Содержание
Введение………………………………………………………………………. |
3 |
1. Характеристика понятия гуманизм………………………………………………………………………. |
7 |
2. Особенности мировой и отечественной педагогики…………………………………...………………………………… |
12 |
3. Роль гуманизма в мировой и отечественной педагогике………….………………………………………………………….. |
17 |
Заключение…………………………………………………………………….. |
28 |
Список использованных источников...………………………………………. |
30 |
Введение
Большую актуальность приобретают идеи гуманизма в мировой и отечественной педагогике. Идея современного гуманизма говорит о том, что человек – незавершенное уникальное существо, открытое для мира, для возможностей действия, способное делать выбор, имеет для образовательной деятельности принципиальное значение. Внимание к особенностям ребенка, разнообразные эксперименты по активизации учебного процесса и преодолению недостатков книжно-вербального обучения, интенсивные поиски новых форм и методов воспитательной деятельности школы – хорошо вписывается в поиски решений задач, стоящих перед образованием и воспитанием подрастающих поколений.
Изменение приоритетов государственной политики в области образования в пользу личности и творческого характера развития ребенка, пересмотр целей образования и современный курс на гуманизацию образования позволяет говорить о том, что изучение педагогического наследия педагогов-гуманистов становится все более востребованным. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики.
Понятие «гуманизм» в последнее время – одно из наиболее употребляемых не только в научной, но и в публицистической литературе. Однако это не означает, что в настоящее время достигнута абсолютно адекватная трактовка гуманизма как научной категории. И это вполне закономерно, поскольку с изменением и развитием общественных процессов меняются, развиваются, дополнятся те или иные категории, понятия. Сегодня понятие «гуманизм» тесно связывают с правами человека, с отношением к личности как главной ценности, с созданием условий для ее развития. Однако понимание сущности гуманизма вовсе не однозначно. Прежде всего нельзя отождествлять гуманизм со всепрощением. Наиболее верной трактовкой гуманизма, вероятно, следует признать основополагающий принцип, теоретически сформулированный и блестяще воплощенный в жизнь А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему!». В этом определении выражены два существенных признака гуманизма: во – первых, уважение к личности и ее права не могут рассматриваться в отрыве от ответственности, так как подлинная личность начинается с осознания ею своих обязанностей и ответственности перед государством, семьей, другими людьми; во – вторых, предъявление высокого уровня требований к личности служит стимулом ее развития, что должно являться как целью самой личности, так и целью подлинно гуманной системы воспитания.
Ведущей характеристикой процесса гуманизации образования, определяющей его сущность, является гуманизм как ценность, норма принцип педагогической деятельности.
Природе гуманизации образования присущи инвариантные характеристики: рефлексивность на полюсе учителя и на полюсе ученика; гуманистический подход к личности школьника; соучастие учителя в формировании у детей определенных норм в отношении к миру, к людям и самому себе; признание ценности конкретного школьника; соотнесенность школьника; соотнесенность деятельности учителя с развитием и становлением ребенка.
Этой проблематике посвящены работы методистов, педагогов и психологов – Макаренко А. С., Амонашвили Ш. А., Колесникова И. А., Сухомлинский В. А., Сериков В. В., Белинский В. Г., Бондаревская Е. В. и других.
Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема исследования: «Идеи гуманизма в мировой и отечественной педагогике».
Проблема исследования: Каковы идеи гуманизма в мировой и отечественной педагогике?
Цель исследования: Теоретически изучить идеи гуманизма в мировой и отечественной педагогике
Объект исследования: Мировая и отечественная педагогика
Предмет исследования: Идеи гуманизма в мировой и отечественной педагогике
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить характеристику понятия гуманизма.
3. Рассмотреть особенности мировой и отечественной педагогики.
4. Раскрыть роль гуманизма в мировой и отечественной педагогике.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения, списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется научный аппарат исследования.
В первом параграфе «Характеристика понятия гуманизма» рассматриваются признаки и понятия гуманистической педагогики.
Во втором параграфе «Особенности мировой и отечественной педагогики» анализируются идеи гуманизма в мировой и отечественной педагогике.
В третьем параграфе «Роль гуманизма в мировой и отечественной педагогике» анализируются особенности и роль гуманизма в современной мировой и отечественной педагогике.
В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Общий объем курсовой работы составляет 32 страниц машинописного текста. Список использованных источников включает в себя 24 наименования.
1. Характеристика понятия гуманизм
Гуманистическая педагогика – это отрасль педагогики, в которой в центре образовательного процесса стоит личность учащегося. В рамках гуманистической педагогики основным ориентиром выступают личностные интересы, потребности и способности учеников. Эту мысль выдвинул ученый С. Френе [19,c.31].
Главный ориентир гуманистической педагогики – это личность. Выделяют такие признаки гуманистической педагогики:
1. Изменение ценностей с овладения информацией на формирование навыков и развитие психических, интеллектуальных, нравственных, физических и других сторон личности.
2. Формирование действующей, самостоятельно думающей, свободной личности.
3. Создание организационных условий, которые способствуют успешной смене ориентации учебного и воспитательного процесса.
Гуманистическую педагогику называют еще инновационной. Это инновация скорее для нашей страны. Западные системы достаточно давно начали движение в сторону гуманистической ориентации педагогики и поэтапно трансформируются в систему новых отношений педагог-ученик. С точки зрения гуманизма цель воспитания заключается в том, чтобы каждый ребенок мог стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения, свободной личностью. Степень гуманизации процесса воспитания определяется тем, насколько данный процесс создает возможности для самореализации личности, раскрытия природных задатков, формирования творческих начал и ответственности [20, с.31].
А также с точки зрения гуманистической педагогики ученик представляет собой сознательного и активного участника образовательного процесса. Целью гуманистической педагогики выступает развитие свободной, активной личности, которая будет способна на дальнейшее самосовершенствование.
Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе.
Гуманизация образования – это развитие образовательных систем с учетом признания одной из приоритетных ценностей личность педагога и личность учащихся, гармонизация их интересов, взаимоотношений и условий для их развития и саморазвития. Эти мысли выдвинул такой педагог как Амонашвили Ш. А. [1, c.30].
Для осуществления гуманистической системы необходимо:
1. Любить и принимать детей такими, какие они есть. Надо любить всех детей одинаково, независимо от их поведения и активности. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие, и достоинство, не радоваться успехам каждого.
2. Уметь понимать детей, принимать их заботы и считаться с ними. К этим заботам нужно относиться с уважением. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.
3. Необходимо быть оптимистом, верить в силу воспитания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
4. учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке[8, с.30].
Гуманизация воспитания ориентирует нас на то, чтобы мы дали учащемуся право быть тем, что он есть, право на высказывание своих мыслей, право на самостоятельную организацию своей жизни и даже “право на ошибку”. К сожалению, традиционная система образования ориентирует учащихся на овладение определенными знаниями, умениями и навыками, а качество их усвоения определяется тем, что ученик запомнил, как рассказал, но при этом учителей редко интересуют интересы и потребности детей.
В своей работе « Сердце отдаю детям» Сухомлинский выдвинул две основные функции гуманистической педагогики:
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности [4, с.30].
Гуманизация образования требует создания в условиях школы, вуза, в условиях всех образовательных систем комфортной среды и гармонии во взаимоотношениях между всеми участниками педагогического процесса. Другими словами, гуманизация в плане воспитания требует развития педагогических идей сотрудничества и сотворчества, создание условий доверительности и взаимной требовательности, что подразумевает использование разнообразных творческих работ, диспутов, насыщение каждого занятия большим эмоциональным содержанием, непосредственное общение с учащимися [16,c.31].
Гуманизацию учебно-воспитательного процесса, таким образом, следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как переход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.
Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. И поэтому гуманистическая направленность в педагогической профессии очень важна, особенно в наше время.
Основное положения и принципы гуманистической педагогики выдвинул Амонашвили Ш.А.
1. поощрение инициативы учащихся, междисциплинарный подход;
2. акцент на теплые открытые отношения между участниками педагогического взаимодействия, отсутствие со стороны преподавателя пристрастных суждений и угроз, установление конструктивных межличностных отношений в учебной группе;
3. структурирование учебного процесса педагогом и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами;
4. ограничение роли педагога ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового прийти на помощь;
5. отказ от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;
6. создание позитивной обстановки, атмосферы теплоты;
7. установление конструктивных межличностных отношений в классе, а также взаимное уважение и доверие между учителем и учащимися;
8. учитель не использует оценки как форму давления на учащихся, воздерживается от критических суждений, если только учащийся сам не просит об этом;
9. признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.);
10. доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учеников;
11. человеческое отношение к воспитаннику; уважение его прав и свобод;
12. предъявление воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;
13. уважение к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;
14. уважение права ребенка быть самим собой;
15. ненасильственное формирование требуемых качеств;
16. уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
17. совместное обсуждение педагогом и учащимися проблем прогресса познания и способов его оценки, отказ от использования отметки как формы давления на учащихся [2, с.30].
Итак, гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы комфорта и «психологической безопасности». Личностно-ориентированная педагогика выводит на первый план самого человека, его ценности, его личную свободу, его умение прогнозировать и контролировать себя.
2. Особенности мировой и отечественной педагогики
Идеи гуманизма в отечественной педагоги зародились очень давно. Первые гуманистические идеи содержало в себе «Поучение» Владимира Мономаха. Позже идеи гуманизма нашли свое место в братских школах Украины и Белоруссии. У школ был свой устав, организация школы носила демократический характер, учителя и глава школы избирались участниками братства. В 17 веке под влиянием Петра I происходит прорыв в образовании и школьная реформа. Образование становится светским, многие педагоги того времени считают, что образование должны были получать не только дети дворян, но и купцов, ремесленников и крестьян. В 18 веке М. Ю. Ломоносов начинает активно выступать за внедрение идей гуманизма в образование и воспитание детей. В это же время педагогика начинает формироваться в самостоятельную науку. Заслуга в этом принадлежит русскому писателю и общественному деятелю Н. И. Новикову. В своих работах он продолжал идеи Локка и Руссо. Во второй половине 18 века на развитие гуманистической педагогической науки в России повлиял А. Н. Радищев. Появляются идеи гражданского и патриотического воспитания. В 19 веке на отечественную педагогику повлияли такие важные общественные деятели как Белинский и Чернышевский. Они придерживались мнения относительно того, что у всех людей должны быть равные возможности получить образование [13, с.31].
Белинский считал, что основная задача педагога развить лучшее в ребенке. В начале 20 ого века начинается подъем идей гуманизма, связанный с революционным движением. В это время в гуманистической педагогике выделяют три основных направления:
1. Абстрактное (права ребенка равны правам взрослого, больше теории нежели практики)
2. Практическое (признавались права ребенка, уважать личность ребенка, превалировали традиционные системы обучения, инновации не предполагались)
3. Универсальное
В советский период идеи гуманизма стали главенствующими в педагогике. Основные положения советской гуманистической педагогики включали в себя:
1. Равенство в получении образования
2. Бесплатное обучение, стипендии для студентов
3. Совершенствование знаний, которые дает учебное заведение
4. Единство обучения и воспитания
5. Дух интернационализма, дружба народов [23, с.32].
Гуманистические идеи советской педагогики продвигали Луначарский, Шацкий, Макаренко, позднее Сухомлинский. В 80-90-х годах 20 века формируется новое педагогическое мышление. Основные положения этого направления заключаются в следующем:
Человек – наивысшая ценность,
Человек - воплощение порядка, свободы, равенства,
Пропаганда высших духовных ценностей.
Идеи гуманизма в зарубежной педагогике.
Современная гуманистическая педагогика начала формироваться в конце 19-ого начале 20-ого века. Обществу требовалось «новое воспитание», поэтому была необходима новая образовательная система. В 20 веке образование перестает быть столь консервативным как ранее. Философы, социологи, педагоги начинают ставить вопросы о новых функциях воспитания и обучения.
Зарубежная гуманистическая педагогика развивалась в четырех основных направлениях:
1. Бихевиоризм
2. Прагматизм
3. Неопозитивизм
4. Неотомизм
Под бихевиоризмом понимают концепцию воспитания, которая основана на новейших достижениях науки о человеке. Бихевиоризм предполагает применение различных методов, которые позволяют изучать интересы, потребности, способности человека. Основателем этого направления считают американского психолога Дж. Уотсона. Основное положение бихевиоризма основано на реакции поведения в зависимости от раздражителя. Следующее направление в зарубежной гуманистической педагогике - прагматизм – ставило перед собой цель приблизить воспитание к требованиям реальной жизни. Родоначальником этого направления считают американского философа и педагога Дж. Дьюи, который в свою очередь развивал идеи американских философов Ч. Пирса и У. Джемса. В дальнейшем сам Дж. Дьюи разработал систему инструментализма, которая предполагала, что всевозможные научные теории, гипотезы, являются своего рода инструментами, которые помогают человеку ориентироваться в мире, взаимодействовать с природой и обществом [9, с.30].
Основы прагматизма сводились к следующему:
1. Школа должна соответствовать современным реалиям, воспитание и образование должны соответствовать жизни
2. В процессе воспитания и обучения педагог должен ориентироваться на активность учеников, в задачу педагога также входит всяческая стимуляция и развитие этой активности
3. Воспитательные и образовательные цели должны быть реализованы в ходе практической деятельности учащихся
4. В основе образовательной программы должны находиться интересы ученика [10, с.30].
Другое направление зарубежной гуманистической педагогики носило название неопозитивизм. Это направление осмысливал последствия, которые были вызваны научно-технической революцией. Главными сторонниками этого направления являлись П. Херс, Дж. Вильсон, Р.С. Питерс, А. Харрис и др. Основные идеи неопозитивизма сводились к тому, что в воспитании должна отсутствовать идеология, необходимо развивать в детях «рациональное мышление», так как именно в нем нуждается общество. В обучение важно делать акцент на развитие интеллектуальных способностей. И последнее основное направление зарубежной гуманистической педагогики – неотомизм – считало, что наука не в состоянии постичь сущность мира. По мнению представителей этого направления, детей и молодёжь следует воспитывать, руководствуясь религиозными ценностями. В воспитании должно превалировать духовные ценности. Основоположником этого направления считают французского философа Ж. Маритена.
Гуманистическая психология - это направление в западной психологии, признающее личность как целостную уникальную систему, "открытую возможность" самоактуализации. Одной из целей гуманистической психологии является восстановление аутентичности личности, т.е. соответствия ее бытия-в-мире ее внутренней природе. Средством такого восстановления считается самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Гуманистическая психология сформировалась как течение в 60-х годах 20 века, и противопоставляет себя в качестве "третьей силы" бихевиоризму и фрейдизму.
В возникшее течение
оказались вовлеченными ряд ведущих психологов и психотерапевтов того времени:
Олпорт, Мэй, Бюлер, Маслоу, К. Роджерс, Бугенталь, Г. Мюррей, Г. Мерфи [6,с.30].
Основные
положения гуманистической психологии, которых придерживается каждый
гуманистический психолог: человек открыт миру, переживания человеком мира и
себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь
должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
человек
наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются
частью его природы;
человек
обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря
смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
человек
- это активное, интенциональное, творческое существо [12,с.31].
Гуманистическая
мысль оказала значительное воздействие на развитие психотерапии и теории
личности, повлияла на организацию управления и образования, систему
консультирования. Гуманистические психологи расширили предметную сферу
психологии, включив в нее отношения личности и понимание контекста ее поступка.
Особенности современной педагогики, которая в настоящее время представлена как совокупность некоторых разнонаправленных тенденций: с одной стороны, она основана на классической педагогической методологии, с другой стороны, активных формах новых типов и методов, основанных на личностно-ориентированном подходе в образовании и совместном наставничестве. Анализируются основные особенности современного педагогического процесса. У всех них есть свои преимущества и недостатки. Его изучение направлено на эффективное развитие современного педагогического процесса, его продуктивность. Повышение качества педагогического процесса, его возможность отвечать современным вызовам, которые применяются к науке о человеке, позволяют достичь главной цели педагогики-предвидеть результат деятельности, опережающие события в сознании человека [18, с.31].
3. Роль гуманизма в мировой и отечественной педагогике
Современные тенденции развития гуманитарных наук вот уже несколько десятилетий направлены на смещение в сторону личностно-ориентированного акцента, что не могло не затронуть такую науку, как педагогика. Долгое время считалось, что основная и единственная функция педагогики касается только передачи культурной традиции от поколения к поколению. Сегодня можно смело утверждать, что основополагающие категории в педагогике меняют смысл, приобретают новые оттенки: педагогика (воспитание, образование) уже не рассматривается только как внешний фактор воздействия на индивида, не сводится к простым действиям, направленным на формирование знаний, умений, способностей от человека к человеку. Сегодня с педагогикой сталкивается любой человек, который испытывает на себе влияние образования, воспитания, обучения, система которых выступает одним из механизмов развития общества.
Современная педагогика представляет собой совокупность нескольких разнонаправленных тенденций, с одной стороны, она опирается на классическую модель, с другой стороны, открыта новому. Вслед за рядом авторов мы считаем, что современная педагогика направлена не просто на формирование личности, а на инициацию роста личностных качеств, развитие индивидуального и неповторимого в человеке, то есть функция индивида не сводится к прямому потреблению предложенного продукта, а позволяет формировать субъективную оценку. Человек в рамках современного педагогического процесса должен подвергать сомнению готовые правила и аксиомы, проводить собственные мыслительные, ассоциативные аналогии, приходить к индивидуальным результатам и заключениям [14, с.31].
В современном педагогическом процессе можно выделить ряд особенностей:
1. Уменьшение методологических исследований, направленных на размышления в области теории педагогики и, как следствие этого процесса, увеличение прикладных работ, целью которых выступает конкретная задача. Такого рода тенденция имеет как положительные, так и отрицательные результаты. Смещение центра в педагогики с общих рассуждений на частные чревато потерей важной традиционной основы, фундаментальности педагогических наук, возможностью скатиться до экспериментов, крайних по своему содержанию, часто не подкрепленный никакой научной базой, попыткой только на практике обосновать сложный и комплексный по своей сути процесс.
С другой стороны, педагогика не может и не должна быть теоретической наукой, ее задача - формирование прикладного аспекта. Небрежное отношение к любому из описанных выше явлений приводит к «перекосу», псевдо научному пониманию самой сути педагогики, отсутствию направленности вперед, в будущее человечества. Современная России развивается и проходит этап поиска новых идеалов, педагогика в этом смысле не может не видоизменяться вместе с обществом, но изменения не могут не опираться на «...педагогические традиции и достижения, которые, с одной стороны, должны быть необходимо сохранены, а с другой, - по возможности адаптированы к условиям существующей реальности».
2. Утрата педагогической преемственности, основанная на отказе опираться на фундаментальные исследования в области педагогики, развивать и углублять полученные ранее результаты, что может привести к «оторванности» педагогической науки от жизненных реалий, от самого человека.
3. Снижение компетенции самого педагога, связанное с уменьшением уровня профессионализма, наличия определенного количества людей, находящихся на периферии педагогического процесса, но активно участвующих в формировании современных исследований, публикующих часто псевдонаучные данные. Об этой тенденции еще в 2011 году заявила И.А. Колесникова в статье «Проблемы развития современной педагогической науки». Кроме того, современный педагог часто сам имеет целый ряд проблем с адаптацией в современном педагогическим процессе, так как имеет собственные психологические барьеры, которые опираются на субъективное понимание нормы профессиональной деятельности, критическое (выраженное в поиске негативных оснований) мышление в области как своей, так и чужой деятельности [21, с.31].
На сегодняшний день можно утверждать, что современная педагогика разделилась на два направления: «сторонников внедрения новых, инновационных педагогических концепций и сторонников традиционных взглядов на педагогику». Педагогический процесс - динамичный, многогранный, сложный, разнонаправленный процесс, на изменение которого влияет целый ряд факторов: культурный, социальный, религиозный.
Современный педагогический процесс должен отвечать целому ряду требований, касающихся не только личности самого педагога, наставника, тьютора, но и непосредственно его содержания:
1. наличие ценностного отношения к личности человека, понимание ее особенностей и индивидуальности;
2. наличие желания развивать неповторимые черты воспитуемого;
3. наличие желания и возможностей для собственного обогащения информацией, культурными ценностями, саморазвития;
4. умение работать с личностно-ориентированным содержанием;
5. владение педагогическими техниками и знаниями;
6. наличие выбора определенных способов и условий организации педагогического процесса;
7. наличие желания самостоятельно выстраивать педагогический процесс;
8. наличие желания удовлетворить личностные запросы участников педагогического процесса;
9. умение учитывать этнокультурный аспект, понимать исторически сформированную культуру определенного народа;
10.желание видоизменить функцию педагога от человека, который передает знания до человека, который помогает осваивать знания;
11.желание развивать гибкость мышления, стремление к самостоятельному анализу явлений, создании оптимальных условий для развития личности [11, с.31].
В последние годы на базе традиционной педагогики появляются новые формы, связанные с необходимостью расширить и углубить намеченные тенденции в рамках личностно-ориентированного подхода. Например, можно выделить следующие направления:
1. креативное направление в педагогике, или креативную педагогику, цель которой можно подразделить на два варианта реализации: во-первых, воспитать творческую личность, во-вторых, умение творчески подходить к любой научной дисциплине. Это направление позволяет инициировать интерес обучающегося к дисциплине, мотивировать его на поиск нового, неизведанного, в том числе с использованием новых технологий.
2. компетентностная педагогика направлена на формирование конкретных навыков и умений в рамках заданного для обучающегося направления, позволяет углубиться в дисциплину и научится принимать эффективные решения.
3. поликультурная педагогика прежде всего направлена на учет поликультурности мира, его многогранности и разнообразия, ключевым понятия такой педагогики является термин «толерантность», подразумевающий не только принятие другого с сохранением собственной индивидуальности, но и развитие личности, которая не проявляет агрессии и ненависти [7, с.30].
Реализация педагогического процесса, направленного на личностную ориентацию, в современной педагогике связана с рядом аспектов, учет которых позволяет более полно и эффективно достигать поставленных результатов. Среди наиболее важных аспектов можно выделить следующие:
1. Философский, который в современной педагогике представлен вхождением в единое духовное пространство, то есть отказ от борьбы между первенством материи или идеи, способность выйти за границы национального, страноведческого. Личность в этом аспекте рассматривается как совокупность социального, национального, индивидуального, она направлена на самореализацию и раскрытие индивидуальных способностей.
2. Психологический, направленный на поиск смысла жизни, своего неповторимого «я», включающее: осознание себя в качестве свободной личности, признание объективных ценностей реального мира, выраженных в сложившихся универсалиях.
3. Педагогический, подразумевающий ведущую роль педагогики в понятии «культура», гуманное влияние которого выражено в стремлении человека к нравственному самосовершенствованию и интерпретирует личность как субъект, который понимает и принимает себя и окружающих людей.
4. Культурологический, направленный на развитие гармоничной личности на базе культуры, наполненности жизни культурологической информацией, которая, в свою очередь, постоянно видоизменяется, учитывает новые культурные явления.
5. Социологический, который представлен учетом разнообразных социальных явлений и особенностей, например, в нашей стране среди прочих можно выявить: большое количество неполных семей, семей с одним ребенком, религиозную неоднозначность, высокий процент жестокого обращения с детьми, высокий процент людей с различными зависимостями, социальное и экономическое расслоение и так далее [24, с.32].
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.
В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.
Проблема взаимодействия преподавателя и обучающихся всегда была в центре внимания педагогической теории и практики. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, стоявшие у истоков педагогической науки, направляли учительство на творческое сотрудничество с обучающимися. Выдающимися мастерами педагогического общения были К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Их наследие играет огромную роль в обогащении культуры общения педагогов и обучающихся. Вопросы педагогического взаимодействия изучались такими учеными, как В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Л. А. Левшин, Д. А. Леонтьев и др.
Основу новой идеологии воспитания должна составить гуманизация. Гуманизация-это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности личности, прав на свободу, счастье, социальную защиту человека, развитие его способностей, индивидуальности.
Понятие «гуманизм» в последнее время – одно из наиболее употребляемых не только в научной, но и в публицистической литературе. Однако это не означает, что в настоящее время достигнута абсолютно адекватная трактовка гуманизма как научной категории. И это вполне закономерно, поскольку с изменением и развитием общественных процессов меняются, развиваются, дополнятся те или иные категории, понятия[3, с.30].
Сегодня понятие «гуманизм» тесно связывают с правами человека, с отношением к личности как главной ценности, с созданием условий для ее развития. Однако понимание сущности гуманизма вовсе не однозначно. Прежде всего нельзя отождествлять гуманизм со всепрощением. Наиболее верной трактовкой гуманизма, вероятно, следует признать основополагающий принцип, теоретически сформулированный и блестяще воплощенный в жизнь А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». В этом определении выражены два существенных признака гуманизма: во – первых, уважение к личности и ее права не могут рассматриваться в отрыве от ответственности, так как подлинная личность начинается с осознания ею своих обязанностей и ответственности перед государством, семьей, другими людьми; во – вторых, предъявление высокого уровня требований к личности служит стимулом ее развития, что должно являться как целью самой личности, так и целью подлинно гуманной системы воспитания. Такой подход к пониманию гуманизма предусматривает постоянную работу личности над собой, поиск не готовых благ и удовольствий, а нравственных способов достижения поставленных целей.
Исходя из принципа гуманизации, важнейшими целями воспитания являются следующие:
1. приобщение воспитателей и воспитанников к ценности гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе – воспитание духовности и нравственности;
2. социальная защита и охрана детства, жизни и здоровья детей, среды обитания, достоинства, прав человека;
3. создание условий для развития личности как субъекта культуры и собственного жизнетворчества;
4. оказание помощи личности в развитии творческого потенциала, способностей, в жизненном самоопределении полноценной самореализации индивидуальности в семье, в школе, в социуме.
5. Воспитание может базироваться на разных ценностях:
6. трансцендентных (приближение воспитуемого к абсолютной ценности – Истине, Богу);
7. социоцентристских (свобода, равенство, братство, труд, согласие, творчество, мир, гуманность);
8. антропоцентрических (самореализация, польза, искренность, автономность, индивидуальность)[15, с.31].
Выбор базовых ценностей определяет выбор образовательной парадигмы.
По мнению В. В. Серикова воспитание – это центральное понятие педагогики, а может быть и всего человеческого бытия.
Также В. В. Сериков отмечает, что создать тоталитарную модель воспитания в известной степени проще, чем модель, отвечающую запросам демократической общественной формации, поскольку тоталитаризм всегда имеет упрощенное директивное представление о человеке и о методах его воспитания, адекватных природе этой общественной системы.
Создание современной теории и практики воспитания возможно, как предполагает В. В. Сериков, лишь на путях последовательной реализации личностно – развивающей парадигмы, в соответствии с которой воспитание понимается как создание системы условии (ситуации) развития личностной сферы воспитанников как структуры жизненно – нравственных смыслов и ценностных ориентаций. Сущность воспитания раскрывается в известной степени и через саму этимологию этого слова: « воспитывать - значит не прививать, тем более не навязывать, а воспитывать – выводить изнутри, взращивать, поддерживать то, что заложено в самой природе человеческого существа.
Учёный считает, что в основе современного воспитания лежит гуманистический подход, предписывающий увидеть в другом человеке человека, прочувствовать его индивидуальный мир, осознать его целостность и уникальность. Личностные смыслы каждого человека являются основой для проведения его неповторимой природы, духовно – личностной сущности. Смысл – это то, ради чего человек живет[22, с.30].
Ключевым вопросом воспитания является ценностно – смысловое понимание личности ребенка, а в деятельности педагога – воспитателя – способность помогать его становлению и развитию. Педагог должен быть открыт для диалога с воспитанником, относиться к нему с доверием, пониманием, уважением. Уважение – это признание другого ценностью, вера в него. Уважение – значит быть готовым признать свободу другого человека, свободу его выбора: решения и поступка[22, с.32].
Уважение к ребенку предполагает и максимальную требовательность к нему. Требования должны быть посильными и понятными для воспитанника, предъявляться в тактичной форме. Принцип единства требовательности и уважения к личности предполагает, чтобы педагог подходил к воспитаннику с оптимистической гипотезой; верил, что из каждого ребенка вырастет хороший человек. Ребенок лишь тогда поддерживает требования педагога – воспитателя, когда доверяет ему, когда в его сознании сформировалась личная положительная позиция доверия к его идеалам. Чтобы создать такую позицию, следует опираться на положительные качества воспитанников, проявлять педагогический оптимизм. Это побуждает ребенка к ответному положительному отношению, а также к саморегуляции воспитанию ответственности, способствует самоопределению и здоровому отношению к миру.
Также здесь хотелось бы привести, концепцию Е. В. Бондаревской, которая полагает, что воспитание следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку в славянской культурно – педагогической традиции педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений и человеческих индивидов, личностей. В отличие от народной педагогики, относящейся к воспитанию как естественному процессу, научная педагогика рассматривает его как специально организованный и педагогическии инструментированный процесс, суть которого состоит в создании благоприятных условий для развития личности и становления ее человеческих качеств [5,c.30].
Повернувшись к ребенку, к внутренним источникам его развития, педагоги вплотную встали перед проблемой границ допустимости вторжения во внутренний мир ребенка, меры педагогического управления и его свободного развития. Новые, достаточно продуктивные подходы к решению этих проблем возникают в связи с ориентацией исследователей на личностный подход в воспитании, фундаментальной идеей которого является опора на субъектность как свойство целостной личности и на понимание личностного развития как развития субъектности и индивидуальности ребенка.
Теория современного воспитания должна обогащаться целым рядом понятий. Это такие понятия, как личностные ценности, личностные смыслы жизни, обучения, мир детства, индивидуально – личностный образ ребенка, жизненный путь личности, личностная зрелость, жизнетворчество, культурные практики ребенка и т. д.
Е. В. Бондаревская объединяет эти понятия, с помощью которых раскрывается сущность гуманистического воспитания: ценности, смыслы, цели, принципы, процесс гуманистического воспитания, личностные структуры сознания, становление субъектности и индивидуальности. Рассмотрев концепций гуманистического подхода в воспитании В. В. Серикова и Е. В. Бондаревской, можно отметить, что абсолютной ценностью в воспитании является воспитанник. Ребенок является и целью, и результатом, и главным критерием оценки качества воспитания, а воспитание в человеческом измерении есть гуманистическое, личностно ориентированное воспитание. Гуманистический подход в воспитании, как отмечают В. В. Сериков и Е. В. Бондаревская, основывается на равноправном взаимодействии педагога и воспитуемого, основанном на признании индивидуальности и ценности каждого человека как личности; признание его прав на свободу, счастье, равенство[17, с.31].
Таким образом, можно говорить о том, что перед современной педагогикой стоят сложные задачи, решение которых требует усилий не только непосредственно педагогов, но и психологов, социологов, культурологов, философов, филологов, юристов и других. Только комплексный подход в достижении личностно-ориентированного аспекта в педагогике позволит эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми она сталкивается. Также важно отметить, что ведущей характеристикой процесса гуманизации образования, определяющей его сущность, является гуманизм как ценность, норма, принцип педагогической деятельности. Гуманизм задает направленность осмыслению проблем гуманизации образования и их изучению, регулирует профессиональную деятельность и общение всех, кто участвует в реализации данного процесса.
Заключение
Проанализировав литературу и ресурсы Интернета по проблеме исследования, мы раскрыли роль гуманизма в мировой и отечественной педагогике.
В настоящее время в педагогику активно внедряются идеи мыслителей и
философов прошлого – сторонников гуманистической педагогики. Это связано
с ожесточенностью современного общества, озлобленностью молодого
поколения, нетерпимостью друг к другу.
Гуманизм – это мировоззрение, основными принципами которого являются: любовь к людям, уважение человеческого достоинства, забота о благе людей.
Основными принципами гуманистической парадигмы школьного образования являются:
1. целостное развитие ребенка,
2. проявление и совершенствование интеллектуальной, эмоциональной, волевой, духовной сферы в жизни ребенка в их единстве, личностная ориентация (в каждом ученике педагог должен видеть отдельную личность),
3. учитель должен последовательно добиваться того, чтобы ученик видел в себе уникальную личность, а также видел личность и в окружающих детях; деятельностный подход; культурологический подход; усвоение нравственной основы общечеловеческих ценностей; опора на универсальные моральные принципы и нормы; познание красоты национальной и мировой культуры.
Гуманистический подход в образовании предполагает создание благоприятных обстановок для развития личности; равноправном взаимодействии педагога и воспитуемого, основанном на признании индивидуальности и ценности каждого ребенка как личности. Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Побуждая человека к установлению смысла жизни и его осуществлению, гуманистическая педагогика стимулирует в нем здравомыслие и реалистичность – качества, столь необходимые для того, чтобы научиться отличать хорошее от плохого, желательное от нежелательного, достойное от недостойного. Именно разум, как высший дар человека, должен участвовать в принятии решений и поведении личности.
О смысле и значении гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили пишет: «Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о непреложности воспитания Души и Сердца, через раскрытие личности человека, его талантов, интеллекта, его неповторимости. Для многих величайших мыслителей человечества, для многих учителей прошлого и сегодняшнего дня гуманное педагогическое мышление стало основой их мировоззрения и творчества. Вот почему эпоха Сердца и Духовности, взаимности и любви, в которую вступит человечество, требует глубокого обновления всего образовательного процесса, основой которого является гуманное педагогическое мышление.
Таким образом, цель курсовой работы осуществлена, поставленные задачи реализованы.
Список использованных источников
1. Амонашвили, Ш. Основы гуманной педагогики. Книга 3. Школа жизни / Ш. Амонашвили. - Москва: Свет, 2012. - 320 c.- ISBN 978-5-00053-305-5
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – Москва: Свет, 2001.- 463с.- ISBN 5-89147-001-2
3. Белехов, Ю.Н. После трех не поздно! / Ю.Н. Белехов. - Москва: АСТ, 2014. - 288 c.- ISBN 978-5-17-085815-6
4. Белинский, В.Г. В воспоминаниях современников. – Москва: Художественная литература, 1977. - 736 c.- ISBN: 978-00-1423900-0
5. Бондаревская, Е.В ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е.В. Бондаревская.- Ростов на – Дону: Булат, 2008.- с. 126.- ISBN 5-86340-090-0
6. Варенцова, Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет / Н.С. Варенцова. - Москва: Мир, 2009. - 112 c. - ISBN 978-5-86775-658-1
7. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе/К.В. Гавриловец. – Минск: Полымя, 2000.– 128 с.- ISBN 878-5-736-03965-8
8. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С.Ю. Дивногорцева. - Москва: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 240 c.- ISBN 978-5-7429-0297-3
9. Дыбина, О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет / О.В. Дыбина. - Москва: РГГУ, 2005. - 778 c.- ISBN 5-86775-340-9
10. Колдина, Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий / Д.Н. Колдина. - Москва: Огни, 2012. - 112 c.- ISBN 978-5-86775-856-1
11. Корчак, Я. Любовь к ребенку / Я. Корчак. - Москва: Питер, 2016. - 288 c.- ISBN 978-5-496-01334-5
12. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина в педагогике / А. С. Макаренко. - Москва: Академический Проект, Альма Матер, 2006. - 192 c. - ISBN 5-8291-0609-4
13. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т.Г. Неретина. - Москва: РГГУ, 2014. - 376 c.- ISBN 978-5-9765-0127-0
14. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии/В.В. Никандрова. Санкт-Петербург: Речь, 2002 .- 288с.- ISBN 5-9268-0140-0
15. Пазенко, М. А. Проблемы педагогики творчества в России и развитых странах Запада // Национальные приоритеты Российского образования: проблемы и перспективы/ М.А. Позенко.-Уссурийск: УГПИ, 2007.-С. 65-71
16. Потехина, Е. А. Введение в педагогическую деятельность. Шпаргалка / Е.А. Потехина. - Москва: Акционерное общество Литературная студия Научная книга, 2016. - 954 c.- ISBN 978-5-91393
17. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152с. - ISBN 5-88234-061-6
18. Сманцер, А.П. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: История и современность/А.П.Сманцер, Л.В.Кандрашов. - Минск: Бестпринт, 2001. - 308 с.- ISBN 985-6633-17-6
19. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - Москва: КноРус медиа, 2017. - 280 c.- ISBN 978-5-406-01965-8
20. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Москва: Концептуал, 1983. – 288с.- ISBN 978-5-906756-73-2
21. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное развитие подростков / Л.В. Тарабакина. - Москва: Мир, 2011.- 208 c.- ISBN 978-5-4263-0028-6
22. Тарабакина, Л. В. Эмоциональное развитие подростков / Л.В. Тарабакина. - Москва: Мир, 2011. - 208 c.- ISBN 978-5-4263-0028-6
23. Френе, С. Антология гуманной антологии Френе / С. Френе. - Москва: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. – 224 с. – ISBN 589-1-47008
24. Шиян, О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке / О.А. Шиян. - Москва: Питер, 2013. - 112 c.- ISBN 978-5-4315-0829-5
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.