Материалы участника конкурса «Сценарий праздника для школьников»
Русский народный праздник - « Кузьминки»
( конспект внеклассного мероприятия во 2 «А» классе МБОУ СШ №8 г. Ярцево Смоленской области)
Автор работы: Шанина Ирина Сергеевна
Тема: «Устное народное творчество. Народный праздник- Кузьминки».
Цели: познакомить обучающихся с малыми фольклорными жанрами;
учить различать жанры;
обогащать словарный запас обучающихся.
Развивать навыки коллективной работы, внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: изделия из дерева, бересты, глины, созданные народными умельцами; изделия с гжельской, хохломской росписью; расшитые полотенца; домашняя утварь; старинные музыкальные инструменты; карточки с потешками, пословицами, приметами, загадками.
Инструменты: деревянные ложки, колокольчики, гусли, металлофоны.
Оформление класса: на классной доске красивыми занавесками оформлено небольшое
деревенское окно, за стеклами которого осенний пейзаж. Возле окна — стол,
накрытый вышитой скатертью, сервированный деревянной расписной посудой,
самовар, пряники, баранки. Возле стола с двух сторон стоят скамейки, на которых
лежат самотканные коврики. На скамьях лежат вышивки, вязания, шерстяные клубки,
у самой стены стоит прялка.
По обеим сторонам от скамеек стоят полки с посудой, поделками в русском
народном стиле.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока. Сегодня у нас необычное мероприятие. Мы продолжим работу над жанрами устного народного творчества; узнаем много нового и интересного о первом зимнем празднике; будем учиться своим рукоделием. выполнять творческую коллективную работу. Сейчас мы отправляемся в старину.
3.Ведущая — учитель.( В русском сарафане, с кокошником на голове.)
- Здравствуйте, и парни! Здравствуйте, гости дорогие, желанные долгожданные! Вы видите, что наш класс превратился в русскую избу.
_Что вы видите на полках? (Это утварь. Дети рассматривают.) А женщины украшали полки своим рукоделием.
- А что это? (Это русская печь с лежанкой, где грелись взрослые и дети, и даже котята. Дети рассматривают убранство избы.)
- Чем топили печку? (Березовыми и осиновыми дровами)
-Чем мешали угольки в печке? ( Кочергой Дети рассматривают инструмент.)
- Давайте посмотрим на стол! Какой предмет был обязательным в каждой русской избе? (Самовар. Дети рассматривают. В конце урока будут пить чай из самовара с баранками.)
- А что это за предмет старины? ( Это прялка. Дети рассматривают прялку.)
Ученик 1.На ней пряли пряжу. Из пучка шерсти получается ровная ниточка, которая наматывается на веретино. На нем тоже пряли.
Учитель. Сегодня на вас одежда старины. Ее ткали на ткацких станках из ниток льна. В такой одежде не холодно зимой, а летом не жарко. Девушки носили сарафаны, как вы видте, а парни носили расшитые рубахи — косоворотки. Обязательным атрибутом в одежде был кушак.
- В каждой русской избе были лавки, покрытые самотканными коврами.
Я приглашаю вас присесть на лавочки и послушать, что же будет происходить в нашей избе!?
- А в нашей избе начинаются осенние посиделки!
- Какой месяц за окном? (Ноябрь)
Ученик 2. Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими темными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц грудень.
Ученик 3. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: « Не сковать реку зиме без ноября- кузнеца», « Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».
Учитель. Много интересного и нового узнаете сегодня о нашем русском празднике. Я приглашаю вас в нашу избу на осенние посиделки. 14 ноября- народный праздник Кузьминки. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем рукомесленника . В старину народ верил, что эти святые помогут больным. В этот день было принято идти в церковь, желательно Кузьмы и Демьяна и молиться об исцелении. После посещения церкви, как правило, ремесленники и девушки собирались и веселились всю ночь. Изба и двор становились своеобразным домашним театром, ярмаркой. Мастера приносили лучшие изделия. Девушки брали с собой рукоделие. Здесь пели, играли, танцевали, шутили под русскую народную мелодию « Коробейники».
Под русскую народную мелодию « Коробейники», которую исполняют обучающиеся музыкальной школы , в класс входят два скомороха. В руках у них корзинки, коробки, мешки. Они ходят по избе и говорят призывно нараспев)
1 скоморох. Ото все дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись народ!
2 скоморох. Вас много интересного ждет!
Много песен, много шуток и веселых прибауток!
1 скоморох. Сел сверчок на шесток, таракан в уголок,
Сели. Посидели, песенки запели!
2 скоморох. Услыхали ложки, вытянули ножки,
Услыхали калачи и попрыгали с печи!
Да давай подпевать, да давай танцевать!
В избу входят 8 девочек и заводят хоровод « У калинушки».
Учитель (держит в руках хлеб и соль).Издавна на Руси дорогих гостей встречали хлебом и солью (низкий поклон, девицы принимают хлеб).
Первая девица. Не красна изба углами, а горячими пирогами.
Вторая девица. Баранками да сушками.
Третья девица. Да самоварами блестящими.
Учитель. Ой, вы девицы-красавицы! Душеньки-подруженьки,
Проходите, гости милые, в нашу горницу, в светлицу…
Девицы проходят к столу, садятся на скамьи сразу начинают своё рукоделие: кто шьет, кто вяжет, кто вышивает, кто прядет, кто пряжу мотает.
Учитель. Хоть и осень за окошком, ноябрь в самом разгаре, а на Руси 14 ноября отмечается первый зимний праздник — Кузьминки. В народе верили, что святые Кузьма и Демьян чудотворным образом оказывали помощь женским работам и семейному благополучию. На каждом русском празднике девицы и парни и танцуют,и поют, и занимаются вышиванием, шитьем, играют на шумовых инструментах, играют в различные народные игры.
Ученик 4. Праздник этот ремесла, домашнего очага,
Праздник не безделья, праздник рукоделия.
А как шили-вышивали, так и песню напевали,
Пели, правда, от души, но и песни хороши…..
Скоморох 1. Эй, девчонки — хохотушки, запевайте-ка частушки!
Девочки исполняют частушки.
Первая девочка. Разрешите в этом доме, разрешите поплясать,
Я не буду сильно топать, только буду припевать.
Вторая девочка. Ой, девчата, пойте, пойте, веселитесь от души.
Хороши Кузьминки наши, и мы тоже хороши!
Третья девочка. Не хотели мы плясать, стояли и стеснялися.
А Кузьма наш заиграл, мы не удержалися!
Четвертая девочка. Разрешите поплясать, разрешите топнуть,
Неужели в этом доме половицы лопнут!
Пятая девочка. Сядемте, побаемте, капустки похлебаете.
Друг на дружку поглядим, хорошо ли мы сидим?
Шестая девочка. Самовар, самовар — золотая ножка.
Я посеяла горох — выросла картошка!
Седьмая девочка. Эй, товарищ, дорогой, полезем в печку с головой.
Там пышечки, лепешечки, покушаем с тобой!
Восьмая девочка. Гармонисту за игру, за игру кипучую,
Два соленых огурца, картошку рассыпучую!
Учитель. Издавна на Руси умели играть на ложках.(Учитель показывает ложки.) Обыкновенная с виду ложка из дерева выточена, раскрашена, а если её возьмет мастер в руки, то заиграет она..Покажите, красны-девицы и добры — молодцы свое мастерство.
Девочки поют русскую народную песню «На горе-то калина….»
Аккомпанируют баян и ложки.
Учитель. Есть такая народная примета — если девочка родилась на Матренин день — 22 ноября, то становится она искусницей;иголочка в её руках с белой ниточкой не растается.
1 скоморох. Эй, девчоночки-подружки, веселушки, хохотушки,
Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы,
Веселее попляшите, всех гостей повеселите!
2 скоморох. Будем кругом ходить, дружну пляску заводить.
Развеселая гульня, всех зовет за ворота!
Эй, сыпь, веселей, лаптей не жалей!
Это верно совершенно, что картошка без костей!
Девочки и ребята берут шумовые инструменты. Исполняется песня « Ой, вставала я ранешенько…..»
1 скоморох. Это только присказка, а сказка будет впереди,
Приготовься и гляди!
2 скоморох. Вдоль улицы во конец шёл удалый молодец,
Не товар продавать, себя людям показать!
3 скоморох. У нашего Якова товару всякого:
Нитки, катушки, селедочные кадушки.
Яркие платочки, мелкие гвоздочки!
4 скоморох. Посуда наша для щей и каши, не бьется, не ломается,
Порче никакой не подвергается!
5 скоморох. Подходи бедный! Подходи богатый!
Подходи тонкий, подходи пузатый!
6 скоморох. Пряники печатные, конфеты сахарные!
Как куснешь, так уснешь, как вскочишь, так еще захочешь!
7 скоморох. У нас без обману товар, без изъяну!
Шёлк, атлас, канифас, весь девичий припас!
Учитель. На каждом празднике девицы и парни любили поиграть.
Петрушка. Расступись народ честной, идет Медведюшко со мной!
( Медведь кланяется)
Много знает он потех, будет шутка, будет смех!
(Обращается к Медведю)
Покажи всем как Дуняша, в круг заходит, лихо пляшет!
(Медведь надевает на голову платок, пляшет.)
Уморился? Отдохни, да немножечко вздремни!
( Медведь ложится)
Учитель. Пока Медведь спит, я вам поведаю, что на Руси всегда было много лесов, взрослые, да малые ребятишки, любили ходить в лес по грибы, да по ягоды. А там частенько можно встретить Медведя. Дети и взрослые изображали встречу Медведя с людьми в лесу. Так появилась игра. В народе она называется « У Медведя во бору». Давайте и мы поиграем с Михаилом Потапычем. Берите корзинки, лукошки и пойдем в лес. А в лесу мы встретимся с волшебством и попадем в сказку. Проводится игра « У медведя во бору». Петрушка приглашает Медведя уходить, повеселить других детей.
Петрушка. До свидания, ребята, нам пора уходить, других детей веселить.
( Уходят)
1.Скоморох. Что за славный денек! Собирайся, куманек,
Будем шутки шутить, да гостей веселить!
( Исполняется танец «Скоморохов»)
2 Скоморох. Погоди ,честной народ, отдохни немножко,
Василиса к нам идет, поразвлечь немножко.
В избу входит сказительница Василиса с корзиночкой в руках под русскую народную песню «Калинка»).
Василиса. Я весною на завалинке посиживаю,
А зимою в горнице полеживаю,
Сижу, на народ гляжу, все всегда запоминаю,
И в корзинку собираю.
Сяду рядышком на лавку, с вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки, кто смышленей погляжу!
А знаете ли вы, что 14 ноября надо бить куренков, читать молитву: « Кузьма-Демьян-сребреника! Зароди, Гос поди, чтобы писклятки водились!» Наблюдают также, чтобы за трапезой не ломались косточки, а то цыплята будут уродливые.
Василиса садится на скамейку, достает из корзиночки карточки с загадками и загадывает.
1. В избе — изба, на избе — труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. ( Печка)
2. Стоит бычок, подбоченивши бочок, шипит и кипит,
Всем чай пить велит. ( Самовар)
3. В брюхе баня, в носу решето,
На голове пупок, одна рука, да и та на спине. ( Чайник)
4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)
Василиса. Девицы-красавицы, много ль вы знаете пословиц и поговорок?
Подарите их мне! Я их в корзиночку положу, кому хочу-подарю…
Девицы. 1. «Долог день до вечера, коли делать нечего.»
2. « Труд человека кормит, а лень портит.»
3.» Умелые руки не знают скуки.»
4. « Землю красит солнце, а человека труд.»
Василиса. Молодцы девицы — рукодельницы! А вот знаете ли вы ноябрьские народные приметы? А именинников ноября?
Девицы. 1. « Коль на Якова (05ноября) мелкий град идет, то с Матрены земля на ноги встанет»;
2. « Если на Дмитрия (08 ноября)потеплеет, то всей матушке-зиме быть с теплинами»;
3. « СЕраста (23 ноября)жди ледяного наста»
Василиса. Спасибо вам, девицы-красавицы! Потешили вы нас, да и корзиночку мою пополнили. А за это я вам подарю вот этот молоточек да эту наковаленку. А почему я их вам подарила? ( Ребята начинают шептаться меж собой)
Василиса. Вы пока подумайте, а с другими девицами и парнями мы поиграем в русскую народную игру « Платочек». Эту игру любили ваши бабушки и дедушки.
Ребята. Василисушка, а мы знаем, почему ты подарила нам сегодня молоточек, да наковаленку! На Кузьминки отмечался День кузнецов Кузьмы и Демьяна. К этому дню кузнецы в честь святых изготавливали священное изделие.
Оба скомороха. Раздайся, народ! Меня пляска берет!
Пойду попляшу, всех на песню приглашу!
(исполняется русская народная песня « Во кузнице...»)
Девицы подводят итог празднику, исполняя частушки:
1. Научилась я работать, научилась и плясать,
А еще я научилась громко песни распевать.
2.Мы ребята любим шутку: шутка делу не вредит.
Гармонист ни на минутку без работы не сидит.
3. Хорошо мы посидели. Отдохнули хорошо.
А пока что, до свиданья, приходите к нам еще!
Заканчивается урок чаепитием с праздничными пирогами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.