Квест – технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса детей дошкольного возраста
Составила воспитатель
Шумкина Светлана Павловна
МКДОУ Детский сад №422 «Сибирячок»
«Человек тогда в полном смысле человек,
если он – человек играющий, а значит, творящий,
то есть создающий в игре свой мир».
Ф. ШИЛЛЕР.
Актуальность
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и она знакома нам под таким название как игра по станциям.
«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Из истории квестов
Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются.
Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?
Новизна: они актуальны в контексте требований ФГОС ДО.
1. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельности ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.
2. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды.
3. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.
Цели и задачи квестов:
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
Для того чтобы решить эти задачи наиболее успешно используются следующие принципы:
1. Чёткая постановка цели.
2. Доступность- заданий не должны быть чересчур сложными для ребёнка.
3. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
4. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
5. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
6. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
7. Наличие конечного результата и обратной связи.
Роль педагога в игре — направлять детей, на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
При подготовке квеста для дошкольников нужно соблюдать основные условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
4. В конце участников должен ждать приз, причём он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть расчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.
Классификация квестов.
В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены.
Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений.
Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения).
Формы проведения квестов
· путешествие;
· поиск сокровищ;
· помощь героям;
· приключения по мотивам сказок;
· журналистское расследование;
· научное исследование.
Задания для квестов.
Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
Варианты квестов
· Поиск по запискам.
· Поиск по карте.
· Поиск по подсказкам.
Сейчас очень много интересных сценариев квест-игр для дошкольников можно найти используя интернет-ресурсы в которых много разных вариантов заданий, скомпоновав которые можно составить свой собственный неповторимый сценарий.
В результате применения игровой технологии в работе с дошкольниками можно достигнуть следующих результатов:
· дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
· у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе;
· развито речевое взаимодействие;
· дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию, у них не будет чувства страха за ошибку.
Вывод: Квест - игра – это один из способов направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, как личности творческой, физически развитой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.
Список литературы:
1. Малыгина А. В. Учебно-методическое пособие ««Живые квесты на уроках географии» http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii. Код доступа 12.03.2017
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Код доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf Код доступа 20.02.2017.
4. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологииформирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.
5. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
9.Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский. - (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).
10. Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm)
11. Романцова, Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Романцова. - (http://festival.lseptember.ru/articles/513088/).
Источники информации:
http://www.maam.ru/users/marina1301
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Quests Guru.guest-info
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.