Курсовая работа
Оценка 4.6

Курсовая работа

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
технология
Взрослым
24.04.2019
Курсовая работа
Данная работа посвящена исследованию, лежащему в областипедагогики, и касается изучения педагогической антропологии К.Д. Ушинского. Работа нацелена на раскрытие вопроса о педагогического воспитания с точки зрения К.Д. Ушинского. Тема воспитания всегда остается, востребована, поскольку в нее вмешиваться историческая, народная и прогрессивная сторона вопроса. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы исследоватьболее подробным образом,взгляд на педологическую антропологию. Термин педагогическая антропология впервые введен К.Д. Ушинским. В 1868 г. был опубликован первый, а в 1869 г. — второй том его фундаментального произведения "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии". Разрабатывая свою философско-педагогическую концепцию Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870 гг.) употребил термин «педагогическая антропология» для обозначения особой науки о воспитании и образовании, которая путем применения педагогических принципов стремится усовершенствовать человека. Она связана с философской антропологией и находит в ней философские основания в понимании человека. «Появление «опыта педагогической антропологии» объяснимо в контексте получивших распространение в России второй половины XIX в. идей антропологического философствования И.Канта, Л.Фейербаха, в возросшем интересе к философским и естественнонаучным вопросам человекознания (Н.Г.Чернышевский, И.М.Сеченов, И.Пирогов и др.)». Педагогическую систему К.Д.Ушинский понимает не как собрание готовых правил или спекулятивных метафизических построений, а как совокупность законов воспитания, обобщений педагогического опыта, основанных на применении философских методов, изучении психической жизни человека и учете исторического развития и особенностей народа.
Курсовая работа .docx
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО­ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО «АмГПГУ») ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Мангутова Анастасия Владимировна ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ К. Д. УШИНКОГО Направление подготовки 44.03.01  «Педагогическое образование» Профиль «Технология» Курсовая работа  по теории и методики школьного образования Комсомольск­на­Амуре, 2019 Работа выполнена на кафедре педагогически и психологии   образования федерального   государственного   бюджетного   образовательного   учреждения высшего гуманитарно­педагогический   государственный университет» образования   «Амурский   Научный   руководитель:     Церельникова   А.Ю.   ст.   преподаватель     кафедры педагогики  образования Защита курсовой работы состоится: «__» ________ 2019 г. в 13ч. 30 мин., в аудитории «310»    Оценка  ___________________ __________________________ (подпись руководителя) 3 Содержание Введение.......................................................................................................................5 Глава 1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского.............................7 1.1.Биография Константина Дмитриевича Ушинского..............................................7 1.2.Народное воспитания в педагогических трудах К.Д. Ушинского.....................10 Глава 2. Разработка рекомендации для педагогов.................................................15 2.1 Особенности педагогической деятельности по К.Д. Ушинскому.....................15 2.2 Рекомендации для педагогов на основе педагогических трудов К.Д. Ушинского...................................................................................................................18 Заключение.................................................................................................................31 Библиографический список.......................................................................................34 4 Введение Данная работа посвящена исследованию, лежащему в областипедагогики, и касается изучения педагогической антропологии К.Д. Ушинского. Работа нацелена на раскрытие вопроса о педагогического воспитания с точки зрения К.Д. Ушинского.  Тема   воспитания   всегда   остается,   востребована,   поскольку   в   нее вмешиваться историческая, народная и прогрессивная сторона вопроса. Актуальность данной работы заключается в том, чтобы исследоватьболее подробным образом,взгляд на педологическую антропологию. Термин педагогическая антропология впервые введен К.Д. Ушинским. В 1868   г.   был   опубликован   первый,   а   в   1869   г.   —   второй   том   его фундаментального   произведения   "Человек   как   предмет   воспитания.   Опыт педагогической антропологии". Разрабатывая   свою   философско­педагогическую   концепцию   Константин Дмитриевич   Ушинский   (1824­1870   гг.)   употребил   термин   «педагогическая антропология»   для   обозначения   особой   науки   о   воспитании   и   образовании, которая   путем   применения   педагогических   принципов   стремится усовершенствовать человека.  Она связана с философской антропологией и находит в ней философские основания   в   понимании   человека.   «Появление   «опыта   педагогической антропологии» объяснимо в контексте получивших распространение в России второй половины XIX в. идей антропологического философствования И.Канта, Л.Фейербаха,   в   возросшем   интересе   к   философским   и   естественнонаучным вопросам человекознания (Н.Г.Чернышевский, И.М.Сеченов, И.Пирогов и др.)». Педагогическую   систему   К.Д.Ушинский   понимает   не   как   собрание   готовых правил   или   спекулятивных   метафизических   построений,   а   как   совокупность законов   воспитания,   обобщений   педагогического   опыта,   основанных   на 5 применении   философских   методов,   изучении   психической   жизни   человека   и учете исторического развития и особенностей народа.  Цель   данного   исследования  заключается   в   подробном   изучении педагогической антропологии в работах научного педагога К.Д. Ушинского. Объектом   исследования  является   изучение   деятельности   научного педагога К.Д. Ушинского. Предмет   исследования:изучение   педагогической   антропологии     К.Д. Ушинского. Гипотезы: педагогическая антропология К.Д. Ушинскогодля современного воспитания детей. Задачи исследования: 1. Рассмотреть жизнь и педагогическую деятельность К.Д. Ушинского. 2. Описать исследования и научные труды педагогического воспитания с точки зрения педагогической антропологии. 3. Проанализировать методы и теории, выдвигаемые в педагогической антропологии К.Д. Ушинским. 4. Разработать рекомендации для педагогов в работе с детьми.  Методики исследования. Для данного исследования были выбраны такие методики как: разработка рекомендации для педагогов в работе с детьми. С   помощью   методики   абстрагирования,   возможно   отвлечение   от второстепенных   признаков,   для   конкретизации   подхода   к   педагогической антропологии с точки зрения К.Д. Ушинского. При   помощи   методики   аксиоматическое   построение   возможно   взять постулат К. Д. Ушинского, за основную исходную точкуи рассмотреть ее, не требую доказательств. Курсовая работа выполнена на: 30 страницах и содержит в себе 2 главы и 4 параграфа. 6 Глава 1. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского 1.1. Биография Константина Дмитриевича Ушинского          Константин Дмитриевич Ушинский (1824­1870) родился в   Туле,   в семье мелкопоместного дворянина, и провел свое детство   и   отрочество   в имении отца около города Новгород­Северска. Общее образование он получил в Новгород­Северской гимназии.[19]             В   1840   г.   К.Д.Ушинский   поступил   на   юридический   факультет Московского университета, где слушал лекции  выдающихся  профессоров.  В студенческие годы  Ушинский  серьезно  интересовался  литературой,  театром, мечтал     о   распространении   грамотности     среди     народа.     Он     стремился самостоятельно   разобраться   в   тех   спорах,   которые   велись   среди   передовых русских     людей     о   путях   исторического   развития   России,   о   народности отечественной культуры.[4] По  окончании  университета  22­летний  К.Д.Ушинский  был   назначен исполняющим обязанности  профессора  Ярославского  юридического  лицея.  В своих лекциях, производивших глубокое впечатление на студентов,  Ушинский, критикуя ученых за оторванность от народной   жизни,   говорил   о   том,   что наука должна способствовать ее улучшению. Он призывал студентов к изучению жизни, потребностей народа, помощи ему.[12]            Но профессорская деятельность   молодого   ученого   продолжалась очень   недолго.     Начальство     сочло     такое     направление     его     деятельности вредно   влияющим   на   молодежь,   подстрекающим     ее     к     протесту     против существующих  порядков, и вскоре он был уволен.  Для  Ушинского  начались трудные  годы лишений и борьбы за существование. В  течение  нескольких  лет он  служил чиновником, занимался случайной, мелкой литературной работой  в журналах.[2]   Все     это     не     удовлетворяло     его,     мечтавшего       о       широкой общественной деятельности на благо своей родины. 7 “Сделать   как   можно   больше   пользы   моему   отечеству   ­     вот единственная   цель   моей   жизни;   к   ней­то     я     должен     направить     все     свои способности”,­ говорил молодой Ушинский.               Общественно­педагогическое     движение       60­х       годов способствовало   оформлению   педагогического   призвания   К.Д.Ушинского. Работая   в   1854­1859 гг. старшим преподавателем русского языка,   а   затем инспектором     классов   Гатчинского   сиротского   института,   он   провел   ряд мероприятий по улучшению в нем учебно­воспитательной работы. С 1859 по 1862 г. К.Д.Ушинский работал в качестве инспектора  классов Смольного института благородных девиц, в  котором  также  провел  коренные реформы:   объединил   самостоятельно   существовавшие   отделения   для дворянских     и   мещанских   девиц,   ввел   преподавание   учебных   предметов   на русском     языке,   открыл   педагогический   класс,   в   котором     воспитанницы получали   подготовку для работы в качестве воспитательниц,   пригласил   в институт   талантливых   преподавателей, ввел в практику работы совещания и конференции  педагогов; воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.            Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у   придворных,   руководивших   учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он  был  уволен  из  института.  Тогда  же  ему было   предложено   выехать   за   границу   под   предлогом   изучения   постановки начального и  женского  образования  и  составления  учебника  по   педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой.             Все   перенесенное   в   России   тяжело   отразилось     на     здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких.   Но,   несмотря   на   тяжелую болезнь,  он усиленно работал за границей  :  тщательно  и  критически  изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты   и   школы   Германии   и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную  книгу  “Родное 8 слово”   и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей   и родителей.  (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский   написал   главное     свое     произведение     ­”Человек     как     предмет воспитания”  явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку. К.Д.Ушинский   является   основоположником   оригинальной   русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию   и   практику   воспитания,  в   том   числе   дошкольного,   и   образования   за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для   создания   оригинальной   русской   педагогики.   Его   учение   о   роли   родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей, оказали огромное влияние не только   на   современное,   но   и   на   последующие   поколения   педагогов многонациональной России. Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на   острые   вопросы   современности,   критикой   неудовлетворенного   состояния воспитательно­образовательной   работы   в   школе,   в   семье,   в   дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко­педагогический интерес. М.И.Калинин на   совещании   работников   народного   образования   в   1941   г.,   указав   на   ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые   только   в   нашем   социалистическом   обществе   могут   быть   оценены полностью. Тяжелая   болезнь,   напряженная   общественно­педагогическая     работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов,  подорвали  силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне  ее,  оказавшись  на юге, 9 он   получил   некоторое   удовлетворение,   увидев,     как     высоко     ценит     его учительство.       К.  Д.  Ушинский  скончался  22  декабря  1870  г.  Похоронен  он  на территории Выдубецкого монастыря в Киеве. Кончилась   короткая   человеческая   жизнь,   на   долю   которой   выпало промелькнуть   среди   миллионов   земных   существований   в   середине   ХIХ столетия.   Но   было   это   одновременно   и   началом   новой,   уже   бесконечной, бессмертной   жизни   ­   в   памяти   людских   поколений,   которые   никогда   не забывают   достойных.   Недаром   же   на   памятнике   его   есть   такая   надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела обих ходят вслед за ними". 1.2. Народное воспитания в педагогических трудах К.Д. Ушинского             Мысль   о   народности   воспитания   являлась     главнейшей     в педагогическойтеории     К.Д.Ушинского.     Система     воспитания       детей       в каждой   стране, подчеркивал он, связана с условиями исторического развития народа,  с  его нуждами и потребностями. “Есть одна только  общая  для  всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то,  что мы называем народностью. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,  которой  нет  в самых   лучших   системах,   основанных   на   заимствованных  у другого народа”, ­ писал Ушинский.   абстрактных     идеях     или             Ушинский   доказал,   что   система   воспитания,   построенная соответственно   интересам   народа,  развивает   и   укрепляет   в  детях   ценнейшие психологические   черты   и   моральные   качества   ­   патриотизм   и   национальную гордость, любовь   к труду. Он требовал,   чтобы   дети,   начиная   с   раннего возраста,     усваивали   элементы     народной     культуры,     овладевали     родным языком,  знакомились  с произведениями устного народного творчества. 10 К.Д.Ушинский упорно боролся за осуществление   воспитания   и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке.   Это   было передовым демократическим требованием.       Он доказывал,  что  школа,  обучающая  на  чужом  языке,  задерживает естественное развитие сил   и   способностей   детей,   что   она   бессильна   и бесполезна для развития детей и народа.            По   мнению   Ушинского,   родной   язык   “является   величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ”,  и продолжающим учить его и тогда, когда появилась цивилизация.        Исходя  из  того,  что  родной  язык  “есть   единственное   орудие, посредством которого мы усваиваем идеи,   знания,   а   потом   передаем   их”, К.Д.Ушинский  считал  главной  задачей  элементарного  обучения  овладение родным языком. “Эта работа постепенного познавания  родного  языка  должна начаться с самых первых дней учения и по своей первостепенной важности для всего   развития   человека   должна   составлять   одну   из   главнейших   забот воспитания”.   Родной   язык   в   народной     школе,     по     мнению     Ушинского,    должен составлять   “предмет     главный,     центральный,     входящий     во     все     другие предметы   и собирающий в себе их результаты”.             Ушинский   много   работал   над   тем,   чтобы   определить   основное направление   и   содержание   курса   начального   обучения   и   улучшить   методику первоначального обучения родному языку в народной школе, чтобы превратить его  в  учебный предмет,  способствующий  умственному,   нравственному   и эстетическому воспитанию детей.          Высказывания Ушинского о народной школе, обучающей  детей   на родном языке, имели огромное значение для строительства русской народной школы   и школьного дела нерусских народов, боровшихся в условиях царской России  за обучение детей на родном языке, за развитие национальной культуры. 11 Ребенок,  считал  Ушинский,  начинает  усваивать  элементы  народной культуры уже в раннем возрасте, и   прежде   всего   путем   познания   родного языка: “Дитя входит в духовную  жизнь  окружающих  его  людей  единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий   дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через  посредство  той  же среды ­ отечественного языка”.   Поэтому   вся   воспитательно­познавательная работа в семье,   в   детском   саду,   в   школе   должна   вестись   на   родном, материнском языке.        Ушинский дал ценнейшие советы  по  развитию  речи  и  мышления детей начиная с раннего возраста; эти советы не утратили  своего  значения  и  в наше время. Он   доказал,   что   развитие   речи   у   детей   тесно   связано   с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся  в  неразрывном единстве: язык ­ выражение мысли в слове. “Язык, ­ писал  Ушинский,  ­  не есть что­либо отрешенное от мысли, а, напротив ­ органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее”. Главное   в развитии речи детей  ­  развивать  мыслительные  способности,  научить правильно выражать свои мысли. “Развивать язык отдельно от мысли невозможно, но даже развивать его преимущественно перед мыслью положительно вредно”.             К.Д.Ушинский   доказывал,   что   самостоятельные   мысли   вытекают только  из самостоятельно приобретенных знаний о тех предметах  и  явлениях, которые окружают ребенка. Поэтому необходимым условием самостоятельного понимания ребенком той или  другой  мысли  является  наглядность.  Ушинский показал   тесную   связь   наглядности   обучения   с   развитием   речи   и     мышления детей.  Он писал: “Детская природа ясно требует наглядности”; “Дитя  мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить   иначе”.   Он   советовал   воспитателям   путем     простых     упражнений развивать  у детей способность наблюдать за разными предметами и  явлениями, обогащать   детей   возможно   более   полными,     верными,     яркими     образами, 12 потом   становятся   элементами   их   мыслительного   процесса. которые   ”Необходимо, ­ писал  он, ­ чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под   его   руководством   ощущения дитяти     превращались     в   понятия,   из   понятий   составлялась   мысль   и   мысль облекалась в слово”.       В развитии  речи  детей  дошкольного  и  раннего  школьного  возраста Ушинский придавал большое значение рассказыванию по картинкам.       Он указывал на большое значение произведений народного  творчества в деле воспитания и обучения  детей.  На  первое  место  ставил  он  русские народные сказки, подчеркивая, что   в   силу   особенностей   развития   своего воображения дети очень   любят   сказки.   В   народных   сказках   им   нравится динамичность действия, повторение одних и   тех   же   оборотов,   простота   и образность народных выражений. Выступление К.Д.Ушинского в  защиту  сказки как некоторыми педагогами 60­х годов XIX века  сказки  отрицались  потому, что в них отсутствует “объективное реалистическое содержание”.             Большое   значение   в   первоначальном   обучении   родному   языку К.Д.Ушинский придавал   и   другим   произведениям      русского     народного творчества   ­ пословицам, прибауткам и загадкам. Русские пословицы он считал   содержанию простыми   по   форме   и   выражению   и   глубокими   по   произведениями,     отразившими   взгляды   и   представления   народа   ­   народную мудрость.   Загадки   доставляют,   по   его   мнению,   уму   ребенка   полезное упражнение,  дают  повод  к  интересной, живой беседе. Поговорки, прибаутки и скороговорки   помогают   развить   у   детей   чутье   к   звуковым   краскам   родного языка. 13 14 Глава 2. Разработка рекомендации для педагогов 2.1 Особенности педагогической деятельности по К.Д. Ушинскому Поставленную перед собой задачу Ушинский намеревался реализовать в трех   томах   книги   “Опыт   педагогической   антропологии”.   Первый   том   он посвятил   анализу   психофизиологических   основ   познавательной   деятельности, результаты   которого   считал   необходимым   применить   к   дидактике. Педагогическая антропология, по убеждению Ушинского, должна начинаться с физиологии и гигиены, с исследования фактов и факторов, характеризующих здоровое,   нормальное   развитие   человеческого   организма.   Он   намеревался изложить   немногочисленные   физиологические   данные   и   весь   процесс «познавания», начиная от простых первичных ощущений и доходя до сложного   Второй   том   касается   психофизиологических рассудочного   процесса. особенностей эмоциональной и волевой сфер, что имеет большое значение для воспитания. Ушинский рассматривает процессы душевных чувств (удивление, любопытство,   горе,   радость   и   т.п.);   оканчивая   тем   свою   индивидуальную антропологию.В третьем томе Ушинский намеревался изложить педагогические меры и правила, которые вытекают из анализа законов психофизиологической деятельности.   Однако   преждевременная   смерть   ученого   оставила   эту   задачу невыполненной.Основой   теоретических   воззрений   Ушинского   является убеждение;   что   для   успешного   осуществления   педагогического   процесса необходимы специальные знания. 15 “Почти   все   признают,   ­   пишет   он   в   предисловии   к   своей   книге,   ­   что воспитание   требует   терпения;   некоторые   думают,   что   для   него   нужны врожденная способность и умение, т.е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания” . Педагогику Ушинский называет, прежде всего, искусством, потому что она   не   изучает   того,   что   есть,   но   только   указывает   на   то,   что   было   бы желательно видеть существующим, и на средства достижения желаемого. Она не наука,   но,   будучи   самым   обширным,   сложным,   самым   высоким   и   самым необходимым из всех искусств, должна опираться на множество обширных и сложных   наук.  Педагогика   не   может   ограничиться   только   собранием   правил воспитательной деятельности. Собрание  знаний  о человеке, необходимых или полезных для педагога, Ушинский предлагает называть педагогикой в обширном смысле, отличая ее от собрания воспитательных правил ­ педагогики в тесном смысле. В то же время он считал, что нет ни одной отрасли знаний, которая в той или иной степени не касалась бы человека, не имела бы к нему прямого или косвенного   отношения.  Различные   науки,   учитывая   многогранность   человека, изучают какую­либо сторону его существа и деятельности. Педагогическая же деятельность требует многосторонних знаний, и будущие учителя, по мнению Ушинского, должны получать серьезную “антропологическую” подготовку. Ддя этой антропологической подготовки он и делает попытку создания педагогики в обширном смысле ­ педагогической антропологии, синтезированного научного знания о человеке, необходимого для педагога. 16 Ушинский   формулирует   основной   принцип   своей   педагогической антропологии, считая, что, прежде  чем  приступить   к  изучению  педагогики  в узком   смысле,   как   собрания   правил   педагогической   деятельности,   педагог должен узнать все о предмете своего воспитательного воздействия ­ о человеке. «Ни в чем, может быть, одностороннее направление знаний и мышления так не вредно, как в педагогической практике», ­ считал Ушинский. Среди главных источников   своей   педагогической   теории   он   выделяет   психологию   и физиологию, подчеркивая особую роль психологии. Понятия   организм   и   развитие   Ушинский   положил   в   основу   своей трактовки   сущности   процесса   воспитания.   В   понятии   организм   человек рассматривается   им   как   единое   психофизиологическое   существо,   в   котором духовная   и   физическая   стороны   находятся   в   неразрывной   связи   и взаимовлиянии. При этом воля человека является могущественнейшим рычагом, который может изменять не только душу, но и тело. Понятие   развитие   определяло   взгляд   на   ребенка   как   на   непрерывно развивающееся   и   изменяющееся   существо,   наделенное   от   природы   рядом задатков и способностей. Но в какую сторону пойдет развитие этих задатков и способностей, и разовьются ли они вообще, зависит в первую очередь от условий жизни   и   от   воспитания,   базирующегося   на   знании   законов   духовного   и физического развития личности. Представление   о   человеке   как   развивающемся   и   совершенствующемся существе   является   основой   и   всей   педагогической   системы   Ушинского,   и педагогической антропологии. Каждый   организм,   хотя   и   подчиняется   общим   законам   развития, представляет   собой   индивидуальность,   а   средства   и   факторы   воспитания   и   процесс   воспитания   должен   быть разнообразны,   следовательно, диалектическим процессом, в котором воспитатель учитывает индивидуальные особенности  ребенка,  условия  его   жизни,  чтобы   найти  педагогическую   меру, действенную для данного воспитанника. 17 Ушинский   был   уверен   в   том,   что   необходимо   распространять   между воспитателями разнообразные антропологические знания, а для этого следует открыть   специальные   педагогические   факультеты.   Целью   педагогического факультета должно было бы стать изучение человека во всех проявлениях его природы   со   специальным   приложением   к   искусству   воспитания.   Исходя   из этого, Ушинский предлагает называть эти факультеты антропологическими и считает создание подобных факультетов делом необычайной важности. Ушинский   не   назвал   свою   книгу   ни   психологией,   ни   педагогикой. Значительно опередив свое время, он создавал не существовавшую ранее область познания, находящуюся на стыках педагогики и различных наук о человеке. Произведение К.Д. Ушинского “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” ­ первая попытка построения целостного знания о человеке, не имевшая аналога в мировой педагогической литературе. Однако новая отрасль науки ­ педагогическая антропология ­ после смерти Ушинского не появилась. В дальнейшем педагогическая антропология стала развиваться в контексте развития педагогики. Но труд Ушинского стимулировал появление таких  научных  дисциплин, как   гигиена  воспитания   и обучения,  возрастная  и педагогическая психология. 2.2 Рекомендации для педагогов на основе педагогических трудов К.Д. Ушинского 18 К.Д. Ушинский в своем великом труде “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” исследует эффективные пути воспитания   разрабатывая   одновременно растущего   и   развивающегося   человека, физиологическую, психологическую и духовную антропологию. Известные всем слова   Ушинского:   чтобы   воспитать   человека   во   всех   отношениях,   надо   его познать во всех отношениях ­ указывают на познание человека в целом, на поиск путей   такого   познания,   на   появление   интегративной   науки   о   человеке.   Эта теория подлинно философская, поскольку речь идет не о воспитании в узком смысле,   школьном   по   преимуществу,   но   о   всеобъемлющем   воспитании, охватывающем человека, природу и обстоятельства существования, историю и культуру. Школа, воспитатель и наставники ­ вовсе не единственные воспитатели человека…   столь   же   сильными,   а   может   быть,   и   гораздо   сильнейшими воспитателями его являются воспитатели непреднамеренные: природа, семья, общество,   народ,   его   религия   и   его   язык,   словом,   природа   и   история   в обширнейшем смысле этих обширнейших понятий. Необходимость   философской   обоснованности   воспитания   осознается Ушинским   так   же,   как   и   невозможность   найти   приемлемые   варианты философского подхода в современных ему течениях (немецких метафизических и   английских   позитивистских).   Философский   взгляд   русского   человека   на воспитание   рождается   не   только   при   согласии   или   несогласии   с   какой­либо западной   философской   школой,   но   в   первую   очередь   исходя   из   горестной практики   русско­бюрократического   стиля   воспитания   с   его   методами формального   отчуждения   смысла   воспитательной   деятельности   в“программу или устав”“бдительный надзор” за его соблюдением, методами гонения «какого­ нибудь направления» и всепоглощающим администрированием воспитания. Но, по его мнению, в сфере воспитания нет другого средства проводить ту или иную идею, кроме убеждения. 19 Искреннее   понимание   и   проникновение   в   суть   русской   воспитательной действительности не только выступают наиболее мощной предпосылкой, но и определяют   практически­социальный   характер   философии   воспитания Ушинского.   Она   антисхоластична,   чужда   метафизическому   отвлечению   или позитивистскому схематизму, направлена на создание такой среды в обществе, в которой бы свободно, глубоко и широко, на основании науки, формировались педагогические   убеждения.   Путь   реализации   педагогических   принципов Ушинского предполагает наличие философской основы, которая благотворно сказывается на формировании педагогических идей и убеждений воспитателя, хотя это воздействие и не всесильно. Развитие философии воспитания в первую очередь исходит из природного фактора, в полной мере выступающего объектом научного знания. К.Д.   Ушинский   определил   высшей   целью   воспитания   всестороннее развитие  личности, формирование  гармоничных взаимоотношений  личности и общества. Цель воспитания должна быть взята из потребностей, порождаемых общественной   жизнью,   и   тем   самым,   по   мнению   Г.   Ананьева,   он   перенес   в педагогику   “антропологический   принцип”,   который   означал   признание целостности   человека,   неделимости   его   духовной   и   телесной   природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с физическим воспитанием и обеспечением здоровья. В   своем   труде   “Человек   как   предмет   воспитания”   К.Д.Ушинский выдвинул   и   обосновал   важнейшее   требование,   которое   должен   выполнять каждый   педагог,   ­   строить   воспитательно­образовательную   работу   с   учетом возрастных   и   психологических   особенностей   детей,   систематически   изучать детей в процессе воспитания.“Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях... Воспитатель   должен   стремиться   узнать   человека,   каков   он   есть   в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его 20 будничными,   мелкими   нуждами   и   со   всеми   его   великими   духовными требованиями”. В   полном   соответствии   с   учениями   русских   физиологов­материалистов Ушинский выражал твердую уверенность в том, что путем целенаправленного воспитания,   опирающегося   на   изучение   человека,   можно   “далеко   раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных”. И это, по его   мнению,   является   самой   главной   задачей   настоящей,   гуманистической педагогики. Среди наук, изучающих человека, К.Д.Ушинский выделял физиологию и особенно   психологию,   которые   дают   педагогу   систематические   знания   о человеческом организме и его психических проявлениях, обогащают знаниями, необходимыми   для   практики   воспитательной   работы   с   детьми.   Учитель­ воспитатель, знающий психологию, должен творчески использовать ее законы и вытекающие   из   них   правила   в   разнообразных   конкретных   условиях   своей воспитательной деятельности с детьми разного возраста. Историческая заслуга К.Д.Ушинского заключается в том, что он изложил в   соответствии   с   научными   достижениями   того   времени   психологические основы дидактики ­ теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как надо в процессе обучения путем упражнения развивать активное внимание детей, как надо воспитывать сознательную память, закреплять в памяти учащихся учебный материал путем повторения, которое является органической частью процесса обучения.   Повторение,   считал   Ушинский,   нужно   не   для   того,   чтобы “возобновить   забытое   (это   же   плохо,   если   что­нибудь   забыто),   но   для   того, чтобы предупредить возможность забвения”; всякий шаг вперед в деле обучения должен опираться на знания пройденного. Ушинский   обосновал   с   точки   зрения   психологии   важнейшие   наглядность, дидактические   принципы   воспитывающего   обучения: систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. 21 Целью   воспитания,   считал   Ушинский,   должно   быть   воспитание нравственного человека, полезного члена общества. Нравственное воспитание занимает главное место в педагогике Ушинского, оно, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей. Важнейшим   средством   нравственного   воспитания   Ушинский   считал обучение. Он утверждал необходимость теснейших связей между воспитанием и обучением,   доказывал   важнейшее   значение   воспитывающего   обучения.   Все учебные   предметы   обладают,   утверждал   он,   богатейшими   воспитательными возможностями, и все, кто причастен к делу воспитания, должны помнить об этом   при   всех   своих   действиях,   во   всех   непосредственных   отношениях   с учащимися,   воспитанниками.   Среди   учебных   предметов   народной   школы   он особенно ценил в этом отношении родной язык и весьма убедительно показал, что   овладевая   родным   языком,   дети   не   только   получают   знания,   но   и приобщаются   к   национальному   сознанию   народа,   к   его   духовной   жизни, моральным понятиям и представлениям. Одни из средств нравственного воспитания Ушинский считал убеждение, при этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний, которые часто не доходят до сознания детей. К.Д.Ушинский   придавал   важное   значение   формированию   у   детей привычек. Он установил важную закономерность в деле воспитания привычек: чем   моложе   человек,   тем   скорее   в   нем   укоренятся   привычка   и   тем   скорее искореняется, и чем старее привычки, тем труднее их искоренить. Ушинский выдвинул ряд ценных советов по воспитанию полезных привычек у детей. Он говорил, что привычки укореняются повторением какого­нибудь действия; что нельзя   торопиться   при   укоренении   привычек,   ибо   закреплять   сразу   много привычек ­ значит заглушать один навык другим; что следует как можно чаще использовать приобретенные ценные привычки. Ушинский доказывал, что при формировании привычек ничто так сильно не действует, как пример взрослых, и что при этом вредна частая перемена воспитателей. 22 Чтобы   искоренить   какую­нибудь   привычку,   надо   употреблять одновременно два средства:  1) по возможности удалять всякий повод к действиям, происходящим от вредной привычки;  2) в то же время направлять деятельность детей в другую сторону.  При искоренении дурной привычки надо вникнуть, отчего она появилась, и действовать против причины, а не против ее последствий. Эти советы и указания Ушинского по воспитанию привычек не потеряли значения и для советских педагогов. Необходимым   условием   нравственного   воспитания   является,   указывал Ушинский, формирование у детей правильных представлений о роли и значении труда   в  истории   общества,   в   развитии   человека.  Он   высказал   замечательные мысли о роли труда в жизни человека в своей статье “Труд в его психическом и воспитательном   значении”:   “Самое   воспитание,   если   оно   желает   счастья человеку,   должно   воспитывать   его   не   для   счастья,   а   приготовлять   к   труду жизни...”; “Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни”. Ушинский   решительно   осуждал   систему   дворянского   воспитания   с   его пренебрежением к труду и людям труда, воспитания, формирующего привычку к   праздности,  пустой   болтовне,  ничегонеделанию.  В  этой   связи   он   выступил против тех педагогов, которые считали задачей педагогики всячески облегчать процесс учения не идущими к делу прикрасами, создавали представление о его легкости и занимательности. Такую практику школьной работы он язвительно назвал   “потешающей   педагогикой”,  обусловливающей   “такое   препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове”. При такой   организации   обучения   ученики   постепенно   приобретают   “гнусную привычку оставаться целые часы, ничего не делая и ничего не думая”. Стремлениям   педагогов   всячески   облегчить   процесс   обучения   он противопоставил   твердое   убеждение   в   том,   что   учение   есть   труд,   и   труд 23 серьезный. “В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...” Ушинский хотел, чтобы все учение и жизнь учеников было   организовано   разумно:   “Преподавание   всякого   предмета   должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы”. Не нужно надрывать сил   ученика   в   умственной   работе,   необходимо   не   давать   ему   засыпать, необходимо постепенно приучать его к умственной работе. “Организм человека должен приучаться к умственному труду понемногу, осторожно, но, действуя таким   образом,   можно   дать   ему   привычку   легко   и   без   всякого   вреда   для здоровья   выносить   продолжительный   умственный   труд...”   Учитель   “приучая воспитанника к умственному труду, приучает и преодолевать тяжесть такого труда   и   испытывать   те   наслаждения,   которые   им   доставляются”.   “Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу”. Исходя   из   такого   понимания   воспитывающего   характера   обучения, Ушинский   возвеличил   учителя,   высоко   оценил   влияние   его   личности   на учащихся. Это влияние он поставил на первое место среди других средств и утверждал, что оно не может быть заменено никакими другими дидактическими и методическими средствами. К.Д.Ушинский   придавал   важное   значение   смене   умственного   труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. Он считал полезным введение физического труда в свободное   от   учения   время,   особенно   в   закрытых   учебных   заведениях,   где воспитанники   могут   заниматься   обработкой   сада,   огорода,   столярным   и токарным   ремеслом,   переплетением   книг,   самообслуживанием   и   т.п.   С   этой точки зрения Ушинский ценил также игры детей. “...Но, ­ писал он, ­ чтобы игра была   настоящей   игрой,   для   этого   должно,   чтобы   ребенок   никогда   ей   не 24 пресыщался и привык, мало­помалу, без труда и принуждения покидать ее для работы”. Педагогические   высказывания   К.Д.Ушинского   о   нравственно­ воспитательной роли труда, о соединении физического и умственного труда, о правильной организации учения и отдыха являются ценными и в наше время. В основу теории дошкольного воспитания К.Д.Ушинский положил идею народности воспитания Он   считал   основным   свойством   детей   дошкольного   возраста   жажду деятельности   и   стремление   к   познанию   окружающего   мира   и   рекомендовал воспитателям  и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного облегчения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности. Огромное   воспитательно­образовательное   значение   Ушинский   придавал играм   детей.   Он   создал   оригинальную   теорию   детской   игры,   подтвердив   ее научно­психологическими данными. Он   отмечал,   что   в   психической   жизни   ребенка   дошкольного   возраста большую   роль   играет   воображение.   Это   объясняется   тем,   что   у   него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но Ушинский правильно указывал что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Характерной чертой детства является разорванность верениц представлений, быстрота перехода от одного порядка мысли к другому. “Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полет орла”. Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. “В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее 25 явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями”. К.Д.Ушинский   подчеркивал   влияние   на   содержание   детской   игры:   она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей   в   зависимости   от   детского   опыта,   умственного   развития,   руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Большое значение в формировании поведения детей имеют общественные игры   и   их   направленность,   указывал   Ушинский:   “В   играх   общественных,   в которых   принимают   участие   многие   дети,   завязываются   первые   ассоциации общественных отношений”. К.Д.Ушинский,   в   отличии   от   Фребеля   и   его   последователей, возражалпротив излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал   игру   самостоятельной,   свободной   детской   деятельностью,   имеющей важное   значение   в   развитии   личности:   ”Игра   есть   свободная   деятельность дитяти...   В   ней   формируются   все   стороны   души   человеческой,   его   ум,   его сердце,   его   воля”.   Воспитательница   должна   доставлять   материал   для   игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно   возрасту:   чем   меньше   ребенок,   тем   больше   времени   должен   он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться. К.Д.Ушинский   рекомендовал   широко   использовать   в   воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры; “Обратить внимание на эти   народные   игры,   разработать   этот   богатый   источник,   организовать   их   и создать   из   них   превосходное   и   могущественное   воспитательное   средство   ­ задача   будущей   педагогики”,   ­   писал   он.   Этот   завет   Ушинского   стремились выполнить русские передовые деятели дошкольного воспитания. 26 Большое  воспитательное значение, указывал Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных... хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии...­ писал он. ­ Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом”. ”Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, ­ замечал Ушинский, ­ любит их нежно   и   горячо,   и   любит   в   них   не   красоту   их,   а   те   картины   воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось.” Теория   детской   игры,   разработанная   К.Д.Ушинским,   явилась   ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику. Она свободна от религиозно­мистических толкований, так характерных для Фребеля. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми дошкольного возраста. В   деле   воспитания   детей   дошкольного   возраста   К.Д.Ушинский   видное место   отводил   природе   ­   “одному   из   могущественных   агентов   в   воспитании человека”. Природные явления и предметы рано начинают занимать ум ребенка. Общение   детей   с   природой   помогает   развивать   их   умственные   способности. Наблюдение   и   изучение   родной   природы   способствует   и   развитию   чувства патриотизма, эстетическому воспитанию. С ранних лет необходимо воспитывать у детей бережное отношение к сохранению природной среды. Эстетическое   воспитание   Ушинский   ставил   в   прямую   связь   с нравственным воспитанием детей дошкольного возраста. Детскими чувствами надо   руководить,   не   насилуя   их,   указывал   он,   надо   заботиться   о   создании окружающей   обстановки,   удовлетворяющей   эстетическим   и   педагогическим требованиям. ”Украшайте, ­ говорил Ушинский, ­ комнату дитяти красивыми вещами, но только красота которых доступна ребенку”. 27 Ушинский   высоко   оценивал   значение   хорошего   пения   как   одного   из средств эстетического воспитания детей, в то же время освежающего их жизнь, помогающего объединить их в дружный коллектив. Ценным   занятием   с   точки   зрения   эстетического   воспитания   и   общего умственного развития детей считал он и рисование. Эстетически воспитывают детей, прививают им любовь к родине также произведения народного и литературного творчества. Простые по изложению, доступные   для   понимания,   художественные   рассказы,   стихи,   статьи,   данные К.Д.Ушинским   в   “Родном   слове”,   служили   для   миллионов   русских   детей ценным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Учитывая   конкретные   условия   России   60­х   годов,   когда   еще   не   было создано даже настоящей народной школы, Ушинский считал, что детские сады пока еще “желательная, но малодоступная роскошь”, что они доступны только для богатых. И все же в столицах и больших городах, “где можно устроить такой сад, там должно его устроить по возможности скорее”. В детском саду дети   будут   приучаться   к   общественности,   играть   вместе   со   сверстниками, уступать и помогать друг другу, полюбят “порядок, стройность, гармонию в звуках, цветах, фигурах, движениях, в словах и поступках”. К.Д.Ушинский дал ценные указания по улучшению воспитательной работы детских   садов,   вошедшие   в   фонд   русской   дошкольной   педагогики   второй половины   XIX   в.   Во   время   пребывания   детей   в   детском   саду   не   надо переутомлять   их   “сидячими   занятиями”   и   формально   систематизированными дидактическими   играми,   надо   давать   им   больше   свободного   времени   для самостоятельной деятельности; следует предоставлять ребенку в детском саду возможность   временно   уединиться, самостоятельность в том или ином виде деятельности.   чтобы   он   мог   проявить   свою К.Д.Ушинский   считал,   что   преждевременное   обучение,   так   же   как   и запаздывание   в   обучении,   имеет   свои   дурные   стороны.   Преждевременное обучение переутомляет мозг детей, вселяет в них неуверенность в свои силы, 28 отбивает охоту к учению; запаздывание же в обучение обусловливает отставание в   развитии   детей,   приобретение   ими   таких   привычек   и   наклонностей,   с которыми учителям приходится напряженно бороться. Ушинский различал, во­ первых методическое, систематическое обучение, начинающееся с семилетнего возраста, и, во­вторых, подготовительное учение, осуществляемое в дошкольном возрасте.   Он   считал   необходимым   разработать:   учебные   занятия   детей, “предшествующие   книжному   учению”,   и   правила   учения   и   развития   до приобретения детьми грамотности; неучебные занятия, которые примыкают к детской игре (шитье платьев куклам, плетение, посадка цветов). Высказывания   К.Д.Ушинского   о   взаимоотношении   подготовительного учения   и   методического   обучения   детей,   о   характере   и   особенностях подготовительного учения в дошкольном возрасте явились ценным вкладом в русскую педагогику. Они помогали точнее определить содержание и методику образовательной   работы   детского   сада   как   подготовительного   заведения   к школе,   установить   линии   связи   и   преемственности   работы   детского   сада   и школы,   творческий   характер   деятельности   воспитательницы   при   обучении детей. Ушинский   предъявлял   высокие   требования   к   личности   детской “садовницы”;   он   представлял   ее   “обладающей   педагогическим   талантом, доброй, кроткой, но в то же время с твердым характером, которая бы по страсти посвятила себя детям этого возраста и, пожалуй, изучила все, что нужно знать для того, чтобы занять их”. Воспитательница, по его мнению, должна происходить из среды народа, обладать   лучшими   его   нравственными   качествами,   всесторонними   знаниями, любить   свое   дело   и   детей,   служить   для   них   примером,   изучать   законы психического развития детей, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. Для   большинства   населения   страны   Ушинский   наиболее   естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети 29 получают   первые   впечатления,   приобретают   элементарные   знания,   навыки   и привычки,  развивают   свои   задатки.  Огромную  роль   в  развитии   и  воспитании личности   ребенка   играют   родители   и   воспитатели,   пример   их   жизни   и поведения.   “Одна   из   первейших   обязанностей   всякого   гражданина   и   отца семейства,   ­   писал   Ушинский,   ­   приготовить   из   своих   детей   полезных   для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, ­ право на правильное и доброе воспитание”. Чтобы   выполнить   эту   ответственную   обязанность   и   гражданский   долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное   благополучие   с   общественной   пользой.   Они   должны   иметь педагогические   знания,   для   чего   изучать   педагогическую   литературу; сознательно   подходить   к   воспитательному   делу,   к   выбору   воспитателей   и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей. Исключительно   важную   роль   в   семейном   воспитании   и   обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении. Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь  воспитательницей   своих  детей, она  тем  самым  становится воспитательницей   народа.   Из   этого,   говорил   Ушинский,   “вытекает   уже самасобой   необходимость   полного   всестороннего   образования   для   женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель ­ провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии”. В   условиях   царской   России,   когда   элементарных   школ   было   мало, Ушинский   хотел   видеть   в   лице   матери   не   только   воспитательницу,   но   и учительницу   своих   детей.   Учебное   пособие   “Родное   слово”   (год   I)   и “Руководство   к   преподаванию   по   “Родному   слову”   он   считал   возможным 30 использовать   в   семейном   воспитании   и   обучении   детей   до   8­   10­летнего возраста. Заключение Рассматривая гипотезу педагогической антропологии К.Д. Ушинского для современного   воспитания   детей,   было   выявлено,   что   это   актуально   в современности,   для   гармоничного   воспитания   школьников   и   дошкольников. Ушинский   глубоко   изучил   данную   тему   и   разработал   методики,   которые показывают на практике свою эффективность. К.Д.Ушинский   является   основоположником   оригинальной   русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию   и   практику   воспитания,  в   том   числе   дошкольного,   и   образования   за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов. Он   обосновал   идею   народного   воспитания,   послужившую   основой   для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на   современное,   и   на   последующие   поколения   педагогов   многонациональной России. Многие   педагогические   высказывания   Ушинского   были   откликами   на острые   вопросы   современности,   критикой   неудовлетворенного   состояния воспитательно­образовательной   работы   в   школе,   в   семье,   в   дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко­педагогический интерес. М.И.Калинин на   совещании   работников   народного   образования   в   1941 г.,   указав   на   ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, 31 которые   только   в   нашем   социалистическом   обществе   могут   быть   оценены полностью. Кончилась   короткая   человеческая   жизнь,   на   долю   которой   выпало промелькнуть   среди   миллионов   земных   существований   в   середине   ХIХ столетия.   Но   было   это   одновременно   и   началом   новой,   уже   бесконечной, бессмертной   жизни   ­   в   памяти   людских   поколений,   которые   никогда   не забывают   достойных.   Недаром   же   на   памятнике   его   есть   такая   надпись: "Мертвые да почитают от трудов своих, дела обих ходят вслед за ними". И говорят о нем люди разных поколений, разных эпох... И. П. Деркачев, симферопольский учитель: "Этот воспитатель воздвиг себе памятник не в одних сердцах и умах русских детей  ­   многие   труженики   народного   образования   долго   и   с   любовью   будут вспоминать его плодотворное дело". Д. Д. Семенов, педагог, друг Ушинского: "Если   весь   славянский   мир   гордится   И.   А.   Коменским,   Швейцария   ­ Песталоцци, Германия ­ Дистервегом, то мы, русские, не забудем, что среди нас жил и учил Константин Дмитриевич Ушинский". Н. Ф. Бунаков, выдающийся русский педагог: "И до настоящего времени, несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет со времени Ушинского, сочинения его не утратили своего значения". В. Н. Столетов, президент Академии педагогических наук СССР: "Согласно   календарю   Константин   Дмитриевич   Ушинский   ­   человек девятнадцатого   века.   Но   благодаря   общественно   полезной   деятельности   он живет и в наш век". Памятники Ушинскому стоят на улицах наших городов, его имя носят институты, школы, библиотеки. Его бронзовый бюст установлен в конференц­ зале Академии педагогических наук, а портреты висят почти в каждой школе. Стипендии   его   имени   получают   студенты,   премии   и   медали   его   имени присуждаются ученым.  Книги его издаются на десятках языков и у нас и за границей.  Как мудрый советчик, он всегда рядом с тем, кто учит, и со всеми, кто учится. 32 33 Библиографический список 1. Радугин А. А. "Психология и педагогика"/РадугинА. А.­М.:Центр, 2000­ 213с. 2. Хрипкова А. Г. "Мудрость воспитания"/Хрипкова А. Г.­М.: Педагогика­ 2002­ 183с. 3. Арканов А.К. Идеи Ушинского/ Арканов А.К.­ М.: Просвещение, 2002. – 312 с. 4. Есипов Б. П. Педагогическая энциклопедия/ Есипов Б. П.­М.: Советская энциклопедия, 2001­ 351с. 5. Белозерцев Е.П. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге./ Белозерцев Е.П. ­ М.: Роман – газета, 2000. ­191с. 6. Бим­Бад Б.М.    Педагогическая  антропология:  Курс лекций /  Бим­Бад Б.М.   ­  М.: УРАО, 2003. ­142с.  7. Вопросы   истории   образования/   Гришин   В.А.,   Зятева   Л.А.,   Петрова И.Л.,Прядехо А.А., Сосин И.Я. – Б.: БГПУ, 142с. 8. Воробьева К.Н. Антропологический подход к воспитанию. Педагогика / Воробьева К.Н. –М.: 2007. – №5. – C. 55–58. 9. Гладких   З.И.   Творческое   наследие   К.Д.   Ушинского   как   источник художественно­педагогической антропологии //Искусство и образование/ Гладких З.И. – М.: 2007. – №2 (34). – C.18–36. 10.Гончаров Н. К. Педагогическая система К. Д. Ушинского/Гончаров Н. К. – М.: Просвещение, 2006 ­296с. 11.Исаев   Л.   И.   К.Д.   Ушинский:   основатель   русской   дидактической   и методической школы/ Исаев Л. И.­ М.: Ин­т общего образования, 2003. ­352с. 12.Константинова Н. А. История педагогики/Константинова Н. А.,   Е. Н. Медынского, М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 2005­ 327с. 13.УшинскийК.Д.Образование и бизнес/ Ушинский К.Д., Егорова С.Ф. М.:, 2007. ­216с. 14.Климов   Е.А.   Вопросы   психологии   труда   в   творчестве   К.Д. Ушинского/Климов Е.А.  – М.: Академия, 2001­ 329с. 34 15.Коджаспирова   Г.М.   Педагогическая   антропология:   учеб.пособие   для студентов вузов./ Коджаспирова Г.М. ­ М.: Гардарики, 2005. – 209с. 16.Коджаспирова   Г.М.,   Педагогический   словарь/   Коджаспирова   Г.М., Коджаспирова А.Ю.– М.: Академия, 2001.­132с. 17.Константинов   Н.А.   История   педагогики/Константинов   Н.А.   –   М.: Просвещение, 2003­ 221с. 18.Литвинов Л. Н. История дошкольной педагогики/Литвинов Л. Н. –М.: Просвещение, 2010­ 233с. 19.Максакова   В.И.   Педагогическая   антропология./   Максакова   В.И.   –   М.: Инфра­М, 2004. – 257с. 20.Наумов Н. Д. Выдающиеся педагоги России: Кн. очерков и извлечений./ Наумов Н. Д.  Е: Урал, 2009.­292с. 21.Песковский М.Л. Его жизнь и педагогическая деятельность/ Песковский М.Л., Ушинский К.Д.   Спб, 2001.  80 с. ― ― 22.Струминский   В.Я.   Очерки   жизни   и   педагогической   деятельности   Д.Д. Ушинског/ Струминский В.Я.   М., 2008.  348 с. ― ― 23.Сычев­Михайлов М.В. Из истории русской школы и педагогики XVIII/ Сычев­Михайлов М.В. – M. 2007­204с. 24.Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т./Ушинский К. Д. А. И. Пискунова. – М., 2002­ 185с. 25.Ушинский   К.   Д.   Избранные   труды   Человек   как   предмет   воспитания. Опыт педагогической антропологии. Программы педагогического курса для женских учебных заведений/ Ушинский К. Д. – М.: Дрофа,   2005 .­ 79.с. 26.Ушинский   К.   Д.   Педагогическая   антропология:   Человек   как   предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2./Ушинский К. Д.  – М.: УРАО, 2002­329с 27.Арканов А.К. Идеи Ушинского/Арканов А.К.  М.: Просвещение, 2002. ­ 312 с. 28.Ушинский К.Д. Русская школа: беседы о великом педагоге/ Ушинский К.Д., БелозерцеваЕ.П.­М.: Роман­газета, 2004.  192 с. ― 29.Ушинский К.Д. Материалы для педагогической антропологии/ Ушинский К.Д.  М.:2006. 664 с. ― ― 35 30.Ушинский К.Д. Родное слово Текст. / К.Д. Ушинский // К.Д. Ушинский. Избранные труды в 4­х. Кн. 1.  М.: Дрофа, 2005. С. 240 256. 31.Ушинский К.Д.Человек как предмет воспитания, т. 2.  Собр. соч., т. 9. ― ― ― — М.: Л., 2002.  627 с. ― 36

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа

Курсовая работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2019