Курсовая работа.
Влияние произведений о войне на процесс формирования нравственных ценностей младших школьников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
6 |
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
9 |
1.1 Психолого – педагогические особенности воспитания нравственных качеств у младших школьников |
9 |
1.2 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности младших школьников |
12 |
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВОЙНЕ |
17 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Социум сегодня диктует свои законы, характерными чертами которого являются: высокая занятость и безработица, различные уровни образования и начального капитала, социальные ступени. Данная ситуация, возможно, приводит к другим изменениям, изменениям в нравственных ориентирах общества молодежи. Именно поэтому нравственная направленность воспитания в образовательном процессе становится актуальной.
Особое место в нравственном воспитании занимает начальная школа, поскольку у младших школьников ярко выражено стремление к овладению новыми умениями и навыками, к открытию всего нового и интересного в человеческих отношениях, к сопереживанию другим людям, милосердию состраданию, гуманизму. И в этом учащимся начальной школы помогают произведения художественной литературы, в том числе и книги о войне. Этим обусловлена актуальность данной работы.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств личности у младших школьников.
Предмет исследования: нравственное воспитание младших школьников в процессе чтения произведений о войне.
Цель: изучить влияние произведений о войне на процесс формирования нравственных ценностей младших школьников.
Гипотеза исследования: изучение произведений о Великой Отечественной войне способствует формированию нравственных ценностей у младших школьников.
Задачи:
- изучить психолого – педагогические особенности воспитания нравственных качеств у младших школьников;
- рассмотреть способы организации нравственного воспитания в процессе читательской деятельности младших школьников;
- предоставить методические рекомендации учителю по использованию книг о войне в системе нравственного воспитания младших школьников.
Гипотеза. Книги о войне помогают сформировать не только нравственные качества личности младшего школьника, но и читательскую компетенцию.
Методологическая основа исследования. Для написания работы было использовано сочетание различных методов: анализа (при работе с литературой, стандартами, программами, учебниками, при отборе эффективных приемов), моделирования (при разработке занятий и рекомендаций для учителя), сопоставительного и сравнительно-аналитического методов
В научных работах данных ученых изображаются ситуации нравственного воспитания начальной ступени образования, определяются способы усовершенствования принципов и содержания, форм и методов нравственного воспитания.
Таким образом, сегодня можно встретить немало работ о нравственности, этой теме буду посвящать и в дальнейшем статьи и руды, потому что на нравственности зиждется наше будущее, будущее страны в лице выпускников школ. Однако вопрос о влиянии литературы о войне на формирование нравственных качеств личности младшего школьника остается недостаточно изученным.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации теоретического материала по данной проблеме.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы работы могут представлять интерес для студентов и преподавателей при изучении методики преподавания литературного чтения.
База исследования основана на ФГОС, законе об образовании РФ, концепции духовно-нравственного развития РФ, литературоведческом, педагогическом и другие видах словарей, энциклопедий серии «Аванта+».
Структура работы определена в соответствии с поставленными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психолого – педагогические особенности воспитания нравственных качеств у младших школьников
Литература в школе – особый предмет, так как относится к предметам эстетического цикла, но, одновременно, на уроках литературы изучаются основы науки литературоведения.
«Уроки литературы, при всем их разнообразии, имеют единую цель – научить школьников чтению как процессу, адекватному творчеству художника слова» [13, 44]. Цель определяет задачи урока. Современная методика преподавания литературы утверждает «триединство задач»: урок должен выполнять образовательные, воспитательные функции и служить средством для развития читательской культуры молодых людей. «Цель уроков пишет методист М.А. Рыбникова, - передать ученику литературное наследство, показать ему самого себя в тех возможностях, которые открывает ему неизведанный им жизненный опыт, показать общественную природу человека и характер отношений между членами общества» [17, 24].
Знание детской литературы значимо для педагогов, ведь прибегая к простым и сюжетным произведениям легко можно найти пути к сердцам детей.
Мир детских рассказов помогает детям быстрее осознать принципы морали, этики, взаимоотношений взрослых, помогает понять жизнь, свои стремления и желания.
Нравственное воспитание обусловлено психологическими особенностями возраста 7-10 лет детей:
- высокая восприимчивость как хорошему, так и плохому влиянию, малая доля критического мышления. У детей наблюдается готовность следовать нравственным нормам поведения, что позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, они сопереживают любому живому объекту: будь то листик или букашка, котенок или человек;
- недостаточная осознанность нравственных действий, относительная несамостоятельность нравственного поступка, ученики выбирают траекторию более авторитетную, и хорошо, если это авторитет учителя;
- в нравственных действиях ребенок ориентирован на последствия поступка (наказание или поощрение), выбор пока между хорошо и плохо;
- отсутствие собственных нравственных убеждений. В младшем школьном возрасте дети ориентируются на авторитет родителей, учителей, старших школьников. При этом наблюдается произвольное положительное поведение ребенка;
- эмоциональное восприятие мира у младшего школьника преобладает над рациональным, поэтому возникает потребность в развитии творческого мышления ребенка, его коммуникативных навыков.
В процессе формирования нравственных качеств младшего школьника необходимо учитывать факторы, которые могут оказать влияние на становления личности младшего школьника, на становление нравственных ценностей:
- особенности характера и восприятия окружающего мира;
- окружающая природная среда (стиль поведения, приоритеты);
- социокультурная среда (определенный свод социальных норм и ценностей микрогруппы);
- социальное окружение (семья, организация, друзья, спорт, хобби);
- индивидуальный опыт человека (жизненные ситуации, уровень здоровья, путешествия, социальный опыт).
Исходя из вышесказанного, можно выделить необходимые условия для формирования нравственных качеств у младших школьников: необходимость целенаправленной организации поведенческой деятельности, положительная мотивация к деятельности, развитие речи, объем нравственных представлений, рассмотрение лексического уровня нравственных понятий, нравственное влияние старшего поколения на младшее.
Лестница нравственных понятий ведет развитие многогранной личности, набор понятий и ценностей определен моралью и этикой, культурой и событностью русского народа
Развитие положительной мотивации младших школьников к деятельности дает возможность для ориентации ребенка на положительные стороны нравственности, стремлению самому быть эталоном, принимать верные решения.
Одним из важных психолого-педагогических условий является развитие речи, поскольку, благодаря ему, расширяется круг нравственных представлений, развивается гибкость их смысловых связей в памяти и мышлении. Дети активно сочиняют собственные произведения (Дмитрий, 4 «Д» класс):
Война – она не ждет,
Она не верит и не любит –
Так говорил мой дед-танкист,
После раненья – журналист,
Всю жизнь как редкий гуманист
Он все твердил: «Мир берегите!».
И любите, и ждите
Только радости, не бед,
Но если вы ответите злом,
Тогда вся ваша жизнь – излом.
И будет брат для вас врагом.
И будет смерть кругом.
Мир берегите
И жизнь любите!
Таким образом,речевыми источниками нравственных представлений могут выступить собственный опыт ребенка, его наблюдения; впечатления других людей, переданных детям устной или письменной речью. Надо отметить, что речевые источники, имеющие общественно - исторический характер, больше влияют на формирование представлений, чем представления, прямо возникшие из наблюдения [9, С. 24].
Дети задаются вопросами: «Красота – что это? Какая наука изучает понятие «прекрасное»?» Сегодня мы можем ответить на эти вопросы: прекрасное – это Пушкин, Бах, Репин, молекула воды, строение алмаза и многое другое. Это современный человек знает точно ответы на эти вопросы, а понятие «красоты/нравственности» складывалось на протяжении тысячелетий и каждый раз было субъективно, менялись традиции, менялось и понятие «нравственного».
Следующим условием является накопление нравственных представлений. Младшему школьнику необходим большой объем представлений о категориях нравственности, поскольку он позволяет сделать выбор способов поведения в возникающих ситуациях.
Нравственные ценности помогают человеку структурировать действительность и свой внутренний мир, личность учится у великих поэтов, музыкантов, физиков истинному, гармонии, правде, что и формирует мировоззрение каждого из нас. Важным условием нравственного развития ребенка является воспитание младшего поколения старшим через собственный нравственный пример. Если происходит разрушение преемственности нравственного поведения, то это неизбежно приведет обеднению нравственных чувств подрастающего поколения, обесценивание высоких идеалов, снижение нравственной мотивации [4, С. 27].
На нравственное воспитание младшего школьника оказывают воздействие биологические факторы и социальные условия, но при этом, главную роль в указанном процессе играют педагогические условия, поскольку ими можно управлять и направлять на выработку определенного рода отношений. С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. Результат этих действий отражается в понимании, принятии нравственных норм, в поведении учащихся.
Формирование нравственного образа протекает в процессе разнообразной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с младшими и взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему форм, методов и приемов педагогических действий. Нравственные ценности помогают:
в области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
• укрепление нравственности на основе духовных отечественных традициях;
• принятие детьми национальных и этнических духовных традиций.
в области формирования социальной культуры:
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
• формирование уважительного отношения к традиционным
российским религиям, к вере;
• формирование толерантности.
в области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
•
усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о
любимом человеке, духовная и эмоциональная близость
членов семьи, взаимопомощь и др.
Изменения личности ребенка проявляются в степени его убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности и рассуждениях.
Уровень нравственности зависит от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение
с действующими моральными нормами и принципами [1, С. 34].
Таким образом, принципы нравственного воспитания:
• ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
• нравственное восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
• представление об искусстве народов России.
1.2 Способы организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности младших школьников
В педагогической литературе представлено значительное количество методов и приемов нравственного воспитания. По результатам методы воздействия можно разделить на два класса:
- методы, которые направлены на формирование нравственных установок, мотивов, отношений, представлений, понятий, идей;
- методы, которые направлены на создание привычек, определяющих тот или иной тип поведения [14, С.21].
Наиболее последовательной и современной является классификация методов, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяются следующие группы методов [13, С. 100]:
- методы формирования сознания личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности [13, С.101].
Каждый из указанных методов обладает своей спецификой и областью применения. Наиболее сложными по содержанию и применению являются методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа и метод наглядно-практического воздействия – пример [16, С.3].
Достаточно часто в младших классах используется рассказ на этическую тему, который представляет собой яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, которые имеют нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ дает возможность учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Немаловажное значение в процессе формирования нравственности младших школьников имеет метод разъяснения. Его отличительной чертой является ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т.п.
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. Это - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – учащихся и педагога.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий. Беседа должна обязательно носить проблемный характер, а также
«Родители нередко самопроизвольно отстраняются от воспитания, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями» [13, 16]. Как правило, они не могут найти свободного времени для занятий с ребенком по проблемам формирования нравственного вкуса.
Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Назовем основные формы взаимодействия с семьями [11], [13], [15].
В младшем школьном возрасте этическая беседа имеет простую структуру, в которой предпочтение отдается индуктивному пути: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода. [15, С. 18]
Воспитательным методом исключительной силы обладает пример, воздействие которого основано на закономерности: психологической основой примера служит подражательность, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. [5, С. 28]
Вместе с положительными примерами необходимо предлагать учащимся и негативное в жизни и в поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, делать правильные выводы. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать учащихся от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.
Родительские собрания. На первом групповом родительском собрании разъясняются родителям то, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада.
Игровые концерты. Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков.
Игры на развитие речи. Например, «По алфавиту», педагог показывает какой-либо предмет или называет слово, а играющие по очереди придумывают слова (прилагательные), обозначающие качества этого предмета, отталкиваясь от определенной буквы алфавита. Игра «Рисуночное письмо» подходит наиболее всего для развития понятийного мышления посредством использования изображений.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Итак, анализ способов формирования нравственного воспитания младших школьников показал, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определенном этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели.
Информационные буклеты. Содержат краткий информационный материал по проблемам воспитания. Также могут иметь форму акций, которые проводятся как заранее подготовленные праздники, пробуждающие интерес к книгам, картинам и оказывают массовое воздействие на малышей. Содержание этого вида внеклассной работы весьма разнообразно.
Семинары-практикумы «Родитель + ребенок». Наблюдая за работой учителя, родители охотнее и лучше выполняют с ребенком домашние задания, процесс ускоряется раза в два. Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном контакте с другими людьми, и именно коммуникативные и этические нормы помогают осуществить оптимальное общение, создать благоприятный эмоциональный климат для осуществления эстетического воспитания. Коммуникативные качества речи: уместность, богатство, чистота, точность, логичность, доступность, выразительность, правильность, – всеми этими качествами должен обладать современный педагог, который передает культуру общения не только детям, но и родителям.
Выразительное чтение, использование аудио. Выразительное чтение способствует более глубокому восприятию текста и риторическому развитию учащихся. Воспитывается культура речи.
Папки-передвижки. Содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по темам для практического использования с детьми дома.
Дни открытых дверей. Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательной работы.
Нравственное воспитание целесообразно осуществлять в процессе формирования учебной деятельности, поскольку именно она является ведущей в младшем школьном возрасте и обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, а также создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Родительские гостиные. Обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. На данные мероприятия приглашаются родители, родственники, педагоги, товарищи. Прочитанные стихотворения или поставленный спектакль может быть записан на видео или представлен в фото.
Уголок для родителей. Здесь родитель может прочитать статью из серии «Любимые детские книги».
Праздники и развлечения. В течение года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия.
Сотрудничество с библиотекой. С целью воспитания любви к книге, ведь только читающий ребенок познает окружающий мир, пополняет словарный запас.
Издания газет. Малыши самостоятельно подбирают понравившиеся картинки, иллюстрации, свои рисунки, любимые стихотворения.
Анкетирование. Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомленность степенью удовлетворенности родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьей в своем направлении.
Таким образом, относительно содержания можно выделить следующие формы деятельности: соревновательные (игры, конкурсы, викторины), культурно-массовые (вечера-встречи, литературные вечера, фестивали), с включением средств массовой информации (интервью, передача, фильм, ролик).
Методы и приемы, применяемые в нравственном воспитании. Метод обучения – категория дидактики, процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков по предмету. Педагог обладает всем многообразием методов и приемов обучения и воспитания. Прием обучения (обучающий прием) – кратковременное взаимодействие между воспитателем и детьми, направленное на передачу и усвоение одного из умений или навыков.
Развитие духовной нравственности и воспитание школьников – одно из актуальных направлений российского образования сегодня, что отражает преемственность начального и общего образования. В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности» определены параметры ценностных ориентиров, которые являются результатом общественного договора между семьей, обществом и государством. Известно, у детей различные социальные и индивидуальные возможности и способности, поэтому вполне закономерно, что у них разный уровень духовной нравственности и возможности познания искусств и эстетики.
Таким образом, отечественная педагогическая система имеет свои традиции и инновации. Сегодня продолжается передача ценностей через образцы театрального, музыкального, литературного и других видов творчества. Но эта парадигма часто не учитывает внутренних социокультурных условий развития современного подростка.
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ВОЙНЕ
Урок литературного чтения призван обеспечить личностный рост. Ведь в школе такой опыт переживания ценностей возникает у школьника в процессе взаимодействия с детьми, учителями. Только в самостоятельном социальном действии человек действительно становится социальным деятелем.
В годы Великой Отечественной войны, когда наши войска освобождали от фашистов страны Восточной Европы, стихи наших поэтов и их рассказы были лучшими агитаторами. Их знали в Праге и Белграде, в Варшаве и Будапеште, их полюбили итальянские и французские партизаны.
Произведения о Великой Отечественной войне обладают особым воспитательным потенциалом, способствующим формированию у младших школьников нравственных и гражданских ценностей.
Курс преподавания литературы о ВОВ в 1-4 классах обладает целым рядом особенностей, которые связаны с тем, что при своем сравнительно небольшом размере и малом времени этот курс выполняет несколько важных функций:
- дает ученикам начальное представление о ВОВ;
- готовит учеников к дальнейшему рассмотрению литературы о ВОВ в старших классах;
- начинает раскрытие тем человека на войне, военных будней, героизма, мужества и т. д.;
- несет огромную идеологическую нагрузку, т.к. должен дать ученикам верное представление о реалиях военной жизни и повысить их уровень патриотизма.
На каждом уроке используются определенные задания для достижения промежуточных целей образовательного процесса, которые позволяют добиться формирования определенных качеств личности, в том числе и ценностей.
Первая группа заданий направлена на формирование гражданских ценностей, на выявление убеждений в ценности Родины и необходимости ее защищать, отраженных в произведениях о Великой Отечественной войне.
Изучение данных произведений приводит к тому, что дети получают, в первую очередь, представления о событиях ВОВ, приобретают определенные знания о прошлом своей родной страны.
С целью формирования убеждений в ценности Родины и необходимости ее защищать большую роль может сыграть беседа. Метод беседы эффективен тем, что позволяет вести диалог с учениками. Беседу удобно проводить после прочтения литературных произведений. Обсуждение может вестись на самые разные темы: характеристики персонажей, их поведение, идея и основная мысль произведения, выразительные средства, с помощью которых они реализуются, собственные точки зрения учеников на произведение. Могут применяться также различные разновидности этого метода: эвристическая, или познавательная беседа, и т.д. Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии.
Примерные вопросы для формирования первоначальных представлений и убеждений в ценности Родины могут выглядеть следующим образом:
- Что такое война?
- Почему люди воюют?
- Что такое Родина? Как ее описывает автор в произведении?
Следующую группу составляют задания на сопоставление эмоционально-ценностного потенциала произведений о Великой Отечественной войне с эмоциональными переживаниями младших школьников.
Выразительное чтение. Существуют методические рекомендации для ребенка по выразительному чтению, например: «Определи, с каким настроением нужно читать», «Определи, каким голосом отвечает сын». Учащимся дается задание расставить паузы (остановки в звуках), что помогает прочитать литературное произведение выразительно. Даются задания на развития голоса, темпа чтения, например: «Каким голосом – тихо или громко – нужно читать? Почему? Нужно ли читать быстро? Или не спеша?
- Обращение к положительному примеру. Лучше всего опираться на биографии конкретных людей, либо отраженных в произведениях о ВОВ, либо тех, которыми можно проиллюстрировать произведения о ВОВ.
- Создание эмоциональных ситуаций на уроке. Чтобы помочь детям примерить описываемую ситуацию на себя, дать возможность детям прочувствовать, что означает детство военных времен, следует подобрать соответствующие произведения:
- Что вы сегодня ели за завтраком? Обобщая ответы школьников, учитель подчеркнет: конечно же, что-то вкусненькое, что приготовила мама.
- А что ели ваши сверстники во время Великой Отечественной войны?
Очень важно, чтобы наши воспитанники сравнили собственные ответы с теми фактами, которые они услышали из воспоминаний детей войны, можно записать их на дисках или чтобы дети вслух прочитали мемуары детей военных лет.
- Драматизация. Драматизация обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности:
- восприятие текста произведения, который предстоит драматизировать;
- проверка качества восприятия; характеристика героев произведения
с привлечением текста;
- анализ действий и слов одного из героев в названной учителем
ситуации;
- демонстрация поведения героя;
- анализ соответствия показа смыслу отрывка из литературного произведения;
- установление и устранение причин несоответствия этюда прочитанному произведению.
- Подбор слов, анализ слов, характеризующих эмоциональные состояния. Дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях.
- Словесное иллюстрирование (устное и письменное) – это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения.
Это задание направлено, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения), т.к. нельзя описать то, чего не видишь, не представляешь. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.
- Перечитывание, выборочный пересказ текста.
Особо выделяются в педагогике задания, направленные на стимулирование самостоятельных действий по знакомству с новым материалом. Соответственно, необходимо давать учащимся задания на стимулирование самостоятельных действий по знакомству с новыми произведениями о Великой Отечественной войне. Важно учитывать, что самостоятельная познавательная деятельность младшего школьника в силу
Распространенным заданием является самостоятельное изучение литературного произведения на определенную тему и представление их классу; самостоятельное чтение книг, статей по определенной теме и т. д.
Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой:
- рассказ о герое, событии;
- выборочный и краткий пересказ;
- составление плана, структурной модели текста;
- постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Задания, направленные на осмысление собственного отношения к содержанию прочитанных произведений о Великой Отечественной войне, могут включать следующие вопросы:
- Как бы вы сформулировали тему этого текста?
- Попытайтесь дать произведению название, например, если стихотворение без названия.
- Почему литературное произведение так называется? Докажи.
Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».
Чередование вопросов, нацеленных на осмысление содержания и на осмысление художественной формы, принципиально.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о выборе произведений о Великой Отечественной войне в начальной школе.
Для первоклассников и второклассников в выборе произведений работает принцип «чем прощу, тем лучше». Подойдут для этого небольшие рассказы, например, «Письмо с фронта» А. Митяева, «Твои защитники» Л. Кассиля, «Рассказы о великой Московской битве» С. Алексеева. Эти произведения входят в состав одноименных сборников, в которых простым и доступным языком рассказывается о различных фрагментах
«Рассказы о маршале Жукове» А. Алексеева, «Клятва Тимура» А. Гайдара, «Витя Коробков» Е. Сувориной, «Сын полка» В. Катаева. При прочтении этих произведений учащиеся знакомятся с яркими личностями, которые отличились своими поступками как в годы Великой Отечественной войны.
Н. Артюхова «Светлана», Л. Воронкова «Девочка из города», В. Голявкин «Рисунок на асфальте», А. Лиханов «Последние холода», В. Осеева «Васек Трубачев и его товарищи». Эти произведения учат современных детей любви, уважению, доброму отношению к семье, милосердию. Так, героиня произведения Н. Артюховой – Светлана, внешне выглядит намного младше своих 13 лет, но вот внутренне она намного старше своего возраста, Светлана добра, внимательна, умеет сочувствовать и слушать, при этом на все имеет свое мнение.
Главная мысль повести «Девочка из города» заключается в доброте к людям, попавшим беду - надо помогать людям, переживающим трудные моменты в жизни.
Книга «Последние холода» знакомит младших школьников с историей брата и сестры, у которых смертельно больна мама, а отец погиб на фронте. Но, несмотря на все тяжести судьбы, они не только не стали злыми, а наоборот трудности делают их добрей, заботливее, мужественнее.
В. Осеева в своей книге анализирует такие понятия, как взаимопомощь, доверие, репутация, дружба, труд и старательность в учебе.
К большому сожалению, практически во всех учебниках «Литературное чтение» по различным обучающим программам, не содержатся ни одного рассказа, повести, эпического стихотворения о боевых и трудовых подвигах русского народа в годы Великой Отечественной войны. Примером такого произведения может служить книга А. Алексина «В тылу как в тылу». Автор посвящает эту повесть памяти своей матери, с которой вместе он оказался в эвакуации на Урале.
Читая эти произведения, есть над чем подумать. Авторы пытаются донести до маленького читателя, какому примеру стоит следовать по этой жизни.
Безмерно трагическими и героическими для нашей страны был период Великой Отечественной войны. Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий семьи, педагогов, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания школьников, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство и вести их к подлинной духовности. Самыми распространёнными основными методами и приёмами нравственного воспитания являются – убеждение или разъяснение, упражнение или приучение, личный пример, поощрение и наказание. Однако важно помнить о дифференциации и индивидуальном подходе в таком деликатном вопросе, как формирование чувства добра и зла.
Произведения, описывающие события Великой Отечественной войны, являются неисчерпаемым материалом для формирования у детей категорий нравственности.
Уроки литературного чтения, на которых рассматриваются произведения о героических защитниках Родины, имеют огромное значение для воспитания у детей чувства патриотизма, любви к Родине. Педагог на данных уроках обращает внимание учащихся на личностные качества, которые помогают героям произведений проявить свою готовность защищать Отечество, то есть стать патриотом.
Работа, связанная с изучением произведений о Великой Отечественной войне в начальной школе, требует от учителя использования разнообразных приемов работы с литературным текстом. В зависимости от содержания и характера произведения учащимся может быть предложено ответить на вопросы, которые касаются содержания прочитанных произведений, высказать свое отношение, привести аналогичные примеры из окружающей жизни и т. п.
Непосредственной работе с литературным произведением должна предшествовать подготовительная работа, в ходе которой учитель знакомит с краткими сведениями о войне, которые не должны содержать большого количества дат и цифр, поскольку учащиеся младших классов не воспринимают эту информацию. Учителю необходимо акцентировать внимание на моральном аспекте войны. А для этого необходимо рассказать о том, как мужественно защищали родину солдаты, как погибали старики, женщины и дети; как попадали в плен ни в чем не повинные люди. Результатом подготовительной работы является формирование у учащихся представление о том, что же такое «война». После этого, в зависимости от возраста учащихся, им предлагаются произведения о войне.
Искусство
общения требуется во всех сферах жизни, ведь человек – прежде всего социальный
объект и субъект. Жизнь любого человека связана с общением – так устроено
человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на
работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет выражать свои мысли
чувства.
Впервые о слове как о некой энергии сказал П.Флоренский «Слово синергетично.
Слово больше себя самого. И притом, больше – двояко: будучи самим собою, оно
вместе с тем есть и субъект познания, и объект познания» (Флоренский 1996:
292). Действительно, слово – это и молитва (…совершая крестное знамение, произнеси…),
и имя (дается при крещении; у язычников было два имени), и Бог (В начале было
слово…), и оружие (убить словом). Энергия такого рода связана с неким
источником. Этим источником может являться культурная среда, которая в свою
очередь отражается в единицах языка: в крылатых выражениях, фразеологизмах,
афоризмах, цитатах.
Слово – великий инструмент человеческого общения и безграничного воздействия на людей. Мы часто заботимся о содержании словесного воздействия, и в то же время беззаботно относимся к его форме, которая не менее важна: дикция, громкость, жесты, мимика, логическая структура речи, наличие пауз, кратких перерывов (Голуб 1993: 5).
Общение – «специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей» (Дорошенко 2003: 31).
У каждой личности своя система ценностей, своя мораль и нравственность. Ни лингвист, ни психолог не могут дать единых шаблонов эффективного общения. Ведь для каждого человека существуют свои стандарты реагирования, свои понятия о добре и зле, свои допустимые и недопустимые поступки, то есть сои неким составляющие того или иного понятия.
Все эти произведения учат детей бескорыстно любить свою Родину, воспитывают героическое и патриотическое начало, а также рассказывают о настоящей дружбе и взаимовыручке.
Известно, что младшие школьники тянутся к героическому. Они ищут себе пример в жизни, стремятся быть похожими на героев в своих поступках и делах. Но благородные черты мужества, героизма, патриотизма не возникают у человека стихийно - они складываются под воздействием всего уклада общественной жизни. Именно поэтому, весьма благотворное влияние литературные примеры оказывают на нравственное воспитание младших школьников.
Приемы [2, с.95]:
1. Инсерт (Этап осмысления)
2. Взаимоопрос (Этап осмысления)
3. Зигзаг (Этап осмысления)
4. Кубик (Этап осмысления)
5. Кластер (Этап размышления)
6. Выходная карта (Этап размышления)
7. «Двойной дневник» (Этап осмысления)
8. Концептуальная таблица (Осмысление, размышление)
9. Синквейн (Размышление)
10. Чтение с остановками (Осмысление)
Особо надо выделить следующий приём.
Прием «Двойной дневник» (Этап осмысления)
Во время чтения текста учащиеся должны делать пометки на полях. Пометки должны быть следующие:
V – данная информация соответствует тому, что вы знали раньше, или думали, что знаете;
(+) – то, что вы читаете, является для вас новой информацией;
(-) – то, что Вы читаете, противоречит тому, что вы знали раньше или думали, что знаете;
(?) – то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотите получить более подробные Двойной дневник выполняется следующим образом: страница делится пополам вертикальной чертой. В первой колонке студенты записывают фрагменты текста (цитаты, ключевые события, основные тезисы, центральные понятия и т. д.), во второй – собственные размышления по их поводу (понимание, интерпретацию, субъективное отношение, ассоциации и т. д.), делают пометки.
Прием «Кластер» (Этап размышления)
В центре листа пишется ключевое слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой (соединять их черточками). Потенциал: задание направлено на выявление и оформление личных смыслов каждого учащегося (до, во время и после общего обсуждения), дает возможность преподавателю получить «обратную связь» от каждого учащегося.
Формы работы:
Индивидуальная, групповая и работа в парах.
Таким образом, у каждого учителя начальных классов есть перечень рекомендованных произведений для прочтения темы Великой Отечественной войны. Мы рассмотрели лишь некоторые из них, однако, даже это знакомство дает возможность младшим школьникам прочувствовать всю боль той войны, увидеть жизненные ценности детей той тяжёлой поры, найти в жизни правильный ориентир. Авторы книг о войне для детей пытаются донести до маленького читателя, что необходимо уважать близких, любить семью и Родину, быть мужественным, оставаться человеком в любой жизненной ситуации.
Реальные картины Великой Отечественной войны, нарисованные авторами, звучат как предупреждение о том, что не должно быть повтора событий тех страшных лет.
Произведения о той войне играют огромную роль в системе нравственного воспитания младших школьников, поскольку дают возможность учащимся узнать о том, как проходило детство их бабушек и дедушек, что вызывает уважение к людям старшего поколения. Эти книги рассказывают не только об ужасах войны, но и о нравственных и моральных категориях, которые проверяются в подобных экстремальных жизненных условиях.
Наибольший интерес у младших школьников вызывают произведения, повествующие о таких же мальчишках и девчонках, как они сами. Война создавала условия, в которых дети сразу становились взрослыми, трудясь в тылу, совершая подвиги на самой передовой, при этом, сохраняя лучшие качества личности. Эти подвиги в мирное время становятся образцом того, к чему необходимо стремиться – быть человеком с большой буквы всегда и во всем.
И непростительно, если родители и учителя в обыденной суете не обращают на это внимания. В нравственном воспитании школьников личный пример родителей, воспитателей занимает особое место. Дети часто копируют наши повадки, слова! Семейный и школьный уклад жизни во многом определяют, какими вырастут наши воспитанники. Определённую роль в воспитании детей играют методы поощрения и наказания. Для детей критерием нравственной оценки их поступков служит мнение взрослых. Дети стремятся заслужить одобрение старших. Метод поощрения требует от родителей большой осторожности и педагогического такта, чувства меры. Ни в коем случае нельзя поощрять детей ценными подарками, тем более деньгами, за хорошее поведение. То, что ребёнку необходимо, он должен иметь независимо от успехов в учёбе! Доброе слово, ласковый взгляд, улыбка при встрече, хорошее настроение родителей и воспитателей – вот что должно быть для школьника самой высокой наградой, самым желанным поощрением.
Выводы.
В современных условиях развития общества, ускоренного процесса информатизации, загруженности родителей и учителей так важно не упустить в воспитании младшего поколения основные мировоззренческие установки, которые раскроют духовный мир и коммуникационные способности детей первой степени обучения.
Таким образом, у каждого учителя начальных классов есть перечень рекомендованных произведений для прочтения темы Великой Отечественной войны. Мы рассмотрели лишь некоторые из них, однако, даже это знакомство дает возможность младшим школьникам прочувствовать всю боль той войны, увидеть жизненные ценности детей той тяжёлой поры, найти в жизни правильный ориентир. Авторы книг о войне для детей пытаются донести до маленького читателя, что необходимо уважать близких, любить семью и Родину, быть мужественным, оставаться человеком в любой жизненной ситуации.
Реальные картины Великой Отечественной войны, нарисованные авторами, звучат как предупреждение о том, что не должно быть повтора событий тех страшных лет.
Произведения о той войне играют огромную роль в системе нравственного воспитания младших школьников, поскольку дают возможность учащимся узнать о том, как проходило детство их бабушек и дедушек, что вызывает уважение к людям старшего поколения. Эти книги рассказывают не только об ужасах войны, но и о нравственных и моральных категориях, которые проверяются в подобных экстремальных жизненных условиях.
Наибольший интерес у младших школьников вызывают произведения, повествующие о таких же мальчишках и девчонках, как они сами. Война создавала условия, в которых дети сразу становились взрослыми, трудясь в тылу, совершая подвиги на самой передовой, при этом, сохраняя лучшие качества личности. Эти подвиги в мирное время становятся образцом того, к чему необходимо стремиться – быть человеком с большой буквы всегда и во всем.
ФГОС и новый закон об образовании дает определенный образ выпускника первой степени обучения (1-4 классы), поэтому произведения о ВОВ можно рассматривать как некий конструктивный, коммуникационный и творческий инструментарий для формирования необходимых универсальных учебных действий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предметом нашего внимания было использование книг о Великой Отечественной войне в системе нравственного воспитания младших школьников. Изучение данного вопроса потребовало определения психолого – педагогических особенностей воспитания нравственных качеств у младших школьников. В результате мы пришли к выводу, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования нравственных качеств личности, поскольку у детей в этом возрасте наблюдается готовность следовать нравственным нормам поведения, что позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развития личности. Помимо этого им свойственна недостаточная осознанность нравственных действий, относительная несамостоятельность нравственного поступка, отсутствие собственных нравственных убеждений. В младшем школьном возрасте дети ориентируются на авторитет родителей, учителей, старших школьников. При этом наблюдается произвольное положительное поведение ребенка, в нравственных действиях ребенок ориентирован на последствия поступка (наказание или поощрение). Помимо этого эмоциональное восприятие мира у младшего школьника преобладает над рациональным, поэтому возникает потребность в развитии творческого мышления ребенка, его коммуникативных навыков. Все эти факторы создают благодатную почву для формирования нравственных качеств личности, при изучении произведений о Великой Отечественной войне.
Немаловажным фактором в процессе нравственного воспитания младших школьников является выбор способов организации нравственного воспитания в процессе учебной деятельности младших школьников. Все методы, которые могут быть использованы в указанном процессе, подразделяются на: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности.
Каждый из указанных методов обладает своей спецификой и областью применения. Наиболее сложными по содержанию и применению являются методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическая беседа и метод наглядно-практического воздействия – пример.
На сегодняшний день существует значительный пласт литературы для детей, повествующий о событиях Великой Отечественной войны. Мы в своей работе постарались рассмотреть лишь некоторые из них, каждое из которых несет огромную смысловую нагрузку и играет важную роль в процессе нравственного воспитания младших школьников. Содержание рассмотренных произведений дает возможность младшим школьникам прочувствовать всю боль той войны, увидеть жизненные ценности детей той тяжёлой поры, найти в жизни правильный ориентир. Авторы книг о войне для детей пытаются донести до маленького читателя, что необходимо уважать близких, любить семью и Родину, быть мужественным, оставаться человеком в любой жизненной ситуации. Реальные картины Великой Отечественной войны, нарисованные авторами, звучат как предупреждение о том, что не должно быть повтора событий тех страшных лет.
Произведения, повествующие о судьбе сверстников современных мальчишек и девчонок, вызывают наибольший интерес у младших школьников. Война создавала условия, в которых дети сразу становились взрослыми, трудясь в тылу, совершая подвиги на самой передовой, при этом, сохраняя лучшие качества личности. Эти подвиги в мирное время становятся образцом того, к чему необходимо стремиться – быть человеком с большой буквы всегда и во всем.
Эстетическое воспитание и развитие современных школьников ведёт к пониманию смысла жизни человека и познания культуры русского народа. А взрослые помогают ребёнку раскрыть богатство и красоту искусства ведь литература раскрывать нравственные ценности на бае эстетики..
Эстетические ценности в современном обществе тесно переплетены с понятием «нравственные ценности», так как эстетика задействует не только антитезу прекрасное-безобразное, но и комическое-трагическое, героическое-трусливое, возвышенное-низменное, именно с последней оппозицией мы связываем современные законы государства и социума: правда-ложь, добро-зло, жизнь-смерть.
Урок остается основной формой организации учебной деятельности учащихся. Учитель словесности – это организатор учебной деятельности и важный участник всего процесса обучения литературы. От его личности зависит по-прежнему многое, особенно, когда речь идет об обучении литературе.
При этом приемы и формы обучения не могут не претерпевать определенных изменений, связанных с такими понятиями, как субъект-субъектные отношения учителя и ученика; диалогизация обучения; мотивированность учения в целом (установка на работу) и, в частности, приобретения знаний по истории литературы и навыков чтения и анализа художественных произведений; деятельностный подход к изучению литературы, то есть установка на деятельность школьников – учебную, частично-исследовательскую и исследовательскую – и корректировка доли словесных методов и ведущей роли учителя в учебном процессе; рефлексия. Цель курсовой достигнута, мы выявили, что уроки о ВОВ значимы для младшего школьника, задачи решены, потому что выявлены особенности данных уроков литературного чтения, формы работы, методы и приемы в соответствии с тематикой и проблематикой уроков о ВОВ. Гипотеза доказана. Читательская компетенция сложный навык, который формируется на ряде УУД ФГОС, этот вид компетенции закладывается в уроках нравственности, уроки произведений о войне – необходимый методический и духовный материал для учителя.
Относительно гипотезы курсовой работы выделим основные коммуникативные УУД урока литературного чтения, посвящённого войне:
-изложение собственных мыслей,
-умение вести дискуссию,
-способность отвечать на вопросы,
- способность задавать вопросы и корректно возражать оппоненту,
- способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию,
- соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения).
Раскрытие характеров персонажей должно осуществляться зримо детально, через дела и слова персонажей, выводя уровень понимания на жизненный уровень, бытовой, ситуативный, зная, что ребенка больше всего привлекают действия героев, потому что «учащийся 1-4 классов – это еще активный исследователь жизни» [18, 82]. Мы еще видим, что ему необходимы количественные преобразования личности, хотя к 4 классу, количественные переходят в качественные, так как ребенок переходит в фазу подросткового возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. – М.: Просвещение, 1979. – 275 с.
2. Величко, О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников [Текст] / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100.
3. Венецкая, А.Б. Формирование культуры общения младших школьников (на материале курса "Этическая грамматика, или Веселый этикет") [Текст ]/ А.Б. Венецкая // Начальная школа. - 2009. - N 2. - c.73-77.
4. Иванова, А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования [Текст] / А.П. Иванова // Начальная школа. - 2008. - N 7. - c.26-30.
5. Кадырова, Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника [Текст] / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - с. 26-30.
6. Каиров, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И.А. Каиров. - М.: Просвещение, 1989. – 145 с.
7. Ключникова, Е.А., Черняковская, Е.А. Методика, диагностики сформированности нравственно-волевых качеств детей [Текст] / Е.А. Ключникова, Е.А. Черняковская // Методист. - 2004.- № 5. - с. 57 - 61.
8. Козлов, Э.И. Азбука нравственности [Текст] / Э.И. Козлов // Воспитание школьников. - 2004. - № 8. - с. 43 - 51.
9. Леонова, Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников [Текст] / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. - c.22-26.
10. Рахимов, А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности [Текст] / А.З. Рахимов // Классный руководитель.- 2001. - №6. – с.12 – 15.
11. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2001. – 187 с.
12. Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное [Текст] / Л. Толкачева // Сельская школа. - 2002. - № 1. – с. 8 – 11.
13. Фарахутдинова, Л.А. Основы нравственности в современной школе [Текст] / Л.А. Фарахутдинова // Просвещение. - 2002. - № 4. - с. 99 - 101.
14. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для клас. руководителей [Текст] / И.Ф. Харламов. – М.: Просвещение, 1983. – 134 с.
15. Шилова, М.И. Проблема ценностей и цели воспитания [Текст] / М.И. Шилова // Классный руководитель. - 2001. - № 3. – с.16 – 19.
16. Шитякова, Н.П. Методы и механизмы духовно - нравственного воспитания младших школьников [Текст] / Н. П. Шитякова // Начальная школа. - 2007. - № 11.- с. 3 -5.
17. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель. - 2003. - № 4. – с.7 – 12.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.