Рабочая программа курса «Учимся работать с текстом» является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования.
Программа разработана: - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, - на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - с учётом Планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; Программа обеспечена комплектом рабочих тетрадей: - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 126 с. - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с. - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 136 с. - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 8 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 127 с.Рабочая программа курса «Учимся работать с текстом» является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования.
Программа разработана: - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, - на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, - с учётом Планируемых результатов освоения междисциплинарных программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; Программа обеспечена комплектом рабочих тетрадей: - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 126 с. - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с. - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 7 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 136 с. - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 8 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 127 с.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Учимся работать с текстом» — курс внеурочной учебной деятельности
для обучающихся 5–9 классов МОБУ Талаканская общеобразовательная средняя
школа №5.
Рабочая программа курса «Учимся работать с текстом» является
неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего
образования.
Программа разработана: - в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, - на основе
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, - с учётом Планируемых результатов освоения междисциплинарных
программ «Формирование универсальных учебных действий» и «Основы
смыслового чтения и работа с текстом»; Программа обеспечена комплектом
рабочих тетрадей: - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку.
Задания на понимание текста. 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 126
с. - Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание
текста. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 128 с. -
Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста.
7 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 136 с. - Зайцева О. Н. Рабочая
тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста. 8 класс. - М.:
Издательство «Экзамен», 2014. — 127 с.
В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь
дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо
иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка,
хранение, использование и применение информации в максимально
рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования ставит - учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного
приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования
знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родо-видовым
признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, соотнесения с известным[1]; требующие от учащихся более
глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной
точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования
известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной
контекст и т. п.; - учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного
или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной
задачей, темой, объёмом, форматом. Формирование этих навыков легло в основу
целевого блока программы курса. В основной школе на всех предметах будет
продолжена работа по формированию и развитию основ читательской
компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления
своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения,
в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.
У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека
и общества, создании образа «потребного будущего». Учащиеся приобретутустойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык
рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения:
ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным;
выразительным; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным
и самостоятельным чтением. Обучающиеся овладеют основными стратегиями
чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать
стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего
конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает
формированию коммуникативной компетенции, в частности, -
формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов,
интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы,
позволяющих расширить кругозор обучающихся); - формированию навыков
смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе
знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой
информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной
и второстепенной информации); - формированию познавательных умений:
осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление
причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики
построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов; -
формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить
доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по
коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое
и монологическое устное высказывание. ФГОС ООО предусматривает обеспечение
преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие,
данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию
у обучающихся информационной компетентности как способности и умении
самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать
необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом,
символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных
коммуникативных информационных технологий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Основная цель курса внеурочной учебной деятельности «Учимся работать
с текстом» для 5–9 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать
условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения
воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное,
овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия
в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой
деятельности. Соответственно, задачами данного курса являются: -
формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся
в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также
критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её
с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; -
формирование у учащихся способностей к организации своей учебной
деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных
и коммуникативных универсальных учебных действий; - приобретение опытасамостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению; - духовно-нравственное развитие личности,
предусматривающее принятие нравственных установок созидания,
справедливости, добра, становление основ гражданской российской
идентичности, любви и уважения к своему Отечеству; Работа с текстом в данной
программе представлена в трех разделах: 1. поиск информации
и понимание прочитанного; 2. преобразование и интерпретация
информации; 3. оценка информации. Курс является логичным
продолжением курса «Учимся работать с текстом» для 2–4 классов начальной
школы. Усложнение требований от начальной школы к основной проявляется
в ожидаемых умениях (новых, более сложных на уровне основной школы),
в усложнении содержания (состава, структуры) предлагаемых для работы
текстов при сохранении одинаковых (на формальном уровне) требований.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа основного общего образования по курсу внеурочной учебной
деятельности «Учимся работать с текстом» реализуется в части, формируемой
участниками образовательного процесса Учебного плана, в объеме 170 часов (1
час в неделю в 5,6,7,8,9 классах).
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Учимся работать с текстом» обеспечивает реализацию
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
-Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно
использовать знания в учении и в повседневной жизни для поиска и исследования
информации, представленной в различной форме; способность характеризовать
собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы,
устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть
им успешно решены; познавательный интерес к различной информации;
читательский интерес. -Метапредметными результатами обучающихся
являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения
информационного наполнения, устанавливать количественные
и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм
поиска необходимой информации, определять логику решения практической
и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью
знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения
учебной задачи.
Учитывая специфику курса «Учимся работать с текстом», предметные
результаты его изучения являются достижениями всех без исключения учебных
предметов на ступени основного общего образования.
Выпускник научится:
· ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный
смысл: - определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста,
авторскую позицию; - выбирать из текста или придумать заголовок,
соответствующий содержанию и общему смыслу текста; - формулировать
тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать
выводы; -составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем,
содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы,
таблицы, диаграммы и т. д.; ·
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации
в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
·
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: -
- определять назначение разных видов текстов; -
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по
заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
· анализировать изменения своего эмоционального состояния
в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её
осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник
научится: · структурировать текст, используя списки, оглавление,
разные виды планов; · преобразовывать текст, используя новые формы
представления информации: диаграммы, таблицы, схемы, переходить от одного
представления данных к другому; · интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию
разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
· выявлять имплицитную информацию текста на основе
сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
· откликаться на содержание текста:
- связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников;
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
· откликаться на форму текста: оценивать не только содержание
текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
· на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать
сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать
недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить
пути восполнения этих пробелов;
· в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
· использовать полученный опыт восприятия информационных
объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения
и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
· критически относиться к рекламной информации
; · находить способы проверки противоречивой информации;
· определять достоверную информацию в случае наличия
противоречивой или конфликтной ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА СОДЕРЖАНИЕ
КУРСА 5 КЛАСС
Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типы речи. Речь
книжная и разговорная. Художественный стиль речи. Изобразительно-
выразительные средства. Текст, его основные признаки. Тема текста, основная
мысль текста, идея. Авторская позиция. Заголовок текста. Вычленение из текста
информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные
события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли
в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложенийв тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста.
Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение.
Разные способы представления информации: словесно, в виде рисунка, символа,
таблицы, схемы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор
вида чтения в соответствии с целью чтения.
Источники информации: справочники, словари. Использование формальных
элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации» Подробный и сжатый пересказ.
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из рисунка, в текстовую задачу. Заполнение
предложенных схем с опорой на прочитанный текст. Выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста, места и роли
иллюстраций в тексте. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции
автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек
зрения на информацию.
6 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология
текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов
(разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный
стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание
текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста,
основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации,
конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события,
содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте.
Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный,
тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде.
Упорядочивание информации по заданному основанию. Существенные признаки
объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления
информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения:
ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии
с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использованиеформальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной
информации.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов
с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.
Составление на основании текста небольшого монологического высказывания
в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение)
информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из
таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы,
в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст.
Формирование списка используемой литературы и других информационных
источников. Определение последовательности выполнения действий,
составление инструкции из 6–7 шагов (на основе предложенного набора
действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных
материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов
с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации
к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных
текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации
разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному
действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность
и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная
информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение
позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных
точек зрения на информацию.
7 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов.
Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль,
публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр
текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые
средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из
текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном
видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные
признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы
представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака,
диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида
чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники,словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками
информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).
Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование
выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных
в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях
текста информации. Составление на основании текста монологического
высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст.
Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка
используемой литературы и других информационных источников. Составление
инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе
прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов
с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту,
отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по
предложенной теме, представление одной и той же информации разными
способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). Раздел «Работа
с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей
и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его
аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте,
недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей
информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе
работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной
(противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой
информации. Критическое отношение к рекламной информации. 8 КЛАСС Раздел
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на
слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-
размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.
Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль,
публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр
текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые
средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из
текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном
видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы
представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака,
диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии,
Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление
информации, полученной из нескольких источников.
Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный).Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов
с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.
Составление на основании исходного текста (художественного,
публицистического стиля) монологического высказывания (устного
и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция
текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного
монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование
тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание
собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы,
тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы
о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью
свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание
письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-
смысловым типом речи.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном
диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение
позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных
точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими
источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение
способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение
к информации.
9 КЛАСС Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание
прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Рассуждение-
размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство.
Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль,
художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль,
публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр эссе.
Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства
текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста
информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах.
Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Работа с несколькими
источниками информации. Сопоставление информации, полученной из
нескольких источников. Раздел «Работа с текстом: преобразование
и интерпретация информации» Подробный и сжатый пересказ (письменный).
Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на
содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов
с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации.
Составление на основании исходного текста (художественного,
публицистического стиля) монологического высказывания (устного
и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция
текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственногомонологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование
тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание
собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы,
тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их
дальнейшего использования. Письменное воспроизведение текста с заданной
степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).
Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-
смысловым типом речи. Создание эссе на заданную тему.
Раздел «Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение
собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Формулирование
собственных аргументов с опорой на жизненный опыт. Участие в учебном диалоге
при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции
автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек
зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками
выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов
проверки противоречивой информации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (170 ч.)
тема
Работа с
текстом
о
и понимание
прочитанног
Работа
с текстом:
преобразова
и интерпрет
информации
ние
ация
Работа с
текстом.
Оценка
информации
Всего час
5
16
6
12
7
12
9
9
8
9
8
8
8
8
6
6
9
8
6
6
34
34
34
34
34
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для характеристики количественных показателей используем следующие
обозначения:
Д — демонстрационный экземпляр (1 на класс)
К — полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф — комплект для фронтальной работы (1 на 2 учеников)
П — комплект для работы в группах (1 на 5–6 учащихся)
Книгопечатная продукция (библиотечный фонд)Учебники, рабочие тетради Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку.
Задания на понимание текста. 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. — 126
с. К Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку.
Задания на понимание текста. 6 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 128
с. К Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку.
Задания на понимание текста. 7 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 136
с. К Зайцева О. Н. Рабочая тетрадь по русскому языку.
Задания на понимание текста. 8 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 127
с. К
Программы Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа / [сост. е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М.:
Просвещение, 2011 1 шт.
Печатные пособия Демонстрационный материал Набор сюжетных (предметных)
картинок для составления устных рассказов (в том числе и в цифровой форме)
Д Таблицы-опоры по основным темам курса
Д Репродукции картин (в том числе и в цифровой форме)
Д Образцы рекламной продукции Д Словари и справочники Толковый словарь
русского языка
Ф Словарь фразеологизмов Ф Морфемный и словообразовательный словари
Ф Орфографический словарь
Ф Справочники и энциклопедии различной направленности
Ф/П Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Цифровые
информационные инструменты и источники (по основным темам программы)
Электронные образовательные ресурсы:
http://festival.1september.ru/subjects/15/ http://nsc.1september.ru/urok/ http://school-
collection.edu.ru http://www.ореnclass.ru/ http://fcior.edu.ru/
Д Технические средства обучения
Классная доска 1 шт. Персональный компьютер 1 шт. Мультимедийный проектор
1 шт. Сканер 1 шт. Принтер лазерный (струйный, струйный цветной) 1 шт.
Документ-камера 1 шт. Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи литературных
художественных произведений, рекламной продукции, информационных
сообщений. Д Видеофильмы в соответствии с программой, видеозаписи
рекламных роликов, информационных телепрограмм. Д
Оборудование класса Ученические столы одно- и двухместные с комплектом
стульев К Стол учительский с тумбой 1 шт.
Учебно-теоретическое обеспечение курса1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста
/Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Казарин. — Екатеринбург, 2000.
2. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. —
М., 1981. 3. Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический
аспект. –М, 1981. 4. Лосева А. М. Как строится текст — М, 1980.
5. Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение,
1970. 6. Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык.
Теория. Практика. Русская речь». 5 кл. ФГОС. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева,
Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 205 с. 7. Методическое
пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 6
кл. ФГОС. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа,
2013. — 192 с. 8. Формирование универсальных учебных действий
в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение,
2010. — 159 с.
9. Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система
заданий. 5–9 классы: пособие для учителей. -М.: Просвещение, 2014. — 192 с.
10. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим
микроскопом. — М., 1987. Учебно-практическое обеспечение курса
1. Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по
русскому языку. 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с. 2.
Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку.
9 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014, — 96 с. 3.
Груздева Е. Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7
класс. — М.:
4.
Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6
класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2015, — 96 с. 5. Любичева Е. В.,
Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность
учащихся). Учебное пособие. — СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. — 368 с.
6.
Метапредметные результаты:
Стандартизированные материалы для
промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. —
М., СПб: Просвещение, 2014. — 151 с. 7. Метапредметные результаты:
Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс:
Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 160 с.
8. Никулина М. Ю. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по
русскому языку. 8 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с. 9.
Пименова С. Н. Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний. — М.:
Дрофа, 2015. — 128 с. 10. Пименова С. Н. Русский язык. 6 класс.
Тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа, 2014. — 128 с.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для
проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные
методы и формы контроля: устный опрос, письменный опрос, различные виды
Издательство «Экзамен»,
2013, — 95 с.пересказа, различные виды чтения, практические работы по содержанию
изучаемого материала, тестовые задания, творческие задания (сочинения,
изложения), а также формы контроля, предусматривающие самоанализ
и самоконтроль личных достижений. [1] В том числе с освоенным учебным
материалом из других областей знания или с учебным материалом, изучаемым в
ином содержательном контексте.