Дополнительное образование как фактор духовного и нравственного воспитания учащихся
Е.В.Кузнецова
МБУДО «ДМШ №1» Кировского района г.Казань
lenusya.1962@mail.ru
Российскими ценностями всегда были
патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. Воспитание
духовности традиционно занимало ключевое место в педагогике во все времена. Что
же мы понимаем под духовно-нравственным воспитанием?
Под «духовно-нравственным воспитанием»
понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека,
формированию у него:
-нравственных чувств (патриотизма, долга, веры, ответственности,
гражданственности);
-нравственного облика (терпения, милосердия,
кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению
добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению
жизненных испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения
людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй
воли).
Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность — это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.
В связи с этим, сегодня как никогда
важнейшей целью образования, общества и государства является воспитание,
социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России
Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство
народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор
развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда
способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть
общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному
языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это
национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета
страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических
и политических отношений» [9, c. 2].
В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено
на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к
языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок
проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его
собственной».
Духовность личности — одна из основных
проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе
богатой русской духовной традиции — одна из приоритетных задач современной
педагогической науки.
Дополнительное образование нацелено на создание условий для личностного развития ребенка, профессионального самоопределения и творческого труда. Оно способствует адаптации детей в жизни, в обществе, формированию общей культуры, организации содержательного досуга. Получая дополнительное образование, ребенок приобщается к национальной и мировой культуре, формируется как гражданин, сотрудничая с другими детьми, он социализируется, реализуя свои способности, склонности – становится индивидуальностью.
Современные социокультурные изменения
открывают возможность осознания обществом целей и задач развития, определения
системы ценностей, влияющих на все стороны жизни общества. Духовные ценности, в
сущности, определяют направленность усилий и содержание жизнедеятельности
людей. Духовность влияет на состояние нравственного здоровья человека и
социума. Успешное решение задачи развития творческой, самостоятельной,
социально активной личности зависит от определения духовных ценностей, на
которых будет идти воспитание молодежи, школьников в учебно-воспитательном
процессе современной школы.
Общепринято, что под нравственностью
понимается свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы
преобладают над материально-бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении
человека сеять «разумное, доброе, вечное».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было жестоко настоящее. И дети, конечно, хотят, чтобы мы - взрослые показали им тот путь, который определит им жизнь, потому что от этого зависит их будущее. Только хороший пример, рождает положительный результат, а от этого результата зависит уже наша старость. Недаром в народе говорят: «Что посеешь, то пожнёшь!».
Самое существенное в воспитании нравственных
и патриотических чувств – это непосредственное их проявление в реальных
практических поступках, повседневной жизни. Занимаясь воспитанием детей, решая
задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить
свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
С детских лет необходимо формировать
уважительное отношение к труду людей, с уважением относиться к старшим людям.
Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают основу
нравственного и патриотического воспитания: гуманность, трудолюбие, милосердие.
Чувство Родины начинается с восхищения тем,
что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его
душе. Знакомство с Родиной должно происходить постепенно, в соответствии с
возрастом.
Начиная работу по воспитанию любви к родному
краю, педагог должен продумать, что показать и как рассказать детям, чтобы они
заинтересовались, увлеклись, чтобы у них создавались яркие впечатления о своей
малой родине.
Республика Татарстан является
многонациональной, гостеприимной землей. Здесь чтят традиции всех народов.
Ещё одним проявлением патриотизма -
бережное отношение к природе родного края. Каждый объект природы, яркий или
скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его,
ребенок учится определять свое отношение к природе, передавая его в игре на
музыкальном инструменте, рассказах, рисунках. Любовь к природе определяется прежде
всего бережным отношением к ней.
В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни.
Особенно необходимо и важно обогатить знания, расширить кругозор учащихся в области исторического прошлого нашего Отечества, воспитывать их на примерах мудрости нашего народа, развивать чувство коллективизма. Одним из сильнейших художественных средств достижения этих целей является хоровое пение в учреждениях дополнительного образования. Стали традиционными выступления сводных хоров детских музыкальных школ и школ искусств, а так же студенческих хоровых коллективов г. Казани в дни празднования Великой Победы, яркого национального праздника «Сабантуй». Такие значимые для России прошедшие спортивные события, как Универсиада в Казани и Олимпийские игры в Сочи несли в себе и нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. На красочном и зрелищном открытии этих спортивных мероприятий звучали голоса сводного детского хора из разных городов России. Во многие Всероссийские и Международные конкурсы вокального и хорового мастерства включены номинации патриотической песни. В репертуар каждого хормейстера обязательно включены произведения о родном крае, о Родине, о Великой Отечественной войне, произведения композиторов-классиков, народная музыка.
«Хоры — это самая массовая форма культуры и искусства, и, если они зазвучат по всей стране, то сама страна будет ощущать себя единым культурным пространством. Безусловно, возрождение хорового общества — это историческое событие.» - Павел Пожигайло, председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия, президент Фонда изучения наследия П. А. Столыпина, исполнительный директор Всероссийского хорового общества.
Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижер Лондонского симфонического оркестра, председатель Всероссийского хорового общества: «Речь идет о возрождении хорового искусства в России. Сейчас и государство, и каждый из музыкантов, и общество готовы к возрождению. Раньше, например, главы регионов говорили: «Какое хоровое пение? Какие дети? Нам бы детей вообще до школы довести, чтобы дети не баловались наркотиками», — у них не было ни места, ни времени, ни сил заниматься голосами. Россия всегда пела, из хорового искусства вышли и Чайковский, и Балакирев, и Мусоргский. Нам нужно гордиться нашей культурой, развивать ее. Когда мы были в Крымске, практически сразу после трагедии, с хором, солистами и оркестром, то мы стали друзьями школы искусств. Вернее школы не было — ее смыло, но были дети. Дети выступили перед нами, мы выступили перед ними. Я не хотел сегодня говорить о Крымске, но это заставляет задумываться о детях и о том, что можно сразу сделать. Организовать большие симфонические оркестры сегодня — это очень сложно, нужно работать с хорами».
Многие проблемы, которые переживает сегодня наша страна, в определенной степени связаны с утерей большинством населения России критериев истинных духовно-нравственных ценностей. В этот период культура с ее многополярностью может вновь стать цементирующим началом, отвечать на запросы современного развития страны. Возвращение к опыту предыдущих поколений, к сложившимся традициям, применение новых подходов к реализации накопленного опыта – это тот путь, который ускорит решение сложившихся проблем. Патриотическое, духовное воспитание подрастающего поколения, преодоление разобщенности в обществе логично увязывается с возрождением певческого искусства. Хоровое пение вновь, как и прежде, может стать универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.