"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся
Оценка 4.7

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
окружающий мир +1
Взрослым
25.09.2018
"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством включения в патриотические действия происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению. Для того, чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современного ребёнка строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение к опыту предшествующих поколений. История России изучается в школе достаточно хорошо, история нашего края - недостаточно. Идея данного проекта – разработать программу работы клуба «Кузбасский меридиан» для углубленного изучения страниц истории Кузбасса и непосредственно города Анжеро-Судженска.Для того, чтобы патриотизм мог стать нормой нашего общества, необходимо воспитание современного ребёнка строить на примерах истории родного края, а через неё – и всей необъятной Родины, осуществлять приобщение к опыту предшествующих поколений. История России изучается в школе достаточно хорошо, история нашего края - недостаточно. Идея данного проекта – разработать программу работы клуба «Кузбасский меридиан» для углубленного изучения страниц истории Кузбасса и непосредственно города Анжеро-Судженска.
проект клуба-Анжеро-Судженск.doc
муниципальное  учреждение  дополнительного образования  Анжеро­Судженского городского округа           «Оздоровительно­образовательный центр «Олимп» Деятельность Клуба  «Кузбасский меридиан» в процессе гражданского и патриотического воспитания детей средствами краеведения Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся Исполнитель:  Медведева Елена Яковлевна,       методист МБУ ДО ООЦ  «Олимп» 2 Анжеро­Судженск  2018 СОДЕРЖАНИЕ Идея   проекта Клуба ……………………………….……………………3 Положение о Клубе ……………………………………......………….…13 Заключение……..……………………………..………………………….15 3 ИДЕЯ ПРОЕКТА КЛУБА  ИДЕЯ ПРОЕКТА КЛУБА  Обоснование  проекта Клуба   Обоснование  проекта Клуба   Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ» нацеливает на формирование у граждан высокого патриотического сознания,   готовности   к   выполнению   конституционных верности   Отечеству, обязанностей   воспитание   ценных   социальных   качеств   личности   средствами туризма и краеведения. В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской   ответственности   и   правового   самосознания,   духовности   и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посредством   включения   в   патриотические   действия   происходит окончательное   превращение   знаний   и   оценок   в   личные   убеждения воспитуемых, формируется стремление к патриотическому поведению.  Мы   не   воспитаем   любви   к   Родине,   не   пробудив   у   ребёнка   любви   к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрослым. Любовь   и   преданность   к   Родине   начинается   с   признательности   к   матери, 4 окружающим   людям,   с   ощущения   сердечного   тепла,   которым   окружен ребёнок,   с   переживания   красоты   родных   мест.   Вершиной   патриотизма конкретного   человека   является   осознание   себя   как   человека   культуры, гражданина и патриота России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно и воспитать гражданина из школьника, изучавшего   большую   Родину   только   по   книгам.   Патриотизм   должен воспитываться   в постоянном общении с природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической краеведческой   деятельности   осуществляется   непрерывно.   В   краеведческой деятельности   формируются   не   только   патриотические   убеждения   –   они позволяют   осуществлять   выработку   навыков   патриотического   поведения. Знания   патриотического   характера,   полученные   в   процессе   гражданско­ патриотической работы, но не закреплённые конкретными делами, оторваны от жизни. В   Центре   «Олимп»     работает   клуб   «Кузбасский   меридиан»,   цель которого состоит в формировании социально активной личности гражданина и   патриота,   обладающей   чувством   национальной   гордости,   любви   к Отечеству, природе, своему народу. Для   того,   чтобы   патриотизм   мог   стать   нормой   нашего   общества, необходимо воспитание современного ребёнка строить  на примерах истории родного   края,   а   через   неё   –   и   всей   необъятной   Родины,   осуществлять приобщение к опыту предшествующих поколений. История России изучается в школе достаточно хорошо, история нашего края ­ недостаточно.  Идея   данного   проекта   –   разработать   программу   работы   клуба «Кузбасский меридиан» для углубленного изучения страниц истории Кузбасса и непосредственно города Анжеро­Судженска. 5 Актуальность   проблемы   очевидна.   Традиционная   школа   вопросы краеведения рассматривает в качестве регионального компонента по многим школьным   предметам.   На   средней   ступени   обучения   дети   получают разнообразную краеведческую информацию, но подача ее остается мозаичной, часто зависит от желаний педагога, в результате целостной картины о родном крае   не   формируется.   Поэтому   данная   программа     делает   знания   детей, полученные в школе, востребованными, одновременно расширяя и углубляя их.  Плановая организация работы С чего начинается работа? В конце августа собирается Совет клуба, на котором   обсуждается   и   принимается   план   работы   на     год,   утверждается состав   участников,   рассматриваются   положения   по   интерактивным   играм, предположительная   работа   летом.   Таким   образом,   дети   и   педагоги   могут заранее   спланировать   всю   свою   работу   и   подготовиться   к   её   отдельным этапам.  Программа деятельности Клуба  состоит из четырех основных блоков, посвященных   городу,   области   и   роли   нашего   города   и   нашей   области   в Великой Отечественной войне.  От изучения узко краеведческого материала, касающегося  города, дети  переходят к  более  широкому  изучению родного края,     области;   третий   блок   раскрывает   страницы   истории   Кемеровской области    в конкретном  событии ­ Великой  Отечественной  войне;  блок «К туристскому мастерству» направлен  на сохранение здоровья обучающихся  и обеспечение   их   адаптации   к   условиям   жизнедеятельности.   Каждый   блок заканчивается   краеведческой  игрой,  выполняющей     двойную  функцию.  Во­ первых,  она являются местом демонстрации  учащимися полученных знаний. Во­вторых,   в   ненавязчивой   форме   отслеживается   результативность выполнения   программы   Клуба   каждым   творческим   объединением   и 6 эффективность работы педагогов. Параллельно организуется и проводится в рамках   игр   конкурс   на   лучшего   знатока   родного   края,   который   помогает отметить   достижения   отдельных   детей.   Основой   работы   по   программе «Кузбасский меридиан» является поисково­исследовательская краеведческая деятельность. Юные краеведы собирают историю своих улиц, воспоминания жителей города, изучают экологические проблемы родного края уже с 6­7 класса,   благодаря   чему,   активно   развиваются   исследовательские   навыки учащихся. Всё это в конечном итоге перерастает в учебно­исследовательские и   творческие   работы,   которые   участвуют   в   различных   конкурсах   и конференциях. Чему учатся дети? 1. Играть интеллектуально:   Участвуя в конкурсе «Лучший знаток родного края»;   Проходя паутину загадок; Отгадывая кроссворд; Составляя пазлы;  2. Познавать свой край:  Через   знакомство   с   бытом   и   трудовой   деятельностью   своего народа, историческими и культурными ценностями.  Определяя     лекарственные   растения   через   чаепитие,   различные растения – по гербарию. Изучая работу промышленных предприятий.  3. Исследовать свой родной край:   Представляя решения экологических проблем родного края. Представляя природные памятники, памятники военной истории родного края. 7   Представляя обряды народностей Кузбасса. Рассказывая об истории отдельных улиц и целых городов. 4. Помнить о героическом прошлом малой Родины:  Изучая   славные   страницы   истории   родного   города   и   края,   его исторический вклад в Победу над врагом.   Рассказывая об участии земляков в Великой Отечественной войне. Изучая армейский быт, воинские звания и награды. 5. Любить свой край. Краеведческая деятельность – это комплексное средство всестороннего развития   личности.   Как   сказал   К.Д.   Ушинский:   «Как   нет   человека   без самолюбия,   так   нет   человека   без   любви   к   Отечеству,   родному   краю».   И именно  краеведение  выступает  в  роли мощного   педагогического  средства воспитания основ патриотизма у подрастающего поколения. Основные субъекты гражданского и патриотического воспитания:  Семья;  Непосредственное социальное окружение;  Творческие   объединения   и   спортивные   секции,   в   которых происходит социализация личности;  Общественные организации и объединения. В качестве объектов патриотического воспитания выступают дети от 12 до 15 лет.  В   подростковом   возрасте   нравственное   и   гражданское   воспитание формирует   мироощущение   и   мировоззрение,   общественную   активность, дисциплинированность.  Цели и задачи: формировании убежденности в том, что целостность государства – залог его имущества; развитие межпоколенной преемственности   через   знание   своих   корней,   ознакомление   с   символами 8 государства,   региона,   места   проживания,   социокультурная   идентификация, аккумуляция переживаний героических событий в истории Отечества. В   старшем   возрасте   –   переживают   период   социального   становления (идейные взгляды, отношение к военной службе, к армии в целом).  Цели и задачи:    чувства   смысложизненных   ориентаций, формирование патриотического,   гражданского   долга,   социально­трудовой   активности, психологической готовности   к защите Родины, стремления вести здоровый образ   жизни,   развитие   способности   к   блокировке   чуждых   идеалов   и ценностей. Оценка эффективности реализации Проекта  обеспечивается:  Средствами   общественного   контроля   через   круглые   столы, семинары, проводимые администрацией Центра, ГорУНО;  Регулярным   обсуждением   хода   реализации   в   методических объединениях, на совещаниях, методсоветах;  Проведением   диагностической   работы   в   ходе   внедрения мероприятий в практику воспитания Центра;  Координацией   исполнения   проекта   администрацией   Центра совместно   с   представителями   учреждений   муниципального   уровня, родительской общественностью;  Разработкой   локальных   актов,   методических   материалов, направленных на совершенствование системы  воспитания в образовательном пространстве Центре;  Подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации проекта, объединением их усилий в рамках  временных творческих   и   научно­исследовательских   коллективов,   общественных организаций. 9              Эффективность   реализации   Проекта  оценивается   с   учетом достижения   следующих   ожидаемых   конечных   результатов   реализации Проекта: ­ Создание в Центре единого воспитательного пространства через реализацию   программных   мероприятий   по   патриотическому   воспитанию клуба «Кузбасский меридиан»; ­ Актуализация   содержания,   совершенствование   форм   и   методов патриотического воспитания, повышение его качества и эффективности; ­ Гармонизация   межэтнических   и   межкультурных   отношений, отсутствие   проявлений   ксенофобий,   толерантные   отношения   среди обучающихся; ­ Увековечение   истории   героического   прошлого   нашей   малой Родины, через сохранение памятных мест г.Анжеро­Судженска, создание и развитие уголков боевой славы; ­ Совершенствование воспитательного процесса через повышение и максимально   полной   реализации   воспитательного   потенциала   системы обязательной и добровольной подготовки к прохождению государственной, военной или альтернативной гражданской службы; ­ Наличие   критериев   и   показателей   эффективности патриотического воспитания граждан города Анжеро­Судженска. ­ Проведение   регулярного   мониторинга   с   целью   объективного анализа состояния патриотического воспитания, оценки и корректировки хода выполнения проекта.  Критерии реализации Проекта Предусматривается   комплексный   критерий   реализации   проекта, включающий   три   вида   показателей:   образовательные,   социальные   и экономические. 10 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: ­ ­ ­ ­ Реализация программы клуба «Кузбасский меридиан»; Обновление форм и методов патриотического воспитания; Охват патриотическим воспитанием обучающихся ОУ; Творческие   достижения   обучающихся   и   воспитанников (конференции, олимпиады, соревнования, конкурсы); ­ Увеличение   информационного   фонда   по   национально­ патриотическому воспитанию. СОЦИАЛЬНЫЕ: ­ Увеличение   числа   юношей,   выбирающих   военные   профессии, проявляющих желание служить Отечеству; ­ Увеличение   числа   граждан   города,   участвующих   в   социально­ значимой деятельности; ­ ­ Динамика правонарушений среди обучающихся; Реальное   число   обучающихся,   участвующих   в   городских, Всероссийских   конкурсах, конференциях и т.д.   фестивалях,   спортивных   соревнованиях, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ: ­ Динамика финансирования на патриотическое воспитание; ­ Увеличение числа тематических экспозиций по патриотическому воспитанию. Конкретные ожидаемые результаты Реализация проекта будет способствовать:  Воспитанию   достойных   граждан,   формированию   личностных качеств;  Пробуждению   интересов   к  героическому   прошлому   и  настоящему России,   стремлению   походить   на   героев,   быть   мужественными,   смелыми, 11 сильными и выносливыми, честными и правдивыми, уважительными к друзьям и коллективу;  Обучающиеся     учатся   уважительному   отношению   к   старшему поколению, любви к Родине;  Сформированности   патриотического   самосознания,   чётких моральных позиций;  Произойдёт   совершенствование   нравственно­волевых   качеств обучающихся;  Привитию навыков конструктивного общения;  Устранению   агрессии,   сокращению   правонарушений   в   среде подростков. Слёт­ конференция Структура и организация работы клуба «Кузбасский меридиан» Совет Клуба Творческое объединение Творческое  объединение Творческое объединение Творческое  объединение 12 Совет Клуба Педагоги  дополнительного  образования Специалисты Обучающиеся План работы Клуба на 20___­20____ учебный год Месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль Мероприятия Заседание Совета клуба Посещение городского краеведческого музея Игра   «Кто,   скажите,   не   знаком   с   этим   милым городком» Заседание Совета клуба Игра «Анжеро­Судженск! Ты дорог и любим...» март апрель май июнь Месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь февраль март апрель май июнь 13 Поездка в музей­заповедник «Томская писаница» Слёт­конференция. Игра   «Давайте,   люди,   никогда   об   этом   не забудем» Туристско­краеведческий лагерь План работы Клуба на 20___­20____ учебный год Мероприятия Заседание Совета клуба Посещение областного краеведческого музея Игра «Наш родной Кузнецкий край» Заседание Совета клуба Игра «Кузбасс! Ты дорог и любим» Поездка в музей военной истории г.Кемерово Слёт­конференция Игра «Этот подвиг не забудем никогда» Туристско­краеведческий лагерь П О Л О Ж Е Н И Е                                    о Клубе  "Кузбасский меридиан" 1.Клуб   "Кузбасский   меридиан"     (далее   Клуб  )–   добровольное творческое формирование обучающихся. В творческих   объединениях клуба обучающиеся совершенствуют свои знания в области краеведения и туризма, приобретают   умения   и   навыки   учебно­исследовательской   работы   под руководством педагогов  и приглашенных специалистов. 2. Задачи Клуба: ­ воспитание   активной   гражданской   позиции,   высоких нравственных качеств и духовной культуры; ­ развитие   интереса   обучающихся   к   исследованию   окружающей природной и социальной среды, к углубленному изучению истории, культуры, 14 природы родного края и на этой основе вовлечение их в творческую работу по преобразованию действительности. ­ ознакомление   учащихся   с   современной   тематикой   и   методами учебно­исследовательской   работы,   формирование   у   обучающихся   научных взглядов в области краеведения; 3. Структура и организация работы. 3.1.Высшим   органом   самоуправления   Клуба   является   слет­ конференция,   проводимый     ежегодно.   На   нем   подводятся   итоги, заслушиваются   отчеты   по   работе   отдельных   объединений,   организуются выставки, утверждаются планы дальнейшей деятельности. 3.2.Руководство   работой   Клуба   между   слетами­конференциями осуществляет Совет Клуба, в который входят руководители всех творческих объединений   и   наиболее   активные   члены   Клуба.   Совет   рассматривает   и утверждает   положения   по   краеведческим   играм,   определяет   тематику краеведческих   исследований   в   объединениях   и   тематику   краеведческих заданий в походах и экспедициях; отбирает лучших обучающихся для участия в городских и областных мероприятиях. 3.3.Основными   структурными   подразделениями   Клуба   являются творческие группы обучающихся . 4. Содержание и формы работы 4.1.Содержание   работы   в   творческих   объединениях   определяются специальными   программами,   ориентированными   на   изучение   различных областей краеведения и утвержденными педагогическим советом . 4.2.Клуб может организовывать свою деятельность в форме: ­ регулярной круглогодичной работы творческих объединений; ­ ­ индивидуальной и звеньевой работы обучающихся; экспедиций, походов, летних полевых практик; 15 ­ конференций, слетов и конкурсов с выставками творческих работ обучающихся; 5. Права и обязанности членов Клуба. 5.1.Членами   Клуба   могут   быть   обучающиеся,   изъявившие   желание работать в объединении. 5.2.Члены   Клуба   обязаны:   активно   работать   в   одной   из   творческих групп,   участвовать   в   различных   клубных   мероприятиях,   самостоятельно углублять   знания   в   области   краеведения   и   туризма,   участвовать   в   их пропаганде среди сверстников. 5.3.Члены   Клуба   имеют   право   быть   избранными   в   Совет   Клуба, работать   в   творческих   группах,   участвовать   в   различных   клубных мероприятиях, прекратить членство в Клубе по собственному желанию. 5.4.За активную работу в Клубе и творческие успехи члены Клуба могут поощряться   благодарственными   письмами,   почетными   грамотами,   ценными подарками. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Особую   роль   в   воспитательном   процессе   наших   школьников   играет краеведение.  Краеведение   –   мощное   средство   для   осуществления   связи школы с жизнью. Краеведческий принцип дает возможность строить обучение   обеспечивающего   доступность на   основе   дидактического   правила, наглядность обучения: «от известного – к неизвестному», «от близкого – к далекому». Имея представление о природе, населении и хозяйстве родного 16 края,   легче   понять   географию   всей   нашей   огромной   страны.   Конкретное проявление   процессов   среды   в   ближайшем   окружении   помогает формированию   представлений   о   многих   предметах   и   явлениях. Систематическое осуществление краеведческого принципа помогает связать теоретические   знания   и   умения,   приобретаемые   в   школе,   с   окружающей   Занимаясь   краеведением, жизнью.   учащиеся   имеют   возможность познакомиться   с   местными   промышленными   и   сельскохозяйственными предприятиями еще до окончания школы. Там они наблюдают труд самых разнообразных профессий, что впоследствии поможет им правильно выбрать будущую специальность, тем самым происходит политехническое обучение учащихся. Изучение своей местности помогает развивать самостоятельность школьников,   открывает   возможность   активного   включения   в   общественно полезный труд.  Осуществление   краеведческого   принципа   предполагает   планомерное изучение своего края, постоянное накопление фактов и сведений о родных местах,   их   систематизацию   и   обработку.   Это   своеобразная   научно­ исследовательская   работа,   которая   требует   постоянного   собирания   и изучения всех современных и исторических материалов о своем родном крае. Суть   краеведческого   принципа   заключается   в   том,   что   он   позволяет   в знакомой   учащимся   местности,   в   повседневной   обстановке   наблюдать действительность   в   соотношениях   и   связях   ее   отдельных   компонентов   и использовать   результаты   этих   наблюдений   для   того,  чтобы   на   полученных реальных представлениях формировать   практические   и интеллектуальные умения.   Особенности   краеведческой   деятельности   способствуют   познанию социальной и природной среды и самопознанию школьников в окружающем их мире.   То   есть,     правильно   организованная   краеведческая   деятельность обеспечивает комплексный подход в воспитании, положительно воздействует 17 на   все   сферы   личности:   интеллектуальную,   эмоциональную,   физическую, волевую   и   нравственную,   способствуя   всестороннему   и   гармоничному развитию личности. Обучение путем открытий ­ актуальная проблема нашего времени.       Современное   обучение   в   средней   школе   требует   продуманной организации   самостоятельной   работы   учащихся,  обеспечивающей   успешное овладение программным материалом и навыками творческой деятельности. Поэтому   особо   важное     значение   приобретает   научно­исследовательская деятельность   школьников.     Происходящие   в современности   изменения в общественной   жизни   требуют   развития   новых   способов   образования, педагогических   технологий,   имеющих   дело   с индивидуальным   развитием личности,   творческой   инициацией,   навыка   самостоятельного   движения в информационных   полях,   формирования   у обучающегося   универсального умения   ставить   и решать   задачи   для   разрешения   возникающих   в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.   Акцент   переносится   на воспитание   подлинно   свободной   личности, формирование   у детей   способности   самостоятельно   мыслить,   добывать и применять   знания,   тщательно   обдумывать   принимаемые   решения   и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю   группах,   быть   открытыми   для   новых   контактов   и культурных связей.   Этим   обусловлено   введение   в образовательный   контекст образовательных   учреждений   методов   и технологий   на основе  исследовательской   деятельности   обучающихся.   Педагогическая общественность   должна   осознать   проектную   и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему   в образовании,   одним   из направлений   модернизации   современного образования, развития концепции профильной школы. 18 Для   углубленного   изучения   страниц   истории   Кузбасса   и непосредственно   города   Анжеро­Судженска   была   разработана   программа «Знатоки родного края».  Программа является модифицированной, написана на основе программ дополнительного   образования   «Юные   туристы­краеведы»   (автор     Смирнов Д.В., 2004) и «Живи, Кузнецкая земля» (автор Г.А.Архандеева,  1999г.) Основой   работы   по   программе   «Кузбасский   меридиан»является поисково­исследовательская   краеведческая   деятельность.   Юные   краеведы собирают   историю   своих   улиц,   воспоминания   жителей   города,   изучают экологические проблемы родного края. Всё это в конечном итоге перерастает в   учебно­исследовательские   и   творческие   работы,   которые   участвуют   в различных конкурсах и конференциях.  Цель программы ­ развитие краеведческой деятельности среди  детей среднего   школьного   возраста   через   изучение   истории,   культуры,   природы родного края, духовных и материальных ценностей и традиций его народов, расширение   методологических   знаний   учащихся     в   области   циклического характера научного познания природы и диалектического понимания научной картины мира. Задачи:  расширять   и   углублять   знания   учащихся   о   родном   крае,   городе; приобщать   к   искусству   и  литературе,   географии   и  истории,  этнографии   и другим отраслям знания и науки;  формировать представления об истории и культуре родного края, взаимодействиях в обществе и природе;  формировать у учащихся интерес к исследовательской   и научной деятельности; 19  научить   учащихся   экспериментальной   работе,   познакомить   с современными методами научных исследований;  создать оптимальные условия для самореализации и самовыражения, для развития познавательной активности и интереса учащихся, развития их умений и навыков общения и взаимодействия.  способствовать овладению методологией научного познания;  воспитывать патриотизм и интернационализм, побуждать к изучению родного   края   и   оказывать   влияние   на   выбор   краеведческих   интересов обучающихся. Программа   предполагает   как   теоретические,   так   и   практические занятия. Программа рассчитана на два года обучения, на детей 13­15 лет. На  реализацию программы  отводится ежегодно 216 часов (6  часов в неделю).   Продолжительность   академических часов в помещении и 8 часов на местности.     занятий   не   должна   превышать   двух В   программе   «Кузбасский   меридиан»   2   года   обучения   введен   курс «Основы исследовательской деятельности», рассчитанный на 32 часа. Наряду   с   теоретическим   материалом     по   методологии   научного   научно­ творчества,   которая   включает   изучение   основных   понятий   исследовательской     работы,  общей   схемы   научного   исследования,  методов научного     познания,     способов   применения   логических   законов   и   правил, методов поиска информации, учащиеся получают практические   навыки по написанию   докладов,   научных   статей,   рефератов,   созданию   презентаций результатов   исследовательской   деятельности,   выступлений   на   научно­ практических конференциях. В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно­ иллюстративный, деятельностный, эвристический, исследовательский. 20 Программа     предусматривает     использование     фронтальной, индивидуальной,   групповой  форм   работы   обучающихся.   форма предусматривает подачу материала всему коллективу обучающихся.  Фронтальная   Индивидуальная   форма   предполагает   самостоятельную   В   программе   отводится исследовательскую   работу   обучающихся. индивидуальной   работе   приоритетное   место.     Групповая   работа   позволяет ориентировать   детей   на   создание   так   называемых   «творческих»   пар   или подгрупп с учетом их возраста и опыта исследовательской деятельности. В процессе обучения предусматриваются следующие  формы учебных занятий:   типовое   занятие   (сочетающее   в   себе   объяснение   и   практическое упражнение),   собеседование,   консультация,   дискуссия,   практическое упражнение   под   руководством   педагога   по   закреплению   определенных навыков, самостоятельное исследование, защита исследования. Формы работы:  лекции;   практикумы; самостоятельная   работа   с   научной   и   научно­популярной литературой;   работа в фондах музеев и архивов; защита  проектов. Первый     год   обучения   посвящен     изучению   истории   образования   и развития   города   Анжеро­Судженска   и   его   окрестностей,     второй   год   – изучению истории Кузбасса и основ исследовательской деятельности. Программа   деятельности   каждого   года   обучения   состоит   из   четырех основных   блоков,   посвященных   городу,   области   и   роли   нашего   края   в Великой Отечественной войне.  От изучения узко краеведческого материала, 21 касающегося города, дети переходят к более широкому понятию  области, а третий блок помогает понять роль нашего края в конкретном историческом событии   ­   Великой   Отечественной   войне,   которое   еще   долгие   годы   будет актуально с точки зрения обучения и воспитания. Кроме этого, на каждом году   обучения   есть   блок   «К   туристскому   мастерству»,   направленный   на сохранение здоровья обучающихся  и обеспечению их адаптации к условиям среды.  В   современной   социально­экономической   ситуации   эффективность системы   дополнительного   образования   имеет   особую   актуальность,   т.к. именно этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор ребенком   видов   и   форм   деятельности,   становление   его   собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. Формой контроля изучения родного края является интерактивная игра, на которую отводится три часа. Итоговые игры выполняют двойную функцию. Во­первых,     они   являются   местом   демонстрации     учащимися   полученных знаний.   Во­вторых,   в   ненавязчивой   форме   отслеживается   результативность выполнения программы каждым кружковым объединением и эффективность работы педагогов. Ещё одна форма контроля – конкурс на лучшего знатока родного   края   «Интеллектуальный   спринт».   К   контрольным   испытаниям относится и сдача контрольных нормативов по уровню развития физических качеств   обучающихся   (дважды   в   течение   учебного   года).   На   2­м   году обучения введена ещё форма контроля:  1. Защита научного реферата. 2. Написание краеведческой работы. 3. Публичное  выступление на научно­практической конференции.  4. Круглый стол: тезисы  доклада.                                   5. Создание  проекта. 22 Важным   разделом   программы   является   выполнение   творческого поискового   задания,   благодаря   чему   начинается   активное   развитие исследовательских   навыков     учащихся.   Работа   в   этом   направлении   не замыкается   сама   на   себе,   а   имеет   выход     на   городскую   и   областную краеведческие конференции, различные конкурсы и патриотические акции. Ожидаемые результаты Так   как   цель,   поставленная   в   программе,   заключается   не   только   в овладении   школьниками   основами   научно­исследовательской   деятельности, но и в расширении мировоззренческого кругозора обучающихся, то результат обучения поданной программе можно разделить на внешний и внутренний. Внешний результат можно увидеть и зафиксировать. Это достижения, выраженные   в  оценке   знаний   при  проведении  конкурсов,  интеллектуально­ краеведческих играх, в реально подготовленном реферате, докладе, исследо­ вательской работе. Внутренний   результат   выражается   в   изменении   потребностей обучающихся, в развитии их коммуникабельности, что можно зафиксировать через проведение мониторинга. Отслеживание   результатов   обучения   осуществляется   путем наблюдений,   анкетирования,   собеседований,   конкурса   «Интеллектуальный спринт»,   проведения   конференций,   защиты   исследовательской   работы   или реферата. В результате первого года обучения обучающие  знают:  Географическое   положение   города   Анжеро­Судженска,   его площадь, особенности рельефа, климат;  Названия рек и озёр города их местонахождение; 23   Основные виды растений и животных; Экологическое   состояние   города:   загрязнение   воздушной атмосферы  промышленными предприятиями и котельными;   Свойства и применение полезных ископаемых; Основные   даты   из   истории   города,   численность   его   населения, культурные достопримечательности;    Названия улиц и историю их становления; Промышленность, образование и культура города; Жизнь   города   во   время   Великой   Отечественной   войны: выпускаемую продукцию, работу эвакогоспиталей, героический труд в тылу;  Награды   ВОВ   и   награждённых   земляков,   памятники   военной истории в городе. умеют:  Совершать экскурсии в черте города и в лес;  Работать с картой местности, атласами, учебными пособиями;  Составлять гербарии;  Работать с образцами минералов;  Вести беседы и брать интервью;  Составлять рассказ­экскурсию и рассказ­представление;  Владеть   методами   исследовательской   работы: официальными документами, наблюдения, проведение анализа;   работа   с В результате второго года обучения обучающиеся  знают:  Коренных жителей Земли Кузнецкой; 24  Географическое положение области, особенности рельефа, климат и природные зоны;  Зоны   расположения   природных   ископаемых,   их   свойства   и промышленное использование;   Названия крупных и средних рек области; Представителей   животного   и   растительного   мира   различных природных зон области;  Природные   памятники   и   заповедные   места   области: «Хомутовские   пороги»,   «Шестаковские   болота»,   «Таловские   чаши», «Красная горка», «Лысая гора».   Основные отрасли, загрязняющие окружающую среду; Этапы   истории   образования   Кемеровской   области:   древнейшие жители Земли Кузнецкой, Кузнецкий  острог, первооткрыватели  кузнецкого угля,   Сибирская   железная   дорога,   установление   советской   власти, социалистические преобразования;     Основные события ВОВ и участие в них кузбассовцев; Работа промышленных предприятий в годы войны; Памятники  военной истории в городах Кузбасса;   методы   проведения   научных   исследований;   основные   этапы проведения научных исследований;    основные признаки научного стиля речи;  гигиену умственного труда. Организовывать и проводить на местности поисковую работу; умеют:    Анализировать и сравнивать собранный материал;   Выстраивать материал в логической последовательности; 25    Определять цели и задачи работы; Делать выводы; Владеть   методами   исследовательской   работы:   лабораторные исследования, эксперимент, беседа, интервью, тестирование, анкетирование.    самостоятельно писать рефераты, доклады; делать выписки, составлять тезисы, конспекты научных статей; работать   со   справочной   литературой,   пользоваться   каталогами, составлять библиографию;  формулировать   тему   работы,   ее   цели,   ставить   задачи исследования; оформлять научно­исследовательскую работу; выступать   с   научными   докладами,   принимать   участие   в   дискуссии. Программа   реализуется   при   тесном   взаимодействии   методического отдела ДООСЦ  «ОЛИМП» с городским краеведческим музеем и отделом по молодежной политике при администрации города.  Структура реализации программы клуба     Городской музей Отдел по молодежной  политике я и н е н и д е ъ б о         е и к с т е Д                  1 тур            2 тур              3 тур Конкурс на лучшего знатока  родного края Все участники в  конце года посещают  музей­заповедник  Лучший знаток  награждается  подарком 26 Методический отдел ДООСЦ   "Олимп" Городская краеведческая конференция     Городской   краеведческий   музей   оказывает   методическую   помощь, возглавляет работу жюри на играх. Отдел   по   молодежной   политике   оказывает   спонсорскую   помощь   при проведении игр, заключительной поездки в музей­заповедник, обеспечивает путевкой в оздоровительный лагерь. Методический   отдел   организует,   методически   обеспечивает, контролирует и координирует деятельность всех структур. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Для педагогов 1. Архандеева,   Г.А.   Учебно­исследовательская   краеведческая работа   в   дополнительном   образовании:   теория   и   практика   [Текст]: методическое   пособие   /     Г.А.   Архандеева.   ­     Кемерово:   Изд­во   облИУУ, 1999.­111с. 2. Архандеева, Г.А., Бочанцев, С.С. «Школа безопасности»: аспекты теории   и   практики   [Текст]:   методическое   пособие.   –   Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 84с. ­ ISBN 5­202­01693­х 3. Овчинникова, Е. Г. Культура опытно­экспериментальной работы учителя [Текст]: учебно­методическое пособие / Е. Г. Овчинникова. – Изд­во ОблИУУ: Кемерово, 1997.­128с. 27 4. Овчинникова, Е.Г. Разработка учебных программ в учреждениях дополнительного   образования   детей   [Текст]:   методическое   пособие.   – Кемерово: Издв­во облИУУ, 2001. ­63с.­ ISBN 5­7148­0177­6 5. Перфильева,   Е.В.,   Перфильев,   Е.Е.   Основы   научно­ [Текст]: исследовательской   деятельности   со   старшеклассниками   методическое   пособие   для   руководителей   НОУ   /   Е.В.Перфильева,   Е.Е. Перфильев. – Новокузнецк, 1993.­ 134с. 6. Петункина,   Л.О.,   Ковригина,   Л.Н.   и   др.   Организация   научной работы по экологии в школе [Текст] / Л.О.Петункина, Л.Н.Ковригина и др. – Кемерово, 1994.­ 147с. 7. Скалон,   Н.В.   Земноводные   и   пресмыкающиеся   Кемеровской области [Текст]: уч.­метод. пособие / Н.В.Скалон. – Кемерово : ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2005. – 128, (8) с.: ил. – 1000 экз. ­ ISBN  5­98899­ 009­6. 8. Соловьев, Л.И. Краеведческие игры [Текст]: учеб, пособие / Л.И. Соловьев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 348 с. 9. Соловьев,   Л.И.   Живи,   Кузнецкая   земля!   [Текст]:   методическое пособие   по   краеведению   /   Л.И.Соловьев.   –   Кемерово:   кемеровский полиграфический комбинат, 1997.­ 234 с. 10. Яковлева,   Е.Л.   Методические   рекомендации   учителям   по развитию   творческого   потенциала   учащихся   [Текст]   /   Е.Л.   Яковлева.   – Москва, 1997.­ 178с. Для обучающихся 1.1. Атлас   Кемеровской   области   [Текст].   –   Изд­во:   Кемерово­ Новосибирск, 1996.­ 364с. 2.2. Бибик, Е.В. Природа и экологические проблемы Кузбасса [Текст]: учеб, пособие / Е.В. Бибик. – Кемерово: Изд­во ОблИУУ, 1993.­ 264с. 28 3.3. Были земли Кузнецкой [Текст] / Под ред. А.Титова. – Кемерово, 1967.­186с. 4.4. История Кузбасса [Текст] / отв.ред.   Н.П.Шуранов. ­ Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2006. – 360 с. ­ ISBN 5­98899­011­8 5.5. Катюшин,     В.А.,   Мосин,   С.И.   Охотнику,   рыболову,   туристу [Текст] / В.А. Катюшин,  С.И. Мосин. ­ Кемерово: Изд­во Притомское, 1998. – 148с. 6.6. Ковригина, Л.М., Фомина, Н.А. Растительный мир Кузбасса и его охрана [Текст]: учеб, пособие / Л.М. Ковригина, Н.А. Фомина. – Кемерово: Изд­во Кузбассвузиздат, 1992.­ 246с. 7.7. Свидание с природой [Текст] / Под ред. А.Титова. – Кемерово, 1971.­164с. 8.8. Соловьёв,   Л.И.     География   Кемеровской   области.   Природа [Текст]: учебное пособие/ Л.И.Соловьёв. – Кемерово: ОАО «ИПП «Кузбасс»; ООО «СКИФ», 2006.­384 с. – 2000 экз.­  ISBN   5­85905­320­7 (ОАО «ИПП «Кузбасс»), ISBN  5­98899­015­0 (ООО «СКИФ»).

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов по патриотическому воспитанию среди обучающихся

"Кузбасский меридиан".Проект организации работы педагогов  по патриотическому воспитанию среди обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2018