Кузнецова Елена Викторовна
Оценка 4.7

Кузнецова Елена Викторовна

Оценка 4.7
doc
воспитание
09.04.2020
Кузнецова Елена Викторовна
Дополнительное образование как фактор духовного и нравственного воспитания учащихся.doc

Дополнительное образование как фактор духовного и нравственного воспитания учащихся

 

Е.В.Кузнецова

МБУДО «ДМШ №1» Кировского района г.Казань

lenusya.1962@mail.ru

 

     Российскими ценностями всегда были патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена.    Что же мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием?
Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:


-нравственных чувств (патриотизма, долга, веры, ответственности, гражданственности);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

     Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

     В связи с этим, сегодня как никогда важнейшей целью образования, общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений» [9, c. 2].    

     В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной».
     Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

     Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации детей в жизни, в обществе, формированию общей культуры, организации содержательного досуга. Получая дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре, формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется, реализуя свои способности, склонности – становится индивидуальностью.

     Современные социокультурные изменения открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной, социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном процессе современной школы.
     Общепринято, что под нравственностью понимается свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материально-бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное».

     Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было жестоко настоящее. И дети, конечно, хотят, чтобы мы - взрослые показали им тот путь, который определит им жизнь, потому что от этого зависит их будущее. Только хороший пример, рождает положительный результат, а от этого результата зависит уже наша старость. Недаром в народе говорят: «Что посеешь, то пожнёшь!».

     Самое существенное в воспитании нравственных и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
С детских лет необходимо формировать уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к старшим людям. Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают основу нравственного и патриотического воспитания: гуманность, трудолюбие, милосердие.    
     Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом. 
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей малой родине. 

     Республика Татарстан является многонациональной, гостеприимной землей. Здесь чтят традиции всех народов.
     Ещё одним проявлением патриотизма - бережное отношение к природе родного края. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребенок учится определять свое отношение к природе, передавая его в игре на музыкальном инструменте, рассказах, рисунках. Любовь к природе определяется прежде всего бережным отношением к ней.

     В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни.    

       Особенно необходимо и важно обогатить знания, расширить кругозор учащихся в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мудрости нашего народа, развивать чувство коллективизма. Одним из сильнейших художественных средств достижения этих целей является хоровое пение в учреждениях дополнительного образования. Стали традиционными выступления сводных хоров детских музыкальных школ и школ искусств, а так же студенческих хоровых коллективов г. Казани в дни празднования Великой Победы, яркого национального праздника «Сабантуй». Такие значимые для России прошедшие спортивные события, как Универсиада в Казани и Олимпийские игры в Сочи несли в себе и нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. На красочном и зрелищном открытии этих спортивных мероприятий звучали голоса сводного детского хора из разных городов России. Во многие Всероссийские и Международные конкурсы вокального и хорового мастерства включены номинации патриотической песни. В репертуар каждого хормейстера обязательно включены произведения о родном крае, о Родине, о Великой Отечественной войне, произведения композиторов-классиков, народная музыка.

     «Хоры — это самая массовая форма культуры и искусства, и, если они зазвучат по всей стране, то сама страна будет ощущать себя единым культурным пространством. Безусловно, возрождение хорового общества — это историческое событие.» - Павел Пожигайло, председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, президент Фонда изучения наследия П. А. Столыпина, исполнительный директор Всероссийского хорового общества.

    Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, председатель Всероссийского хорового общества: «Речь идет о возрождении хорового искусства в России. Сейчас и государство, и каждый из музыкантов, и общество готовы к возрождению. Раньше, например, главы регионов говорили: «Какое хоровое пение? Какие дети? Нам бы детей вообще до школы довести, чтобы дети не баловались наркотиками», — у них не было ни места, ни времени, ни сил заниматься голосами. Россия всегда пела, из хорового искусства вышли и Чайковский, и Балакирев, и Мусоргский. Нам нужно гордиться нашей культурой, развивать ее. Когда мы были в Крымске, практически сразу после трагедии, с хором, солистами и оркестром, то мы стали друзьями школы искусств. Вернее школы не было — ее смыло, но были дети. Дети выступили перед нами, мы выступили перед ними. Я не хотел сегодня говорить о Крымске, но это заставляет задумываться о детях и о том, что можно сразу сделать. Организовать большие симфонические оркестры сегодня — это очень сложно, нужно работать с хорами».

     Многие проблемы, которые переживает сегодня наша страна, в определенной степени связаны с утерей большинством населения России критериев истинных духовно-нравственных ценностей. В этот период культура с ее многополярностью может вновь стать цементирующим началом, отвечать на запросы современного развития страны. Возвращение к опыту предыдущих поколений, к сложившимся традициям, применение новых подходов к реализации накопленного опыта – это тот путь, который ускорит решение сложившихся проблем. Патриотическое, духовное воспитание подрастающего поколения, преодоление разобщенности в обществе логично увязывается с возрождением певческого искусства. Хоровое пение вновь, как и прежде, может стать универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов.

    

    

    

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дополнительное образование как фактор духовного и нравственного воспитания учащихся

Дополнительное образование как фактор духовного и нравственного воспитания учащихся

Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной…

Духовность личности — одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной…

Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом

Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с возрастом

Валерий Гергиев, художественный руководитель

Валерий Гергиев, художественный руководитель

Кузнецова Елена Викторовна

Кузнецова Елена Викторовна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020