Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"
Оценка 4.6

Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"

Оценка 4.6
docx
26.05.2024
Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"
методическая разработка.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Нижний Ломов

 имени Героя Советского Союза Тархова Сергея Федоровича

 

 

 

 

 

 


КВЕСТ-ИГРА «ТРОПАМИ РОДНОГО ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

 

 

 

 

                               Разработала:

                                                            Добрынина Елена Викторовна

                                                       учитель начальных классов

                                                                  МБОУ СОШ №1г.Нижний Ломов

                                                                       имени Тархова Сергея Федоровича

 

 

 

 

 

                                          г.  Нижний Ломов,

                                                        2024

 

Пояснительная записка

 

Задача современного образования – создание условий для всестороннего развития и реализации творческого потенциала личности, способной легко адаптироваться в быстро меняющемся обществе.

Экологическое воспитание в современных условиях развития общества является одним из важных направлений формирования личности, так как способствует социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную и просветительскую деятельность, а также влияет на формирование личности, способной жить в гармонии с природой.

Несомненно, экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы. Внеурочные занятии по экологии  способствуют расширению и углублению знаний о природе; вырабатывают умения оценивать состояние окружающей среды, расширяют знания детей о природоохранной деятельности, развивают коммуникативные и исследовательские компетенции. Следовательно, являются актуальными.

Новизна данной работы состоит в том, что благодаря современным формам и подходам в обучении школьников расширяются их представления об окружающем мире и связях между его объектами. Работа базируется на реальной практико-ориентированной деятельности обучающихся с использованием метапредметных связей. Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность школьников. Именно системно-деятельностный подход способствует формированию у обучащихся более глубоких экологических знаний, потребности оказывать посильную помощь в сохранности природы и приобретению жизненного опыта. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках занятия, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Считаю, что квест-игра  – это игровая форма занятия, которая делает задание увлекательным, повышает интерес к такой работе и способствует формированию устойчивых навыков самостоятельного получения знаний. Игра, которая подводит обучающихся к сознанию своего места и своей роли в окружающей среде, ставит ребенка в положение исследователя, открывателя существующих в природе связей и закономерностей, способствуют пониманию и решению экологических проблем родного края, развивает чувство прекрасного, прививает любовь и бережное отношение к природе.

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. За контрольное время участники должны выполнить задания, отражающие примеры решения экологических  проблем.

Таким образом, цель данного занятия – способствовать расширению знаний о природе родного Пензенского края, пониманию сути глобальных проблем экологии Пензенского края.

Задачи:

-формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш общий дом);

-воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали;

- формирование активной жизненной позиции, потребности в здоровом образе жизни, умение вести себя в группе;

- выработка навыков исследовательской и природоохранной деятельности;

-воспитание чувства патриотизма, любви к родной земле.

Ожидаемый результат: обучающиеся  закрепят имеющиеся у них знания по вопросам природы родного Пензенского края и состоянию окружающей среды ; усовершенствуют практические и коммуникативные навыки во время исследовательской и игровой деятельности, повысят  мотивацию и интерес к вопросам защиты природы.

Форма проведения: квест - игра

Место проведения: актовый зал, школьные кабинеты.

Ресурсы:
при  проведения квест-игры были использованы мультимедийный проектор.
 При подготовке были собраны необходимые для каждой станции материалы: пустые жестяные банки, контейнеры для мусора, сам мусор для распределения в разные контейнеры. В качестве сминаемого мусора может быть использована любая тара (пластиковые бутылки, коробки из – под сока и т.д.)

Методы: Словесные (беседа, рассказ),

наглядные (изобразительная наглядность, натуральные объекты),

практические (воспроизведение и выполнение работ),

стимулирование мотивов интереса к учению (создание ситуации успеха, поощрение промежуточных действий, дифференциация помощи воспитанникам, благоприятный климат во время занятия)

проблемные вопросы.

Рекомендации:
Квест-игра может быть проведена с разновозрастными  членами команд, что дает возможность детям делиться опытом.

   Условия участия:

·         Все участники делятся на 2 команды

·         Каждая команда получает маршрутный лист, согласно которому перемещаются команды.

·         Задания на станциях могут носить как интеллектуальный, так и интерактивный характер.

·         Побеждает сильнейший

План занятия

1.Вступительное слово учителя

2.Условия квест - игры

3.Формирования 2 команд, получение маршрутных листов

4.Выполнение заданий маршрутного листа, определение ключевой фразы

5.Заключительное слово учителя. Подведение итогов игры. Награждение команд

                                

 

                            Конспект занятия

Организационный момент проходит в актовом зале.

 

1.     Вступление

Ведущие - старшеклассники и учитель знакомят с экологическими проблемами и мотивируют игровую деятельность

Ведущий 1.Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

(Л.Дайнеко)

Учитель: Дорогие  ребята! Самое прекрасное на свете – это Родина. Родина есть у каждого человека, и каждый любит ее по - своему. Любит место, где он родился и живет. Мы любим свой Пензенский край: родные леса и реки, улицы и парки, неповторимую зиму и солнечное лето. Но все это объединяется в общий наш дом – планету Земля. К сожалению, ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится "врачебный" осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает?

Ведущий 2: Многие специалисты указывают на гигантские "раны" на теле Земли – мусорные свалки, выжженные ландшафты, пустыни. Они вызывают боль и опасение. "Шрамы" на теле Земли - асфальтовые дороги - занимают все новые участки первозданной земли. В опасности и "легкие" планеты – леса и парки.

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту все возьмет?

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

                                   Подумайте, а что нас дальше ждет?

Ведущий 1.               Пора бы человечеству понять,

                                    Богатство у природы, отбирая,

                                    Что Землю нужно тоже охранять:

                                     Она, как мы, такая же - живая!

Учитель: Я приглашаю вас поучаствовать в экологическом квесте «Тропами родного Пензенского края». Наша игра пройдет по станциям. Ваша задача состоит в том, чтобы пройти маршрутный лист, выполняя поочерёдно задания на каждой станции. За выполненные задания вы будете получать буквы.
Каждая команда получает маршрутный лист и отправляется по нашей эко тропинке.
1 станция «Угадайкино»

Учитель: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Почему? Кто подарил ей зелёный наряд? Конечно же, это деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий. А знаете ли вы представителей растительного мира Пензенского края?

ЗАДАНИЕ: Чтобы отправиться по экологической тропе, я вам задам 10 вопросов, на которые требуется быстро ответить, за правильный ответ вы получите  буквы (Б, Е, Р)

1 команда

1.     У каких деревьев осенью листья красные? (клён, рябина)

2.     Какое дерево даёт сладкий сок? (береза, клён)

3.     Как в народе называют цветок календулы? (ноготки)

4.     Цветок для гадания (ромашка)

5.     Растёт ли дерево зимой? (нет)

6.     Цветы, какого дерева дают самый лучший мёд? (липа)

7) Это дерево называют «плакучим» (ива)

8) У этого дерева «дрожащие» листья (осина)

9) На этом дереве в ларце смерть Кащеева (дуб)

10) За этим цветком отправила злая мачеха падчерицу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники, ландыш)

2 команда (Е ,Г, И, Т)

1.Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается белыми парашутиками на все стороны света. (Одуванчик).

2.Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

3.Какие деревья имеют стволы с белой корой? (Береза, осина).

4.Какая ягода сада бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

5. Цветы этого дерева люди используют в лечебных целях , а пчелы - для получения ароматного меда. ( акация, липа, бузина)

6. Назовите цветы, которые относятся к первоцветам ( подснежник, пролески, мать – и – мачеха, барвинок, ряска ( хохлатка), калужница…)

7. Какая трава без огня обжигает или жалит, как насекомое? ( крапива)

8.Какое дерево дает сладкий сок? ( Береза, клен).

9.Какие кустарники имеют целебные плоды ( шиповник, калина, рябина, смородина)

10. Какое дерево является символом мощности и силы ( дуб)

2 станция  «Сортировка мусора»

Ребята, как и во всем мире в нашей Пензенской области тоже есть проблема с утилизацией мусора. Я надеюсь,  что мусор в скором времени будут правильно убирать, сортируя его в соответствующие контейнеры. Сейчас я прошу вас правильно рассортировать мусор.
Дети подходят к парте, где лежит «мусор»: банки жестяные, банки стеклянные, полиэтиленовые пакеты, батарейки, бумага и раскладывают его по коробкам с соответствующими значками.
Команды получают буквы (Е,П, Р, И)

3 станция «Экономь место на планете»

Ребята,  ежедневно каждая семья делает покупки. Таким образом,  в мусор выкидываются пластиковые бутылки, жестяные банки, бумага. Сейчас мы  узнаем, как правильно выкидывать различную тару.
Дети собираются в рекреации, где на полу разбросаны жестяные банки, банки  из-под лимонада.
1 команда  собирают банки  в пакет  целыми.

 2 команда  на оставшихся прыгает, таким образом, сминает их, и тоже собирают в пакет.
Наглядно видно, что банки целые и смятые занимают разное количество места. Что нужно сделать с тарой прежде чем ее выкинуть?
Вывод: перед тем как выкинуть тару, ее  нужно сминать.

4 станция «Озеленяем планету»

Станция завершающая и одна для всех команд. Станция практических навыков, на которой дети учатся правильно сажать семена цветов в торфяные горшочки.  Весной эту цветочную рассаду дети вместе с учителем высадят на пришкольной клумбе. Команды получают буквы Р, О, Д,У.

1.     Заключение

Учитель:  Вот и подходит к завершению наше занятие. Обе команды старались побыстрее справиться с заданиями. Вы показали достойные знания и пришли с трофеями – набором букв. Последнее задание – вам необходимо из ваших наборов букв сложить словосочетание. Что нужно сделать, чтобы приумножить природные богатства?

 (Дети составляют словосочетание - БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ).

Ведущий 1.Дорогие ребята! Наверное, вы убедились в том, что:

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живем,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес -

Полно таинственных чудес.

Ведущий 2: Ведь природа – это неиссякаемый источник жизни.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь:

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить.

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым:

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим.

Учитель: - Ребята, я думаю, что наша встреча сегодня не прошла  даром, вы станете настоящими защитниками природы. Ведь человек – часть природы, а значит, он живет до тех пор, пока существует природа. И наш Пензенский край будет чище, зеленее и уютнее!

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г

Пояснительная записка Задача современного образования – создание условий для всестороннего развития и реализации творческого потенциала личности, способной легко адаптироваться в быстро меняющемся обществе

Пояснительная записка Задача современного образования – создание условий для всестороннего развития и реализации творческого потенциала личности, способной легко адаптироваться в быстро меняющемся обществе

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету

Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету

Рекомендации: Квест-игра может быть проведена с разновозрастными членами команд, что дает возможность детям делиться опытом

Рекомендации: Квест-игра может быть проведена с разновозрастными членами команд, что дает возможность детям делиться опытом

Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья,

Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья,

Каждая команда получает маршрутный лист и отправляется по нашей эко тропинке

Каждая команда получает маршрутный лист и отправляется по нашей эко тропинке

Какое дерево дает сладкий сок? (

Какое дерево дает сладкий сок? (

Ведущий 1 .Дорогие ребята! Наверное, вы убедились в том, что:

Ведущий 1 .Дорогие ребята! Наверное, вы убедились в том, что:

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"

Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"

Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"

Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"

Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"

Квест-игра "Тропами родного Пензенского края"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.05.2024