Данная авторская программа составлена и лицензирована. На уроках познания, факультативных занятиях используется собранный материал о водных обитателях. В программу курса по выбору включены вопросы, связанные с формированием у учащихся знаний о многообразии обитателей водного мира, раскрываются экологические проблемы, мероприятия по охране редких видов животных, о сохранении морской флоры и фауны. Программа имеет 5 разделов: «Моря и океаны», «Морские птицы», «Рыбы», «Морские млекопитающие, рептилии», «Это интересно!» Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.Курс по выбору по познанию мира для учащихся 4 класса
Пояснительная записка
В программу курса по выбору включены вопросы, связанные
с формированием у учащихся знаний о многообразии обитателей
водного мира, раскрываются экологические проблемы, мероприятия
по охране редких видов животных, о сохранении морской флоры и
фауны. Программа имеет 5 разделов: «Моря и океаны», «Морские
птицы», «Рыбы», «Морские млекопитающие, рептилии», «Это
интересно!» Курс изучения программы рассчитан на учащихся 4
класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 34 часа.
Большой интерес для учащихся представляет раздел «Это
интересно!», в котором излагаются интересные факты из жизни
обитателей водного мира. Многие, представленные вниманию
учащихся фотографии, изображающие зверей в природной
обстановке, настолько редки и документальны, что открывают
новые стороны биологии этих животных, помогают понять их жизнь.
Использование ролевых игр при изучении материала позволяет
проводить профориентационную работу с учащимися, повысить
интеллектуальный уровень. Сюжетно – ролевая игра даёт
дополнительные знания и развивает целый спектр разнообразных
способностей. Осуществляется билингвальное обучение, связь с
такими предметами, как литература,
язык,
изобразительное искусство.
русский
Изучение курса даёт возможность понять взаимосвязи в
природе, овладеть знаниями о жизни удивительных морских
млекопитающих, об их исключительно важной роли в экосистемах
Мирового океана, развивает внимательное отношение к другим
животным, умение замечать красоту и восхищаться ею, беречь
живую природу. Методы и приёмы, используемые при изучении
курса, способствуют активной работе мысли, развивают трудовые
умения, приучают к согласованным действиям, способствуют
психическому развитию учащихся, воспитывают нравственные
качества личности.
Материал, предложенный учащимся для изучения, имеет
большое познавательное и воспитательное значение, помогает
постичь явления окружающего мира, активизирует поиск в разгадке
тайн природы.Цель: ознакомление с классификацией, жизнью, поведением
обитателей водного мира, спасательными акциями и
мероприятиями, которые проводятся в мире по охране
морской флоры и фауны
Задачи:
1 расширить и углубить знания о многообразии обитателей
водного мира, значении животных в жизни человека,
познакомить с зоологическими понятиями, повторить группы
животных, активизировать поиск в разгадке тайн природы,
совершенствовать методику исследовательской работы,
умение выполнять проекты;
2 развивать речь учащихся, расширять кругозор;
3 воспитывать бережное отношение к живой природе,
нравственные качества личности, интерес к познанию мира
Ожидаемый результат:
учащиеся познакомятся с жизнью обителей водного мира, со
статистическими данными, научатся самостоятельно мыслить;
будет развиваться внимание и интерес к познанию мира;
научаться использовать полученные знания при создании
проектов, совершенствуется исследовательская работа;
повысится нравственная культура учащихсяКалендарное планирование курса по выбору
№
Содержание программы
К/во
часов
Да
та
Раздел 1
Моря и океаны
Ресурсы моря
1 Как образуются океаны?
2 Морские течения
3
4 Морские побережья
5 Коварное море
6
7 Проект «Штурм бездны»
Ролевая игра «Экологи»
Раздел 2
Рыбы
8 Всё о рыбах больших и маленьких
9 Необычные рыбы
10 Пресноводные рыбы
11 Глубоководные рыбы
12 Морские рыбы
13 Ролевая игра «Водолазы»
14 Проект «Рыбы»
Раздел 3
Морские птицы
15 Атлас – определитель птиц
16 Пингвины
17 Вечные странники
18 Пеликаны
19 «Птичий КВН»
20 Ролевая игра «Исследователь»
21 Проект «Визитная карточка птицы»
Раздел 4
Морские млекопитающие, рептилии
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
7 ч.22 Интересные факты из жизни обитателей водного мира
23 Дельфины
24 Киты
25 Косатки
26 Морские черепахи
27 Ролевая игра «Статистик»
28 Проект «Атлас – определитель»
Раздел 5
Это интересно!
29 В единстве сила
30 Морские растения
31 Изучение морских глубин
32 Экосистемы в мире
33 Ролевая игра «Журналисты»
34 Проект «Знаешь ли ты?»
1
1
1
1
1
1
1
6 ч
1
1
1
1
1
1Используемая литература
1 Энциклопедия «Что такое? Кто такой? Изд. «Педагогика –
Пресс», 1992г
2 В. М. Храбрый Атлас – определитель птиц Москва,
«Просвещение», 1988 г
3 Т. Дозье Удивительный мир диких животных. Киты и другие
морские млекопитающие. Изд. «Мир», Москва 1979 г
4 И. Акимушкин Мир животных, Изд. «Мысль», Москва 1989 г
5 К. Каимов «Любите и берегите животных» Изд. Алма – Ата
«Мектеп», 1984 г.
6 С. А. Молис Хрестоматия по зоологии. Изд. «Просвещение»,
Моска 1971 г.
7. Б.Б. Запартович, Э. Н. Криворучко С любовью к природе» Изд.
«Педагогика», Москва, 1983 г
8. Н. Ю. Васильева Интегрированные уроки. Изд. «ВАКО»,
Москва, 2008 г.
9. Энциклопедия знатока. «Москва» 2011 г