Курсовая работа по предмету "Естествознание"
Оценка 5

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Оценка 5
Научные работы
docx
окружающий мир
Взрослым
14.11.2019
Курсовая работа по предмету "Естествознание"
Курсовая работа по предмету "Естествознание". Тема курсовой работы: Оценивания учебных достижений в условиях обновленного содержания образования по предмету «Естествознание» Научный руководитель: Байбулатова Б.М. Опмсание критериального оценивания учебных достижений младших школьников, виды критериального оценивания и какие более активнфе методы оценивания используются на уроках естествознания.
курсач.docx
Курсовая работа Тема: Критерии оценивания учебных достижений в условиях обновленного содержания образования по предмету «Естествознание» Студент: Жолдина Гульфия Группа: 401 а Научный руководитель: Байбулатова Б.М. Семей, 2019­2020 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 1 НАУЧНО­ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО  ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  ПРЕДМЕТА  «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» 1.1 Понятие и сущность  критериального оценивания как дидактического  понятия…………………………………………………………….……………... 1.2Виды критериального оценивания ………………………………………. 1.2.1 Традиционное и критериальное оценивание учебных достижений на уроках  естествознания………………………………………………………… 1.3 СОР и СОЧ ………………………………………………………………… 1.3.1Методы использования критериального оценивания …………………… 1.3.2 Специфика критериального оценивания на уроках «Естествознание»… 2   ОПЫТНО   –   ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ   РАБОТА   ПО   ПРИМЕНЕНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НА УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 3.1 Организация исследования………………………………………………. 3.2 Результаты исследования………………………………………………… ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………… ВВЕДЕНИЕ Постепенное изменение системы проведения учебных занятий, системы  оценивания подготовки школьников потребует определенного адаптационного  периода. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания  трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением  качества знаний у учащихся. Такая система оценивания исключает  неудовлетворительные оценки. Но при бурном развитии современного общества  она требует само собой определенной корректировки. Традиционная пятибальная  система оценки образования естественно является обьективной, но она в  современных условиях развития методики системы образования требует  дальнейшей методической доработки. Это связано с тем, что учащийся должен  дальше прогрессировать, развивать свои знания, подходить творчески к их  усвоению. Для   единого   понимания   объективности   оценивания   используются   критерии успеха   ­   утверждения,   которые   позволяют   учителям   и   учащимся   признать, достигнута   ли   цель   обучения.   Поэтому,   перед   проведением   оценивания   важно ознакомить учащихся с целями обучения и критериями успеха. Именно поэтому я считаю свою тему актуальной, т.к. в последние годы одним из   основных   направлений   методической   работы   в   школе   является   внедрение критериального оценивания в учебный процесс. Если для обучающего не будет стимула для дальнейшего творческого  роста, то это уже тормозит процесс познания, поэтому целесообразно  стимулировать учащихся выставляя более высокие баллы. Например если мы  традиционную пятибальную систему оценки приравняем к сто баллам, тогда для  учеников кто подходит творчески к конкретной теме, решению задачи и т.д. можно будет поставить и более ста баллов, это уже будет огромный стимул для  учащихся. Создание   системы   эффективных   форм   и   видов   ежедневного   контроля знаний,   умений   и   навыков   учащихся   по   критериям   оценивания   способствует выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей нормализации учебной нагрузки школьников. Велика воспитывающая роль проверки знаний учащихся. Систематический контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно. Недаром В.  А.  Сухомлинский   считал,  что   важнейшая   задача   проверки   и   оценки   знаний, умений   и   навыков   учащихся   —   укрепление   у   школьников   оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь — учебного. [1,c.224] Основной  проблемой   курсовой  работы   является   выяснения   цели   внедрения критериального оценивания в учебный процесс и его влияние на оценивание учебных достижений  по предмету «Естествознание». Целью   курсовой   работы   стало  выяснение   эффективности   внедрения критериального оценивания учебных достижений по предмету «Естествознание».  Предметом   исследования  курсовой   работы   является   изучение критериального   оценивания   учебных   достижений   учащихся   на   уроках Естествознания. Объектом   исследования  стало   изучение   внедрение   критериального оценивания в условиях обновленного содержания образования в учебный процесс по предмету «Естествознание».  В исследовании мы исходили из следующей  гипотезы: если в процессе обучения использовать разные методы оценивания и четко дать критерии оценок, то   усвоение   учебного   материала   по   предмету   «Естествознание»   будет   более эффективно.  Для проверки гипотезы исследования мы должны были решить следующие задачи:   1)   изучить   существующие   научные   разработки   по   интересующей   нас проблеме в психологической и методической литературе;  2)   определить   роль   критерий   оценивания   знаний   по   обновленному содержанию образования;      3)   разработать   и   научно   обосновать   критерии   оценивания   учебных достижений младших школьников на уроках естествознание в начальной школе , проверить их эффективность.        Выдвинутая   в   исследовании   гипотеза   требовала   экспериментальной проверки. Базой исследования  явилась СОШ №   28 (4 в класс), СОШ № 43 (4 б класс) г. Семея. Для   решения   намеченных   задач   использовались   следующие  методы исследования:  ­   теоретический   анализ   методической   и   психолого­педагогической литературы по проблеме исследования;  ­ наблюдение за учебным процессом в школе;  ­ констатирующий эксперимент;  ­ опытно­экспериментальное обучение. Практическая значимость исследования состоит в том, что:  1)   разработаны   критерии   оцениваний   учебных   достижений   на   уроках естествознания; 2)   материалы   и   результаты   исследования   могут   быть   использованы   в практике учителями в начальной школе. В ходе исследования курсовой работы исследовались такие задачи как: 1. Исследовать ключевые понятия и причины введения критериального оценивания в учебный процесс в условиях обновленного содержания образования. Рассмотреть   эффективность   критериального   оценивания   учебных 2. достижений на уроках естествознания. 3. Разработать   новые   методов   мотивации   учащихся   при   помощи критериального оценивания.  4. Выявить   на   практике   в   СОШ   №   43     более   активные   методы критериального оценивания учебных достижений . Методы   исследования:  В   курсовой   работе   были   использованы   такие методы   исследования,   как   анализ   литературы   и   научных   источников     по   теме исследования, изучение и обобщение опыта, применение на практике. Практическая   значимость   курсовой   работы:  Результатами исследования   курсовой   работы   могут   быть   использованы   классными руководителями школ, студентами педагогических специальностей, аспирантами. 1 НАУЧНО­ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРИТЕРИАЛЬНОГО  ОЦЕНИВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ  ПРЕДМЕТА  «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» 1.1 Понятие и сущность  критериального оценивания как дидактического  понятия. «Критериальное   оценивание»   ­   термин,   который   давно   вошел   в   активный словарный   запас   учителей   и   используется   при   оценивании   работ   учащихся   в соответствии   с   заранее   известными   критериями,   позволяющими   корректировать индивидуальное   обучение   школьников   для   достижения   ожидаемых   результатов. (СНОСКА) Результаты обучения – это ожидаемые и измеряемые достижения обучающихся, которые   выражаются   через   знания,   умения,   навыки   и   учебную   деятельность. (СНОСКА)    Таким   образом,   определение   результатов   обучения   необходимо   для того, чтобы цели обучения стали диагностичными и стало возможно отслеживать процесс   достижения   обучающихся,   а   также   своевременно   вносить   необходимые изменения в учебный процесс. Поэтому четко обозначенные, прописанные результаты обучения и критерии, во­первых, помогают учащимся понять, что ожидается от него в процессе обучения, как и по каким критериям, будет оцениваться достигнутый результат;   во­вторых,   концентрируют   внимание   и   усилия   преподавателей   на достижении планируемого результата и его адекватной оценки.  Ожидаемые результаты обучения формулируются по каждым учебным модулям с   учетом   мнений   всех   заинтересованных   сторон   (обучающихся,   преподавателей, работодателей) и позволяют отслеживать и сопровождать обучающий процесс как обучающимся, так и преподавателям. Неотъемлемой частью содержания   образования   является   объективная и достоверная система оценки учебных достижений обучающихся.  С   помощью   четко   выработанных   критериев   оценивания   и   учитель,   и обучающийся будут понимать:  • На какой стадии обучения обучающийся находится?  • Куда он стремится в своем обучении?  • Что необходимо сделать, чтобы помочь ему достичь ожидаемых результатов обучения? Целью   критериального   оценивания   является   получение   объективной информации о результатах обучения обучающихся на основе критериев оценивания и предоставление   всем   заинтересованным   участникам   для   дальнейшего совершенствования учебного процесса.  Задачи системы критериального оценивания:  1. Расширить возможности и функции оценивания в учебном процессе.   2.   Создать   условия   для   постоянного   самосовершенствования   обучающихся посредством установления регулярной обратной связи.  3. Содействовать формированию единых стандартов, качественных механизмов и инструментов оценивания.  4. Предоставлять объективную, непрерывную и достоверную информацию:  – обучающимся о качестве их обучения;  – учителям о прогрессе обучающихся;  – родителям о степени достижения результатов обучения;  – органам управления о качестве предоставляемых образовательных услуг.  (СНОСКА) 1.2 Виды критериального оценивания. Критериальное оценивание учебных достижений состоит из двух форм:  формативное и суммативное оценивание. Важным моментом в учебном  процессе является оценивание учащихся. Правильно ли мы оцениваем наших  учеников? До прохождения уровневых курсов, я бы с уверенностью ответила:  «Безусловно, правильно!». Общепризнанным оцениванием учащихся в  традиционной школе ­ было лишь суммативное оценивание. Все участники  учебного процесса довольствовались конечным результатом изучения той или  иной темы ­ итоговой оценкой. Чаще всего у сильных учащихся ­ положительная оценка, а у слабых – отрицательная. Изучив новые подходы в обучении и преподавании, мы нашли для себя  ответы на волнующие вопросы: «Как, при помощи оценивания, повысить у  учащихся учебную мотивацию? Какие условия должен создать учитель  начальных классов для того, чтобы отследить динамику школьной успешности  каждого ученика в классе по предмету «Естествознание»?» Подробно изучив  формативное оценивание (оценивание для обучения), мы узнали, что новый  процесс оценивания может сделать процесс обучения младших школьников доступным, увлекательным, качественным и эффективным. Именно  формативное оценивание позволяет гуманизировать учебный процесс,  нормализует отношения ученика с учителем, родителями, самим собой, так как  снимает тревожность, снижает напряжённость у детей. Младший школьник не  только не боится отвечать и получить отрицательную оценку, но и учится честно и беспристрастно оценивать себя и своих одноклассников. Процесс  формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и  более эффективному преподаванию учителя. Формативное оценивание – процесс наблюдения как изо дня в день  протекает процесс обучения. Это позволяет учителю исследовать, как в классе  происходит учение и через понимание этого изменять собственное  преподавание. Прежде всего, учитель должен не только чётко и ясно знать и  ставить цель каждого урока, ориентированную на ученика, и видеть ожидаемый  результат, а также важно, чтобы и каждый ученик понимал и осознавал.   (СНОСКА) Чем же он будет заниматься на уроке и чему он должен научиться на  каждом конкретном уроке. При формативном оценивании учитель может сравнивать прогресс и  успехи, пусть и самые незначительные, только с предыдущими знаниями,  умениями и навыками каждого отдельного ученика и ни в коем случае не  сравнивать с более высокими результатами в обучении других учеников.  Каждый ученик – уникален. У него свои особенности и способности. Научить  ребёнка верить в свои силы, радоваться даже самому небольшому  продвижению к наилучшему результату ­ неотъемлемый шаг к успеху. Успех или успешность в обучении важно уметь планировать. В период  планирования урока учитель должен составить алгоритм достижения успеха,  который должен представлять все шаги, осуществляемые учителем и учениками. Понимание учениками алгоритма достижения успеха позволяет им выполнять  работу пошагово, самостоятельно оценивать работу. Неотъемлемой частью  формативного оценивания являются критерии оценивания. В начальной школе  возможно определение критериев учителем совместно с учащимися. Критерии, составленные до выполнения задания, позволят учащимся  самостоятельно придерживаться ожидаемого результата, а также помогут  оценить себя и своих одноклассников. Важно помнить, что критерии должны  быть обсуждены и, при необходимости, объяснены доступным для учащихся  языком. Они должны быть представлены наглядно ( написаны на доске, плакате  и др.). Взаимооценивание и самооценивание на уроке возможно только при  использовании критериев оценивания. Формативное оценивание предусматривает обязательную обратную связь.  Учитель должен постоянно вносить корректировку в учебный процесс. Обратная связь может быть устной и письменной. Письменная обратная связь – это  предоставление конкретных рекомендаций ученику по итогам проверки работ в  письменной форме. Устная обратная связь – это предоставление комментариев ученику в  устной форме по итогам наблюдения за деятельностью учащегося, выполнением  его работы. Устная обратная связь (комментарий учителя) может быть полной  (развернутой) или краткой (неразвернутой). Любая обратная связь должна быть  корректна, учитель ни в коем случае не должен унижать ученика. После  предоставления обратной связи учителем, ученик должен точно знать, в каком  направлении ему нужно двигаться дальше, для достижения более улучшенного  результата. (Сноска)  Суммативное оценивание проводится для предоставления учителям,  обучающимся и родителям информации о прогрессе обучающихся по  завершении разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть, триместр, учебный год, уровень среднего образования) с  выставлением баллов и оценок. Это позволяет определять и фиксировать  уровень усвоения содержания учебной программы за определенный период.  Эффективное формативное и суммативное оценивание позволяет увидеть,  насколько достижения обучающихся соответствуют поставленным целям  обучения.  Результаты формативного и суммативного оценивания используются  учителями для планирования учебного процесса, рефлексии и улучшения  собственной практики преподавания.  Формативное оценивание сфокусировано  на предоставлении обратной связи при выполнении обучающимися конкретных  задач или действий на уроке. Процесс суммативного оценивания за  раздел/сквозную тему позволяет выявить уровень накопленных знаний и навыков обучающихся по завершении конкретного раздела/сквозной темы. Цель данного  вида оценивания заключается в своевременном определении и устранении  пробелов по темам раздела/сквозной темы.  Суммативное оценивание за четверть и суммативное оценивание за уровень образования проводятся для определения уровня освоения учебных программ.  Содержание суммативного оценивания за четверть и за уровень образования  будет включать репрезентативную выборку из ожидаемых результатов обучения. Дифференцированное отношение к целям оценивания позволяют  контролировать и анализировать результаты применения оценочных процедур.  Нельзя допускать нежелательных последствий, т.е. оценка не должна приводить  к привитию неадекватных привычек в обучении, таких как запоминание,  заучивание материала без понимания и применения. Достижение высоких  результатов на суммативном оценивании очень значимо как для обучающихся,  так и для учителей. Вместе с тем существует риск «натаскивания» и  сосредоточения процесса обучения исключительно на требованиях  суммативного оценивания, что может препятствовать освоению полного объема  учебной программы, так как любое суммативное оценивание включает только  часть содержания учебной программы. Учитель должен ясно понимать различия  в целях и 11 использовании результатов оценивания. Оценивание, проводимое в  классе должно обеспечивать успешное ежедневное обучение. Если такое оценивание будет эффективным, то положительные результаты на экзаменах  будут естественным следствием. (Сноска) 1.2.1 Традиционное и критериальное оценивание учебных достижений на  уроках естествознания Чтобы иметь более четкое представление критериального оценивания, и  доказать эффективность методов данного оценивания на уроках естествознания, нами была разработана  сравнительная таблица этих видов оценивания учебных  достижений учащихся. Главным отличием критериального оценивания от  традиционного является то, что при традиционном оценивании достижения  обучающихся сравниваются со среднестатистической нормой (оценка  выставляется, ориентируясь на средний уровень знаний класса/аудитории в  целом), а при критериальном оценивании достижения обучающихся  сравниваются с планируемым результатом обучения, представленным  критериями оценивания (см. табл. 1) Таблица 1 – Традиционное  и  критериальное оценивание Оценивание Традиционное ­  отсутствуют четкие критерии  оценки достижения результатов  обучения, понятные обучающимся,  родителям и педагогам; ­    педагоги выставляют оценку,  ориентируясь на средний уровень  знаний класса/аудитории в целом; ­    выставленные оценки не дают  четкую картину усвоения  конкретных знаний, умений,  навыков по отдельным разделам  учебной программы; ­   выставленные оценки не  позволяют определить  индивидуальную траекторию  обучения каждой личности; ­   при выставлении итоговой  оценки учитываются текущие  Критериальное Преподавателям позволяет: ­    разработать критерии, способствующие  получению качественных результатов; ­  улучшить качество преподавания и  обучения; ­    выстраивать индивидуальную  траекторию обучения каждой личности с  учетом его индивидуальных способностей и  особенностей; ­   использовать разнообразные подходы и  инструменты оценивания; ­   вносить предложения по  совершенствованию содержания учебной  программы. Обучающимся позволяет: ­    использовать многообразие стилей оценки, что не является  объективным оце­ниванием  конечного результата обучения; ­    отсутствует оперативная связь  между обучающимся и  преподавателем в процессе  обучения, что не способствует  мотивации учащихся к обучению. обучения, типов мыслительной  деятельности; ­    знать и понимать критерии оценивания  для прогнозирования собственного  результата обучения и осознания успеха; ­     участвовать в рефлексии, оценивая себя  и своих сверстников; ­    использовать знания для решения  реальных задач, выражать разные точки  зрения, критически мыслить. Работодателям позволяет: ­    получать объективные доказательства  уровня обученности выпускников; ­    знать о реальных возможностях  выпускников, освоивших образовательные  программы; ­      быть уверенными и спокойными за  профессионального специалиста. Критерий, как известно, – это признак, на основании которого  производится оценка, определение или классификация чего­либо или  мерило оценки. Критерии могут включать в себя ряд показателей –  конкретных измерителей критерия, которые обеспечивают его доступность для  наблюдения и измерения.  Критериальное оценивание учитывает как результативность всех видов  учебной деятельности обучающихся и процессуальную сторону усвоения  учебного материала, так и проявление индивидуальных качеств и личностных  свойств. Объективность выставляемых обучающимся отметок определяется  критериями, которые условно делятся на три группы (см. табл. 2) (СНОСКА) Таблица 2 – Критерий оценивания  №  п/п Группы Критерии 1. Предметно­содержательная 2. Содержательно­ деятельностная 3. Индивидуальная/личностная полнота, обобщенность, системность,  правильность, осмысленность знаний и др. прочность, действенность знаний,  мыслительные операции, специальные  предметные, интеллектуальные,  общеучебные, исследовательские и  другие внепредметные умения. активность, самостоятельность,  самооценка, критичность, мотивация  учения и другие свойства личности,  характеризующие мотивационную,  эмоциональную, волевую сферы,  сферу саморегуляции. Резюмируя вышеизложенное, применение критериального  оценивания дает преподавателям ясность относительно стратегических целей и  тактических задач обучения. Критерии помогают обучающимся более  объективно оценивать качество собственной работы и помогает понять, как  учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться. 1.3 СОР и СОЧ Новая система представлена в виде СОР (суммативного оценивания за  раздел) и СОЧ (суммативного оценивания за четверть). Срезы проводятся по  итогам каждого раздела и каждой четверти. Итого около 3­4 раз за четверть  школьники сдают СОРы и СОЧи в виде вопросов, тестов, контрольных и так  далее. Итоговая оценка за четверть и год выводится по специальной формуле. Как объяснила эксперт в области образования, педагог Асем Дитч, СОЧ и  СОР основываются на критериальном оценивании знаний, умений и навыков, что исключает субъективный подход со стороны оценивающего. "Критерий – это составляющая стандарта. Если ученик знает критерий, он  знает, как достичь стандарта темы, раздела. Критерии, в свою очередь,  расшифровываются дескрипторами, прописанными в каждой суммативной  работе. При грамотно составленной СОЧ и СОР ребёнок может самостоятельно  оценить качество своей работы, что является одной из целей современного  подхода к обучению. Любой результат промежуточного оценивания – это  рекомендация, какой критерий нужно подтянуть. Своего рода обратная связь.  Чем конкретнее представлены критерии оценивания, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания", –  пояснила она. Обновлённое содержание образования нужно для развития функциональной грамотности, чтобы ребёнок мог применить полученные знания, в том числе и во время этих контрольных работ. "Он не должен готовиться, заучивать – это  противоречит программе", – считает заместитель директора департамента  дошкольного и среднего образования МОН РК Зейнеп Максутова. Несмотря на то, что ученик оценивается только посредством СОР и СОЧ,  учителя продолжают ежедневно вести работу, поощряя успехи учеников  смайликами и бабочками. "Педагог каждый день смотрит, наблюдает за развитием ребёнка, за тем  сколько знаний он получил, как он ориентируется на уроке. То есть итоги  подводятся после каждого урока. Это не влияет на СОР И СОЧ, это для  учителя и ученика, для того чтобы они знали к чему они пришли и к чему нужно  стремиться", – объяснила Зейнеп Максутова. За правильную организацию и проведение СОР и СОЧ учитель несёт  непосредственную ответственность, потому что именно учитель планирует свой  урок. "Никакого рейтинга школ нет. Мы стараемся сделать всё, чтобы разгрузить  максимально учителей, чтобы они занимались только учебным процессом", –  подчеркнула Зейнеп Максутова. Новая система оценивания позволяет формировать у обучающихся  способность контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и  устранять причины возникающих трудностей, считает заместитель директора  департамента дошкольного и среднего образования. По данным МОН, проведение СОР и СОЧ на психическое и эмоциональное  состояние детей не влияет. "Видимо, родители сами входят в депрессию, потому что больше вмешиваются, не понимают. Они не обучались по этой программе им тяжело. Дети больше знают и воспринимают", – отмечает Зейнеп Максутова. Успешность внедрения обновленного содержания образования и  критериального оценивания подтверждают данные диагностического  тестирования обучающихся первых классов в 30 пилотных (обучающихся и  оценивающийся по новой системе) и 16 контрольных школ (по старой) отметили  в Министерстве образования и науки РК. Тестирование проводилось в начале учебного года и по его окончании.  Учитывая то, что обучение и оценивание учеников пилотных и контрольных школ проводилось по разным методикам, все итоги срезов для успешного  сравнения были переведены в баллы, уточнили в ведомстве. "В начале года средний балл учеников пилотных школ составил 112,6, что  на 5,9 баллов ниже среднего балла учеников, обучающихся по старой программе  (118,5 балла). По итогам учебного года средний балл обучающихся пилотных  школ составил 137,7 балла, что на 7,3 балла выше среднего балла обучающихся  контрольных школ (130,4). При этом учащиеся пилотных школ по итогам года  показали более значимый прогресс среднего балла (+24,8 балла), чем  обучающиеся контрольных школ (+11,9 балла)", – уточняется в отчёте  мониторинга. Результаты учеников третьих классов пилотных школ также значительно  преобладают над результатами контрольных. Так, по итогам учебного года  учащиеся 3 класса показали более значимый прогресс среднего балла (+38,5  балла), что в два раза превышает показатели контрольных школ (+19,7 балла).  Такое преобладание отмечается в разрезе всех показателей: язык обучения, типы школ, местности и другое. СНОСКА Почему критериальной системой оценивания недовольны родители и  учителя? По мнению депутата Мажилиса Парламента РК, почётного работника  образования РК Ирины Смирновой, введённые СОЧи и СОРы не до конца  продуманы. Одна из недоработок МОН РК в том, что контрольные работы могут проводиться в один день по всем предметам. "Любое оценивание, тем более, когда все привыкли к тому, что оценка  решает очень многое, ведёт к тому, что все зацикливаются, а что ты там  получил. Ребёнок находится в стрессе, когда у него постоянно идут СОЧи и  СОРы. Это сложно не только для ребёнка, но и для понимания родителей. Они  не понимают, для чего нужно домашнее задание, если оно не оценивается,  никуда не вносится", – отметила она. Помимо этого, проверка большого количество работ, а иногда, по словам  Ирины Смирновой, из­за совпадения срезов их бывает по 200 сразу, учитель  перегружен. "Из­за маленькой заработной платы, учитель вынужден брать как минимум  1,5 ставки, чтоб просто выжить. А когда у него 1,5 ставки, то соответственно  очень много проверок СОЧ и СОР. Он должен выставить результаты СОЧ и  СОР в тот же день, как он их провёл. Но если у него в день семь параллелей, где  в каждом классе по 30 человек в лучшем случае, это 200 тетрадей. Он будет  днём и ночью проверять эти работы, потом их выставлять, он сможет там написать в чём проблема у этого ребёнка? Что он не усвоил? Не сможет  физически", – считает депутат. Ещё один пробел в работе новой системы СОРов и СОЧей – оценивание  отсутствующих на контрольных учащихся. По словам Ирины Смирновой, из 200  человек аттестуемых вполне возможно, что 12 болеет. Однако пробелов в  системе быть не должно и учитель вынужден бегать за школьником, пока тот не  сдаст все экзамены. "В СОЧ и СОР не должно быть дырок, должны быть выставлены оценки,  знания каждого ребёнка должны быть изучены. Учитель должен встретиться с  этими 12 отсутствующими учениками, а на этих учеников, когда они пришли в  школу набрасываются все учителя всех предметов, для того чтобы сдать СОЧ и  СОР. Теперь учителя вместе с этими детьми составляют расписание, когда эти  дети могут написать СОЧ и СОР. Эти 12 человек встречаются с каждым  учителем по согласованному расписанию, и эта деятельность учителю не  оплачивается", – пояснила она. Несмотря на то, что Министерство образования и науки требует  своевременного заполнения электронного журнала "Кунделик", неполадки на  сайте не всегда позволяют уложиться в срок. В ведомстве не учли, что при  одновременном заполнении "Кунделик" начинает зависать. (СНОСКА) 1.3 Методы использования критериального оценивания. При использовании формативного оценивания учителю необходимо знать и  использовать различные техники формативного оценивания. Я успешно использую в своей практике следующие техники: 1.«Динамические пары».  Этот вид работы можно проводить в «меняющихся» парах, где учащиеся  могут проверить друг друга и сказать недостатки работы в устной форме или  использовать образец ответов. 2. Работа по таблице «Знаю – Интересуюсь – Умею». 3. «Плюс­минус­интересно».  В оценочных листах фиксируется уровень обученности каждого ученика,  где старался объективно себя оценить и отметить для себя пробелы в знаний. 4. «Сигналы рукой».  Чаще всего эту технику использую после изучения новой темы. Большой  палец вверх­ всё понятно; в сторону­ не совсем понят учебный материал; вниз­ я  не понял новую тему! Учитель наглядно видит, кому из учеников нужна  дополнительная консультация. 5. «Две звезды и желание». 6.  Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только  критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и  письменно, как коллективно, так и индивидуально. 6. «Формативный опрос». 7. «Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных  карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна  консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь». Такие виды работы нравятся многими учениками, ведь при составлении  карт или схем у детей развивается критическое мышление, навыки  саморегуляции, повышается активность и появляется интерес. Однако в  процессе внедрения формативного оценивания мы столкнулись с некоторыми  трудностями: большая подготовка учителя (продумывание и подготовка  раздаточного материала, его проверка), недостаток времени на уроке,  недостаточный словарный запас у детей. Я научусь подбирать подходящие  техники оценивания к каждому этапу урока. Дети научаться спокойно  относиться к любой форме оценивания, так как это поможет определить, что  они знают и над чем еще нужно поработать. В результате мы вместе будем  ближе к поставленной цели. По моему мнению, время на выполнение заданий по  формативному оцениванию будет сокращаться только тогда, когда это войдет,  как должное и обязательное, в учебный процесс, то есть путем частого  использования. Нужно отметить положительные моменты оценивания для обучения, то  есть то, чему научились ученики в процессе обучения: работать вместе, в парах  или группах; уметь сопереживать одноклассникам; видеть не только чужие, но и  свои «+» и «­»; позитивно воспринимать критику и работать над получением  хорошего личного результата; прослеживать понимание темы каждым учеником  на любом этапе урока. При оценке теоретических знаний необходимо руководствоваться  следующими критериями:  владение фактическим материалом, изложение его с использованием  терминологии по учебным дисциплинам;  уровень усвоения программного материала;  сопоставление ранее изученного материала с новым, а также с  материалом, усвоенным при изучении других дисциплин;  работа с различными источниками информации;  проявление познавательной активности, самостоятельности, творчества,  умение отвечать на нестандартные вопросы и др. При оценке практических умений необходимо руководствоваться  следующими критериями:  умение устанавливать причинно­следственные связи теории с практикой;  применение теоретических знаний для решения качественных,  экспериментальных и расчетных задач;  проведение наблюдений и измерений, которые обеспечивают получение  правильных результатов;  самостоятельное формирование выводов и обобщения;  степень самостоятельности обучающихся при выполнении заданий и др. [4, 5]. Обновление содержания образования предполагает применение  эффективных педагогических технологий, в том числе и технологии  критериального оценивания. 1.3.1 Специфика критериального оценивания на уроках «Естествознание» Проверка (контроль) знаний ­ это выявление и определение объема, уровня  и качества усвоения материала, а также выявление проблем и пробелов с целью  их последующей корректировки. Виды  проверки знаний на уроках естествознания:           1.По способу организации: а) устная (устный опрос, дискуссия, пересказ по заданию учителя, рассказ  дополнительного материала (статьи, примет, загадок, стихов), рассказ по  иллюстрации, по опорной схеме;  б) письменная (тесты открытой и закрытой формы, письменный опрос,  карточки различных видов, заполнение таблиц, дополнение  схем) 2. 3. По количеству участников: фронтальная/групповая/индивидуальная По  преобладающему виду деятельности: а) вербальная (словесная):  работа с текстом устная и письменная, с таблицами, схемами) б) практическая (выполнение рисунка, воспроизведение опыта, работа с  картой, глобусом, термометром, распознавание минералов и  прочее)                                               4. По субъекту проверки:  проверка в парах (взаимопроверка)/ проверка дежурными/в группах /самопроверка /проверка педагогом Средства проверки: картографический материал, иллюстрации, схемы,  таблицы, макеты, модели, карточки, тесты, авторские тетради для проверки  знаний. Обучая учащихся окружающему миру, учитель должен знать о том, как они  усваивают изучаемый материал. Усвоение учебного материала контролируется  различными способами. В связи с этим выделяют следующие виды контроля: 1)  текущий (проводится почти на каждом уроке); 2) тематический (проводится по  каждой большой теме курса); 3)итоговый (проводится за большой период  времени ­ за полугодие, год);  инспекторский (контрольные работы, проводимые районными отделами  образования). В зависимости от вида контроля, он может проводиться на каком­то этапе  урока (например, на этапе проверки домашнего задания) или в течение целого  урока (если это контрольный урок). Чтобы определить степень усвоения материала следует проверять знания не только по заданию предыдущего урока, но и по материалу всей темы. Среди форм проверки знаний выделяют устный и письменный опросы. Устный опрос может быть фронтальным и индивидуальным.  Фронтальный опрос ­ представляет собой беседу, в ходе которой вопросы  учитель задаёт всему классу. Вопросы учитель разрабатывает и формулирует  заранее. Вопросы должны предполагать короткие однозначные ответы. Обычно  такие вопросы начинаются словами «Почему...», «Что будет, если...»,  «Назовите...», «Перечислите...» и т. п. Учащиеся следят за ответом, при  необходимости исправляют и дополняют отвечающего. После фронтального  опроса учитель ставит оценки наиболее активным учащимся. Такой тип опроса  имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести, во­ первых, то, что за короткое время учитель выясняет, насколько класс усвоил  материал, во­ вторых, ­ высокую активность класса. Недостатками являются  дробление материала и сложность выяснения всей глубины знаний детей. Индивидуальный опрос позволяет определить глубину знаний, умение  формулировать свои мысли у конкретного учащегося. При этом учитель задаёт  вопросы, требующие развёрнутого ответа. Такой вопрос обычно начинается  словами «Расскажи о...». В этом случае ответ ребёнка по форме будет  представлять собой рассказ. Это может быть рассказ­описание, рассказ­ рассуждение. При этом учитель делит материал параграфа на несколько частей,  по которым можно получить законченные рассказы. По ходу ответа учитель  может задавать дополнительные вопросы, которые помогают выявить глубину  знаний и направить ответ в нужную сторону. Но учитель не должен прерывать  учащегося и торопить его. Перед началом ответа можно дать минутку, чтобы  ученик сосредоточился, собрался с мыслями. Нужно приучить остальных  учащихся внимательно слушать отвечающего, не поднимать руки, пока он  отвечает. Во время опроса ученик должен уметь рассказывать об объекте или  явлении, используя рисунки, схемы, таблицы, карты. Приветствуется  отступление от текста учебника, стремление не повторять его дословно,  приведение примеров из личного опыта отвечающего. Письменный опрос. В начальной школе эта форма опроса проводится  редко. Его продолжительность не должна превышать 10 минут при текущем  опросе и 25 минут на контрольном уроке. Это связано с тем, что дети младшего  школьного возраста пишут медленно, недостаточно грамотно. Поэтому не  следует давать учащимся писать большие тексты. Задания для письменного опроса могут быть представлены в различной  форме. Рассмотрим основные формы заданий'. 1. тест. Он позволяет оценить правильность ранее усвоенной  информации при её повторном предъявлении в виде готовых решений и  вариантов решений. В тесте могут быть следующие виды заданий: а) на  опознание изученных объектов (например: «Является ли пингвин  млекопитающим?» Варианты ответа: «Да» и «Нет»); б) на различение изученных  объектов (например: «У какого из перечисленных животных тело покрыто  чешуёй ­ у насекомых, птиц, рыб или млекопитающих?»); в) на установление  последовательности явлений (например: «Выберите правильное описание  последовательности развития насекомого с полным превращением».  Предлагается несколько вариантов с правильной и неправильной  последовательностью); 2. задания на проверку умений воспроизводить информацию  по памяти: а) на подстановку пропусков в тексте (например: «В результате  вращения Земли вокруг своей оси происходит смена ...»; б) реконструирующие задания, в которых нужно узнать объект по  описанию, дополнить недостающие данные (например: «По данным признакам  определить природную зону: почва болотистая, под почвой находится вечная  мерзлота, растения низкорослые ­ карликовая берёза, ягель. Какой климат в  данной природной зоне, и какие там живут животные?»); в) конструктивные  задания (например: «Определите по карте расстояние между Москвой и Санкт­ Петербургом»); 3. репродуктивно­творческие задания (например, на классификацию  объектов окружающего мира по заданному признаку ­ природные объекты и  сделанные человеком, растения и животные и т. д.); 4. творческие задания (например: «Вылез из­под снега подснежник и  увидел ...» Дети должны придумать рассказ о том, что увидел подснежник). Задания для письменной работы могут быть даны в различных вариантах: а) написаны на доске ­ и тогда дети выполняют работу по вариантам; б) розданы на карточках индивидуально каждому ученику; в) учитель вслух задаёт вопросы, а дети отвечают письменно; г) учитель  произносит вслух высказывание, а дети отвечают с помощью условных значков  (если высказывание истинное, то ставят «+», если ложное, то «­»). Преимущество письменного опроса в том, что можно точно выявить  ошибки и затруднения у каждого учащегося и у класса в целом. К недостаткам  можно отнести уже упомянутые медленный темп письма, плохое оформление  мысли, а также нервный стресс, сопровождающий такую работу. Независимо от формы опроса учитель должен дифференцировать задания  хмежду сильными и слабыми учениками, т. е. должен учитывать уровень их  знаний: сильным давать более сложные задания, а отстающим ­ задания попроще, задания на повторение пройденного материала Оценка – это определение в оценочных ситуациях степени усвоения  учебного материала, его качества. Отметка ­ оценка, выраженная баллом.             Оценочная деятельно может осуществлять не только педагогом, но и самими учащимися ­  самооценка, взаимооценка. Для этого необходимо, чтоб ы  дети знали, понимали и умели применять критерии оценивания. В отношении  уроков окружающего мира это может быть: ­ качество и количество правильно выполненных практических заданий; ­ степень участия в решении ключевой проблемы урока; ­ степень самостоятельности при выполнении заданий на закрепление  нового материала. Современная практика ориентирует на выполнение следующих требований  в процессе оценивания: 1. Учет психологических особенностей ребенка младшего школьного  возраста. 2. Объективность оценки. 3. Ознакомление с критериями оценивания. 4. Формирование у школьников умений оценивать свои результаты,  сравнивать их с эталоном, видеть ошибки, знать требования к работам разного  вида. 5.  Индивидуализация. Сегодня в педагогической практике можно выявить несколько проблем  оценивания: 1. Негуманистическая природа отметки. Отметка предполагает сравнение  результатов , достигнутых учеником с определенным идеалом. Современные  гуманистические теории говорят о том, что достижения ребенка правильнее  сравнивать с его прошлыми достижениями.  2. Недостаточность существующей пятибалльной системы оценивая. Пять  баллов часто не позволяют полноценно отразить уровень качества работы.  Поэтому учителя нередко вводят дополнительные баллы ­  «четыре с минусом»,  «три с плюсом». В современной начальной школе используется четырёхбалльная система  цифровых отметок (от 2 до 5 баллов); отметку «1» ставить недопустимо. Выставляя отметку, учитель должен учитывать ряд критериев качества  знаний. Знания и умения для получения высокой отметки должны быть  следующие: 1) правильность определения понятия; 2) правильная  последовательность при описании объекта или явления, если  последовательность имеет важное значение (например, при описании  последовательности стадий развития растения); 3) верность интерпретации  явления, раскрытие закономерностей, условий протекания различных процессов; 4) умение классифицировать объекты на группы; 5) умение привести примеры,  подтверждающие сказанное; 6) умение верно составить схему, заполнить  таблицу; 7) умение ориентироваться по плану, карте, правильно показывать на  них изученные объекты. Если ребёнок дословно воспроизводит текст учебника без осмысленного  понимания содержания, не отвечает на дополнительные вопросы или даёт  неправильные ответы, отметка должна снижаться. В зависимости от уровня показанных знаний и умений учитель ставит  учащемуся отметку. При выставлении переводных отметок по результатам года предпочтение  отдаётся более высоким. Например, ребёнок выполнил итоговую контрольную  работу на «4», в то врехмя как в процессе текущего контроля соотношение  между «4» и «3» было в пользу «3». Это не даёт учителю права снизить  итоговую отметку и ученику ставится отметка «4». В то же врегия другой  ученик, который имел твёрдую «4» в течение учебного года, написал итоговую  контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за  учителем право повысить ему итоговую отметку до «4». Данные проблемы находят свое решение в использовании альтернативных  систем оценивания. Это безотметочная система, применение многобалльных  шкал оценивания, ведение портфолио. Один из разделов портфолио может быть  посвящен предмету «Естествознание», куда ребенок может вкладывать листы  для самостоятельных и проверочных работ, тестовые задания, результаты  участия в олимпиадах по дисциплине, доклады и проекты.  (Сноска) 2 ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА   ПО ПРИМЕНЕНИЮ УЧИТЕЛЕМ   КРИТЕРИАЛЬНОГО   ОЦЕНИВАНИЯ   УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ НА УРОКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. 2.1 Организация исследования Целью   исследования  является  выявление   влияния     критериального оценивания учебных достижений, как одного из видов мотивации учащихся на уроках естествознания. Задачи исследования: 1. Выявление эффективность применения критериального оценивания учебных достижений на уроках естествознания.  2. Сравнительная диагностика активности и мотивации младших школьников на уроках естествознания с применением критериального оценивания. 3.Разработка методического материала С   целью   решения   поставленных   задач   нами   использовались   следующие методики: 1.  Анкетирование   учителей   начальных   классов,  с  целью   выяснения   их   точки зрения применения критериального оценивания на уроках естествознания. 2. Использование на практике разных методов критериального оценивания. 3.Педагогическое наблюдение. 4.Изучение школьной документации учителя. 5.Беседа с учащимися и учителем. Опытно­экспериментальная работа по проверке теоретически выделенных методов крительального оценивания, направленных на формирование мотивации и самооценивания младших школьников на уроках естествознания проводилась в 4 «А» классе СОШ № 28, который является экспериментальной группой и в 4 «Б»   классе   СОШ   №   43,   который   является   контрольной   группой.   В эксперименте участвовало 50 человек ­ по 25 учащихся в каждом классе.  Также   для   получения   исходных   данных   было   организованно анкетирование   учителей,   в   котором   принимали   участие   учителя   начальных классов в количестве  5 человек. Экспериментальная работа включала три этапа:  1   этап   ­   констатирующий   эксперимент   с   целью   выявления   мотивации   и самооценивания учебных достижений младшими школьниками. 2   этап   ­     формирующий   эксперимент   с   целью   проведения   коррекционно   – развивающей работы в экспериментальной группе. 3   этап   –   контрольный   эксперимент   с   целью   выявления   эффективности проведенной   нами   коррекционно­развивающей   работы   в   экспериментальной группе. Констатирующий этап включал:  Методика «Анкета учителя»  позволяет выявить  отношение учителей к проблеме     критериального   оценивания   ина   уроках.   Анкета   содержит   в   себе четыре  вопроса, на которые должны ответить учителя.

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"

Курсовая работа по предмету "Естествознание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2019