Введение……………………………………………………………………..….....................3 |
Глава I. Теоретические основы толерантности 1.1. Различные подходы к пониманию толерантности …………………………...6 1.2. Толерантность в образовательной среде…………………………..…………11 1.3. Особенности формирования толерантности у учащихся.................................15 Выводы по главе…………………………………………....................................................20 Глава II. Эмпирическое исследование толерантности 2.1. Организация и процедура исследования……………………………………………21 2.2. Методы и методики исследования…………………………………………………..22 2.3. Результаты исследования…………………………………………………………….23 2.3.1. Результаты описательной статистики…………………………………………….24 2.3.2. Результаты сравнительной статистики.…………………………………………..26 Выводы по главе…………………………………………………………………………..27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..……30 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………..32
|
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Возрастная и педагогическая психология»
Толерантность в образовательном пространстве
Содержание
|
|
|
Введение
Развитие толерантности является беспристрастной нуждою современного сообщества. В критериях формирования новых социально-экономических отношений особенное значение приобретает неувязка научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В именно это время настоящий период развития русского образования, сообщества и страны является довольно сложным и противоречивым. Социальная непостоянность заключительных десятилетий привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Одной из самых острых проблем современного постиндустриального общества является миграция. Миграция – это не просто перемещения людей с одного места жительства на другое, а сложное социально-психологическое, этнографическое, экономическое, правовое и политическое явление.
Вследствие этого, перед педагогическим коллективом встают задачи: помочь адаптироваться учащимся не только к социуму, но и к учебному процессу, воспитывать в одноклассниках толерантное отношение к новичку, сохранить в ребёнке ценное отношение к своей культуре и обогатить её ценностями, созданными другими культурами.
Наиболее уязвимыми участниками образовательного процесса являются школьники. Подростковый возраст — важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли, происходит становление ценностной сферы личности. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.
К сожалению, современные дети все чаще проявляют негативные черты, такие как агрессия, недоброжелательное отношение к другим, злоба. На это есть множество причин.
Эти качества дети перенимают от взрослого населения. Сегодня распространена нетерпимость, средства массовой информации пропагандируют культурный эгоизм. Семьи детей также часто проявляют подобные качества.
Поэтому как никогда актуален вопрос изучения толерантности и поиска методик воздействия на детей в пределах образовательных организаций с целью воспитания в них толерантности. Нужно научить детей уважать свободы и права людей, даже если они не похожи на тебя.
В отечественной литературе так же рассматривается проблема толерантности: по Н. А. Бердяеву, — это уровень нравственной сознательности, Н. К. Рерих трактует терпимость как активную форму взаимодействия, а для Л. Н. Толстого — это смирение, непротивление злу насилием, для Серафима Саровского — умение любить.
Объект исследования: толерантность как психологический феномен.
Предмет исследования: уровень общей толерантности у школьников подросткового возраста.
Цель исследования: эмпирическое изучение общей толерантности школьников подросткового возраста.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по проблеме исследования, дать характеристику понятия толерантность.
4. Провести эмпирическое исследование общей толерантности школьников подросткового возраста;
5. Проанализировать результаты исследования и дать характеристику толерантности школьников подросткового возраста.
Гипотеза: общая толерантность школьников подросткового возраста превалирует над интолерантностью.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
2. Практические: (педагогическое наблюдение, диагностика, опрос, статистическая обработка).
Выбраны следующие методики исследования:
1) Методика диагностики общей коммуникативной толерантности по В. В. Бойко. (Приложение 1)
2) Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова. (Приложение 2)
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения различных аспектов толерантности и в практической деятельности психологов.
Эмпирическая база исследования: МАОУ Тугулымская СОШ 26, 6А класс. Общий объем выборки составил 25 человек в возрасте 11-13лет, из них 13 мальчиков и 12 девочек.
Структура и объём работы: введение, две главы (теоретическая и эмпирическая), выводы, заключение, список использованных источников и приложения. Полный объём работы составляет 40 страницу; количество приложений - 5; количество использованных источников - 25.
Глава I. Теоретические основы толерантности.
1.1. Различные подходы к пониманию толерантности.
С точки зрения психологии, толерантность (от лат. tolerantia — терпение) - это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение (уважение, принятие, понимание-признание), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). [6; с.233].
возникновения и - это обнаружение людьми, , , культурами и на их (война или ). свойства, , все это вероятные которые либо проявления (свободно это нет). [3; .88].
Реан А. А. понятие . - это ценность и гражданского , в праве быть ; устойчивой различными , , этническими и группами; к различных , цивилизаций и ; к пониманию и с , различающимися по , , убеждениям, и . [19;с.35].
как соц. установка и 3-х ее структуры (, и когнитивного).
А.В. четыре толерантности: как , как системы , как совокупности , как системы и ценностей. [13; .89].
также , трактующий как . К примеру, в Коджаспирова Г.М. толерантности так: устойчивость; к ; этническая ; стойкости () ; устойчивость к ; к конфликту; к отклонениям. [11; .302].
Л.С. подчеркивает, что «» не терпимость или . Она – признание и другого, к его , религиозным или . [6; с.462].
для определения категорию , , вроде как, различий меж ( группами), с наличия . Предполагается, что человеку (другое, , ), не утрачивая при собственной .
, толерантность мы как личности, в отношение к в целом, , , иным , их , самому , в ситуациях , ценностей, , которые в увеличении к .
По словам Г. , не сводится к терпимости в тех, кто от большинства в объективных или .
Толерантность обилия , ориентирует на воззвание к традициям, и . Право : собой , не при всем под всеобщего .
в новом - выживания , условие между .
На период обучения с самых обучения. В четкое толерантность в « принципов » конференции от 16 1995 , значит «, и правильное контраста мира, самовыражения и гуманной ».
образом, на можно , как , 5 толерантных , отличающихся по толерантности:- как установка, как и к иному, ;
- как культурологическая ( словами - выражения);
- как , как хладнокровие к ;
- к тому, кто нам ;
- толерантность по к , кто наносит не нам, а кому , но нам нет дела. [18; .85]
Как из выше , судить, что владеет функциональной . не пассивное, , а активная зрения и к терпимости во имя меж , социальными , во имя взаимодействия со культурной, , либо .
Употребительно к Запорожец А. видов .
1. (натуральная) .
Она любопытство и , характерные . Они не и не определяют его Я, процесс , ее персонализации еще не дал личного и , к наличию поведения и .
естественной ребенку в любом , до жестокого с ним. В случае она, как, психическую и сберечь с семьей, но с невротизирует , снижая себя, , чувств и .
2. толерантность.
тип терпимость, с (внешним «Я» ). В той или мере она взрослых и в стремлении эмоции, эмоциональных . Тут место , т. личность не , которая у , но остается . моделью взаимоотношения типа « так , что мне приходится вас , …». Похожая , к , представляется реалий и семейного . И поколений из проявляемой его по отношению к друг .
3. толерантность. в как почтение и , необходимых для , так и , и принятие мира, ценностей и , и желаний, и . Это дает не бояться и и конфликты, никому по не . Собственно, это и , зрелая . Для ее уровня надлежащие , используя . Им предоставляется подсказкой и для в своей .
На толерантных влияет , которые на и личные. мы находим , общественного , массовой . К относят , возрастные . [3; с.124].
задачи на современном довольно в и практически во науках.
, по сферам распознают по : политическая , толерантность, , административная . к личности по различают видов : (естественная) , толерантность и .
1.2. Толерантность в
Толерантность – понятие, она не для исследования и .
вероятные и ее общественные отображают :
• равноправие ( к социальным , , образовательным и для всех от пола, , , религии и др.);
• для участия в всех ;
• взаимоуважение или общества, и отношение к (инвалидам, , сексуальных и др.);
• и развитие и языков ;
• возможность традициям для культур;
• при условии, что это не и возможности общества;
• и в решении ;
• позитивная в уязвимых , межрасовых , в между .
аспекты для самых , начиная от и класса и в целом.
обучения и поколения в :
1) воспитание в и понимания , многообразия их и ;
2) обучение отказа от , мирных для разногласий и ;
3) идей и к другим, и , базирующихся на и собственной и к признанию существования в и социальных .
этого возникновение в образования , возможно, как толерантности. Она целью , способной находящуюся .
Формирование как свойства стать всех среды. задачки и всеохватывающего .
водящие , когда оно . Во-1-х, фон образовательного ( устойчивость, , социально-психологический ) как толерантного . От того, как с учащимися, меж , в результаты и . Уважающие преподаватели, на различные и , сумеют эти же у собственных .
По причине толерантности задачей . преподавателя.
просит главных :
1. труженики должны к благожелательность, , .
2. Педагог не одних за унижения .
3. обязаны учащихся, познаний и , но не кнутом в .
4. Обязаны абсолютно воспитательного .
5. В учреждении паритетных административно-командных.
6. от субъект к субъект .
, формирование на , состоящую в и учащихся к с , с собой , партнеров по . у учащихся исполняется воспитания. На выступает относительно к , индивиду значимые , чтоб таким, он . Цель - ему развить социально , чтобы он особенность и мир с самим.
- воспитание и и гуманности к народам, , - ставит цель - всеединство . с юношества видеть в положительные , развитию контактов, дела и к людям , вероисповедания и так
, личностно , которое на личностно . Преподаватель, формы , выстраивает на базе , которые поделить на и . Развитию в педагогическом :
· установки на в ;
· признание на свою и ее ;
· умение и партнера;
· насчет с напарника;
· к и сопереживанию.
, мы , какая ставится системы . формирования наиглавнейшим позиции , имеющей и интересы и , будет , их , но в одно с относящейся к и иных .
По Б. С. Гершунского, образования в XXI в. - это в человеческих и менталитета , утверждению « » в человеческой .
1.3. формирования у об.
атмосферы , к необыкновенностям , меньшинств и процесс. ту роль, сыграть и общественность в и укрепления в русском . в ребяческом и закладываются дела к среде, стереотипы и .
Для толерантности , так как на деле начинает между , из различных с жизненным и с коммуникативной .
В.В. полагает, что для в классе эти противоречия в к некой , формированию , основанной на , как комплекса членами , представлений, и , а также и артефактов, класс по препятствий и характера на к .[7; с.206].
и толерантности в у школьников подросткового возраста , планомерно . Формирование не и не должно , оно даст только в , когда толерантности повседневно.
, как было , в себя: к , снисходительность , терпение, , обладать , , умение не , эмпатия, иных.
Л.В. следующие и формирования у подросткового возраста:[2; с.97].
1) с принципом достоинства без людей;
2) того, что – уникальная ( воспитания у к различиям );
3) понимание взаимодополняемости как различий ( понять, что их выступать как друга , как каждого из них в );
4) понимание взаимозависимости как действий ( приучить к проблем и при выполнении , наглядно , как каждый при через );
Ю.К. определил формирования у в школе. [1; .114].
К ним : организация , чтобы возможность , а узреть в либо или ; помощи в внешкольной , общественного их от непосредственного ( , приятельские ) до общественной ( расслоение, , публичное ). звучит про сознания и направленности .
Л.С. предложена и форм поведения :[6; .347].
1) формирования на уровне ( , рассказ на , внушение, , диспут, );
2) организации и опыта (упражнение, , , поручение);
3) толерантного ( , наказание).
формирования как личности в школе:[6; .348].
1) .
- раскрытие , , экономических и нетерпимости, в насилия и ;
- интолерантности;
- опыта , то опыта ;
- формирование у представления об их и и правах и ;
- развитие ( достоинство , его точку , мнение;
- в взаимоотношения с ;
- уважительно к другой , вероисповедания;
- из конфликтных ;
- выражать и переживания;
- и другого.
2) , так как в нем участие и субъективные
3) , которая действием .
4) Длительность , что формирование достаточно времени.
5) , предполагает взаимодействие и .
Объекты и культуры:
1) творчество: ; ; скороговорки; песни; сказки; ; ; легенды.
2) : поэзия, .
3) средства : объекты ( костюмы, ; предметы искусства; ); кинофильмы, , , аудиовизуальные ).
4) Игра: , деловая , народные , игры .
5) Учебно-познавательная .
6) : непосредственное, , , демократическое.
7) : общественно , художественно-эстетический .
Методы :[20; .99].
1) Методы личности: , , разъяснение, , , этическая , , личный .
2) организации и опыта : упражнение, , , требование, .
3) Методы и деятельности: , , и в наименьшей .
4) Активные развития: (упражнения на и толерантности к ; упражнения и ); в активной ( терапия, , , куклотерапия); ( игра, , групповая ); деятельность.
работы:[20; .99].
1) и классные , .
2) Кружки в компонента.
3) : видов , национальной .
4) : общения, (КИД).
Л.Г. , что направления связано с средств в педагогическом и в себе:[22; .76].
1) детей с человеческого ;
2) детьми , что человек –
3) понимание взаимодополняемости как различий
4) принципа как совместных .
образом, учеников на толерантной в себе: отношением людьми, к , разных , почтение , обучение , общению, , создания для детьми , активное по воспитания и во толерантности , положительной в , исследование из обилия и особенностей .
ПО ГЛАВЕ
В мною понятие «» и его , проанализированы с различными , проявления .
Таким , можно как
1) переносить среды;
2) к чему-либо ;
3) к чужим , , поведению.
толерантности в возможности, иных, от , религий, , , личностей, и т.д., не в их дела и не их, различия в и не дискриминации.
Под же понимать , , нетерпимость к , отличных от , , позиций, , , этносов, в , религиозной, и нетерпимости к ним до агрессии.
II. исследование
2.1. и процедура
работа на МАОУ СОШ №26, в 6А учится 25человек в возрасте 11-13лет: 13 и 12 девочек.
в с выдвинутыми поделена на по (девочки и ) и на по уровню (толерантный и )
проводилось на , так что на заполнение 40 минут. получил для ответов и с инструкциями. В ученикам полная , кратко исследования и инструкция по . Большое уделено на для заинтересованности к заданий. Их на недопустимость по ответам в и каких-либо собой. было ознакомиться с и возникшие . того как ответы на предлагалось к работе над .
2.2. и методики
Для уровня у школьников выбраны :
3) Методика коммуникативной по В. В. . (Приложение 1)
толерантности В.В. оценить в отношений вы подвержены , а причину , для вас легче не его либо разрешения . поможет места и реакции, и в межличностном подкорректировать, коммуникационный и эффективным.
4) « толерантности» Г.У. , О.А. , О.Е. Хухлаев, Л.А. .( 2)
Стимульный составили , как общее к миру и , так и социальные в сферах , в месте и интолерантность . В включены , отношение к соц. (меньшинствам, людям, ), установки ( к оппонентов, к решению и совместной ). внимание толерантности -( к лицам и этнической , к этнической , культурной ). Три опросника на таких , как этническая , соц. , толерантность как .
2.3. Результаты
данные в таблицу 1. ( 3)
из полученных , интерпретация .
2.3.1. описательной
В оценки и эксцесса , что распределение от . В ситуации, признака от , интерпретация невозможна, мы опираться на по таблице 2 ( 4).
По статистикам, мы , человек в опросах – 25 человек, на вопросы и наибольшая , их значения, а так же .
результатов по коммуникативной по В. В. показал, что в средний - 15 человек - 60% ( 1). Это о том, что большинство , что такое , они стремятся в классе, к одноклассникам , эмоционально , помогать и нуждающимся в , но эти проявляются .
уровень у 4 учащихся – 24%. Им общий с , они замкнуты в , с идут на , поверхностное о , негативно к другой .
различия выборками ( на медианы), с диагностики толерантности по В. В. отметить, что уровень >0,05, мы вывод, что уровня у 6А класса значений в . Иными – нормальному .
1 – Гистограмма диагностики толерантности по В. В.
По проведения - "Индекс " сделать , что в преобладает толерантности – 16 – 64% ( 2). Такие респонденты, для сочетание как , так и черт. В ситуациях они толерантно, в проявлять .
уровень у 6 человек – 24%. свидетельствуют о человека и у выраженных по отношению к и людям.
толерантности у 3 – 12%. Представители обладают толерантной .
различия выборками ( на медианы), с экспресс - " толерантности" , что статистически p>0,05, мы , что распределение толерантности у 6А соответствует в генеральной . словами – распределению.
2 – показателей - опросника " "
2.3.2. Результаты
Для сравнительного выбраны – Уитни , так как в представлены , не соответствующие распределения, так как и по модулю , чем их ошибки. выборки различия по некоторым . сравнительного проведенных в Таблице 3 ( 5).
достоверные в по полу(Таблица 4).
Таблица 4 – Результаты сравнительного анализа в подвыборках по полу
Показатель |
U-критерий |
Уровень значимости |
Средний ранг |
|
М |
Д |
|||
Уровень толерантности |
41.5 |
0,416 |
27.44 |
16.28 |
Уровень интолерантности |
4 |
0,420 |
3,4 |
8,68 |
Из 4 видно, что различия и девочками по и интолерантности. То , мы , что среднее у мальчиков выше и составляет 27.44балла, а у – 16.28 балла.
различия по и интолерантности. Как следует из таблицы 4, среднее значение толерантности учащихся 6 класса - как у девочек (16.28), так и у (27.44) среднего их . Это говорит о превалировании толерантности в классе над интолерантностью.
, гипотеза о том, что учащихся 6А класса над интолерантностью, подтверждение.
ПО
Проанализировав в эмпирического , мы можем выводы:
1) в обладают уровнем толерантности, .
2) обучающиеся 6А преобладанием развития , что о невысоком интолерантности,
, гипотеза о том, что учащихся 6 класса над интолерантностью, .
Заключение
Итак, рассмотрена проблема воспитания толерантности у подростков. В первой главе рассмотрено множество понятий толерантности. Не смотря на такое многообразие мнений по данному вопросу, в общем и целом понятие толерантности достаточно четко едино - это умение проявлять терпимость и уважение к окружающим, независимо от их личностных качеств. Современное состояние общества характеризуется усилием социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров. При этом во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической агрессии, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма.
В нами последующая : изучение школьников подросткового возраста.
Для цели определено ряд .
первую , мы научную по исследования и толерантность, вывод, что - это нравственная и психическая к во имя взаимопонимания меж , группами, во имя со сверстниками , государственной, социальной .
вторую , мы ряд диагностик с уровня . Провели две и преобладание общей в 6А . Обнаружены по выраженности и . То есть, мы , что значение как у , так и у мальчиков значения . Это о том, что в классе .
Проведённое выдвинутую и показало, что у учеников 6А класса над интолерантностью.
могут для дальнейшего аспектов и в деятельности .
.
использованной
1. Ю.К. Методы в общеобразовательной . М.: , 2006, № 9. – 159 c.
2. Л.В. толерантности в деятельности и . /Ярославский . - 2003. - № 1.- .96-101.
3. Г.Л. Социальная . – СПб.: Изд-во . , 2005. – 247 с.
4. Л.И. и её формирование в : Психологическое . - М.: , 2005. – 274 с.
5. Б.С., Н.В. Детская . – М.: , 2008. – 213 с.
6. Л.С. психология. – М.: , – 536 с.
7. Давыдов В.В. процесса школьников.- М.: ИПП, – 261 с.
8. С.Д. Практический для психолого-педагогического : пособие для . . — М.: Гуманитар, изд. , 2005. — 32 с.
9. А.В. психологические : В 2 т. Т.1. – М., – 289 с.
10. Кленова Н.В. Что о толерантности // в школе. – – № 10. – С.
11. Коджаспирова Г.М. . – М.: Академия, – 423 с.
12. И.Ю. Возрастная . – М.: , 2006. – 355 с.
13. А.В. педагогика: . пед.вузов / Под ред. В.А. . – 5-е изд., доп. – М.. центр «», – 205 с.
14. Мухина В.С. . – М.: Педагогика, – 431 с.
15. Р.С. Психология.т.2. - М, , – 381 с.
16. Никишина Т.В. и работа в учреждениях. – : , 2005. – 46 с.
17. И.П. в развитии . – .: Речь, – 49 с.
18. И.А. Толерантность и . – М.: , 2007. – 188 с.
19. А. А., Я. Л. Социальная . СПб., 2005. – 307 с.
20. М.Н., Л.В. Ковальчук М.А. у школьников. – М.: , 2006. – 163 с.
21. Л.И. личность: // Воспитание . – - №5. – С.18-22.
22. Л.Г. в общеобразовательной : материалы. – СПб.: , - 128 с.
23. Худик В.А. детского : исследования - К., , – 268 с.
24. Шадриков В.Д. .- М.: МПСИ: : НПО , 2005. – 142 с.
25. Д.Б. психология. – М., МГУ, – 128 с.
1
.
Вам ответить на 45 , на 9 блоков, из отражает поведения в общения. от 0 до 3 баллов, , насколько приведенные по к вам. Будьте , вы для себя.
0 — ; 1 балл — в степени; 2 — в значительной ; 3 — верно в .
Тестовый к :
1.
1. Медлительные действуют мне на .
2. раздражают , люди.
3. игры с .
4. Оригинальные, чаще на меня .
5. во всех насторожил бы .
2.
1. обычно из несообразительный .
2. раздражают .
3. Я тяготился бы с для меня в , самолете, он инициативу.
4. Я бы случайного , уступает мне по и культуры.
5. Мне общий с иного .
3.
1. Современная неприятные внешним ( , косметика, ).
2. люди впечатление .
3. Представители в моем не симпатичны мне.
4. тип (женщин), я не .
5. Терпеть не партнеров с уровнем.
4.
1. , что на надо тем же.
2. Мне скрыть, мне чем-либо .
3. раздражают , в споре на .
4. Мне неприятны .
5. Обычно мне от замечания в или нервного , толкается в .
5.
1. Я привычку .
2. Невоспитанные меня.
3. Я себя на том, что кого-либо.
4. Я по делаю .
5. Я люблю .
6.
1. Меня , когда в час пик они в транспорте или в .
2. в номере с человеком — для пытка.
3. не соглашается в с правильной , то это раздражает .
4. Я нетерпение, мне .
5. Меня , партнер по-своему, не так, как мне .
7.
1. Обычно я , что обидчикам по .
2. Меня в ворчливости.
3. Я нанесенные мне , кого я или .
4. Нельзя бестактные .
5. деловой заденет мое , я на , тем не менее, .
8.
1. Я людей, в чужую .
2. я не одобряю ( ), которые при рассказывают о .
3. Я стараюсь от , когда жаловаться на жизнь.
4. я без внимания друзей ().
5. Мне нравится из родных или .
9.
1. Как , мне трудно на партнерам.
2. Мне с людьми, у характер.
3. я с приспосабливаюсь к по совместной .
4. Я поддерживать с странными .
5. всего я из на своем, понимаю, что .
Подсчитывается , полученных по признакам. баллов — 135, по из — 15.
1-45 толерантности степень низкая 125-135 окружающих
Бойко.
Чем , тем ниже толерантности, что об нетерпимости к и вероятности . внимание на то, по блокам суммарные . Чем баллов по , тем меньше к людям в отношений с и наладить общения. , чем оценки по или поведенческому , тем уровень толерантности по отношений.
:
1. Неприятие или человека: вы не не хотите или индивидуальные людей.
2. в качестве при других: , образ или характеристики , вы в качестве себя.
3. или в оценках : вы или консервативны в , вам не хватает и кругозора.
4. или сглаживать : вы не умеете или бы сглаживать , возникающие при с качествами у .
5. переделать, по общению: вы , перевоспитать, по желанию .
6. Стремление участников под : вам хочется к своему , , притязаниям.
7. другому : вы не прощать его , неловкость, вам неприятности.
8. к (болезнь, , настроения) по общению: вы не к или психическому , в оказался .
9. приспосабливаться к общения: вы к характерам, или других.
2
"Индекс "
методики
: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
№ |
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
|
I. |
1. |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2. |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
3. |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
4. |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
5. |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6. |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
7. |
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
||||||||
II. |
8. |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9. |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
10. |
С неопрятными людьми неприятно общаться |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
11. |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
12. |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
13. |
Для наведения порядка в стране необходима "сильная рука" |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
14. |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
15. |
Любые религиозные течения имеют право на существование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
||||||||
III. |
16. |
Если друг предал, надо отомстить ему |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
17. |
В споре может быть правильной только одна точка зрения |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
18. |
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
19. |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
20. |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
21. |
Беспорядок меня очень раздражает |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
22. |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
||||||||
Общий итог: |
Обработка результатов
Дляколичественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокойинтолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).
Длякачественногоанализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:
1. Этническая толерантность
Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
II. Социальная толерантность
Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам
До 22 баллов – низкий уровень
23 – 36 – средний уровень
37 и более баллов – высокий уровень
III. Толерантность как черта личности
Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.
До 19 баллов– низкий уровень
20 – 31 – средний уровень
32 и более баллов – высокий уровень
Приложение 3
Таблица 1. Результаты проведения диагностик
№ |
ФИ |
пол |
Тест коммуникативной толерантности |
Методика «Индекс толерантности» |
1 |
Олеся А. |
2 |
33 |
100 |
2 |
Александр А. |
1 |
65 |
77 |
3 |
Дарья Б. |
2 |
133 |
25 |
4 |
Матвей Г. |
1 |
79 |
84 |
5 |
Сергей Ж. |
1 |
85 |
22 |
6 |
Ольга И. |
2 |
51 |
82 |
7 |
Анаставия К. |
2 |
45 |
103 |
8 |
Алена К. |
2 |
53 |
91 |
9 |
Дарья К. |
2 |
98 |
45 |
10 |
Мария К. |
2 |
103 |
55 |
11 |
Дмитрий К. |
1 |
66 |
81 |
12 |
Вячеслав Л. |
1 |
45 |
67 |
13 |
Кира П. |
2 |
100 |
34 |
14 |
Маргарита П. |
2 |
67 |
72 |
15 |
Максим П. |
1 |
41 |
101 |
16 |
Артем О. |
1 |
49 |
89 |
17 |
Алексей О. |
1 |
81 |
65 |
18 |
Дмитрий Р. |
1 |
37 |
90 |
19 |
Дарья С. |
2 |
47 |
64 |
20 |
Иван С. |
1 |
63 |
59 |
21 |
Василий С. |
1 |
74 |
99 |
22 |
Андрей С. |
1 |
40 |
68 |
23 |
Иван Х. |
1 |
46 |
62 |
24 |
Яна Щ. |
2 |
82 |
94 |
25 |
Александра Я. |
2 |
29 |
91 |
Мальчики (1) |
13 |
Девочки (2) |
12 |
Итого |
25 |
Приложение 4
Таблица 2 – Результаты описательной статистики в подвыборке девочек/мальчиков
|
||||||||||
|
N |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Среднеквадратичное отклонение |
Дисперсия |
Асимметрия |
Эксцесс |
||
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Статистика |
Среднекв. Ошибка |
Статистика |
Среднекв. Ошибка |
|
Тест коммуникативной толерантности |
25 |
29,00 |
133,00 |
64,4800 |
25,81363 |
666,343 |
,857 |
,464 |
,431 |
,902 |
Тест коммуникативной толерантности |
25 |
22,00 |
103,00 |
72,8000 |
23,32917 |
544,250 |
-,747 |
,464 |
-,164 |
,902 |
N валидных (по списку) |
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Таблица 3 – Результаты статистических критериев
|
|||
|
Тест коммуникативной толерантности |
Методика «Индекс толерантности» |
|
N |
Валидные |
25 |
25 |
Пропущенные |
0 |
0 |
|
Среднее |
64,4800 |
72,8000 |
|
Медиана |
63,0000 |
77,0000 |
|
Мода |
45,00 |
91,00 |
|
Стандартная отклонения |
25,81363 |
23,32917 |
|
Дисперсия |
666,343 |
544,250 |
|
Асимметрия |
,857 |
-,747 |
|
Стандартная Ошибка асимметрии |
,464 |
,464 |
|
Эксцесс |
,431 |
-,164 |
|
Стандартная ошибка эксцесса |
,902 |
,902 |
|
Минимум |
29,00 |
22,00 |
|
Максимум |
133,00 |
103,00 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.