МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»
Курсовая работа
по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности
Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятия на примере темы «Рассказ о том, как в годы войны в Соликамске работало пять эвакогоспиталей»
Выполнила: Куклина Сабрина Хасановна, Ш-35
44.02.02 Преподавание в начальных классах
(наименование специальности)
Руководитель: Глухова Юлия Валерьевна, преподаватель колледжа
Допущена к защите: «__» ______________ 2024 г.
Защита состоялась: «__» _______________ 2024г.
Отметка «__» (_______________)
Соликамск, 2024.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………5
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования проектной деятельности во внеурочной работе
1.1. Организация внеурочной деятельности в начальной школе………………………………………………………………….8
1.2. Организация проектной деятельности младших школьников……………………………………………………..........11
1.3. Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности…..……………………………………….13
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………………….13
ГЛАВА 2. Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме: «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска»
2.1 Разработка паспорта проекта……………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….….21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………...………….23
Введение
Современное образование ставит перед собой задачу формирования не только предметных знаний, но и ключевых компетенций, необходимых для успешной социализации и самореализации личности. Внеурочная деятельность играет в этом процессе важнейшую роль, предоставляя обучающимся возможности для развития творческих способностей, исследовательских навыков и умения работать в команде. Проектная деятельность, как один из наиболее эффективных методов организации внеурочной работы, отвечает этим требованиям, позволяя обучающимся самостоятельно формулировать проблему, планировать исследования, искать и анализировать информацию, представлять результаты своей работы. Внедрение проектного подхода в образовательный процесс соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), ориентированного на развитие личности и формирование универсальных учебных действий.
Настоящая курсовая работа посвящена исследованию организации проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях, рассмотрению её методических аспектов и анализу эффективности на примере конкретного проекта – «Рассказ о том, как в годы Великой Отечественной войны в Соликамске работало пять эвакогоспиталей». Выбор данной темы обусловлен несколькими факторами. Во-первых, она отвечает актуальной потребности в патриотическом воспитании подрастающего поколения, формировании чувства гордости за историю своей страны и понимания вклада каждого региона в общую Победу. Изучение истории эвакогоспиталей Соликамска позволяет углубить знания о событиях Великой Отечественной войны, познакомиться с героическим трудом медицинских работников и жителей города в тылу. Во-вторых, тема проекта предоставляет широкие возможности для развития исследовательских навыков обучающихся, требуя от них самостоятельной работы с историческими источниками, анализа информации и умения синтезировать полученные данные в целостную картину. В-третьих, реализация проекта способствует развитию коммуникативных компетенций, поскольку предполагает работу в команде, обмен мнениями и презентацию результатов исследования.
Актуальность исследования определяется необходимостью поиска эффективных методов патриотического воспитания, тесно связанных с развитием ключевых компетенций у школьников. Проект, посвященный деятельности эвакогоспиталей в Соликамске во время Великой Отечественной войны, представляет собой удачный пример такого подхода. Изучение истории эвакогоспиталей позволяет не только формировать у обучающихся чувство гордости за свою страну и понимание вклада малой родины в общую Победу, но и развивает исследовательские навыки, способности к анализу информации из различных источников и умение работать в команде. Интеграция знаний из различных учебных предметов (история, медицина, литература, география) делает образовательный процесс более интересным и значимым, позволяя учащимся увидеть практическую применимость полученных знаний. Таким образом, исследование актуально как с точки зрения патриотического воспитания, так и с точки зрения формирования ключевых компетенций и повышения эффективности образовательного процесса.
Цель исследования: Разработка внеурочного занятия по теме: «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска»
Объект исследования: Организация внеурочной деятельности обучающихся в начальной школе.
Предмет исследования: Реализация проектной деятельности на внеурочных занятиях у обучающихся на примере темы: «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска»
Задачи исследования:
1) Изучить нормативно – правовые документы по организации внеурочной деятельности с детьми начальной школы
2) Рассмотреть организацию проектной деятельности с детьми в начальной школе.
3) Разработать поэтапный план реализации проекта «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска», определив необходимые ресурсы, методы работы и критерии оценки результатов.
4) Проанализировать возможные трудности и способы их преодоления при реализации проекта.
5) Оценить эффективность применения проектного подхода на основе анализа результатов реализации проекта.
Методы исследования:
1) Анализ педагогической и методической литературы
2) Анализ УМК
3) Метод обобщения теоретического материала
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Также мы можем дать другие определения понятию внеурочная деятельность:
Внеурочная деятельность – это занятия педагогов с детьми в школе, которые отличаются от учебной программы. Это могут быть кружки, секции, экскурсии, соревнования, исследования [6].
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. (В.В. Давыдова.)
Таким образом, можно сделать вывод что внеурочная деятельность – это обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС НОО, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми своих индивидуальных потребностей (в содержательном досуге, участии в самоуправлении, общественно-полезной деятельности), интересов, способностей в различных сферах жизнедеятельности (познавательной, социальной, культурной), которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий (на основе свободного выбора, постижения духовно нравственных ценностей и культурных традиций).
Задачи внеурочной деятельности [8]:
1) Развитие творческих способностей;
2) Обучение навыкам продуктивного взаимодействия;
3) Формирование интереса к различным видам занятий;
4) Поддержание физической формы и здоровья;
5) Повышение самооценки;
6) Подготовка к будущей работе;
7) Развитие лидерских качеств и умения работать в коллективе.
В целом можно отметить, что данная деятельность способствует развитию активности детей, направленной на преобразование окружающего мира и самого себя, и позволяет решать задачу удовлетворения изменяющихся индивидуальных образовательных запросов и потребностей обучающихся. Она осуществляется в различных видах деятельности школьников, в которых целесообразно решать задачи воспитания и социализации.
Согласно ФГОС НОО оно направлено на развитие личности обучающихся и реализуется по следующим направлениям:
1) Спортивно-оздоровительное.
2) Духовно-нравственное.
3) Общеинтеллектуальное.
4) Общекультурное.
5) Социальное.
Виды внеурочной деятельности [5] :
1)Игровая деятельность.
2)Познавательная деятельность.
3)Проблемно — ценностное общение.
4)Досугово — развлекательная деятельность.
5)Художественное творчество.
6)Социальное творчество.
7)Трудовая деятельность.
8)Спортивно-оздоровительная деятельность.
9)Туристско-краеведческая деятельность.
Форм внеурочной деятельности много, и каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, с помощью каких инструментов развивать навыки и таланты обучающихся. Это могут быть:
1) Студии (художественные, филологические, вокальные и т.д.).
2) Спортивные клубы и секции.
3) Экскурсии и образовательные выезды.
4) Конференции, олимпиады, научно-исследовательская деятельность и т.д.
5) Общественно-полезные практики.
6) Сетевые сообщества и многое другое [11].
1.2.Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности обучающихся, заключающаяся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов.
Проект – система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся ресурсов.
Виды проектов:
Исследовательские проекты – проект, который включает в себя выполнение исследований, задачи и обязательное выдвижение гипотезы и последующей её проверкой.
Игровые проекты – проект, при выполнении которого ученики вовлекаются в игровую деятельность, принимая на себя определенные роли.
Информационные проекты – учащиеся собирают и анализируют информацию по какой-либо теме, представляя её в форме журнала, газеты.
Творческие проекты - это форма итоговой самостоятельной работы студента или школьника. Он призван продемонстрировать полученные знания и навыки учащегося в результате пройденного курса [6].
Основные этапы проектной деятельности [12]:
Планирование. На этом этапе определяются цели проекта, составляется план работ, распределяются задачи между учениками класса.
Выполнение работ. На этом этапе ученики реализует план, выполняет поставленные задачи, взаимодействует друг с другом.
Контроль и оценка результатов. На этом этапе проверяется соответствие результата поставленным целям, а также проводится анализ ошибок и проблем, возникших в ходе работы.
Заключительный этап. На этом этапе все учащиеся подводит итоги, анализирует результаты, выносит выводы и делает рекомендации для будущих проектов.
Организация проектной деятельности в начальной школе имеет свои особенности, которые обусловлены возрастными характеристиками учеников, их психоэмоциональным состоянием и образовательными потребностями. Вот некоторые ключевые аспекты:
Ученики начальной школы находятся на этапе активного познания мира. Поэтому проекты должны быть простыми, доступными и интересными для детей. Важно учитывать их уровень развития, чтобы задания были по силам и вызывали у них интерес.
Темы должны быть актуальными и близкими детям. Это могут быть проекты, связанные с их повседневной жизнью, интересами или окружающим миром. Например, проекты о домашних животных, природе, семье, любимых книгах и т.д.
Проекты в начальной школе часто реализуются чаще всего в группах. Это способствует развитию социальных навыков, умения работать в команде, делиться обязанностями и принимать совместные решения. Важно, чтобы каждая группа имела возможность проявить свои идеи и креативность.
Учитель играет ключевую роль в организации проектной деятельности. Его задача — направлять, консультировать и поддерживать детей на всех этапах работы над проектом. Важно создавать атмосферу доверия и поддержки, чтобы ученики чувствовали себя комфортно в процессе работы.
Использование различных интерактивных методов обучения (игры, ролевые упражнения, мастер-классы и т.д.) помогает сделать процесс увлекательным и познавательным. Это также способствует более глубокому усвоению материала.
Важно, чтобы дети имели возможность представить свои проекты другим. Это может быть организовано в формате выставки, презентации или спектакля. Презентация помогает развивать навыки публичного выступления и уверенности в себе.
Оценка результатов проектной деятельности должна быть конструктивной и поддерживающей. Учитель может предложить детям обсудить, что удалось, а что можно улучшить, что они узнали в процессе работы. Это способствует развитию критического мышления и саморефлексии.
Проекты могут быть связаны с разными предметами, что позволяет интегрировать знания и навыки из разных областей. Например, проект по экологии может включать элементы биологии, географии и искусства.
Организация проектной деятельности в начальной школе — это эффективный способ развить у детей инициативу, креативность и умение работать в команде, а также повысить их интерес к обучению.
1.3. Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности
Организация проектной деятельности во внеурочной работе отличается от традиционного учебного процесса. Ключевые отличия заключаются в следующем:
Обучающиеся имеют больше свободы в выборе тем проектов, ориентируясь на личные интересы и увлечения, что повышает мотивацию и вовлеченность.
Проекты могут принимать различные формы – от научных исследований до творческих работ, социальных акций и экологических инициатив, стимулируя креативность и применение различных подходов.
Группа становится важной составляющей, развивая навыки сотрудничества, распределения ролей и разрешения конфликтов.
Проекты часто объединяют знания и навыки из разных областей, способствуя целостному восприятию мира.
Акцент делается на практическом применении знаний через эксперименты, создание продуктов, социальную активность и т.д.
Педагог выступает как наставник и консультант, обеспечивая поддержку и ресурсы, но оставляя пространство для инициативы и креативности учащихся.
Публичная презентация, выставки или участие в конкурсах развивают коммуникативные навыки и уверенность в себе.
Оценка включает самооценку, оценку наставника и сверстников, а также рефлексию, позволяющую осмыслить опыт и выявить сильные и слабые стороны.
Внеурочная деятельность позволяет реализовывать долгосрочные проекты, развивая навыки планирования и управления временем [15].
Вывод по 1 главе
Внеурочная деятельность обладает значительным потенциалом для развития личности ребенка, предоставляя возможности для самореализации, творческой активности и гармоничного развития в коллективной среде. Проектная работа, как одна из наиболее эффективных форм внеурочной деятельности, способствует комплексному развитию: углублению предметных знаний и навыков, формированию универсальных компетенций, развитию личностных качеств и реализации индивидуального подхода. Более того, она активно вовлекает родителей в образовательный процесс.
Теоретическое обоснование эффективности проектного подхода во внеурочной работе включает в себя его способность развивать критическое мышление, креативность и сотрудничество. Интеграция знаний из разных областей формирует целостное мировоззрение и повышает мотивацию к обучению. Развитие ответственности, самостоятельности и командной работы — важные результаты, обеспечивающие успешную адаптацию в современном обществе.
Таким образом, проектная деятельность во внеурочной работе не только обогащает образовательный процесс, но и способствует всестороннему развитию ребенка, что подтверждает её актуальность и необходимость в современной системе образования.
Глава 2. Разработка проекта по внеурочной деятельности по теме «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска»
2.1 Дорожная карта проекта внеурочной деятельности "Пять эвакогоспиталей Соликамска в годы войны"
Работа нацелена на повышение интереса школьников к истории родного города через вовлечение в исследовательскую работу.
Полученная информация будет структурирована и представлена в виде информационного альбома, дополненного иллюстративными материалами (фотографии, карты), с целью максимально полного и объективного освещения истории и роли эвакогоспиталей в жизни города в военные годы.
№ |
Компоненты паспорта |
Описание проекта |
1 |
ФИО участника |
Куклина Сабрина Хасановна |
2 |
Тема проекта |
«Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска» |
3 |
Актуальность проекта |
Проект «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска» актуален для начальной школы, так как способствует развитию краеведческих знаний, исследовательских навыков, межпредметных связей и коммуникативных умений учащихся, знакомя их с историей региона и развитием инфраструктуры. |
4 |
Объект исследования |
Пять эвакогоспиталей Соликамска. |
5 |
Цель проекта |
Для учителя: развить у учащихся исследовательские навыки, любознательность и интерес к истории родного края через создание проекта о пяти эвакогоспиталях Соликамска. Для учащихся: изучить историю пяти эвакогоспиталей Соликамска, создать информационный альбом, презентовать результаты своей работы. |
6 |
Тип проекта |
Исследовательский |
7 |
Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание |
1. Постановка проблемы: проведение беседы, которые натолкнут учащихся на тему эвакогоспиталей города Соликамск. 2. Проектирование работы: консультирование учащихся на тему того, чтобы правильно построить работу. Сообщение четкой инструкции, алгоритма, плана проведения работы и над созданием информационного альбома. 3. Исследовательский: поиск информации в различных источниках, консультирование учащихся в ходе поиска информации, проверка достоверности источников обучающимися. 4. Изготовление продукта: создание информационного альбома и рассказа. 5. Презентация продукта: выставка и представление информационного альбома в группах. |
8 |
Исследовательский этап проекта (полное описание) |
Цель исследования: узнать информацию о истории пяти эвакогоспиталях Соликамска, их значении для региона, а также их значение в годы войны. Гипотеза исследования: предположения учащимися о том, чем эвакогоспитали были важны для людей во время войны и их интересную историю, которую можно узнать и показать с помощью информационного альбома. Методы исследования: беседа, практическое задание. Оборудование для проведения исследования: разработанная информационный альбом учителем и подготовка материалов для учащихся, плотная бумага А4, цветная бумага, клей, ножницы, фломастеры, конверты с информацией о эвакогоспиталях. Ход исследования: 1. Сбор информации из разных источников (книги, интернет, рассказы). 2. Анализ информации, выбор ключевых фактов. 3. Создание информационной развертки. 4. Презентация проекта. |
9 |
Продукт проекта |
Информационный альбом о пяти эвакогоспиталях города Соликамск. |
10 |
Перспектива проекта |
Расширение знаний учащихся о местной истории, развитие творческих и исследовательских навыков, создание интересного макета и рассказа. |
Выводы по 2 главе
Проект «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска» представляет собой значительный вклад в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и роли Соликамска в тылу. Детальное исследование истории пяти эвакогоспиталей, основанное на анализе архивных документов и воспоминаний, позволит углубленно изучить вклад города в лечение и реабилитацию раненых бойцов. Этот проект не только расширяет знания учащихся о сложном периоде истории России, но и формирует у них чувство гордости за свой город и его жителей, проявивших самоотверженность и мужество в годы войны.
Актуальность проекта определяется необходимостью сохранения исторической памяти и передачи подрастающему поколению ценностей гуманизма и патриотизма, проявленных медицинскими работниками и жителями Соликамска. Ожидаемые результаты – повышение уровня знаний о Великой Отечественной войне, формирование исследовательских навыков у учащихся, а также создание информационного продукта, распространяющего знание о значимом вкладе Соликамска в победу.
Таким образом, проект не только способствует сохранению памяти о героизме и самопожертвовании медицинского персонала и жителей Соликамска, но и развивает навыки работы с источниками, анализа информации и формирования собственного мнения. Он способствует формированию гражданской ответственности и патриотических чувств, что является важной составляющей современного образовательного процесса.
Заключение
В ходе проекта «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска» была изготовлена информационная развертка, посвященная исследованию истории и функционирования пяти эвакогоспиталей города в годы Великой Отечественной войны. Анализ различных источников информации (архивные документы, воспоминания, периодическая печать) позволил систематизировать и обобщить данные о деятельности медицинских учреждений, роли Соликамска в тыловом обеспечении фронта и жизни людей в условиях военного времени.
Проект демонстрирует значимость системной работы с историческими данными для восстановления полной картины событий и показывает роль Соликамска в истории Великой Отечественной войны. Исследование способствовало не только углублению знаний о деятельности эвакогоспиталей, но и формированию представления о жизни города в годы войны, влиянии военных событий на его жителей.
Таким образом, проект «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска» является важным вкладом в сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне и расширяет понимание роли Соликамска в этом значительном периоде истории России. Результаты проекта могут быть использованы в образовательных целях, способствуя формированию патриотических чувств и гражданской ответственности у подрастающего поколения.
Список литературы
Нормативно-правовая литература
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования- приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 №286
3. Концепция духовно — нравственного развития и воспитания гражданина России 2009г.
Дополнительная литература
4.Социологический словарь
Интернет-источники
5. Виды внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://pedsovet.org/article/formy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-fgos-noo
6. Внеурочная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanio.ru/media/kursovaya-rabota-po-mdk0201-osnovy-organizatsii-vneurochnoj-raboty-v-nauchno-poznavatelnoj-deyatelnosti-tema-organizatsiya-proektnoj-deyatelnosti-obuchayuschihsya-na-vneurochnyh-zanyatiyah-na-primere-temy-rasskaz-o-permskoj-zemle-i-permskom--2862077
7. Галерея эвакогоспиталей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.archive.perm.ru/exhibits/evacuation/Districts/GorodSolikamsk.html
8. Задачи внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://media.halvacard.ru/family/chto-takoe-vneurochnaya-deyatelnost
9. Знакомство младшего школьника с деятельностью эвакогоспиталей в годы ВОВ в городе Соликамск [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/82315-znakomstvo-mladshego-shkolynika-s-deyatelynostyyu-evakogospitaley-v-gody-vov-v-gorode-solikamsk
10. Летопись Соликамской медицины [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gb1.solzdrav.ru/about/istoriya/letopis-solikamskoy-meditsiny/stati_21.html
11. Направления и формы внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://orionschool.ru/blog/tpost/to298bf5e1-chto-takoe-vneurochnaya-deyatelnost-v-sh
12. Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296"Об организации внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/documents/oiv/ps_mo_03_296_12_05_2011_r11.pdf
13. Соликамск в помощь фронту [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://solkam16.permschool.ru/site/pub?id=80
14. Соликамский эвакогоспиталь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ok.ru/group/55342164279314/topic/157591176222738
15. Что такое внеурочная деятельность и обязательна ли она [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://media.foxford.ru/articles/vneurochnaya-deyatelnost
Приложение 1
Структура внеурочного занятия
Тема: «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска»
Цель: развить у учащихся исследовательские навыки, любознательность и интерес к истории родного края через создание проекта о пяти эвакогоспиталях Соликамска.
Возраст: 9-10 лет
Планируемые результаты
Личностные результаты:
· Развитие чувства патриотизма и гордости за свою малую родину.
· Развитие умения работать в команде, оказывать помощь и поддержку друг другу.
· Проявление интереса к истории и культуре родного края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· Умение планировать свою работу, определять последовательность действий для создания макета.
· Корректировать свои действия в случае возникновения затруднений.
· Принимать и выполнять учебные задания.
Познавательные УУД:
· Анализировать и обобщать информацию о эвакогоспиталях Соликамска.
· Развивать умение работать с различными источниками информации (фотографии, тексты, карты).
· Развивать навыки исследовательской работы и умение делать выводы.
Коммуникативные УУД:
· Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
· Слушать и понимать речь партнера, вести диалог.
· Выражать свои мысли и идеи, используя разные формы общения (устную и письменную).
Предметные результаты:
· Овладение навыками работы с источниками информации.
· Узнать историю пяти эвакогоспиталей Соликамска.
· Объяснить роль эвакогоспиталей Соликамска во время войны.
Технологическая карта внеурочного занятия на тему:
«Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска»
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы |
УУД |
1.Организацио нный |
- Здравствуйте дети, меня зовут Сабрина Хасановна и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Перед тем как мы начнем, послушайте стихотворение. Воронки рядом, а не ямы. От каждой новой - в сердце след. Печально говорила мама: «Бинтов и йода больше нет».
А фронтовая вьюга свищет, Пурга касается лица. Фашистов перебил я тысячи Снежками около крыльца. - Вы послушали стихотворение, о чем оно?
- Совершенно верно, а как вы думаете были ли госпитали во время войны в нашем с вами городе Соликамске? Поднимите правую руку те, кто думает, что были.
- Вы правы, были. Может кто ни будь знает какие именно госпитали во время войны были в нашем городе?
|
Дети приветствуют учителя.
- Данное стихотворение про войну, про госпиталь.
Дети поднимают правую руку.
Учащиеся дают предположительные ответы.
|
Фронтальная |
Личностные: Развитие чувства патриотизма и гордости за свою малую родину. |
2. Постановка учебной задачи |
-Молодцы, может кто-то догадался какая тема сегодняшнего занятия?
- Вы были близки. Тема сегодняшнего занятия «Рассказ о пяти эвакогоспиталях Соликамска» (слайд 1)
- Посмотрите на слайд (слайд 2), здесь даны слова помощники, с помощью них поставьте цели на наше сегодняшнее занятие.
-Молодцы, сегодня на занятии мы познакомимся с историей эвакогоспиталей города Соликамск. Будем развивать умение работать в команде, а также изготовим информационный альбом.
|
- Тема сегодняшнего занятия: «Эвакогоспитали города Соликамск»
- Сегодня на занятии мы познакомимся с историей эвакогоспиталей города Соликамск. Будем развивать умение работать в команде, а также изготовим информационный альбом. |
Фронтальная |
Коммуникативные: Высказывать и аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать речь партнера, вести диалог.
|
3. Учебное действие |
- Сегодня на занятии мы поговорим с вами и о нашем родном городе -Соликамск. Закройте глаза и представьте себе город Соликамск, не такой, каким вы его знаете сейчас, а старый, немного загадочный, с домиками, прячущимися за высокими заборами. В годы Великой Отечественной войны в этом городе, среди соляных заводов и густых лесов, появились необычные гости -пять удивительных домов, наполненных теплом, заботой и чудесным ароматом трав. Это были эвакогоспитали – специальные больницы, куда привозили солдат с фронта. (при чтении звучит музыка) (слайд 3)
- Эвакогоспиталь № 3137 – разместился в бывшем здании городской больницы. Основной задачей был прием раненых с фронта и оказание им медицинской помощи. (слайд 4) - Как вы думаете в данном эвакогоспитале работали женщины или мужчины?
-Все верно, там работала добрая медсестра Аня. У неё были руки, словно волшебные: они умели успокоить любого плачущего малыша, быстро и аккуратно перевязывать раны, а её улыбка сразу же поднимала настроение даже самым грустным бойцам. Дети из соседних домов часто приносили ей цветы, собранные на лугах.
- Эвакогоспиталь № 2570. Этот госпиталь был размещен в здании педагогического училища, школы №1 и школы №7. Здесь оказывали помощь бойцам с тяжелыми ранениями конечностей, а также проводили сложные хирургические операции. Врачи этого госпиталя часто применяли новые методы лечения, такие как переливание крови и использование антибиотиков. (слайд 5)
- Как вы думаете, могут ли убрать педагогический колледж и построить что-то новое? Почему?
- Все верно, здание педагогического колледжа не праве убрать или поменять. - Эвакогоспиталь № 2696. В наше время – здание управления магниевого завода. Основное направление работы – лечение инфекционных заболеваний, таких как дизентерия и брюшной тиф. Врачи и медсестры делали все возможное, чтобы предотвратить распространение инфекций среди пациентов. - Дети, а как помечаются здания, которые внесли вклад в историю ВОВ?
- Верно, а данная табличка называется «Мемориальная доска», на которой написано, чем славилось здание во время ВОВ. (слайд 6)
- Следующий эвакогоспиталь № 3141, размещенный в здании бывшего санатория «Лесное», этот госпиталь специализировался на лечении ранений грудной клетки и живота. Здесь работали опытные хирурги, которые проводили сложные операции, спасая жизни многих бойцов. (слайд 7) - И последний Эвакогоспиталь № 5941. Этот госпиталь находился в здании жилого дома улицы Калиец. Он был предназначен для лечения легких ранений и проведения реабилитационных мероприятий. Здесь солдаты могли восстановить силы перед возвращением на фронт. (слайд 8) - Это 5 основных и очень важных эвакогоспиталей города Соликамск, которые во время ВОВ помогали нашим бойцам. - Дети, давайте проверим, насколько вы были внимательны. - Какой эвакогоспиталь находился в нынешнем здании пед. училища?
- Отлично, а как звали медсестру, у которой были «волшебные» руки?
- Молодцы. Все пять эвакогоспиталей Соликамска работали как одно целое, давая раненым солдатам шанс на выздоровление и надежду на встречу с домом. Они стали символом мужества, доброты и надежды в тяжёлые военные годы. И каждая история из этих пяти эвакогоспиталей – это маленькое чудо, которое напоминает нам о великой силе человеческой доброты.
- Дети, в память нашим солдатам, прабабушкам и прадедушкам мы проведем минуту молчания. Она поможет нам проявить память и выразить благодарность тем, кого уже нет с нами. - Встаньте из своих парт, опустите голову и закройте глаза. (слайд 9) - Откройте глаза и тихо сядьте за парты. - Чтобы знать о важных и памятных зданиях нашего города мы выполним с вами информационный альбом, который поможет вам лучше знать историю родного города. - Дети, как вы думаете, что такое информационный альбом? (слайд 10)
- Вы правы! Обратите внимание, что вы заранее разделены на 5 групп, и каждая группа, выполнит часть альбома, подберет информацию по своей части, после чего будет представление работ. - Но для начала давайте вспомним правила работы в группах. Какие правила работы в группе вы знаете?
- Все верно, а также необходимо всегда приходить к общему мнению. - Обратите внимание, у вас на столах лежат ножницы, клей, плотная бумага А4, фломастеры и конверт под номером 1. Если у вас все на месте, сядьте правильно.
- Обратите внимание, на слайде указаны правила работы с клеем и ножницами. Ознакомьтесь с ними самостоятельно. (слайд 11) - Ваши столы застелены клеенкой, а также на парте лежат салфетки. После работы с клеем не забудьте протереть руки. - У вас у каждого на столах находится конверт. Откройте его. У вас в конверте есть номер вашего госпиталя. Про него лист нашего альбома вы и будете делать. Также в конверте у вас есть фото вашего госпиталя и информация. Вам необходимо подробно изучить информацию и взять только ту, которая важна для истории вашего госпиталя. Вам важно проявить свои знания и фантазию, но в пределах разумного. - Поднимите руку, у кого возникли вопросы.
- Если во время выполнения работы у вас возникнут вопросы, поднимите руку, я к вам подойду. |
Учащиеся слушают учителя
- Я думаю женщины.
- Нет, потому что здание хранит историю.
- На зданиях есть табличка, которая показывает, что здание внесло свой вклад в историю ВОВ.
- Во время ВОВ там был эвакогоспиталь №2570.
- Медсестру звали Анна.
Дети отдают знак памяти и уважения.
- Информационный альбом – это альбом, с краткой информацией о человеке, здании и ли другое.
- Не шуметь, действовать сообща, учитывать мнение каждого члена группы.
Дети проверяют готовность к выполнению практического задания.
Дети задают вопросы учителю. |
Фронтальная, групповая |
Познавательные: анализировать и обобщать информацию о эвакогоспиталях Соликамска. Регулятивные: Умение планировать свою работу, определять последовательность действий для создания макета. Корректировать свои действия в случае возникновения затруднений. Предметные: Овладение навыками работы с источниками информации.
|
4. Этап контроля и самоконтроля. |
- Давайте посмотрим, какие работы у вас получились! Я вызываю группу, вы выходите и представляете свой эвакогоспиталь вкратце. - Выходит первая, вторая, третья, четвертая группы.
- Вы отлично справились с заданием, если мы сейчас соединим все листы, у нас получится целый альбом, который хранит историю нашего родного города во время ВОВ. Вы большие молодцы! Наше занятие подходит к концу, пора подводить итоги. |
- Дети выходят в группах и представляют свои работы. |
Фронтальная, групповая |
Личностные: Формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия. Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. |
5. Этап самооценки. |
- Дети, что такое эвакогоспиталь и зачем они были нужны?
- Отлично, а для чего в наше время на зданиях, которые раньше были эвакогоспиталями висит мемориальная доска?
- Молодцы, все верно. А какие эвакогоспитали на ваш взгляд были самыми важными во время ВОВ?
- А почему?
- Совершенно верно, каждый эвакогоспиталь вносил свой вклад для помощи и поддержки нашим солдатам во время ВОВ.
- Сегодня мы с вами выполнили информационный альбом про 5 эвакогоспиталей Соликамска во время ВОВ. Благодаря вашим знаниям, сплоченности каждая группа внесла свой вклад в работу. Теперь у нас есть альбом, пролистав страницы которого вы вспомните историю нашего родного города.
- На этом наш урок подходит к концу. Мне было приятно работать с вами.
И помните, что каждый из нас несет ответственность за сохранение мира. Даже маленькие поступки – доброта, взаимопомощь, уважение к другим – могут способствовать созданию более мирного общества. Давайте будем внимательны к происходящему вокруг и делать свой вклад в предотвращение конфликтов.
- До свидания!
|
- Эвакогоспитали – это здания, которые во время ВОВ помогали нашим солдатам, лечили, кормили их в данных зданиях.
- Мемориальная доска нужна для того, чтобы люди помнили и знали, чем славилось здание во время ВОВ.
- Я считаю, что все были важны.
- Потому что каждый эвакогоспиталь отвечал за что-то определенное.
- До свидания! |
Фронтальная |
Личностные: развитие адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.
Познавательные: стремление к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.