Курсовая работа Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы «Тела, вещества, частицы»
Оценка 5

Курсовая работа Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы «Тела, вещества, частицы»

Оценка 5
Домашнее обучение +7
docx
биология +1
Все классы
09.05.2022
Курсовая работа Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы «Тела, вещества, частицы»
Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы «Тела, вещества, частицы»
Kursovaya_rabota_Edysheva_Valeria_Sh-37.docx

МИнистерство образования и науки пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский социально – педагогический колледж имени А.П. Раменского»

 

 

 

Курсовая работа

по МДК.02.01 Основы организации внеурочной работы в научно-познавательной деятельности

Тема: Организация проектной деятельности обучающихся на внеурочных занятиях по окружающему миру в 3 классе на примере темы «Тела, вещества, частицы»

 

Выполнила:           Едышева Валерия Александровна, группа Ш-37                     

                               44.02.02 Преподавание в начальных классах

                                                                                 (наименование специальности)       

Руководитель:  Ковалева Жанна Александровна, преподаватель колледжа                                              

 

Допущен к защите: «__» ______________ 2021 г.

Защита состоялась: «__» _______________ 2021 г.

 

Отметка «__» (_______________)

 

 

Соликамск, 2021

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ............................................... 5

1.1. Процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе.......... 5

1.2. Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности ............................................................................................................................ 9

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ................................................................................... 13

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.... 14

2.1. Что такое исследование и исследовательская деятельность...................... 14

2.2. Учёные дидакты, занимавшиеся темой исследования в начальной школе   17

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ................................................................................... 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................. 23

ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................................ 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Особенностями изучения курса «Окружающий мир» является то, что он имеет комбинированное содержание, так как объединяет два образовательных направления такие как: «Естествознание» и «Обществознание», то есть содержит большой материал по содержанию. Изучение данного предмета предполагает формирование общеучебных знаний, умений и навыков, в частности, формирование знания наблюдать. Все это требует достаточно больших временных затрат. Решить все задачи обучения, развития и воспитания в рамках только уроков невозможно. Поэтому необходимость организации внеурочной деятельности младших школьников должна быть отнесена к разряду обязательных. Развитие же наблюдательности только в рамках уроков при их ограниченном количестве невозможно. Внеурочная работа позволяет решать не только обозначенные выше задачи, но и способствует расширению знаний, полученных на уроках, их конкретизации, формирует умения и навыки практического характера, вызывает интерес к изучаемому материалу, развивает самостоятельное мышление младших школьников. Все это позволяет утверждать, что данная тема актуальна.

Актуальность проектной деятельности во внеурочной работе сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методы проектно - исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Данная тема связана с тем, что после постановки темы, мы можем сказать, что после проведения внеурочного занятия, у детей младшего школьного возраста сформируются определенные понятия о том, что такое «тело», «вещество», «частицы», «атомы», после этого получат представления о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных, телах живой и неживой природы; мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); научатся ставить и проводить опыты, также определять тела, вещества и частицы.

Цель данной работы теоретическое изучение проектной деятельности во внеурочной работе по окружающему миру.

Объект работы: процесс организации проектной деятельности на внеурочных занятиях.

Предмет работы: рассмотреть проектную деятельность во внеурочной работе по окружающему миру в 3 классе по теме «Тела, вещества, частицы».

В соответствии с предметом, целью работы были поставлены следующие задачи:

1.     изучить нормативно – правовые требования к организации внеурочной работы с детьми младшего школьного возраста;

2.     рассмотреть организацию проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста;

3.     анализ учебно-методического комплекта (УМК) на предмет формирования понятий «тело», «вещество», «частицы»;

4.     разработать дорожную карту внеурочной проектной деятельности по окружающему миру в 3 класс по теме «Тела, вещества, частицы».

Методы исследования:

1.     анализ педагогической и методической литературы;

2.     анализ содержания учебно-методического комплекта (УМК);

3.     обобщение теоретического материала.

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ

1.1. Процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе

В «Словаре русского языка» Евгеньевой А. П. внеурочный процесс (работа) характеризуется как процесс, происходящий, производящийся сверх или помимо уроков.

В учебнике «Педагогика» Подласого И.П. внеурочная работа характеризуется как, форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным и групповым заданиям учителя.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно -воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Задачи внеурочной деятельности (работы)

1.     Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.

2.     Развитие инициативы и творчества детей.

3.     Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества.

4.     Пропаганда здорового образа жизни.

5.     Познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации.

6.     Мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности.

7.     Прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями.

8.     Прививать интерес к исследовательской деятельности.

Планируемый результаты от внеурочной деятельности:

·        создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

·        творческая самореализация детей;

·        формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

·        психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка;

·        реализация игрового сюжета в деятельности детей.

 

 

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.

Таблица 1. Виды внеурочной деятельности и их характеристика. Формы

Направления

Виды

Формы

Спортивно – оздоровительное

Игровая деятельность  

Познавательная деятельность

Проблемно – ценностное общение

1.       Кружок

2.       Студия

3.       Секция

4.       Клуб

Духовно – нравственное

Досугово – развлекательная

деятельность (досуговое общение)

Художественное

творчество

1.       Факультатив

2.       Научное общество

3.       Конференция

4.       Слет

Общеинтеллектуальное

Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)

1.       Игра

2.       Соревнование

3.       Турнир

4.       Встреча

Общекультурное

Трудовая (производственная)

деятельность

Спортивно оздоровительная деятельность

1.       Концерт

2.       Спектакль

3.       Практика

4.       Экскурсия

5.       Культпоход

6.       Туристический поход

Социальное

Туристско краеведческая деятельность

1.       Субботник

2.       Десант 

 

В таких формах как: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования - общественно полезные практики и других.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении осуществляется через:

1.     учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной;

2.     дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);

3.     образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

4.     организацию деятельности групп продленного дня;

5.     классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

6.     деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагога-психолога, педагога-логопеда) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

Р.А. Петросова отмечает, что огромное значение во внеурочной работе имеет развивающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника, в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Развивающая функция внеурочной деятельности заключается в выявлении скрытых способностей, интересов ребенка.

Известно, что семья играет существенную роль в ознакомлении ребенка с природой и социальной средой, её участие в этом, безусловно, приносит, положительный эффект. Учитель, может руководить этим процессом как опосредованно, так и непосредственно.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Следую можно сказать, что внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса, а вот проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности и актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребёнка.  Таким образом, внеурочная работа в отличие от урока менее регламентирована и более индивидуальна.

1.2. Особенности организации проектной деятельности во внеурочной деятельности

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.

Проектная деятельность – это способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов считают одним из современных методов обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С. Пoлат, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее.

В конце XX в. проектирование превратилось в распространённый вид умственной деятельности.

Проектный метод в школьном образовании – это альтернатива классно-урочной системе.

Метод проектов – это педагогическая технология, нацеленная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых. Активное включение учащихся в создание проекта даёт возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.

Наконец, участие в проектировании развивает исследовательские и творческие данные личности: способность к самоопределению и целеполаганию, способность к со организации различных позиций ориентироваться в информационном пространстве.

Таким образом, целью проектной деятельности является:

1.     Формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении.

2.     Формирование универсальных учебных действий.

3.     Развитие познавательного интереса учащихся.

4.     Реализация принципа связи обучения с жизнью.

Задачи проектной деятельности:

1.     укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы проектной деятельности;

2.     вовлечение в творческое проектирование новых его членов;

3.     расширение области тематического исследования в проектной деятельности;

4.     совершенствование электронной формы проектов;

5.     поиски новых направлений и форм творческого проектирования;

6.     расширение границ практического использования проектных работ учащихся;

7.     укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно – образовательной сфере;

8.     активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление разнообразных взаимополезных контактов.

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент - работа над темой (это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах).

Второй компонент - работа над проектами (это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т. е. продукта).

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты — это представления с использованием предварительно изготовленных изделий.

Приступая к организации внеурочной проектной деятельности в начальных классах, следует учесть, что большинство младших школьников еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы зависят от различных ситуаций. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока у детей не угас интерес. Успех в данной работе во многом зависит от правильности выбора темы проекта. При выборе темы проекта необходимо учитывать следующее: тема должна быть оригинальной, интересной ребенку, увлекать его, можно использовать элемент неожиданности, необычности. При этом тема должна быть выполнимой относительно в короткие сроки и своим решением приносить реальную пользу участникам проекта. Так же, выбирая тему, необходимо учитывать возможный уровень решения проблемы, желание ребенка, возможность учителя и исследовательской базы.

В начальной школе внеурочная проектная деятель­ность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Таким образом, можно сказать, что, не смотря на все те изменения во ФГОС НОО, которые происходят и по сей день, внеурочная проектная деятельность в данном документе имеет большое значение. Универсальные учебные действия, которые мы, как педагоги (учителя, тьютеры, трансляторы), формируем у обучающихся, не развивались бы в такой степени, если бы в процесс обучения и воспитания не включалась проектная деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1 главе.

1.     Внеурочная работа представляется не как самостоятельная часть целого, а как подчиненная по своему содержанию классной работе. Объединяет классную и внеурочную работу, превращая при этом внеурочную работу в необходимый компонент классной работы, также и то, что содержание внеурочной работы вытекает из содержания обучения, соответствует ему, дополняет и углубляет его, хотя может и значительно отличаться от него. Основной задачей внеурочной работы является развитие интересов учащихся в направлении, соответствующем содержанию обучения и возникающем в процессе классной работы.

2.     Внеурочная работа как форма организации учебной деятельности учащихся обусловлена необходимостью решения обязательных учебных задач, заложенных в государственной программе. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка.

3.     Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальной школе. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации.

4.     При правильной организации, проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.

5.     В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

2.1. Что такое исследование и исследовательская деятельность

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Исследование — это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

В процессе проведения исследовательской деятельности учащиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире.

Таким образом, у детей на подсознательном уровне формируется представление о некоторых нравственных нормах и закрепляются определенные формы поведения.

Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и развивает лидерские качества.

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Это использование педагогами определенных форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. К ним мы относим:

·         умение видеть проблемы;

·         умение задавать вопросы;

·         умение выдвигать гипотезы;

·         умение давать определение понятиям;

·         умение классифицировать;

·         умение наблюдать;

·         умение проводить эксперименты;

·         умение делать выводы и умозаключения;

·         умение структурировать материал;

·         умение доказывать и защищать свои идеи.

Структура проекта и исследования имеют много общего, но стоит развести эти понятия:

Проект — это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации.

Исследование — это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся – это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов:

1.     постановку проблемы,

2.     изучение теории, посвященной данной проблематике,

3.     подбор методик исследования и практическое овладение ими,

4.     сбор собственного материала, его анализ и обобщение,

5.     научный комментарий, собственные выводы.

На окружающем мире исследования не только возможны, но и необходимы, однако при условии, что учитель и ученик совместно действительно совершают какое-то открытие, которое для ребёнка до сих пор было неизвестным фактом. Такое отношение учащихся к проводимым исследованиям более серьёзное и вдумчивое, они начинают высказывать массу гипотез и предлагают разные варианты увиденного.

Однако детей к исследовательскому поиску надо готовить. Без накопления определённых знаний и умений, которые помогают детям анализировать, подмечать изменения, проводить конкретный опыт, их исследовательская деятельность невозможна.  Важную роль в этом процессе играют экскурсии в природу.

Для развития исследовательских умений у детей, проводились уроки – исследования по окружающему миру. Нетрадиционные уроки в практике занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Урок – исследование - один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью.

Таким образом можно сказать, что мы определяем учебно-исследовательскую деятельность младших школьников как специально организованную, познавательную творческую деятельность учащихся, по своей структуре соответствующую научной деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, и имеющую ряд определенных характеристических признаков.

2.2. Ученые дидакты, занимавшиеся темой исследования в начальной школе.

Становление дидактики, как видим, происходило крайне медленно, особенно на ранних этапах формирования общества. Это напрямую зависело от способностей человека к учению. Существует такая точка зрения, согласно которой эта способность развивалась вместе со способностью изготавливать более совершенные орудия труда. На процесс обучения существенное влияние оказывали и другие факторы, например рост производства, торговля и т. д.

Постепенно у человека появились все условия для возникновения теории обучения. Первые попытки систематизировать эту теорию были сделаны в XVII веке Яном Амосом Коменским (1592—1670). Он стал автором огромного труда под названием «Великая дидактика». Значение его исследований неисчерпаемо. Именно ему принадлежит мысль — «учить всех всему». Коменский вывел некоторые принципы и правила обучения детей. Тогда Коменским и была создана дидактика, воплотившая в себе все новые идеи. Более того, дидактика продолжила на практике осуществлять воспитание и обучение детей.

И.Г.Песталоцци (1746-1827), швейцарский педагог, стал основоположником методики начального обучения. Он известен также своей идеей элементарного одного обучения.

И.Ф.Гербарт (1776-1841) немецкий ученый, философ, психолог и педагог в своей педагогической системе центральное место отвел теории обучения, т.е. дидактике. Он развивал идею воспитывающего обучения: в его процессе решаются и специфические задачи обучения, и развивается многосторонний интерес, в том числе нравственный, эстетический, религиозный и другие. Он разработал теоретические основы дидактики с позиции ассоциативной психологии.

Эндрю Белл (1753-1832) — английский священник и педагог, а также Джозеф Ланкастер (1778-1838) — английский педагог — основатели, организаторы и практики системы взаимного обучения, получившей распространение в Англии, Индии, Франции, Дании, США, России и других странах. По этой системе более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учениками.

А.Дистервег (1790-1866) — учитель немецких учителей, подробно разработал принципы и правила обучения как общедидактическую теорию, а также и методики преподавания отдельных учебных предметов.

Большой вклад в теорию и практику обучения, образования и исследования внес крупный американский ученый-философ, педагог Джон Дьюи (1859-1952). Он разработал идею развития у учащихся интеллектуальных способностей через практическую и исследовательскую деятельность.

Следую можно сказать, что исходя из той информации, которая была подобрана, многие учёные дидакты приложили немалые усилия для дальнейшего развития образования и исследования, посредством коммуникации преподавателя и учащихся в начальной школе. А именно разработанные концепции учёных предполагают развитие школьников в интеллектуальном, творческом и духовно-нравственном направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 2 главе.

1.     Систематическое проведение сезонных экскурсий и наблюдений приводит к тому, что школьники постепенно приобщаются к исследовательской деятельности с помощью проблемных или творческих заданий. Деятельность учащихся направлена на то, чтобы осмыслить задание в целом и последовательно решить все задачи.

2.     Содержанием наблюдений является то, что дети могут познать в непосредственном контакте с природой; та сенсорная информация, которая исходит от самих объектов и которую дети могут получить самостоятельно при условии специальной организации наблюдений педагогом.

3.     Для развития познавательного интереса школьников при изучении курса «Окружающий мир» важно включить в процесс обучения внеклассные мероприятия: игры, конкурсы, и викторины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводимая под руководством учителя внеурочная работа способствует формированию у школьников познавательных интересов.

Внеурочная деятельность помогает детям открыть для себя прекрасный мир природы, открывает большие возможности для формирования основ научного мировоззрения, развивает творческие способности детей.

Внеурочная работа, являясь составной частью учебного процесса способствует развитию мышления, памяти, устойчивого внимания и таких качеств личности как любознательность, наблюдательность, трудолюбие.

Важную роль в накоплении знаний о природе играет склонность детей к запоминанию ярких образов.

Интерес к учению снимает перегрузки учащихся, создает эффект личностного причастия в учебном процессе, является источником активной творческой деятельности, основой их ответственного и действенного отношения к учению.

Проектная деятельность - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Главная цель проектного обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и проектного обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского и проектного поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность.

Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская - проектная, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ciur.ru/izh/kg_izh/doclib38/Внеурочная%20деятельность%20по%20ФГОС.pdf

2.      Григорьев Д.В., Куприянов М.С.: Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. 2011.-76 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://www.studmed.ru/grigorev-d-v-kupriyanov-b-v-programmy-vneurochnoy-deyatelnosti-hudozhestvennoe-tvorchestvo-socialnoe-tvorchestvo_b7c2e51caf6.html

3.     Деятельность выдающихся дидактов, их основные творческие достижения [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://mylektsii.su/11-107740.html

4.      Евгеньева А.П. Словарь русского языка // Внеурочный процесс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://obuchalka.org/20190828113443/slovar-russkogo-yazika-v-4-h-t-evgenevoi-a-p-1999.html

5.     Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://infourok.ru/doklad-na-temu-issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-na-urokah-okruzhayuschego-mira-2051244.html

6.     Краеведческие проекты и исследовательская деятельность на страницах учебника «Окружающий мир» издательства «Бином. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://files.lbz.ru/authors/nsh/2/pr-5-pr-issl-d.pdf#:~:text=Исследовательская%20деятельность%20(ИССЛЕДОВАНИЕ)%20–%20это,итогам%20выдвижения%20и%20проверки%20гипотез

7.     Методические основы использования технологии современного проектного обучения в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/09/18/metodicheskie-osnovy-ispolzovaniya

8.     Научное исследование и исследовательская деятельность учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlo-liceum44.ru/wp-content/uploads/2015/08/Различение-учебного-и-научного-исследования..pdf

9.     Организация и содержание внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://infourok.ru/doklad-na-temu-organizaciya-i-soderzhanie-vneurochnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-fgos-noo-699942.html

10. Организация исследовательской деятельности младшего школьника на уроках «Окружающий мир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  https://scienceforum.ru/2012/article/2012002179

11.  Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. — 2-е изд., доп. —  М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. — 574 с. — (Основы наук) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cross-kpk.ru/ims/ims%202014/3/files/Подласый%20И.П.%20Педагогика.pdf

12.  Раскрытие понятия «проектная деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/raskrytie_ponyatiya_proektnaya_deyatelnost-153534.htm

13.  Российская педагогическая энциклопедия // Исследование в педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/2403/ИССЛЕДОВАНИЕ_в_педагогике

14. Технология проектного обучения при реализации ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8152/2/22Orlova.pdf#:~:text=Проектов%20-%20педагогическая%20технология%2C%20которая,человеческой%20деятельности%20в%20социокультурной%20среде

15.  Учебное издание. Внеурочная деятельность. Выпуск 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://primimc.ru/doc/fgos/sb_VD%20.pdf

16.  Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/

17.  Формирование УУД через проектную деятельность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie-uud-cherez-proektnuyu-deyatelnost-275275.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

 

ФИО участника: Едышева Валерия Александровна

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: Тела, вещества, частицы

Тема проекта: «Что такое тело?»

Исследуемый объект: тело

Цель проекта: формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой

Продукт проекта: Мини-справочник «Тела, вещества, частицы» (страница с информацией о телах)

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Личностные результаты: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Метапредметные результаты:

·        Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

·        Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

·        Коммуникативные УУД: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Предметные результаты: познакомятся с понятиями «тело»; получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и природных; телах живой и неживой природы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

Постановка проблемы

Учитель через беседу подводит обучающихся к теме, целям, задачам проекта

Обучающиеся ведут с учителем беседу, отвечают на вопросы, тем самым озвучивая тему, цель, задачи и проблему проекта.

Поставленная цель, задачи, проблема.

Проектирование работы

Учитель направляет на правильное составление плана проекта.

 

Обучающиеся по направлению учителя составляют план проекта.

 

План проекта.

 

Поиск информации

1.       Учитель объясняет, в какой форме будут работать обучающиеся.

2.       Учитель назначает организаторов групп и распределяет обязанности между группами.

3.       Учитель даёт задание организаторам, распределить обязанности в группе.

4.       Учитель даёт определённое время и раздаточный материал (энциклопедии, информация из интернет-источников)

5.       Учитель наблюдает за работой в группе, в случае необходимости помогает.

1.       Обучающиеся распределяются на 13 групп по 2 человек (работа в парах)

2.       Назначаются организаторы групп.

3.       Организаторы распределяют обязанности в группе.

4.       Поиск информации в группе.

Обработанная информация.

Продукт

1.       Учитель демонстрирует примерные работы.

2.       Учитель даёт инструкцию к выполнению (техника безопасности)

3.       Учитель следит за выполнением работы.

1.       Обучающиеся рассматривают примерные работы.

2.       Обучающиеся внимательно слушают инструкцию учителя.

3.       Обучающиеся выполняют работу, при этом соблюдая инструкцию учителя.

Страницы с информацией о теле для мини-справочника

Презентация

Учитель вызывает группы для демонстрации продукта.

Обучающиеся демонстрируют готовый продукт проекта.

Готовые страницы с информацией о теле для мини-справочника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

 

ФИО участника: Едышева Валерия Александровна

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: Тела, вещества, частицы

Тема проекта: «Что такое вещество?»

Исследуемый объект: вещество

Цель проекта: формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой

Продукт проекта: Мини-справочник «Тела, вещества, частицы» (страница с информацией о веществах)

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Личностные результаты: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Метапредметные результаты:

·        Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

·        Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

·        Коммуникативные УУД: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Предметные результаты: познакомятся с понятиями «вещество»; получат представление о том, что каждое тело состоит из веществ.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

Постановка проблемы

Учитель через беседу подводит обучающихся к теме, целям, задачам проекта

Обучающиеся ведут с учителем беседу, отвечают на вопросы, тем самым озвучивая тему, цель, задачи и проблему проекта.

Поставленная цель, задачи, проблема.

Проектирование работы

Учитель помогает вспомнить план проекта, который был составлен на прошлом занятии.

Обучающиеся по направлению учителя вспоминают план проекта.

 

План проекта.

 

Поиск информации

1.       Учитель объясняет, в какой форме будут работать обучающиеся.

2.       Учитель даёт задание организаторам, распределить обязанности в группе.

3.       Учитель даёт определённое время и раздаточный материал (словари, информация из интернет-источников, «планшеты»).

4.       Учитель наблюдает за работой в группе, в случае необходимости помогает.

1.       Обучающиеся работают в прежних группах (13 групп по 2 человека).

2.       Организаторы распределяют обязанности в группе.

3.       Поиск информации в группе.

Обработанная информация.

Продукт

1.       Учитель демонстрирует ещё раз примерные работы.

2.       Учитель даёт инструкцию к выполнению (техника безопасности)

3.       Учитель следит за выполнением работы.

1.       Обучающиеся рассматривают примерные работы.

2.       Обучающиеся внимательно слушают инструкцию учителя.

3.       Обучающиеся выполняют работу, при этом соблюдая инструкцию учителя.

Страницы с информацией о веществах для мини-справочника

Презентация

Учитель вызывает группы для демонстрации продукта.

Обучающиеся демонстрируют готовый продукт проекта.

Готовые страницы с информацией о веществах для мини-справочника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

 

ФИО участника: Едышева Валерия Александровна

Класс: 3

Предмет: Окружающий мир

Тема: Тела, вещества, частицы

Тема проекта: «Что такое частицы?»

Исследуемый объект: частицы

Цель проекта: формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой

Продукт проекта: Мини-справочник «Тела, вещества, частицы» (страница с информацией о частицах) + готовый мини-справочник

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Личностные результаты: формирование понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности; развитие познавательных интересов, учебной мотивации.

Метапредметные результаты:

·        Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

·        Познавательные УУД: ставить и формулировать проблемы, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (опыта); передача информации.

·        Коммуникативные УУД: стоить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию.

Предметные результаты: познакомятся с понятиями «частицы»; получат представление о том, что в каждом теле и веществе есть частицы.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Продукт

Постановка проблемы

Учитель через беседу подводит обучающихся к теме, целям, задачам проекта

Обучающиеся ведут с учителем беседу, отвечают на вопросы, тем самым озвучивая тему, цель, задачи и проблему проекта.

Поставленная цель, задачи, проблема.

Проектирование работы

Учитель помогает вспомнить план проекта, который был составлен на прошлом занятии.

Обучающиеся по направлению учителя вспоминают план проекта.

 

План проекта.

 

Поиск информации

1.       Учитель объясняет, в какой форме будут работать обучающиеся.

2.       Учитель даёт задание организаторам, распределить обязанности в группе.

3.       Учитель даёт определённое время и раздаточный материал (словари, информация из интернет-источников, «планшеты»).

4.       Учитель наблюдает за работой в группе, в случае необходимости помогает.

1.       Обучающиеся работают в прежних группах (13 групп по 2 человека).

2.       Организаторы распределяют обязанности в группе.

3.       Поиск информации в группе.

Обработанная информация.

Продукт

1.       Учитель демонстрирует ещё раз примерные работы.

2.       Учитель даёт инструкцию к выполнению (техника безопасности)

3.       Учитель следит за выполнением работы.

1.       Обучающиеся рассматривают примерные работы.

2.       Обучающиеся внимательно слушают инструкцию учителя.

3.       Обучающиеся выполняют работу, при этом соблюдая инструкцию учителя.

Страницы с информацией о частицах для мини-справочника

Презентация

1.       Учитель вызывает группы для демонстрации продукта.

2.       Учитель помогает в составлении мини-справочника

1.       Обучающиеся демонстрируют готовый продукт проекта.

2.       Обучающиеся вместе с учителем составляют мини-справочник

1.       Готовые страницы с информацией о частицах для мини-справочника

2.       Готовый мини-справочник «Тела, вещества, частицы»

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИнистерство образования и науки пермского края

МИнистерство образования и науки пермского края

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ........

Оглавление ВВЕДЕНИЕ ........

ВВЕДЕНИЕ Особенностями изучения курса «Окружающий мир» является то, что он имеет комбинированное содержание, так как объединяет два образовательных направления такие как: «Естествознание» и «Обществознание», то…

ВВЕДЕНИЕ Особенностями изучения курса «Окружающий мир» является то, что он имеет комбинированное содержание, так как объединяет два образовательных направления такие как: «Естествознание» и «Обществознание», то…

Цель данной работы теоретическое изучение проектной деятельности во внеурочной работе по окружающему миру

Цель данной работы теоретическое изучение проектной деятельности во внеурочной работе по окружающему миру

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий…

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий…

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности

Р.А. Петросова отме ᶧ чае ᶧ т, что огромное ᶧ значение ᶧ во вне ᶧ урочной работе ᶧ име ᶧ е ᶧ т развивающая функция

Р.А. Петросова отме ᶧ чае ᶧ т, что огромное ᶧ значение ᶧ во вне ᶧ урочной работе ᶧ име ᶧ е ᶧ т развивающая функция

Следую можно сказать, что внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса, а вот проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности и актуальность проектной…

Следую можно сказать, что внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса, а вот проект — наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности и актуальность проектной…

В конце XX в. проектирование превратилось в распространённый вид умственной деятельности

В конце XX в. проектирование превратилось в распространённый вид умственной деятельности

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная

Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная

При э т о м те м а д о лжна б ы ть в ып о л н имой о т н о си…

При э т о м те м а д о лжна б ы ть в ып о л н имой о т н о си…

Выводы по 1 главе. 1.

Выводы по 1 главе. 1.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

В процессе проведения исследовательской деятельности учащиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире

В процессе проведения исследовательской деятельности учащиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире

Структура проекта и исследования имеют много общего, но стоит развести эти понятия:

Структура проекта и исследования имеют много общего, но стоит развести эти понятия:

Однако детей к исследовательскому поиску надо готовить

Однако детей к исследовательскому поиску надо готовить

На процесс обучения существенное влияние оказывали и другие факторы, например рост производства, торговля и т

На процесс обучения существенное влияние оказывали и другие факторы, например рост производства, торговля и т

По этой системе более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учениками

По этой системе более успевающие ученики под руководством учителя вели занятия с другими учениками

Выводы по 2 главе. 1.

Выводы по 2 главе. 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проводимая под руководством учителя внеурочная работа способствует формированию у школьников познавательных интересов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проводимая под руководством учителя внеурочная работа способствует формированию у школьников познавательных интересов

Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность

Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1

Исследовательская%20деятельность%20(ИССЛЕДОВАНИЕ)%20–%20это,итогам%20выдвижения%20и%20проверки%20гипотез 2

Исследовательская%20деятельность%20(ИССЛЕДОВАНИЕ)%20–%20это,итогам%20выдвижения%20и%20проверки%20гипотез 2

Российская педагогическая энциклопедия //

Российская педагогическая энциклопедия //

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Метапредметные результаты: ·

Метапредметные результаты: ·

Поиск информации 1.

Поиск информации 1.

Приложение 2 Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Приложение 2 Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Поиск информации 1.

Поиск информации 1.

Приложение 3 Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Приложение 3 Дорожная карты организации внеурочной проектной деятельности

Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; преобразовывать практическую задачу в познавательную

Учитель наблюдает за работой в группе, в случае необходимости помогает

Учитель наблюдает за работой в группе, в случае необходимости помогает
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.05.2022