Рабочая программа по курсу "Истоки" разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
4. Письмом департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.06.2012 №4694/12 «Методические рекомендации по составлению рабочих программ»,
5. Устава СОШ №2 г. Белоярский.
6. Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности СОШ №2
Цель:раннее и относительно системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры,духовных ценностей и образа жизни.
Задачи:
• Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
• Организовать взаимодействие детей и взрослых;
• Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
• Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
• Формировать способности получать значимые социокультурные результаты.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе ит.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Приобретение не столько научных знаний, сколько знаний о ценностях: об истории своей семьи и Отечества, о труде, о родной природе. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т.е. в защищенной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Участие обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Личностные УУД.
Всфере личностных УУД будут формироваться внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
• мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
• ориентации на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей;
• основ гражданской идентичности личности как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину большую и малую, свой народ и историю, осознания своей этнической принадлежности;
• знания основных моральных норм и ориентации на их выполнение;
• эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• установки на здоровый образ жизни;
• чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с народной художественной культурой. Регулятивные УУД.
Всфере регулятивных УУД обучающиеся овладеют такими типами учебных действий, которые помогут им принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить в них коррективы.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем и одноклассниками ставить новые учебные и познавательные задачи;
• проявлять познавательную инициативность;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей;
• различать способ и результат действия;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой, умственной форме. Познавательные УУД
В сферепознавательных УУД обучающиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, а также овладеют действием моделирования. Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации для выполнения предложенных заданий с использованием ресурсов библиотек, и сети Интернет;
• фиксировать информацию об окружающем мире, о себе, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• адекватно воспринимать и анализировать художественные и познавательные тексы; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать; устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД.
В сфере коммуникативных УУД обучающиеся приобретут умения учитывать мнение своего собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем, сверстниками, родителями, воспринимать и передавать информацию, уметь грамотно отображать основное содержание в сообщениях (текстах). Выпускник получит возможность научиться:
• правильно использовать коммуникативные, речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологические высказывания;
• учитывать разные мнения и интересы, адекватно обосновывать свою позицию;
• владеть диалогической формой речи; задавать вопросы;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.
Оценивать объём знаний и умений детей, полученных в результате обучения по данному курсу возможно как по внешним стандартам, так и по принципу его успешности, в сравнении с самим собой прежним.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Ученик должен знать такие понятия, как:
Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благословение. Благодарность.Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга. Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.Истоки глазами детей. Рождественский дар. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга – образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.Добро. Доброе слово. Доброе дело. Честное слово. Родительское благословение. Подвиг. Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение и почитание. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь. Жизнь. Любовь. Добрые дела.Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память. Книгаживое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку. Чтение –сердечный дар. Живое слово Книги найдет отклик в душе читателя. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги. Обучающиеся получат возможность научиться:
ü ценить духовно-нравственные категории: Мир, Слово, Образ, Книга, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
ü приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа курса «Истоки » охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий.
1 класс
Содержание первого класса, в основном, сосредоточено на понимание сути Истоков. Система духовно – нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий «Слово», «Образ», «Книга», которые дают представление о «Мире»: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно – нравственном).Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков.Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры, как мир людей ее созидающих. Тема «Слово» раскрывается посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Тема «Образ» наполнена содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ». Тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги. Мир (8 часов)
СОЛНЫШКО, МАМА И ПАПА. Родители. Мама. Папа. Сердечное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Родительское благославение. Благодарность.
МИР И ЛАД. Что объединяет поле, школу и семью? Мир. Лад. Согласие. Уважение. Первая книга.
Дети с любовью создают свою Первую книгу. В Первой книге запечатлена душа семьи.
ИСТОКИ И ШКОЛА. Истоки глазами детей. Рождественский дар.
ИСТОКИ И РАДУГА. Живительная сила Истоков проявляется в любви к родной земле и родному слову, родителям и родному очагу. Радуга –образ Истоков, соединяющий небо, землю и человека.
СКАЗКИ ПУШКИНА. В сказках Пушкина добро побеждает зло, честь и храбрость побеждают глупость и жадность, любовь и милосердие побеждают гордыню и зависть.
РОДНОЙ КРАЙ. Родина. Дом. Родная сторонушка. Родные люди. Народная песня.
ЩИТ И ГЕРБ. Духовный защитник нашего Отечества святой Георгий Победоносец. Чудо Георгия о Змее. Святыня России. Герб.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Русский богатырь. Родная земля. Добро. Храбрость. Мир.
Слово (8 часов)
СЛОВО. Слово наполняет душу человека светом. Слово соединяет добрые дела и доблестный труд, самоотверженный подвиг и искреннюю любовь. Слово проверяется делом.
ВЕСНА И СЛОВО. Что пробуждает сад добродетелей в душе человека? Каждый год Весна напоминает о жизнеутверждающейсиле Слова.
ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО. Пять талантов Золотого сердечка. Доброе Слово. Честное Слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое Слово.
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ. Добро. Доброе слово. Доброе дело.
ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Честное слово. Родительское благославение. Подвиг.
СЛОВО О РОДИТЕЛЯХ. Благославение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь.
Уважение и почитание.
АЛЕША ПОПОВИЧ. Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.
ЧАША ЖИЗНИ. Жизнь. Любовь. Добрые дела.
Образ (8 часов)
РОДНИК – род, родник родное слово, родная земля, Родина. Родник – начало жизни. Живая вода.
Святой источник. Святая вода.
ОБРАЗ РОДИНЫ. Родина . родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.
ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Святой Александр Невский – солнце земли русской. Защитник Отечества. Ангел-хранитель русского народа.
ОБРАЗ ПРАЗДНИКА. День Великой Победы. Покровительство святого Георгия Победоносца. Святая память
Книга (9 часов)
КНИГА. Книга-живое существо. Доброта и красота. В каждом человеке живет Творец.
КНИГА КНИГ. Собирание библиотеки – добрая традиция нашего народа. Книга книг Библия. Библия положила начало объединению книг в семью – библиотеку.
ЖИВОЕ СЛОВО КНИГИ. Чтение –сердечный да. Живое слово Книги найдет отклик в в душе читателя.
ПЕРВАЯ КНИГА. МИР КНИГИ. Первая книга соединяет труд семьи и школы. Мир книги.
Контроль осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый Форма контроля:оценивающий тренинг
ТАБЛИЦА ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ В 1 Б КЛАССЕ
|
Тема |
|
Всего часов |
«Мир» |
|
|
8 |
«Слово» |
|
|
8 |
«Образ» |
|
|
8 |
«Книга» |
|
|
9 |
|
|
Всего: |
33 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Раздел, тема |
Кол-во часов |
|
|
Теория |
Практика |
Всего |
||
I |
МИР |
4 |
4 |
8 |
1. |
Солнышко, мама и папа |
0,5 |
0,5 |
1 |
2. |
Мир и лад |
0,5 |
0,5 |
1 |
3. |
Истоки и школа |
0,5 |
0,5 |
1 |
4. |
Истоки и радуга |
0,5 |
0,5 |
1 |
5. |
Сказки А.С. Пушкина |
0,5 |
0,5 |
1 |
6. |
Родной край |
0,5 |
0,5 |
1 |
7. |
Щит и герб |
0,5 |
0,5 |
1 |
8. |
Илья Муромец |
0,5 |
0,5 |
1 |
II |
СЛОВО |
4 |
4 |
8 |
9. |
Слово |
0,5 |
0,5 |
1 |
10. |
Весна и слово |
0,5 |
0,5 |
1 |
11. |
Золотое сердечко |
0,5 |
0,5 |
1 |
12. |
Серебряное копытце |
0,5 |
0,5 |
1 |
13. |
Добрыня Никитич |
0,5 |
0,5 |
1 |
14. |
Слово о родителях |
0,5 |
0,5 |
1 |
15. |
Алёша Попович |
0,5 |
0,5 |
1 |
16. |
Чаша жизни |
0,5 |
0,5 |
1 |
III |
ОБРАЗ |
4 |
4 |
8 |
17. |
Род. |
0,5 |
0,5 |
1 |
18. |
Родник |
0,5 |
0,5 |
1 |
19. |
Образ Родины |
0,5 |
0,5 |
1 |
20. |
Родная земля, Родина |
0,5 |
0,5 |
1 |
21. |
Защитник Отечества |
0,5 |
0,5 |
1 |
22. |
Святой Александр Невский – солнце Земли русской. |
0,5 |
0,5 |
1 |
23. |
Образ праздника |
0,5 |
0,5 |
1 |
24. |
День Великой Победы |
0,5 |
0,5 |
1 |
IY |
КНИГА |
4,5 |
4,5 |
9 |
25. |
Книга |
0,5 |
0,5 |
1 |
26. |
В каждом человеке живет творец |
0,5 |
0,5 |
1 |
27. |
Добро и красота. |
0,5 |
0,5 |
1 |
28. |
Книга книг |
0,5 |
0,5 |
1 |
29. |
Живое слово книги |
0,5 |
0,5 |
1 |
30. |
Чтение – сердечный дар |
0,5 |
0,5 |
1 |
31. |
Первая книга |
0,5 |
0,5 |
1 |
32. |
Мир книги |
0,5 |
0,5 |
1 |
33. |
Повторение изученного за год |
0,5 |
0,5 |
1 |
Приложение 1 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ)
№ |
Дата |
Темы уроков |
Содержание деятельности |
Перечень УУД |
|
|
|
||||
|
|
|
Теория |
Практика |
|
1 |
06.09. |
Вводный урок. Введение в предмет. Солнышко, мама и папа. Мир и лад. |
Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы. Ресурсный круг «Зачем я пришел в школу? |
К. Ушинский «Поле и школа», размышление над пословицами. |
1.Умение извлекать информацию из различных источников 2. Умение слушать и вступать в диалог. 3. Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории. |
2 |
13.09. |
Радуга дружбы. Мир и лад. (Поле, школа и семья). |
Смысл и значение слова. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв? |
Работа в микрогруппах «Радужный букет» Т. Григорьева «Росинка» (с. 5), Е. Пермяк «Надежный человек» (с 6-8) , В.Катаев «Цветик-семицветик». Рисование Цветикасемицветика. |
Понимание и принятие чувств других людей и сопереживание им. Умение проводить простейшую классификацию объектов на основе их существенных признаков. Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения. |
3 |
20.09. |
Дар (Рождество). Мои близкие и родные люди. Солнышко, мама и папа. |
Что обозначает слово? (Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.) |
Стих» Солнышко» С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (с 17-32), размышление над пословицами Рисование иллюстрации к стихотворению. Работа в паре «Родительская любовь». |
Понимание и принятие чувств других людей и сопереживание им. Умение проводить простейшую классификацию объектов на основе их существенных признаков. Умение ставить вопросы, обращать за помощью, формулировать свои затруднения. |
4 |
27.09. |
Дар (Рождество). Семейный праздник. |
Праздничное слово. Словопоздравление. Словоприветствие. Словопрославление. |
Работа в микрогруппах «Семейный праздник». И.С. Шмелева «Лето Господне («Рождество») (с 5-9) стихиА. Кринфского, А.Фета, К. Лукашевич (с10-11), А.Федорова-Давыдова (с16), М.Достоевского «Божий дар» (с12-14) www.svetoch-opk.ru Графическая мозаика Подарок. |
Умение структурировать свои знания – отличать новое от уже известного с помощью учителя Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. В рамках инициативного сотрудничества Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника |
5 |
04.10. |
Истоки и радуга. Слово Жить. |
Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.) |
Работа в микрогруппах «Доброе дело». И. Шмелева «Лето Господне» («Именины») (с 19-25) Е. Благинина «Огонек» (с26) П.Бажов Серебряное копытце» (с 58-59 Азбуки Истоков)www.svetoch-opk.ru |
Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник |
6 |
11.10. |
СказкиА.С. Пушкина. Моя Родина. |
Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной? |
Работа в микрогруппах «Слова, посвященные Родине». Стихи И. Никитина «Русь» (с 5-7), С.Есенина «Береза» (с80, «Тебе одной плету венок» (с12), А Пушкин «Зимнее утро» (с 9), Ф Савинов «Родина», размышление над пословицами Рисование иллюстраций на тему МОЯ РОДИНА |
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Волеваясаморегуляция при концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений. |
7 |
18.10. |
Родной край. Щит и герб. Образ защитника Отечества. |
Работа в микрогруппах «Защитник. Родины» |
Подвиги Георгия Победоносца «Чудо Георгия о Змее», Куликовская битва, Дмитрий Донской Илья Муромец, былина; Е.Санина «Святой благоверный князь Александр Невский (с17-180, рассказы «Невская битва», «Ледовое |
Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник. Умение ставить вопросы, |
|
|
|
|
побоище»www.svetoch-opk.ru |
обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
|
8 |
25.10. |
Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец). Обобщение к разделу «МИР» |
Героические слова. Слова верности. Слово-действие. (Глаголы – без терминологии.) Что значит «Ищи мира»? Как это делать? |
Активное занятие в «Вопросы – ответы» Демонстрация страниц Первой книги. Презентации работ. Оценивающее. Работа в паре «Честь по заслугам» |
паре
|
Формирование чувства сопричастности своей Родине; уважение к еѐ истории, культурным и историческим памятникам. Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
9 |
08.11. |
Святыни России. Илья Муромец Слово. Бесценный дар. |
Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем? |
Презентация по учебника. www.svetoch-opk.ru |
тексту |
Формирование чувства сопричастности своей Родине; уважение к еѐ истории, культурным и историческим памятникам. Умение описывать на основе иллюстрации объекты, выделять их существенные признаки. Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
10 |
15.11. |
Весна и слово. Добродетель. Сад добродетелей. Умиротворение |
Что более всего запомнилось из пройденного содержания?
|
Презентация по тексту учебника. www.svetoch-opk.ru Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. |
|
|
11 |
22.11. |
Слово. Золотое сердечко. Талант. |
Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к |
Работа в четверке «Пять талантов золотого сердечка» |
Формирование чувства гордости за свою малую родину, |
|
|
Честное слово. Труд и подвиг. Слово о родителях. |
слову. Интонация.
|
«Почему «верная тропа узка?» - работа в четверке Презентация по тексту учебника Семейный портрет Чтениес различной интонацией. |
уважение к еѐ истории, символике. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительностиУмение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
12 |
29.11. |
Весна и слово.Серебряное копытце. Добро. Доброе дело. |
Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.)Метафоры.С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения. |
Презентация по тексту учебника Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Активное занятие в четверке «Доброе слово» |
Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории, символике. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительностиУмение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
13 |
06.12. |
Золотое сердечко Честное слово. Подвиг. Добрыня Никитич, родительское благословение |
Пять талантов. Золотого сердечка.Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души.Трудные упражнения. |
Презентация по тексту учебника www.svetoch-opk.ru Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающее Работа в паре«Слово – наука» |
Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважение к еѐ истории, символике. Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительностиУмение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
14 |
13.12. |
Серебряное копытце. Слово о родителях. Родительское слово. Уважение и почитание |
Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям. Ресурсный круг «Материнская и отеческая любовь» |
Презентация по тексту учебника www.svetoch-opk.ru Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. |
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности Р.: Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Л.: Формирование гражданской идентичности в форме |
|
|
|
|
|
осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю |
15 |
20.12. |
Честное слово. Добрыня Никитич. Богатырская доблесть. Чаша жизни. Жизнь. Любовь. Добрые дела |
Слово – наука.Чему мы научились?Слушать и слышать. |
Презентация по тексту учебника www.svetoch-opk.ru Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четверке «Честь» |
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю |
16 |
27.12. |
Слово о родителях. Обобщающий урок по разделу «СЛОВО» |
Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений. |
Презентация по тексту учебникаwww.svetoch-opk.ru Стихотворение Н. Рачкова «Радостно» Оценивающий тренинг по разделу. |
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю |
17 |
10.01. |
Святое слово. Алеша Попович. Родник. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. |
Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух. |
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Презентация по тексту учебника. |
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Формирование гражданской |
|
|
|
|
www.svetoch-opk.ru |
идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю |
18 |
17.01. |
Чаша жизни Образ Родины. Родная земля. Отечество. Святая земля. |
Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы. |
Работа в четверке «Богатство Родины и богатство языка» С. Есенин Береза, А. Пушкин Зимнее утро. С. Санин Здравствуй, Русь. Ф. Савинов Родина И. Никитин Русь. Ф. Тютчев Весенняя гроза Рисование сюжета по поэтическим произведениям |
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю |
19 |
24.01. |
Обобщающий урок (Внимание). Образ защитника Отечества Солнце земли русской. |
Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? |
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. «Подвиг», работа в четверке Презентация по тексту учебникаwww.svetochopk.ru Рисунок Образ защитника Отечества |
Узнавать, называть и определять объекты окружающей действительности Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю |
20 |
31.01. |
Экскурсионно-тематический урок. Святой Александр Невский. Ангел –хранитель русского народа |
Нужно ли расширять свой кругозор, внутренний мир? |
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.ресурсный круг «Защитник Отечества» |
|
|
|
|
|
Е. Санина «Святой благоверный князь Александр Невский (с17-180, рассказы «Невская битва», «Ледовое побоище» www.svetoch-opk.ru |
|
|
21 |
07.02. |
Родник. Образ праздника (День Победы) |
Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли. Ресурсный круг «Светлая память» |
Работа в четверке «Великая победа» День Победы В. Харитонов Праздник Победы по Васильевойwww.svetochopk.ruРисунок по теме. |
Н. |
Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
22 |
21.02. |
Образ Родины. Покровительство Георгия Победоносца. |
Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов. Ресурсный круг «Святая память» |
Икона www.svetoch-opk.ru |
|
Уважение истории и культуры всех народов; отказ от деления на «чужих» и «своих»; развитие толерантности. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
23 |
28.02. |
Образ защитника Отечества Покаяние и любовь |
Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). |
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.работа в четверке «На пути покаяния» Изображение храмаwww.svetoch-opk.ru Рисунок по теме. |
Умение извлекать информацию из различных источников. Умение слушать и вступать в диалог. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника |
|
24 |
06.03. |
Образ праздника День Победы Повторение к разделу |
Ресурсный круг «Как предмет Истоки помогает постигать |
Презентация по тексту учебника |
Умение извлекать информацию из различных источников. |
|
|
«ОБРАЗ» |
истину?» |
Оценивающее «Вопрос-ответ» |
Умение слушать и вступать в диалог. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. |
25 |
13.03. |
Обобщающий урок. (Мышление) Книга – живое существо. Книга. Добро и красота. Творец. |
Ресурсный круг «Азбука» Ресурсный круг «Моя первая книга» |
Пословицы про книги. |
Умение извлекать информацию из различных источников. Умение слушать и вступать в диалог. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. |
26 |
20.03. |
Экскурсионно-тематический урок. Святые Кирилл и Мефодий. |
Ресурсный круг на целостное восприятие: «Что вам понравилось в древнерусской школе?» |
Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Иллюстрации древних книг, букв славянской азбуки. Иконы Святителей Кирилла и Мефодия. Стихотворение Хомякова «Просветители славянские» www.svetoch-opk.ru |
Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлечение необходимой информации при работе с книгой. Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника. |
27 |
03.04. |
Книга |
Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п. |
Презентация по тексту учебника. www.svetoch-opk.ru Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четверке «Истина в слове». |
Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлечение необходимой информации при работе с книгой. Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами |
|
|
|
|
|
родного языка; слушать собеседника. |
|
28 |
10.04. |
Книга книг. Библия. Библиотека. Собрание библиотеки. Связь поколений. Книга. |
Жизнь книги. Вечные книги человечества.Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе. |
Презентация учебника. www.svetoch-opk.r Отвечать на содержанию, оц эмоциональные помощью формулировать мысль. |
по тексту u вопросы по енивать свои реакции, с учителя главную |
|
29 |
17.04. |
Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. |
Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран. |
Презентация по тексту учебника. Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Оценивающее, Работа в четверке «Книга – культурное наследие народа» |
Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлечение необходимой информации при работе с книгой. Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника |
|
30 |
24.04. |
Практическая работа «Моя Первая Книга» |
Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год.Слова благодарности книге. Ресурсный круг «Моя Первая Книга» |
Презентация по тексту учебника |
Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлечение необходимой информации при работе с книгой. Умение вести диалог в |
|
|
|
|
|
|
соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника |
|
31 |
08.05. |
Дом. Книга. Добро. Истоки. Мир книги. Слово. Образ. |
Ресурсный круг « Открытие мира книг» работа в четверке «Слова благодарности книге» |
Презентация по тексту учебникаwww.svetoch-opk.ru |
Извлечение необходимой информации при работе с книгой. Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника |
|
32 |
15.05. |
Знания и мудрость. Обобщение к разделу «Книга» |
Ресурсный круг «Чему ты научился на уроках по предмету Истоки?» |
Презентация по тексту учебника.www.svetoch-opk.ru Активное собеседование по пословицам. Оценивающее, работа в четверке «Что помогает нам идти по дороге жизни?» |
Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Извлечение необходимой информации при работе с книгой. Умение вести диалог в соответствии с грамматическими нормами родного языка; слушать собеседника |
|
33 |
22.05. |
Годовой обобщающий урок. Чистое сердце. Чистая речь. Доброе слово. |
|
Работа в микрогруппах «Как мы изменились за этот год?», Оценивающее занятие. Выставка – презентация. |
Формирование гражданской идентичности в форме осознания себя как гражданина России; чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. |
|
Методическое обеспечение курса.
УМК:
1 класс
Давыдов Е.Ю., Кузьмин И.А. «Азбука истоков». «Золотое сердечко». Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;
Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Первое слово». Книга 1 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Добрый плод». Книга 2 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Слово «жить». Книга 3 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2008;
Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Солнце земли Русской». Книга 4 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;
Кузьмин И.А., Дудкина М.Ю. «Истоки Великой Победы». Книга 5 для развития учащихся 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009;
Давыдова Е.Ю. «Азбука Истоков». Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;
Давыдова Е.Ю. «Азбука Истоков». Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть 1. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011;
Давыдова Е.Ю. «Азбука Истоков». Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. Часть 2. – М.: Издательский дом «Истоки», 2011.
Ссылки на Интернет-ресурсы:
• Сайт ОС «Школа 2100»http://www.school2100.ru/uroki/elementary/
• Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
• Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/
• Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях http://www.svetoch-opk.ru/
Список литературы.
Дополнительная литература для учащихся:
• В. Белов «Лад»
• Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
• История русского быта
Дополнительная литература для учителя:
1. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
2. Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2007 год
3. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997 Музыка,
4. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005
5. Иконография Богородицы
6. История русского быта
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.