Курсовая работа
Оценка 4.6

Курсовая работа

Оценка 4.6
Руководства для учителя +1
docx
воспитание +1
11.10.2021
Курсовая работа
«Формы, методы и средства обучения в современной школе»
курсовая.docx

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

                                                 Тема:

«Формы, методы и средства обучения в современной школе»

 

 

Факультет                                                        группа__________________

Отделение______________________________________________________

Ф.И.О._________________________________________________________

Руководителя___________________________________________________

 

Ф.И.О._________________________________________________________

Студента_______________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грозный 2021

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ.. 5

1.1 Понимание современной системы образования. 5

1.2 Виды обучения. 7

ГЛАВА 2.  ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ   17

2.1 Понятие о формах организации педагогического процесса. 17

2.2 Игровые методы в современной школе. 19

2.3 Разновидности и возможности использования учебных деловых игр. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТЕРАТУРЫ.. 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Многое изменилось в системе образования за последние годы. В частности, другими стали образовательные стандарты, востребованная страной номенклатура специалистов, значительно возросли требования к уровню и качеству их подготовки, поскольку кадры должны соответствовать характеру и современным задачам совершающихся в России экономической и других реформ. Понятие образование трактуется как совокупность систематизированных знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения в учебных заведениях или путем самообучения(самообразования). Понятно, что в этих условиях традиционная сложившаяся система педагогического образования не может оставаться неизменной. Она нуждается в модернизации. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря применению современных информационных средств.

Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению – они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается: позиция «учитель как бы впереди ученика» должна поменяться на позицию «ученик как бы впереди» (кроме, конечно, начальной школы).

В уроке современной школы взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Творческий подход к уроку предполагает хорошее знание его нормативных начал.

Любая технология, будь она производственной, сельскохозяйственной или педагогической, характеризуется совокупностью (сочетанием, соединением) каких-либо компонентов; логикой, последовательностью компонентов; методами, приемами, действиями.

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

Требования педагогической науки к уроку, к эффективности педагогического процесса постоянно возрастают и изменяются. Наряду с нетрадиционными уроками в школьной практике используются нетрадиционные технологии обучения.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время происходит переход на новые (нетрадиционные) технологии обучения в связи с изменениями условий существования и развития общества.

Цель исследования работы: рассмотреть и изучить игровые методы в обучении в современной школе.

Для достижения цели были выявлены следующие задачи:

1.     Понимание современной системы образования

2.     Понятие о формах организации педагогического процесса

3.     Разновидности и возможности использования учебных деловых игр.

Объект исследования: формы и методы обучения в современной школе.

Предмет исследования – сущность и специфика педагогической деятельности в современном мире.

Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования.

      Курсовая работа состоит из введения, двух глав, параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

 

1.1 Понимание современной системы образования

 

Образование в современных условиях-это содействие приобретению знаний и развитию навыков. Образование-это все об обучении, и оно может происходить как в формальных, так и в неформальных условиях, и любой опыт, который оказывает формирующее влияние на то, как человек думает, чувствует или действует, может считаться образовательным через ценности, убеждения и привычки.

Как мы знаем образование делится на следующие: полное школьное образование длится 11 классов (классов). Неполное (основное) образование длится 9 классов (классов).

Русские школы дают учащимся общее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, называются «общеобразовательными школами», а школы, дающие углубленное знание отдельных дисциплин или вводящие дополнение к обязательным курсам, могут называться по-разному («школа с углубленным изучением предметов»,» Лицей«,»Гимназия").

Обучение в государственных школах (в том числе с углубленным изучением предметов) официально бесплатное. В настоящее время полный курс обучения в русской школе занимает 11 лет.

Современное образование обычно формально делится на дошкольное или детский сад, начальную школу, среднюю школу, а затем колледж, университет или ученичество.

Образование в его форме можно рассматривать и как науку, и как искусство, поскольку оно состоит из теоретических, а также практических знаний и умений, полученных с помощью различных художественных и научных методов, и направлено на достижение желаемых целей путем применения их в человеческом поведении и практике.

Наука-это систематическая и точная совокупность знаний в определенной области. Она стремится обнаружить общие законы, регулирующие явления в этой области, посредством наблюдения и экспериментов. Согласно этому определению, образование должно рассматриваться как наука, поскольку оно представляет собой систематизированную совокупность знаний, накопленных веками путем наблюдений и экспериментов. Она имеет свои теории и законы организации и организации учебной деятельности. В последние годы образование развивается как наука [2, с.32]. 

Точно так же искусство используется в двух смыслах: 1. Нечто Творческое - создание чего - то прекрасного, например, пение, танцы, живопись, и (ii) Нечто интуитивное и производное после приобретения ценного опыта применения знаний, например, хирургия, инженерия. В этом смысле образование следует рассматривать как искусство, поскольку оно пытается сделать человеческую деятельность красивой и осмысленной. Он использует знания и методы своих собственных и других дисциплин, таких как психология, экономика, философия и так далее.

Новейшее направление “образовательные технологии” состоит из всех средств, методов и материалов, используемых для оптимального развития образования. То есть результаты различных наук используются в образовании для роста и развития как личности, так и общества.

Компоненты современного образования

Формальное образование происходит в структурированной среде, явной целью которой является обучение студентов. Обычно формальное образование происходит в школьной среде с классами, где несколько учеников учатся вместе с подготовленным, сертифицированным преподавателем предмета. Большинство школьных систем построены вокруг набора ценностей или идеалов, которые управляют всеми образовательными выборами в этой системе. (Рис.1.) 

Рис.1. Компоненты современного образования

 

Такой выбор включает в себя учебный план, организационные модели, дизайн физических учебных пространств (например, классных комнат), взаимодействие учащихся и учителей, методы оценки, размер класса, образовательную деятельность и многое другое. В зависимости от страны или региона, современное образование занимает от 16 до 17 лет полного образования до университетского уровня. Последипломное обучение может длиться от 2 до 7 лет, включая магистратуру и аспирантуру

 

1.2 Виды обучения

 

Следует отметить, что проблема видов обучения не нашла еще достаточного отражения в современной педагогической литературе. В то же время целый ряд авторов разделяют подход, согласно которому под ними понимается специфическая организация учебного процесса, раскрывающая подход к передаче обучаемым системы знаний, навыков и умений. В этом случае в педагогической литературе они объединены в две относительно самостоятельные группы – объяснительно-иллюстративного и проблемного обучения.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения является основным видом обучения в отечественной школе различных образовательных уровней. Он предполагает доведение учебной информации с последующим ее объяснением в сочетании с наглядным представлением изучаемого материала. Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание (восприятие) и запоминание. К тому же оно опирается на имеющийся у учащихся опыт (чувственный и логический, опыт рассуждений), а также включает в себя создание нового опыта. Такой подход к организации учебного процесса иногда также называют традиционным.

Понять учебный материал, предъявляемый таким способом — значит воспроизвести в сознании (в речи, на практике) излагаемую ситуацию, проделать те познавательные операции (сравнение, анализ, моделирование и т. п.), без которых объяснение не существует. При этом важно, чтобы учащийся сознавал, почему производятся именно эти операции в данной последовательности, а также, чтобы воспроизведение (словесное или практическое) не было шаблонным, связанным лишь с одинаковой языковой или практической формой [3, с.45]. 

Разные уровни понимания отличаются широтой переноса получаемых знаний в новые (для учащихся) учебные ситуации. Объяснение, например, может исходить из фактов и приводить к обобщениям (законам, принципам) на основе индуктивного подхода к изложению учебного материала. А может, напротив, на основе обобщения выявлять сущность фактов, чувственных данных, представляя собой дедуктивное объяснение. Однако в чистом виде индуктивное или дедуктивное объяснение встречаются редко - обычно они сочетаются.

Различают также аналитические и синтезационные пути объяснения и иллюстрации. При первом педагоги исходят из того, к чему требуется прийти на учебном занятии, а при втором — из описания ситуации. Чаще всего встречается сочетание этих путей. В то же время в современной дидактике все чаще подчеркиваются преимущества так называемого анализа через синтез, т.е. анализа учебного материала с точки зрения того, к чему необходимо прийти.

Объяснительно-иллюстративный вид обучения имеет ряд важных преимуществ. Считается, что он экономит время, сберегает силы педагогов и учащихся, облегчает понимание сложных знаний, обеспечивает достаточно эффективное управление учебным процессом. В то же время отмечается, что в этом случае учащимся преподносятся как бы «готовые знания», что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить. Этот недостаток устраняется в результате опоры на положения проблемного вида обучения.

В основу проблемного обучения положена идея самостоятельного формирования необходимых знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного.

В основе организации проблемного обучения лежит личностно-деятельностный подход к организации процесса обучения, приоритет поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся, т.е. открытия ими под руководством обучающего выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. Однако в этом случае важно учитывать, что и при объяснительно-иллюстративном обучении также не исключаются элементы поисковой деятельности учащихся, особенно при изучении предметов естественно-математического цикла, само содержание которых предполагает решение задач, наблюдение и обобщение. В то же время фронтальное изложение и передача педагогом готовых выводов науки доминирует, особенно в предметах гуманитарного цикла [3, с.88]. 

Следует учитывать, что проблемное обучение предполагает отличную от традиционного структуру учебного занятия, состоящую из трех компонентов:

- актуализации опорных знаний и способов действия;

- выявления и усвоения новых понятий;

- применения открытых знаний с целью формирования умений и навыков в конкретной сфере учебной или профессиональной деятельности.

Считается, что именно такая структура учебного занятия обеспечивает реализацию образовательной (познавательной), развивающей и воспитывающей функций обучения. Вместе с тем важно учитывать, что проблемное обучение не поглощает всего учебного процесса - не всякий учебный материал содержит проблемное знание и не всякое проблемное знание можно представить в форме познавательной задачи или противоречивого суждения. Вот почему при постановке новых познавательных (учебных) проблем обязательно необходимо руководствоваться принципом целесообразности.

Важнейшим условием реализации возможностей рассматриваемого вида обучения стала дифференциация его содержания путем варьирования структуры знаний, появления вариативных и альтернативных программ и учебников для учащихся разного уровня развития. В результате в последние годы педагогами используется моделирование содержания, внедрение имитационной игры, применение гибких технологий обучения, переход от массово-репродуктивного к индивидуально-творческому подходу в организации процесса обучения и другие отечественные и зарубежные дидактические разработки.

Преимущества проблемного обучения хорошо известны педагогам. Самостоятельное добывание знаний путем собственной творческой деятельности, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения позволяют формировать активного человека современного цивилизованного общества. Однако затруднения их достижения в педагогической практике связаны с еще неполной разработанностью его методики и сложностью подготовки дидактического материала в виде проблемных задач, диалоговых конструкций, а также с недостаточной подготовленностью самих педагогов к реализации возможностей проблемного обучения.

Особенности дистанционного обучения. Понятие «дистанционное обучение» появилось в Российской образовательной системе в самом начале 90-х годов — так стали называть заочное образование, полученное с помощью различных технических средств (аудио- и видеомагнитофонных, телевизионных и др.). Осуществляемое с их помощью обучение выглядело более эффективным – помимо учебников и «методичек» обучаемым стали выдаваться видеокассеты с записями лекций или учебных фильмов, а также дискеты (позже компакт-диски) с обучающими и контролирующими программами. Телевизионные технологии также изменили привычное очное обучение - появилась возможность транслировать лекции по телесетям образовательных учреждений в режиме реального времени.

Во второй половине 90-х годов в учебном процессе стал использоваться термин «открытое образование», то есть доступное любому человеку в любое время и в любом месте.

Наконец, в начале XXI века эти формы обучения были объединены понятием e-learning (электронное обучение). Его последующее развитие привело к расширению доступности образовании.

Теперь любой человек, независимо от возраста и образовательного ценза, получил возможность приобретать комплекты учебных материалов на электронных носителях, осваивать их, консультироваться с преподавателями и затем сдавать экзамены в сертифицированных образовательных учреждениях различного уровня. В связи с этим категория «открытый» появилась в названиях соответствующих образовательных учреждений (например, Российского государственного открытого университета, Московского института открытого образования).

Использование в системе открытого образования современных информационных технологий, прежде всего сети Интернета, придало учебному процессу специфические особенности:

- во-первых, это мгновенная передача информации с помощью электронной почты (консультирование профессорами, пересылка методических рекомендаций, текстовых и гипертекстовых учебников);

- во-вторых, онлайн лекции, общение на форумах, чатах, конференциях, как с преподавателями, так и с коллегами-студентами позволяют оперативно решать многие образовательные задачи;

- в-третьих, электронные учебные курсы, размещаемые образовательными учреждениями, как в сети Интернета, так и на компакт-дисках (CD), содержат не только тексты, но и необходимые иллюстрации (анимацию, видео и т.д.), вопросы для проверки знаний, гиперссылки на справочные материалы;

- наконец, электронное обучение предполагает использование студентом всех интеллектуальных ресурсов всемирной сети Интернета.

Вместе с тем считается, что само по себе дистанционное обучение с помощью электронных средств не имеет самостоятельной ценности - новейшие методы хороши лишь тогда, когда сочетаются с традиционными. В связи с этим в образовательных учреждениях, использующих дистанционные технологии, со студентами работают личные учебные наставники (тьюторы), которым отведена роль ведущих субъектов в образовательном процессе. Именно они планируют и организуют учебу своих подопечных, контролируют своевременность и правильность выполнения промежуточных тестов, сдачи зачетов и экзаменов.

Рассмотрение видов обучения как специфической организации учебного процесса, раскрывающей подход к передаче обучающимся системы знаний, навыков и умений, позволяет охарактеризовать его преимущественно с технологической стороны. Организационное же его построение раскрывается через понятие «формы обучения».

 

Образование относится к развитию процесса обучения и мышления. Она выходит за пределы четырех стен классной комнаты. Все дело в приобретении опыта и поэтому мы можем разделить образование на три основных типа:

- формальное образование;

- неформальное образование;

- неформальное образование;

 

1.   Формальное образование.

Формальное образование

Рис.2 Формальное образование

 

Это также известно, как формальное обучение, которое обычно происходит в помещении школы. Это относится к базовым академическим знаниям, которые ребенок усваивает формально.

Это продолжается от начальной школы до средней школы и далее до колледжей. Такое образование обеспечивается специально подготовленными учителями, которые достаточно эффективно владеют искусством обучения.

И ученик, и учитель осознают факты и вовлекаются в процесс обучения. Некоторые из примеров формального образования-это обучение в классе, аттестация/сертификация в институте или плановое обучение различным предметам с надлежащей учебной программой, приобретенной при посещении учебного заведения.

2.   Неформальное Образование

Неформальное образование

Рис.3. Неформальное образование

 

Это тип образования, в котором родитель учит ребенка вещам, выходящим за рамки академических знаний, таким как приготовление пищи или езда на велосипеде.

Люди также могут получить неформальное образование через книги или образовательные веб-сайты. Это образование, которое не получают в школах с помощью правильного метода обучения. Оно не является ни заранее спланированным, ни преднамеренным [5, с.122]. 

Это опыт, который человек получает, проходя регулярную практику и наблюдая за другими. Некоторые из примеров могут быть обучение ребенка с некоторыми основными чертами личности, изучение родного языка, выполнение определенных внеклассных мероприятий и т.д.

Это относится к базовому образованию взрослых, образованию грамотности взрослых или развитию навыков. Она может принимать различные формы обучения, которые последовательно и систематически предоставляются для того, чтобы развить в человеке тот или иной навык или способность.

Этот вид образования отличается высокой гибкостью и включает в себя широкий спектр видов деятельности. Некоторые из примеров могут быть фитнес-программы, общественные образовательные курсы для взрослых, бесплатные курсы на различных платформах и т. д.

Каковы особенности трех типов образования?

Особенности формального образования:

- он следует определенной структуре доставки;

- она тщательно спланирована и продумана;

- она хронологична и систематична;

- существует регулярная плата, которую необходимо оплатить;

- его востребованность-высококвалифицированные специалисты;

- она предметно-ориентирована и привязана ко времени.

Особенности неформального образования:

- это самостоятельная форма обучения без определенной программы;

- он не запланирован заранее и не имеет надлежащего расписания;

- это опыт, приобретаемый практикой. Он не требует постоянной оплаты гонорара;

- это процесс на всю жизнь естественным образом;

- нет никаких сертификатов или степеней.

Особенности неформального образования:

- он запланирован, но проходит отдельно от академического образования, предоставляемого системой школьного образования;

- он очень гибкий и регулируемый;

- как правило, нет возрастных ограничений для получения этого вида образования;

- это может включать или не включать сертификаты или сборы;

- это может быть либо неполный рабочий день, либо полный рабочий день, либо как профессия;

- она включает в себя как теоретическое, так и практическое образование.

Вывод. Это подводит нас к концу этой главы, которая была в основном сосредоточена на различных типах образования в нашей системе образования. Помните, что для общего целостного развития как характера, так и личности очень важно преуспеть во всех трех видах образования.

Таким образом, мы поощряем каждого школьника, студента и т.д. развивать все навыки и способности, необходимые для развития как лучшего человеческого существа.

Нет альтернативы тяжелой работе. Мы не можем отрицать тот факт, что как человеческие существа, наш величайший дар-это образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

2.1 Понятие о формах организации педагогического процесса

 

Педагогический процесс-это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение развивающих и воспитательных задач.

В педагогической литературе прошлых лет вместо понятия “педагогический процесс” использовалось понятие “образовательный процесс”. Однако в работах П. Ф. Каптерова, А. И. Пинкевича, Ю. К. Бабанского доказано, что это понятие сужено и не отражает главной особенности педагогического процесса - его целостности и общности процессов воспитания, обучения и развития личности. Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие педагогов и учащихся по поводу содержания образования с использованием разнообразных педагогических средств [7, с.65]. 

Педагогический процесс рассматривается как динамическая система, включающая в себя взаимосвязанные компоненты и взаимодействующая с более широкими системами, в которые она входит (например, школьная система, система образования). Педагогический процесс включает в себя целевую, содержательную, деятельностную и результативную составляющие.

Целевой компонент предполагает наличие всего многообразия целей и задач педагогической деятельности - от общей цели создания условий для разностороннего и гармоничного развития личности до задач конкретного урока или мероприятия.

Содержательный компонент отражает смыслы каждой задачи, их воспитательное и идейное содержание.

Деятельность - включает в себя различные уровни и виды взаимодействия педагога и учащихся, организацию педагогического процесса, без которого не может быть получен конечный результат.

Результативная составляющая отражает эффективность ее хода, характеризует прогресс, достигнутый в соответствии с поставленной целью. Особое значение в педагогическом процессе имеют связи между выделенными компонентами. Среди них важное место занимают отношения управления и самоуправления, причинно-следственные связи, информационные, коммуникативные и др.

Закономерности педагогического процесса рассматриваются как объективные, устойчивые повторяющиеся связи между различными явлениями. Основной закономерностью педагогического процесса является его социальная обусловленность, то есть зависимость от потребностей общества. Кроме того, можно выделить такую педагогическую закономерность, как прогрессивный и последовательный характер педагогического процесса, проявляющийся, в частности, в зависимости конечных результатов обучения от качества промежуточных. Другая закономерность подчеркивает, что эффективность педагогического процесса зависит от условий его протекания (материальных, нравственных, психологических, гигиенических). Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и средств педагогического процесса возрастным возможностям и особенностям учащихся. Цель-это закономерность связи результатов образования или обучения с деятельностью и деятельностью самих учащихся. В педагогическом процессе действуют и другие законы, которые затем находят свое конкретное воплощение в принципах и правилах построения педагогического процесса [6, с.123]. 

Этап реализации педагогического процесса (основной) включает в себя следующие взаимосвязанные элементы: формулирование и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности; взаимодействие педагогов и учащихся; использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса, создание благоприятной среды; осуществление различных мероприятий по стимулированию деятельности школьников; обеспечение связей с другими процессами. Заключительный этап предполагает анализ достигнутых результатов. Она включает в себя поиск причин обнаруженных недостатков, их осмысление и построение на этой основе нового цикла педагогического процесса.

Закономерности педагогического процесса рассматриваются как объективные, устойчивые повторяющиеся связи между различными явлениями. Основной закономерностью педагогического процесса является его социальная обусловленность, то есть зависимость от потребностей общества. Кроме того, можно выделить такую педагогическую закономерность, как прогрессивный и последовательный характер педагогического процесса, проявляющийся, в частности, в зависимости конечных результатов обучения от качества промежуточных. Другая закономерность подчеркивает, что эффективность педагогического процесса зависит от условий его протекания (материальных, нравственных, психологических, гигиенических). Не менее важной является закономерность соответствия содержания, форм и средств педагогического процесса возрастным возможностям и особенностям учащихся. Цель-это закономерность связи результатов образования или обучения с деятельностью и деятельностью самих учащихся. В педагогическом процессе действуют и другие законы, которые затем находят свое конкретное воплощение в принципах и правилах построения педагогического процесса.

 

2.2 Игровые методы в современной школе

 

Игра – самый древний способ передачи знаний от поколения к поколению. Девочки играют в куклы, чтобы подготовиться к роли жены и матери, мальчики – в машинки, чтобы стать главным автолюбителем в семье. И только школьные учителя предпочитают игре с учениками серьезную дидактику. Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.

Игровое обучениеэто форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

   В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-     в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-     как элемент более общей технологии;

-     в качестве урока или его части (введение, контроль);

-     как технология внеклассной работы.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

-          дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

-     учебная деятельность подчиняется правилам игры;

-     учебный материал используется в качестве ее средства;

-     в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-     успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это - учитель - лицо обучающее. Процесс обучения может вестись в форме монолога (учитель объясняет, ученик слушает) и в форме диалога (либо ученик задает вопрос учителю, если он чего-то не понял и в состоянии свое понимание зафиксировать, либо учитель опрашивает учеников с целью контроля). В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна [8, с.54]. 

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр.

Функции игры

Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

  Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников.

  Функция межнациональной коммуникации. И.Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности.

  Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры - это пространство самореализации.

  Коммуникативная функция игры.  Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.

  Диагностическая функция игры. Диагностика - способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".

  Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.

  Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, если все учащиеся усвоили правила и сюжет игры, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и роли своих партнеров, если процесс и цель игры их объединяют.

Развлекательная функция игры. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности, реализации уровней ее притязаний. Развлечение в играх – поиск.

Классификации игр

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

-     обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб­щающие;

-     познавательные, воспитательные, развивающие;

-     репродуктивные, продуктивные, творческие;

-     коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажем лишь важнейшие из применя­емых типов:

-          предметные,

-          сюжетные,

-          ролевые,

-          деловые,

-          ими­тационные,

-          игры-драматизации.

Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил:

1.        Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.

2.        Обязательные атрибуты игры: оформление, что создает новизну эффект неожиданности.

3.        Обязательная констатация результата игры.

4.        Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения.

Подготовка игрового урока

 Выбор игры. Выбор игры, в первую очередь, зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т. п. 

  Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Игру следует объяснять кратко и точно, непосредственно перед ее началом.

Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Основные принципы организации игры:

-     отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;

-     принцип развития игровой динамики;

-     принцип поддержания игровой атмосферы;

-     принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;

-     принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам;

-     от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам.

Значение игровых форм и методов обучения.

Доказано, что ролевые, имитационные игры и другие игровые методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

-          стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения

-          развитие навыков.

С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В.А.Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В играх активизируется внимание детей, творческая фантазия, формируются вычислительные навыки, нравственные качества личности, развивается чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля, характер.  

Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

 

2.3 Разновидности и возможности использования учебных деловых игр

 

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

На этапе разработки деловой игры следует реализовать следующие психолого-педагогические принципы:

1) принцип имитационного моделирования содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства;

2) принцип воссоздания проблемных ситуаций, типичных для данной профессиональной деятельности через систему игровых заданий, содержащих некоторые противоречия и вызывающих у учеников состояние затруднения;

3) принцип совместной деятельности участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов;

4) принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений;

5) принцип двуплановости игровой учебной деятельности. Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию, и социальную компетенцию (навыки взаимодействия в коллективе производственников, навыки профессионального общения с людьми и управления ими). Но эта «серьезная» деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу.

Учебные деловые игры (цель которых — сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на следующие разновидности.

1.   Имитационные упражнения — они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?). Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2.    «Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций» — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; ученики предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

3.    «Разыгрывание ролей» — ученики получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других учеников, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т. е. при разыгрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель; этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

4.   Полномасштабная деловая игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).

Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать прежде всего для решения следующих педагогических задач:

·       формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

·       приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений;

·       развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

·       формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Таким образом, не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а лишь то, которое содержит в себе проблемность и не может быть усвоено индивидуально.

Положительное в применении учебных деловых игр:

·       как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

·       происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения, т. е. учащиеся учатся применять свои знания;

·       послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

·       достигаются комплексные педагогические цели: познавательные, воспитательные, развивающие. Познавательная эффективность: в процессе деловой игры, учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере.

Воспитательная функция: в процессе проведения деловой игры формируется сознание принадлежности к коллективу, закрепляются взаимосвязи при решении коллективных задач, а коллективное обсуждение общих вопросов формирует критичность, сдержанность, уважение к другому мнению, внимание к коллегам. Развивающая эффективность: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность поиска ответов на поставленные вопросы, речь и речевой этикет, умение участвовать в дискуссии и эффективно общаться.

Отрицательные моменты в проведении учебных деловых игр: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для преподавателя); не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры; большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры; сами учащиеся могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; деловые игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий.

Можно сделать следующие выводы.

1.   Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

2.   К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

3.   В деловой игре нужна предметная и социальная компетентность участников, поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных производственных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

4.   Структурные компоненты деловой игры (ДИ) должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.

5.   Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Преподаватель действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

6.   Режим работы студентов в процессе ДИ не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.

7.   В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.

Разработку деловой игры начинают с создания двух моделей — имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий. Таким образом, первый принцип ДИ реализуется на начальном этапе ее разработки. Имитационная модель — это прототип модели, она задает предметный контекст деятельности специалиста в учебном процессе.

Игровая модель задает социальный контекст и представляет собой работу участников ДИ с имитационной моделью.

Имитационная модель получает свое воплощение в следующих структурных компонентах: цели, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников, система оценок. Компоненты игровой модели — сценарий, правила, цели, роли и функции игроков.

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре.

Игровая модель имеет игровые цели. Педагогическая модель имеет две группы целей — обучающие, или дидактические, и воспитательные. Предмет игры — это предмет деятельности участников игры, он зависит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий. Важный элемент сценария — способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса [10, с.98].

Различают три способа: детерминированный, спонтанный, смешанный. Последний из них, сочетающий алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре.

Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков и оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.

Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (скептик, энтузиаст и т. д.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачней будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их нужно составлять обобщенно и дополнять инструкциями, в которых в словесной форме, с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные действия игроков.

Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера: если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа.

Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям:

·       правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций преподавателей-ведущих, системы оценок;

·       правил не должно быть слишком много, не более 5—10, они должны быть представлены аудитории на плакатах или с помощью технических средств;

·       характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекстов игры;

·       правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.

Как перечень основных правил можно привести соблюдение регламента, использование носителей информации, применение активных форм представлений информации, вопросы дискуссионного характера.

Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Система должна строиться прежде всего, как система самооценки играющих, а затем — как система оценки преподавателем-ведущим.

Разбор игры преподавателем и рефлексия ее участников по поводу их навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку. Заключительная часть игры — это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактические ее результаты.

Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры, набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин.

Техническое обеспечение ДИ. Различают ручные и машинные игры, однако между ними нет четкой грани; речь идет о степени использования ЭВМ в игровом процессе.

Однако в сценарии должны быть четкие указания о применении ЭВМ и ТСО. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одним из серьезнейших недостатков всей системы отечественного образования до сих пор остается не изживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») – обучающийся по-прежнему рассматривается как бы в роли «копилки», в которой накапливаются знания, умения, навыки. Между тем, учение необходимо рассматривать как активную деятельность обучающегося по само изменению. Таким образом, принципиально новый подход ко всей постановке учебно-воспитательного процесса в современных социально-экономических условиях заключается в том, чтобы ответить на один вроде бы простой, но очень существенный для всей российской школы вопрос: учащегося, студента, слушателя учат, или он учится?

Ответить на этот вопрос поможет использование видов и форм организации, которые мы рассмотрели. Здесь важны не только сами формы, но и их комбинации, использование как основных, так и сопутствующих форм.

Сопутствующие формы организации обучения позволяют обучающимся глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.

Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента – вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию – посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах, игр и т.д.

В заключении можно сказать, что только рационально сочетание традиционной классно-урочной системы обучения и нетрадиционных форм позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на получение образования и самооценку. Таким образом можно сделать вывод, что формы методы и средства обучения в современной школе применяют в школах, в образовательных процессах. Это познавательно для детей различных возрастов, более занимательно и не принуждённо слушают информацию и во влечёно участвуют в процессе получения информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТЕРАТУРЫ

 

1.        Азаров ЮЛ. Игра и труд. — М., 1973. Азаров ЮЛ. Искусство воспитывать. — М., 2016. – 234 с.

2.        Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 2017.- 654 с.

3.        Газман О.С. и др. В школу — с игрой. — М., 2015. г

4.        Гуружапов ВА. Вопросы экспертизы образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 2015. № 2.

5.        Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 2017.

6.        Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Летрусинского. — М., 2017.

7.        Ильина ТА. Педагогика. — М., 2016. – 680 с.

8.        Кларин М.В. Педагогическая технология. — М., 2017.-  451 с.

9.        Лихачев Б.Т. Педагогика. — М., 2015.

10.   Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 2016. – 234 с.

11.   Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М, 2017. – 345 с.

12.   Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. — М., 2019.

13.   Педагогическое творчество в школе (из опыта учителей России) / Под ред. В.Ф. Кривошеева — М., изд-во НИИ школ МО РСФСР, 2018. — 114 с.

14.   Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 2018.

15.   Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2019.

16.   Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. — М., 2016. – 163 с.

17. Яновская. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 2018.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КУРСОВАЯ РАБОТА

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ Многое изменилось в системе образования за последние годы

ВВЕДЕНИЕ Многое изменилось в системе образования за последние годы

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Заключительный этап предполагает анализ достигнутых результатов

Заключительный этап предполагает анализ достигнутых результатов

Рис.1. Компоненты современного образования

Рис.1. Компоненты современного образования

Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание (восприятие) и запоминание

Главными инструментами такого обучения выступают слушание, понимание (восприятие) и запоминание

В то же время отмечается, что в этом случае учащимся преподносятся как бы «готовые знания», что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить

В то же время отмечается, что в этом случае учащимся преподносятся как бы «готовые знания», что освобождает их от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить

Считается, что именно такая структура учебного занятия обеспечивает реализацию образовательной (познавательной), развивающей и воспитывающей функций обучения

Считается, что именно такая структура учебного занятия обеспечивает реализацию образовательной (познавательной), развивающей и воспитывающей функций обучения

Особенности дистанционного обучения

Особенности дистанционного обучения

Интернета, так и на компакт-дисках (CD), содержат не только тексты, но и необходимые иллюстрации (анимацию, видео и т

Интернета, так и на компакт-дисках (CD), содержат не только тексты, но и необходимые иллюстрации (анимацию, видео и т

Образование относится к развитию процесса обучения и мышления

Образование относится к развитию процесса обучения и мышления

Рис.3. Неформальное образование

Рис.3. Неформальное образование

Особенности формального образования: - он следует определенной структуре доставки; - она тщательно спланирована и продумана; - она хронологична и систематична; - существует регулярная плата, которую…

Особенности формального образования: - он следует определенной структуре доставки; - она тщательно спланирована и продумана; - она хронологична и систематична; - существует регулярная плата, которую…

Таким образом, мы поощряем каждого школьника, студента и т

Таким образом, мы поощряем каждого школьника, студента и т

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Деятельность - включает в себя различные уровни и виды взаимодействия педагога и учащихся, организацию педагогического процесса, без которого не может быть получен конечный результат

Деятельность - включает в себя различные уровни и виды взаимодействия педагога и учащихся, организацию педагогического процесса, без которого не может быть получен конечный результат

Заключительный этап предполагает анализ достигнутых результатов

Заключительный этап предполагает анализ достигнутых результатов

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений

Игра - школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений

Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности

Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности

Классификации игр По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: - обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб­щающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; -…

Классификации игр По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: - обучающие, тренировочные, контролирующие и обоб­щающие; - познавательные, воспитательные, развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; -…

Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т

Если игра коллективная, необходимо хорошо знать, каков состав играющих, их интеллектуальное развитие, физическая подготовленность, особенности возраста, интересы, уровни общения и совместимости и т

С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки…

С помощью игр можно снять утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки…

Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию, и социальную компетенцию (навыки взаимодействия…

Деловая игра решает «серьезные» задачи по развитию личности специалиста; обучаемые усваивают знания, умения в контексте профессии, приобретают и профессиональную компетенцию, и социальную компетенцию (навыки взаимодействия…

Разыгрывание ролей» — ученики получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей

Разыгрывание ролей» — ученики получают исходные данные по ситуации, а затем берут на себя исполнение определенных ролей

Познавательная эффективность: в процессе деловой игры, учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере

Познавательная эффективность: в процессе деловой игры, учащиеся знакомятся с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), углубляют знания, осваивают профессиональные функции на личном примере

К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной

К разработке игры следует подходить системно и учитывать ее влияние на другие виды работы со студентами, а также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре

Объектом имитации обычно выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть учащийся за период, предшествующий игре

Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера: если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа

Кроме того, существует второй план игры — правила чисто игрового характера: если их не соблюдать, игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа

Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин

Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, контингента и других причин

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одним из серьезнейших недостатков всей системы отечественного образования до сих пор остается не изживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») – обучающийся по-прежнему рассматривается как бы…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Одним из серьезнейших недостатков всей системы отечественного образования до сих пор остается не изживаемый «знаниевый подход» («знаниевая парадигма») – обучающийся по-прежнему рассматривается как бы…

Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента – вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы и время от времени консультировать,…

Учитель, преподаватель должен сориентировать, направить учащегося, студента – вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы и время от времени консультировать,…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТЕРАТУРЫ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2021