Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования
Оценка 4.6

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
docx
администрации +2
Взрослым
05.02.2019
Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования
Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть своего времени проводят на работе, не имея при этом возможности уделять достаточно времени воспитанию своих чад. Следовательно, дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи школы и педагогов.
курсовая работа висман 165.docx
Департамент образования и науки Кемеровской области Государственное профессиональное образовательное учреждение «Мариинский педагогический колледж имени императрицы  Марии Александровны» Специальность 44.02.03 Педагог дополнительного образования МДК 03.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога дополнительного образования Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования Выполнила: Висман Анастасия Сергеевна студентка группы 165 Руководитель: Итаева Фатима Вахаевна преподаватель специальных дисциплин                                                     (подпись) Дата допуска к защите Соловей Ольга  Александровна                                                       (число/подпись) Результат защиты                                                                               (число/подпись) (председателя экзамеционной комиссии Ф.И.О.) п. Калининский, 2018г. СОДЕЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… ….3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ИГРОВЫХ  ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ 1.1  Понятие игровых  технологий……………………………………………………..4 1.2  Направление и функции игровых технологий в системе дополнительного  образования  …………………………………………………………………………….6 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 2.1. Виды и классификация  игровых технологий в структуре дополнительного  образования …………………………………………………………..16 2.2.  Использование игровых технологий в работе педагога дополнительного  образования………………………………………………………………21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ВВЕДЕНИЕ «Игра   –   это возможность  отыскать   себя   в обществе,  себя   в   человечестве, себя во Вселенной». (Януш Корчак)                    Воспитанию подрастающего поколения всегда придавалось огромное значение в истории человечества. Это непрерывный труд и довольно сложное дело. Сегодня этот вопрос стоит особенно остро, поскольку родители большую часть   своего   времени   проводят   на   работе,   не   имея   при   этом   возможности уделять   достаточно   времени   воспитанию   своих   чад.   Следовательно,   дело воспитания, так же как и обучения ложится на плечи школы и педагогов. Современная система образования нацеливает педагогов на использование всех имеющихся   на   сегодняшний   день   возможностей   и   ресурсов   для   повышения эффективности   учебно­воспитательного   процесса.   К   одним   из   наиболее эффективных методов воздействия на ребенка является игровая деятельность. Вот что говорил о роли игры в жизни ребенка А.С. Макаренко, один из самых знаменитых педагогов России:   «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре...».1  Над этим вопросом   размышляли   многие   исследователи,   такие   как   Гальперин   П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Ушинский К.Д. 1Макаренко А.С. Игра. Соч. ­ М., 1957. Т.IV. 3 Советский   педагог   В.А.   Сухомлинский   подчеркивал,   что   «игра   –   это огромное   светлое   окно,   через   которое   в   духовный   мир   ребенка   вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».2  Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания   им   психологии   ребенка,   учета   его   возрастных   и   индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. С   помощью   игры   ребенок   приучается   к   труду   и   продолжению   дела старшего   поколения.   Игра   развивает   в   ребенке   способности   и   качества, необходимые   для   той   деятельности,   которую   им   в   будущем   предстоит выполнить.   В   игре   он   реализует   себя,   демонстрируя   свои   способности   и индивидуальность. В игре лучше всего можно разглядеть характер, личностные качества и особенности поведения ребенка. Игра   создает   благоприятный   психоэмоциональный   фон   для   работы   на уроках. Использование игровых технологий будет благотворно влиять на работу педагога и учащихся. Однако,   несмотря   на   то,   что   влияние     игровых   методов   на   процесс обучения   и   воспитания   достаточно   изучено,   они   применяются   на   уроках довольно редко.         Актуальность выбранной темы заключается в том, что игровые технологии активируют   деятельность   учащихся.   Известно,   что   изученный   в   процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется тем, что   в   игре   органически   сочетаются   занимательность,   делающая   процесс познания   доступным   и   увлекательным   для   детей,   и   деятельность,   благодаря участию   которой   в   процессе   обучения,   усвоение   знаний   становится   более 2Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973. 4 качественным   и   прочным.   Именно   поэтому   нами   была   выбрана   тема   данной работы:   «Роль   игровых   технологий   в   работе   педагога   дополнительно образования», ведь именно в развивающих играх удалось объединить один из лавных   основных   принципов   обучения   –   от   простого   к   сложному   –   с   очень важным   принципом   творческой   деятельности   –   самостоятельно   по  Педагогику   игры,   место   игры   в   педагогическом   процессе, способностям.   строение   игровой   деятельности   руководство   игрой   разрабатывали   Аникеева Н.А.,  Богомолова   Н.Н.,  Пономарев   В.Д.,  Смирнов   С.А.,   Шмаков   С.А.  и   др., также   можно   пронаблюдать   работу   в   данном   направлении   у  Хомик   Е.Н., Сошенко Л.Н., Кузьмина Ю.А.,                Основная цель данной работы рассмотреть роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования.         Объект исследования – процесс роли игровой технологии в работе педагога, а   предмет   роль   игровой   технологии   в   работе   педагога   дополнительного образования. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: ­ дать определение игровых технологий; ­ изучить виды игровых технологий; ­   изучить   формы   игровых   технологий   в   работе   педагога   дополнительного образования.           В качестве основных методов исследования выбраны метод анализа для изучения составных частей темы, синтеза как данного связанного целого этих частей, сравнения и обобщения для выражения основных результатов. 5 ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. 1.1 Понятие игровых технологий.           Учреждения   дополнительного   образования   предоставляют   равные   возможности каждому ребенку, реагируют на быстро меняющиеся потребности детей   и   их   родителей,   оказывают   помощь   и   поддержку   талантливым обучающимся,   поднимая   их   на   качественно   новый   уровень   индивидуального развития.   Дополнительное   образование   предоставляет   каждому   ребенку возможность свободного выбора образовательной области, времени их освоения, включения   в   разнообразные   виды   деятельности   с  учетом   их   индивидуальных способностей.            Педагоги дополнительного образования имеют возможность предоставить большой выбор направлений обучения и практических задач. Каждый ребенок может   выбрать   вид   деятельности,   уровень   сложности   и   темп   освоения программы   в   определенной   сфере.   Перед   педагогами   дополнительного образования стоит важная задача – совершенствовать процесс обучения таким образом,   чтобы   на   занятиях   каждый   ученик  работал   увлеченно,   активно,   и использовать   это   для   возникновения   и   развития   глубокого   познавательного интереса.       Уровень обучения и воспитания в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого­педагогическое изучение   обучающихся   на   протяжении   всего   периода   обучения   с   целью выявления   индивидуальных   вариантов   развития   творческих   способностей 6 каждого   ребенка,   раскрытия   неповторимости   его   личности.   В   связи   с   этим возникает   актуальность   разработки   игровых   технологий   в   дополнительном образовании.               Игра   (Г.К.   Селевко)   ­   это   вид   деятельности   в   условиях   ситуаций, направленных   на   воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта,   в   котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра имеет особое педагогическое значение: *игра ­ фактор развития ребенка; *игра ­ способ приобщения ребенка к миру культуры; *игра ­ щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям; *игра   ­   ознакомление   ребенка   с   широким   спектром   видов   человеческой деятельности; *игра ­ мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений; *игра ­ деликатное диагностирование социального развития ребенка; *игра ­ профессионально­изящная форма социально­психологического тренинга; *игра ­ способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни,  ставших перед ним в реальной повседневности; *игра ­ один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты  проживания радости жизни; *игра ­ простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между  детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе        Технология – это совокупность производственных методов и процессов в  определенной отрасли производства, а также научное описание способов  производства. На основе педагогической игры разрабатываются педагогические  игровые технологии. В отличие от других игр, педагогическая игра обладает  наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей  педагогического результата, которые могут быть обоснованны и  характеризуются учебно­познавательной направленностью.  7 Понятие игровые   педагогические   технологии   –   включает  достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  Игровые   технологии   активизируют   деятельность   учащихся.   Известно,   что изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это   объясняется   тем,   что   в   игре   органически   сочетаются   занимательность, делающая   процесс   познания   доступным   и   увлекательным   для   детей,   и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.       Игровые технологии строятся как целостное образование. Они охватывают определенную   часть   учебного   процесса   и   отличаются   сюжетом,   содержание, персонажами.   Определение   места   и   роли   игровых   технологий   в   учебном процессе, сочетания элементов игры и учения во многом зависят от понимания педагогом функций и классификаций педагогических игр. Игровые приемы и ситуации   на   занятии   реализуются   следующим   образом:   дидактическая   цель ставится   перед   обучающимися   в   форме   игровой   задачи;   учебный   материал используется   в   качестве   ее   средства,   учебная   деятельность   подчиняется правилам   игры,   в   учебную   деятельность   вводится   элемент   соревнования, который   переводит   дидактическую   задачу   в   игровую;   успешное   выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Причем игровой сюжет   развивается   параллельно   основному   содержанию   обучения,   помогает активизировать учебный процесс и усваивать ряд учебных элементов.       Составление игровых технологий из отдельных игр забота каждого педагога. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает   В   учреждениях способности, дополнительного   образования   сегодня   как   никогда   актуальны   игровые   формирует   познавательные   интересы. технологии   в   учебном   процессе.   Игра   способствует   развитию   у   детей познавательной   активности,   поддерживает   интерес   к   изучаемому   материалу, 8 делает   процесс   обучения   занимательным.   Игровая   ситуация   создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.            Таким образом, деятельность современных учреждений дополнительного   творческих образования   направлена   на   развитие   самостоятельности, способностей, творческой активности, приобщение к социальным, культурным, историческим ценностям и традициям. Использование игровых технологий на учебных   занятиях   в   системе   дополнительного   образования   развивает познавательную   активность,   активизирует   деятельность   воспитанников, развивает,   внимание,   наблюдательность,   мышление,   память,   развивает творческое   воображение,   образное   мышление,   поддерживает   интерес   к изучаемому   материалу,   снимает   утомление   у   детей.   Игра   делает   процесс обучения   занимательным.   Игровая   ситуация   стимулирует   самоутверждение   и самореализацию создает возможность ребенку осознать себя личностью. 1.2 Направление и функции игровых технологий в системе дополнительного образования       Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых технологиях эти средства   составляют   главную   идею   и   основу   эффективности   результатов.   К таким технологиям можно отнести игровые технологии.       Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.       Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций,   которые   выступают   как   средство   побуждения,   стимулирования учащихся к учебной деятельности. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно ­ рекреативными возможностями.     В   том   и   состоит   ее   феномен,   что,   являясь   развлечением, 9     отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.        Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, а особенно в учреждениях дополнительного образования.            В современной системе современного образования, делающей ставку на активизацию   и   интенсификацию   учебно­воспитательного   процесса,   игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в   качестве   занятия   или   его   части   (введения,   объяснения,   закрепления, упражнения, контроля); как   технологии   внеклассной   работы  (игры   типа  «Зарница», «Орленок», КТД, клубы по интересам и др.).             В отличие  от  игр  вообще педагогическая  игра  обладает  существенным признаком   ­   четко   поставленной   целью   обучения   и   соответствующим   ей педагогическим   результатом,   которые   могут   быть   обоснованы,   выделены   в явном виде и характеризуются учебно­познавательной направленностью. Педагогику   игры,   место   игры   в   педагогическом   процессе,   строение   игровой деятельности   руководство   игрой   разрабатывали   Н.А.   Аникеева,   Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др. Д.Б. Эльконин, анализируя   феномен   игры,   приходит   к   выводу,   что   игра   –   это   такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.        Наиболее полное определение представлено у В.С. Кукушина. Он считает, что   игра   –   это   вид   деятельности   в   условиях   ситуаций,   направленных   на воссоздание   и   усвоение   общественного   опыта,   в   котором   складываются   и 10 совершенствуется   самоуправление   поведением.   Значение   игровой   технологии   развлекательно­рекреативными невозможно   исчерпать   и   оценить возможностями.   В   том   и   состоит   ее   феномен,   что   являясь   развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.       Первое положение, определяющее сущность игровой технологии, состоит в том, что мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для   играющего   сторон   действительности.   Игра,   как   и   всякая   неигровая человеческая   деятельность,   мотивируется   отношением   к   значимым   для индивида целям. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида   по   их   собственному   внутреннему   содержанию.   В   этом   основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование. Вторая   –   характерная   –   особенность   игры   заключается   в   том,   что   игровое действие   реализует   многообразные   мотивы   человеческой   деятельности,   не будучи связанным, в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом практическом   плане.   Игра   является   деятельностью,   в   которой   разрешается противоречие   между   быстрым   ростом   потребностей   и   запросов   ребенка, определяющим   мотивацию   его   деятельности,   и   ограниченностью   его оперативных возможностей. Игра ­ способ реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.             Следующая,   внешне   наиболее   бросающаяся   в   глаза   отличительная особенность   игры,   в   действительности   производная   от   вышеуказанных внутренних   особенностей   игровой   деятельности,   –   возможность,   являющаяся для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом   предметы, игры,   функционирующие   в   соответствующем   неигровом практическом   действии,   другими,   способными   служить   для   выполнения игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). 11 Способность к творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В этой способности заключается основное значение игры. В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный,   нереальный   мир.   Все,   чем   игра   живет,   и   что   она   воплощает   в действии,  она   черпает   из  действительности.  Игра  выходит  за  пределы   одной ситуации,   отвлекается   от   одних   сторон   действительности,   с   тем,   чтобы   еще глубже выявить другие            В истории педагогики и психологии теорию игры разрабатывали многие педагогические   деятели. Вот   несколько   основных   подходов   к   объяснению причин возникновения игры: 1. Теория избытка нервных сил. Игра ­ это результат активности ребенка, который не может быть реализован посредством другой деятельности. При отсутствии мобилизации сил, у человека появляется   избыток   сил,   и   из­за   недоступности   других   средств,   ребенок реализует   этот   избыток   в   игре.   Это   проявление   инстинктов.   Авторами   этой теории являются Г. Спенсер и Г. Шурц. 2. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре. Игра   –   это   способ   подготовки   к   будущей   трудовой   деятельности.   Это естественное средство воспитания и самовоспитания. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий. 3. Теория рекапитуляции и антиципации. По мнению сторонников теории рекапитуляции (сокращённое повторение этапов развития   человечества),   игра   помогает   преодолевать   инстинкты   прошлого   и становиться цивилизованнее. Сторонники теории антиципации считают, что игры у мальчиков и девочек отличаются, в силу их обусловленной жизненной роли. 4. Теория функционального удовольствия. 12 Игра   –   это   средство   выражения   собственных   чувств   и   эмоций,   и   является источником   удовольствия   и   самоутверждения.   Игра   так   же   может быть средством реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх. Теория отдыха в игре. 5. В   игре,   как   ни   в   какой   другой   деятельности,   ребенок   имеет   возможность одновременно   отдохнуть   и   восстановить   силы   физически,   эмоционально   и интеллектуально. Теория духовного развития ребенка в игре. 6. К.Д.   Ушинский   отрицает   стихийность   игры   и   признает   ее  содержательность. Игра может использоваться как средство воспитания и подготовки к трудовой деятельности.   Именно   в   игре   ребенок   учится   взаимодействовать   с окружающими и упражняется в нравственном поведении. 7. Теория воздействия на мир через игру. Игра   для   ребенка   осмысленная   деятельность,   в   которой   он   реализует   свои способности, и поэтому у него формируется потребность воздействия на мир. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой. 8. Игра в себе соединяет различные виды искусств и воспринимается как нечто прекрасное.   Через   игру   происходит   художественно­эстетическое   воспитание ребенка. Игра – это художественное творчество детей. Труд как источник появления игры. Связь игры и труда. 9. По   мнению   Г.В.   Плеханова2 труд   предшествовал   игре. С   научно­техническим прогрессом   трудовые   операции   для   детей   стали   недоступны   и   в   результате появились уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки. Теория абсолютизации культурного значения игры. 10. Игра – средство демонстрации ценностей культуры в обществе. Посредством игры ребенок выражает свое отношение к культурным явлениям. 13 Рассмотрев различные теории происхождения игры, можно сделать вывод, что игра – это не только развлечение и веселое времяпровождение, но так же и достаточно   эффективный   способ   влияния   на   личностные   качества   ребенка. Следовательно,   она   самым   активным   образом   должна   быть   включена   в современный   учебно­воспитательный   процесс   и   должна   всесторонне применяться на занятиях в системе дополнительного образования.        Игровые технологии в процессе образования можно классифицировать по функциональным особенностям. 1. Эмоциогенная   функция:   игра   меняет   эмоциональное   состояние, поднимает настроение, пробуждает интерес. Это и удовольствие, и чувство гордости   от   достигнутых   результатов,   чувство   страха   перед   неизведанным. Игра – это особый способ вовлечения учащихся в творческую деятельность. 2. Диагностическая   функция:   обладая   предсказательностью, раскрывает   личностные   качества   ребенка.   В   игре   участник   демонстрирует   игра максимальные   способности   (физическую   силу,   интеллект,   творческие способности). При внимательном наблюдении можно многое узнать об игроках по их поведению. 3. Релаксационная   функция:   в   процессе   игры   снимается   физическое   и интеллектуальное   напряжение,   восстанавливаются   силы   и   душевное равновесие. 4. Компенсаторная   функция:   в   игре   человек   получает   то,   чего   ему   не хватает   в   реальности.   Взрослый   человек   «пробует»   и   «переживает»   свои неиспользованные возможности. Ребенок же «примеряет»  еще не доступные возможности.   Некоторые   действия   и   переживания   в   будущем   могут   стать доступны, а какие­то остаются недоступными навсегда. Например, девочка в игре пробует мужскую роль, а мальчик – женскую. 14 5. Коммуникативная   функция:   игра,   будучи   более   широким   фактором общения,   чем   речь,   вводит   ребенка   в   реальный   контекст   сложнейших человеческих отношений и выводит его на подлинное сотрудничество. 6. Функция самореализовываться,   так   как   является   уникальным   средством   для самореализации: участнику позволяет     игра     применения и проверки накопленного опыта. 7. Социокультурная функция:  игра  ­  сильнейшее   средство   социализации ребёнка,   включающее   в   себя   как   социально­контролируемые   процессы целенаправленного   воздействия   на   становление   личности,   так   и   стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребёнка. 8. Терапевтическая функция: практика показывает, что интенсивнее всего играют люди, утратившие душевное равновесие. В психотерапии применяют игры   для   решения   жизненных   проблем.   Для   коррекции   нравственных взаимоотношений, для преодоления трудностей в общении с окружающими, в обучении и поведении ребенка применяют игровую терапию.              Игра   –   это   уникальный   феномен   человеческой   деятельности,   которая помогает   ребенку   в   становлении   личности,   в   приобретении   необходимого жизненного опыта. Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки   подрастающего   поколения   к   труду,   она   может   стать   одним   из эффективных средств обучения и воспитания.                15 ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 2.1. Виды и классификация  игровых технологий в структуре дополнительного образования Для   того   чтобы   правильно   применять   игровые   технологии   на   уроках, прежде всего, следует изучить классификации  игр. Для   начала   нам   необходимо   дифференцировать   просто   игру   от педагогической игры. Педагогическая игра имеет четко поставленную цель, она тщательно продумана, структурирована и ее результат спрогнозирован. Существуют различные критерии классификаций педагогических игр. 1) a. Классификация по виду деятельности:  активные  физические, т. е. двигательные, подвижные; умственные (или интеллектуальные);  b. связанные   с   трудовой   деятельностью;   социальные   (имитирующие общественные отношения);  c. психологические   (моделирующие   разного   рода   психологических ситуации).  2) Классификация   по   характеру   педагогического   процесса,   ради которого  применяются игры:  a. обучающие,   обобщающие,   контролирующие,   игры   с   элементами воспитания и дидактики; b. c. 3) познавательные, развивающие, воспитывающие;  творческие, с элементами диагностики, воспроизведения и др.  Классификация по методике преподавания: сюжетные, деловые, постановочные, ролевые. 4) Классификация   по   среде   или   окружению,   в   котором применяются игры: уличные, комнатные, компьютерные, настольные. 5) a. b. c. 6) a. b. Классификация по аналогии школьных предметов: физика, химия, биология; лингвистическая, литературная, музыкальная, историческая; производственно­трудовая, спортивная, физкультурная и т. д. Классификация по возрастному критерию: дошкольный  возраст (5­7лет); младшие школьники (7­10 лет); 16 c. 7) a) b) c) a) b) c) d) a) b) c) d) старшие школьники (11­16 лет)  По форме деятельности игры: индивидуальные; парные; групповые  8) По образовательным задачам на игры: изучающие новый материал;  формирующие умения и навыки;  много игр обобщающего характера;  повторения и контроля знаний; 9) По типам:  познавательные; ролевые;  деловые;  комплексные.  10) По форме проведения:  игры – аукционы, защиты;  путешествие по станциям;  пресс – конференции;  игры – исследования. a) b) c) d) В процессе обучения и воспитания игры классифицируются в зависимости от   поставленных   целей,   которых   педагог   стремиться   достичь   в   результате игровой деятельности.    Классификация педагогических игр по целевым ориентациям:  1) дидактические   –   расширения   кругозора,   познавательная деятельность;   развитие   трудовых   навыков   и   обще   учебных   умений; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; 2) воспитывающие   –   воспитание   самостоятельности,   воли; формирование определенных жизненных позиций, нравственных, эстетических, мировоззренческих   установок;   воспитание   коллективизма,   сотрудничества, коммуникативности и общительности; 3) развивающие   –   развитие   внимания,   речи,   мышления,   памяти, воображения,   фантазии,   эмпатии,   рефлексии;   развитие   умения   сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, умение находить правильное решение; 17 4) социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; обучение   общению;   адаптация   к   условиям   среды;   стрессовый   контроль, самоконтроль; психотерапия.             В   последнее   время   большая   роль   отводится   электронно­тестовым   и компьютерным   играм   в   обучении.   Тестирование   становится   повсеместной формой проверки знаний, и здесь применяют игровую форму.    Существуют следующие виды педагогических игр:      ­Игры­ упражнения проводятся как на занятиях, так и во внеучебной работе. Они   занимают   обычно   10­15   минут   и   направлены   на   совершенствование познавательных   способностей   учащихся,   являются   хорошим   средством   для развития   познавательных   интересов,   осмысления   и   закрепления   учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.        ­Игры путешествия. Их можно проводить как непосредственно на занятиях, так   и   в  процессе   различных   воспитательных   и   массовых   мероприятиях.  Они служат,   в   основном,   целям   углубления,   осмысления   и   закрепления   учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях. Игры путешествия.   исторических,   Они   носят   характер   географических, краеведческих, следопытских "экспедиций", совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, экономиста, топографа и т.д. Учащиеся пишут дневники, пишут письма "с мест", собирают   разнообразный   материал   познавательного   характера.   В   этих письменных   документах   деловое   изложение   материала   сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр ­ активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем 18 действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая   проект   чего­либо   и   реализующая   этот   проект   путем   внешних действий.   Происходит   сосуществование   игровой,   учебной   и   трудовой деятельности. Учащиеся много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карт справочники и т д.         ­Сюжетная   (ролевая)   игра.  Отличается   от   игр­упражнений   и   игр­   путешествий   тем,   что   инсценируются   условия   воображаемой   ситуации,   а учащиеся играют определенные роли. Хотя традиционными методами обучения и преподавания – такими как лекция, дискуссии – можно успешно помогать учащимся   приобретать   знание   фактического   материала   и   важнейших теоретических положений, в рамках которых сможет вместиться будущий опыт, эти методы являются несовершенными, по меньшей мере, в двух отношениях. Ролевая   игра   представляет   собой   один   из   тех   уникальных   приемов экспериментального   обучения,   который   помогает   ребенку   справляться   с неопределенностью и жизненными непростыми ситуациями. Второй областью, в которой   традиционные   методы   нуждаются   в   дополнении,   является   сфера передаваемых навыков межличностного общения и коммуникации. Неважно, как много читает и наблюдает ребенок, развить эти навыки полностью можно только путем применения их в реальных межличностных контактах. Взаимодействие вербального и невербального поведения слишком сложно, чтобы быть сведенным к   нескольким   простым   правилам.   Интерпретация   ответных   сигналов, полученных от других людей, и реакции на эти сигналы содержат в себе ключ к эффективной межличностной коммуникации          ­Игра  – соревнование  может включать  в себя  все вышеуказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся   делятся   на   группы,  команды,  между   которыми   идет   соревнование. Существенной   особенностью   игры   –   соревнования   является   наличие   в   ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают 19 ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество определяется конкретными   обстоятельствами   и   задачами.   Игра   –   соревнование   позволяет педагогу   в  зависимости   от   содержания   материала   вводить   в   игру   не   просто занимательный  материал, но весьма сложные  вопросы учебной программы. В этом   ее   основная   педагогическая   ценность   и   преимущество   перед   другими видами дидактических игр.            В   реальной   практике   обучения   все   виды   игр   могут   выступать   и   как самостоятельные,   и   как   взаимно   дополняющие   друг   друга.   Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного   материала,   возрастом   учащихся   и   другими   педагогическими факторами.              Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой­либо игре.   Гибкая   система   учебных   игр   позволяет   обучаться   с   интересом,   а   от возможности выбора игр этот интерес только возрастает. Эта модель обучения, по   сравнению   с   традиционной,   более   перспективна.   Проводимая   по   схеме воспитанник – педагог – воспитанник, она позволяет учащимся  самостоятельно выбирать свой путь развития (образования), возможно, делая это несознательно, интуитивно,   а   педагог   выполняет   роль   катализатора:   его   умения   и   знания помогают   обучающемуся   развиваться   быстрее.   Занятия   по   игровой   методике существенно повышают интерес обучающихся, позволяют им лучше запомнить формулировки, определения, развивают его мышление.  2.2.  Использование игровых технологий в работе педагога дополнительного образования. 20

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования

Курсовая работа Роль игровых технологий в работе педагога дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019