Психология развития – это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики, а так же закономерности перехода от одного уровня развития к другому.
Психология развития выделилась как самостоятельная наука в конце 19 века.
Предмет изучения психологии развития – развитие психики
Задачи психологии развития:
1. Ориентация в жизненном пути человека (уровень развития чего-либо)
2. Определение условий развития
3. Прогнозирование уровня развития
4. Объяснение целей развития
Лекции. Психология развития.doc
Психология развития
Лекция 1
«Понятие психологии развития»
Психика – форма активного отражения субъекта объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высоко
организованных существ с внешним миром и выполняющая в деятельности или в поведении регулятивную функцию.
Психология развития – это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики, а так же закономерности перехода
от одного уровня развития к другому.
Психология развития выделилась как самостоятельная наука в конце 19 века.
Предмет изучения психологии развития – развитие психики
Задачи психологии развития:
1. Ориентация в жизненном пути человека (уровень развития чеголибо)
2. Определение условий развития
3. Прогнозирование уровня развития
4. Объяснение целей развития
Принципы психологии развития:
1. Принцип детерминизма (все психические явления взаимосвязаны и имеют свою причину)
2. Принцип системности (все элементы психической жизни человека взаимосвязаны и представляют собой систему)
3. Принцип развития (психика развивается)
4. Принцип объективности (развитие любого человека изучать необходимо беспристрастно, заинтересовано и объективно)
5. Принцип единства сознания и деятельности
Лекция 2
«Основные понятия психологии развития»
Вопросы:
1. Развития (качественные изменения, гармоничность, охватывает почти всё в человеке)
2. Рост (количественные изменения, физическое в человеке)
3. Созревание (прогрессирующее изменение, биологическая сторона, морфологическая сторона, всё зависит от генов)
1. Развитие это качественное изменение, проявляющееся в появлении новых структур, процессов, механизмов и т.д.
Области развития:
1. Физическая область
2. Когнитивная (познавательная) область – происходит умственное развитие (внимание, мышление, представление, память,
восприятие)
3. Психосоциальная область (происходит развитие с точки зрения личности человека и его общения в социуме)
4. Профессиональная область (развитие происходит с точки зрения аспектов труда)
Типы развития:
1. Группа:
Филогенез
Онтогенез Эмбриогенез*
Функционалогенез (развитие психических функций)
2. Группа:
Нормативное развитие (присущее большинству людей данного возраста)
Индивидуальное развитие (уникальное развитие личности и ее своеобразие)
3. Группа:
Преформировнный (развитие, в котором заранее известны стадии, которые должен пройти организм)
Непреформированное (развитие, при котором процесс развития задан не из нутрии, а из вне)
4. Группа:
Эволюционное развитие (медленный длительный процесс развития чеголибо, в результате получаются устойчивые изменения)
Революционные (быстрые изменения, которые приводят к глубоким преобразованиям психики)
Ситуационное (быстрые, но малоустойчивые изменения):
+организованные
+неорганизованные
2. Рост – это количественный аспект процесса развития.
Характеристики роста:
1. Рост есть всего лишь одна сторона развития
2. Рост внешний показатель развития
3. Рост может быть только количественной характеристикой
4. Чаще всего понятие роста относится к физической или физиологической составляющей
3.Созревание – это морфологические изменения, протекающие под управлением генетического аппарата (самое главное это
наследственность)
Признаки созревания:
1. Необратимость
2. Догоняемость
3. Аналогичность возникновения и протекания
4. Возникновение в строго определенном возрасте
5. На созревание не оказывают влияние не прошлый опыт, не обучение, не воспитание
6.
Лекция 3
«Понятие возраста»
Вопросы:
1. Понятие возраста
2. Виды возраста
3. Характеристики и структурные компоненты психологического возраста
1* Категории возраста:
Возраст – это индивидуальное развитие человека.
В индивидуальном развитии возраст характеризуется применительно к стадии развития, жизненному пути, какомуто периоду. Возраст – социальновозрастные процессы.
Характеризуется через понятия: общество, поколение, социальный класс.
Возраст – (возрастной символизм) представление о возрасте в культуре.
Возраст (Выготский) – это относительно замкнутый цикл развития, значимость которого определяется общим циклом развития.
Возраст (Божович) – это своеобразие целостной структуры личности, а не своеобразие отдельных ее совокупностей.
Возраст – это отрезок возрастного развития или цикл развития, имеющий свою структуру и динамику, и который определяется
спецификой тех задач, которые решает человек на данном отрезке жизни.
2* Виды возраста:
1. В зависимости от уровня анализа:
Абсолютный (календарный, хронологический) – измеряется во временных единицах, характеризует уровень развития человека от
рождения до момента измерения возраста, выражается в числе и показывает длительность существования объекта.
Условный (возраст развития) – определяется путем установления места положения объекта в процессе развития, на основе
качественноколичественных признаков.
2. Классификация возраста:
Хронологический возраст (паспортный или календарный) – это количество времени, которое человек прожил с момента рождения
Биологический возраст – это степень созревания организма человека
Функциональный возраст – отражает способность человека выполнять какиелибо функции
Патологический возраст – это отражение количества и интенсивности болезней, которые влияют на ожидаемую
продолжительность жизни.
Умственный возраст – уровень интеллектуального развития человека
Социальный возраст – уровень становления человека, как субъекта общественных отношений
Правовой возраст – это возраст который позволяет человеку совершать определенные правовые действия и который
предусматривает ответственность за них
Правоспособность – право обладать чемто, начинается с рождения
Дееспособность – начинается с совершеннолетия
Психологический возраст – определенный уровень развития психики, который включает в себя:
1. Внутреннее ощущение своего возраста человека
2. Набор показателей изменения психики
3* Структурные компоненты возраста:
1. Психологические характеристики возраста:
Характеристика психологического возраста измеряется во внутренней системе отсчета
Психологический возраст обратим
Психологический возраст многомерен, т.е. зависит от многих обстоятельств и проявляется во многих сферах
Непосредственно зависит от сложившейся у человека временной перспективы
2. Структурные компоненты возраста:
1 точка зрения:
Психологический возраст состоит из 3 компонентов: Умственный возраст (IQ)
Социальная зрелость (SQ)
Эмоциональная зрелость
2 точка зрения (Выготский, Эльконин):
Социальная ситуация развития – это своеобразные, специфические для данного возраста, единственные и неповторимые отношения
между человеком и окружающей его средой
Новообразования – это психические и социальные изменения, которые возникают на данном возрастном этапе и определяют ход
дальнейшего развития человека
Ведущий вид деятельности – деятельность, которая способствует психическому развитию человека
Вопросы:
Лекция 4
«Движущие силы развития»
1. Понятие и условия развития
2. Факторы развития
3. Закономерности развития
4. Понятие сенситивного развития
1* Движущие сила развития – это те факторы, которые определяют развитие человека, являются его причинами и содержат в
себе энергетические, побудительные силы.
Гегель. В основе развития лежит противоречие:
1. Между потребностями человека и внешними обстоятельствами
2. Между способностями и старыми формами деятельности
3. Между порождаемыми новой формой деятельности потребностями и возможностью их удовлетворения
4. Между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями
В психологии движущие силы разрабатывал Выготский, Леонтьев, Запорожец.
Движущей силой развития психики является противоречие между достигнутым уровнем развития знаний и со связью его с
окружающим миром.
Условия развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые оказывают непосредственное влияние на
психическое развитие.
Развитие может быть:
1. Медленным
2. Плавным
3. Бурным
4. Стремительным
По Выготскому:
1. Революционное развитие
2. Катастрофическое развитие
2* Факторы развития: 1. Биологический (наследственность, условия внутриутробного развития ребенка)
2. Социальный (Среда оказывает влияние опосредованно. Семья, труд, культура, традиции, развитие науки и искусства,
религия, политическая ситуация в стране)
3* Закономерности развития:
По Выготскому (1 – 4)
1. Цикличность (развитие происходит циклами, ценность развития в одном конкретном цикле определяется тем какой
конкретно цикл идёт, темп и содержание развития меняются на протяжении жизни)
2. Неравномерность (разные стороны психической жизни развиваются неравномерно, непропорционально)
3. Метаморфозы в детском развитии (заключается в том, что развитие происходит как качественное, так и количественное)
4. Сочетание процессов эволюции и инволюции (развитие происходит не только вперед, но и назад)
5. Сензитивность (в определенные периоды жизни человек наиболее восприимчив к разным факторам развития)
6. Кумулятивность (результат развития на каждой стадии включается в в развитие на другой стадии)
7. Дивергентность – конвергентность хода развития
4* Сенситивные периоды
– это возрастной период индивидуального развития, во время которого организм особенно чувствителен к влияниям внешнего мира
– это время качественного скачка в развитие ребенка в одной или нескольких областях
– это поворотные пункты в детском развитии, приобретающие форму кризиса во время которых развитие характеризуется бурным,
стремительным характером (Выготский Л. С.)
Области:
1. Сенситивный период развития речи
2. Сенситивный период развития познавательных процессов
3. Сенситивный период сенсорных способностей
4. Сенситивный период физического развития
5.
__________________ социальных навыков и т.д.
Характеристика сенситивных периодов:
1. Периоды ограничены во времени, если упущен сенситивный период развития, какойлибо функции, то в дальнейшем
потребуется гораздо больше усилий для ее становления.
2. В конце каждого сенситивного периода формируются новые качества и свойства, которых раньше не было –
новообразования.
3. Периоды универсальны и одинаковы для всех.
Вопросы:
1. Подходы к изучению жизненного пути человека.
«Жизненный путь личности»
Лекция 5 2. Структура жизненного пути.
3. Личность как субъект жизненного пути.
4. Высшие достижения ("акме") в жизненном пути личности.
Ключевые слова: жизненный путь, жизненная позиция, жизненная линия, жизненная перспектива, смысл жизни, личность как
субъект жизненного пути, стратегия жизни, "акме".
— жизненный путь — понятие, научно впервые представленное и разработанное концептуально немецким психологом
Ш.Бюлер, в отечественной психологии — в философскопсихологическом ключе — С.Л.Рубинштейном, в контексте
человекознания — Б.Г.Ананьевым;
— необратимое время и пространство жизни человека (от рождения до смерти), в котором осуществляется
становление, изменение, развитие личности, ее самореализация, организация жизни своим индивидуальным способом и
осуществление соответствующим своему типу личности стратегии;
— жизненная позиция — интеграл основных жизненных отношений, ценностей, достижений и обеспеченных последними
жизненных и личностных возможностей;
— жизненная линия — способы связи во времени этапов (континуальный, дискретный) и направлений жизни (дивергентный,
"веерный" и восходящий), характеризующие жизненное движение субъекта;
— жизненная перспектива — будущее (временная перспектива личности); различаются 3 типа в.п.: когнитивная
(преимущественно сознательное планирование и структурирование будущего), мотивационная (будущее гарантируется высокой
мотивацией достижения), собственно жизненная (будущее "обеспечено" различными личностными, профессиональными и другими
ресурсами);
— смысл жизни — субъективное обобщение жизни по критериям ее подлинностинеподлинности и полноты самовыражения
личности, относящееся к прошлому, настоящему и будущему;
— личность как субъект жизни — личность достигает качества субъекта жизни, выступая ее организатором, определяя ее
направление, оптимально разрешая ее противоречия и благодаря этому достигая максимальной самореализации и человеческого
совершенства;
— стратегия жизни — разрешение человеком жизненных противоречий и определение кардинального направления и
способа жизни, соответствующего своему типу;
— "акме" — (дословно) "вершина" как высший уровень развития самой личности, так и достижение высших уровней жизни.
1* Подходы к изучению жизненного пути человека
Первый (и наиболее ранний) (идиографический подход к жизни как судьбе, независящей от человека, подчеркивал
неповторимость личности).
Второй — (биографический), близкий к первому по своему феноменологическому описательному характеру также выявлял
неповторимый ансамбль жизненных обстоятельств.
Третий (онтогенетический) сложился в возрастной психологии как возрастная периодизация жизни личности, общая для
всех людей.
Четвертый — акцентировал определяющую роль детства (и сексуальных отношений с родителями) (З.Фрейд и др.) или роль
врожденной потребности самоактуализации (Ш.Бюлер, А.Маслоу и др.), детерминирующей личность и ее жизненный путь. При этом Бюлер предпринимает попытку представить жизненный путь как закономерный процесс — "индивидуальную историю" и выделяет в
качестве его единиц внешние и внутренние события. Но, минуя личность, ей не удалось их связать.
Пятый — наиболее ярко представленный эпигенетической концепцией Э.Эриксона, — раскрыл особенности развития и
новообразования личности, возникающие в каждом возрастном периоде через разрешение связанных с ним восьми кризисов. Однако
Эриксон признает и роль психосоциальных, культурноисторических и социальных условий, а развитие личности определяет через
способы интеракции со все более расширяющимся кругом людей и контекстом жизни.
Шестой подход связан с разработкой Б.Г.Ананьевым, категории "жизненного цикла", ценен стремлением соединить
возрастную и социальную периодизацию (зрелый возраст представлен ролями, статусом, профессиональной карьерой) жизни
личности. Включив последнюю в исторический контекст и события, способы воспитания и т. д., Б.Г.Ананьев исследовал
закономерные комплексные связи развития разных психических функций, рассматривал личность как систему, вписанную в
социальную систему и системы социальных групп. Его подход отличается своим эмпирическим характером и введением в поле
зрения психологии и психологов проблем взрослой личности (поскольку большинство конкретных исследований личности имели
своим объектом личность ребенка), ее зрелости, достижения ее вершин своей жизни — акме, раскрытием индивидуальности как
высшего уровня развития и, наконец, включением (признанием) проблемы старости как закономерного этапа жизни человека,
требующего своего изучения и осмысления (поскольку понятие геронтологии в отечественной науке практически отсутствовало).
Он выделил интересные в личностном плане стадии юношеского "старта" и "финиша", достигаемого в старости.
Идеи Б.Г.Ананьева о личности взрослого, о зрелости как особом ее качестве, об акме как высших ее жизненных достижениях
открыли перспективу возникновения современной комплексной научной дисциплины — акмеологии. Она интегрирует все понятия
индивидуального уровня бытия человека — "индивид", "личность", "индивидуальность", "субъект", — ставя своей задачей
оптимизацию развития человека во всех качествах. Существенную роль в дальнейшем сыграло выделение им как специальных форм
активности человека, понятий "субъекта деятельности", "субъекта познания", "субъекта жизненного пути". Уделив внимание
развитию человека в качестве индивида, он провел принципиальное различие между биологией человека и животных,
закономерности высшей нервной деятельности которых были перенесены И.П.Павловым и его последователями прямо на человека
(например, вторая сигнальная система).
Седьмой подход качественно отличается от предыдущих, поскольку, вопервых, сама личность определяется не как
обособленная, наличная, данная субстанционально, а континуально, т. е. в пространствевремени жизненного пути, его противоречий
и способов их решения; самовыражение и самоактуализация — две важнейшие характеристики личностной сущности. Это способ
объективации личности в формах и обстоятельствах, противоречиях жизни. Иначе говоря личность есть то, что она сумела сделать
из себя при данных жизненных условиях, а жизнь есть то, что сумела сделать из нее личность своими усилиями, волей и сознанием,
вопреки жизненным обстоятельствам. Личности как развивающейся системе присущи два способа детерминации и организации —
объективный, независящий от нее и субъективный, присущий ей как субъекту.
Сам жизненный путь рассматривается небезлично (согласно той или иной теоретической модели того или иного психолога),
а в зависимости от личности, уровня ее активности, сознания, ее личностной зрелости, ответственности, способности принимать
решения и организовывать время. Личность выбирает направление (сферу) жизненного пути, изменяет его направление, организует и
координирует его события и ситуации.
С.Л.Рубинштейн разрабатывает понятие "субъект жизненного пути", в качестве которого (только при определенных
условиях) выступает личность. Если жизненный путь традиционно делится на прошлое, настоящее и будущее, то личность в
качестве субъекта обладает способностью связывать их определенным образом своим сознанием, опытом и поступками. Критериями
личности как субъекта жизненного пути являются:
1) способность к согласованию внутренней организации и условий, требований, обстоятельств жизни. Это и есть способ жизни, вырабатываемый и осуществляемый субъектом в соответствии со своими индивидуальнотипологическими особенностями;
2) способность к оптимальному разрешению жизненных противоречий и развитию как личностному результату этих решений;
3) способность к движению по жизненному пути "по восходящей", т. е. к развитию как совершенствованию.
2* Структура жизненного пути
Структура жизненного пути — это его определенные качественные характеристики, выражающие способ функционирования
личности в жизни. Мы считаем дискуссионным деление жизненного пути на отдельные кванты "события", при котором теряется их
связь с личностью, их зависимость от личности и их влияние на личность, не улавливается связь внешних и внутренних событий. В
итоге жизненный путь изображается через перечень — родился, поступил в школу, поступил в институт, поступил на работу,
женился и т. д., — что не вскрывает личностного содержания и смысла жизни.
Мы предположили, что жизненный путь может закономерно определяться в таких структурных составляющих: жизненная
позиция, линия, перспектива и смысл жизни. Несомненно огромную роль играет концепция жизни, связанная с "Яконцепцией", но
эти интегральные высшие образования являются обобщениями, присущими сознанию личности, хотя и находят свое выражение в
поступках, рациональных решениях, поведении личности.
Понятие "жизненная позиция" в данном содержании не имеет ничего общего с идеологемой "активная жизненная позиция",
столь популярной при социализме.
Итак, жизненная позиция —
1) это типичный для данной личности, обобщенный, ценностный способ отражения, выражения и осуществления ее
потребностей, результат поиска условий и средств (как объективных, так и субъективных), их удовлетворения по ценностным
основаниям, выработанным личностью критериям и параметрам;
2) совокупность — "ансамбль" объективных и субъективных отношений личности и способов их реализации,
характеризуемых определенной степенью соответствия ее потребностям, ценностным ориентациям и принципам;
3) мера и соотношение необходимого, желаемое и реальных результатов активности;
4) присущий личности способ организации жизни и осуществления саморегуляции на основе интеграции потребностей,
способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований социума к ней с другой;
5) выработанный личностью (при данных условиях) способ реализации своей общественной жизни, место в профессиональной
деятельности, способы самоактуализации и самореализации в общении (семье), в различных формах жизни;
6) присущий личности способ объективации, самовыражения и самореализации в деятельности, общении, жизненном пути в
целом.
В отличие от субъективных отношений, смыслов, концепции жизни и т. д., позиция представляет собой совокупность уже
реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов и найденный характер их реализации, который определяет и дальнейший
ход жизни.
Важнейшей характеристикой позиции являются противоречия, которые в результате принятия личностью той или иной
позиции могут либо обостряться, либо сглаживаться. Позиция характеризуется способом разрешения противоречий, который
показывает, способна ли личность соединить свои индивидуальнопсихологические, возрастные, статусные возможности,
особенности и притязания с условиями и требованиями жизни.
Если основные жизненные отношения личности интегрирование отвечают ее субъективным отношениям, то такая
позиция характеризуется целостностью, гармоничностью, целенаправленностью, устойчивостью. Позиция же, построенная на
не связанных между собой основных отношениях и способах их реализации (не соответствующих этим отношениям), очень быстро приводит к обострению противоречий и в конечном счете к новому кризису. Позиция — это личностное самоопределение. Основные
характеристики процесса и результаты самоопределения, на наш взгляд, следующие:
1) процесс самоопределения— это преодоление психологического разрыва между наличным состоянием и необходимостью
самореализации и самоосуществления;
2) процесс самоопределения двухвекторный — от переосмысления "Я" в ситуации к высшим смыслам личности и от высших
смыслов к способам их объективации.
Жизненная линия (понятие, в отличие от понятия "позиция", разрабатываемое в зарубежной психологии, — lifelain) это не
стадии и переходы от прошлого через настоящее в будущее, а характеристика жизненного движения личности во временном и
ценностносмысловом отношениях и способы связи прошлого, настоящего и будущего, образовавшиеся личностью. Мы
дифференцировали жизненные линии, характерные для разных типов личности:
— континуальная, т. е. когда одна стадия (этап) жизни следует после предыдущей и вытекает из нее; такая жизненная линия
закономерно однонаправлена, однолинейна. Такая жизнь, как правило, однообразна, хотя это однообразие имеет и обыденная, и — в
некоторых случаях — научная жизнь (узко ограниченная избранным научным направлением, кругом проблем, интересов и общений);
— дискретная линия, при которой образуются разрывы между этапами жизни, "перегибы" (Т.Н.Березина), отсутствие
единой "логики": период подъема и успеха сменяется пассивностью или изменением направления активности, "центра тяжести",
"расстановки сил" (по выражению С.Л.Рубинштейна), переменой работы (профессии), семьи и т. д. Это иногда сопровождается
потерей власти над событиями (и даже поступками), преобладанием стихийноэмпирического характера жизни;
— дивергентная линия характеризуется расширением пространства — "веером" направлений активности,
профессиональных интересов (ярчайшим примером такой жизненной позиции является жизнь княгини М.А.Тенишевой);
— восходящая линия жизни характеризуется повышением ее качественного уровня (С.Л.Рубинштейн), связанного с
совершенствованием личности как ее субъекта.
Эта дифференциация носит, конечно, достаточно условный и схематичный характер. Она углубляется, если соотнести ее с
типами личности, выделенными (В.И.Ковалев) по двум параметрам — активности и времени:
— активноситуативный тип, как правило, функционер, использующий все объективные возможности данной ситуации и
соотносящий максимум активности с ее "пиком";
— пассивноситуативный, не являющийся субъектом жизни и единой, отвечающей внутренней логике генеральной линии
жизни; в его жизни, как правило, преобладает внешняя детерминация, роль событий, в которых он пассивно участвует;
— активнопролонгированный тип, является творцом своей жизни, поскольку реализует практически свою жизненную
концепцию на всем ее протяжении;
— пассивнопролонгированный тип, описан К.Юнгом как человек, осознающий всю сложность мироздания и жизни, не
рискующий выделить в ней свои цели и задачи, а потому предпочитающий бездействие.
Можно говорить о безусловной субъектности личности активнопролонгированного типа, хотя ее активность может
развертываться и сохраняться на высоком уровне не только во времени, но и в пространстве жизни.
Жизненные перспективы, как отмечалось, наиболее изученные в зарубежной психологии, личностные временные проекции.
Однако их исследование касалось 1) отдаленности и 2) степени структурированности жизненных перспектив.
Мы дифференцировали жизненные перспективы (психологическое будущее) на три следующих:
— когнитивные, когда человек строит планы и постоянно планирует будущее, но не обязательно их реализует;
— мотивационные, когда при отсутствии четких сознательных планов личность успешно самореализуется на основе высокой
мотивации достижения;
— жизненные, когда будущее гарантировано совокупностью: жизненного опыта (мудростью), способностей, компетентности, зрелости личности и ее практическими жизненными достижениями (социальной, профессиональной позицией,
материальным благополучием и т. д.).
Смысл жизни, в отличие от жизненных перспектив, это не только главный мотив движения личности в будущее, это и оценка
ее прожитой жизни (иногда как бессмысленной) и ее настоящего по основному критерию подлинности жизни — адекватности
способа самовыражения самой личности. Иногда соотношение внешних и внутренних детерминант (и соответствующих мотивов)
складывается в пользу "надо" (необходимости) за счет "хочу", и личность превращает свою жизнь в выполнение далекого от ее
желаний и целей долга, необходимости. Тогда и ее способности и ее энергия реализуются в полсилы, она живет не своей жизнью, а
потому не переживает удовлетворенности жизнью, которая и питает жизненный смысл. Потеря смысла жизни — это потеря
субъектной позиции в жизни.
3* Личность как субъект жизненного пути
Как отмечалось, особое качество личности, которое возникает во взаимодействии с обстоятельствами и в решении
жизненных противоречий, это качество ее как субъекта. Категория личности в качестве субъекта жизни означает не только то, что
личность осуществляет, создает, направляет свою жизнь, но и то, как, на каком уровне, с какой степенью полноты и глубины она
проживает свою жизнь.
С.Л.Рубинштейн связывал характеристику субъекта жизни с тремя способностями: способностью к рефлексии, с
мировоззренческими чувствами и с ответственностью ("за все содеянное и упущенное").
Способность рефлексии — это способность "простраивать" ход жизни, в который втягивается личность текучкой дел,
обязанностей, событий, переживаний, и взглянуть на нее объективно, оценив себя, свои достижения, неудачи, способ жизни,
сформулировать свои проблемы. То же, фактически, отмечал Г.Олпорт как чувство реальности, реалистическое восприятие,
способность видеть себя таким, каков есть, а не хотел бы казаться. Он связывал это со способностью самопознания, чувством
юмора и обладанием жизненной философии.
Мировоззренческими чувствами Рубинштейн назвал ценностносмысловые эмоциональные обобщения жизни — чувство
трагического, комического, чувство оптимизма, которые у каждого человека находятся в определенной взаимосвязи, выражающей
семантику и смысл жизни (например, "оптимистическая трагедия").
Под ответственностью он подразумевал "дух серьезности", т. е. принятие жизни как жизни всерьез (а не начерно), как
необратимой, охватывая ответственностью судьбы других людей, за которых отвечаешь. Здесь его взгляды также близки идее
Г.Олпорта об ответственности человека за планирование и осуществление жизни в соответствии с планом.
Опираясь на эти философскопсихологические идеи, мы разработали теорию личности как субъекта жизненного пути,
критериями которого являются:
— способность построить оптимальную гармоничную жизненную позицию;
— реализовать ее во времени как жизненную линию, которая отвечает типу личности (ее способностям, потребностям,
мотивам и ее семантическому интегралу — притязаний, саморегуляции, удовлетворенности) и оптимальному для нее способу
самовыражения, самореализации в совокупности наличных обстоятельств;
— иметь соответствующую своему типу жизненную перспективу и, главное, переживать, проектировать и реализовать смысл
своей жизни.
Личность как субъект жизненного пути обладает, как отмечалось, высшими жизненными способностями — сознанием,
активностью и способностью к организации времени. Такое понимание разрешает дискуссию, касающуюся характеристики
личности в психологии в связи с сознанием: одни психологи считают, что определение личности связано с наличием у нее сознания (С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе), другие не только не считают сознание главным стержнем и уровнем личностной организации, но и
убеждены, что она детерминирована независимо от сознания, что ведущую роль играют бессознательные влечения (З.Фрейд).
Сознание как способность личности проявляется в организации жизненного пути. Оно связано с его масштабами, его
ценностями, его изменениями. Сознание способствует сознательному, т. е. рациональному способу организации жизни, оно
способствует сохранению идентичности личности при резких жизненных изменениях и одновременно направляет ее развитие
посредством рефлексии, выявления и решения жизненных проблем. Оно одновременно позволяет личности и концентрироваться на
главном направлении и включать свою жизнь в широкий контекст — психосоциальный, культурноисторический, социальный.
Сознание субъекта жизненного пути предпосылка и механизм культуры личности (А.А.Деркач).
Активность в отечественной психологии фактически рассматривалась как идущая от субъекта детерминация, т. е.
инициатива. Термин был несколько дискредитирован идеологическим тезисом об "активной позиции личности". В гуманистической
психологии активность связывалась с потребностью в самоактуализации (А.Маслоу), самовыражении (Ш.Бюлер) и трактовалась как
имманентная движущая сила развития личности, а не ее инициативы, тем более направленные вовне.
Мы определяем активность как высшую личностную способность личности как субъекта жизненного пути, его
целенаправленно организующего в соответствии со своим индивидуальнопсихологическим типом.
Активность проявляется и в познании, и в общении, и в деятельности, но, согласно теории отношений В.Н.Мясищева, только
при позитивном отношении к соответствующей сфере. Активность имеет у разных типов личности разный способ связи ее форм —
инициативы и ответственности (преобладание одной или другой), включая их противоречие, погашающее уровень активности,
разные уровни, включая и нулевую активность — пассивность. А.Адлер, хотя и пользовался другим понятием — не жизненный путь,
а стиль жизни, также считал, что уровень активности играет конструктивную или деструктивную роль. Он построил типологию по
двум основаниям; одним из них, так же как в нашей типологии, была активность, другим — не время (как в типологии
В.И.Ковалева), а способ интеракции, который он назвал "социальным интересом".
Наконец, жизненной способностью является способность к организации времени жизни, проявляющаяся не только в
жизненной перспективе, но и ряде других форм: в соотношении последовательности — одновременности деятельностей (актов
поведения, поступков и т. д.) (в качестве частного примера одновременности можно назвать способность синхронного перевода,
когда человек одновременно и слушает, и переводит, и говорит, но такие примеры имеют место и в масштабах жизни), в
своевременности как оптимальном согласовании пика (максимума) своей активности с решающим моментом ситуации, события и т.
д., в способности ускорения — как оптимального, конструктивного способа осуществления активности (деятельности) во времени
(примером ускорения в познавательной деятельности являются исследования скорочтения в работе с текстами) (К.А.Абульханова,
Т.Н.Березина).
Эти способности к разный уровень их развития позволяют личности как субъекту более (менее) оптимально организовать
свою жизнь, жизненный путь. Таким образом, первый аспект акмеологического понимания субъекта жизни — это, кроме
вышеупомянутых способностей личности, составляющих предпосылку ее субъектного качества, специфический способ организации
(под организацией имеется в виду качественная определенность системы, которую придает ей субъект своей активностью). Субъект,
вопервых, самоорганизуется, вовторых, вырабатывает способы взаимодействия с жизнью, и если эти способы являются
оптимальными, они могут быть названы организованными, и, наконец, субъект организует свою жизнь как целое, находя свое место в
социуме, место деятельности, познанию и общению в своей жизни, строя ее в соответствии со своими ценностями, целями,
мировоззрением, "Яконцепцией".
Понятие организации в данном случае связано с ее семантическим — ценностносмысловым и ценностнопрактическим
характером: личность трудится в силу своих профессиональных мотивов и интереса, своих притязаний на определенные успехи
(достижения) и роль в профессиональной среде, но жертвует (т. е. ценой) временем общения (с друзьями, коллегами) или свободным временем (для удовлетворения культурных потребностей или потребностей в развлечениях).
Активность субъекта проявляется не только в деятельности, общении, познании, но и в постоянном разрешении
противоречий, которые возникают между той сложной системой, которой является личность, включая ее цели, мотивы, притязания
(даже эмоциональные состояния, уровень работоспособности и т. д.), и объективными жизненными системами, с которыми он
взаимодействует, осуществляет свои способы организации, преобразуя объективно существующие системы (технические, социально
психологические, социальные и т. д.). Свой способ организации он и вырабатывает, разрешая эти противоречия. Таким образом,
само теоретическое определение субъекта как системы организации с присущим ей способом функционирования имеет в своей
основе противоречие, несоответствие его возможностей и ограничений тем объективным сферам жизнитруда, общения, семьи, т. е.
той системы, в которой он должен функционировать. Личность как субъект жизни решает и противоречия между разными
способами своей организации жизни на ее разных этапах в связи с изменениями и развитием ее самой, социальными изменениями,
изменениями самой жизни.
Постоянно разрешая кардинальные и множество конкретных противоречий, личность развивается, совершенствуется. Она
становится более зрелой, уверенной, рациональной и тем самым приобретает как субъект жизни новые ресурсы. Субъект постоянно
решает задачу совершенствования, и в этом его акмеологическая специфика, человеческая сущность и постоянно возобновляющаяся
жизненная задача. Ценность и полнота жизни человека не только в ее "благополучное™", упорядоченности и продуктивности, но и в
самом способе ее осуществления субъектом. Способ жизни может быть и гораздо ниже личностных возможностей, не ведет к их
развитию, не дает удовлетворенности, переживанию своей жизни, как имеющей смысл.
Итак, личность — это то, что человек сумел сделать из себя при данных обстоятельствах в ходе своей жизни, и личность
постольку личность, поскольку она сумела сделать из своей жизни то, что соответствовало ее способностям, потребностям, смыслу
жизни. Субъект жизненного пути вырабатывает жизненную стратегию, и в этом его важнейшая функция.
Стратегия жизни в самом общем определении — это способ жизни, который соответствует типу личности, ее
индивидуальности. Стратегия — приведение личностью как субъектом в соответствие свою жизнь своему типу.
Стратегия является индивидуальным достоянием, достижением каждого. Как очевидно из термина "стратегия" (в отличие
от "тактики"), это реализация наиболее принципиальных для человека направлений его жизни, решение кардинальных задач и
соответственно способность эти направления и задачи выявить, определить и затем реализовать.
Стратегия предполагает наличие обратной связи между тем, чего личность достигла, и ее последующими притязаниями,
целями и т. д. Эти связи пронизаны жизненным смыслом и придают личности уверенность (через удовлетворенность —
неудовлетворенность жизнью, деятельностью и т. д.) и чувство подлинности жизни.
Отсутствие стратегии — тактика жизни — преобладание внешней необходимости, уступка личностью своих внутренних
индивидуальных целей и задач требованию времени, обстоятельств.
Стратегия — это оптимальная организация жизни, регуляция ее хода и осуществление избранного направления.
Стратегия жизни предполагает наличие ответственности за свой способ жизни. Ответственность определяется
Рубинштейном как ответственность за все "содеянное и упущенное"1. Ответственность — гарантированное своими силами
достижение цели, решение задачи, сохранение верности себе при встрече с непредвиденными трудностями, препятствиями.
Вырабатывая стратегию жизни, одни преимущественно опираются на социальнопсихологические тенденции, на окружающих людей,
используют социальные ситуации, другие же — на внутренние возможности, свои силы и самостоятельно поддерживают
определяющую линию жизни, третьи оптимально их объединяют, четвертые постоянно решают противоречия между ними.
Типы активности человека — характерные для него способы соединения личностью внешних и внутренних тенденций жизни с
целью превращения их в движущие силы своей жизни, они представляют собой умноженные личностные ресурсы, т. е. способности
1 субъекта жизни.
4* Высшие достижения — "акме" в жизненном пути личности
Понятие "акме", как известно, было выдвинуто Б.Г.Ананьевым и лишь десятилетия спустя благодаря развитию акмеологии
стало не метафорой, а научным термином. В "Основах общей и прикладной акмеологии" А.А.Бодалев всесторонне проанализировал
его многопараметральность, общие, особенные и единичные характеристики, "стартовые" (по выражению Б.Г.Ананьева)
предпосылки его достижения, факторы, содействующие и препятствующие его достижению, возможные типы "акме".
Акмеология — активно развивающаяся наука. Сделанные исследователями выводы постоянно уточняются. И к посылкам
можно сделать существенные дополнения.
Вопервых, понятие "акме" в жизненном пути связано с качеством субъекта жизни. Вышесказанное позволяет говорить о том,
что акме — это не отдельно высший уровень развития личности или высший уровень ее достижений, а это кульминация способа
самореализации субъекта жизненного пути. Поэтому для одного типа личности эта кульминация достигается один раз в жизни, и он
удерживается на этом предельном уровне все оставшееся (профессионально, жизненно) время. Эта кульминация имеет таким
образом пролонгированный характер.
Другой тип достигает своей кульминации ("акме") как самореализовавшаяся на протяжении всей жизни личность только в
старости. Это высшее качество и уровень развития личности, ее гармоничности, оптимальность, но остается краткий отрезок жизни
— годдва старости, на протяжении которого личность может ее реализовать (и только в определенных ограниченных формах самой
жизни).
Третий тип достигает вершин жизни неоднократно, но в силу жизненных противоречий, изменений жизни и целей самой
личности (прерывистая линия жизни), достигнув вершины, он либо опускается на обычный уровень, либо стремится к следующей. В
данном случае возможно говорить об иерархии жизненных "пиков" или вершин.
Одним из важнейших поставленных С.Л.Рубинштейном вопросов является вопрос о соответствиинесоответствии
кульминации жизненным силам, ресурсам личности.
Он пишет об этом, будучи еще очень молодым, в некрологе на смерть Н.НЛанге — известного русского психолога.
Рубинштейн ставит проблему жизни и смерти, соотношения вершины жизни со смертью и соотношения возможностей человека с ее
вершиной. Последнее, на наш взгляд, главное для акмеологии. Он пишет, что одни люди, достигнув своей вершины, исчерпывают все
свои силы ("ресурсы") и вся их последующая жизнь оказывается бессмысленной и пустой. И напротив, другие, достигнув
кульминации, вершины, не исчерпываются ею ("их личность не измеришь осуществленной ею работой, в них всегда остается еще
нечто бесконечно нереализованное). Это и есть проблема соотношения возможностей личности и ее достижений, решаемая двумя
способами: при одном достигнутое исчерпывает возможности личности. При другом мы находим образ движения линии жизни по
восходящей: образ лестницы, при подъеме на которую достижение каждой ступени открывает новые горизонты (и, добавим,
умножает силы личности).
Мы предполагаем, что понятие "акме", если его раскрыть в контексте категории субъекта, позволяет говорить об умножении
(о неисчерпаемости) личностных возможностей на основе и благодаря достижению кульминации. Развитие субъекта, таким образом,
носит не просто характер его совершенствования, но и умножения его человеческих ресурсов.
Выше речь шла о соответствии уровня развития личности ее индивидуальным возможностям и пределам. Для психологии это
так. Но для акмеологии, в которой кульминация субъекта рассматривается в контексте духовной человеческой культуры, личность,
вбирая в себя все ее богатства, начинает развиваться по принципу прогрессии. Резюме
По отношению к предшествовавшим подходам к жизненному пути личности акмеология останавливается на новом
субъектном подходе. Он позволяет структурировать жизненный путь не по возрастным периодам или некоторым единицам,
биографическим этапам, а по обобщенным жизненным образованиям: позиции, линии, перспективе и смыслу жизни.
В свою очередь, в личности удается выделить те высшие жизненные качества, которые релевантны ей именно как субъекту
жизни: сознание, активность, организация времени жизни, — и дать характеристики личности как субъекта жизненного пути:
— способ организации жизни (включающий самоорганизацию);
— способ разрешения противоречий;
— способ совершенствования.
Последним интегральным качеством субъекта является способность строить стратегию жизни, соответствующую своему
типу личности.
Наконец, как раскрытие способа совершенствования субъекта рассматривается понятие "акме": высшие жизненные
достижения (кульминации) бывают разных типов, приходятся на разные периоды жизни и находятся в разном соотношении с
личностными ресурсами: они либо исчерпывают, либо умножают их.
Вопросы:
Лекция 6
«Кризисы в развитии человека»
1. Понятие и основные характеристики кризиса
2. Типологии кризисов
3. Нормативные кризисы
4. Ненормативные кризисы
1* Понятие возрастной кризис введено Выготским.
Кризис – это целостное изменение личности ребенка, которые возникают регулярно при смене определенных периодов.
Кризис психического развития – это переход от одной стадии развития к другой, который характеризуется изменением в
социальной ситуации развития, возникновением психических новообразований и сменой ведущего вида деятельности.
Кризис – это неизбежный переход от стадии к стадии (нормативные кризисы) или от бытия к бытию, от существованию к
существованию (ненормативные кризисы)
Кризис – это потеря равновесия, устойчивости чегото привычного, изменение обычного течения жизни.
Структура кризиса:
1. Предкритическая стадия (неполнота реальной формы в которой живет человек)
2. Критическая стадия:
Мифологизация (человек пытается материализовать идеальную форму жизни)
Конфликт (внешнее противостояние реакции окружающих)
Рефлексия (возникновение отношения к собственным действиям)
3. Посткритическая (создание новой ситуации развития)
Закономерности:
1. Кризис – это переходный период 2. Кризис обусловлен и биологическими и социальными факторами
3. Дисфункции, которые проявляются в кризисе, могут носить как длительный характер, так и не продолжительный
4. Особенности протекания кризиса зависят от индивидуальнопсихологических особенностей человека
5. Некоторые кризисы обязательны в жизнедеятельности человека
6. Некоторые кризисы требуют психокоррекционной работы
2* Типология кризисов:
1 типология:
1. Возрастнонормативный (закономерный этап онтогенеза человека)
2. Кризис, как поворотный этап жизненного пути (носит вероятностный и необязательный характер):
Личностный кризис
Кризис индивидуальной жизни
Психодуховный кризис
2 типология:
1. Возрастной
2. Кризис утраты или разлуки
3. Травматический кризис
3 типология:
1. Нормативный:
Кризисы психического развития
Профессиональные кризисы
Семейные кризисы
2. Ненормативный:
Критический
Невротический
3* Нормативные кризисы
Нормативные кризисы – это кризисы, обусловленные логикой психического развития человека.
Возрастной кризис – это относительно не продолжительный период онтогенеза, который характеризуется резкими психическими
изменениями в ходе развития и которые знаменуют собой распад старой системы связи и отношений человека с окружающим миром
и появление новой
Возрастные кризисы:
1. Кризис новорожденности
2. Кризис 1 года
3. Кризис 3 лет
4. Кризис 7 лет
5. Подростковый кризис (окончание теории Выготского)
6. Кризис идентичности (Эриксон)
7. Кризис взрослой жизни или кризис 30 лет
8. Кризис сорока лет или кризис середины жизни
9. Кризис старости Семейные кризисы:
1. Принятие на себя супружеских обязанностей, длится около года
2. Освоение родительской роли или принятие в семью нового члена
3. Включение детей во внешние социальные институты
4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период
5. Семья, в которой ребенок покидает дом
6. Кризис того, что супруги остаются вдвоем
7. Повторный брак
Профессиональные кризисы:
1. 16 – 17 лет – необходимость выбора профессии
2. Кризис профессионального обучения разочарование в получении профессии
3. Стадия профессиональной адаптации, неудовлетворенность работой
4. После 35 лет работы потребность в профессиональном росте и карьере
5. Период вторичной профессионализации, противоречия между желаемой карьерой и реальными перспективами
6. Стадия мастерства, человек понимает, что не все его возможности реализованы
7. Уход из профессиональной жизни на пенсию
4* Ненормативные кризисы:
Ненормативные кризисы – это кризисы, которые характеризуются случайными или неблагоприятными обстоятельствами
Возрастные кризисы:
По Ахмерову:
1. Кризис нереализованности
2. Кризис опустошенности, душевная усталость, переживание отсутствия достижений
3. Кризис бесперспективности
Вторая классификация:
1. Кризис индивидуальной жизни
2. Личностный кризис. Внешние (утрата источника базовой потребности, травмы) и внутренние (физиологические или
психические изменения) причины.
3. Психодуховный кризис. Кризис эволюции сознания и трансформации личности. Возникает кризис после тяжелой болезни.
Ненормативные семейные кризисы:
1. Измена
2. Развод
3. Смерть коголибо из членов семьи
4. Инцест
5. Тяжелая болезнь Ненормативные профессиональные кризисы:
1. Кризис занятости:
Потеря работы
Утрата профессиональной принадлежности
Кризис несоответствия классификации
2. Кризис потери профессиональной причастности
Семинар 1
«Теории психического развития личности»
Фрейд.
Три уровня психики: сознание, предсознание, бессознательное.
Оно (Ид) – примитивное ядро личности, оно имеет врожденный характер, находиться в бессознательном и подчиняется принципу
удовольствия
Я (Эго) – рациональная, осознаваемая часть личности.
СверхЯ (СуперЭго) – формируется последней, между 36 годами жизни.
Стадии – это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность, застрять на той или иной стадии:
1. Оральная стадия. От рождения до 18 месяцев. Кормление грудью: сосание, кусание, глотание.
2. Анальная стадия. Возникновение Эго. Приятное ощущение от работы кишечника. Эффект в становлении аккуратности,
личностное здоровье.
3. Фаллическая стадия. Участие собственной генитальной зоны. Возрождение исторического конфликта.
Комплекс электры – сравнение себя с родителями
4. Латентная стадия. Сексуальное затишье до 12 лет.
5. Генитальная стадия. С 12до 18 лет. Завершение психосексуального созревания. Освобождение от авторитета родителей.
Идеальный тип личности с психоаналитической позиции.
Жан Пиаже.
18961980
Швейцарский психолог, специалист в области теории познания, психологии развития.
Стадии:
1. Сенсорномоторная (от рождения до 2 лет)
Младенцы познают мир только посредством различных действий: рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.
2. Дооперациональная (от 2 до 7 лет)
Маленькие дети формируют понятия и пользуются символами, такими как язык, для сообщения их окружающим. Эти понятия
ограничены их личным, непосредственным опытом.
3. Конкретных операций (от 7 до 12 лет)
Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам и оперировать математическими
понятиям. Дети достигают понимания сохранения.
4. Формальных операций (с 12 лет или чуть позже) Подростки способны провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Они могут
систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, а так же рассуждать по аналогии
и метафорически
Развитие психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.
Стенли Холл.
Основание педологии.
Эволюционное учение и теория рекапитуляции – сторонник.
Использование опросников для своих исследований.
Ученики Холла: Гетчисон (5 фаз психического развития детей:
1. Рытья и копания
2. Стадия охоты и захвата
3. Пастушеская стадия
4. Земледельческая стадия
5. Стадия промышленности и торговли)
Механизм перехода от одной стадии к другой – игра.
Карл Бюлер.
Теория трех ступеней развития:
1. Инстинкт
2. Дрессура
3. Интеллект
Эрик Эриксон (1902 1994).
Стадии:
1. Оральносенсорная (рождение – 1 год). Базальное доверие – базальное недоверие. Надежда.
2. Мышечноанальная (13 года) Автономия – стыд и сомнение. Сила воли.
3. Локомоторногенитальная (36 лет) Инициативность – вина. Цель.
4. Латентная (612 лет) Трудолюбие – неполноценность. Компетентность.
5. Подростковая (1219 лет) Эгоидентичность – ролевое смешение. Верность.
6. Ранняя зрелость (2025 лет) Интимность – изоляция. Любовь.
7. Средняя зрелость (2664 года) Продуктивность – застой. Забота.
8. Поздняя зрелость (65 лет – смерть) Эгоинтеграция – отчаяние. Мудрость.
Л.И. Божович. Миллер и Доллард.
Движущая сила – подражание, желание, отношение родителей к детям и научение.
А. Бандура.
Движущая сила развития – наблюдение за людьми, подражание
«Сравнение возрастных периодизаций»
Методика рисуночных метафор
«Жизненный путь личности»
И. Л. Соломин
Инструкция: Путник шел по дороге, которая называется жизнь. Дорога привела его к перекрестку, путник
остановился, осмотрелся и задумался по какому пути ему идти дальше. Представьте себя на месте этого
путника… О чем вы думаете, что вы чувствуете? Перед вами чистый лист бумаги, возьмите карандаш и
изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей
жизни. Используйте свои переживания, воспоминания, фантазии и мечты. Куда вы хотите прийти, что возьмете с
собой в дорогу, с чем встретитесь на своем пути, чему вам предстоит научиться.
Требования к проведению:
1. Не проводить методику на близких людях.
2. Необходимо, чтобы перед проведением методики должен быть не усталым, не нервным.
3. Инструкция зачитывается дословно при непонимании ее необходимо прочитать еще раз, но никаких
пояснений не давать.
4. Слова о том, что я не умею рисовать, является защитной реакцией, поэтому необходимо успокоить
испытуемого (сказать что никто не будет смотреть на худ. Особенности и этот рисунок никто не увидит)
5. Диагностику необходимо проводить за столом.
6. Диагностика проводиться на чистом листе формата А4.
7. Лист располагается перед испытуемым горизонтально, переворачивание листа на вертикальные
интерпретируется
8. Рисуем только карандашом, ластик должен быть очень твердым и лежать на краю стола
9. Во время диагностики необходимо записывать все телодвижения клиента. (время выполнения, паузы,
возврат к уже нарисованному, различные высказывания, последовательность изображения, телодвижения)
10. После рисования необходимо поблагодарить клиента и сказать что обязательно сообщите о результатах. Формальные и содержательные показатели.
Формальные:
1. Время выполнения задания
2. Положение на листе
3. Размеры рисунка
4. Форма
5. Характер линий
6. Нажим
7. Штриховка
8. Количество деталей
9. Надписи
Содержательные:
1. Дорога
2. Позиция смотрящего
3. Предметы
4. Погода
5. Явления природы
6. Люди
7. Сам испытуемый
8. Символы
9. Ориентиры
10.Содержание надписей
Время начала:
1. Слишком быстро до 30 сек – импульсивность, отсутствие планов при выполнении заданий, низкий уровень
рефлексии.
2. Слишком долго не начинал рисовать (более трех минут). Присутствуют трудности в реализации плаов,
принятии решения. Его жизненный путь был очень не простым.
Время выполнения:
1. Более 20 минут – заинтересованность, результаты правдоподобные
2. Менее 5 минут – не интерес к методике, повышенная утомляемость.
Наличие пауз:
1. Трудное место, конфликт Возвраты:
1. Значимость этого периода
2. Озабоченность происходящим
Последовательность в рисовании:
Непоследовательность в рисовании:
В начале рисуется либо самый простой, либо сложный, либо самый значимый период жизни.
Высказывания:
1. Я не умею рисовать, уточнения – неуверенность в себе
2. Поиск помощи или поддержки, извинения – аутоагрессия (агрессия направленная на себя)
3. Критика задания, психолога, условий – гетероагрессия
4. Отказ от выполнения задания – жизненный путь слишком тяжелый, испытуемый находиться в состоянии
фрустрации
Наклон туловища:
1. Наклонился вперед – скованность, неуверенность в себе, желание закрыть рисунок, чтобы никто не смотрел
2. Наклон назад – испытуемый негативно относиться к заданию, расслабленность.
Вегетативный реакции:
1. Потоотделение – эмоциональное напряжение, этап в жизни был очень труден
2. Покраснение или побледнение – эмоциональное напряжение, важен этап
3. Дрожание рук, покусывание губ, грызение карандаша – эмоц. напряжение утомление
Положение листа:
1. Вертикальное положение – предрасположенность к агрессивному поведению, чувство одиночества.
2. Смена положений листа – пластичность, высокий уровень адаптивности
Положение рисунка на листе:
1. В центре – уравновешенность
2. Сверху – стремление держать дистанцию, негативное отношение к окружению, сопротивление
3. Внизу – принятие окружения, подчинение ему
4. Слева (для правшей) – замкнутость, стремление к защите
5. Справа – открытость и раскрепощенность
Размеры рисунка:
1. Слишком крупный – несдержанность, импульсивность, чрезмерное возбуждение
2. Крупный – преобладание возбуждения над торможением, уверенность в себе, высокая самооценка
3. Мелкий рисунок – преобладание торможения над возбуждением, тревожность 4. Очень мелкий – чрезмерная заторможенность, низкая самооценка
Форма рисунка:
1. Замкнутый контур рисунка – стремление к защите
2. Ассиметричность рисунка – активность, динамичность, смена жизненных позиций
3. Большое количество острых углов – агрессивность
Наличие деталей:
1. Много деталей – задание интересно.
2. Если детали повторяются – стереотипность и зацикленность на этом элементе
3. Мало деталей – большая утомляемость, жизненный путь для человека рутина
4. Много второстепенных деталей – стремление не замечать проблемы и игнорировать трудные жизненные
ситуации
5. Зачеркивание деталей – негативное отношение к ним
6. Подчеркивание – значимость этих элементов
Перерисовывание – значимость и тревожность этого значимого элемента
Карикатурность – негативное отношение к жизненному пути, к психологу
Различные сгибы, разделение линий – стремление к защите
Надписи, символы – затруднения в нагляднообразной и практической деятельности
Невозможность понять что нарисовано – трудность жизненного пути испытуемого, тревожность в отношении
Содержательные показатели:
Общий вид рисунка:
связанная между собой.
1. Вид сверху – испытуемый расценивает жизненный путь, как череду событий, все взаимосвязано.
2. Сбоку – Испытуемый затрудняется в выбое важности одного из пути. Жизнь – это смена событий не
Дорога:
1. Отсутствие дороги – жизненный путь видится как смена событий, а не как непрерывный процесс
Ширина дороги – чем шире дорога, тем легче жизненный путь
Повороты:
1. Смена фаз, событий и представлений
Перекрестки, развилки:
Наличие выбора
Развилки с нескольким количеством путей: Сколько путей, столько и альтернатив
Тупик:
Представление о безвыходном положении
Крестообразная развилка – представление об альтернативности жизненного пути, исключение других вариантов
Радиальная дорога – наличие большого количества выбора
Осевая дорога – представление о периодически возникающих возможностях выбора
Беспорядочная дорога
Замкнутая дорога, идет по кругу – путь, как чтото повторяемое
Направление пути:
1. Влево – стремление вернуться в прошлое
2. Сверху вниз – стремление вернуться в прошлое
3. Беспорядочно – у человека нет жизненной линии, жизненной перспективы
Препятствия на пути:
1. Ямы, канавы, реки, моря – трудности в жизненном пути
2. Стены заборы – были трудности, которые требовали роста
3. Подъемы и спуски – препятствие требующие сильных усилий для преодоления
Окружающие предметы:
1. Строения – места где можно укрыться
2. Мебель – в этот период жизни испытуемый жил комфортно
3. Двери, ворота – продвижение человека кудато чемто контролировалось
4. Мосты, туннели, камни – препятствия на пути
5. Транспорт – атрибут статуса, движение по этому отрезку жизненного пути облегчается и жизненный путь
идет быстрее
6. Различная техника и др. атрибуты дополнительные средства решения проблем, помощь или затруднение
жизненного пути
Ориентиры: помощники в жизни
Явления природы:
1. Солнце – источник тепла вдохновения и фигура матери
2. Облака – источник тревоги и бкспокойства
3. Гроза – источник страха
4. Осадки – препятствие либо помощник
Люди:
1. Помощники или препятствие 2. Изображение себя, чем выше, тем больше самооценка
3. Отсутствие себя – неуверенность в себе
4. Если путник идет – активная жизненная позиция
5. Следы – представление о результатах своей деятельности
Символы:
1. ? – сомнения, затруднения
2. ! – болезненные переживания и агрессия
3. Стрелки – ктото указывает куда идти, что делать
4. Нумерация – представление о значимости этих елементов
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Курс лекций. Психология развития.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.