МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.БЕЛОЯРСКИЙ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета приказом СОШ №4
Протокол от «___» августа 2020 г. № ____ от ________2020__г. №_____
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
«____» августа 2020 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета Протокол от «___» августа 2020 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
для обучающихся 2Б класса
Срок реализации: 1 год.
Яркинова Оксана Викторовна, учитель начальных классов
Белоярский, 2020
Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: обучающийся демонстрирует достаточную ответственность и заинтересованность в образовательной деятельности; не пропускает занятия без уважительной причины.
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом: обучающийся ценит приобретаемые знания; демонстрирует достаточный уровень знаний и компетенций; участвует в турнирах по шахматам, праздниках. Третий уровень результатов
Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: обучающийся владеет на достаточном уровне приобретаемыми в ходе изучения программы умениями и навыками; выступает инициатором мероприятий по шахматам в окружающем школу социуме.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят: формирование основ российской гражданской идентичности;
Ø ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации; наличие чувства прекрасного;
Ø формирование основ шахматной культуры;
Ø понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
Ø наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
Ø готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
Ø уважительное отношение к иному мнению;
Ø приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
Ø воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;
Ø умение управлять своими эмоциями;
Ø дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Ø формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат; оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
Ø умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры; владение способом структурирования шахматных знаний;
Ø способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях; умение находить необходимую информацию;
Ø способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
Ø умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
Ø способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
Ø умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций; способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
Ø умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
Ø возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД:
Ø умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
Ø способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
В результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной программе обучающиеся должны:
Ø приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат и их значении в жизни человека; владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
Ø приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
• уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; защищать свои фигуры от нападения и угроз;
• решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
• ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
• разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; реализовывать большое материальное Преимущество.
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Планирование прохождения программного материала на втором году обучения
№ п/п |
Виды деятельности |
Распределение учебных часов |
|
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
|
1 |
Сведения из истории шахмат |
1 |
2 |
Базовые понятия шахматной игры |
9 |
|
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
|
3 |
Конкурсы решения позиций |
2 |
4 |
Соревнования |
4 |
5 |
Шахматные праздники |
1 |
|
Общее количество часов |
17 |
Тематическое планирование (второй год обучения, 17 ч)
Содержание раздела |
Тематическое планирование |
Характеристика видов деятельности учащихся |
|
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
|
Из истории шахмат |
Основные содержательные линии Сведения о каждом из 16 чемпионов мира по шахматам, их вкладе в развитие шахмат, знакомство с ведущими шахматистами мира |
Знают о вкладе чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры |
Базовые понятия шахматной игры |
Основные содержательные линии Основы шахматной игры (повторение материала первого года обучения: защита в шахматах, матование одинокого короля различными фигурами). Шахматная комбинация: выигрыш материала. Основы дебюта: развитие фигур, дебютные ловушки, короткие партии. Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества |
Знают способы защиты в шахматной партии, элементарные шахматные комбинации, имеют представление о дебютных ловушках и о том, как в них не попадаться. Умеют видеть нападение и защищать свои фигуры от нападения партнёра, матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, королём и ферзём, королём и ладьёй, могут находить элементарные шахматные комбинации: двойной удар, связку, ловлю фигуры, мат на последней горизонтали, сквозной удар, открытый и двойной шахи, знают, как правильно выводить фигуры в начале партии и выигрывать партию с большим материальным преимуществом. Соблюдают правила поведения за шахматной доской |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
||
Конкурсы решения позиций |
Основные содержательные линии Конкурс решения позиций на тактические приёмы «связка», «двойной удар», «нападение», «защита», «сквозной удар», «ловля фигуры», «открытый |
Расставляют позицию для решения упражнений, решают шахматные упражнения. Анализируют свои ответы и ответы своих сверстников. С помощью тестового задания оценивают собственное выполнение |
Соревнования |
Основные содержательные линии Участие детей в шахматном турнире «Первенство класса» |
Умеют играть партию от начала до конца с записью и различным контролем времени |
Шахматный праздник |
Основные содержательные линии Участие в школьном шахматном празднике |
Осваивают правила игры. Активно участвуют в играх и эстафетах. Общаются и взаимодействуют со сверстниками. Проявляют доброжелательность, взаимопонимание, смелость, волю, решительность, активность и инициативу при решении вариативных задач, возникающих в процессе игр. Регулируют эмоции в процессе игровой деятельности, умеют управлять ими. Соблюдают правила техники безопасности во время участия в празднике |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 г.БЕЛОЯРСКИЙ»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО
на заседании Педагогического совета приказом СОШ №4
Протокол от «___» августа 2020 г. № ____ от ________2020__г. №_____
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
«____» августа 2020 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании Методического совета Протокол от «___» августа 2020 г. № ____
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
для обучающихся 2Б класса
Срок реализации: 1 год.
Яркинова Оксана Викторовна, учитель начальных классов Белоярский, 2020
№ п/п |
Дата |
Наименование раздела, темы |
Количество часов |
|||
план |
факт |
теория |
практи ка |
всего |
||
|
I четверть (01.09.2020г. – 31.10.2020г.) I четверть – изменения (01.09.2020г. – 25.10.2020г.) |
|
||||
1. |
05.09. |
|
Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. Шахматные фигуры |
0,5 |
0,5 |
1 |
2. |
12.09. |
|
Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка. Мат. Пат. Мат в один ход. Мат одинокому королю королём и ладьёй |
0,5 |
0,5 |
1 |
3. |
19.09. |
|
Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры, перекрытие, контрнападение |
0,5 |
0,5 |
1 |
4. |
26.09. |
|
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
0,5 |
0,5 |
1 |
5. |
03.10. |
|
Тактические приёмы «двойной удар», «связка» |
0,5 |
0,5 |
1 |
6. |
10.10. |
|
Тактические приёмы «ловля фигуры», «сквозной удар» |
0,5 |
0,5 |
1 |
7. |
17.10. |
|
Мат на последней горизонтали. Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? |
0,5 |
0,5 |
1 |
8. |
24.10. |
|
Тактические приёмы «открытый шах», «двойной шах» |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
II четверть – изменения (09.11.2020г. – 31.12.2020г.) |
|
||||
9. |
31.10. |
14.11. |
Шахматный турнир |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
II четверть (09.11.2020г. – 26.12.2020г.) |
|
||||
10. |
14.11. |
21.11. |
Шахматный турнир |
0,5 |
0,5 |
1 |
11. |
21.11. |
28.11. |
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки |
0,5 |
0,5 |
1 |
12. |
28.11. |
05.12. |
Основы игры в дебюте: атака на короля |
0,5 |
0,5 |
1 |
13. |
05.12. |
12.12. |
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества |
0,5 |
0,5 |
1 |
14. |
12.12. |
19.12. |
Основы анализа шахматной партии |
0,5 |
0,5 |
1 |
15. |
19.12. |
26.12. |
Шахматный турнир |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
III четверть – изменения (11.01.2021г. – 20.03.2021г.) |
|
||||
16. |
26.12. |
16.01. |
Шахматный турнир |
0,5 |
0,5 |
1 |
|
III четверть (11.01.2021г. – 20.03.2021г.) |
|
||||
17. |
16.01. |
23.01. |
Шахматный праздник |
0,5 |
0,5 |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.