Доклад На тему: Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе.
Оценка 4.8

Доклад На тему: Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе.

Оценка 4.8
Научные работы
docx
окружающий мир
5 кл—9 кл
16.12.2023
Доклад На тему: Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе.
Доклад На тему: Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе.
доклад на категорию.docx

Доклад

На тему:

Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе.

Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии в силу ограниченного времени на изучение природы малой родины, ребята получают основные знания по широкому кругу наук. А удовлетворить познавательные интересы школьников возможно лишь, используя разнообразные формы туристской деятельности.

К.Д. Ушинский писал: «Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.»

«Лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал» - знакомые слова из песни В. Высоцкого. А как туризм помогает решать воспитательные задачи?

Туризм развивает:

коллективизм

дисциплинированность

трудолюбие

любознательность

дружба

самостоятельность

взаимопомощь

кругозор

товарищество

инициатива

Туризм учит:

Практические навыки

Гражданское

становление

Преодоление

препятствий

творчество

самоорганизация

Общественная активность

Обеспечение

безопасности

самоуправление

Профессиональные

интересы

Выживаемость в любых условиях

 

Дети просятся в поход...

У многих классных руководителей возникает много вопросов. По какому маршруту пойти? Как не заблудиться? Будет ли класс вести себя дисциплинированно? Как обеспечить безопасность детей на транспорте и в лесу? Но, пожалуй, главный вопрос: «А зачем мне это нужно?!»

Каковы же мотивы - привлекательные для педагога дополнительного образоввания.

Во-первых, туризм — это возможность оздоровления за счет повышения двигательной активности, т.е. — ходьбы. Любой выход на луг, на берег реки, в лес для общения с природой полезен и прекрасен.

С пятого класса я начинаю водить ребят на прогулки в Шелковском районе в поселке Парабоч. Мы вместе едим завтрак на траве, наблюдаем за птицами, животными, бабочками и другими насекомыми. Ребята непосредственно восхищаются полевыми цветами, росою на траве, каждому природному объекту, мы играем в подвижные игры. Здесь я замечаю веселых и шумных детей, тех, кому интересно и кому скучно. Ребята делятся своими впечатлениями, и я предчувствую, кто в дальнейшем пойдет в длительные походы. Я не стремлюсь сразу выезжать в длительные поездки - для этого надо быть уверенным в каждом ребенке.

Во-вторых, туризм – это нахождение и возможность выполнять свои трудовые обязанности в экологически чистых условиях — в лесу. Принести воды из родника, разжечь костер, поставить палатку в лесу - несет не только ценность, но и умение проявлять характер, выявление лидеров в группе.

Если поход с одной ночевкой, то трудностей не возникает, так как только на чуть – чуть уехали из дома. В палаточном лагере все намного сложнее. Даже я, впервые приехав в палаточный лагерь, считал дни до середины пятидневки и обратно. С детьми не бывает больших или маленьких проблем, все они важные. Так на третий день начинаются разборки: кто с кем не хочет жить, есть и дружить. И начинаются взаимные упреки. На четвертый день идет примирение. На пятый день все плачут, так как надо расставаться с новыми друзьями и ехать домой. А между детскими отношениями проходят сборы дров, дежурство по лагерю, походы, экскурсии, конкурсы, дискотеки, обеды и ужины, игры и отбой. А сколько радости доставляют открытая банка сгущенки, котелок чая и ночные страшилки и истории.

В-третьих, туристские традиции, основанные на взаимопомощи, взаимовыручке, духе коллективизма и товарищества, создают комфортность социально-психологического климата коллектива туристской группы, построенного на внимании к возможностям и потребностям каждого члена коллектива. Т.е.- неформальные условия для общения между мной и учениками. Ночевка в палатке на склонах гор, песни под гитару и задушевные беседы у костра - никакой другой вид отдыха не даст таких впечатлений, о которых ребята часто вспоминают в школе.

Туристические походы очень сильно изменились в последние годы. Стало больше комфорта, дети с удовольствием ходят в многочасовые походы, но без рюкзаков и приготовления пищи. В последние два года немного изменилась ситуация, стало больше бесплатных многодневных походов как в школах, так и домах творчества. Так, например, Арцуев Ансар, в 14 лет прошел многодневный тяжелый поход, через день шел сильный дождь, но ему очень понравилось. А, в школе он подошел ко мне и сказал: «Аслан Шахрудиевич, поход хороший, мне понравилось.

Однажды в походе мы собрали все телефоны у ребят, чтобы они пообщались друг с другом. Вечером увидели, как 20 ребят дружно сидят на лавочке и нормально беседуют, смеются. Стемнело, но еще долго мы слышали детские голоса и не настаивали им разойтись. Общение- вот что в наше время стало дефицитом! А телефоны мы возвратили после утренней зарядки, возмущений не было.

В-четвертых, поход — активная совместная деятельность, создающая возможности для завоевания учителем авторитета у учеников и его укрепления. Туризм стал для меня школой педагогического мастерства.

В походных условиях приходилось сочинять и ставить сказки на новый лад, делать рекламы, сочинять частушки, загадки, участвовать в выставках рисунков, стихотворений, поделок из природных материалов, праздниках, играх. А еще надо уговорить ребят участвовать, завести всех, чтобы всё пело, играло и имело успех.

В-пятых - доверие родителей - одна из составляющих нашей работы. Поэтому прежде чем поехать в поездку, я провожу огромную предварительную работу. Рассказываю родителям на собрании о ближайших планах класса. В течение трех лет я показывал им фотографии с походов и поездок, рассказывал о походной жизни. Я всегда брал родителей с детьми и позже они обменивались своими впечатлениями от путешествий. Провожу с детьми технику безопасности в походе. И сотрудничаю с туристическими фирмами, которые несут ответственность за услуги по договору.

Учитывая, что в последние годы я вел туристический кружок, то наши дети знают не только как правильно собрать рюкзак и двигаться в походе, но и разжигать костер, ставить палатку, сварить обед, оказать первую помощь и умение участвовать в туристических соревнованиях. В школьных турслетах и даже в Республиканских мои ребята занимали первые места.


Поход — это способ удовлетворения духовных потребностей при посещении памятных мест, природных, исторических, архитектурных достопримечательностей, возможность повысить свой образовательный уровень. Для выпускника школы это может стать необходимым условием его более качественного профессионального самоопределения, выбора профиля продолжения образования. На уроках профориентации ребята просили рассказать о профессиях, связанных с туристической деятельностью.

Таким образом, педагог в туристской деятельности решает педагогические проблемы: раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива, развитие у детей лидерских способностей.

А что же думают сами ребята? Туризм привлекает их возможностью проявить самостоятельность, самоутвердиться, он притягивает своей романтикой, возможностью общения в коллективе сверстников. Немаловажным мотивом, побуждающим школьников к туристским путешествиям, является интерес к памятникам и знаменательным местным событиям.

Так почему ребятам интересно ходить в походы?

Орсункаева Карина (12 лет)

Я начала заниматься туризмом из любопытства. Мне это понравилось, и я продолжаю этим заниматься, потому что, во-первых, много узнаешь, многому учишься, во-вторых, появляется ответственность. Знаешь, что в походе, если сама не сделаешь что-нибудь, за тебя этого никто не сделает. В-третьих, это здорово! Жалко, что другие не могут этого почувствовать.

Арцуев Ансар (14 лет) Мне нравится ходить в походы, и я люблю сложности.

Агаев Аслан (14 лет)

Я испытываю свою силу воли, когда не хочется, а надо. Хожу, чтобы отвлечься от учебы, встретиться с друзьями, наверное, самыми лучшими на этот период.

Бициев Ибрагим (15 лет)

Я хотел заниматься туризмом всегда. Можно сказать, что это было моей мечтой — пойти в поход. У меня мама и папа ходили в походы и много мне о них рассказывали. Я даже с ними участвовал в туристических соревнованиях среди медиков. Когда в школе представилась возможность этим заняться, я, сразу научился вязать туристические узлы и ставить палатку.


Учитель, хоть один раз сходивший с ребятами на туристскую прогулку в ближайший лесопарк, понимает, что это не дополнительная нагрузка для него лично, а способ разрешения части воспитательных проблем, единое целое со всем образовательным процессом школы, возможность подарить детям и себе радость общения и здоровье.


 

Доклад На тему: Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе

Доклад На тему: Туристско-краеведческая работа как составляющая внеурочной деятельности в классе

У многих классных руководителей возникает много вопросов

У многих классных руководителей возникает много вопросов

Туристические походы очень сильно изменились в последние годы

Туристические походы очень сильно изменились в последние годы

Таким образом, педагог в туристской деятельности решает педагогические проблемы: раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива,…

Таким образом, педагог в туристской деятельности решает педагогические проблемы: раскрытие интересов и склонностей своих воспитанников в процессе неформального общения в туристских походах, формирование классного коллектива,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2023