В программу курса по выбору включены вопросы, связанные с формированием у учащихся знаний о мире дикой природы, многообразии животного мира, раскрываются экологические проблемы и мероприятия по охране животных по планете в целом.
Программа имеет 5 разделов: «Многообразие животного мира», «Киты и другие морские млекопитающие», «Интересные факты из жизни животных», «Птицы», «Охрана природы».Курс по выбору для учащихся 4 класса
Пояснительная записка
В программу курса по выбору включены вопросы, связанные с формированием у
учащихся знаний о мире дикой природы, многообразии животного мира, раскрываются
экологические проблемы и мероприятия по охране животных по планете в целом.
Программа имеет 5 разделов: «Многообразие животного мира», «Киты и другие морские
млекопитающие», «Интересные факты из жизни животных», «Птицы», «Охрана природы».
Большой интерес для учащихся представляет раздел «Вымершие животные». В
нем изложен материал о животных, которые исчезли сравнительно недавно и те, которых
обычно определяют как доисторических, рассказывается о причинах гибели животных.
Многие, представленные вниманию учащихся фотографии, изображающие зверей в
природной обстановке, настолько редки и документальны, что открывают новые стороны
биологии этих животных, помогают понять их жизнь.
Использование ролевых игр при изучении материала позволяет проводить
профориентационную работу с учащимися, повысить интеллектуальный уровень. Сюжетно
– ролевая игра даёт дополнительные знания и развивает целый спектр разнообразных
способностей. Осуществляется связь с такими предметами, как литература, русский язык,
изобразительное искусство.
Изучение курса даёт возможность понять взаимосвязи в природе, овладеть знаниями
о жизни удивительных морских млекопитающих, об их исключительно важной роли в
экосистемах Мирового океана, развивает внимательное отношение к другим животным,
умение замечать красоту и восхищаться ею, беречь живую природу. Методы и приёмы,
используемые при изучении курса, способствуют активной работе мысли, развивают
трудовые умения, приучают к согласованным действиям, способствуют психическому
развитию учащихся, воспитывают нравственные качества личности.
Материал, предложенный учащимся для изучения, имеет большое познавательное и
воспитательное значение, помогает постичь явления окружающего мира, активизирует
поиск в разгадке тайн природы.
Цель: ознакомление с классификацией, жизнью, поведением
диких животных, спасательными акциями и
мероприятиями, которые проводятся в мире по охране
природы
Задачи:
1. расширить и углубить знания о многообразии животного мира, значении животных в
жизни человека, познакомить с зоологическими понятиями, повторить группы
животных, активизировать поиск в разгадке тайн природы, совершенствовать
методику исследовательской работы, умение выполнять проекты;
2. развивать речь учащихся, расширять кругозор;
3. воспитывать бережное отношение к живой природе, нравственные качества
личности, интерес к познанию мира
Ожидаемый результат:
учащиеся научатся наблюдать за окружающим миром;
познакомятся со статистическими данными, научатся самостоятельно мыслить;
будет развиваться внимание и интерес к познанию мира;
научаться использовать полученные знания при создании проектов,
совершенствуется исследовательская работа;
повысится нравственная культура учащихсяКалендарное планирование курса по выбору
№
Содержание программы
К/во
часов
Дат
а
Раздел 1
Многообразие животного мира
Зоология – наука о животных
Беспозвоночные животные
1
2
3 Млекопитающие
4
5
6
7 Проект «Визитная карточка животного»
Пресмыкающиеся или рептилии
Земноводные или амфмбии
Ролевая игра «Зоологи»
Раздел 2
Киты и другие морские млекопитающие
«Плавниковая страна»
Акулы, скаты и химеры
8
9
10 Костные рыбы
11 Усатые и зубатые киты
12 Дельфины
13
14 Проект «В гостях у водных жителей»
Раздел 3
Птицы
Ролевая игра «Водолазы»
«Птичий КВН»
15 Атлас – определитель птиц
16
17 Отряды и семейства птиц
18 Семейство ласточковые
19 Отряд воробьинообразные
20
21 Проект «Наши пернатые друзья»
Ролевая игра «Исследователь»
Раздел 4
В мире интересного
22 Интересные факты из жизни обитателей водного мира
23
24
25
№
«Самые, самые…»
Развитие животного мира на Земле
Вымершие животные
Содержание программы
Всё о динозаврах
Ролевая игра «Статистик»
26
27
28 Проект «Знаешь ли ты…»
29 Немного о Красной книге
Раздел 5
Охрана природы
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
7 ч.
1
1
1
1
К/во
часов
Дат
а
1
1
1
6 ч
130 Фауна заповедников Казахстана
31 Невосполнимые потери
32
33
34 Проект «Визитная карточка материка»
«Мы в ответе за тех, кого приручили»
«Осторожно: они могут исчезнуть!»
1
1
1
1
1
Используемая литература
1. Энциклопедия «Что такое? Кто такой? Изд. «Педагогика – Пресс», 1992г
2. В. М. Храбрый Атлас – определитель птиц Москва, «Просвещение», 1988 г
3. Т. Дозье Удивительный мир диких животных. Киты и другие морские
млекопитающие. Изд. «Мир», Москва 1979 г
4. И. Акимушкин Мир животных, Изд. «Мысль», Москва 1989 г
5. К. Каимов «Любите и берегите животных» Изд. Алма – Ата «Мектеп», 1984 г.
6. С. А. Молис Хрестоматия по зоологии. Изд. «Просвещение», Моска 1971 г.
7. Б.Б. Запартович, Э. Н. Криворучко С любовью к природе» Изд. «Педагогика»,
Москва, 1983 г
8. Н. Ю. Васильева Интегрированные уроки. Изд. «ВАКО»,
Москва, 2008 г.