Курсовые работы по психологии-образования
Оценка 4.7

Курсовые работы по психологии-образования

Оценка 4.7
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
13.09.2017
Курсовые работы по психологии-образования
Публикация является частью публикации:
ШИЗОФРЕНИЯ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА.docx
Министерство образования и науки Российской Федерации Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии Кафедра психологии Студентка  группы ПОа­14­1 Богомолова Екатерина  Анатольевна КУРСОВАЯ РАБОТА ТЕМА: «ШИЗОФРЕНИЯ И ЕЕ ДИАГНОСТИКА» Работа защищена  с оценкой «_____________»  Руководитель канд. псих. наук, доцент кафедры психологии  Устинова О.А _____________________  «____»___________2017 г. Новокузнецк 2017 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение .................................................................................................................3 Глава 1. Шизофрения, ее характеристики, типы течения ............................5 1.1 Симптоматика шизофрении ............................................................................ 5 1.2 Физиологические основы шизофрении ............................................................8 1.3 Формы шизофрении ..........................................................................................9 1.4 Типы течения ...................................................................................................11 1.5 Подростковая шизофрения: основные виды .................................................11 1.6 Негативные и продуктивные симптомы при шизофрении ...........................14 1.7 Социальная адаптация подростков с шизофренией .....................................15 Вывод по главе 1 .................................................................................................16 Глава 2. Диагностика шизофрении у подростков ........................................17 2.1 «Тест Роршаха» ...............................................................................................17 2.2. «Пословицы и поговорки» ............................................................................ 21 2.3. Тест «Маска Чаплина» ................................................................................. 23 Вывод по главе 2 .................................................................................................24 Заключение ..........................................................................................................27 Список  использованных источников и литературы ....................................28 Приложение .........................................................................................................29 3 ВВЕДЕНИЕ  Проблема шизофрении в подростковом возрасте на сегодняшний день  является актуальной, поскольку число людей болеющих шизофренией и  другими психопатологиями растет с каждым годом. Наиболее важным  является то, что проявления шизофрении в подростковом возрасте очень  тяжело диагностировать, исключение составляют только яркие и типичные  шизоидные проявления, а незначительные списывают на пубертатный возраст,  гормональный дисбаланс и подростковый кризис. По причине того, что  зачастую, не обращается внимание на незначительные проявления в  расстройстве поведения или школьной успеваемости, момент возникновения  данного заболевания может быть упущен. В большинстве случаев,  шизофрения которая проявляется в подростковом возрасте, в дальнейшем  становится заболеванием, которое сопровождает человека на протяжении  всей его жизни, поэтому важно диагностировать проявления данного  заболевания как можно раньше и начать лечение, однако, исключением может  стать,  одноприступная шизофрения, которая проявляется именно в данный  период и однократно, и впоследствии от этой болезни не остается никаких  следов. Поскольку, не производится диагностика детей на предмет  заболевания шизофренией, то многие дети с данным заболевание обучаются в  обычных школах, а не специальных, что неблагоприятно сказывается, как на  самом ребенке, так и в целом на успеваемости класса.  Цель: Изучение шизофрении у детей подросткового возраста Задачи:   Изучить клиническую картину заболевания шизофренией.  Подобрать и провести  методики диагностирования шизофрении  Предложения, которые позволят обеспечить  эффективное обучение  детей больных шизофренией в обычных школах Объект: Шизофрения и ее особенности в подростковом возрасте 4 Предмет: Изучение шизофрении, диагностика шизофрении Гипотезы:  Эффективность диагностики шизофрении направленной на восприятие  и мышление в подростковом возрасте  Эффективные методы обучения детей больных шизофренией в обычных школах 5 ГЛАВА 1. ШИЗОФРЕНИЯ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ТИПЫ ТЕЧЕНИЯ 1.1 Симптоматика шизофрении Основными   негативными   симптомами   шизофрении   являются: расщепление   психической   деятельности   (разорванность   мышления   и   речи, амбивалентность,   амбитендентность),   эмоционально­волевое   обеднение личности, аутизм. Эмоциональное   снижение   начинается   с   нарастающей   эмоциональной холодности больных к своим родным и близким людям, безучастности к тому, что   непосредственно   относится   к   больному,   утраты   прежних   интересов   и увлечений.   Безразличие   к   окружающему   и   мнению   других   людей   может проявиться неряшливостью и нечистоплотностью в одежде и в быту. Часто   наблюдается   эмоциональная   амбивалентность   ­   то   есть одновременное   существование   двух   противоположных   чувств   ­   например, любви и ненависти, интереса и отвращения. Ей   может   сопутствовать   амбитендентность  ­   расстройство, проявляющееся   двойственностью   стремлений,   побуждений,   действий, тенденций.   Например,   человек   считает   себя   одновременно   и   больным,   и здоровым, хочет услышать слова одобрения, но все делает для того, чтобы его ругали, протягивает руку за каким­то предметом и тут же отдергивает ее. Часто возникает диссоциация эмоциональной сферы: больной смеется, когда   произошло   печальное   событие,   или   плачет   при   радостном   событии. Равнодушен   к   горю   своих   родных,   тяжелой   утрате   и   может   опечалиться, увидев растоптанный цветок или больное животное. Со   временем   все   эмоциональные   проявления   ослабевают.   Вначале бывает   притупление   эмоций,   а   затем   развивается   эмоциональная   тупость. Эмоциональное снижение сказывается на всем облике больного, его мимике и 6 поведении.   Лицо   утрачивает   выразительность   и   становится   неподвижным, иногда вместо нормальных мимических реакций могут быть нелепые гримасы или несоответствие мимики словам больного и его поведению. Голос больных становится монотонным, невыразительным. Нарушения   волевой   сферы   появляются   одновременно   с эмоциональными   расстройствами.   Вначале   развивается   снижение   волевой активности (гипобулия), а затем ее полная утрата (абулия). Абулия  ­   отсутствие   побуждений   к   деятельности,  утрата   желаний,  в выраженных случаях ­ полная безучастность и бездеятельность. Больные забрасывают учебу, запускают все домашние дела, никак не могут   собраться,   чтобы   выполнить   хотя   бы   самое   неотложное.   При утяжелении состояния больные целыми днями молча и безучастно лежат в постели или сидят в одной позе, перестают обслуживать себя. При   сочетании   абулии   с   апатией   говорят   об   апатико­абулическом синдроме. Для больных шизофренией характерен негативизм (от лат. negativus ­ отрицательный) ­ бессмысленное противодействие, немотивированный отказ от любого действия, движения. Негативизм бывает пассивный, когда больной не выполняет то, о чем его   просят,   сопротивляется   попытке   изменить   позу,   положение   тела. Например, больной пассивно сопротивляется попытке накормить его, крепко сжимая   зубы   и   губы.   Негативизм   может   сочетаться   с   пассивной подчиняемостью.   При   активном   негативизме   любые   просьбы   или   указания вызывают   противодействие.   Например,   больному   протягивают   руку   для рукопожатия,   прячет   свою   за   спину,   но   если   убрать   руку,   больной протягивает свою. Речевой   негативизм   проявляется   мутизмом.  Мутизм  (от   лат.  mutus  ­ немой) ­ это нарушение волевой сферы проявляющееся в отсутствии ответной 7 и   спонтанной   (то   есть   произвольной)   речи   при   сохранении   способности больного   разговаривать   и   понимать   обращенную   к   нему   речь.   Типичным проявлением шизофрении считается аутизм (от греч. autos ­ сам) ­ уход от действительности в свой внутренний мир, в свои переживания. Аутизм проявляется отгороженностью от внешнего мира, изменением отношения   больного   к   людям,   утратой   эмоционального   контакта   с окружающими. В тяжелых случаях возникает недоступность ­ невозможность контакта с   больным,   обусловленная   наличием   у   него   психических,   расстройств (негативизма, бреда, галлюцинаций, расстройств сознания). Нарушения   мышления   при   шизофрении   касаются   не   содержания мыслей, а самого мыслительного процесса, логической связи между мыслями. В   тяжелых   случаях   наблюдается   разорванность   мышления,   что проявляется и в разорванности речи ­ речь больных состоит из сумбурного набора отрывков фраз, не связанных между собой («словесная окрошка»). В   менее   тяжелых   случаях   наблюдается   «соскальзывание»   мыслей   ­ лишенный логики переход от одной ассоциации к другой, чего сам больной не замечает. Нарушения мышления выражаются и в неологизмах ­новообразованиях, выдумывании   новых   вычурных   слов,   которые   понятны   только   самому больному, но непонятны окружающим. Нарушение мышления при шизофрении проявляется и, резонерством ­ бесплодными рассуждениями на посторонние темы, которые могут не иметь никакого отношения к больному, пространны, зачастую лишены логики, но логично с точки зрения больного. Помимо   негативных   симптомов,   наблюдается   и   так   называемая продуктивная  симптоматика,  то  есть болезненная продукция  мозга ­  бред, галлюцинации, псевдогаллюцинации. 8 Наиболее характерны из них следующие: 1. слуховые   галлюцинации,   при   которых   «голоса»   проговаривают   мысли больного     вслух,   комментируют   его   поведение   или   обсуждают   его между собой; 2. «вкладывание»   или   «отнятие»   мыслей   больного   посторонними   лицами,   их «радиовещание» (открытость); 3. бред   воздействия,   влияния   ­   ощущение,   что   все   действия   больного осуществляются под чьим­то контролем, автоматически; 4. стойкие   бредовые   идеи   другого   рода   ­   заявления   о   сверхчеловеческих способностях, восприятие нормальных событий как имеющих особый, «скрытый» смысл.  Сочетание   продуктивной   симптоматики   с   негативной   приводит   к образованию характерных для шизофрении синдромов, определяющих форму шизофрении. Шизофрении   свойственна   прогредиентность   ­   то   есть   неуклонное нарастание,   прогрессирование   и   усложнение   симптоматики.   Степень прогредиентности   может   быть   различной   ­   от   вялотекущего   процесса   до злокачественных форм. Шизофрению   заболеванием, шизофреническим   процессом,   так   как   имеется   постоянная   динамика, процессуальным называют     развитие, последовательная смена состояний. 1.2 Физиологические основы шизофрении Главным в патологических изменениях ВНД при шизофрении считается наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дробного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения. Расщепление психики объясняется тем, что по мере увеличения таким образом, измененных и ослабленных пунктов в мозгу возрастает «разложение 9 коры   полушарий,   расщепление   нормальной,   связанной   работы   их». Отмечается, что «всякое мышление, не соответствующее и отвлеченное от действительности,   есть   аутистическое».   Аутизм   больных   шизофренией коренится в преобладании внутренних следовых раздражений над внешними, в силу   измененного   реагирования   нейронов   полушарий   головного   мозга, находящихся   в   состоянии   гипнотического   торможения.   Аутизм   в   более поздних стадиях шизофрении связывается с «прорешливостью полушарий». Физиологические механизмы   расстройства мышления и разорванности речи больного   шизофренией   можно   охарактеризовать   высказыванием   И.   П. Павлова: «Его (больного шизофренией) речь беспутна, потому что в коре уже есть   больные   пункты,   из­за   которых   получаются   перескоки   мыслей, ненормальные переходы от одной к другой».  В  основе кататонии у больных шизофренией лежит длительное торможение  в  отделах мозга, управляющих движением   человека.   Заторможены   те   нервные   центры,   с   деятельностью которых   связаны   произвольные   и   непроизвольные   движения,   а   также способность   к   устной   и   письменной   речи.   Причиной   такого   торможения является   слабость нервных клеток коры головного мозга, в которых, легко наступает истощение, так,  как,  для них и нормальные раздражения являются сверхсильными. Истощение же ведет к торможению, которое имеет защитный, охранительный характер и предотвращает угрозу разрушения нейронов коры мозга. 1.3 Формы шизофрении Различают пять основных «классических» форм шизофрении: простую, гебефреническую, параноидную, кататоническую и циркулярную. 1. Простая   форма  обычно   начинается   в   юношеском   возрасте, развивается   медленно   и   проявляется   описанными   выше   негативными расстройствами.   Эпизодически   появляются   нестойкие   идеи   отношения   и 10 слуховые   галлюцинации.   Протекает   чаще   злокачественно,   приводя   к изменению личности и формированию дефектного состояния с выраженным апатико­абулическим синдромом. В настоящее время встречается редко. Из международной классификации последнего пересмотра эта форма исключена в связи с недостаточностью объективных критериев диагностики. 2. Гебефреническая форма по своему развитию похожа на простую. Она   также   начинается   в  юношеском   возрасте  (15­25  лет)   с  эмоционально­   Наряду   с   негативными волевых   и   интеллектуальных   нарушений. расстройствами, наблюдается гебефренический синдром. Для него характерна дурашливость, вычурность поведения, суетливость, стереотипность движений на   фоне   эйфории.   Больные   гримасничают,   прыгают,   хлопают   в   ладоши, кувыркаются. Поведение бессмысленное, бесцельное, непредсказуемое. Речь обычно   разорванная.   Кроме   того,   могут   появляться   отрывочные   бредовые идеи и галлюцинации. Эта форма имеет наиболее злокачественное течение с быстрым развитием глубокого слабоумия. 3. Параноидная форма шизофрении развивается в зрелом возрасте, чаще   в 30­40  лет.  Основным   является   параноидный   синдром   с  бредовыми идеями отношения, преследования, отравления, физического воздействия. Он сопровождается   явлениями   деперсонализации, псевдогаллюцинациями.   галлюцинациями   и   Поведение   больного   отражает   бредовые   и   Негативные   симптомы   выражены галлюцинаторные   переживания. незначительно.   Однако   со   временем   бред   и   галлюцинации   могут   потерять свою   актуальность,   и   на   первый   план   выступает   апатико­абулическое слабоумие.   Эта   форма   шизофрении   в   настоящее   время   встречается   чаще других   и   представляет   особый   диагностический   интерес.   Прогноз относительно благоприятный. 4. Кататоническая форма шизофрении развивается в возрасте 22­30 лет,   реже­в   пубертатном.   Проявляется   выраженным   негативизмом   с 11 преобладанием кататонического  синдрома.  Больные  могут  сутками  и даже месяцами   лежать   на   кровати,   ни   с   кем   не   общаясь,   не   разговаривая. Обездвиженность   больных   при   этом   носит   функциональный   характер. Известны   случаи,   когда   больные   кататонической   шизофренией,   годами, лежавшие неподвижно, при появлении опасности (пожар, наводнение) быстро вскакивали   и   спасались   бегством.   Эта   форма   шизофрении   лучше   других поддается лечению и имеет наиболее благоприятный прогноз. 5. Циркулярная   форма   (шизоаффективное   расстройство)   чаще развивается у людей среднего возраста. Клиническая картина складывается из периодически возникающих маниакальной и депрессивной фаз в сочетании с галлюцинаторно­бредовыми расстройствами. 1.4 Типы течения Различают   три   типа   течения   шизофрении:   непрерывное, приступообразно­прогредиентное  периодическое. 1. Непрерывно   текущая   шизофрения   характеризуется   отсутствием спонтанных ремиссий и постепенным утяжелением симптоматики. 2. Приступообразно­прогредиентная   (шубообразная)   шизофрения протекает   в   виде   приступов   с   последующими   ремиссиями.   Ремиссия   не сопровождается   полным   восстановлением   психического   здоровья,   от приступа   к   приступу   у   больного   все   больше   обнаруживается   обеднение эмоционально­волевой сферы. 3. Периодическая   (рекуррентная)   шизофрения   характеризуется практически полным обратным развитием симптоматики в период ремиссии. Больной   при   этом   трудоспособен   и   хорошо   адаптирован.  Немало   случаев, когда после перенесенного приступа у больных наблюдались ремиссии по 10­ 25 лет, и они могли успешно работать, занимаясь высокопрофессиональной, в том числе и творческой, деятельностью. 12 Между описанными вариантами течения существует также множество переходных форм. 1.5 Подростковая шизофрения: основные виды Подростковая  шизофрения, несмотря  на кажущуюся схожесть,  имеет отличительные   от   взрослой   шизофрении   черты,  которые   в  больше   степени заметны   при   глубоком   анализе   различных   видов:   непрерывно   текущей, параноидной, галлюцинаторно­бредовой, рекуррентной, острой пубертатной. 1. Непрерывно   текущая   шизофрения. Этот   вид   шизофрении   чаще всего появляется в детстве, но начинает прогрессировать и наиболее тяжело проявляется именно в подростковом периоде. В детском возрасте шизофрения характеризуется раздражительностью, упрямством, стремлением в отчужденности от родных и близких и тягой к одиночеству. Часто взрослые воспринимают эти проявления как особенности характера. Но если в детстве проявления непрерывно текущей шизофрении меняются с периодами нормализации, то в подростковом возрасте состояние нормы не наблюдается. Подросток постоянно неуравновешен, имеет сбивчивую речь, нечетко скоординированные   телодвижения.   Заболевание   обнаруживает   сезонные обострения   и   усиление   симптоматики.   Самое   неприятное,   что   с   каждым годом оно все больше обостряется и может привести к задержке психического развития.   У   подростка   могут   возникнуть:   страхи,   приступы   паники, тревожность, стархи, недоверчивость, бредовые проявления. 2. Параноидная   шизофрения. Начинает   развиваться   у   подростков старше   12   лет.   Внешние   симптомы   этой   формы   во   многом   схожи   с непрерывно текущей шизофренией, но она имеет целый ряд принципиальных отличий. 13 Первые   признаки   параноидной   шизофрении   проявляются   резкими перепадами настроения. При этом подросток склонен к фантазированию и придумывании   небылиц   про   себя   и   своих   близких,  впутывая   в  эти   сказки высокие   чувства   и   особенные   отношения.   Эти   небылицы   характеризуются большой   наивностью,   что   сразу   выдает   в   них   ложь.   При   этом   подросток «плутает» в своих историях, придумывает  дополнительные подробности, и окончательно запутывается. Бредовые   идеи   к   старшему   возрасту   становятся   обдуманными   и логически   законченными.   Подростковый   бред   во   многом   напоминает подобное   состояние   взрослых,   включающий   преследование,   возможность отравления, воздействия и бред величия. 3. Галлюцинаторно­бредовый   вид   шизофрении   –   это   вариант параноидной,  отягощенный   галлюцинациями.  Подросток  может  испытывать зрительные галлюцинации, вызывающие у него особый страх. Ребенок   утверждает,   что   видит   горящие   глаза   преследующего   его существа, черную руку, которая тянется к нему и др. Ребенок становится именно недружелюбным, с паранойей преследования   и   страхом   за   свою   жизнь.   К   более   старшему недоверчивым. Это       связано   возрасту расстройства смешиваются с депрессией, бредом, дезориентацией. Этот   вид   шизофрении   характеризуется   цикличностью   с   достаточно большими интервалами между приступами болезни. 4. Рекуррентная   шизофрения. Эта   форма   шизофрении   чаще   всего встречается   у   девушек­подростков.   Первыми   признаками   являются психопатические припадки, которые сопровождаются потерей личности. Приступы имеют особенность того, что они резко появляются и резко исчезают. После прекращения приступа, подросток полностью возвращается к своей привычной жизни, без намека на потерю личности. На возникновение 14 приступа   оказывают   влияние   вирусные   заболевания,   травмы,   депрессивные состояния. 5. Острая   пубертатная   шизофрения. При   этой   форме   приступы шизофрении  проявляются волнообразно. Динамика проявления приступов является весьма   своеобразной:   после   приступа   начинается   период   покоя,   который протекает примерно столько же времени, сколько и сам приступ. В среднем приступ длится от 2 недель до 2 месяцев. При отсутствии лечения   и   неправильном   отношении   к   больному   приступ   может   быть затянувшимся. Нужно отметить, что иногда бредовые идеи и галлюцино­параноидные проявления являются не только признаками шизофрении, но и проявлениями алкогольной   или   наркотической   зависимости.   Поэтому,   прежде   чем диагностировать   шизофрению   у   подростка   нужно   исключить   возможность различных видов наркомании или алкоголизм. 1.6 Негативные и продуктивные симптомы при шизофрении Шизофрения у подростков проявляется в негативных и продуктивных симптомах.   Негативные   симптомы   –   это   те   качества,   которые   разрушает течение   болезни.   Продуктивными   симптомами   называют   приобретенные   во время заболевания процессы. К негативным симптомам относится снижение активности,   эмоциональное   обеднение,   погруженность   в   собственный   мир. Заболевание может оказать влияние на все психические процессы. Среди   продуктивных   симптомов   у   подростков   наиболее   часто встречаются:  бредовые   идеи   физических   недостатков,   которые   приводят   к анорексии   (мысль   о   том,   что   человек   очень   толстый)   или   пониженной самооценке, связанной с ощущением себя как уродливого человека; 15  философские интоксикации, проявляющиеся в излишнем интересе к абстрактным проблемам и примитивных размышлений на данные темы;  психопатические   расстройства:   жестокость,   грубость,   сексуальная расторможенность, склонность к наркотикам и алкоголю. Самое опасное в шизофрении не её проявления в виде припадков, бреда. Галлюцинаций, а её комплексное влияние на психику подростка, изменение его отношения к себе и к миру в целом. Даже при излечении подростка, нужно помнить, что она оказывает неизгладимый след на его личность. 1.7 Социальная адаптация подростков с шизофренией Нужно помнить, что шизофрения относится к той категории болезней, которые невозможно полностью излечить, но возможно не дать шанса для её проявления. Родителям подростков, больных шизофренией, нужно помнить, что   чем   раньше   они   обратятся   за   помощью   к   специалистам,   тем   больше шансов у их ребенка включиться в обычную жизнь на уровне сверстников. Подростки   с   шизофренией   нуждаются   в   постоянном   наблюдении   у психиатров.   Основу   лечения   составляет   применение   особых   медицинских   которые   помогут   предупредить   появление   негативных препаратов, симптомов,   скорректировать   продуктивные,   и   помогут   вернуть   ребенка   к полноценной жизни. Препараты   назначаются   врачом   с   учетом   особенностей   протекания болезни,   возраста   ребенка,   его   пола   и   индивидуальных   особенностей.   При 16 этом важно, чтобы лекарства не вызывали зависимость, а были направлены на адаптацию подростка к жизни в обществе и взаимодействию с окружающими. Задача   родителей   не   только   начать   лечение   подростка,   но   и   оказать ребенку   максимум   внимания,   поддержки,   понимания   и   любви.   Иногда,   сложными   в   общении, болезнь   делает   детей   расторможенными, неконтактными   и   даже   агрессивными.   Нужно   помнить,   что   это   не   вина подростка. Поэтому родители должны быть терпимыми к детям с шизофренией. Включать   подростка   в   окружающую   действительность   нужно   постепенно, актуализируя коммуникативные навыки, корригируя агрессивные и аутичные проявления. Помните, что подросток с шизофренией не должен быть исключен из жизни. Его будущее зависит от любви, понимания и заботы близких людей. Вывод по Главе1 Согласно изученному материалу шизофрения является сложным и  многоуровневым заболеванием, в зависимости от типа течения и формы,  поэтому очень важно вовремя диагностировать заболевание, что бы назначить  лечения для скорейшего наступления ремиссии и ее поддержания.  Диагностировать шизофрению достаточно сложный и трудоемкий процесс,  особенно в подростковом возрасте, поскольку этот возраст имеет свои  особенности, зачастую на первичные проявления заболевания не обращается  внимание, все проявления списываются на подростковый кризис, а так же на  резкий скачек гормонов, юношеский максимализм и проявляющиеся  акцентуации характера. 17 ГЛАВА 2. ДИАГНОСТИКА ШИЗОФРЕНИИ У ПОДРОСТКОВ На основе изученной литературы были подобранны и проведены  наиболее эффективные методики, которые позволяют определить наличие  или отсутствие шизофрении.   2.1 «Тест Роршаха» (см. приложение № 1.) Этот тест содержит 10 рисунков, похожих на чернильные пятна, задача,  которая стоит перед тестируемым, назвать, что он видит в этих абстрактных  пятнах, обработка результатов заключается в том, чтобы на основе  ассоциаций испытуемого в результате прохождения теста, было сделано  заключение о психическом состоянии человека. В данном тесте принимали участие 16 человек, результаты получились  следующими: Фамилия испытуемого, ответы на  тест Испытуемый № 1 1. дерево 2. кот 3. дети 4. две свиньи 5. лицо тигра 6. два животных на воде 7. корова 8. пугало 9. лицо коровы 10.бабочки Испытуемый № 2 1. человек 2. два гнома 3. две девочки 4. летучая мышь 5. жук 6. короны 7. люстра 8. здание Результаты и их интерпретация  У тестируемой стойкое почитание  авторитетов, а так же, это не самый  надежный друг, девочка нуждается в  заботе и ласке, боится внешнего мира,  так же присутствует детализированность  фрагментарного мышления, склонна  привязываться к вещам, хорошо умеет  распоряжаться временем и  организовывать свою деятельность У тестируемого отношение к отцу как к  обычному человеку, а так же  нестабильность эмоционального  состояния, очень выражена потребность в заботе и ласке, боится внешнего мира,  имеет открытые внутренние проблемы,  есть фобии и страхи (боязнь жуков), для  этого человека неопределенность­  является большой проблемой 18 9. фонтан 10.летучая мышь 3. Испытуемый № 3 1. позвоночник 2. лицо 3. люди 4. жук 5. люди 6. амфибии 7. нейроны 8. корабль 9. люди 10.мотылек 4. Испытуемый № 4 1. собака 2. девочка в белом платье в темном  лесу 3. дети 4. бабочка 5. морда тигра 6. два кота 7. замок 8. темная личность в плаще 9. единорожек 10. мотылек 5. Испытуемый № 5 1. собака 2. маска человека 3. козлы 4. маска 5. два оленя 6. лазуещие суслики 7. флаг РФ 8. пароход 9. драконы 10. летучая мышь 6. Испытуемый № 6 1. доспехи 2. обрывки кожи 3. 4. птица 5. цыплята  ­  У тестируемого явно выражена  направленность мышления и воображения Тестируемая боится собак, а так же  имеет скрытые страхи, ярко выражена  потребность в заботе и ласке, способна  расти, меняться, преодолевать  трудности, поглощена собственной  личностью У тестируемого есть боязнь собак,  человек неискренний, поглощен собой,  выраженный нарциссизм,  фрагментарность мышления, мелочность, нестабильные ситуации легко выводят из  себя, неадекватная самооценка У тестируемый чувствует себя  защищенным со стороны авторитетных  для него людей, отмечается  фрагментарность мышления, человек  хорошо распоряжается временем, не  желает вступать в отношения с другими  19 6. два хомяка 7. два лобстера 8. шкура медведя 9. бабочка 10.птица 7. Испытуемый № 7 1. дракон 2. человек 3. враг 4. моль 5. черты быка 6. два каких­то животных 7. клетка мозга 8. двусторонний топор 9. корова 10.летучая мышь 8. Испытуемый № 8 1. драконы 2. пчелка 3. дырка 4. бабочка 5. страшная маска 6. рот, зубы, язык 7. насекомые 8. шкура медведя, нож 9. череп 10.летучая мышь 9. Испытуемый № 9 1. кровь 2. маска 3. две девушки 4. гидра 5. две утки 6. два бобра и корона 7. два рака 8. арбалет 9. пламя 10.самурай 10. Испытуемый № 10 1. шлем 2. два силуэта, кошки 3. ваза людьми У тестируемого есть чувство  неполноценности, чувство  опустошенности, уязвимости,  неспособность преодолевать проблемы,  излишняя детализированность, чувствует  постоянную опасность У тестируемого, определенно есть  чувство неполноценности, приклоняется  перед авторитетными для него людьми,  способен радоваться и преодолевать  возникающие трудности, нежелание  общаться с окружающими У тестируемого наблюдается  неискренность, повышенное либидо,  целостность натуры, хорошо развитое  абстрактное мышление, к людям  враждебное отношение, неспособен  преодолевать трудности У тестируемого хорошо развито  абстрактное мышление, целостная  натура, с хорошо развитым  воображением, хорошо справляется с  20 4. – 5. – 6. лисы 7. два рака 8. корабль, бульдог 9. бык 10.летучая мышь 11. Испытуемый № 11 1. дракон 2. собаки встретились носами 3. улыбающийся смайлик 4. маска 5. две женщины 6. два енота 7. раки 8. самолет 9. береза 10.бабочка 12. Испытуемый № 12 1. – 2. – 3. фигуры 4. крыло бабочки 5. – 6. тигр 7. краб 8. корабль 9. – 10.летучая мышь 13. Испытуемый № 13 1. – 2. медвежья морда 3. феи из мультика 4. маска 5. две девушки в пруду 6. пума ходит по скалам 7. насекомые 8. цветок 9. дуб 10.летучая мышь 14. Испытуемый № 14  1. мистерия трудностями, легко их преодолевает У тестируемого множество комплексов и страхов, повышенное либидо, хорошо  развито абстрактное мышление У тестируемой целостная личность,  хорошо развито абстрактное мышление У тестируемой обнаружено чувство  неполноценности, страхи,  непостоянность решений, боится  сложных жизненных ситуациях У тестируемого не обнаружено никаких  отклонений  21 2. летучая мышь 3. пальцы 4. топор 5. горшок 6. лицо 7. клетки 8. пистолет 9. кость 10. бумеранг 15. Испытуемый №15 1. жук 2. птица, два человека держатся за  руки 3. плохой след от ладошки 4. – 5. енот 6. гора, над горой дракон, а по бокам какие­то животные 7. дорога, замок и деревья 8. отражение природы в воде 9. бык и пар из его носа 10.­ 16. Испытуемый № 16 1. дракон 2. остров 3. заяц 4. крылья 5. утка 6. два флага 7. ­ 8. взлет ракеты 9. ядерный взрыв 10.бабочка У тестируемой очень развито  абстрактное мышление, любит  выслуживаться, логика немного  нарушена, о чем свидетельствует  непоследственность действий и описаний У тестируемого обнаружены страхи,  боязнь несоответствия, зависимость от  других, эмоциональная неустойчивость 2.2. «Пословицы и поговорки» (см. приложение № 2) На основании изученной литературы был составлен тест, поскольку у  людей больных шизофренией присутствуют необратимые изменения  мышления, они не могут дать объяснения фразеологизмам, поговоркам и  22 пословицам, что подтверждено многочисленными исследованиями психологов и психиатров. По результатам теста получились следующие результаты: Испытуемый № 1 Испытуемый № 2 Испытуемый № 3 Испытуемый № 4 Испытуемый № 5 Испытуемый № 6 Испытуемый № 7 Испытуемый № 8 Испытуемый № 9  Все поговорки были правильно  объяснены, из чего можно сделать  вывод, что мышление тестируемой не  имеет отклонений и деформаций 1 поговорка была объяснена не  верно,1 не была объяснена, но в целом мышление в норме, по всей видимости поговорки были истолкованы не  верно, по причине плохой  осведомленности 1­ поговорка была объяснена не  верно, в целом никаких патологий не  выявлено Многие пословицы объяснены не  верно, логика рассуждений нарушена,  что может говорить о нарушении  функций мышления Практически все поговорки  объяснены не верно, из чего можно  сделать вывод, о скудности  мышления, его разорванности,  возможны нарушения множества  психических функций Все пословицы объяснены верно, что  свидетельствует о том, что кругозор  достаточно широк, мышление развито хорошо. Поговорки объяснены практически  верно, но есть неточности, что может  свидетельствовать о скудных знаниях  Поговорки объяснены не верно, что  говорит о скудных знаниях, а так же о разорванности мышления, в любом  случае имеют место нарушения  психических процессов Половина поговорок объяснены не  верно, что говорит о плохих знаниях  23 Испытуемый № 10 Испытуемый № 11 Испытуемый № 12  Испытуемый № 13 Испытуемый № 14 Испытуемый № 15 Испытуемый № 16 или отсутствие их понимания Пословицы объяснены абсолютно  верно  Пословицы объяснены не полностью,  разорванность мышления Мышление развито хорошо, а так же  большой словарный запас Не дала объяснение нескольким  пословицам, но те, что объяснены,  имеют верное значение. У  тестируемой скудные знания. Мышление развито хорошо, кругозор  очень широк Непоследовательное описание и  нелогичное объяснение может  свидетельствовать, о нарушениях  мышления Мышление в порядке, но есть  некоторая тревожность 2.3. Тест «Маска Чаплина» (приложение №3)  Этот тест наиболее точно определяет наличие шизофрении или ее  отсутствие. В данном тесте демонстрируется видеозапись, на которой маска  лица Чаплина, медленно вращаясь, меняет выпуклую сторону на вогнутую, у  здоровых людей мозг работает таким образом, что достраивает вогнутую  часть до выпуклой, в обоих случаях для здорового человека маска выглядит  выпуклой. Для человека больной шизофренией характерна реальность  восприятия, по этой причине маска выглядит так, как есть на  самом деле с  одной стороны выпуклая, с другой вогнута. По результатам тестирования 16  человек получились следующие результаты: Испытуемый № 1 Испытуемый № 2 В обоих случаях видит маску  выпуклой В обоих случаях видит маску  выпуклой 24 Испытуемый № 3 Испытуемый № 4 Испытуемый № 5 Испытуемый № 6 Испытуемый № 7 Испытуемый № 8 Испытуемый № 9  Испытуемый № 10 Испытуемый № 11 Испытуемый № 12  Испытуемый № 13 Испытуемый № 14 Испытуемый № 15 Испытуемый № 16 В обоих случаях видит маску  выпуклой Выявить однозначного ответа не  удалось, требуется консультация  психиатра Маску видит вогнутой, и выпуклой,  требуется консультация психиатра В обоих случаях видит маску  выпуклой Маску видит вогнутой, и выпуклой,  требуется консультация психиатра Маску видит вогнутой, и выпуклой,  требуется консультация психиатра Маску видит вогнутой, и выпуклой,  требуется консультация психиатра В обоих случаях видит маску  выпуклой Маску видит вогнутой, и выпуклой,  требуется консультация психиатра В обоих случаях видит маску  выпуклой В обоих случаях видит маску  выпуклой В обоих случаях видит маску  выпуклой В обоих случаях видит маску  выпуклой В обоих случаях видит маску  выпуклой Вывод по Главе 2 По результатам тестов, которые проводились на базе Лицея №36 можно сделать вывод, что большинство детей подросткового возраста очень  нуждаются в заботе, ласке и понимание, что подтверждено результатами  теста. Практически у каждого испытуемого есть страхи и фобии, а так же  неадекватная самооценка, в отдельных случаях отмечались:  нарцисизм,  25 мелочность, возможные акцентуации характера,  эмоциональная  неуравновешенность, подавленность, замкнутость, наличие комплекса  неполноценности, поглощенность собственной личностью, чувство  опустошенности, ощущение постоянной опасности, тревожность, нарушение  логики,  повышенное либидо, фрагментарность мышления и др.. в любом  случае, большинству детей необходима помощь психолога. В результате тестирования по всем трем тестам у 6­ти человек  обнаружены нарушения мышления различного рода, а так же возможно  заболевание шизофренией. Для установления точного диагноза и течения  заболевания требуется консультация психиатра. Точное описние: 1. Испытуемый №  4 ­ видит маску выпуклой и вогнутой, что  свидетельствует о возможной шизофрении, а так же наблюдаются страхи и  фобии, поглощенность собственной личностью. Многие пословицы объяснены  не верно, логика рассуждений нарушена, что может говорить о нарушении  функций мышления. 2. Испытуемый № 5 ­ видит маску и выпуклой и вогнутой, что является  признаком шизофрении, есть боязнь собак, человек неискренний, поглощен  собой, выраженный нарциссизм, фрагментарность мышления, мелочность,  нестабильные ситуации легко выводят из себя, неадекватная самооценка.  Практически все поговорки объяснены не верно, из чего можно сделать вывод, о скудности мышления, его разорванности, возможны нарушения множества  психических функций. 3. Испытуемый № 7 ­ видит маску и выпуклой и вогнутой, что является  признаком шизофрении ,есть чувство неполноценности, чувство  опустошенности, уязвимости, неспособность преодолевать проблемы,  излишняя детализированность, чувствует постоянную опасность. Поговорки  26 объяснены практически верно, но есть неточности, что может  свидетельствовать о скудных знаниях. 4. Испытуемый № 8 ­ видит маску и выпуклой и вогнутой, что является  признаком шизофрении, определенно есть чувство неполноценности,  приклоняется перед авторитетными для него людьми, способен радоваться и  преодолевать возникающие трудности, присутствует нежелание общаться с  окружающими. Поговорки объяснены не верно, что говорит о скудных  знаниях, а так же о разорванности мышления, в любом случае имеют место  нарушения психических процессов. 5. Испытуемый № 9 ­ видит маску и выпуклой и вогнутой, что является  признаком шизофрении , наблюдается неискренность, повышенное либидо,  целостность натуры, хорошо развитое абстрактное мышление, к людям  враждебное отношение, неспособен преодолевать трудности. Половина  поговорок объяснены не верно, что говорит о плохих знаниях или отсутствие  их понимания. 6. Испытуемый № 11 ­ видит маску и выпуклой и вогнутой, что  является признаком шизофрении ,множество комплексов и страхов,  повышенное либидо, хорошо развито абстрактное мышление. Пословицы  объяснены не полностью, разорванность мышления. Во всех шести случаях можно видеть нарушение мышления, наличие  фобий и страхов, что не может не говорить о нарушениях. У остальных десяти тестируемых по всем трем тестам, явных  нарушений не выявлено. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ По результатам проведенной диагностики и ее анализа, можно сделать  вывод о том, что довольно большое количество детей обучающихся в обычных школах,  больны шизофренией, но диагностики на предмет выявления данного заболевания  не происходит, не осуществляется и диагностические меры на  предмет нарушения других психических функций.  По причине  отсутствия диагностических мер, дети, страдающие  шизофренией попадают в обычные школы, их обучение становится не  эффективно, ведь, данное заболевание ведет к необратимым последствиям  мышления и других психических функций, поэтому дети не могут должным  образом воспринимать и усваивать получаемую информацию, для успешного  обучения таких детей,  необходим специальный подход и специализированная  подача материала.       На данный момент, в законопроектах РФ есть сведения, о том, что  вскоре все дети страдающие шизофренией, аутизмом и другими  заболеваниями, будут обучаться в обычной школе, объясняется это тем, что в  специализированных школах ребенок не получает социализации и по выходу  из учреждения не может найти своего места в социуме. Все думают о  социализации, но не понимают того, что дети страдающие какими­либо  отклонениями не смогут эффективно обучаться, а затем и выбрать будущую  специальность.  В данный момент проблема заболевания шизофренией у подростков  особенно остра, поскольку число детей заболевающих шизофренией растет с  каждым годом. По этой причине необходимо обеспечивать соответствующие  условия для обучения, социализации и развития детей, а так же  своевременного выявления с помощью различного рада диагностики. Если же  течение и особенности заболевания не позволяют обучать ребенка, следует  обратиться за специализированным лечением.  28 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ 1. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г.  Мещерякова. М.: Педагогика­Пресс,1999. 2. Демьянов Психопатология детского возраста (Шизофрения и  эпилепсия) лекция Л.: РГПУ, 1990 3. Кербиков О.В., Коркина М.В., Наджаров Р.А., Снежневский А.в.  Психиатрия М.: Медицина, 1968 4. Исаев Д.Н. «Психопатология  детского возраста» (учебник для  вузов) 2001г. 5. 6. 7. 8. 9. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. "Лечение психически больных" М..  Коркина М.В., Лакосина К.Д., Личко А.Е. "Психиатрия" М., 1995 Каплан Г.К. Сэдок Б. Дж. "Клиническая психиатрия", т. 1. М.,  Торри Э. Фуллер "Шизофрения", С­Пет. "Питер", 1996 Руководство по психиатрии под ред. А.Б. Снежневского ­ т. 1, М., 10. Сметанников Л.Г. "Психиатрия", С­Пб., 1995 11. Руководство по психиатрии (под ред. Г.В. Морозова ­т.2, М.,  188 1994 1983) 1988) 12. Снежневский А.Б. "Шизофрения", М., Медицина, 1972. 13. Шизофренический синдром // Медицинская психология: Конспект лекций / Составитель С.Л. Соловьева – М­СПб, 2004, С. 44­56 30 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 1.Что вы видите на картинке? Ответы необходимо записать и  пронумеровать  в соответствии с картинками. 1.  3. 5. 7.        2.                         4.  6.  8. 31 9.     10.  32 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 1. Объясните значение следующий пословиц и поговорок, как вы их  понимаете? Ответы запишите в соответствии с буквенными обозначениями  поговорок. А) Своя рубашка ближе к телу. Б) Ума палата, да ключ потерян В) Дуракам закон не писан, если писан — то не читан, если читан —  то не понят, если понят — то не так. Г) Не так страшен чёрт, как его малюют. Д) Собака лает — ветер носит. Е) Правда глаза колет. 33 ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Тест «Маска Чаплина» ( показывается видеозапись). 34

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования

Курсовые работы по психологии-образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2017