Курс внеурочной деятельности "Шахматы в школе"
Оценка 4.7

Курс внеурочной деятельности "Шахматы в школе"

Оценка 4.7
pdf
14.05.2023
Курс внеурочной деятельности "Шахматы в школе"
шахматы.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.БЕЛОЯРСКИЙ»

 

 

 

ПРИНЯТО                                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета                                                                    приказом СОШ №4  

Протокол от «___» августа 2020    г.  № ____                                                   от ________2020__г. №_____

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_______________/_______________/

 «____» августа 2020    г.

 

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета Протокол от «___» августа 2020    г.  № ____  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

«Шахматы в школе»

 

для обучающихся 2Б класса

 

 

Срок реализации: 1 год.

 

Яркинова Оксана Викторовна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

Белоярский, 2020

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»

Первый уровень результатов

Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: обучающийся демонстрирует достаточную ответственность и заинтересованность в образовательной деятельности; не пропускает занятия без уважительной причины.

Второй уровень результатов

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом: обучающийся ценит приобретаемые знания; демонстрирует достаточный уровень знаний и компетенций; участвует в турнирах по шахматам, праздниках. Третий уровень результатов

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: обучающийся владеет на достаточном уровне приобретаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками; выступает инициатором мероприятий по шахматам в окружающем школу социуме.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСУ

Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: формирование основ российской гражданской идентичности;

Ø     ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; наличие чувства прекрасного;

Ø     формирование основ шахматной культуры;

Ø     понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

Ø     наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

Ø     готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

Ø     уважительное отношение к иному мнению;

Ø     приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

Ø     воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

Ø     умение управлять своими эмоциями;

Ø     дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Ø     формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; оказание бескорыстной помощи окружающим.

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.

Познавательные УУД:

Ø     умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; владение способом структурирования шахматных знаний;

Ø     способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; умение находить необходимую информацию;

Ø     способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

Ø     умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;

Ø     способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:

Ø     умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Ø     умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);

Ø     возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД:

Ø     умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Ø     способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:

Ø     приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;

Ø     приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

      уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; защищать свои фигуры от нападения и угроз;

      решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

      ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;

      разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; реализовывать большое материальное Преимущество.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.

Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Планирование прохождения программного материала на втором году обучения

 

п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов

 

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

1

Сведения из истории шахмат

1

2

Базовые понятия шахматной игры

9

 

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

3

Конкурсы решения позиций

2

4

Соревнования

4

5

Шахматные праздники

1

 

Общее количество часов

                       17

 

Тематическое планирование (второй год обучения, 17 ч)

 

Содержание раздела

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

 

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры

Из истории шахмат

Основные содержательные линии

Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира

Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры

Базовые понятия шахматной игры

Основные содержательные линии

Основы шахматной игры (повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами).

Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии.

Основы          эндшпиля:      реализация    большого материального преимущества

Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться.

Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

Конкурсы решения позиций

Основные содержательные линии

Конкурс решения позиций на тактические приёмы

«связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый

Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение

Соревнования

Основные содержательные линии

Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса»

Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени

Шахматный праздник

Основные содержательные линии

Участие в школьном шахматном празднике

Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.БЕЛОЯРСКИЙ»

 

ПРИНЯТО                                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

на заседании Педагогического совета                                                                    приказом СОШ №4  

Протокол от «___» августа 2020    г.  № ____                                                   от ________2020__г. №_____

 

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

_______________/_______________/

 «____» августа 2020    г.

 

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета Протокол от «___» августа 2020    г.  № ____  

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)

«Шахматы в школе»  на  2020- 2021 учебный год

 

для обучающихся 2Б класса

 

 

 

Срок реализации: 1 год.

 

Яркинова Оксана Викторовна, учитель начальных классов Белоярский, 2020

УМК «ШАХМАТЫ В ШКОЛЕ»

 

п/п

Дата

Наименование раздела, темы

Количество часов

план

факт

теория

практи ка

всего

 

I четверть (01.09.2020г. – 31.10.2020г.) I четверть – изменения (01.09.2020г. – 25.10.2020г.)

 

1.  

05.09.

 

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматные фигуры

0,5

0,5

1

2.  

12.09.

 

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка. Мат. Пат. Мат в один ход. Мат одинокому королю королём и ладьёй

0,5

0,5

1

3.  

19.09.

 

Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры, перекрытие, контрнападение

0,5

0,5

1

4.  

26.09.

 

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

0,5

0,5

1

5.  

03.10.

 

Тактические приёмы «двойной удар», «связка»

0,5

0,5

1

6.  

10.10.

 

Тактические приёмы «ловля фигуры», «сквозной удар»

0,5

0,5

1

7.  

17.10.

 

Мат на последней горизонтали. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

0,5

0,5

1

8.  

24.10.

 

Тактические приёмы «открытый шах», «двойной шах»

0,5

0,5

1

 

II четверть – изменения (09.11.2020г. – 31.12.2020г.)

 

9.  

31.10.

14.11.

Шахматный турнир

0,5

0,5

1

 

II четверть (09.11.2020г. – 26.12.2020г.)

 

10.  

14.11.

21.11.

Шахматный турнир

0,5

0,5

1

11.  

21.11.

28.11.

Основы игры в дебюте: дебютные ловушки

0,5

0,5

1

12.  

28.11.

05.12.

Основы игры в дебюте: атака на короля

0,5

0,5

1

13.  

05.12.

12.12.

Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества

0,5

0,5

1

14.  

12.12.

19.12.

Основы анализа шахматной партии

0,5

0,5

1

15.  

19.12.

26.12.

Шахматный турнир

0,5

0,5

1

 

III четверть – изменения (11.01.2021г. – 20.03.2021г.)

 

16.  

26.12.

16.01.

Шахматный турнир

0,5

0,5

1

 

III четверть (11.01.2021г. – 20.03.2021г.)

 

17.  

16.01.

23.01.

Шахматный праздник

0,5

0,5

1

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Белоярский, 2020 Р ЕЗУЛЬТАТЫ

Белоярский, 2020 Р ЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных

Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных

Преимущество. С ОДЕРЖАНИЕ

Преимущество. С ОДЕРЖАНИЕ

Конкурсы решения позиций 2 4

Конкурсы решения позиций 2 4

Конкурсы решения позиций

Конкурсы решения позиций

РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета

РАССМОТРЕНО на заседании Методического совета

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2023