курсовая работа на тему: Авторитет руководителя в воинском коллективе

  • Особые потребности
  • rtf
  • 15.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Влияние авторитета в первичном воинском коллективе на современном этапе развития общества крайне высоко, особенно на этапах организации и становления воинского коллектива так как офицер–руководитель обладающий действительным авторитетом может заложить фундамент развития коллектива, который будет выступать в дальнейшем как субъект воспитания, то есть будет характеризоваться максимальной требовательностью воина на фоне требований всего коллектива. Коллектив, предъявляя высокие требования к своим членам, будет способен к известному самоуправлению.курсовая
Иконка файла материала 60728.rtf
Содержание Введение 1.  Авторитет – определение 5 1.1 Виды авторитета и чем они характеризуются 1.2 Основные этапы формирования авторитета офицера­пограничника 2.   Социально­психологические аспекты процесса формирования авторитета офицера­руководителя 2.1 Качества   личности, авторитета 10   способствующие   формированию   истинного 2.2 Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе 3.   Взаимоотношения   офицера­руководителя   и   коллектива   в   процессе служебно­боевой деятельности подразделения Заключение 15 Список литературыВведение Влияние авторитета в первичном воинском коллективе на современном этапе развития общества крайне высоко, особенно на этапах организации и 5 становления   воинского   коллектива   так   как   офицер–руководитель обладающий   действительным   авторитетом   может   заложить   фундамент развития  коллектива, который  будет  выступать   в  дальнейшем   как  субъект   то   есть   будет   характеризоваться   максимальной воспитания, требовательностью воина на фоне требований всего коллектива. Коллектив, предъявляя высокие требования к своим членам, будет способен к известному 10 самоуправлению. (И.И. Рудской) Различные   исторические   этапы   развития   общества,   существенным образом   влияли   и   влияют   на   формирование   морально­психологической составляющей армии и предъявляемым к ней требованиям. 15 Так   в   царской   армии   влияние   авторитета   офицера­руководителя   в основном опиралось на веру военнослужащих в бога, царя и отечество; на жестокий в большинстве своем тоталитарно­авторитарный строй управления; в   советской   армии   на   высоко   ­идейную   морально­политическую составляющую   духовной   жизни   общества;   в   современное   время   влияние авторитета в первую очередь будет непосредственно опираться на личностные 20 качества   офицера­руководителя,   его   способности   завладеть   «сердцами   и душами» подчиненных, умения сочетать требовательность к подчиненным и проявления   заботы   о   них,   уважительного   отношения   к   военнослужащим, исповедующим различные религии, с различными уровнями развития психики. 25 Умение гибко реагировать на любое изменение обстановки. Целью курсовой работы считаю разобрать, что же такое авторитет и из чего он складывается, рассмотреть какие бывают виды авторитета и чем они характеризуются. 2Проследить   основные   этапы   формирования   авторитета   офицера­ пограничника.   Рассмотреть   социально­психологические   аспекты   процесса формирования   авторитета.   Рассмотреть   пути   развития   офицером   своих личных качеств и как следствие повышение своего авторитета в воинском 5 коллективе. А также рассмотрим влияние авторитета офицера­пограничника в   процессе   служебно­боевой   деятельности   на   упрочение   воинского коллектива. Исходя   из   вышесказанного,   порядок   изучения   вопросов   в   курсовой работе будет следующим: 10 1. Авторитет – определение.  1.1. Виды авторитета и чем они характеризуются. 1.2. Основные   этапы   формирования   авторитета   офицера­ пограничника. 2. Социально­психологические   аспекты   процесса   формирования 15 авторитета офицера­руководителя. 2.1. Качества   личности,   способствующие   формированию   истинного авторитета. 2.2. Пути   формирования   своего   авторитета   офицером   в   воинском коллективе. 20 3. Взаимоотношения   офицера­руководителя   и   коллектива   в   процессе служебно­боевой деятельности подразделения. В   своей   работе   мы   будем   опираться   на   труды   М.В.   Фрунзе,   А.С. Макаренко, Р.С. Немова, И.И. Рудского и других авторов. 25 31. Авторитет в воинском коллективе Авторитет  (лат.   autoritas­   влияние,   власть).   Влияние   индивида, основанное   на   занимаемом   им   положении,   должности,   статусе   и   т.п. 5 Признание за индивидом права на принятие решения в условиях современной действительности. (Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.С.8) Авторитет присущ только человеку. Нельзя объединять такие понятия как­ лидер, авторитетный человек, руководитель. Все они имеют близкий, но в тоже время разный смысл. Для более глубокого изучения такого явления как авторитет­   рассмотрим   различия   в   определении   вышеперечисленных 10 терминах. Лидер­   член   группы,   чей   авторитет,   власть   или   полномочия безоговорочно   признаются   остальными   членами   малой   группы,   готовыми следовать   за   ним.  Лидерство­   поведение   лидера   в   малой   группе. Приобретение или утрата им лидерских полномочий, осуществление им своих 15 лидерских   функций.(Немов   Р.С.   Психология.   Книга   1.   Общие   основы психологии.   М.:   Владос,   1999.С.664).   Таким   образом,   если   лидер   это конкретный индивид, то лидерство­ это его поведение в группе. 20 Профессор И.И. Рудской даёт следующее определение: «Авторитет — социально­психологическое   явление,   означающее,   с   одной   стороны, общественное влияние одной личности (группы лиц) на других людей в силу соответствия   ее   (их)   субъективных   качеств   объективным   требованиям деятельности,   а   с   другой   стороны   —   добровольное   подчинение   этому влиянию. Авторитет как психологическое явление возникает и проявляется только   в   процессе   взаимодействия   и   взаимоотношений   людей.   Он 25 определяется   объективными   (психологическими) факторами. (социальными)   и   субъективными 4Таким образом, офицер прибывая в первичный воинский коллектив, как мы   рассмотрели   выше,   не   может   обладать   авторитетом.   Авторитет приобретается с первой минуты нахождения в подразделении, зарабатывает его   своими   поступками   и   делами.  Здесь   главное  ­   не   пытаться   заработать 5 мнимый, ложный авторитет.  Руководители   в   связи   с   их   авторитетом   и   стилем   руководства классифицируются: на   истинно   авторитетных,   сочетающих   черты   единоначалия   и демократичности; 10 преимущественно авторитарных, полагающихся на силу власти, приказа; преимущественно   либеральных,   склонных   к   переоценке   сил общественности, проявляющие некоторую робость в принятии решений; псевдоавторитетных, ставших на путь завоевания ложного авторитета. В истории немало примеров влияния авторитета офицера на коллектив, 15 коллективное мнение, на общество в целом. Так современная педагогическая военная наука опирается на труды и опыт   таких   авторитетных   полководцев   и   флотоводцев   как:   Пётр   1,   П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.И. Кутузов, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, М.Н. Тухачевский, Г.К. Жуков и др. 20 В тоже время, каждый из них всегда опирался на авторитет офицера в первичном   воинском   коллективе.   В   своих   трудах   о   военном   обучении   и воспитании они всегда обращали внимание на личностные качества младших командиров,   на   их   отношение   к   солдату.   Вот   некоторые   выдержки   из   их трудов.   Офицерам   и   унтер­офицерам   рекомендовалось   при   совершении 25 солдатами   проступков   воздействовать   на   них   прежде   всего   «добрым присмотром,   советами   и   увещеваниями»   и   лишь   злостных   нарушителей «укрощать   наказаниями».   А.В.   Суворов   в   «Полковом   учреждении» подчеркивал, что командир роты, борясь с пороками подчиненного, должен стараться   «оного   увещеваниями,   потом   умеренными   наказаниями   от   того 5отвращать.   Умеренное   военное   наказание,   смешенное   с   ясным   и   кратким истолкованием   погрешности,   более   тронет   честолюбивого   солдата,   нежели жестокость,   приводящая   оного   в   отчаяние».   Прогрессивная   военная педагогика   учила   офицеров   быть   требовательными,   умеренно   строгими, 5 чуткими   и   заботливыми   начальниками,   не   допускать   в   обращении   с подчиненными жестокости и мелочных придирок. А.В. Суворов подчеркивал, что «при строгости надобна милость, иначе строгость тиранство. Я строг в удержании   здоровья   [солдат],   истинного   искусства   благонравия;   милая солдатская   строгость,   а   за   сим   общее   братство.   И   во   мне   строгость   по прихотям была бы тиранством». 10 В «Наставлении господам пехотным офицерам в день сражения» (1812 г.)   подчеркивалось,   что   солдаты   никогда   не   обижаются   на   строгость начальника,   если   она   справедлива.   Самый   строгий   офицер,   если   он справедлив,   внимателен   к   подчиненным,   «может   легко   заслужить 15 почтеннейшее для военного человека название друга солдат». Свою любовь к солдатам   и   матросам   прогрессивные   полководцы,   флотоводцы   и   офицеры проявляли в отеческой заботе об удовлетворении их нужд и запросов. Они постоянно заботились о питании, одежде и обуви, о здоровье подчиненных, о создании   им   нормальных   бытовых   и   гигиенических   условий   в   местах расквартирования,   об   отдыхе   и   досуге   личного   состава,   о   своевременном 20 поощрении   отличившихся.   Строгую,   но   справедливую   требовательность может   проявлять   лишь   тот   офицер,   который   любит   солдат,   уважает   их человеческое   достоинство.   На   вопрос,   в   чем   секрет   его   успехов,   Суворов отвечал: «Люби солдата, он будет любить тебя. В этом тайна». 25 Масса   примеров   когда   под   влиянием   авторитета   офицера/младшего командира/ подчинённые проявляли силу сплочённости коллектива, поступки массового героизма. Примером может служить героический подвиг советских   охрана пограничников   в   годы   Великой   Отечественной   войны, Государственной Границы Российской империи после революции 1917 года на 6отдельных   заставах   Средней   Азии,   примеры   героических   поступков   при охране и обороне Государственной Границы в республике Таджикистан и на Северном Кавказе.  Есть   и   противоположные   примеры,   когда   под   влиянием 5 ложного/мнимого/   авторитета,   военнослужащие   совершают   массовые   акты неповиновения   когда   влияние   офицера   на   коллектив   ослабевает   и   роль «лидера» переходит к военнослужащим с более выраженными способностями к управлению людьми, зачастую носящий противоправный оттенок. Там, где влияние авторитета  офицера­ пограничника носит не поддельный, /ложный характер/,   уровень   развития   коллектива   на   порядок   выше   чем   в   других 10   отмечается   низкий   уровень   нарушения   воинской подразделениях, дисциплины,   высокая   боевая   слаженность   и   боевая   готовность,   сильны традиции. После ухода такого офицера в подразделении, где уровень развития коллектива   достиг   уровня   зрелости,   подразделение   ещё   долгое   время 15 остаётся в числе лучших. Примером может служить одна из застав Сортавальского пограничного отряда.   Офицер   Кириллов   П.В.   принял   заставу   в   коллективе   которой управляли   микрогруппы   отрицательной   направленности.   Благодаря   своему опыту и  отношению  к людям,  к службе,  он смог подчинить  коллективные мнения  подчинённых,  добиться  высокого  уровня сплочённости  коллектива, 20 чем достиг авторитета у подчинённых и офицеров. Коллектив,   младшие   командиры   предъявляли   уставные   требования   к себе и вновь прибывшим военнослужащим. Через год командование заставы сменилось.   Застава,   коллектив   потерял   свой   уровень   самостоятельности. 25 Основной костяк коллектива разбился на более мелкие разрозненные группы. Рассмотрим   пример   ложного   авторитета­   «авторитета   физического давления».   Офицер   одной   из   застав   Суоярвского   погранотряда   строил взаимоотношения с подчинёнными на основе физического давления; привычку перенимали младшие командиры. В результате ­ высокий уровень неуставных 7взаимоотношений   и   как   следствие   ­   неоднократная   попытка   суицидальных действий;   уклонение   от   службы   путём   симулирования   болезней;   всеобщая «круговая порука» и т.д. На   основании   вышеизложенного   делаем   вывод:   влияние   авторитета 5 офицера­   пограничника   в   первичном   воинском   коллективе   крайне   высоко, особенно на начальном этапе развития, и может быть как положительным так и   отрицательным.   В   соответствии   с   этим   рассмотрим   какие   бывают   виды авторитета и чем они характеризуются. 10 1.1 Виды авторитета и чем они характеризуются И.И. Рудской даёт следующие определения:  Должностной   авторитет  определяется   служебным   положением военнослужащего, его должностью. Он закреплен уставами ВС. 15 Моральный   авторитет  —   это   признак   уважения   и   доверия подчиненных, он зависит, прежде всего, от личностных качеств человека. Профессиональный   авторитет  характеризует   профессиональную подготовленность военнослужащего, его компетентность как специалиста, как знатока своего дела. 20 Общественный   авторитет  —   это   авторитет   государства,   народа, общественной организации. Коллективный   авторитет  —   авторитет   коллектива   от   самого крупного (армия, пограничные войска в целом) до небольшого подразделения (пограничная застава). 25 Индивидуальный   авторитет  —   его   носителем   является   отдельная личность. Действительный   (истинный)   авторитет  —   авторитет,   который завоевывается   действиями,   методами   и   приемами,   соответствующими 8требованиями воинских уставов, нормами морали и в основе которых лежат высокие личные качества военнослужащего (руководителя). Ложный   (мнимый)   авторитет  достигается   способами, противоречащими уставам и нормам морали, объясняется малыми знаниями, 5   наличием   многих   отрицательных   личностных   качеств   у опытом, военнослужащего./   Рудской   И.И.   Общая   и   военная   психология.   Часть   2. Военная психология. М.: Граница, 2004./ Примеры ложного и истинного авторитета мы рассмотрели ранее. Ниже мы рассмотрим чем характеризуются те или иные виды авторитета. Кроме того авторитету присущи различные явления и другие виды деления./рис. 1/. 10 Рис. 1 Авторитет в воинском коллективе. 15 Виды ложного авторитета среди командиров (начальников): псевдоавторитет   подавления  проявляется   в   стремлении   начальника путем   демонстрации   превосходства   в   правах   держать   подчиненного   в постоянном напряжении перед возможностью наказания; псевдоавторитет расстояния  выражается в стремлении руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и 20 9только   официально   общаться   с   ними,   быть   для   них   малодоступным   и загадочным; псевдоавторитет   чванства  —   этот   руководитель   формально   или снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. 5 Всем  своим  видом, позой, напускной  важностью   он  унижает  подчиненных, подчеркивая   исключительность   своей   персоны,   нетерпимо   относится   к критике; псевдоавторитет педантизма  выражается в создании руководителем целой   системы   ненужных   для   исполнения   подчиненными   условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций, что порождает в коллективе 10 атмосферу   мелочного   педантизма, неуверенность людей в своих действиях, скованность, напряженность;   постоянных   мелких   придирок, псевдоавторитет   резонерства  заключается   в   стремлении   отдельных офицеров­руководителей показать себя всезнающими. Они досаждают своим 15 подчиненным   бесконечными   поучениями   и   назиданиями,   ведут   длинные, нудные   разглагольствования,   искренне   полагая,   что   эти   нотации   и   есть главное средство воспитания. 20 25 Псевдодемократический авторитет имеет свои разновидности: авторитет доброты («рубахи­парня»); авторитет подкупа, посула. Они   основаны   на   снижении   к   подчиненным   требовательности, проявлении попустительства к ним. Виды ложного авторитета среди военнослужащих срочной службы: лжеавторитет «бывалого» человека — его обретают отдельные воины последнего   года   (периода)   службы,   стремящиеся   к   превосходству   над молодыми   воинами,   а   также   солдаты,   имеющие   отрицательный   жизненный опыт; 10лжеавторитет   «адвоката»  —   выражается   в   готовности   солдата поступиться принципами и простить проступок сослуживца, прийти ему на помощь, защитить его от нападок командиров, общественности; 5 лжеавторитет   «физического   давления»  —   самый   отрицательный   и опасный  из  всех   видов  ложного  авторитета.  К нему  стремятся  солдаты,  у которых еще в доармейский период выработались отрицательные привычки физически подчинять  себе товарищей, пользоваться силой для достижения своих мелких, эгоистических целей; лжеавторитет   «эстетической   позы»  —   проявляется   в   показном критиканстве, ложном геройстве, ухарстве и браваде своими отрицательными 10 особенностями, показным равнодушием к собственной судьбе; лжеавторитет   «мнимых   заслуг»  —   выражается   во   влиянии   на сослуживцев часто несуществующими заслугами, смелыми и мужественными поступками, якобы совершенными до призыва или в частях (подразделенных), 15 где   они   раньше   служили.   В   этих   же   целях   нередко   используются действительные или мнимые заслуги родных или друзей. Указанные виды ложного авторитета не всегда выступают в «чистом» виде.   Часто   они   находятся   в   тесном   взаимодействии   и   взаимной обусловленности.   /   Рудской   И.И.   Общая   и   военная   психология.   Часть   2. Военная психология. М.: Граница, 2004./ 20 Как   мы   рассмотрели   авторитет   офицера   пограничника   в   первичном воинском   коллективе   может   быть   истинным   и   ложным.   Формирование авторитета   пограничника   должно   строиться   на   методах   и   приёмах соответствующих   требованиям   воинских   уставов,   нормам   и   моральным 25 принципам   в   основе   которых   лежат   высокие   личностные   качества военнослужащего. 11В   следствии   вышеизложенного   офицерам   необходимо   прежде   всего совершенствовать и воспитывать себя, совершенствовать себя как личность во всех отношениях. 5 1.2 Основные   этапы   формирования   авторитета   офицера­ пограничника А.С.   Макаренко   в   своём   труде   «О   воспитании»  сказал   в   отношении авторитета   родителей:   «…те   родители,   у   которых   дети   «не   слушаются», 10 склонны иногда думать, что авторитет даётся от природы, что это особый талант.   Если   таланта   нет,   то   и   поделать   ничего   нельзя,   остаётся   только позавидовать   тому,   у   кого   такой   талант   есть.   Это   родители   ошибаются. Авторитет   может   быть   организован   в   каждой   семье,   и   это   даже   не   очень трудное дело. 15 К   сожалению,   встречаются   родители,   которые   организуют   такой авторитет   на   ложных   основаниях.   Они   стремятся   к   тому,   чтобы   дети   их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это ошибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание»./ Макаренко А.С. О воспитании/ 20 Рассмотрим   основные   этапы   формирования   авторитета   офицера воспитателя по И.И. Рудскому. Авторитет офицера­пограничника в своем формировании проходит три этапа: 1­й — подготовительный — начинается с момента прибытия офицера 25 в часть и завершается вступлением в должность; 2­й — формирование исходного авторитета  — начинается с первой встречи   офицера   с   личным   составом   подразделения   и   продолжается   до 12момента,   когда   у   большинства   подчиненных   складывается   сравнительно устойчивое мнение о нем; 3­й   —   характеризуется   тем,   что   подчиненные   действуют   по отношению к офицеру в соответствии со сложившимся на втором этапе мнением.  5 Таким   образом   авторитет   необходимо   формировать   и   это   возможно. Необходимо   помнить:   вначале   человек   работает   на   авторитет,   а   потом авторитет работает на человека. Офицеру необходимо сочетание таких качеств как требовательность к 10 подчинённым и демократичность, требовательность к самому себе, умению прислушиваться к мнению подчинённых и единоначалие. Офицеру   постоянно   необходимо   работать   над   повышением   своего профессионального   опыта,   повышением   своей   духовной   культуры,   во   всех отношениях   быть   высоконравственным   человеком,   избегать   вредных привычек, вести здоровый образ жизни и пропагандировать его. 15 132.  Социально­психологические   аспекты   процесса   формирования авторитета офицера­руководителя 2.1 Качества личности, способствующие формированию истинного 5 авторитета По   проведённому   мной   опросу   военнослужащих   у   авторитетных офицеров, на современном этапе развития армии, они выделяли прежде всего такие  качества   личности  как   чуткое  отношение   к  подчинённым,  сочетание 10 требовательности   и   справедливости.   Высокая   профессиональная ответственность/обещал   ­   выполни;   не   уверен   ­   не   обещай/.   Высокая эстетическая   культура.   Профессионализм.   Высокая   работоспособность. Организаторские способности. Инициативность и др. 15 2.2 Пути формирования своего авторитета офицером в воинском коллективе Отчасти пути формирования офицером своего авторитета в воинском коллективе мы рассмотрели ранее. 20 Офицеру   необходимо   начинать   готовится   к   работе   с   подчинёнными задолго до прибытия в войска. Прежде всего необходимо совершенствовать себя   как   личность,  совершенствовать   все   составляющие   мира   психических явлений.   Устранять   свои   негативные   качества,   развивать   положительные, бороться со своими пороками. 25 В   работе   необходимо   выделять   главное,   не   кидаться   из   стороны   в сторону.   Досконально   продумывать   механизм   предстоящей   работы. Соблюдать принцип постепенности во всех делах. 14Социально­   психологические   аспекты   процесса   формирования авторитета   офицера­   руководителя   представлены   на   рисунке   2./   по   И.И. Рудскому / 15Рис. 2 аспекты 5 авторитета Мы какие 10 истинного офицером 15 в Социально­ психологические процесса формирования офицера­ руководителя рассмотрели качества личности способствуют формированию авторитета,   пути формирования своего авторитета коллективе. Формирование авторитета должно строиться на осознании значимости своего дела, опираться на   истинно   –   авторитетных   в   коллективе   подчинённых.   Необходимо добиваться   чтобы   действия   и   решения   командира   были   понятны подчинённым. Решения должны носить систематический характер, а не «от 20 случая к случаю». 163.   Взаимоотношения   офицера­руководителя   и   коллектива   в процессе служебно­боевой деятельности подразделения Современная   военно­политическая   обстановка   на   Государственной границе   России,   предъявляя   повышенные   требования   к   психологическим 5 качествам   военнослужащих,   побуждает   командиров   и   начальников   всех степеней предпринимать специальные меры по формированию и поддержанию психологической   устойчивости   и   служебно­боевой   активности   личного состава соединений и частей. От влияния офицера­ пограничника на своих 10 подчинённых,   его   авторитета,   зависит   успехи   подразделения   в   процессе служебно – боевой деятельности. Формирование коллективного мнения на пограничной заставе зависит от   целенаправленной   деятельности   командиров   и   начальников,   от   их авторитета.   Опытные   офицеры   используют   для   этого   различные   формы воспитательной   работы,   стремятся,   чтобы   каждый   воин­пограничник   не 15 только   постоянно   находился   под   влиянием   положительно   направленного мнения, но и сам являлся его носителем. Коллективные настроения, представляющие эмоционально­оценочные реакции,   также   своеобразно   выражающие   отношение   большинства   членов коллектива к окружающим, создают ту психологическую атмосферу, которая 20 сказывается   на   восприятии   военнослужащими   событий,   воспитательных влияний.   Кроме   того,   общественные   настроения   влияют   на   формирование индивидуальных реакций, устойчивых состояний у воинов. Существует   много   различных   средств,   позволяющих   поддерживать 25 жизнерадостное   мироощущение   в   коллективе,   управлять   настроениями пограничников. Поддержанию   жизнерадостного   настроения   в   коллективе   помогает своевременно,  педагогически   и   психологически   грамотное   реагирование   на 17события,   волнующие   воинов,   чему   способствует   широкая   информация   о достижениях народа, войск, коллектива. Настроение в воинском коллективе во многом зависит от настроения офицеров пограничной заставы. Они призваны подавать пример энтузиазма, 5 оптимизма и бодрости своим подчиненным. На   настроение   подчиненных   влияют   также   ратно­трудовые   успехи   и уклад   жизни   на   пограничной   заставе.   Если   офицеры   трудятся   ритмично, уставной порядок соблюдается, четко организована служба, занятия всегда идут   по   плану,   то   это   создает   рабочий   настрой   коллективу.   Дергание   по пустякам,   авралы   и   т.п.   порождают   в   коллективе   настороженность, 10 раздражительность, действуют угнетающе. Поэтому столь большое значение имеет совершенствование стиля работы офицеров. Верное   средство   поддержания   хорошего   настроения  в   воинском коллективе   ­  постоянная   забота   о   людях.  Проявляется   она   в   различных формах.   Это   и   удовлетворение   материальных   благ   и   духовных   запросов 15 воина, и отклик на их личные просьбы. Бывает, что не всегда и не все просьбы можно   выполнить,   но   глубоко   вникнуть   в   них,   постараться   понять переживания   человека,   посоветовать   ему,   как   поступить,   авторитетный офицер всегда в состоянии. 20 Формирование   и   укрепление   здоровых   традиций  является   одним   из путей сплочения воинского коллектива. Их авторитет настолько велик, что они, как правило, безоговорочно принимаются к руководству всем личным составом, а всякие случаи отклонения сурово осуждаются. Перед офицерами всегда стоит задача управления как становлением и развитием положительных традиций, так и локализацией негативных обычаев. Ничто, от поздравления с 25 выходом в первый пограничный наряд до проводов воинов в запас, не должно упускаться из виду. 18Образование   микрогрупп   в   воинском   коллективе   представляет объективное явление. Задача офицеров в том, чтобы своевременно изучить их общие интересы, состав и при необходимости помочь им приобрести такую направленность, которая бы отвечала общеколлективным целям. По мнению 5 офицеров ряда частей большинство таких групп играет позитивную роль. Обычно   отрицательно   направленным   микрогруппам   присущи   ярко выраженный вожак, лидер, а двери для других воинов в них закрыты. Все это порождает почву для круговой поруки, появления своеобразной групповой этики, особого мнения и оценок. 10 Изучая направленность и состав таких групп, важно найти у них слабое звено   ­   тех   солдат,   которые   в   душе   тяготятся   принадлежностью   к   такой группе   и вести  с  ними  целенаправленную  индивидуальную  воспитательную работу. Цель ее ­ убедить человека, что он может и должен занять достойное место в коллективе,  подсказать  первые  шаги  на  этом пути.  Одновременно 15 следует   изучить,   на   чем   основан   авторитет   вожака,   определить действительные качества его личности. Чаще всего он имеет определенные достоинства, которые могут быть использованы в целях перевоспитания. Формирование   научного   мировоззрения,   личной   убежденности  у пограничников   остается   одним   из   главных   направлений   использования воспитательного   потенциала   воинского   коллектива.  При   этом   очень   важно 20 комплексом воспитательных мер добиваться знания пограничниками теории   основ   общественного   патриотизма   и национальных   отношений, интернационализма,   аргументирование   обосновать   основы   сосуществования независимых   государств.   В   решении   этой   задачи   важная   роль   отводится 25 общественно­государственной   подготовке,   всему   арсеналу   воспитательной работы. В войсках получили распространение такие формы работы, как устные журналы,   тематические   вечера   "Край,   откуда   я   прибыл",   "Представляюсь 19коллективу",   "Здравствуй,   соотечественник",   вечера   вопросов   и   ответов, вечера солдатского письма с использованием наказов родителей и другие. Таким   образом,   перечисленные   направления   не   охватывают   всего многообразия   форм,   методов,   приемов   деятельности   командиров   и 5 начальников   по   решению   такой   важной   проблемы,   как   сплочение многонациональных   воинских   коллективов,   обеспечение   их   здорового морально­психологического   состояния.   Эта   работа   требует   от   офицерских кадров   творческого   подхода,   педагогического   мастерства,   умения   изучать своих   подчиненных   и   коллектив,   видеть   сильные   стороны   и   изъяны   в   их воспитании, поддерживать все ценное и помогать избавляться от недостатков. 10 Важнейшая задача офицеров ­ сформировать на пограничной заставе такую нравственную атмосферу, которая бы позволила успешно решать задачи по охране государственной границы в мирное и военное время. Формирование   авторитета   офицера   пограничника   процесс   сложный, 15 творческий и многообразный. К нему нужно идти каждый день, час, минуту. Необходимо постоянно подтверждать его своим трудом и делами. 20Заключение Таким образом, влияние офицера – пограничника в первичном воинском коллективе   крайне   высоко   и   является   результатом   его   работы   над   собой. Является результатом его труда и упорства. 5 Авторитет   возможно   формировать   и   путей   формирования   его множество. Становление авторитета тесно связано с процессом обучения и воспитания военнослужащих.  Тем не менее очевидно и то, что уровень нравственного богатства и 10 поведения части офицеров пока не отвечает современным, заметно возросшим требованиям.   Помочь   офицеру   в   нравственном   совершенствовании,   этом тонком   и   весьма   деликатном   деле,   может   прежде   всего   вдумчивая   и настойчивая работа над собой. «Нужно совершенствоваться. Любой характер можно изменить. Терпение, способности, даже физическую силу — все можно выработать   в   себе,   если   по­настоящему   захотеть,   если   не   давать   себе 15 поблажки», — писал М.В. Фрунзе. 21Литература 1. Рудской И.И. Общая и военная психология. Часть 2. Военная психология. М.: Граница, 2004. 2. Психология: Словарь. М.: Политиздат, 1990. 5 3. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М.:Владос, 1999. 4. Макаренко А.С. О воспитании 5. Подоляк Я.В. Офицеру об этике. М.: Воениздат, 1991. 10 22