Квест – технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса детей дошкольного возраста

  • Педсоветы
  • docx
  • 30.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Человек тогда в полном смысле человек, если он – человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир
Иконка файла материала СП Квест – технология(1).docx

Квест – технология, как средство формирования любознательности и познавательного интереса детей дошкольного возраста

Составила воспитатель

Шумкина Светлана Павловна

МКДОУ  Детский сад №422 «Сибирячок»

 

«Человек тогда в полном смысле человек,

                                  если он – человек играющий, а значит, творящий,

                                                      то есть создающий в игре свой мир».

Ф. ШИЛЛЕР.

Актуальность

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию и  она знакома нам под таким название как игра по станциям.

«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

 Из истории квестов

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. Только все эти задания выполнялись в виртуальном мире. В отличии от компьютерных квестов, квесты в «реальности» еще только развиваются.

Образовательный квест – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры?

Новизна: они актуальны в контексте требований ФГОС ДО.

1. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в ДОУ, так как она способствует развитию активной, деятельности ребенка в ходе решения игровых поисковых задач.

2. Дети действуют в условиях обогащенной образовательной среды.

 3. Интегрируется содержание различных образовательных областей, используются возможности ИКТ.

Цели и задачи квестов:

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

  • образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
  • развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие интереса, творческих способностей и воображения. индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей. Стремление к новизне;
  • воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие.

      Для того чтобы решить эти задачи наиболее успешно используются следующие принципы:

1.     Чёткая постановка цели.

2.     Доступность- заданий не должны быть чересчур сложными для ребёнка.

3.     Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

4.     Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

5.     Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

6.     Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

7.     Наличие конечного результата и обратной связи.

      Роль педагога в игре — направлять детей, на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

При подготовке квеста для дошкольников нужно соблюдать основные условия:

1.     Игры должны быть безопасными.

2.     Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.

3.     Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

4.     В конце участников должен ждать приз, причём он должен быть таким, чтобы никому не было обидно. Если игра командная, то и приз должен быть расчитан на всю команду. По желанию можно давать маленькие призы на каждом из этапов прохождения.

 

 

 

       Классификация квестов.

  • линейные –основное содержание игры построено по цепочке. Разгадаешь одно задание - получишь следующее, и так до финиша;
  • штурмовые - каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино;
  • кольцевые -по сути, тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек.

      В целом, если посмотреть на такие обучающие процессы, можно отметить, что квест-технологии имеют ряд сходств с компьютерными играми, на основе которых они, собственно, и построены.

 Во-первых, это достижение конечной цели через поиск промежуточных решений.

 Во-вторых, это система подсказок (правда, они встречаются не всегда, что усложняет поиск правильного решения).

     Формы проведения квестов

·        путешествие;

·        поиск сокровищ;

·        помощь героям;

·        приключения по мотивам сказок;

·        журналистское расследование;

·        научное исследование.

 

Задания для квестов.

    Квесты для дошкольников в детском саду должны выполнять не только развлекательную функцию, но и реализовывать образовательные задачи. Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений детей.

    Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

  • загадки;
  • ребусы;
  • игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
  • пазлы;
  • творческие задания;
  • игры с песком, с водой;
  • лабиринты;
  • спортивные эстафеты.

     Варианты квестов

·        Поиск по запискам.

·        Поиск по карте.

·        Поиск по подсказкам.

       Сейчас очень много интересных сценариев квест-игр для дошкольников можно найти используя интернет-ресурсы в которых много разных вариантов заданий, скомпоновав которые можно составить свой собственный неповторимый сценарий.

 В результате применения игровой технологии в работе с дошкольниками можно достигнуть следующих результатов:

·        дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;

·        у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе;

·        развито речевое взаимодействие;

·        дети смогут разумно и доброжелательно возражать взрослым, отстаивать свою позицию, у них не будет чувства страха за ошибку.

Вывод: Квест - игра – это один из способов направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, как личности творческой, физически развитой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Малыгина А. В. Учебно-методическое пособие ««Живые квесты на уроках географии» http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/uchebno-metodicheskoe-posobie-zhivye-kvesty-na-urokah-geografii. Код доступа 12.03.2017

2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.Код доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/news/3447/file/2280/13.06.14-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%94%D0%9E.pdf Код доступа 20.02.2017.

4. Щелина Т. Т. Потенциал квеста как педагогической технологииформирования у подростков установки ведения здорового образа жизни [Текст] / Т. Т. Щелина, А. О. Чудакова // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.

5.  Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.

9.Быховский, Я.С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] / Я.С. Быховский. - (http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).

10. Николаева, Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm)

11. Романцова, Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / Ю.В. Романцова. - (http://festival.lseptember.ru/articles/513088/).

Источники информации:

http://www.maam.ru/users/marina1301

Социальная сеть работников образования   nsportal.ru

Quests Guru.guest-info

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также