Введение
Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с современным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. В Федеральном государственном Образовательном Стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Подробнее остановимся на познавательных универсальных учебных действиях. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие средств массовой информации (СМИ) и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для учащегося. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом учащегося на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Наверное, никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен активизировать мыслительную деятельность учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, потому большинство учеников, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Роль математики в развитии логического мышления исключительно большая. Причина настолько исключительной роли математики в том, что это наиболее теоретическая наука из всех исследуемых в школе.
Педагогами неоднократно утверждалось, что развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начальной учебы. Умение мыслить логично, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждение поопределёнными правилами – необходимо условие успешного усвоение учебного материала. Такая тема как «Формирование познавательныхУУД в процессе обучения младшего школьника» очень актуальна сегодня.
Актуальность данной темы заключается в том, что учитель из-за отсутствия системы работы над этими заданиями не всегда знает, как сформировать у учащихся способность мыслить последовательно, по законам логики.
Логика – это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И. Кант). Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Овладение этими методами и означает умение мыслить.
Изложенные выше факты определили выбранную тему: «Формирование познавательных логических УУД младших школьников в процессе обучения на уроках математики посредством упражнений развивающего характера».
В связи с этим выделили объект исследования – образовательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования – процесс развития познавательных УУД.
Цель исследования: описать педагогический опыт по теме: «Формирование познавательных логических УУД младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера».
Задачи:
1) Изучить психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий.
2) Изучить, проанализировать научную, методическую литературу по теме: «формирование познавательных логических УУД в процессе обучения младшего школьника».
3) Ознакомиться с ФГОС НОО.
4) Дать понятия универсальным учебным действиям.
5) Изучить сущность познавательных УУД, их классификацию, структуру.
6) Изучить сущностные характеристики развития логических УУД младших школьников.
7) Изучить систему определения уровня освоенности УУД
8) Проанализировать УМК
9) Охарактеризовать систему средств, позволяющих формировать логические УУД.
10) Изучить педагогический опыт по данной теме.
11) Разработать педагогические рекомендации по данной теме.
Методы изучения:
1) Изучение методической, психолого – педагогической и учебной литературы по теме.
2) Анализ опыта учителей.
1. Психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий
1.1. Выписка из ФГОС НОО
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).
ФГОС НОО – это совокупность требований обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Цель создания ФГОС это улучшение образования.
Функции:
1. Для создания единства образовательного пространства РФ в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений.
2. Равные возможности получения качественного НОО
3. Для обеспечения приемственности основных образовательных программ
4. Сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ
5. Духовно нравственное развитие и воспитание обучающихся ступени НОО становление их гражданской индентичности как основы развития гражданского общества
6. Условия для эффективной реализации и освоения обучающимися ООП НОО в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Формирование критериальной оценки результатов освоения обучающимися ООП НОО деятельности педагогических работников образовательных учреждений; функционирование системы образования в целом.
Требования к результатам ООП НОО /Приложение 1/
1. К результатам освоение ООП НОО
2. К структуре ООП НОО, в том числе к соотношению частей ООП и их объёму, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса.
3. К условиям реализации ООП НОО, в том числе кадровым, финансовым, материально – техническим и иным условиям.
Функции УУД
1.Создание условий для саморазвития и самореализации личности
• готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться,
• формирование гражданской идентичности и толерантности жизни в поликультурном обществе,
• развитие высокой социальной и профессиональной мобильности
2. Регуляция учебной деятельности
• принятие и постановка учебных целей и задач,
• поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,
• контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности
3. Обеспечение успешности обучения
• формирование целостной картины мира
• формирование компетентностей в любой предметной области познания
• усвоения знаний, умений и навыков
1.2. Сущность познавательных УУД, их классификация, структура
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС. ФГОС НОО определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Володарской, И. С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова. В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. Это умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу,
4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. В ФГОС НОО содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий. Подробнее остановимся на познавательных универсальных учебных действиях.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Общеучебные универсальные действия: формировать поставленную цель, выделять необходимую информацию, моделирование построения модели, структурирование знаний, построение речевого высказывания, рефлексия, смысловое чтение. Логические универсальные действия: анализ объектов; синтез; сравнение, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Таким образом, в данном пункте мы дали характеристику познавательным УУД.
1.3. Сущностные характеристики развития логических УУД младших школьников
1.3.1 Личность ребёнка младшего школьного возраста
В психологии понятие «личность» используется в нескольких значениях. С точки зрения одних психологов, личность – это любой человек, обладающий сознанием. Другие психологи подчеркивают, что личностью следует называть лишь человека, достигшего определенного уровня психического развития. Известный психолог Л.И. Божович считает таким уровнем психологического развития уровень, который делает человека способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.А как же ребенок? Является ли он личностью? Возраст 6-7 лет является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. И от того, каков характер отношений ребенка с окружающими, во многом зависит, какие именно личностные качества сформируются у него. Поступая в школу, ребенок уже имеет определенные, начавшие формирование психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Важнейшее значение в этот период для формирования личности имеет его общение с другими детьми.
Таким образом, если рассматривать ребенка как личность с точки зрения достигшей определенного уровня развития, следовательно, ребенок поэтапно овладевает определенной системой знаний, развивая при этом психические процессы: восприятие, внимание, память и мышление, и развивается как личность в общении сверстников.
1.3.2 Знания и виды мышления
В психологии и педагогики высшей ступенью человеческого познания и становления личности является мышление – опосредованное и обобщенное отражение действительности. Становление личности ребенка связано с его знаниями и мышлением, которое формируется в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживается две противоречивые тенденции.
Первая – в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.
Вторая – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. Наиболее же часто им используется образное мышление, когда ребенок для решения задачи оперирует уже не самими предметами, а их образами. Его представления приобретают гибкость, подвижность. Он способен представить себе предметы в различных пространственных положениях, мысленно меняя их взаимное расположение. Развитию образного мышления способствуют наряду с учебной деятельностью и другие виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.). В младшем школьном возрасте начинает формироваться и высшая форма мыслительной деятельности – понятие. С 6 – 7 лет формируются абстрактные понятия о временных отношениях, причине и следствии, пространстве, количестве, мере и т.д. Формированию понятий должен помочь учитель. Он помогает детям раскрывать переносный смысл понятий. Понятие детей складывается на основе их чувственного опыта, представлений, знаний. Поэтому так велика роль учителя, который способствует формированию понятий у детей всеми доступными ему средствами.
1.3.3 Диагностические методики изучения универсальных учебных действий
Диагностика – практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач, а также совершенствования этой практики.
Целью диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с продуктивностью последнего.
Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Проверка - составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителями и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль отражает в себе оценивание как процесс и оценку как результат проверки. Оценки фиксируются в виде отметок.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности учащихся являются объективность, систематичность, наглядность.
Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном отношении педагога ко всем обучаемым, адекватном установленным критериям оценивания знаний, умений. Объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения.
Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.
Принцип наглядности заключается в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип требует оглашения и мотивации оценок. Оценка– это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является объединение результатов диагностических средств, обсуждение и их анализ.
Методика - этопедагогическая наука, которая исследует закономерности обучения определенному учебному предмету.
Цель работы: выявление уровня умственного развития учащихся начальных классов.
Нами были проведены диагностики на выявление сформированности универсальных учебных действий. /Приложение/
1.3.4 Развитие логики на уроках математики
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Нередко это приводит к тому, что развитие логического мышления в значительной мере идет стихийно, поэтому большинство учащихся, даже старшеклассников, не овладевает начальными приемами логического мышления (анализ, сравнение, синтез, абстрагирование и др.)
Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.
1.3.5 Роль универсальных логических учебных действий в учебном процессе
Классификация логических действий
Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).
Классификация логических действий включает:
1 - сравнение данных с целью выделения различия, определения общих признаков и составления классификации;
2 - анализ — выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;
4 - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
5 - сериация — упорядочение объектов по выделенному основанию. Что такое сериация? Сериация заключается в упорядочивании объектов по изменяющемуся (одному или нескольким) признакам. Она является необходимым условием формирования у детей понятия числа. Действие сериации включает следующие операции:
• выделение признака (одного или нескольких) при изменении его в ряду предметов, фигур;
• выстраивание ряда объектов по изменяющемуся признаку;
• построение фигуры в соответствии с выделенным принципом изменения фигур в рядах.
6 - классификация — отнесение предмета к группе на основе заданного признака. Более подробно о классификации – в дополнительном материале;
Что такое классификация? Классификация предполагает выбор оснований и критериев для отнесения объектов к определенной группе. Наряду с сериацией является необходимым условием формирования понятия числа. Классификация предполагает последовательность развития от образования классов объектов к решению задач на сериацию и классификацию одновременно, и, наконец, переход от одних средств изображения к другим (схемам).
Образование классов объектов включает следующую последовательность операций:
1. выделение основания для объединения объектов в группы;
2. нахождение обобщающего понятия для групп объектов и обозначение символами разных объектов и их признаков;
3. выделение существенных/несущественных признаков предметов и оснований группировки объектов;
4. смена основания группировки, т.е. образование из одних и тех же объектов разных классов по одному признаку;
5. классификация; отрицание понятия;
6. классификация по двум и более признакам;
7. обобщение — генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
8. доказательство — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Раскрытие понятия - в дополнительном материале.
Доказательство. Доказательство — установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Можно выделить простейшие умозаключения и доказательства:
- умозаключения по индукции;
- умозаключения по аналогии;
9 - подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;
Важный вывод
Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Именно в математике логические формы и отношения проявляются в явной форме как предмет усвоения учащимися. Логические действия, выступая инструментальным базисом математики, позволяет также упорядочить и систематизировать имеющиеся математические знания, вывести и конструировать новые знания.
Итак, именно математика, информатика и другие предметы естественно-научного цикла, позволяет целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывает возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах.
2. Анализ УМК «Перспективная начальная школа»
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей.
Основные задачи начального общего образования:
• Формирование познавательных интересов, готовность к самообразовательной деятельности с учётом индивидуальных способностей.
• Воспитание социально – психологической адаптированности к учебно- воспитательному процессу и к жизни в коллективе.
• Социально – нравственное воспитание.
• Формирование эстетического сознания младшего школьника.
Основные принципы концепции «перспективная начальная школа»
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.
Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности.
Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному. Например, алгоритмы вычитания, сложения, умножения, деления столбиком сначала «открываются» школьниками на основании соответствующих действий с числами в строчку. Затем они формулируются как закономерности и, наконец, используются как механизмы соответствующих математических операций. В «Окружающем мире»: из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами. В «Литературном чтении»: выделяется тот или другой литературный жанр, а затем при чтении каждого нового текста определяется его принадлежность к одному из жанров литературы и т. д.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.). Практическая реализация принципов РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ и принципов ПРОЧНОСТИ и НАГЛЯДНОСТИ становится возможной через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих как методике обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую структуру учебника, единую для всего комплект
3. Педагогический опыт по формированию познавательных логических УУД на уроках математики в начальной школе
Рассмотрен опыт Еськовой Ирины Александровны - учителя начальных классов I категории. МБОУ «Паньшинская СОШ». Опыт её работы 30 лет.
Тема опыта: Формирование логических УУД младших школьников на уроках математики посредством упражнений развивающего характера.
Одна из важных задач начального обучения – развитие у детей логических действий. Умение мыслить, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определённым правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления. Здесь главная цель работы по развитию логического отвлеченного мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые предлагаются им в качестве исходных, чтобы они смогли ограничиться содержанием этих суждений не привлекая других знаний.
Как научить каждого ребёнка мыслить и чувствовать? Как включить каждого ребёнка в познавательную деятельность, в процесс добывания истины? – вот та трудная задача, но вместе с тем очень важная.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного мышления, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной деятельности, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем.
Важную роль в развитии творческого мышления младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют их характер.
Важно, чтобы учитель мастерски подходил к выбору заданий, направленных на развитие логических действий. Ирина Александровна работает по УМК «Перспективная начальная школа» и она разработала ряд упражнений. /Приложении/
Заключение
В данной работе решался ряд задач.
Мы изучили и проанализировали научную, методическую литературу по теме: «формирование познавательных(логических) УУД в процессе обучения младшего школьника».
Выяснили психолого-педагогические основы формирования познавательных учебных действий. Ознакомились с выпиской из ФГОС НОО, с его целями, задачами, функциями. Дали понятия универсальным учебным действиям. Мы выяснили, как развивается личность ребёнка в младшем школьном возрасте, какие виды мышления необходимо развивать в процессе становления личности. Выяснилисущность познавательных УУД, их классификацию, структуру. Рассмотрели диагностические методики. Раскрыли роль познавательных логических универсальных учебных действий в учебном процессе. Проанализировали УМК «Перспективная начальная школа». Охарактеризовали систему средств, позволяющих формировать логические УУД.
Мы изучили и описали опыт работы Еськовой Ирины Александровны учителя начальных классов, 1 категории по формированию логических УУД на уроках математики посредством разнообразных упражнений развивающего характера, которые способствуют развитию у детей логических УУД, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности, умению просто, чётко и правильно излагать мысли.
В ходе решения последней задачи после рассмотрения опыта мы разработали следующие рекомендации:
- Начинать работу по развитию логических УУД советуем с изучения теории развития мышления младших школьников. При выборе упражнений следует помнить, что все задания классифицируются по основным познавательным процессам. Такими познавательными процессами являются: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитию же мышления уделяют особое внимание, и в курс математики включается система содержательно – логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации, выявление закономерностей, решение логических задач.
- Ценность развивающего задания определяйте не по тому, какую реакцию оно вызывает со стороны детей, а учитывайте, насколько оно эффективно поможет решить учебную задачу применительно к каждому ученику.
- Подбирая какое – либо задание продумайте следующие вопросы:
1) Какова цель задания. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе его проведения?
2) Посильно ли оно для учащихся всего класса?
3) Все ли учащиеся будут в одинаковой степени выполнять упражнение.
4) Подведите итоги.
Помните о том, что не все задания, выбранные вами равноценны с точки зрения влияния их на эффективность обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.