Урок в 3 е классе МБОУ Башкирский лицей №1.
Учитель начальных классов: Азаматова Лилия Гарифовна
Тема: Квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника.
Цели: Знакомство с понятием см2,с формулой вычисления площади прямоугольника.
Задачи урока: познакомить учащихся с новым
математическим понятием. Формировать умение измерять площадь в квадратных
сантиметрах, по формуле вычислять площадь прямоугольника, решать задачи на эту тему;
отрабатывать вычислительные навыки, развивать
творческие способности, математическую речь, логическое мышление;
воспитывать уважение и интерес к предмету,
положительные личностные качества.
Оборудование урока учебник «Математика 3 класс. 1 часть. Моро.» геометрические фигуры, квадратный сантиметр, карточки, ноутбук, проектор, экран, линейки, карандаши.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Желаю вам умных мыслей, грамотных ответов, положительных эмоций, новых открытий на уроке. Садитесь.
II. Устный счет.
-Посмотрите на доску, что это? (геометрические фигуры)
- Назовите их.
-Что в них необычного? (на них изображены лица)
-На какие две группы по этому признаку их можно разделить? (лица веселые и грустные)
- Посмотрите внимательно, запомните.
-Закройте глаза.
-Что изменилось? (остались фигуры веселые, радостные)
-Какое настроение они дарят?
-Я тоже желаю вам хорошего настроения!
--------------------------------------------------------------------------------
- А сейчас прочитайте девиз сегодняшнего урока.
ДЕВИЗ: Все за одного.
А один за всех,
Тогда и в деле будет успех.
-Прочитайте. Как вы понимаете его?
- А я буду наблюдать за тем, как вы на уроке придерживаетесь этого девиза.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-Посмотрите на доску снова.
-Какая фигура лишняя? (пятиугольник)
-Сколько углов у пятиугольника?
-Пять! И я желаю вам получать побольше пятерок на уроке!
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-Теперь посмотрите, какие фигуры остались?
-Как их можно назвать?
-Что такое прямоугольник?
-Докажите.
-Назовите свойства сторон прямоугольника. (противоположные стороны)
ІІІ. Постановка учебной задачи.
- Послушайте математическую сказку.
Жили на свете важные фигуры. Их важность признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей их форма служила образцом. Кого бы ни встречали они на своём пути, всем хвалились: «Посмотрите на нас, какой у нас красивый вид: у меня противоположные стороны равны, а у сестры все стороны равны, все углы у нас прямые. КрасИвее нас нет фигур на свете!»
- Как же вас зовут?
-А зовут нас просто….
-Назовите эти фигуры. Как вы догадались? О каких фигурах мы будем говорить на уроке?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-Посмотрите на фигуры, которые лежат у вас на партах.
-Вспомним, как мы сравнивали площади фигур?
(На глаз, способом наложения фигур).
- Можно ли на глаз определить, площадь какого прямоугольника больше?
- Докажите, что площадь синего прямоугольника больше, чем у остальных фигур.
- Назовите цвет прямоугольника, площадь которого меньше, чем у остальных. (красный)
- Как вы определили? (На глаз.)
- А что можете сказать об этих 2-х прямоугольниках? (зел. и оранж.)
- Каким еще способом можно сравнить их площади? (Наложением)
- Сделайте вывод. ( Площадь зелёной фигуры больше, чем у оранж.)
- Что такое «Площадь фигуры?» (Площадь фигуры – это место, которое она занимает на плоскости.)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Верю - не верю». Каждая пара получит карточки с вопросами. Обсудите вместе вопрос и поставьте плюсик либо на графе «ВЕРЮ», либо «НЕ ВЕРЮ».
Игра «Верю – не верю»
|
Вопросы |
«Верю» |
«Не верю» |
1 |
Веришь ли ты в то, что периметр – это сумма длин всех сторон фигуры? |
|
|
2 |
Веришь ли ы в то, что у прямоугольника все стороны равны? |
|
|
3 |
Веришь ли ты в то, что у квадрата все углы прямые? |
|
|
4 |
Веришь ли ты в то, что чтобы найти площадь прямоугольника - надо сложить длину и ширину? |
|
|
-Какая проблема возникла?
-Что же мы должны узнать на уроке? Какова цель урока?
(Узнать, как можно вычислить площадь прямоугольника и квадрата).
-Сформулируйте тему урока.
---------------------------------------------------------------------------------------------
IV. Открытие нового знания.
1)Практическая работа.
- Запишите дату. Классная работа.
- Начерти в тетради прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см.
- Наша задача – найти площадь этого прямоугольника. Как вы будете действовать?
- Раздели его на квадратные сантиметры.
- Сосчитай, чему равна площадь этого прямоугольника.
- Какую мерку вы использовали при нахождении площади этого прямоугольника?
- Какую букву мы используем для обозначения этой величины? (S)
- Что такое квадратный сантиметр? (Квадратный сантиметр – это квадрат, сторона которого равна 1 см.)
- Покажите на своём чертеже эту мерку. Заштрихуйте её.
2)Проектная работа.
- Давайте мы с вами сделаем маленькую проектную работу. На листочке в клетку вы нарисуете эту мерку – 1 квадратный сантиметр.
- Теперь аккуратно вырежьте его.
- Покажите мне их. Вот в руках вы держите мерку – 1 квадратный сантиметр. Вот таких мерок в вашем прямоугольнике сколько?(21)
- Рассмотрите эту мерку, почувствуйте, погладьте его. Теперь приложите его на кончик большого пальца. Его площадь и площадь кончика большого пальца почти одинаковые.
- Как вы думаете, для чего я вам это показываю?
- Правильно, не всегда же вы будете ходить с этой меркой и измерять площади фигур. Попробуйте измерить примерную площадь вашего ластика.
- Какая площадь у твоего ластика? А у твоего?...
3) Новый материал.
- Теперь попробуйте определить площадь синего прямоугольника. Можете пальчиком, можете воспользоваться меркой.
- Удобно ли таким способом вычислять площадь прямоугольника каждый раз?
- Хотите узнать, как быстро, не подсчитывая квадратные сантиметры вычислить площадь прямоугольника?
- Рассмотрим наш прямоугольник.
- Сколько квадратных сантиметров поместилось на верхней строчке прямоугольника? (7)
- А сколько раз будут повторяться такие ряды? (3)
- Как же найти площадь этого прямоугольника зная, что по 7см2 будут повторяться 3 раза?
S = 7*3=21 см2
- Что означает 7 на этом чертеже? (Это длина прямоугольника)
- Что это 3? (Это ширина прямоугольника)
- Так давайте же выведем правило нахождения площади прямоугольника.
- Чтобы быстро запомнить, как найти площадь прямоугольника, мы будем использовать формулу.
- Буквой а- будем обозначать длину,
в –ширину,
S-площадь.
- Площадь прямоугольника как находим?
- Поэтому записываем формулу S= а*в. Возьмите в рамочку эту формулу.
- Повторите правило.
- Сейчас мы с вами немножко отдохнём, а потренируемся в нахождении площади прямоугольника.
V. Физ.минутка.
-Сейчас я покажу вам геометрические фигуры. Покажите точно такие же, используя ваши руки в парах.
VI. Закрепление
- Как вы думаете, какие умения нужны при вычислении площади прямоугольника?
- Да, самое главное – это знание таблицы умножения и деления.
- Повторите формулу нахождения площади прямоугольника.
- Возможно ли по площади и по одной стороне найти длину другой стороны? Как? Проверим.
По интерактивной доске.
Если останется время
1. (Задание на развитие логического мышления.
У:Я вам расскажу одну загадку и нарисую то, что в ней говорится. Было 3 фигуры: круг , треугольник и квадрат. Каждая жила в одном из трёх домиков; первый домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй был с высокой крышей и большим окном, третий с низкой крышей и большим окном. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. Нужно отгадать в каком домике живёт каждая фигура.
-Нарисуйте дома, в которых живут разные фигуры.
(Круг- в домике с высокой крышей с большим окном; квадрат- в домике с высокой крышей и маленьким окном; треугольник жил в домике с низкой крышей и большим окном.)
2. По учебнику -№3 стр.61, под красной линией.
VII. Рефлексия урока.
-Какая величина была хозяйкой нашего урока?
-Площадь какой фигуры мы учились находить?
-Как найти площадь прямоугольника?
-Какими единицами измеряли площадь?
-Что такое квадратный сантиметр?
- Ребята, послушайте одну притчу.
Притча: Шёл мудрец и встретил 3 работников.
«Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил: «Я целый день таскал ненавистные камни».
Второй ответил: «Я немного устал, но добросовестно выполнил свою работу».
Третий ответил: «Сегодняшняя работа принесла мне радость и большое удовлетворение».
-Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником?
-Очень хорошо, что работа на этом уроке принесла вам радость, вы открыли новые знания.
- Вернёмся к девизу нашего урока. Вы следовали на уроке этому девизу? Докажите. Я очень рада.
- А сейчас подумайте, как вы работали на уроке, с каким настроением, поняли ли вы новую тему?
- Каждый этап урока перед вами. Сначала выберите лицо с вашим настроением. Теперь по очереди расположите их в понравившийся вам вагон.
- По улыбающимся лицам я вижу, что все сегодня поработали отлично.
- Спасибо за урок. До свидания.
Оценки за урок!
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС
Сегодняшний урок на тему: Квадратный сантиметр. Площадь прямоугольника.
Его цель – Знакомство с формулой вычисления площади прямоугольника.
Урок был также призван способствовать развитию у учащихся творческих способностей, математической речи, логического мышления.
Это по типу урок изучения нового материала, он включал в себя 4 этапа. Основным этапом была конечно же практическая работа.
Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся.
Я использовала разные методы обучения. И практическую работу и проектную работу, потому что геометрический материал некоторым детям даётся трудно, а если они сами прикоснулись и почувствовали данную мерку, я считаю, что это будет более доступно детям.
В ходе урока на нескольких этапах была организована работа в парах для того, чтобы дети почувствовали поддержку друг друга. Совместная работа детям нравится и они корректируют, дополняют друг друга.
Учащиеся имели возможность выбора. Как им в дальнейшем будет удобно вычислять площади прямоугольных фигур.
Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени было рациональным. Темп урока живой.
Наглядный и раздаточный материал на уроке присутствовал.
Цель урока можно считать достигнутым, потому что все научились вычислять площадь прямоугольника.
Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что всё это было на уроке.
В целом урок можно считать успешным. Спасибо.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.