Квест-игра
«Путешествие в мир профессий»
Перед игрой участники делятся на три команды, состоящие из 6 человек. ( обучающиеся 8, 9, 10 классов). В каждой команде выбирается капитан, у которого во время игры находится маршрутный лист. На листе указаны станция, место ее нахождения, порядок прохождения. Для каждой команды маршрут начинается с разных станций. План квеста и маршрутные листы прилагаются.
Максимальное количество баллов на каждом этапе указано в маршрутных листах..
При подведении итогов помощники (обучающиеся 11 класса) могут определить самую дружную, организованную, сплочённую, творческую команду.
Оборудование:
· раздаточный материал на каждую станцию;
· маршрутные листы для каждого класса;
· маркеры;
Ведущий квест – игры читает письмо – обращение к участникам:
Здравствуйте, ребята! - Задумывались ли вы, кем станете, какую профессию выберете?
Каждому школьнику в старших классах предстоит выбрать свой профессиональный маршрут, и для того, чтобы не ошибиться в этом выборе необходимо, хорошо разбираться в многообразии мира профессий.
Дорогие ребята, сегодня вам предстоит принять участие в интересном и увлекательном путешествии в мир Профессий. Мир этот необычный. И каждый из вас в нем сегодня обязательно побывает. Жители этого мира – «Профессии» – самые нужные и самые важные в современном мире.
Вам предстоит пройти 7 станций, выполнить задания и собрать 7 карточек с буквами, из которых необходимо составить слово, обозначающее профессию.
Какая команда сделает это быстрее и лучше – победит в нашем испытании и будет признана самой профессиональной командой.
Каждая команда получает маршрутный лист с указанием станций.
Методические материалы для работы на станциях
Станция№1 «Отдел кадров»
Отдел кадров - это структура в организации, которая занимается управлением персонала.Отдел кадров является не только функциональной единицей, но еще и лицом компании, так как именно в отделе кадров любой соискатель начинает знакомиться с организацией.
Цель отдела кадров - это способствование достижению целей предприятия (организации) путем обеспечения предприятия необходимыми кадрами и эффективного использования потенциала работников.
Подбор работников ведется с помощью специально разработанных стратегий: подачи информации о вакансиях в СМИ и службы занятости населения, применения методик отбора, тестирования, процедур адаптации специалистов и последующего повышения квалификации.
Специальность "Управление персоналом" входит в десятку самых популярных и востребованных специальностей. Главные предметы специальности — дисциплины менеджмента. Так как квалифицированный HR-специалист — прежде всего руководитель-стратег, а уже затем психолог и социолог.
Сейчас я проверю как вы знаете профессии. Вы будете зарабатывать баллы, выполняя определённые задания. Чем больше баллов вы заработаете, тем больше шансов на победу. Время – 15 минут.
Задание №1 «Подбери синонимы»
Учащимся предлагается назвать, используя синонимы, представителей указанных профессий. Например: шофер – водитель.
Задания:
Задание №2 «Словарь профессий» (Приложение 3)
Учащимся выдаются карточки с названиями профессий и описаниями деятельности специалистов. Задача учащихся – соединить название профессии и ее описание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Задания:
Станция №2. «Азбука профессий»
В таблице представлены все буквы алфавита, на каждую букву необходимо написать профессию.
А. (альпинист, акробат, артист) |
П. (повар, портной, писатель) |
Б. (бульдозерист, банщик, брокер) |
Р. (разведчик, режиссёр, рыбак) |
В. (водитель, водолаз, врач) |
С. (строитель, садовод, спасатель) |
Г. (горничная, гравёр, грузчик) |
Т. (тьютор, технолог, товаровед) |
Д. (дегустатор, дизайнер, доярка) |
У. (учитель, укротитель, укладчик) |
Е. (егерь, естествоиспытатель) |
Ф. (флорист, фармацевт, фермер) |
Ж. (журналист, животновод, железнодорожник) |
Х. (хореограф, хирург, художник) |
З. (зоолог, зоотехник, землемер) |
Ц. (цветовод, цветокорректор, цементатор) |
И. (инженер, иллюстратор, иллюзионист) |
Ч. (часовщик, чертежник) |
К. (копирайтер, косметолог, кондитер) |
Ш. (швея, шахтёр, швейцар) |
Л. (логопед, летчик, лесничий) |
Щ. (щебёнщик) |
М. (маркетолог, менеджер, медиатор) |
Э. (эколог, энергетик, экспедитор) |
Н. (нотариус, нейрохирург, неонатолог) |
Ю. (юморист, ювелир, юрисконсульт) |
О. (оператор, оценщик, окулист) |
Я. (языковед) |
Станция № 3. «Перепутаница»
На данной станции обучающимся предлагается распутать слова, обозначающие профессии будущего:
1.Тиси-ремфер (сити-фермер);
2.Неринже-логтехн (инженер-технолог);
3.Биокослогмо (космобиолог);
4.Гогроигпеда (игропедагог);
5.Тордиаме (медиатор);
6.Тордерамо (модератор).
Станция № 4. «Профессии в пословицах и поговорках»
На этой станции вам предстоит отгадать, о какой профессии идет речь в пословицах или поговорках.
1.Морской волк, во всем знает толк (моряк).
2.Куй железо, пока горячо (кузнец).
3.Не котел варит, а стряпуха (повар).
4.Пляши, Матвей, не жалей лаптей (танцор).
5.Власть всякого ограничена законом (юрист).
6.Голова всему начало, где ум, там и толк (ученый).
7.Пишут не пером, а умом (писатель).
8.Учи других и сам научишься (учитель).
Станция № 5. «Угадай – кто это?»
Станция № 6 «Аукцион».
Написать на листе бумаги за 3 минуты как можно больше слов, связанных с профессией (ВРАЧА, УЧИТЕЛЯ, ПРОДАВЦА, СТОЛЯРА)
Станция № 7. «Группы профессий»
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия: «человек - природа», «человек – человек», «человек – техника», «человек – художественный образ», «человек – знаковая система». Задание состоит в следующем: необходимо распределить перечисленные ниже профессии по типам взаимоотношений:
«человек - природа» |
инженер-геолог, метеоролог, техник-топограф, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед-зверовод, садовод |
«человек – человек» |
секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер-кассир, гид-переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра, пионервожатый |
«человек – техника» |
электромонтер, машинист экскаватора, монтажник железобетонных конструкций, слесарь-сантехник, каменщик, арматурщик, техник-строитель, столяр, машинист локомотива, техник-путеец, водитель троллейбуса, моторист-рулевой, бортинженер, пилот |
«человек – художественный образ» |
скульптор, художник-живописец, искусствовед, гравер, портной, кружевница, стеклодув, гончар, паркетчик, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер |
«человек – знаковая система» |
оператор ЭВМ, программист, техник-математик, штурман гражданской авиации, аэрофотосъемщик, чертежник, картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, фармацевт и провизор, радиооператор, стенографистка, машинистка, телефонист |
Каждая команда, пройдя определенную станцию, получает карточку с буквой. Пройдя все этапы, команда сдает жюри маршрутный лист и профессию, которая получилось из собранных карточек.
1 команда – УЧИТЕЛЬ
2 команда – АГРОНОМ
3 команда - АДВОКАТ
Все команды собираются в актовом зале, где представляют по очереди профессии, названия которых они собрали из карточек , полученных в процессе прохождения квеста.
В это время жюри подсчитывает баллы каждой команды и награждает победителей квест-игры.
Аудитория участников: Обучающиеся 8, 9, 10 классов, 3 команды по 6 человек; Помощники – обучающиеся 11 класса.
Выводы: Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому нужно постараться уже сейчас определить область своих интересов, больше читать, набираться опыта и знаний. Проведение таких профориентационных квестов позволяет школьнику составить для себя реально обоснованный личный профессиональный план, позволяющий ответить на многие вопросы.
Таким образом, профориентационная деятельность с учащимися общеобразовательных учреждений, направленной на повышение престижа рабочих специальностей, востребованных на рынке труда рассматривается как процесс активный , многоступенчатый. В его реализации необходимо опираться на формы и методы, которые требуют непосредственного участия школьников в самом процессе получения информации. Эффективными считаются методы и формы, которые позволили бы учащимся «примерить»на себя ту или иную профессиональную роль, получить внешнюю оценку своих способностей, сформированных умений и навыков, попробовать себя в деятельности по формированию адекватной самооценки тех или иных профессионально важных качеств.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.