта  в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.

Социокультурная образовательная область:  формирование у детей моральных норм и правил поведения в природе и обществе. Умения правильно выражать своё мнение, понимать другие позиции своих одноклассников. Договариваться с ними, согласуя свои интересы и взгляды для совместного учебного взаимодействия. 

Образовательная область «Безопасность»: приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Формирование  опыта ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.). Знание и применение  правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными растениями, животными, насекомыми.

Образовательная область «Художественное творчество»: воспитание  интереса к природному миру- источнику творческой радости. Умение  выражать свои впечатления, мысли и настроения, показывать красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Образовательная область «Краеведение»:   формирование  представлений о   нормах, убеждениях, ценностях  сохранности  природы своей местности – части огромной страны. Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувствен­ную сферу детей, пробуждает у них интерес к родному краю,  к своей семье, чувство сопричастности тому, что происхо­дит в нашем общем доме.

            Курс состоит из четырёх модулей: «Природа», «История», «Культура», «Я среди людей» в рамках единой логики.  Реализуется через  разделы:  «Юный фенолог», «В гармонии с природой», «Где мы живём», «Мы - будущее села». Предполагает сотрудничество педагога с ребёнком в творческой деятельности по решению новых для него проблем, приобретает поисково-исследовательский характер. Главное для учителя – увлечь детей, показать значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за объектами природы, погодными явлениями, помогают ученикам подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и их защиты. Работы получаются очень интересными, ведь это совместный труд ребенка и родителей. Исследовательская деятельность учит детей работать с книгой, газетой, журналом, информацией Интернета.

«Юный фенолог» - 1 класс, содержание  направлено  на формирования простейших экологических понятий. Имеет  системно выстроенную и наглядно представленную информацию о фенологических периодах своей местности. Дети получают первоначальные навыки наблюдений, учатся фиксировать свои результаты в таблицах и рисунках.

v  Целевая прогулка по селу «Наше село - наш дом».

v  Первые уроки наблюдения. Выбор участка и маршрута наблюдений.

v  Периоды осени. Ранняя осень.  Прогулка «На пороге осени». Созревание рябины. Семена-путешественники. Паучки в полёте. Стаи птиц.

v Наблюдение за трудом жителей села осенью. Посильное участие в сезонных         работах.

v Золотая осень. Лиственные и хвойные растения нашей местности. Изготовление книжки – малышки «Листопадный карнавал».

v Глубокая осень. Время холодных дождей и первых заморозков. Наблюдение за поведением ворон, галок, воробьёв.

v Предзимье. Конец листопада. Первый снег. «В гости к птичке-синичке».  Операция «Подкормка».

v Первозимье. Ледостав. Игра «Следы на снегу».

v Коренная зима. Зимний покой у растений. Практическая работа «Измерение снежного покрова под деревьями в разных местах». Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок!».

v Птицы-гости, птицы – соседи. Игра: «Кто обедал у кормушки?». Наблюдение за видовым разнообразием птиц на улицах села и их поведением. Коллективный творческий проект «Пернатые друзья».

v Перелом зимы. Песня синицы. Созревание семян ели.

v Весна света.  Первые проталины. Цветение лещины и ольхи. Прилёт птиц.

v Весна воды. Ледоход. Первая песня лягушки. Сочинялки:«О чём поёшь, лягушка?», «Встретились две лягушки после зимнего сна…».

v Весна зелени. Половодье.  Начало сокодвижения у деревьев и кустарников. Зеленение берёзы.

v Предлетье. Цветение черёмухи и сирени. Прилёт ласточек.

v В гости к насекомым. Викторина «На лесной полянке».

v Игра-путешествие «Посвящение в экологи».

«В гармонии с природой» - 2 класс,  содержание направлено на знакомство с климатическими особенностями своей местности. Занятия являются комплексными: выполнение мини-исследований и проектов чередуются с посещением природных сообществ (лес, водоѐм, поле, болото, луг).

v  Солнце, воздух, вода… и растения. Мини-проект «Солнце и свет – источник жизни на Земле».

v  Основные группы растений. Работа с определителями растений.  Игра «Узнай растение». Исчезающие, охраняемые растения нашей местности.

v  В гостях у бабушки Загадушки «По грибы, по ягоды».  Правила сбора.  Проект «Грибы-лекари».

v  Целевая прогулка в Кулундинский ленточный бор. Экологические проблемы соснового леса. Художественная галерея «Портрет сосны обыкновенной».

v  Берёзово - осиновые колки нашей местности.  Природный фильтр. Творческий проект «Берёза – символ России».  

v  Зелёная аптека нашей местности. Устный журнал.

v  Птицы кочующие, оседлые, перелётные.  Наблюдения в парке.  Викторина «Кто на дереве живёт? Кто под деревом живёт?»

v  Обитатели воздушного пространства. Игра «Птичий час». Охрана и подкормка птиц.

v  Звери, обитающие на территории Завьяловского района.  Игра «Зверьё, получите своё жильё». Определение и описание жилищ различных животных, проживающих в ленточном бору и колках. Фотоальбом.

v  Промысловые рыбы наших озёр. Проект «Жизнь на дне озера».

v  Есть ли жизнь в почве? Дождевые черви и кроты – типичные животные почвы. Роль в поддержании почвенного плодородия.

v  «Все друг другу мы нужны». Бережное отношение человека к домашним животным. Мини-исследование «Математический портрет кошки (собаки)».

v  «Кто важнее?» - игра «Спор насекомых».

v  Враги и друзья моего жилья.

v  Праздник друзей природы.

« Где мы живѐм?» - 3 класс, содержание раскрывает роль и значение малой родины в историко-культурном наследии России, в еѐ современной жизни. Практическая направленность осуществляется через творческие проекты, исследовательские и игровые задания, практикумы и наблюдение.  

v  Наблюдение. Человек и природа.

v  Географическое положение села на карте Алтайского края. Символы Алтайского края.

v  Страницы истории родного села. Истоки родного села.  Почему наше село мы называем Завьялово.

v  Когда село празднует свой год рождения. Первые поселенцы. Заселение села.

v  «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Сведения о своей семье, ближайших родственниках.

v  «История моей семьи в истории села» - мини - проект.

v  «Как жили, что ели и пили …?»

v  Улицы села, как ручейки реки. Какие улицы говорят о природе нашего села? Чьи имена героев носят наши улицы? Какие улицы рассказывают о трудовых подвигах? Какие улицы рассказывают о политиках. Современные улицы села.

v  «Главные праздники старины далёкой». Традиции села.

v  «Где учили? Где лечили?» Старшее поколение.

v  Экологическая лаборатория. «Откуда грязь в снеге?». Оценка загрязнение  воздуха центра села выбросами из печных труб. Выпуск буклета «Чистый воздух - залог здоровья».

v  Исследование шумового загрязнения на территории родного села.

v  «Откуда берётся и куда девается мусор? Проблемы утилизации мусора в родном селе.

v  Озеро Домашнее. Значимость озера в селе для человека, растений и животных. Визуальная оценка экологического состояния водоёма и  берега озера Домашнего - мини-проект.

v  Маленькие  водоёмы села. Причины зарастания водоёмов.

v  Экологический  проект « Будь природе другом».

«Мы - будущее села»-4 класс. К четвёртому году обучения  курса  «С любовью к селу» дети проявляют  любознательность и живой интерес к познанию мира природы, их ак­тивность в изучении вопросов экологического характера становится  значительно выше, большинство из воспитанников проявляют  желание более глубоко изучать природу родного края, их поведение в окружающей биосреде более осознанное и адекватное. Содержание реализуется через создание на занятиях ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.

v Я и мир вокруг меня. «Будем знакомы». Автопортрет и рассказ о себе.

v Профессии моей семьи. Сочинение «Хочу ли я продолжить профессии моей семьи».

v «Бабушкин сундучок». Сохранение  самобытности нашей русской  культуры.

v Экскурсия к доске почёта «Знатные люди нашего села».

v Культурное наследие. Стихи  Чарикова Г, Гердта В. о родной природе.

v «Пою тебя моё Завьялово». Работы местных художников Ю. Зырянова,               В. Смердина, Н. Панченко.

v Целевая прогулка. Важные природные объекты села.

v Как влияет человек на природу? Нерациональное использование пастбищ, вырубка колков, бора. Загрязнения леса отходами вырубки.

v «Здоровье парка» - мини-проект.  Оценка экологического состояния зеленых насаждений села»

v Зависимость жизни человека от природы. Крестьянско-фермерские хозяйства села. Акция «Я садовником родился».

v Весенний пал. Влияние  пала на состояние экологии природы села.

v «Я – щедрая земля Завьяловская». Мини-проект « Экопродукты моего огорода».

v Уникальные озёра нашей  местности: Солёное, Кривое, Щелочное. 

v «Водоёмы просят о помощи». Оценка экологического состояния стоячих водоёмов села по донным организмам.

v «Чистый воздух-залог здоровья». Оценка экологического состояния воздуха по автотранспортной нагрузке на территории села.

v Оформление экологического паспорта родного села.

Для реализации целей и задач курса «С любовью к селу» разработаны рабочие тетради с диагностическим материалом,  вопросами для познавательной и личностной рефлексии. Задания в тетради носят проблемно-поисковый характер, вполне доступны школьникам, расширяют знания детей об окружающем мире, помогают в отработке практических вопросов  экологической грамотности. Каждая тема начинается с постановки проблемной ситуации, связанной с экологическими вопросами села Завьялова и постановки задачи для дальнейшего ее изучения и практического выполнения. Задания предлагает детям Завьялыч - старейший домовой села. Вместе с Завьялычем ребята совершают путешествия по селу, приобретают навыки научного анализа явлений природы, получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности.  

         Педагогический мониторинг курса содержит диагностические материалы и критерии оценки, которые понятны обучающимся, родителям, включает момент самооценки учащихся.

Критерии и показатели результатов обучения:

1. Теоретическая подготовка. Соответствие теоретических знаний  ребенка (знания по основным разделам программы). Осмысленность и правильность использования специальной терминологии (владение специальной терминологией).

Методы отслеживания: наблюдение, тестирование, контрольный  опрос и т.д

2. Практическая подготовка. Практические умения, навыки (соответствие  практических умений и навыков программным требованиям). Владение специальным оборудованием и оснащением  (отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения).  Творческие навыки  (креативность в выполнении творческих заданий).

Методы отслеживания: собеседование, творческие работы, проекты и исследовательские работы.

Результаты освоения курса  прослеживаются по уровням:

1 уровень: представление. Ожидаемые результаты: узнавание, описание, различение объектов природы и правил поведения в природе

2 уровень: воспроизведение. Ожидаемые результаты: воспроизведение, повтор информации и операций. Решение типовых заданий. Позитивное отношение к базовым ценностям реальности, разумное отношение к природе.

3 уровень:  умения и знания. Ожидаемые результаты:  применение полученных знаний экологической направленности на экскурсиях, прогулках, в других ситуациях.

4 уровень: творческий. Ожидаемые результаты:  реализации мотивационных знаний экологической направленности. Творческие задачи исследовательской, проектной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики, является важным фактором повышения качества обучения. В активизации процесса обучения просматриваются возможности преодоления обострившихся противоречий между требованиями общества к начальному обучению на этапе модернизации образования и многолетним опытом преподавания. Практическая  направленность   курса « С любовью к селу»   ставит         ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализации всех его творческих возможностей, полноценного общения с учителем и товарищами.    

Внешний мониторинг результатов изучения курса просматривается через участие младших школьников в конкурсах. Учащиеся школы являются Лауреатами и победителями

v  школьных творческих конкурсов «Дары осени», «Зелёная аптека», «Зимушка-зима!», «Покормите птиц зимой», «Животные Кулундинского бора», «Берёза-символ России».

v  муниципальных творческих конкурсов «Осенний вернисаж», «Снежные страницы», «Рождественский сувенир».

v  научно практических конференций «Будущее Алтая» разных уровней,

v  регионального конкурса «Я – исследователь» (АКДЭЦ),

v  всероссийского конкурса «Юный исследователь».

За 2015-2019 год динамика участия младших школьников в конкурсах составляет от 5% до 12%.

    Курс «С любовью к селу» адаптирован для организации внеурочной деятельности, может быть использован для  инклюзивного образования в условиях образовательной организации, а так же на уроках «Окружающего мира» в изучении природы  родного края. 

 

 

 

 

Библиографический список:

Аверина Н. Г «О духовно-нравственном воспитании младших школьников»// журнал «Начальная школа». -2005-№11.-с. 68-71

Владимиров В.Н. Завьяловский район. История. События. Люди, «Барнаул», 2000 год.

Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми / журнал  «Начальная школа»-2005-№10-с. 13

 

http://www.zavyalovo-altai.ru/

http://scoolzvl.ucoz.ru/

 

 

 

 

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"

Курс "С любовью к селу. Завьялововедение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020