Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"
Оценка 4.9

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.02.2017
Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"
Работа состоит из: ⦁ Введение ⦁ Цель развития детского движения ⦁ Актуальность исследования ⦁ Проблема, поднятая в исследовании ⦁ Цель исследования ⦁ Задачи исследования ⦁ Объект и предмет исследования ⦁ Основная часть - история детского движения в России ⦁ Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период» ⦁ Майские союзы ⦁ Сетлементы ⦁ Скауты ⦁ Пионерский период ⦁ 20-30-е годы ⦁ Пионерия в период Великой Отечественной войны ⦁ Послевоенный период ⦁ Постпионерский период ⦁ Конец 80-х - начало 90-х годов ⦁ Конец 90-х – до настоящего времени ⦁ Заключение
Пионерия.docx
Содержание I. Введение  Цель развития детского движения  Актуальность исследования  Проблема, поднятая в исследовании  Цель исследования   Объект и предмет исследования Задачи исследования II. Основная часть ­ история детского движения в России 1. Первые внешкольные объединения (начало XX века) – «допионерский период» 1.1.  Майские союзы 1.2.  Сетлементы 1.3.  Скауты  2. Пионерский период II.1 20­30­е годы II.2 Пионерия в период Великой Отечественной войны II.3 Послевоенный период 3. Постпионерский период 3.1.  Конец 80­х  ­ начало 90­х годов 3.2.  Конец 90­х – до настоящего времени III. Заключение Введение Детское движение в России имеет почти вековую историю. Оно ­ явление  демократическое,   помогает  самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде,  где  он  наиболее  комфортно   себя чувствует. Быть  в  окружении  своих  единомышленников  (по   спортивным, учебным,  творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое  мнение кого­то  интересует  –   все    это   делает   клубную   деятельность   очень привлекательной.    Детское движение –  процесс   открытый, многоярусный.  Размах детского движения, его развитие –  показатели  уровня   демократизации общественной жизни в государстве.  Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель,  которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С  другой, это  – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский  коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в  семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего  школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его  обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находиться игра. Цель развития детского движения – «втянуть» ребенка в реальное, социально значимое  творческое дело, помогая ему таким образом войти во взрослую жизнь и приобщиться к  общечеловеческим ценностям. Путь к этому лежит через осуществление различных детских  программ. Детское движение –  одно  из  основ формирования  демократической  культуры  общества.    В   этом   смысле   оно представляет  собой  социальную  систему,   основными   элементами   которой являются люди, их отношения и связи, объединения. В период распада СССР исчезли из школ пионерские организации, и довольно долго ребята  были предоставлены сами себе. Иногда детей и подростков 90­х г.г. называют «потерянным  поколением» и только во второй половине 90­х годов стало возрождаться детское движение, уже в  новом качестве, так как жизнь диктовала формирование новых ценностей. Актуальность исследования обусловлена кризисным состоянием системы воспитания в  современной России, потребностью обновления государственных и общественных структур,  отвечающих задачам формирования человека — гуманиста, личности, индивидуальности, гражданина­ патриота, жителя планеты Земля. С воспитанием подрастающего поколения связываются судьба,  перспективы развития России. Будущее общества зависит от того, какими будут наши дети. В детских организациях они  воспитываются активными гражданами своей страны.  Изучение этого опыта на различных  исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является весьма  актуальным.   Цель данного исследования: Проанализировать эволюцию детского движения в России.  Предмет исследования ­ исторический анализ деятельности детского общественного движения в  советский и постсоветский период. Объект исследования ­ процесс становления и развития детского движения в России.   Достижение цели исследования предполагает решение следующих задач: 1. Проследить процесс становления и развития детских организаций через изучение специальной  литературы, сбор и анализ воспоминаний участников событий, встречи со специалистами в  области развития детского движения современного Тольятти; 2. Выделить основные этапы этого процесса и выяснить их специфические особенности; 3. Определить масштабы детского движения и входивших в него организаций в рассматриваемые  периоды; 4. Исследовать и обобщить опыт и роль детских и подростковых объединений в социализации  личности, в развитии отечественной истории. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В СССР Начало XX века ознаменовало скачком в развитии Детства, превращением его из объекта  взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества.  Исследователь Л. В. Алиева пишет, что исторически закономерен подъем детского движения в  России.  Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития. В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В.  Алиева, И. В. Руденко, А. Г. Кирпичник, В. А. Кудинов и др.) положена периодизации истории  государства, тех событий его жизни, которые, так или иначе, влияли на развитие детского движения.  Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:  Допионерский;  Пионерский;  Постпионерский  Л. В. Алиева дает следующую периодизацию: I этап: 10­е годы XX века­ возникновновение детского движения, как специфической  социальной реальности; 2 этап: 20е – начало 30х годов XX века – становления детского движения в форме пионерсвта,  как нвоого средства воспитания детей; 3 этап: 30е – 80е годы XX века – развитие пионерского движения как массовой детской  организации, звенка системы коммунистического воспитания подрастающего поколения; 4 этап: 90е годы XX  века – 10е годы XXI века – саморазвитие и саммопределение  отечественного детского движения в новых социально­экономических, исторических условиях  российского общества. Автор другой периодизации  ­ М. В. Богуславский связывает этапы развития детского  движения с личностью взрослого–руковдителя, показывая, как меняется образ взрослого в истории  детского движения в России – от фантазеров, романтиков к рабочим­производственниккм и от них к  профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с «пионерами». Даем краткую характеристику основных периодов развития детского движения в России. Допионерский период. Началом этого периода можно считать конец XIX  века. Это был период становлений на  законодательной основе объединений (обществ либо союзов) самых разных направлений деятельности. В конце XIX начале XX века в России добровольные объединенрия подростков создаются в  общеобразовательных учреждениях – школах, училищах. Появляются первые скаутские отряды.  Различные детские группы опявляются в разных городах и называются они по­разноиу: в Ижевске –  Дом юного пролетария, в Перми – муравейник и т.д. Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинг к новым социально­политическим  условиям можно считать отряды «юных коммунистов», создаваемые с 1918 года при активном  участии многих бывших скаутмастеров. Развитие детского движения в допионерский период, по мнению Трухачевой Т. В.  Характеризиуется следующими признаками: ­ выбор группы, как ребенком, так и взрослым; ­ выбор целей, задач, законов, обычаев, символов, ритуалов, программ, знаков отличия детьми  вместе с взрослыми; ­ многочисленность состава групп, разнообразие мест их базирования; ­  отсутствие контроля за их деятельностью, со стороны специально созданных для этого  органов и отсутствие самх органов; ­ добровольность вступления в группу, как взрослого, так и ребенка. Разнообразие форм, методов работы детских формирований в этот период свидетельствуют о  фактах наличия в обществе в 10е – 20е годы уникально социально­педагогического явления,  характеризующегося в отличие от школы динамичностью, социальной ориентированностью, новой  позицией ребенка и взрослого. Однако постепенно детское движение в России приобретает политическую напрвленность,  сужая рамки движения – от широкого спекрта к единой массвоой организации. И рождается  пионерская организация. Организация пионеров рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях   революционных преобразований в России,  в мире в целом, связанных с распространением идей  коммунизма, социализма.  1. Первые внешкольные объединения В конце XIX века в России стали появляться первые детские внешкольные объединения.  Представители интеллигенции создавали кружки, клубы, спортивные площадки и летние  оздоровительные колонии для детей из бедных семей, многие из которых не посещали школу, а  работали на производстве. К 1917 году в России было 17 значительных детских организаций. Вот  некоторые из них: 1.1.   Майские союзы  Мало кому сейчас известно имя Захария Топелиуса — детского финского писателя. В конце XIX —  начале XX века он удачно конкурировал со своим знаменитым датским коллегой Гансом Христианом  Андерсеном. В своих коротких рассказах Топелиус приучал детей прислушиваться «к двум великим  голосам: голосу совести и голосу природы». Впрочем, главное дело писателя — отнюдь не книги. А школьные Майские союзы, где дети  соревновались в совершении добра к животным. Так, на Рождество по всей Финляндии дети  устраивали “новогодний обед лошадям”. Морковка, свежий бисквит, сахар, черный и белый хлеб.  Вступая в союз, ребята клялись не разорять птичьих гнезд, помогать попавшим в беду кошкам и  собакам, сажать деревья. «Никогда неправда не будет совершена с нашего согласия или оттого, что мы равнодушно  допускаем совершение ее. Мы, мальчики, объявляем войну против коварства, жестокости и  несправедливости. Мы будем всеми дозволенными средствами противодействовать насилию над  мелкими птицами. Мы, девочки, в тех случаях, когда не можем сделать другого, будем горячо и  убедительно просить обидчиков пощадить безвинные существа, которые требуют нашего  заступничества. Все это мы обещаем во имя любви к Богу и Его творениям и из благодарности к  птицам за их пение». Нарушать добровольную клятву считалось большим позором. Кто не желал или  не мог выполнять обещание — выходил из союза. В первый день мая все школьные союзы со своими знаменами выходили за город в какое­ нибудь красивое место. В этот день избирался король Майского союза. Праздненство открывалось  хоровым пением, затем следовали соревнования, игры, праздничный обед. Новый король и его “совет  министров” руководили союзом до следующего мая. Мода на них быстро распространилась и до России. Считается, что первый в России Майский союз создан в мае 1898 года в селе Елисаветино, что в Псковской губернии мелкой помещицей Е.Е. Вагановой. Отдыхая в финской деревушке, она как­то  разговорилась с мальчиками из Майского союза и решила такой же организовать у себя дома. Деревенским ребятам понравилась идея, через год в союз записалось более двух сотен детей из всех  близлежащих деревень. Как и в Финляндии, ребята из Елисаветино действовали только уговорами и  убеждением, но никак не силой. Союзу повезло с самого начала. Его поддержал популярный в стране детский журнал “Родник”. Министерство внутренних дел утвердило Устав. Сам губернатор князь Васильчиков пожаловал в  гости к ребятам. По этому поводу по всему уезду были развешены такие объявления: «Все члены Майского союза вашей деревни приглашаются в воскресенье, 23 мая, в с. Елисаветино на  годовой Союзный праздник. Молебен начнется по окончанию обедни на погосте. Просят членов захватить с собой ложки» (“Родник”, 1899, №8, стр.183). В том же 1899г. другой детский журнал «Задушевное слово»  опубликовал письмо  одиннадцатилетнего мальчика Цили Авербурха с предложением учредить Всероссийский детский  “Майский союз”.  Немногим позже Майские союзы появились в Умани, Киеве, Томской и Новгородской  губерниях, на Урале. В 1909 году, в небольшом местечке Южа, что близ Иваново, такой союз  образовался на базе детского сада. До наший дней дошел его Устав — настоящая мини­хрестоматия  гуманитарно­педагогических знаний, проповедующая добро, ласку, милосердие. Постепенно к популяризации Майских союзов подключились и другие издания: газета “Новое  время”, журналы “Народное образование”, “Лесопромышленный вестник”. Выпускались дешевые  брошюры.  Томский профессор H.Ф. Кащенко рассказал о союзах в своей книжке “Надо подружиться с  природой”, подчеркнув в заключение, что “дружба с живой природой должна сделаться лозунгом  двадцатого столетия” Дети не платили взносы. Финансировали союз взрослые жители деревни — врачи, военные,  священники, вошедшие в специальный попечительный комитет. Цели общества заключается в следующем:      в охране полезных в сельском хозяйстве вольных птиц;   в ограждении животных от жестокого с ними обращения;   в распространении среди подрастающего поколения сведений о необходимости правильного и  разумного ухода за домашними птицами и животными”  А еще с детьми проводились игры и строевые учения, экскурсии и хоровые пения. Святые отцы вели духовные беседы: о милосердии к животным с точки зрения Евангельского учения. Такой  комплексный подход к воспитанию детей — характерная черта многих Майских союзов. Как правило, дети принимались в союз с 7 лет. Каждому выдавался значок “летящая ласточка”  — эмблема Майских союзов, кто собственноручно строил полсотни скворечников, становился  почетным членом. Движение детских Майских союзов по охране и защите птиц после Октябрьской революции  прекратилось, но идею охраны птиц подхватили организации «юных натуралистов» (юннатов). 1.2  Сетлементы  В начале 1900­х годов в Москве, Санкт­Петербурге, Томске и других городах получило  распространение международное движение сетлементов,  посёлков культурных людей среди бедного  населения (от англ. settlement), зародившееся в 1860­е годы в Англии.  В Москве общество  «Сетлемент» организовал в 1906 году педагог Станислав Шацкий.  «Сетлемент» решил обратить главное внимание на общественное детское воспитание, а  поэтому в первую очередь были созданы детская трудовая колония и организация детского  самоуправления в ней, детские клубы, детский сад и трудовые мастерские для подростков. В  "Сетлемент" хлынула детвора отовсюду, мальчики и девочки, количество которых все время быстро  росло. Но в связи с ростом самого дела росла и огромная подозрительность по отношению к нему со стороны духовенства, полиции, с одной стороны, и, к сожалению, учителей городских школ, с другой.  Скоро "Сетлемент" перешел на полулегальное существование, которое через три года привело к тому, что деятельность его была признана политически опасной, и он был закрыт постановлением  московской администрации в 1908 году. В 1909 году возобновило работу под названием «Детский труд и отдых». Общество    занималось организацией дополнительного образования, детских клубов и мастерских, загородной  летней трудовой колонии «Бодрая жизнь». Эта работа рассматривалась как организованная борьба за  сохранение детства. В отчетном докладе Попечительскому совету Московского учебного округа в 1911 году отмечались  основные цели общества. параллельная работа с городским общественным управлением по ликвидации огромной бреши  в народном образовании города: отсутствия дошкольного образования и воспитания; создание экспериментального детского учреждения, включающего все формы работы с детьми.   Общество стремилось к тому, чтобы на практике доказать право на жизнь новых, нешаблонных  методов работы с детьми. 1.3 Скауты  Однако официальной датой основания детского движения в России принято считать 30 апреля 1909  года. В этот день в Павловске в Царском Селе под Петербургом гвардейский офицер Олег Пантюхов  организовал первый российский отряд скаутов,  первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков.  В Москве в 1910 году штаб­ротмистр Александровского юнкерского военного училища  Григорий Алексеевич Захарченко основал «Московскую дружину юных разведчиков». Его перу  принадлежит первое пособие по российскому скаутизму «Юный разведчик». Как тот, так и другой,  заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе. В 1911 году в Петрограде при одной из гимназии, возникает «Легион юных разведчиков»,  организованный Янчевецким и команда юных разведчиков, организованная О. И Пантюховым и  О. Д. Петровым, которая реорганизуется в первый Петроградский отряд юных разведчиков при  «Обществе содействия мальчикам­разведчикам» — «Русский скаут». Во главе этого общества,  возникшего в августе 1914 года, становится вице­адмирал И. Ф. Боострем, как председатель  общества, и О. И. Пантюхов, как его вице­председатель».  Вслед за Санкт­Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове,  Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. В 1915 г. в Киеве был создан первый в России отряд юных разведчиц (герлескаутов). Затем организации девочек­разведчиц возникли в Петрограде, а в 1916 г. — в Москве. К Октябрьской революции 1917 г. в 143 городах России насчитывалось 50 тыс.  скаутов.  По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»:   Монархическое  Демократическое Идеологом демократического крыла был скульптор И. Н. Жуков, который утверждал, что  скаут «не военный разведчик, а … «пионер культуры», «разведчик всего хорошего», маленький друг  всего мира…». После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской  власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга.  В 1922 году скаутинг в России был запрещен. В 1922 г. скаутские организации в Советской  России были запрещены. Наиболее стойкие из них дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошел  последний скаутский слет у села Всехсвятское под Москвой. Участники слета шли в форме и со  знаменами. Слет был разогнан, а организаторы его — арестованы. Движение скаутов стало первым массовым детским движением в России. Наиболее интенсивно оно развивалось в годы Первой мировой войны. Осенью 1917 года насчитывалось 50 тыс. скаутов в  143 городах России. В 1910 году Баден­Пауэлл приезжал в Россию и беседовал о перспективах  скаутинга с императором Николаем II. Скаутом был и царевич­наследник Алексей. 2. Пионерский период. 2.1. Пионерский период был самым продолжительным периодом в истории детского движения в нашей   20­30­е годы ­  у истоков пионерии стране.  В 1921 г., в условиях НЭПа, государство вынуждено было пойти на значительное сокращение  школьных и детских учреждений. Усугубили положение неурожай 1921 г. и голод в Поволжье. В  стране насчитывалось 7 млн. беспризорных. Массовый выход молодежи из комсомола самым  актуальным сделал вопрос о создании массовой детской коммунистической организации, являющейся  сменой и резервом комсомола. Перед комсомолом встала проблема воспитательной системы, которая  легла бы в основу будущей организации. Опыт первых московских детских групп, возглавляемых  бывшими скаутмастерами, сыграл определяющую роль в принятии 19 мая 1922г. 2­й Всероссийской  конференцией РКСМ резолюции о детском движении. Пионерская организация была создана по решению Всероссийской конференции ВЛКСМ 19 мая  1922 г. До 1924 года она носила имя Спартака, а после смерти Ленина была переименована в его  честь. Изначально при создании пионерии взяли за образец скаутскую организацию, впоследствии эта  связь замалчивалась, «скаутизм» был объявлен буржуазным фашистским детским движением. Наименование юных коммунистов в методической литературе объяснялось так: «Пионер – это  человек, который идёт впереди других и прокладывает дорогу идущим за ним. Коммунистическая партия – авангард рабочего класса – тоже является «пионером». Она идёт впереди всего  угнетенного трудящегося человечества и выводит его на новый путь, путь к коммунистическому  обществу». Первые отряды пионеров создавали в пролетарской среде – при заводах, фабриках, сельсоветах,  детских домах, комсомольских или профсоюзных клубах. В советской историографии первым  считается московский отряд, который был создан при профтехшколе полиграфистов на Красной  Пресне. 13 февраля в здании 16­й типографии (бывшей типографии Машистова) комсомольцы  провели сбор пионерского отряда. Организатором его стал М. Стремяков. К детям советской страны её правительство относилось как к строительному материалу для  создания будущих убеждённых борцов за дело коммунистической партии, это и стало главной целью  создания детской коммунистической организации. Важнейшей задачей было вырастить человека  нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Н.К. Крупская писала: «Взрослому  человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков,  от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры – ребята, у которых ещё  складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям.  Вот почему пионердвижение имеет такое совершенно исключительное значение». На III съезде РКСМ В.И. Ленин возвел эту идеологию:  «Всякую такую нравственность, взятую  из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем, – заявлял он с трибуны. – Мы говорим, что наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата... Мы  говорим: нравственность – это то, что служит разрушению старого эксплуататорского  общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество  коммунистов» Эта речь вождя конечной целью воспитания пионера ставила достижение такого уровня сознательности, при котором он воспринимал бы требования советского общества, как свои  собственные. После реформирования школы и введения всеобуча (обязательного всеобщего начального  обучения) отряды стали создавать в школах, пионерская организация строилась по принципу: школа – дружина, класс – отряд. Пионерская дружина стала организационной основой детского  коммунистического движения, отряд считался основной его ячейкой, он состоял их 4­5 звеньев,  объединяющих в себе 40­50 детей. Работой каждого отряда руководил вожатый – комсомолец. В  пионеры начали принимать всех желающих детей подходящего возраста.  Число пионеров стало расти. Этому способствовала атмосфера 1930­х годов. Очень возросло  число сирот и беспризорников, оставшихся без родителей благодаря голоду, коллективизации,  арестам родителей. В детских домах, колониях, приёмниках, школах и пр. агитировать за вступление  в пионеры было легче. И многие родители понимали – лучше отдать ребенка в пионеры, чем быть  обвиненным в нелояльности по отношению к советской власти, не пройти чистку, оказаться без  работы. В итоге к началу войны пионерами была примерно половина детей подходящего возраста (от  9 до 14 лет). Вся деятельность пионерской организации была крайне политизированной, особенно в первые  десятилетия. Включаясь в общегосударственные кампании, пионеры выполняли следующие задания:   собирали деньги на строительство тракторов, на помощь детям капиталистических стран, на  восстановление народного хозяйства собирали для переработки вторсырье  участвовали в коммунистических субботниках, в различных агиткампаниях – например, за  грамотность, за создание колхозов, за экономию, за мир   В первые годы советской власти пионеры помогали бороться с беспризорностью, пытались  создавать новые отряды в деревнях. В ходе государственной кампании по ликвидации неграмотности  учились читать и писать, агитировали учиться других детей и взрослых, и сами учили их, собирали  книги и устраивали библиотеки. Участвуя в кампании за техническую грамотность, занимались в  технических кружках, собирали радиоприёмники и другие бытовые приборы и отправляли их в  подшефные сёла, строили детские порты и железные дороги и работали на них. Юные натуралисты  ухаживали за животными, выращивали почтовых голубей, коней и служебных собак для армии.  Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в  газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг. Исключить из  пионеров могли, в первую очередь, за провинности их родителей – например, детей «врагов народа». По мере своих сил пионеры помогали взрослым в выполнении планов пятилеток. Они  участвовали в распространении государственных займов, в кампаниях по сбору утильсырья и  металлолома, собирали книги для сельских библиотек. Сельские пионеры участвовали в "походах за  урожаи" и коллективизации сельского хозяйства: помогали охранять и собирать урожай,  организовывали шефство над молодняком скота. Пионерам без скидок на юный возраст ставились в те годы совершенно взрослые задачи. Так, в  начале 1930­х годов пионеры выдвинули лозунг ­ «Все  пионерские  силы ­ на борьбу с кулаком!» и  задачи, среди которых ­ «Воспитать безбожников. Бороться за уничтожение религиозных  верований». В 1930­х годах повсеместно открывались также детские спортивные школы и стадионы,  появлялись детские автотрассы, клубы юных моряков со своими флотилиями и пароходствами,  технические, литературные, музыкальные, театральные кружки, политические клубы, клубы  интернациональной дружбы, клубы юных натуралистов (юннатов), тимуровское движение, дома  детской книги, картинные галереи, киностудии. Таким образом, в 1920 — 1930­е гг. детская и молодежная организации (пионердвижение и  комсомольское движение) превратились в мощные общественные организации, охватившие своим  влиянием миллионы детей и подростков. Система деятельности этих организаций выросла до  составной и неотъемлемой части процесса воспитания молодого поколения. 2.2  Пионерия в период Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года началась Великая отечественная война. С первого же дня вместе со всем народом поднялись на защиту Родины советские пионеры и школьники. Собирали теплые вещи для фронта, организовывали встречи с героями войны и труда. Пионеры­герои Рядом   со   взрослыми   сражались   и   пионеры.   Они   были   разведчиками,   проводниками,   пламенными агитаторами, подрывниками, добывали у врага оружие и передавали партизанам. Их имена навсегда остались в нашей памяти. Юта   стала   помогать   партизанам.   Сначала   была   связной,   потом   разведчицей.   Переодевшись мальчишкой­нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. В одном из боев ­ у эстонского хутора Ростов ­ Юта Бондаровская пала смертью храбрых.  Юта Бондаровская Валя Котик Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись   к   мальчику,   коммунисты   доверили   Вале   быть   связным   и   разведчиком   в   своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На его счету ­ шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат Казей Участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Зина Портнова Не   раз   ходил   в   разведку,   приносил   важные   сведения   в   партизанский   отряд,   летели   под   откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады. Леня Голиков Веселая, смелая, любознательная девочка за шесть своих школьных лет была шесть раз награждена книжками с подписью: "За отличную учебу". Юная связная приносила от партизан задания своей вожатой, а ее донесения переправляла в отряд вместе с хлебом, картошкой, продуктами, которые доставали с большим трудом. Галя Комлева Отступая из Киева, два раненых бойца доверили Косте знамена. И Костя обещал сохранить их. Когда Киев освободили, Костя, в белой рубахе с красным галстуком, пришел к военному коменданту города Костя Кравчук и развернул знамена перед повидавшими виды и все же изумленными бойцами. 11 июня 1944 года на центральной   площади   Киева   были   выстроены   части,   уходившие   на   фронт.   И   перед   этим   боевым строем зачитали Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении пионера Кости Кравчука орденом красного знамени. За операцию по разведке и взрыву ж\д. моста через реку Дрисса к правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса Михеенко. Участвовала она и в боевых операциях. Юную партизанку, выданную предателем в деревне Игнатово, фашисты расстреляли. Лера Михеенко Саша Бородулин День за днем вел разведку. Не раз отправлялся на самые опасные задания. Немало уничтоженных машин   и   солдат   было   на   его   счету.   За   выполнение   опасных   заданий,   за   проявленное   мужество, находчивость   и   смелость   Саша   Бородулин   зимой   1941   года   был   награжден   орденом   Красного Знамени. Валя Зенкина Валя пробралась в Брестскую крепость, перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.  В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из­под огня, переправить на другой берег реки Мухавец , маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Аркадий Каманин Однажды   с   высоты   юный   пилот   увидел   наш   самолёт,   подбитый   фашистами.   Под   сильнейшим миномётным   огнём   Аркадий   приземлился,  перенёс  лётчика   в  свой   самолёт,   поднялся  в  воздух  и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет. Образы пионеров­героев активно использовались, как примеры высокой морали и нравственности. Официальный список «пионеров­героев» был оформлен в 1954 году с составлением Книги почета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина; к ней присоединились Книги почёта местных пионерских организаций. Война оставила неизгладимый след в сердце и памяти каждого советского человека. "Никто не забыт, ничто не забыто" ­ под таким девизом проводилась пионерами большая работа: встречи и шефство над ветеранами   Великой   отечественной   войны,   борьба   за   право   носить   имена   героев   пионерскими дружинами и отрядами, создание музеев боевой славы, поисковая деятельность и т.д.  Эта традиция продолжается и живет сейчас. Послевоенный период  Рубеж 50­х ­ 60­х годов XX века частенько именуется периодом "оттепели". Отразилось это, в  какой­то мере, и на Пионерии.  В первые послевоенные годы пионеры помогали восстанавливать страну, работали на стройках, занимались озеленением, ходили в походы по местам боевой славы и создавали школьные музеи,  продолжали работать на полях, собирать утиль и пр. Поскольку победа СССР в войне сделала  очевидной для всех «окончательную победу советского строя», а членство в коммунистических  организациях было надёжным лифтом для карьерного роста, препятствий к развитию пионерии уже не осталось. «Послевоенные годы, – пишет И.И.Гольдберг, – были самыми тяжелыми в педагогическом  отношении: пришли ребята, пережившие тяготы войны, многие лишились родителей». Дом  пионеров был по­прежнему очень востребован. Тот эмоциональный подъем, который испытывал  народ­победитель, предполагал обращение к мысли о светлом будущем, значит – о детях, об умном,  сильном, здоровом молодом поколении. Решения 8­го Пленума ЦК ВЛКСМ (1957 положили начало стимулированию в ней самодеятельных  начал. В этот период по­иному заработали Советы пионерской организации, появились пионерские  штабы и другие формы привлечения ребят к управлению делами своей организацией, был открыт  Всероссийский пионерский лагерь "Орлёнок", который многие годы был настоящей "лабораторией  передового опыта" и школой актива.  Пионеры конца 40­х ­ 60­х провели немало важных пионерских дел: поисковые экспедиции, движение  "Украсим Родину Садами!" (1947), всесоюзное соревнование отрядов за право называться "Отряд ­  спутник семилетки" (1959­1962); "Пионерскую двухлетку" с её трудовыми акциями.  Именно в эти годы по инициативе костромских пионеров появилось движение "Зон  пионерского действия", трудовая Операция "Пионестрой" (1966), инициаторами которой были  пионеры Ленинграда, Операция "Чукотка" по строительству дворца пионеров в Анадыре, проводившаяся по призыву Московской городской пионерской организации с 1969 по 1974 годы и  многое другое. Тогда же, в 60­е годы по инициативе газеты "Пионерская Правда" взяли старт спортивные  соревнования "Кожаный мяч", "Золотая шайба" и др., стала проводиться Всесоюзная военно­ спортивная игра "Зарница" (1967) Активная и творческая пионерская деятельность продолжалась и в 70 ­ 80­е годы. В эти годы  реализовывались комплексные программы пионерской жизнедеятельности под названием "Марши  пионерских отрядов" (1970­1982) и "Марши юных ленинцев" (1982­1987). Эти программы  ориентировали ребят на созидание, способствовали становлению их гражданственности, развитию  творчества, помогали формировать товарищеские отношения в коллективах. Однако, позитивного потенциала, заложенного в решениях 1957­1967 годов, хватило лет на 15. 3. Постпионерский период. 3.1 Конец 80­х – начало 90­х годов Постпионерский период исследователи считают с 1989 года по настоящее время. 80­е годы XX  начала XXI века – это этап самоопределения российского детского движения. Это время кризиса  пионерского движения, возрождения скаутизма. Зарождение новых, самых разнообразных детских  общественных структур. Особенность этого периода – коренная смена законодательной основы деятельности детских  объединений. На смену постановлениям, регулирующим деятельность детских организации, приходят  государственные акты о поддержке детского движения в России. Процесс становления и развития детского вдижения в нашей стране, начиная с 1989 г.  по  настоящее время характеризуется следующими отличительными признаками:  Разнообразие видов общественных объединений;  Разнообразие целей и программ деятельности объединений;  Отказ от жетских возрастных границ участников организации;  Ориентация на малочисленные объединения;  Расширений базы деятельности ( в социально­культурной сфере, сфере патриотического воспитания), помимо образования;  Разнобразие интересов и потребностей детских объединений. Пионерская организация стала действительно массовой, однако постепенно её работа  становилась всё более формализованной, ограничивалась рамками школы, несшей увеличившуюся  нагрузку по воспитанию будущих коммунистов. При школах создавали клубы интернациональной  дружбы, организовывали походы, работы по уборке пришкольных территорий, помощь ветеранам,  сбор вторсырья, военно­спортивные игры, торжественные пионерские линейки и прочие мероприятия, которые всё меньше были интересны подросткам,  и часто проводились «для галочки», для отчета. Позже, в хрущевско­брежневские времена, во время всеобщей борьбы за мир идеи пионерской  организации постепенно отходили на второй план. Боевые пионерские песни 30­х годов, зовущие в  бой и говорящие о готовности молодежи защищать страну с оружием в руках, сменились песнями,  прославляющими советскую действительность. Отношения между отдельными воинскими частями и  пионерами сменились внутришкольными праздниками на 23 февраля, а настоящие дальние походы –  на Кавказ или в леса – «Зарницей». При этом в молодежной среде всячески сохранялось и  поддерживалось уважительное отношение к армии, проводилась мысль о том, что «косить от армии»  недостойно мужчины. К сожалению, отсутствие серьезных и интересных дел заставляло многих ребят  воспринимать пионерию как «обязаловку». Впрочем, с началом войны в Афганистане положение  несколько улучшилось – стали организовываться «афганские комнаты», в классы приглашались воины ­ «афганцы». Вообще же стремление интернационализировать пионерское движение прослеживается с  самого его зарождения, и тому подтверждением служат школьные «комитеты дружбы» ­ с Вьетнамом, например, или с Кубой.        Решающий удар по пионерской организации нанес Горбачев с декларируемой политикой одностороннего разоружения. Многие бывшие пионеры до сих пор помнят, как по  домам, по  квартирам ходили девятиклассницы и предлагали детям сдавать игрушечное оружие в рамках общей  кампании борьбы за мир. Примерно в это же время прекратились военные игры.  Кроме военной базы, из­под пионерии была выбита также база политическая. Многочисленные  публикации в СМИ, развенчивающие те или иные ценности и принципы советского общества, с  удвоенной силой били по молодежному движению.  Высшей точки процесс достиг в 1990 году – носить пионерский галстук в части общества  считалось позорным и неприличным, причем эти настроения активно подогревались печатью и  телерадиовещанием. Массовый выход из пионеров стал результатом подобной политики.  Окончательно же пионерское движение в старом виде прекратило свое существование осенью 1991  года, в связи с распадом единого государства. В конце 1980­х годов начался процесс самоопределения российского детского движения.  Коренным образом изменилось законодательство: на смену партийным постановлениям,  регулирующим и регламентирующим деятельность организаций, пришли государственные акты о  поддержке детского движения в России.  Отказ от жёсткого общественно­государственного контроля  способствовал активному развитию неформальных самодеятельных структур. С 1990­х годов в  России создаются и законодательно поддерживаются различные детские объединения. Длительность (70 лет) этого периода потребовала осмысления разных этапов его развития, что и  попытались делать исследователи – Гордин И. Г., Алиева Л. В.  и  др. Исследовательница Трухачева Т. В. Пишет, что отличительными признаками детской  организации этого периода можно считать:  Единство политической цели и задач, основных программ деятельности и направлений,  выраженных в различных смотрах, конкурсах, соревнованиях;  Единство времени (послеурочное) и пространства (школы) деятельности;  Возрастные границы для членов организации;  Управление детской организацией, осуществялемое комсомолом;  70 летняя деятельность пионерской организации несла в себе как положительные, так и  негативные моменты. Их можно представить, использовав подходы исследователей Волохова Л. В. И  Рожкова М. И., следующим образом: Положительное  Милосердие;  Коллективизм;  Взаимодействие;  Творчество;  Инициатива;  Участие в делах  общества;  Гуманизм  Отрицательное  Авторитаризм. Отношения взрослых и детей складывались как  отношения безусловной зависимости и подчинения  Господствовало требование «быть как все». Решениями и  инструкциями вышестоящих органов предписывались  уравнения интересов и потребностей детей, массовость  проводимых мероприятий, обязательность участия всех и во  всем.  Идеологические единомыслие. Пионеры воспитывались в духе  борьбы со всяким икономыслием.  Фискальный характер отношений. Исходя из того, что главной  задачей пионеров была хорошая учеба и уркепление  дисциплины в школе, множество заседаний, свборов было  посвящено так называемым «разборам» нерадивых.  С современной точки зрения – это ханжеская мораль.  Пионерам предписывало строгое выполнение правил  поведения, не допускающее никаких вольностей в одежде,  косметике, украшениях. Пионерская организация рождается и развивается с начала XX века в нашей стране в условиях  революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистическом странах и  особенно в России. Пионерская организация – часть пионерства – ветви детского движения, специфического  феномена в XX века.  3.2 Конец 90­х годов – до настоящего времени Всесоюзная пионерская организация была распущена в начале 1990-х годов. Однако почти сразу же после роспуска в стране начались попытки возрождения пионерии. В соответствии с действующим законодательством России, общественное объединение — это  добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на  основе общности их интересов для реализации совместных целей. В начале 90­х гг. государство  отказалось от монополии на деятельность общественных объединений и способствовало росту  демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Однако в  середине 90­х гг. государственная поддержка вновь созданных детских и юношеских объединений  практически прекратилась. В результате образовательные учреждения перестали влиять на Д.д. и  утратили один из важных механизмов выполнения своих воспитательных функций. В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых  разных видов и форм. По территориальному охвату можно выделить общероссийские,  межрегиональные, региональные и местные объединения. Широко распространены детские  организации на базе школ: ученические комитеты, союзы, ассоциации, «республики» и др.Также  современные детские объединения можно условно разделить и по направлениям их деятельности.  Пионерское движение. В современном виде его представляют Международный союз  пионерских организаций — Федерация детских организаций, Межрегиональная организация  «Пионерское содружество»,  региональные, местные обновлённые пионерские организации,  отдельные дружины, отряды.   Скаутское движение. В 1990 году при поддержке зарубежных организаций началось  возрождение движения скаутов в России. Однако скауты оказались расколоты: в настоящее  время параллельно действуют три всероссийские скаутские организации — Национальная  организация российских скаутов­разведчиков, Всероссийская национальная скаутская  организация и Российская ассоциация навигаторов­скаутов. Они различаются по форме,  идеологии, методике работы и структурной организации.  Историко­культурные и туристическо­краеведческие объединения. Их деятельность  направлена на возрождение традиций и обычаев отечественной культуры, изучение истории  страны, овладение опытом здорового образа жизни, краеведческие экспедиции. Представлено  такими организациями как «Массолит», программами «Путь к истокам»,  «Родники» и т. п.  Военно­патриотические движения ориентированы на изучение и возрождение боевых и  героических традиций народов страны, подготовку молодёжи к службе в армии, гражданское и патриотическое воспитание. Движение представляют поисковые объединения и отряды,  военно­патриотические объединения и организации, Ассоциация военно­патриотических  клубов «Стяг», клубы юных десантников, пограничников, штабы участников возрождённых  военно­спортивных игр «Зарница», «Орлёнок», «Перекоп» и др.   Экологические объединения занимаются природоохранной деятельностью и экологическим  просвещением. Сегодня в России широко распространены региональные и местные детские  экологические организации. При поддержке Министерства природных ресурсов РФ создан  Детский телекоммуникационный проект «Экологическое содружество».   Социально­реабилитационные и волонтёрские организации — широкий круг  ориентированных на служение обществу движений, которые занимаются добровольческой,  благотворительной деятельностью, помощью инвалидам, ветеранам и сиротам, тимуровской  работой.  Объединения профессиональной подготовки направлены на выстраивание  профессиональной карьеры. Это юные журналисты, модельеры, театралы, лётчики, географы,  космонавты и т. д.  Заметны детские экономические организации — например,  Межрегиональная общественная организация «Детский бизнес­клуб»,  союзы юных  предпринимателей, детские банки и др.   Религиозные детские объединения — организации, деятельность которых направлена на  духовно­нравственное воспитание подрастающего поколения. Например, таково детское  православное движение «Вестники», Братство православных следопытов и др.  Кроме того специалистывыделяют спортивные детские общественные объединения, объединения  досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей  современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия  детей в международных, федеральных, региональных программах социально­образовательного  содержания.  III.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  Исторический опыт детского движения в нашей стране дает право искать аналоги, извлекать  исторические уроки. Исследование  показало, что даже при наличии детского движения его судьба  зависит от тех сил в обществе, которые определаяют политику государства. Знание истории детского  движения дает возможность учитывать ошибки, извлекать прогрессивные тенедеции. Мы рассмотрели периоды становления и развития детского движения в СССР на классификации их  по периодам. Общим для всех периодов выступает наличие в государстве и обществе детей,  желающих участвовать в общественной жизни, взрослых, способных создать условия и обеспечить  возможности для деятельности детских организаций различных масштабов и статусов.

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"

Курсовая работа " История детского движения.Пионерия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017