МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Кафедра общей экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
БЕЗРАБОТИЦА И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Работу выполнила__________________________ Долженко Е. А.
(подпись, дата)
Экономический факультет, 1 курс, группа 122
Специальность: Экономическая безопасность
Научный руководитель______________________ Суворова В. В.
(подпись, дата)
Нормоконтролер ___________________________ Суворова В. В.
(подпись, дата)
Краснодар 2019
Содержание
Введение3
1 Теоретические аспекты исследования безработицы и занятости населения5
1.1 Занятость населения: сущность, принципы и виды5
1.2 Показатели безработицы7
1.3 Социально-экономические последствия безработицы9
1.4 Факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы10
2 Особенности занятости и безработицы в РФ. 12
2.1 Анализ и современное состояние занятости в РФ12
2.2 Уровень безработицы по Краснодарскому Краю 16
2.3 Государственное регулирование занятости и безработицы18
Заключение 21
Список литературы23
Введение
Данная курсовая работа посвящена занятости и безработице населения, их виды, принципы и показатели. В настоящее время безработица одна из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества.
Актуальность темы обусловлена взаимосвязью экономических процессов с занятостью населения, имея глубокие причинно-следственные связи. Независимо от развития производства, занятость изменяется под воздействием присущих ей определенных внутренних закономерностей. Роль и влияние социальных предпосылок на процессы занятости еще более усилились с представлением гражданам права свободы выбора места и сферы приложения труда, смены рода занятий и освоения новой профессии. На основе преодоления известной изолированности, многих разделов социально-экономических программ развития стран, можно достаточно полно учесть интересы человека, как в потреблении, так и в сфере труда.
Особенную злободневность безработица получает именно сейчас – в период мирового финансового кризиса. Постоянное понижение курса рубля, как следствие - уменьшение количества выданных банком кредитов, спад производства, сокращение рабочих мест и вакансий и безработицы.
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема безработицы. Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство.
Цель курсовой работы является: изучить особенности безработицы и занятости населения.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
– изучить теоретический материал занятости;
– узнать состояние безработицы в экономике;
– проанализировать современное состояние занятости в стране;
– изучить государственное регулирование занятости и безработицы населения.
Объект исследования: безработица и занятость населения.
Предметом исследования моей работы является: социально-экономические проблемы безработицы и занятости населения.
В качестве информационной базы исследования были использованы учебники, учебные пособия, нормативно-правовые акты, кодексы, монографии.
Курсовая работа состоит из введения, двух
глав, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована
актуальность темы, сформулированы цели и задачи исследования, указаны объект и
предмет исследования. Первая глава включает четыре параграфа. В ней
раскрываются теоретические аспекты занятости и безработицы населения. Вторая
глава содержит три параграфа. Она содержит в себе анализ и уровень безработицы
и занятости в Российской Федерации. В заключении подведены итоги и сделаны
выводы исследования.
1 Теоретические аспекты исследования безработицы и занятости населения.
1.1 Занятость населения: сущность, принципы и виды
Занятость является важнейшей характеристикой экономики, одновременно представляет собой социальную проблему и экономическую категорию. Характеристика занятости, как экономической категории обозначена тем, что она исследуется непосредственно в процессе ее реализации в труде, где осуществляется соединение активной части населения со средствами производства.
Вместе с тем занятость есть характеристика общественного производства, под которым понимается совместная деятельность работников, обладающих определенным набором качеств по преобразованию предметов труда. Таким образом, занятость представляет собой механизм реализации взаимосвязей работников в процессе производства, т.е. выступает социально-экономической категорией.
В соответствии со ст. 1 Закона о занятости в РФ, занятость – это деятельность граждан, связанная с удовольствием личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Итак, занятость – это деятельность, то есть совокупность систематически осуществляемых актов целенаправленного поведения субъектов – граждан. [4]
Сущность занятости обозначена с нескольких сторон, а именно:
– закрепления работника за определённой сферой деятельности;
– услуги и блага, которые создает работник, материально вознаграждаются;
– организация процесса производства предопределяет необходимость соединения работника со средствами производства.
Применительно к занятости населения наибольшее значение, по мнению некоторых ученых, имеют следующие принципы:
– обеспечение равных возможностей всем гражданам, проживающим на территории РФ, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на содействие занятости;
– осуществление содействия занятости преимущественно специальными государственными и иными органами и организациями в определенных организационно-правовых нормах;
– добровольность вступления граждан, испытывающих содействию занятости граждан в правоотношения по содействию занятости;
– проведение специальных мероприятий, способствующих трудности в поиске форм занятости;
– сочетание интересов граждан, организаций (работодателей), регионов, государства правовых норм в сфере занятости. [12 c. 1-3]
Общие принципы, определяющие государственную политику в сфере содействия занятости населения, закреплены в статьях Конституции РФ (ст. 39), в Законе о занятости в РФ (ст. 5) и в других нормативно-правовых актах. К ни относят:
– свобода труда;
– обеспечение государственных гарантий защиты в сфере занятости населения;
– установление государственных гарантий защиты трудовых прав работников, обеспечение надзора и контроль над их соблюдением.
Специфические принципы, определяющие государственную политику в сфере содействия занятости населения, запреты в нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения отдельных категорий граждан.
По нашему мнению, такими принципами являются:
1 Дифференцированный подход к социальной защите различных социально-демократических групп и слоев безработных граждан.
2 Обеспечение всем безработным социально приемлемого уровня жизни.
3 Гибкость и действенность в осуществлении всех мер социальной защиты безработных.
4 Сочетание централизованного и локального регулирования в системе социальной защиты безработных.
5 Комплексность (системность) всех мер социальной защиты безработных. [7 c. 75]
Виды занятости:
– полная занятость – обеспечение работой всех нуждающихся в ней и желающих работать;
– продуктивная (эффективная) занятость – занятость, обеспечивающая высокий уровень производительности труда и эффективности производства, достойный доход и заработную плату, здоровье, возвышение личности;
– неполная занятость – занятость общественно полезным трудом лишь некоторой части экономически активного населения;
– сезонная занятость – периодическое (как правило, в определенные сезоны) вовлечение работников в общественно полезную деятельность в соответствии с природно-климатическими особенностями;
– периодическая занятость – чередование периодов трудовой деятельности с длинными периодами незанятости. [6]
Характеристиками эффективности занятости являются: оптимальность распределения трудового населения (трудовых ресурсов) по сферам общественно полезной деятельности, отраслям и секторам экономики; рациональность профессиональной и квалификационной структуры трудовых ресурсов; соотношение фактического и естественного уровней безработицы.
1.2 Показатели безработицы
На сегодняшний день уровень безработицы в России достаточно высокий. В 2019 году уровень безработицы в России достиг 4,9% (Таблица 1)
Уровень безработицы вычисляется по формуле
где U – численность безработных;
L – численность рабочей силы
Численность рабочей силы вычисляется по формуле
где E – численность безработных.
Таблица 1 – Безработица в Российской Федерации: динамика изменения в процентах по годам. [15]
Год |
Незанятость |
2014 |
5,2% |
2015 |
5,6% |
2016 |
5,5% |
2017 |
5,5% |
2018 |
4,9% |
Специалисты выделяют несколько причин безработицы в России:
– первая причина заключается в техническом прогрессе. Сегодня многие процессы на предприятиях и заводах выполняет современное оборудование. Если сравнить технологический уровень сегодня и 20-30 лет назад, то можно сделать вывод, что применение новых технологий значительно сокращает потребность в рабочей силе;
– экономический фактор. Во время экономического кризиса работники подпадают на сокращение из-за нежелания или невозможности оплаты их труда со стороны руководства, поэтому происходят массовые увольнения трудовых ресурсов:
- рост численности трудоспособного населения;
- низкая оплата труда.
Согласно статистистическим данным в апреле 2019 года численность трудоспособного населения Российской Федерации составила 76 000 000 человек, 72 300 000 из которых экономически занятые, то есть официально трудоустроены. Остальная часть населения являются безработными.
К числу регионов с самым высоким уровнем безработицы относятся Северо-Кавказский, Сибирский и Южный федеральные округа (11,0%, 6,8% и 5,9% соответственно). [16]
Снижению безработицы будет способствовать постепенное устранение барьеров, затрудняющих движение рабочей силы. Несмотря на снижение уровня безработицы, в условиях общего снижения рынка труда, численность занятых снизится.
1.3 Социально-экономические последствия безработицы.
Занятость и безработица являются основными характеристиками рынка труда. На сегодняшний день проблема роста уровня безработицы требует новых методов и способов к ее решению.
В неоклассической теории занятость зависит от двух факторов: предельной тяжести труда (фактор, определяющий предложение труда) и предельной производительности труда (фактор, определяющий спрос на труд). При этом размеры спроса на труд определяются предельным продуктом, производимым последним рабочим, цена которого и является справедливой ценой данного фактора производства.
Следовательно, уровень занятости в руках самих рабочих и их согласие работать за более низкую заработную плату увеличивают рост занятости.
Необходимо отметить, что именно за счет выталкивания в ряды безработных какой-то части экономически активного населения в системе восстанавливается равновесие.
Неоклассическая теория такой возможности не допускает, считая, что снижение заработной платы будет происходить до тех пор, пока рынок не поглотит избыток рабочей силы. [3 c. 32-33]
Как видим, классическая и неоклассическая теории допускают ситуацию временного нарушения равновесия, когда предложение труда и товаров оказывается выше спроса на них, но в их моделях решения проблемы восстановление равновесия спроса и предложения было снижение цен и заработной платы.
На сегодняшний день учёные-экономисты характерными для экономики России считают структурную безработицу, дополняемую безработицей циклической.
На сегодняшний день остро стоит проблема неформальной занятости, то есть такой, которая не оформляется трудовым договором. Поскольку отсутствие письменного трудового договора или контракта максимизирует нарушения трудовых и социальных прав и гарантий, неформальная занятость определяется как незарегистрированная занятость в формальном и неформальном секторе. [3 c. 35-36]
Безработица, в общем, имеет негативные экономические, социальные последствия. (таблица 2)
Таблица 2 – негативные последствия безработицы [11]
Социальные последствия безработицы |
Экономические последствия безработицы |
– Усиление социальной напряженности; – усиление социальной дифференциации; – падение трудовой активизации; – ослабление мотивации к труду; – отток квалифицированных работников за границу
|
– сокращение налоговых поступлений; – уменьшение ВВП страны; – падение жизненного уровня; – потеря квалификации безработных |
1.4 Факторы, влияющие на динамику занятости и безработицы.
Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:
– Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.
– Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.
– Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.
Итак, хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.
Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются:
1 Демографические факторы — изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.
2 Технико-экономические факторы — темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких российских производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.
3 Экономические факторы — состояние национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП: каждый “всплеск” безработицы связан со снижением реального объема ВНП.
4 Институциональные факторы — состояние законодательства, инфраструктуры рынка, специфика правил, обычаев, традиций и т. д. [8 c. 69-77]
Для объяснения динамики безработицы используется гипотеза о гистерезисе, согласно которой некоторые макроэкономические переменные не способны возвратиться к своим первоначальным значениям после того, как причина их изменений устранена. Временные изменения одних переменных приводят к постоянным изменениям другим. Так, например, безработные утрачивают часть своих навыков и способностей, представляющих человеческий капитал, так что они уже не могут работать даже после прекращения шокового воздействия, вызвавшего рост безработицы.
2. Особенности занятости и безработицы в РФ.
2.1 Анализ и современное состояние занятости в РФ.
Одним из главных макроэкономических показателей определяющих экономический потенциал любого государства, является состояние рынка труда. Под рынком труда понимается экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.
Рынок труда играет очень важную роль в современной экономике. Как крайне сложный распределительный механизм, он обеспечивает соединение работников с рабочими местами, тем самым оказывая влияние и на производительность, и на темпы роста, и на многие другие параметры экономики. Рынок труда обычно четко инстиитуцианализирован и его реакции во многом определяются конфигурацией и настройкой институтов. Действующие институты созданы для того, чтобы минимизировать последствия возможных провалов рынка, но и сами часто становятся источниками неэффективности и дополнительных барьеров.
Рынок труда характеризует показатель занятости и уровня безработицы. Они дают представление о количестве трудоспособного населения в стране в возрасте от 15 до 72 лет. Однако не все, попадающие в эту категорию люди имеют официальную работу в силу тех или иных обстоятельств.
Рынок труда характеризуется следующими чертами:
- большим количеством лиц, конкурирующим при найме конкретного вида труда;
- большим числом рабочих, имеющих одинаковую квалификацию, независимо друг от друга предлагают свой труд;
- ни одна фирма и ни один рабочий не контролирует ставку заработной платы. [18,c.225-226]
На основе данных об уровне безработицы в стране можно определить состояние экономики государства, а также перспектив его развития. Чем меньше этот показатель, тем стабильнее эффективнее функционирование социальных государство постоянно занимается разработкой различных направлений политики в области занятости.
Немало важными причинами снижения занятости среди населения являются экономические колебания, а также кризисные явления, ведущие к замедлению темпов экономического роста. Вследствие чего уменьшается и экономическая активность населения, которая отражается на деятельности таких всех отраслей народного хозяйства.
Росстат подвел итоги выборочного обследования рабочей силы по состоянию на вторую неделю апреля 2019 года.
Численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в апреле 2019 г. составила 74,9 млн. человек, из них 71,4 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,6 млн. чел. – как безработные, соответствующие критериям МОТ (т. е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней а обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в 2019 г. для населения в возрасте 15 и старше что составил 4,7% (без исключения сезонного фактора), для населения в возрасте 15-72 лет – 4,8%.
В конце апреля 2019г. в органах службы занятости населения (по данным Роструда) состояло на учете в качестве безработных 817 тыс. человек, что на 0,2% меньше по сравнению с мартом 2019 г. и на 7,8% больше по сравнению с апрелем 2018года. Среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля женщин в апреле 2019г. составила 46,7%, городских жителей – 65,2%, молодежи до 25 лет – 19,4%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности – 23,5%.
Таблица 3 – численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет. [15]
|
| квартал 2019 |
2019г. |
|
Апрель 2019г. к апрелю 2018г., (+,–) |
|
Февраль |
апрель |
Апрель 2018г |
|||
Тыс. человек |
|
|
|
|
|
Рабочая сила в возрасте 15-72 лет |
75015 |
75143 |
75005 |
74941 |
-1049 |
Занятые |
71402 |
71488 |
71488 |
71387 |
-891 |
В процентах |
|
|
|
|
|
Уровень участия в рабочей силе (рабочая сила к численности населения в возрасте 15-72) |
62,0 |
62,1 |
62,0 |
61,9 |
-0,8 |
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет) |
59,0 |
59,1 |
59,0 |
59,6 |
-0,6 |
Уровень безработицы среди сельских жителей (7,1%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,0%). В апреле 2019 г. это превышение составило 1,8 раза.
Главная роль в регулировании занятости населения и борьбы с безработицей принадлежит государству. В России достаточно эффективными средствами борьбы с безработицей, на наш взгляд, представляется следующие:
- переквалификация и профессиональное обучение безработных;
- государственная поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальных предпринимателей, как потенциальных «покупателей» рабочей силы на рынке труда;
- международная координация вопросов миграции для обеспечения защиты внутреннего рынка труда.
Специфика российской безработицы заключается в экономической нестабильности и значительного демографического расслоения по регионам.
Самая высокая безработица, например, наблюдается в регионах с высокой рождаемостью – кавказские республики, которые всегда отличались высоким статистическим уровнем безработицы занятости и безработицы.
Вторым по значимости «поставщиками» высокой безработицы являются так называемые моно-города – населенные пункты с большими градообразующими предприятиями кризисных отраслей хозяйства. В целом уровень безработицы держится на более-менее приемлемом уровне – около 5 %. Но, такого рода показатели всегда нужно рассматривать и анализировать в контексте расширенной статистики занятости и безработицы помимо других показателей экономики.
2.2 Уровень безработицы по Краснодарскому краю.
Уровень регистрируемой безработицы в Краснодарском крае на конец марта 2019 года составил 0,7% от численности рабочей силы (на конец марта 2018 года – 0,6%), подсчитали в Краснодарстате.
В марте этого года признано безработными 4,3 тыс. чел. Это на 45% больше , чем в марте 2018 года. Численность трудоустроенных безработных увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем на 39, 7%, с мартом 2018 года – на 5,3% и составила 1,5 тыс. человек.
Как РБК Краснодар сообщил ранее, в Краснодарском крае в 2016 – 2018 году было создано 131,5 тыс. новых рабочих мест. По этому показателю Кубань занимает третье место, уступая только Московской области(223,7 тыс. новых рабочих мест) и Москве (215,8 тыс.). [17]
Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах его главной производительной силы – рабочей силы, значительное сокращение потенциального ВВП и национального дохода страны, существенные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Экономические потери периода массовой безработицы – это психологический стресс, уступающий по уровню только смерти ближайшего родственника или заключение в тюрьму. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств. Под безработицей принято понимать, что это часть населения страны, которая достигла определенного трудоспособного возраста, не имеет работы и находится в поиске ее в течение определенного законодательного периода времени.
Трудоспособное население – это все те, кто по возрасту и по состоянию здоровья способны работать. А к рабочей силе относятся и занятые, и безработные. Если обратить внимание на тот факт, что безработица - это рабочая сила, а те, кто не имеет работы, но не отвечает требованию поиска работы. Подразумевается, что у этих людей отсутствует ориентация поиска работы на рынке труда. Существует также категория лиц, которые действительно хотели бы работать, но по тем или иным причинам отказались от поиска – это так называемое отчаявшиеся найти работу. Данную категорию людей относят не к безработным, а к лицам, не входящим в состав рабочей силы.
Краснодар, как один из самых крупных городов России имеет низкий уровень безработицы. Об этом нам говорит анализ статистических данных. Количество официально зарегистрированных безработных на конец 2015 года приходится 17.000 кубанцев, это 0,6 % что соответствует показателю августа текущего года. Из них 60%-женщин, 40%-мужчин. Молодежи, а именно неквалифицированные граждане до 30 лет составляет - 26%. Люди пенсионного возраста -17%. При этом 19% в крае меняют свою работу в течение одного года. А 11% нигде раньше не работали. Статистика показывает, сто сложнее всего трудоустроиться людям, не имеющим профессионального образования. Краснодарский край даже, несмотря на кризис в экономике, успешно развивает отличные результаты. В данный момент регион является основным поставщиком большей части сельхозпродукции для всей страны. Также хороший темп наблюдается в туристической отрасли, машиностроении, а также в легкой и пищевой промышленности. Область попала в ТОП-15 антикризисных регионов, где оценка основывалась на показателях объема ВРП, объема ВРП на душу населения и динамики промпроизводства. Благодаря таким показателям и такому росту – средняя зарплата увеличилась на 11 процентов, а уровень безработицы в Краснодаре признан одним из самых низких в стране. [5]
2.3 Государственное регулирование занятости и безработицы.
В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет ранок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.
Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство.
К числу фундаментальных по своему значению в экономике процессов, воздействия на которые не может остаться в стороне от государства, относятся трудовые процессы. Использование труда как определяющего фактора производства интересует государство с позиции достижения его высокой производительности, отдачи, предопределяющей величину производимого валового внутреннего продукта. Государство заинтересовано в определенной мере отвечает за обеспечение трудовой занятости и озабочено наличием безработицы. Государство призвано регулировать рынок труда, воздействовать на спрос и предложение рабочей силы, держать в поле зрения проблемы оплаты труда. Все это вместе свидетельствует о том, что управление занятостью, регулирование трудовых отношений составляют неотъемлемую часть государственного управления экономикой.
Государственное регулирование занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в целях повышения результативности и привлекательности, улучшения условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработных. Способы и механизмы регулирования занятости со стороны государства существенным образом зависит от характера общественно-политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность. [1 c. 218]
Наряду с законодательством о труде, действующим в условиях рыночных отношений, устанавливающим общие правила, условия, нормы отношений между нанимателями и нанимаемыми, в экономике рыночного типа используется система саморегуляции трудовых процессов, перемещения трудовых ресурсов, занятости. Такая система основывается на создании социально-экономической среды, условий жизнедеятельности и труда, которые оказывают необходимое воздействие на работников.
Из большого спектра проблем государственного регулирования занятости и рынка труда выделю его основные направления:
– регулирование развития системы рабочих мест;
– регулирование спроса на рабочие места;
– государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
– установление системы свободного выбора труда;
– законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;
– установление минимальной оплаты труда;
– функционирование государственных служб занятости;
– выплата государственных пособий по безработице.
Государственное регулирование занятости различается не только по странам, но и в одной стране в разные временные периоды. Меры государственного воздействия на рынок труда на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях различаются в условиях стабильно сформировавшейся рыночной экономики, в чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в переходный период в условиях становления смешанной экономики, что характерно сейчас для России. Конечно, при всех различиях есть и ключевые положения, на которых строится механизм государственного регулирования рынка труда, общий арсенал средств для стран рыночной экономики. Необоснованные трудовые претензии не могут быть удовлетворены даже в самом демократическом обществе, и рыночная экономика не представляет исключения. Более того, в рыночной экономике отторжение людей, не обладающих квалификацией, знаниями желанием добросовестно трудится, от доходных объектов труда способно носить более обособленный характер, быть выраженным резче, чем в централизованной экономике. Это нисколько не умаляет заботы государства о трудоустройстве людей, обеспечении занятости. Проблемы становления нового типа социально-трудовых отношений в России, социальная опасность безработицы, колебания спроса на труд и его предложения вынуждают государство обращаться к активной политике на рынке труда. [9 c. 380-381]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что проблема безработицы всегда будет занимать одно из первых мест в списке особо важных.
Также можно увидеть, что увеличилось среднее время поиска работы безработными, что свидетельствует о застойном характере безработицы. Снизился средний возраст безработных, что свидетельствует о возросшем уровне первичной безработицы.
Безработица имеет негативные социальные и экономические последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семьи, для каждого человека. Среди этих последствий увеличивается смертность от сердечных заболеваний, рост числа самоубийц и убийств, численность пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшений отношений в семье, рост преступности и т. д., ведь люди остро переживают не востребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.
Также стоить
отметить, что безработица - это так проблема, которая затрагивает все сферы
жизни общества. Она прямо влияет на экономику, а от экономики зависит и
благосостояние страны в целом. Также достойно внимания то, что безработица -
явление, которое уже долгое время присутствует в обществе. Это непосредственно
даёт понять, что современная политика государства не идеальна и имеет множество
пробелов. Они заключаются в недостаточном внимании к данной проблеме.
Отражается данный эффект на внутренних структурах борьбы с безработицей. Они
недостаточно развиты и даже если безработный заинтересован в нахождении новой
работы, то специальные службы не смогут ему помочь в той степени, в которой это
необходимо.
Такой же эффект присутствует и у молодого населения, которое только выпускается
с высших и средних учебных заведений. Люди порой и несколько лет находятся в
поисках работы и с каждой неудачей всё более отчаиваются. Из-за этого мы часто
видим, как человек с высшим образованием работает на низкооплачиваемых
должностях и к тому же не по профессии. В этом заключается проблема безработицы
в России.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое разветвление пофориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда, ведь именно нам в будущем придется взять на себя бразды правления государством, и нужно будет решать проблемы, ставшие неотлаженными уже на сегодняшний день.
Нужно расширять сеть научных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. Таким образом, комплексный подход к занятости и мерам ее регулирования, и социальной защите населения, позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - С. 218.
2 Вон, С. М. Безработица: ее причины и последствия / С.М. Вон // Молодой ученый. - 2016. - №17.1. - С. 71-77.
3 Всяких Ю.В., Огородникова С.И. Безработица как социальное явление и объект статистических исследований // Символ науки. - № 11-1 / 2016. – с. 32 – 36.
4 Закон о занятости в РФ [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/10164333/
5 Источник статистических данных по краснодарскому краю [элек-тронный ресурс]. URL: http: //www.kuban. aif.ru/ society/details/ 484917 (да-та обращей ения: 11.09.16) .
6 Исхакова Н. Б. Теоретическая концепция занятости населения. Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки» https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-kontseptsii-zanyatosti-naseleniya .
7 Кирьян Т.М., Шаповал Н.С. Определение влияния различных видов, форм занятости и безработицы населения на состояние национального рынка труда // Вестник экономической науки. - № 1 (28) / 2015. – с. 72 – 82.
8 Курносова Е.А. Анализ тенденций и особенностей безработицы в России // Вестник Самарского государственного университета. - № 8 (130) / 2015. – с. 69 – 77.
9 Кушлина В.И. Государственное регулирование экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. / Под ред.. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - С. 380-381.
10 Лыков А. В. «Безработица в России» 2015гг.- Электронный каталог КУБГУ.
11 Негативные последствия безработицы [Электронный ресурс] https://womanadvice.ru/posledstviya-bezraboticy
12 Орлова Е.Е. Понятие и принципы правового регулирования занятости населения. 2015 года c.1-3 КиберЛенинка[Электронный ресурс] URL;https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-printsipy-pravovogo-regulirovaniya-zanyatosti-naseleniya .
13 Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект). - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Изд-во РАГС. - С. 361.
14 Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда./ Под ред..- М.: Издательство “МИК”, 2016г.
15 Современное состояние занятости в России 2019 года [Электронный ресурс] https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zanyatost-naseleniya-rossii.html
16 Уровень безработицы в России [Электронный ресурс] https://visasam.ru/russia/rabotavrf/bezrabotica-v-rossii.html
17 Число безработных в Краснодарском крае. [Электронный ресурс] https://www.rbc.ru/krasnodar/freenews/5cc2ee949a7947d0872678e2
18 Экономическая теория: учебник / Е.А. Аникина, Л.И. Гавриленко. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2014. – 413 с.. Электронный ресурс. Дата обращения 02.01.2018. Режим доступа: //http://portal.tpu.ru/SHARED/h/HUBUS/metodichka/tutorial/Anikina.pdf
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.